Научная статья на тему 'Мониторинг качества непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе'

Мониторинг качества непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федякина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе»

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Л.В. ФЕДЯКИНА

Ценность качества образования для российского общества подчеркнута в ряде основополагающих документов, принятых на федеральном уровне в последние годы. В частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. главной задачей образовательной политики назван процесс «обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [3, с. 5].

Проблемы управления качеством образования стали предметом исследования ведущих ученых России — В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, А.И. Субетто, Н.А. Селезневой и др. Опираясь на исследования этих ученых, можно заключить, что понятие «качество профессионального образования» далеко не однозначное и даже противоречивое. Одни ученые подчеркивают, прежде всего, нацеленность образовательной системы на достижение качества усвоения учебного материала, другие — качества профессионального обучения и системы профессионального воспитания, третьи — на увеличение степени развитости профессионально важных качеств и способностей личности, четвертые — на увеличение количества выпускников, трудоустроившихся по специальности, пятые — на готовность выпускника к жизни в социуме.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в разделе «Создание условий для повышения качества профессионального образования», отмечается, что для достижения нового качества профессионального образования необходимо создание университетских комплексов. В состав университетского комплекса социального профиля входят: школы с профильными классами; колледжи, осуществляющие подготовку по специальностям среднего профессионального образования социального, педагогического, юридического, экономического профилей; факультеты университета; структуры послевузовского образования.

Центральная роль в развитии современной системы непрерывного социально-профессионального образования в российском обществе принадлежит университетским комплексам социального профиля, реализующим образовательные программы различных уровней и проводящим исследования по приоритетным направлениям развития науки и со-

циальной сферы. Социальная сфера трактуется как обеспечиваемая обществом и государством система отраслей, ориентированных на реализацию различных направлений социальной политики. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы в университетском комплексе должна осуществляться с учетом специфики функционирования следующих ее отраслей: социальной защиты населения (отрасль развивается по трем основным направлениям: социальное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание, включает учреждения социального обслуживания, соци-ально-страховые фонды и органы управления всех уровней); образования (в структуру отрасли входят предприятия и учреждения образования всех уровней, а также государственные, региональные и муниципальные органы управления образованием); здравоохранения (включает предприятия и учреждения здравоохранения, фонды обязательного и добровольного медицинского страхования, федеральные, региональные и местные органы управления); культуры и искусства (включает учреждения социокультурной направленности, а также органы управления ими). Кроме того, в социальную сферу входят органы государственного и муниципального управления, регулирующие молодежную политику, политику в сфере трудовой занятости населения, миграционных процессов, в области межнациональных отношений. Таким образом, необходима дифференциация профессионально-правового образования специалистов по социальной работе с учетом многообразия учреждений инфраструктуры социальной сферы, полифункциональности и мно-гоаспектности их деятельности.

Необходимость непрерывной правовой подготовки специалистов социальной сферы обусловлена очевидным ускорением темпов общественного развития, смены его цивилизационных основ, среди которых ведущее место занимает приоритет прав человека, личности. Право наряду с идеями, ценностными ориентирами, наукой, искусством, образованием выступает важнейшим компонентом цивилизации. Построение правового государства в условиях поляризации мнений и общественных движений, динамичного обновления законодательства, постоянных нововведений общественной практики обусловливает необходимость особого

внимания к проблеме правовой подготовки кадров социальной сферы. Повышение качества про-фессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны.

Правовое образование специалиста социальной сферы в настоящее время является необходимым условием формирования его профессиональной компетентности и личностного развития. Рассматривая правовую подготовку как часть профессиональной подготовки специалиста социальной сферы (социального работника, социального педагога, социолога, эколога, политолога, юриста, специалиста по работе с молодежью и др.), следует отметить, что правовая компетентность специалиста определяется уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемым в рамках определенного коллектива. Основу такой компетентности составляет система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними. Она позволяет специалисту социальной сферы как активному участнику реализации социальной политики государства наиболее глубоко и четко ре-ализовывать свои умения по решению проблемных ситуаций правовыми средствами, выступать защитником прав и интересов клиентов социальных служб, нуждающихся в компетентном социально-правовом сопровождении.

При разработке концепции системы менеджмента качества непрерывного профессионально-пра-вового образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе в роли базисного элемента предлагается использовать квалификационную характеристику выпускника (различных структурных звеньев комплекса), описывающую в понятной для работодателя форме его квалификационный портрет. Желаемая квалификационная характеристика формируется на основе исследований потребностей рынка труда, тенденций развития науки, социальной работы как общественно-про-фессионального феномена, развития инфраструктуры учреждений социальной сферы, что позволяет определить необходимые изменения в учебных планах, основных образовательных программах, реализуемых комплексом, или принять решение об открытии новых направлений профессиональ-но-правовой подготовки специалистов социальной сферы (например, открыть специализацию для социальных педагогов «Уполномоченный по правам ребенка»), В числе обобщенных социально значимых показателей качества непрерывного профессионально-правового образования в университетском комплексе выступают: профессиональ-но-правовая подготовленность, профессиональ-но-правовая компетентность и правовая культура

выпускников различных структурных звеньев. Их сущностные параметры отражены в квалификационных характеристиках следующих уровней: соци-ально-волонтерский и элементарно-технический (профильная школа; факультет довузовского образования); профессионально-функциональный (колледжи); профессионально-компетентностный (вуз); профессионально-исследовательский (послевузовское образование). В понятие «профессио-нально-правовая компетентность специалиста социальной сферы» включены следующие аспекты: проблемно-практический (адекватность распознавания и понимания профессионально-правовой ситуации взаимодействия с клиентом социальной службы по решению его проблемы, адекватная постановка и эффективное выполнение профессиональных задач, правовых норм в данной ситуации); профессионально-смысловой (адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте); профессио-нально-ценностный (способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и применения правовых норм с точки зрения общезначимых и социально-профессиональных ценностей); про-фессионально-технологический (правильный выбор технологий правовой защиты интересов клиента социальной службы).

На профессионально-личностном уровне проблему качества непрерывного профессионально-правового образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе следует рассматривать в трех аспектах: 1) качество формирования у специалистов социальной сферы базисных надпрофессиональных профессионально-право-вых компетенций (навыки работы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими различные аспекты профессиональной деятельности; навыки самообразовательной деятельности в правовой сфере; навыки профессионального взаимодействия с юристами-профессионалами по разрешению проблем клиентов и др.); 2) качество формирования различных видов профессиональных компетенций специалистов по социальной работе (правовой, социально-экономической, соци-ально-психологической, социально-геронтологи-ческой, специально-технологической и др.); 3) качество «конкурентной подготовки», т.е. способность осваивать смежные специализации социального профиля (например, для специалиста-эколога освоение специализации «экологическое право», для специалиста по социальной работе — специализации «пенсионное правообеспечение», для социального педагога — «правовая защита несовершеннолетних» и др.).

В процессе определения качества непрерывного профессионально-правового образования в университетском комплексе социального профиля осо-

бое место занимает мониторинг профессионально-личностного роста обучающихся. Педагогический мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессе профессионального становления личности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения. С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать целостный процесс профессионально-личностного развития будущего специалиста с позиций интересов студента, с другой — с позиций профессиональных задач, целей непрерывного социально-профессионально-го образования.

В контексте исследуемой проблемы сущность мониторинга связана с определением влияния множества вариативных факторов единой образовательной среды университетского комплекса на профессиональный и личностный рост обучающихся. В такой трактовке мониторинга важно рассмотреть все сочетания оценок (самооценок) и ожиданий субъектов профессиональной подготовки от процесса непрерывного социально-профессионально-го образования: ожидания преподавателей факультета довузовской подготовки, ссуза (колледжа), вуза, предъявляемые к профессионально-личност-ному росту обучающихся; ожидания обучающихся, предъявляемые к профессионально-личностным качествам преподавателей; экспертные оценки преподавателями профессионально-личностного роста обучающихся; самооценки обучающимися динамики собственного профессионально-личнос-тного роста в условиях диверсификации образования; оценки обучающимися значимости для них фасилитаторской деятельности преподавателей; самооценки преподавателей своей роли в профессиональном становлении будущих коллег.

При разработке содержания и определения организационной процедуры мониторинга как средства глубокого изучения и научного управления профессионально-образовательным процессом в университетском комплексе учитывались следующие принципы, обоснованные в исследованиях В.И. Байденко, В.П. Симонова, А.И. Субетто, H.A. Селезневой, E.H. Шиянова:

Ф принцип непрерывности: характеризует мониторинг как целостную, динамическую, развивающуюся систему, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса;

Ф принцип научности: означает такую организацию мониторинга, которая построена на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейско-бытовой подход к

их оценке, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями;

Ф принцип воспитательной целесообразности: мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам участников образовательного процесса;

Ф принцип диагностико-прогностической направленности: полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с заранее определенной нормативной картиной педагогического процесса;

Ф принцип целостности, преемственности процессов диагностики, прогнозирования образовательного процесса.

Помимо вышеперечисленных принципов мы учитывали также ряд следующих специфических принципов мониторинга, разработанных СЛ. Братчен-ко:

Ф принцип экологичности (мониторинг должен строиться на приоритете уважения к личности, защиты ее прав и профессиональных интересов, в процессе его реализации не должно быть нанесено никакого вреда или ущерба его участникам);

Ф принцип диалога и сотрудничества (требует установления между субъектами мониторинга атмосферы доверия и партнерства; важно, что результаты, получаемые в ходе мониторинга, должны рассматриваться не как окончательный диагноз, а как промежуточные результаты бесконечного процесса развития профессионального мастерства);

Ф принцип конструктивности (мониторинг направлен на поиск путей усовершенствования про-фессионально-личностного становления будущего специалиста. Следствием мониторинговых процедур должны быть поддержка обучающегося и педагога, определение их потенциальных возможностей);

Ф принцип сочетания информационной открытости и конфиденциальности (результаты мониторинга должны быть доступны всем пользователям, однако часть информации может и должна быть конфиденциальной) [1].

Также в процессе исследования были учтены акмеологические принципы организации и проведения мониторинга, сформулированные A.A. Деркачем: принцип системности (исследование объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного, сложноорганизованного); принцип субъектности (изучение личности обучающегося как субъекта

самосовершенствования); принцип детерминизма (учет того, что процесс профессионально-личнос-тного совершенствования имеет двойную детерминацию (внутреннюю и внешнюю), движущей силой развития является сама личность); принцип гуманизма (признание того, что профессиональные знания должны быть ориентированы на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное становление) [2].

Инструментарием мониторинга качества про-фессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы выступает совокупность диагностических методик (тестов, анкет, решения практических задач профессионально-правовой направленности и т.п.), которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности. Инструментарий мониторинга должен быть, с одной стороны, максимально практико-ориентированным, профессионально-прикладным, понятным, чтобы им могли овладеть все субъекты мониторинга; с другой стороны, он должен быть валидным, т.е. обеспечивающим адекватность объекту мониторинга (что измеряется?) и позволяющим объективировать достоверную информацию (как хорошо это делается?).

Таким образом, модернизация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы, отвечающего потребностям и запросам всех заинтересованных в нем социальных субъектов (отдельной личности, общества, государства), предполагает существенные изменения в функционировании системы «профильная школа — ссуз — вуз — повышение квалификации». Образовательный процесс университетского комплекса социального профиля со всеми его многоаспектными и разнообразными реалиями становится новым контекстом профессионально-личностного развития человека, дающим ему множество возможностей для самосовершенствования.

Главной задачей сегодняшнего дня в системе непрерывного профессионально-правового образо-

вания специалистов социальной сферы является не просто создание системы менеджмента качества, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования в университетском комплексе социального профиля. Решение данной задачи приведет к необходимости принятия энергичных мер по совершенствованию организационной структуры университетского комплекса, разработке плана его стратегического развития на краткосрочную, среднесрочную перспективу, формирования сети социальных партнеров, обеспечивающих обратную связь «потребители профессионально-образовательных услуг университетского комплекса (обучающиеся) — структурные звенья университетского комплекса — потребители выпускников структурных звеньев университетского комплекса (работодатели)». Качественная непрерывная профессиональ-но-правовая подготовка специалистов социальной сферы в университетском комплексе значительно повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, расширяет спектр учреждений для их трудоустройства, способствует успешному карьерному росту.

Литература

1. Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М., 1999.

2. Деркач A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 2003.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.

4. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). — СПб., 2000.

5. Субетто А.И., Селезнева H.A. Мониторинг качества непрерывного образования в России. Качество высшего образования как объект системного исследования. — Новосибирск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.