Научная статья на тему 'Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни'

Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВПО / A MISSION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / A QUALITY OF A PERSON / SOCIAL FUNCTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат С. А., Белова С. Н.

В статье обосновывается миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни. Раскрываются сущностные характеристики высшего профессионального образования, требования к качеству человека в российском образовательном пространстве. Особый акцент сделан на рассмотрении социальных функций: социально-экономических, социально-политических, культуротворческих, научно-исследовательских и квалитологической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MISSION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION WITHIN A CONTEXT OF ADVANCE DEVELOPMENT OF QUALITY OF PERSONAL PROPERTIES AND PROVIDING OF QUALITY OF HUMAN LIFE

A mission of higher professional education within the context of advance development of quality of personal properties and providing of quality of human life is described in the article. Natural charecteristics of higher professional education and requirements to quality of a person in Russian educational dimension are shown. Great attention is paid to consideration of social-economic, social-political, cultural, scientific and research, and qualitative functions.

Текст научной работы на тему «Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни»

странных граждан. - URL: http://www.russia.edu.ru/ тРэгтайоп/апаШ/1300/.

4. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М. : Прогресс, 1971. - 645 с.

5. Геворкян Е. Н. Обеспечение качества открытого дистанционного образования - залог успеха в формировании элементов новой экономики знаний. Приветствие участникам международной научнопрактической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)» / Е. Н. Геворкян, В. Е. Бочков, В. Н. Голубкин // Материалы международной научно-практи-

ческой конференции EDQ-2005 (Москва, 29-30 ноября 2005 г.). - М. : МГИУ, 2005. - 336 с.

6. Making the Grade: Online Education in the United States, 2006. // The Sloan Consortium. - URL: http:// www.sloan-c.org/publications/survey/index.asp.

7. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М. : Наука, 2002. - 527 с.

8. Шанчуров С. М. О перспективах развития международной деятельности УГТУ-УПИ / С. М. Шанчуров, Д. В. Пономаренко, Л. Л. Фридман // Университетское управление. - 2000. - № 3(14). -С. 29-32; С. 2

Mukimbekov M. K.

GLOBALIZATION AND INTEGRATION OF WORLD MARKETS, EDUCATIONAL SERVICES

In a world educational system a steady trend towards the internationalization and integration. Against this background of deepening of the international educational relations gives the interdependence of national educational systems, global nature.

The basis of the program of joint coordinated activities-polished to build an international system we integrate in educational field should be a phased construction of an interstate network of open-distance education - distribution of the universe of distance learning, allowing in practice to implement the principles of open education on the basis of modern-governmental information and communication technologies.

Keywords: globalization, integration and internationalization in education, the international market of educational services, an interstate network of open and distance education, information and communication technology.

УДК 378; 338 46 Булат С. А., Белова С. Н.

МИССИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО ЖИЗНИ

В статье обосновывается миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни. Раскрываются сущностные характеристики высшего профессионального образования, требования к качеству человека в российском образовательном пространстве. Особый акцент сделан на рассмотрении социальных функций: социально-экономических, социально-политических, культуротворческих, научно-исследовательских и квалитологической.

Ключевые слова: миссия высшего профессионального образования, качество человека, социальные функции ВПО.

Миссия высшего профессионального образо- то же время, острую необходимость в целях вы-

вания (ВПО) выражает его предназначение, стра- страивания системы интересов и ценностей ВПО

тегические цели, приоритетные направления раз- как ведущих ориентиров его развития с точки

вития образования и функции ВПО. Определе- зрения обязательства высшей школы перед об-

ние миссии ВПО в контексте опережающего раз- ществом, участия выпускников в решении и пре-

вития качества человека и обеспечения качества дупреждении социальных, экономических и экоего жизни представляет особую сложность и в логических проблем. .

64

© Булат С. А., Белова С. Н., 2011

Миссия - это концентрированное выражение намерений ВПО относительно его предназначения в современном мире, некое общественное требование, категория долженствования, определяемая во взаимодействии университета, государства, общества и личности. Она выражает обобщенный глобальный ориентир развития ВПО, определяющий его место во внешней среде, в социуме. Для того чтобы перейти к практической реализации миссии, необходимо определить приоритетные направления развития ВПО в современных условиях. Очевидно, что выбор стратегических направлений должен производиться на основе анализа тенденций развития ВПО на данном этапе развития общества. К их числу принадлежат следующие: выдвижение качества высшего образования на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования, диверсификация ВПО, информатизация ВПО, гуманизация образования и активно развивающаяся концепция непрерывного образования, сближение ВПО с миром труда, приводящая к интеграции образовательных учреждений и предприятий (организаций), радикальное обновление образовательных программ, массовость высшего образования, движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция», академическая мобильность, глобализация, интернационализация, европеизация и др. Мировые, европейские и отечественные тенденции развития ВПО, безусловно, относятся к числу ведущих факторов, определяющих миссию ВПО в условиях обеспечения качества жизни и качества человека.

Чтобы выверить миссию ВПО в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни, необходимо охарактеризовать ВПО как социальный институт и с этой целью представить современную «палитру» взглядов на высшее профессиональное образование, выполнения его социальных функций.

Высшему профессиональному образованию свойственны сущностные характеристики образования, среди которых:

- его центрация на становление и развитие личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации, на формирование компетентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого с учетом социально-экономических, нравственно-правовых, духовно-культурных потребностей общества в специально подготовленных людях [1; 2];

- ориентация на способность приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт [3]; будущую социальную и природную среду, на те проблемные ситуации, разрешение которых предполагает использование научных знаний как средства практической деятельности;

- ориентация не только на конечный результат, но и на процесс, условия овладения определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, способами деятельности посредством специально организованной инновационной образовательной среды, которая интегрирует в себе традиционные и новые образовательные технологии и является основным компонентом социально-психологической среды образования [4; 5];

- развитие душевных сил человека во взаимодействии врожденных программ анатомо-фи-зиологических изменений с культурно-историческим по своему происхождению и функционированию социумом. Тем самым образование возможно, только когда существуют программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы, материальная инфраструктура и квалифицированные управленческие и педагогические кадры [2].

В рамках модели образования, ориентированной на качество жизни, образование приобретает особую ценность, становится частью жизни человека, средством социализации, становления личности человека, формирования у человека устойчивых ценностных ориентации на широкой базе знаний и уверенности в своих возможностях, проявляющихся в овладении необходимыми для жизни в гражданском обществе компетенциями, и в этом, несомненно, его гуманистическая направленность. Это обстоятельство ученые [6; 7; 1; 2; 8; 9; 10] связывают с изменением ориентиров в обществе: от формирования, адаптации, приспособления личности к условиям (внешней среды, производства, общества, государства) повернулись в сторону развития человека, развития качества человека.

Поэтому наряду с вышеназванными характерными чертами образования следует особо выделить его ориентацию на опережающее развития качества человека, способного создавать условия для совершенствования качества жизни.

Парадигма современного образования, по мнению ученых Исследо. вательского центра

проблем качества подготовки специалистов (В. И. Байденко, О. А. Васильевой, Б. К. Коломи-еца, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, Ю.Г. Тату-ра и др.), должна быть выражена «направленностью на качество жизни человека и общества в целом» [6; 11].

Проблеме качества жизни посвящены исследования В.И. Вернадского, А. А. Григорьева, В. Зубакова, В. П. Казначеева, Б. Коммонера, К. Я. Кондратьева, В. А. Коптюга, Д. Х. Медоуза, А. Печчеи, Е. Я. Режабека, П. Самуэльсона, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто и др. Авторы -разработчики этой проблемы солидарны в толковании качества жизни, которое предстает как сложная и противоречивая категория, охватывающая не только материальный уровень жизни, но и духовно-нравственное, социальное качество жизни, определяющее раскрытие духовного, нравственного потенциала личности,

реализацию творчества личности, обеспечение полноты раскрытия творческих способностей, осознанное исполнение духовно-нравственного, служебного, профессионального долга, реализацию ответственности за продолжение жизни на Земле, здоровье человека, качество среды обитания, качество культурной жизни и т.д.

В настоящее время качество жизни становится синонимом социоприродной гармонии, обеспечения прогресса человечества, совместимого с прогрессивной эволюцией всего живого (биосферы) на Земле. Причем качество жизни в его-системной целостности определяется духовностью, являющейся условием жизни человека и общества [9; 12; 13].

Качество жизни - категория, сопряженная с качеством человека, оказывается неотделимой от содержания качества человека.

В работах В.П. Казначеева, А.И. Субетто, Н.А. Селезневой, А.И. Уткина, В.Д. Шадри-кова и др. обоснованы модели качества человека. По сути дела, модели формирования идеала человека - это его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по не зависимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам. Модели качества человека составляют основу воспитания в каждом обществе, основу образовательной политики [9].

Основу процесса моделирования качества человека составляет закон разнообразия культур, этносов, локальных цивилизаций, языков как важнейший закон прогрессивного развития человечества. На действие этого закона в том или ином контексте указывали Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, В.П. Казначеев, П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер и др. В России моделирование качества человека, на становление которого ориентировалась российская система образования, было делом российской культуры, и в первую очередь русской культуры. Рефлексия по этому поводу наиболее ярко отразилась в русской культуре, в русской философии, российской педагогике. «Образ качества человека» в России с учетом духовно-культурных традиций формируется в работах Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина,

A.С. Макаренко, А.С. Пушкина, Н.К. Рериха,

B.C. Соловьева, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма».

Общим в «идеале качества русского человека», как его сформулировала русская культура, является его антиэгоистическая направленность, последовательно вытекающая из соборно-общинных начал российской цивилизации [10]. Данная направленность русского человековедения приобретает особый смысл в контексте императива становления «ноосферы будущего» и «но-осферного человека», который определяет новый тип культуры и человека - «экоцентричный», преодолевающий «эгоистический эгоцентризм» ради жизни человечества в гармонии с Природой на Земле.

«Идеал качества человека» в России, созданный русской культурой и русской философией, -это холистический, целостный человек, с синтетическим типом мышления, обладающий «цельным знанием» (Вл. Соловьев), всесторонне, гармонично развитый, универсально-творческий человек, одновременно это «корневой человек» (П. А. Флоренский), укорененный в русской, российской культурах, в своих «предках», человек -патриот, государственная личность (К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский),

человек, способный к самопожертвованию, готовый отдать жизнь в соответствии с древним кличем русских воинов «За други своя!» [14].

Дальнейшее развитие модели качества человека в XX веке в русской - советской культуре нашло отражение в работах В. И. Вернадского (в работах о ноосфере), Н. Г Холодного, В. П. Казначеева, В. Н. Сагатовского и др. Главными свойствами личности России являются ее соборность, общинность, коллективизм, государственниче-ство, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечность, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др.

Моделирование качества человека базируется на модели вложенных соответствий качества человека «средами» его бытия, качества человека как блочно-сферной модели, соединяющей в себе «внутреннее» и «внешнее» качества, системы деятельности человека А. И. Субетто и 12-блочную модель качества человека

В. Д. Шадрикова [9; 10]. Психологический контекст рассмотрения модели качества человека («эталона качества человека», эталона его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма) служит решению вопроса о том, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования) и какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы, что-бы решать все три задачи-проблемы: выживания, функционирования и развития [4; 9; 10].

Модели качества человека в образовании подчеркивают уникальность их характеристик. Так как фактически от того, как мы себе представляем, каким мы хотим видеть человека, зависит эталон качества ВПО, т. е. те требования, которые предъявляет государство, общество к человеку с высшим образованием.

Таким образом, ВПО - это сложная категория, раскрываемая через систему определений, отражающих два взаимодополняющих класса оснований - социоцентристских (культуроцентристских) и человеко-центристских (антропоцен-тристских). Причем можно констатировать факт,

что наметился явный крен от социоцентрирован-ного определения образования как воспроизводства опыта, интеллекта, духовности к человекоцентристскому определению, подразумевающему, прежде всего, обеспечение качества жизни и развитие человека, его потенциала (духовнонравственного, психофизиологического, социокультурного, квалификационного, социальнопрофессионального, творческого, образовательного и самообразовательного).

ВПО рассматривается как:

- ценность, то, что значимо для человека или социальной группы, чем дорожат, включая уже достигнутое или только осваиваемое, придает устойчивость личности, определяет принципы его поведения, направляет интересы и потребности;

- открытая, неравновесная (обусловленная бесконечным разнообразием, уникальностью обучаемых и педагогов) система;

- передача и освоение социокультурного опыта, т.е. процесс и результат целенаправленно организованного и системно спланированного (а значит, управляемого) усвоения субъектом определенного стандартизированного содержания образования. Реализуется такое образование технологиями, обеспечивающими достижение эталонных результатов обучения (знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетенций), осуществляется на основе специально переработанного содержания и критериального оценивания;

- непрерывный процесс становления и развития личности человека, его эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, оценивание которых осуществляется на основе критериального мониторинга;

- главное условие опережающего развития качества человека, обеспечения качества жизни в условиях глобализации.

Высшее профессиональное образование правомерно рассматривать как специфический социальный институт и сферу духовного «производства» человека, в котором осуществляется процесс передачи знаний, культуры, подготовки, становления и развития субъекта труда высшей квалификации; формируется культура качества. Однако ВПО наряду с общими особенностями образования характеризуется специфическими, присущими только ему чертам. К ним относятся:

профессиональная (вторичная) социализация и развитие субъекта труда высшей квалификации; социально-селективная особенность, которая заключается в избирательности отбора студенческого пополнения в соответствии с профессиональными склонностями, готовностью выполнять те или иные социальные и профессиональные роли; социальная мобильность, заключающаяся в том, что ВПО осуществляет приобщение индивида ко всей наличной материальной и духовной культуре, что создает широкий спектр реализации инновационного поведения и возможностей для личности ориентироваться на рынке труда; инновационно-профессиональная направленность, характеризующаяся постоянно растущей исследовательской компонентой ВПО, интеграцией ряда образовательных программ с производством, посредством предоставления образовательных услуг ведущим предприятиям, организациям, созданием не зависимых от вуза профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам; мотивационная особенность, т.е. активация всех компонентов образовательного процесса по созданию условий, побуждающих студентов к активному овладению знаниями, основанному на совпадении в сознании студентов ценности получаемого знания с личностным смыслом, помогающих найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение.

Надо признать, что первой идеей, с которой начинался современный университет, стал образ учреждения, дающего не столько профессию, сколько жизненные ориентиры, определенное мировосприятие [8]. Понимание высокой миссии университета в современном мире (Дж.Г. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет и др.) позволяет увидеть ее в предоставлении в основном гуманитарного знания, в обучении достижениям культуры, развитии интеллекта, духовности, «в формировании индивидуального субъекта». Эти позиции рассматриваются в качестве конечных целей университетского образования, единственно отвечающих его природе. Учеными Дж.Г. Ньюменом, X. Ортега-и-Гассета определены контуры ВПО, которые заключаются в передаче культуры как «системы жизненных идей о мире и человеке, направляющей человеческое существование

в хаосе и неоднозначности жизни» [8, с. 26]. Данные идеи получают дальнейшее развитие в работах современных исследователей, где рассмотрение процесса воспитания профессионалов-гу-манистов является одной из основополагающих задач ВПО (Р. Салмон).

Г. Андрушака, А. Волков, Я. Кузьминов, Б. Рудник, И. Фрумин, М. Юдкевич, Л. Якобсон и ряд других исследователей указывают на необходимость трансформации миссии, цели ВПО под влиянием тех процессов, которые происходят в инновационной экономике и информационной цивилизации [7], среди которых: максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы; включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы; опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития; многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени; смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии -к социальному капиталу и способности к адаптации; наличие двух инновационных контуров (первый связан с порождением и продвижением инноваций, второй - с их отбором и освоением). Фактически речь идет о выделении из социальных групп квалифицированных исполнителей тех работников, которые обладают повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения нового. Подобные изменения выдвигают новые требования к результатам образования. Важнейшими из них является ориентация на развитие креативных компетентностей у выпускников и готовность специалистов к непрерывному образованию.

Таким образом, миссия ВПО в условиях обеспечения качества жизни и развития человека выражается в таких целях, как повышение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, информационной цивилизации, современным потребностям общества и каждого гражданина; выполнение социального заказа региона на опережающую подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров с высоким духовно-нравственным потенциалом, готовых решать стоящие перед обществом задачи-проблемы,

от успешного решения которых зависит выживаемость общества, надежность его функционирования под заданные прогрессивные цели, необходимая динамика прогрессивного развития; обеспечение непрерывного образования в быстро изменяющемся мире, повышение качества жизни, наращивание инновационного потенциала в социальной, экономической, политической и культурной сферах; формирование духовнонравственной среды, сохранение, преумножение и развитие этнокультурного своеобразия региона; создание многомерного, многоуровневого культурно-образовательного пространства для разных категорий обучающихся, позволяющего реализовать их индивидуальные образовательные траектории и осуществлять самоактуализацию личностного потенциала; обеспечение культурной идентификации личности, ее вхождения в контекст национально-региональной культуры; интеграция образовательного процесса с наукой и профессиональными сообществами.

Миссия ВПО в условиях обеспечения качества жизни и развития человека реализуется посредством выполнения социальных функций. Социальные функции высшей школы рассматриваются в широком аспекте как категория, отражающая содержание деятельности отдельных элементов социальной системы в целом. К числу основных социальных функций высшей школы ученые [4; 6; 11] относят: социально-экономические, социально-политические, культуротворческие, научно-исследовательские. На наш взгляд, следует выделить квалитологические функции ВПО. При этом следует отметить все возрастающую тенденцию к взаимодействию и взаимопроникновению перечисленных выше функций.

К числу важнейших социально-экономических функций высшей школы относится внедрение в систему ВПО эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан,

решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Правомерным является утверждение о том, что высшая школа призвана готовить кадры с опережением потребностей практики, рынка труда, умеющих учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В силу этого данная функция призвана выполнять функцию обеспечения государственночастного партнерства в ВПО посредством вовлечения работодателей в разработку и реализацию государственной образовательной политики (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области ВПО, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка федеральных государственных образовательных стандартов ВПО, участие в процедурах оценивания качества результатов образовательного процесса и др.); интеграции ряда образовательных программ с производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей; развития инновационной инфраструктуры вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия, центры консалтинга), основанной совместно с бизнесом; формирования общественно-государственной системы профессиональных стандартов (служащих базой разработки федеральных государственных образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов; перехода к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях единого государственного экзамена; обеспечения сетевого взаимодействия вузов, науки, бизнеса и экономики в целом.

Сущностное обновление претерпевают не только социально-экономические, но, естественно, и социально-политические функции высшего образования, что связано с кардинальными изменениями как внутри самой образовательной системы, так и в той внешней среде, которая обеспечивает фоновые влияния. В литературе все чаще стало встречаться упоминание о достаточно новой функции, которую выполняет высшее профессиональное образование в современном обществе. Речь идет об обеспечении национальной безопасности.

Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития человеческих ресурсов как основной предпосылки создания ее духовно-нравственного, научного, социально-профессионального, социокультурного и творческого потенциала. Именно на этом направлении разворачивается на рубеже ХХ-ХХ1 веков соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за уровень’собственной безопасности, сохранение самобытного развития и, в конечном счете, за поликультурную систему, многокрасочность мирового сообщества. В свете этих перспектив образование и наука, их масштабность, уровень и качество (в первую очередь высшего образования) становятся ведущими, решающими факторами развития и обеспечения национальной безопасности.

Если вышеописанная функция относится к числу недавно появившихся, то социальный контроль и социальная мобильность относятся к числу тех социальных функций, которые хорошо известны, хотя и претерпевают трансформации, обусловленные потребностями времени.

Неоспоримым является тот факт, что образование как социальный институт в современных обществах является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей. В различные периоды существования общества образование (и в первую очередь высшее) осуществляло эту свою социальную функцию в разной степени.

Образование как социальный институт стало основным механизмом социальной стратификации. На систему образования возлагаются функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам. Образование приобрело статус важнейшего средства

социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Данная функция направлена на обеспечение взаимодействия сферы ВПО с политической системой, оказание влияния на деятельность правительственных органов и политических элит. .

Реализация культуротворческой функции направлена на развитие ценностного потенциала личности будущего специалиста, которое невозможно без его приобщения к сфере общегуманитарных ценностей. Это ведет к усилению гуманитарной составляющей образования, так как гуманитаризация ВПО помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Она является базой для комплексного видения любой проблемы. Постепенно усиливается влияние тех вузовских преподавателей, которые считают необходимым усилить формирование духовных качеств личности, общекультурных компетенций, воспроизводство культуры, развивать у студентов способность целостно видеть мир, системно подходить к изучению мира, свободно мыслить, действовать творчески и самостоятельно, адекватно реагировать на проблемные ситуации, требующие быстрого решения, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности, определять пути культурного развития, профессионального самоопределения, ориентацию в классическом наследии и современном культурном процессе и др.

Научно-исследовательские функции указывают на особенности системы ВПО, которые связаны с осуществлением реляционной, регулятивной, аксиологической, интегративной, научнообразовательной, воспитательной, развивающей, мировоззренческой, инновационной деятельности всех участников образовательного процесса. Их сущность заключается в направленности деятельности студенческих и преподавательских коллективов вузов на обеспечение социализации, вхождения в мир культуры, нацеленности на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивидов, связи с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых

ценностей, которые разделяются всеми членами коллектива вуза, в формировании у обучающихся системы знаний о проектной, исследовательской деятельности, включении студентов в разработку научных материалов, в участии преподавателей и студентов в распространении научных знаний, обеспечении результатов научноисследовательской деятельности, создании условий для профессионально-личностного развития в ходе выполнения проектно-исследовательской деятельности, формировании целостного мировоззрения и мироощущения студентов, формировании, распространении и внедрении идей, нацеленных на решение перспективных научных разработок.

Наряду с вышеназванными функциями мы выделяем квалитологи-ческую, функцию, которая является инновационной для системы ВПО. Обоснование данной функции обусловлено необходимостью обеспечения направленности ВПО на соответствие требованиям современного общества к человеку с высшим образование, к «модели» качества человека, «модели качества специалиста»; соответствие качества продуктов высшего образования (услуг, научных результатов и т.д.) требованиям всех видов потребителей высшего образования; формирование культуры качества в образовательном пространстве высшей школы; становление и внедрение систем качества

(систем управления качеством) и политики качества в вузах; формирования механизмов оценивания качества и востребованности образовательных услуг с участием всех субъектов образовательного процесса; участия в международных сопоставительных исследованиях. Данная функция связана с установлением для вуза стратегии его функционирования и развития на базе принципов TQM и TRQ 0005. Стратегия находит свое выражение в программе развития, содержащей базовые концептуальные установки, цели и миссию вуза, видение его перспектив (описание желаемого состояния и обозначенную перспективу), стратегические цели и решаемые задачи, основные направления программных мероприятий по различным направлениям деятельности, их ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты.

Квалитологическая функция определяет ведущие векторы развития управляющей системы университета, позволяет субъектам образовательного процесса в вузе осуществлять персональное

планирование качества работы (деятельности), установить индикаторы (характеристики), определяющие качество их работы, методы их измерения, контроля, осознать себя носителями утверждающейся в педагогике высшей школы новой парадигмы, ориентированной на качество жизни, опережающее разбитие качества человека.

В настоящее время особую актуальность приобретает становление и развитие университетского образования, обеспечивающего возможность активного участия специалистов высшей квалификации в решении и предупреждении социальных, экономических, экологических проблем. Это относится к числу основных задач, стоящих перед ВПО в целях улучшения качества жизни и опережающего развития качества человека.

Таким образом, миссия ВПО в условиях обеспечения качества жизни и развития качества человека выражается в стратегических целях образовательной системы, в приоритетных направлениях развития образовательной системы и посредством гармоничного (сбалансированного) выполнения социальных функций: социальноэкономических, социально-политических, культуротворческих, научно-исследовательских и квалито-логической.

Библиографический список

1. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М. : Юрайт,2000.

2. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики. - М. : Изд-во УРАО, 2003.

3. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : Магистр, 1997.

4. Субетто А. И. Введение в Неклассическое человековедение. - СПб. ; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

5. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

6. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

7. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX Меж-дунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузь-минова, И. Фрумина. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

8. Ньюмен Дж. Г. Идея университета / пер. с англ. С. Б. Бенедиктова ; под. общ. ред. М. А. Русаковского. - Мн. : БГУ, 2006.

9. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» Истории в преддверии третьего тысячелетия. -СПб. : ПАНИ, 1999.

10. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. - М. : Логос, 2001.

11. Худин А. Н. Теория и практика управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете. - Курск : Изд-во Курск, гос. ун-та, 2008.

12. Краевский В. В. Основы обучения: Дидактика и методика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2007.

13. Субетто А. И. Качество человека как главная цель политики качества российского государства, в том числе в сфере высшего образования. - URL: www.trinitas.ru/ rus/doc.0012/1 а/00120196.Ыш#600#600

14. Казначеев В. П. Проблемы человековедения / науч. ред. и послесл. А. И. Субетто. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bulat S. A., Belova S. N. A MISSION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION WITHIN A CONTEXT OF ADVANCE DEVELOPMENT OF QUALITY OF PERSONAL PROPERTIES AND PROVIDING OF QUALITY OF HUMAN LIFE

A mission of higher professional education within the context of advance development of quality of personal properties and providing of quality of human life is described in the article. Natural charecteristics of higher professional education and requirements to quality of a person in Russian educational dimension are shown. Great attention is paid to consideration of social-economic, social-political, cultural, scientific and research, and qualitative functions.

Keywords: a mission of higher professional education, a quality of a person, social functions of higher professional education.

УДК 334

Токунова Г. Ф.

УНИВЕРСИТЕТЫ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Автором демонстрируется место и роль университетов в социально-экономическом развитии территорий. Взаимодействие правительства, университета и бизнес-сообщества показано на примере «тройной спирали», впервые описанной Л. Лойдездорфом и Г. Эцковицем. Результаты такого взаимодействии анализируются на примере США и Японии.

Ключевые слова: университет, государственно-частное партнерство, развитие кластеров, «тройная спираль», инновации, малые инновационные предприятия.

В последние десятилетия кластеры стали наиболее эффективной формой территориальной организации экономики, а кластерная политика

- одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности стран. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации записано: «Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства» [3].

Основными субъектами, на которые возложена реализация данной задачи являются государство, бизнес-сообщества, вузы и научно-исследовательские организации. Степень участия государства в сложившейся практике функционирования кластеров не однозначна, кроме того, во всех странах она определяется сложившимся менталитетом. М. Портер утверждает, что роль правительства не должна быть больше чем роль «помощника», «брокера», «инициатора», «участника» и «слушателя», который может модернизировать развитие кластера, а в случае возникновения конфликта создать возможности производительного диалога.

72

© Токунова Г Ф., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.