Научная статья на тему 'Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ)'

Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIO-PROFESSIONAL VALUES / EDUCATIONAL MODEL / PERSONALITY SELF-DETERMINATION / COMPETENCES / FACTORS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троцкая Алла Ивановна

Теоретически обосновываются факторы формирования образовательных моделей современного профессионального образования. Преимущественное внимание обращается на профессионально-типологическую модель выпускника педагогического вуза, в рамках которой акцентируется значение ценностного развития современного специалиста, а в частности формирования социально-профессиональных ценностей. Автором описывается опыт реализации образовательной модели на факультете технологии и предпринимательства НГПУ, определяется значение своеобразия факторов и педагогических условий формирования социально-профессиональных ценностей будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троцкая Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of educational models of modern professional education formation are theoretically substantiated. Most of attention is given to a professional and typological model of a student of a pedagogical college in which it is emphasized the importance of the value development of a modern specialist, and in particular the formation of social and professional values. The author describes the experience of the implementation of the educational model at the Faculty of Technology and Enterprise of NSPU, meaning of factors identity and pedagogical conditions for the formation of social and professional values of future professionals.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2013, №3

УДК 378

Факторы и условия формирования социально-профессиональных

ценностей студентов в вузе

(на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ)

А.И. Троцкая

Теоретически обосновываются факторы формирования образовательных моделей современного профессионального образования. Преимущественное внимание обращается на профессионально-типологическую модель выпускника педагогического вуза, в рамках которой акцентируется значение ценностного развития современного специалиста, а в частности формирования социально-профессиональных ценностей. Автором описывается опыт реализации образовательной модели на факультете технологии и предпринимательства НГПУ, определяется значение своеобразия факторов и педагогических условий формирования социально-профессиональных ценностей будущих профессионалов.

Ключевые слова: социально-профессиональные ценности, образовательная модель, самоопределение личности, компетенции, факторы и педагогические условия формирования ценностей.

The factors of educational models of modern professional education formation are theoretically substantiated. Most of attention is given to a professional and typological model of a student of a pedagogical college in which it is emphasized the importance of the value development of a modern specialist, and in particular the formation of social and professional values. The author describes the experience of the implementation of the educational model at the Faculty of Technology and Enterprise ofNSPU, meaning offactors identity and pedagogical conditions for the formation of social and professional values offuture professionals.

Key words: socio-professional values, educational model, personality self-determination, competences, factors and pedagogical conditions of developing values.

Современная направленность образования на гуманизацию и возрастающая потребность в специалистах, способных осуществлять ценностно-смысловое развитие обучаемых, определяют его новые цели и задачи, основная парадигма которого развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, способной адаптироваться в изменяющемся мире.

В настоящее время в научно-исследовательской практике по организации и оптимизации учебно-воспитательной деятельности в вузе и управлению ее качеством чаще используются элементы системного анализа и моделирования. Методологической основой научной организации труда и комплексной оценки качества образовательной деятельности в высшем профессиональном образовании являются труды С.И. Архангельского, А.И. Субетто, Н. И. Селезневой, В.А. Сластенина, А.А. Макарова, В.И. Андреева, Е.Э. Смирновой и др.

Образовательный процесс в работах ученых рассматривается как сложная динамическая система и представляется в виде взаимосвязан-

ТРОЦКАЯ Алла Ивановна - аспирант, ст. преподаватель каф. Новосибирского государственного педагогического университета, trockayaftip@yandex.ru.

ных моделей. Модели строятся на основании теоретических, эмпирических или предположительных данных, которые являются формальным представлением исследуемых процессов или объектов. Наибольшую популярность в последнее время приобрела модель, ориентированная на типологические личностные и профессиональные качества специалиста. В модели основанием для сравнения служит не соответствие результатов деятельности образовательного учреждения поставленным целям, а эмпирическим способом полученные статистические нормы и характеристики студентов, которые, с одной стороны, фиксируют состояния, а с другой - служат рабочим эталоном. Такая модель достаточно информативна, наглядна и соответствует духу времени, так как в центре внимания - личность и профессионализм. В то же время модель носит узконаправленный практический характер, позволяет быстро выявлять слабые места в образовательной деятельности и вносить соответствующие коррективы. При разработке моделей, выборе основных компонентов и показателей учитываются: специфика вуза, специальность, приоритеты решаемых педагогических задач и основные требования потребителей к выпускникам [1, с. 45].

Идеальная конечная цель педагогической деятельности любого вуза - подготовка высококвалифицированного специалиста, удовлетворяющего требования рынка, способного решать любые профессиональные задачи, и высоконравственной творческой личности, мобильной и способной к самообразованию и саморазвитию. В.И. Андреевым предложена идеальная модель личности XXI века - это многомерная, творчески саморазвивающаяся, самодостаточная и конкурентоспособная личность. Под самодостаточностью личности здесь понимается «личность, системобразующими качествами которой являются автономность и независимость, высокий уровень нравственной культуры, гражданственность, а также высокие уровни к самоопределению и самоограничению в сочетании с достаточно высоким уровнем творческого потенциала и здорового практицизма [2, с. 14]». Самоопределение личности - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни [3, с. 133]. В современной психолого-педагогической литературе выделяются пять основных признаков самоопределения личности:

- умение осознавать свои чувства, желания и побуждения. Ибо, не осознавая своих побуждений, человек обречен действовать импульсивно и в случае конфликта побуждений оказывается в состоянии напряжения, которое может приводить к разного рода эмоциональным срывам. Именно осознание своих мотивов, чувств и ценностей дает человеку возможность выйти из создаваемого ими «поля сил» и самому определить направление своих действий;

- умение принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, умение брать на себя ответственность, умение отказаться от удовлетворения каких-либо желаний ради достижения более ценных с точки зрения субъекта целей;

- умение формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей;

- способность выслушивать и понимать чужую позицию;

- умение действовать произвольно, целеустремленно и целенаправленно [4, с. 307].

По нашему мнению идеальная профессионально-типологическая модель выпускника педагогического вуза должна разрабатываться на основе вышеперечисленных требований к личности, но не ограничиваться ими, учитывать потребности и запросы потребителей с целью повышения мобильности и свободной ориентации специалистов в профессиональном пространстве. Одним из компонентов типологиче-

ской модели, характеризующим качество подготовки специалистов, по нашему мнению, может быть уровень сформированности социально-профессиональных ценностей. Так как ценностное развитие современного специалиста - это, прежде всего, самодостаточность с совокупностью интеллектуальных, волевых, нравственных, эмоциональных и других профессионально и личностно значимых качеств, обеспечивающих достижение поставленных целей деятельности человека в изменяющихся внешних условиях.

Приоритетность указанных процессов соответствует целям и задачам, представленным в программных документах развития отечественного образования: «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где обращается внимание на необходимость формирования самостоятельных, мобильных, творческих, саморазвивающихся и самоактуализирующихся личностей. Реализация содержания названных документов востребована при вхождении России в единое образовательное пространство Европы. Реформирование современного российского образования существенно обострило «вечную проблему образования -поиск идеалов, которые могли быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы - целепола-гания» (Гершунский Б.Г.). Однако сами цели воспитания и образования «вторичны по отношению к ценностям или даже третичные... Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы -меняются цели воспитания»[5].

На сегодняшний день разработаны и реализуются новые образовательные программы ФГОС ВПО третьего поколения, в основе которых лежит компетентностный подход, предполагающий в качестве результата образования наличие определенных компетенций. Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, навыков и способностей. Их воспитательная направленность (формирование «идеала выпускника») является важной составной частью образовательных программ [6]. Изучая различные подходы в трактовке понятия компетенций таких авторов, как И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.В. Хуторского, Т.В. Ивановой, Г.А. Ларионовой, Е.В. Бонда-ревской и др., хотелось бы согласиться с точкой зрения, согласно которой развитие ключевых компетенций определяется ценностно-мотива-ционной сферой личности. Эта сфера характеризуется личностными, социальными, про-

ТРОЦКАЯ

фессиональными ценностями. Причем под социально-профессиональными ценностями следует понимать наиболее признаваемые и принимаемые социально-профессиональным сообществом ориентиры поведения и деятельности, которые выражаются в ценностных ориентациях личности [7, с. 14-15]. Таким образом, в современном вузе происходит формирование не абстрактного специалиста с набором определенных профессиональных компетенций, а индивида как целостной личности, имеющей свою индивидуальность, являющейся носителем социально-профессиональных ценностей.

Учитывая основные задачи современного профессионального образования, необходим поиск более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в вузе. На основе изложенного можно сделать вывод, что основной смысл современного образования -это создание условий для саморазвития личности как высшей ценности.

Вследствие этого необходимо выявление факторов, влияющих на данный процесс и реализацию соответствующих условий. В педагогической литературе значительное количество исследований направлено на разработку педагогических условий, изучению которых посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, С.П. Белово-ловой, В.П. Беспалько, Р. Зинсер, А.И. Кирьяко-вой, Т.А. Ивениной, Т.А. Костюковой, В.Я. Ляудис, Н.А. Менчинской, Е.Л. Рудневой, Э. Тарговски и др. Используя понятие «условия», мы придерживаемся точки зрения Н.Ю. Поста-люк о том, что это взаимосвязанная совокупность мер, осуществляемых в образовательном процессе высшей школы для эффективного научно-организационного обеспечения профессиональной подготовки студентов [8].

Однако, наряду с условиями, создаваемыми учебно-воспитательным процессом, немаловажную роль в процессе профессионального становления специалиста играют внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на специфику его формирования. В свою очередь, внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера социально-профессиональной идентификации, преломленного сквозь призму индивидуальных характеристик человека. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности личности в социуме в виде совокупности норм поведения, ценностей, социального окружения, культуры.

Рассмотрим в качестве примера образовательную модель формирования социально-профессиональных ценностей у студентов фа-

культета технологии и предпринимательства. Важнейшим элементом подготовки студентов в педагогическом университете являются формирование профессиональных качеств выпускника и навыков самообразования и самореализации личности и развитие творческих способностей. В связи с этим мы предположили, что при разработке современных образовательных программ и педагогических моделей нам необходимо предусмотреть формирование не только профессиональных компетенций, но и формирование значимых социально-профессиональных ценностей.

Своеобразие образовательной модели на факультете технологии и предпринимательства заключается в том, что технологическое образование призвано содействовать повышению качества жизни человека, к чему он стремится на протяжении всей своей деятельности. Технологическое образование, как никакое другое, учит жизни и наиболее гармонично формирует личность, ее приспособленность к окружающей среде, предъявляющей к каждому из нас все более сложные и разнообразные требования из-за невероятно быстрого роста объема производств и выделения в атмосферу и водоемы вредных и даже опасных отходов нашей жизнедеятельности. Развитие высоких технологий, обеспечивающих защиту окружающей среды, уменьшающих энергетические и материальные затраты на производство, способно в значительной мере ослабить влияние упомянутых неблагоприятных факторов современного развития человечества [1, с. 51].

В настоящее время факультет технологии и предпринимательства осуществляет подготовку профессионалов по трем специальностям, четырем направлениям бакалавриата и двум направлениям магистратуры: педагогическое образование (профиль-технология), профессиональное обучение, сервис, информационные системы и технологии. При разработке педагогической модели обучения по всем специальностям и направлениям подготовки нами применяется системный подход, который предполагает развитие системных знаний на основе интеграции гуманитарных, естественнонаучных, технических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Кроме того, по направлению «профессиональное обучение» студенты параллельно основной подготовке получают рабочую квалификацию, это предусмотрено квалификационными характеристиками выпускника в стандартах ВПО, где необходимым требованием подготовки специалистов - способность на современном уровне осуществлять педагогическую, организационно-методическую и научно-исследова-

тельскую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального и общеобразовательного профиля и освоение рабочей профессии необходимой квалификации.

Конечно образовательная деятельность, осуществляемая на таком уровне, требует высокой квалификации профессорско-преподавательского состава и материально-технической базы, отвечающей современным требованиям. Поэтому на факультете технологии и предпринимательства был создан учебно-производственный комплекс, научно-образовательный центр, в состав которого входят научные лаборатории компьютерного моделирования, комплексных социально-гуманитарных исследований, высоких педагогических технологий, высоких технологий в сервисе, ведется интенсивная работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Деятельность администрации и профессорско-преподавательского состава факультета направлена на обеспечение требуемого уровня качества выпускников. Поскольку направления «сервис» и «информационные системы и технологии» не являются педагогическими, однако требования к подготовке по этим направлениям позволяют задействовать кадровый потенциал как психолого-педагогического, так и технического профиля, использовать имеющееся оборудование и развиваться дальше.

В целях внедрения инновационных технологий обучения, организации самостоятельной работы студентов на базе научной и учебных лабораторий факультета осуществляются разработки инновационных проектов (системы сервиса эксперимента с привлечением новых программных продуктов для моделирования электросхем, работающих в режиме имитации реального функционирования схем и электрических параметров, робототехники и др.); выполняются исследовательские дипломные работы с применением нового высокотехнологичного оборудования. На факультете работает студенческое конструкторское бюро по проектированию и изготовлению деревообрабатывающего оборудования. Студенты имеют возможность в течение обучения стажироваться на действующих предприятиях города, городской сервисной службы, предприятиях автосервиса, учебно-производственных комбинатах образовательных учреждений. Такой личностно-деятельностный подход позволяет усилить практико-орентированную направленность педагогического процесса, оптимизировать процесс формирования профессионального опыта, знаний, умений, социальную значимость и ценность своего труда, которые необходимы в бу-

дущей профессиональной деятельности выпускника.

Таким образом, факультет создает условия для формирования модульной объектно-ориентированной динамической среды обучения, признанной в мире наиболее эффективной. Реализованная на факультете технологии и предпринимательства педагогическая модель позволила обеспечить интегрированное воздействие учебной, воспитательной, профессиональной, научно-исследовательской среды на личность студентов, что, безусловно, является предпосылкой формирования социально-профессиональных ценностей будущих профессионалов. Сегодня качественная подготовка выпускников становится залогом успешности, как образовательного учреждения, так и самого выпускника.

Литература

1. Познавательная активность студентов и педагогический мониторинг качества на факультете технологии и предпринимательства: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - 108 с.

2. Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Казанский государственный университет, 2004. - 137 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

4. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.

5. Гершунский Б.Г. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). - Челябинск, 1993. - 240 с.

6. Зеер Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. Столица.

- 2007. - №4. - С. 138-139.

7. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2: материалы 15-й Всерос. научно-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций».

- М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С.10-19.

8. Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования: методические рекомендации / Г.Б. Голуб, С.А. Ефимова, Е.А. Перелыгина, Н.Ю. Поста-люк. - Самара: ЦПО, 2011. - 132 с.

Поступила в редакцию 22.08.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.