Научная статья на тему 'Социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной подготовки студентов'

Социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троцкая Алла Ивановна

В статье обосновывается актуальность формирования социально-профессиональных ценностей студентов, а также рассмотрено само понятие социально-профессиональных ценностей. На основе анализа различных классификаций ценностей, автором определяется наиболее целесообразная классификация, представляющая структуру формируемых социально-профессиональных ценностей будущих педагогов. В работе раскрывается роль социального института высшего профессионального образования, как механизма формирования социально-профессиональных ценностей, где особое значение имеет учебно-воспитательная среда, в которой находится современный студент в процессе профессиональной подготовки. В заключении исследователь приходит к выводу об актуальности описания социально-профессиональной компетенции, как интегративного качества будущего профессионала и необходимости разработки образовательной модели по ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной подготовки студентов»

_ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..._

УДК 378.1

Троцкая Алла Ивановна

Аспирант, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета, trockayaftip@yandex.ru, Новосибирск

социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной

подготовки студентов

Аннотация:В статье обосновывается актуальность формирования социально-профессиональных ценностей студентов, а также рассмотрено само понятие социально-профессиональных ценностей. На основе анализа различных классификаций ценностей, автором определяется наиболее целесообразная классификация, представляющая структуру формируемых социально-профессиональных ценностей будущих педагогов. В работе раскрывается роль социального института высшего профессионального образования, как механизма формирования социально-профессиональных ценностей, где особое значение имеет учебно-воспитательная среда, в которой находится современный студент в процессе профессиональной подготовки. В заключении исследователь приходит к выводу об актуальности описания социально-профессиональной компетенции, как интегративного качества будущего профессионала и необходимости разработки образовательной модели по ее формированию.

Ключевые слова: социально-профессиональные ценности, профессиональное образование, компетенции, модернизация системы профессионального образования.

Trotskaya Alla Ivanovna

Graduate student, senior teacher of the department of pedagogics and psychology of vocational education of the faculty of technology and business at the Novosibirsk state pedagogical university, trockayaftip@yandex.ru, Novosibirsk

socio-professional valuesas the main basis of vocational training of students

Abstract. The article explains the importance of forming social and professional values of students and discusses the concept of social and professional values. Based on the analysis of different classifications of values the author determines one that represents most appropriately the structure of the formed social and professional values of future teachers. This paper addresses the role of the social institution of higher education as a mechanism for the formation of social and professional values, and emphasizes the importace of training and educational environment in which a modern student is trained. In conclusion, the researcher points out the relevance of the description of social and professional competence as the integrative quality of future professional development and stresses the necessity of the development of some educational model for its formation.

Keywords: social and professional values, professional education, competence, modernization of vocational education.

Модернизационные процессы в сфере профессионального образования в России обуславливают повышение требований к уровню подготовки выпускников. Наиболее важными критериями качества образования выступают личностные, социальные и профессиональные компетенции, появление которых является попыткой преодоления дифференцированного подхода советской

системы профессионального образования. В то же время, компетентностный подход, предлагая синтетическое видение качеств будущего выпускника вуза, все-таки оказался своеобразной полумерой, поскольку также злоупотребляет в описании карты специалиста теми же стандартными перечислениями навыков, умений будущего профессионала. О формировании же определенной

иерархии ценностей у студентов, обуславливающей развитие позитивной мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, к постижению азов мастерства, активизацию познавательного интереса, при использовании компетентностного подхода вроде бы упоминается, но недостаточно четко. Как нам видится, одной из причин создавшейся ситуации, является дифференциация формируемых ценностей, поскольку отдельно перечисляются дисциплины имеющие влияние на формирование социальных ценностей, и как бы отдельно существует цикл базовых дисциплин для формирования профессионально значимых компетенций, влияющих, по мнению экспертов, лишь на профессиональные ценности. Но разве возможно изолированное становление индивида как личности и как профессионала? Поэтому как нам видится было бы целесообразнее говорить о формировании социально-профессиональных ценностей, как смыс-лообразующей основы профессиональной подготовки студентов.

Актуальность изучения ценностей личности, определяется тем фактом, что они входят в структуру личности и являются фундаментом ее направленности и мировоззренческих позиций человека. Ценности выступают как ориентиры в обширном потоке внешней информации о социальных явлениях общества, то есть, ценности определяют выбор отношения человека к социуму, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а так же соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения.

По своей природе ценности изменчивы, это подтверждает разнообразие изменяющихся систем ценностей, в порядке их координации и субкоординации в соответствии с различными историческими периодами общества. Утверждение об относительности универсальных ценностей, в сравнение с частным, вызвано определенными социально-культурными условиями жизни общества, где они являются не только внешними доминантами ценностей, но одновременно и внутренней средой их существования.

Формирование социально-профессиональных ценностей и их диагностика у студентов вузов становится еще более ак-

туальной и практически важной научной и образовательной задачей. Исходя из этого, встает вопрос о понятии социально-профессиональных ценностей.

В основе социологического анализа, понимание ценностей как обобщенных целей и средств, выполняющих роль фундаментальных норм, мы видим в работах социологов В. Г. Алексеевой, Н. М. Блинова, А. Г. Здравомыслова, И. С. Кона, И. Т. Лев-кина, В. А. Ядова и др. По мнению А. Г. Здравомыслова, «мир ценностей - это мир.. .культуры в широком смысле слова». Ученый относит к ценностям нравственное сознание, привязанности, оценки, в которых выражается духовное богатство личности. Система ценностей выступает «мотиватором социального действия и поведения» [2, с. 3]. Таким образом, сформированные социальные ценности являются необходимым условием и определенным итогом профессионализации человека, ибо любая профессиональная деятельность осуществляется в социальной среде, в интересах социального сообщества и предполагает учет достаточно большого числа социальных факторов в ходе своей реализации.

Социальные ценности являются основой, которая отражает мировоззренческие особенности исторического периода развития общества, механизм передачи опыта от поколения к поколению; обеспечивают самотождественность и целостность социума; способствуют раскрытию сущности социальных качеств личности через взаимосоотнесение и сопоставление ценностей, норм, мировоззрений, идеалов и смыслов человеческого бытия [6].

Уровень и полнота сформированности социальных ценностей зависит от социального опыта, возраста, объема соответствующих знаний и профессии индивида. Несомненно, наиболее выражено, социальные ценности должны быть развиты у людей, выбравших своей профессией политику, педагогику, социологию, психологию и т.п. [5, с. 64].

В свою очередь, профессиональные ценности отражают структуру и специфику мотивов и ценностных ориентаций, в рамках конкретной профессии; уровень раскрытия творческого потенциала, удовлетворенность полнотой реализации профессиональных знаний, способностей, потребностей, воз-

можности самовыражения личности; степень осознания собственной необходимости как субъекта культурного развития; потребность в самообразовании и саморазвитии [6].

Изучение вопроса профессиональных педагогических ценностей и их классификации находит отражение в работах Н. П. Аникеевой, А. М. Булынина, С. Г. Верш-ловского, Дж. Хазард, И. Ф. Исаева, Е. И. Казаковой, Л. Х.Магамадовой, В. А. Сластенина, В. Э. Тамарина, Е. Н.Шиянова и др.

Анализ предложенных исследователями классификаций ценностей позволил выделить вариант трактовки профессионально-педагогических ценностей, который является наиболее приемлемым, в рамках нашего исследования. С точки зрения И. Ф. Исаева ценности можно дифференцировать по следующим группам:

- Социально-педагогические, отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.

- Профессионально-групповые, представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов.

- Личностно-педагогические ценности -это аксиологическое «Я» учителя, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности, составляющие в своей совокупности ее систему профессионально-ценностных ориентаций [4, с. 63].

В рамках нашего исследования, представленная классификация позволяет выявить внутренние структуры формирования социально-профессиональных ценностей будущих педагогов.

Одним из путей и механизмов формирования социально-профессиональных ценностей личности выступает профессиональное образование. Высшее профессиональное образование является важнейшим институтом, определяющим социальную структуру общества, социализацию личности как субъекта общественного производства и носите-

ля социальных ценностей.

Современный студент находится в достаточно сложной ситуации профессионального самоопределения как процесса вхождения в социально-профессиональную структуру общества. Данный процесс реализуется на личностном уровне и является средством ценностного выбора вариантов профессионального развития. Ценности являются основополагающими не только в выборе профессии и вуза, механизмами трудовой самоактуализации, но и основой, в других сферах жизнедеятельности человека: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечениях. Проблема формирования ценностей современного студенчества связанна с тем, что механизмы саморегуляции, самоуправления уже сформированы, а формирование личности студента, ее направленности еще не завершено. Как показывает ряд современных исследований, развитие сознания молодежи зависит от трех основных факторов: во-первых, от внешних социальных условий; во-вторых, от механизма передачи социального опыта -системы воспитания, образования, содержания государственной молодежной политики; в-третьих, от того, какое отражение данный социальный опыт найдет в сознании в виде интересов, ценностей, ролевых установок, социальных стереотипов и др. [2].

Наибольшую роль в освоении нового жизненного опыта играет социальный институт высшего профессионального образования и именно та, учебно-воспитательная среда, в которой находится современный студент в процессе профессиональной подготовки.

В высшей профессиональной школе, только за последний период времени произошли серьёзные преобразования: переход на двух уровневую систему - бакалавриат и магистратуру, введение ФГОС ВПО третьего поколения, в соответствии с этим вводятся новые образовательные программы, отвечающие четким и конкретным требованиям. Произошло значительное усложнение содержания образования, одновременно возрос и объем информации, подлежащей к самостоятельному усвоению. В то же время, сократился период обучения до четырех лет (уровень бакалавриата). Учитывая тенденцию к росту нравственной и социальной

инфантилизации молодежи о чем свидетельствуют многочисленные результаты психологических исследований (Ю. Н.Давыдов, 1980; К. К. Платонов, 1984; П. Д. Павленок, 1998), сокращение периода обучения обуславливает возникновение проблем с организацией в рамках профессионального обучения процесса формирования социально-профессиональных ценностей у молодежи.

Таким образом, мы приходим к выводу, что внедрение выше перечисленных нововведений в систему профессионального образования, актуализировало потребность в разработке и реализации новой модели формирования социально-профессиональных ценностей студентов, которая могла бы найти свое синтетическое результирующее отражение в социально-профессиональной компетенции, как интегративном качестве личности, формируемом в деятельности и актуализирующемся при решении стандартных и нестандартных задач в условиях различных социальных и профессиональных ситуаций. Разработка данной модели по формированию социально-профессиональных ценностей будущих педагогов приобретают особое значение в условиях модернизации российской системы профессионального образования.

Библиографический список

1. Асанова Т. В. Роль смысложизненных ори-ентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. -С. 55-59.

2. Волова Н. Ю. Студент и образовательное пространство. Мотивация и социально-профессиональные ориентации: коллективная монография. - Самара: Изд-во «Самарский Ун-т», 2001. -181с.

3. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Знание, 2000. - 230 с.

4. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М., Народное образование, 1993. - 219 с.

5. Келасьев В. Н. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы) / Под на-учн. ред. В. Н. Келасьева, И. Л. Первовой. - СПб.: изд. дом СПб. ун-та, 2010. - 138с

6. Научное обеспечение модернизации профессионального образования. Проект 6.5 «Методология и технологии развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство». Основные Результаты научно-исследовательской работы по комплексной программе, полученные ипп по рао в 2009 году. - 149 с. [Электронный ресурс]. URL:http://do.gendocs.ru/docs/ index-234469.html (дата обращения: 03.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.