Научная статья на тему 'Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения'

Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ЦЕЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Горлова В. Г.

В статье обоснована необходимость совершенствования профессионально-педагогического образования педагогических кадров, рассматриваются функции педагогов профессионального обучения (социальная, образовательная, профессиональная, организационная, исследовательская, коммуникативная, проектировочная), дается описание модели профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения через целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION TEACHER PROFESSIONAL TRAINING

The paper substantiates the need to improve vocational teacher education teaching staff, discusses the functions of teachers of vocational training (social, educational, professional, organizational, research, communication, design), describes the model of professional teacher education teacher of vocational training through targeted, informative, procedural and technological components.

Текст научной работы на тему «Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения»

УДК 37

С.М.МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, НГПУ им. К.Минина, е-mail: pedagogika@vgipu.nnov.ru В.Г.ГОРЛОВА, аспирант, НГПУ им. К.Минина

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

S.M.Markova, V.G.Gorlova

MODEL OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION TEACHER PROFESSIONAL TRAINING

В статье обоснована необходимость совершенствования профессионально-педагогического образования педагогических кадров, рассматриваются функции педагогов профессионального обучения (социальная, образовательная, профессиональная, организационная, исследовательская, коммуникативная, проектировочная), дается описание модели профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения через целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты. Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, модель, цель, содержание, технология.

The paper substantiates the need to improve vocational teacher education teaching staff, discusses the functions of teachers of vocational training (social, educational , professional , organizational , research , communication , design) , describes the model of professional teacher education teacher of vocational training through targeted , informative , procedural and technological components. Keywords: vocational and teacher education , teacher professional learning, model, purpose, content, technology.

Научно-технические и социально-экономические изменения обострили проблему несоответствия качества подготовки профессионально-педагогических кадров требованиям реформ. Выдвигаемые рынком труда все более сложные кадровые задачи не подкрепляются ростом компетентных, профессионально культурных, психологически устойчивых профессионально-педагогических работников.

В процессе исследования выявлено, что существующий уровень квалификации профессионально-педагогических работников не отвечает задачам обновления системы профессионального образования. Это подтверждается тем, что квалификация выпускников профессиональных учебных заведений отстает от требований, предъявляемых обществом к молодым работникам современных предприятий и организаций.

Объективной потребностью образования и производства является подготовка педагогов профессионального обучения, способных к различным видам деятельности, обладающих высокой мировоззренческой и профессиональной культурой, владеющих инновационными подходами к осуществлению педагогического и производственного процессов.

Таким образом, на первый план выдвигается задача усовершенствования профессионально-педагогической подготовки кадров для системы профессионального образования.

Современная социально-экономическая ситуация показывает, что решение данных задач возможно лишь в условиях инновационного образования, так как в новых условиях от специалистов требуются, кроме конкретных знаний, умений, еще и способность

ориентироваться в меняющихся производственных и жизненных условиях, принимать управленческие решения, нести ответственность за результаты своей деятельности, выбирать способы их реализации[2].

Педагог профессионального обучения отвечает за формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся, должен реализовывать следующие функции: социальную, образовательную, профессиональную, организационную,

исследовательскую, коммуникативную, проектировочную.

Реализация образовательной функции обеспечивает обучение по заданному профилю подготовки.

Социальная функция предполагает осуществление социализации личности обучающихся и реализуется в двух направлениях: развитие личностных, социальных качеств личности и взаимодействие педагога профессионального обучения с различными социальными структурами.

Профессиональная функция обеспечивает непрерывную подготовку, уровень квалификации выпускников. Профессиональное развитие будущих работников характеризуется не только уровнем сформированности профессиональных компетенций, но и процессом формирования ценностных ориентаций, мировоззренческих потребностей личности, ее саморегуляции, самоопределения, самоутверждения.

Проектировочная функция требует от педагога профессионального обучения умения осуществлять прогностическую и планировочную деятельность: умение сформулировать воспитательные и образовательные цели и задачи, отображать учебный материал, методы обучения, определять условия, в которых осуществляется учебный процесс, организовывать педагогическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, управлять учебнопознавательной и учебно-производственной деятельностью.

Исследовательская функция связана с умением организации учебно-воспитательного процесса, анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность, конструировать новые оригинальные способы и методы организации учебно -воспитательного и учебно-производственного процесса.

Коммуникативная функция связана с умением установления отношений с коллегами с коллегами, учащимися, подчиненными, общественными и производственными организациями.

В исследовании разработана модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения. Теоретическими основами модели являются: личностно-деятельностный, технологический, системно-содержательный подходы, а также требования государственных образовательных стандартов. Модель профессиональнопедагогического образования педагога профессионального обучения основана на принципах научности, интегративности, гуманизации, системности, дифференциации, непрерывности, технологизации.

В основе построения модели лежит содержание известной структуры индивидуальной профессионально-педагогической деятельности, имеющей компоненты: цель, содержание, технологии обучения, результат и рефлексия[1].

Анализ системы деятельности педагога профессионального обучения позволяет выделить следующие цели подготовки педагогов профессионального обучения:

- реализация социальных и профессиональных потребностей;

- овладение профессионально-педагогической деятельностью педагога профессионального обучения;

- овладение общими и профессиональными компетенциями;

- развитие профессионально значимых качеств;

- развитие интереса к педагогической профессии и самообразованию.

Моделирование содержательного компонента осуществляется в соответствии с

требованиями принципа системности, который предусматривает целостное изучение любого

объекта как многомерного, полифункционального, включенность человека в разнообразные системы отношений с окружающей действительностью в качестве активного элемента, влияющего на их функционирование.

В качестве структурных компонентов профессионально-педагогического содержания выступают различные учебные дисциплины педагогического и профессионального циклов.

Рассмотрение целей и задач отдельных дисциплин дало возможность четко выдвигать аспекты профессионально-педагогической деятельности, иерархично построить учебные дисциплины, установить функциональную зависимость между предметами педагогического и профессионального циклов, построить технологический процесс по формированию педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

Программа изучения педагогических дисциплин отличается следующими сущностными характеристиками: системностью, непрерывностью процесса подготовки, логичностью, единством теории и практики, преемственностью изучения педагогических смыслов, ориентацией на деятельностное освоение содержания. Содержание педагогической подготовки имеет личностно-ориентированную направленность, позволяет обеспечивать развитие профессионально-значимых личностных качеств у педагога профессионального обучения.

Следует считать, что организация процесса формирования общих и профессиональных компетенций осуществляется в соответствии с принципом технологичности, который предполагает точность и дозированность целей, надежность средств и способов, непрерывность и алгоритмичность образовательного процесса, качество результатов.

Педагогическая технология предполагает максимальное проявление самостоятельности, активности, индивидуальности студентов. А индивидуальность формируется при включении их в коллективную преобразовательную деятельность.

Реализация технологического подхода обеспечивается использованием технологии проектного обучения, личностно-деятельностного обучения, с использованием интерактивных методов обучения, предполагающих совместную деятельность обучающихся, при которой участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем, дают возможность для самореализации в различных видах учебной деятельности, обеспечивая качество профессионального обучения.

Динамичность модели придает постоянное взаимодействие с социальными партнерами, результатом чего является информация о рынке труда, требования работодателей по содержанию подготовки специалистов, возможность корректировки старых и разработки новых учебных программ и материалов, отвечающих современным требованиям; более широкие возможности для организации практики студентов и трудоустройства выпускников.

Необходимо отметить, что качество подготовки будущих педагогов профессионального обучения во многом зависит от эффективности управления педагогическим процессом. Управление предполагает преемственный и взаимообусловленный характер, тем самым создаются условия соответственно для развития педагогического коллектива и для развития студентов [3].

В рамках нового видения управления изменяется статус педагога профессионального обучения и студентов, повышается их личная ответственность и самостоятельность.

Реализация модели профессионально-педагогического образования будущего педагога профессионального обучения будет возможна, благодаря происходящему кардинальному изменению характера педагогического процесса, традиционная система

взаимодействия педагога и обучающегося заменяется организацией субъектно-субъектных отношений педагога и обучающегося в образовательном процессе.

В качестве результата профессионально-педагогической подготовки педагога профессионального обучения выступает его профессиональная компетентность, включающая мотивационную направленность личности, образовательную компетентность и субъектно-личностную компетентность педагога профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / С.М. Маркова // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. - 2013. - №4. - С. 40-45.

2. Маркова, С.М. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе / С.М. Маркова, М.П. Прохорова. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. -187 с.

3. Петров, Ю.Н. Инженерно-педагогическое образование как социально-педагогический феномен / Ю.Н. Петров. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. - 165 с.

© Маркова С.М., Горлова В.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.