Научная статья на тему 'Мониторинг и измерение социальной несправедливости: исследование опыта организации Объединенных Наций'

Мониторинг и измерение социальной несправедливости: исследование опыта организации Объединенных Наций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / СЛОЖНОСТЬ ПРИРОДЫ И ПРОЯВЛЕНИЙ / МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ / ОПЫТ ООН / THE PHENOMENON OF SOCIAL INJUSTICE / SOCIAL PROTEST / THE COMPLEXITY OF NATURE AND MANIFESTATIONS / MONITORING AND MEASUREMENT / THE EXPERIENCE OF THE UN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Севастьянов Алексей Михайлович

Феномен социальной несправедливости формируется в социальных практиках. При их мониторинге и измерении необходимо учитывать междисциплинарную природу формирования отклика на несправедливость ментальную, поведенческую, организационную и властную. Мониторинг природы и проявлений несправедливости представляется сложной научной и практической задачей. Ее решение даст ответы на вызовы современности. Опыт ООН требует его осмысления и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring and measurement of social injustice: a study of the United Nations experience

The phenomenon of social injustice is formed in social practices. In their monitoring and measurement is necessary to consider the formation of an interdisciplinary nature of the response to injustice the mental, behavioral, organizational, and imperious. Monitoring of nature and the injustice is a complex scientific and practical problem. Decision of this problem will respond to the modern challenges. UN experience have to been understand and developed.

Текст научной работы на тему «Мониторинг и измерение социальной несправедливости: исследование опыта организации Объединенных Наций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 17-22.

МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Феномен социальной несправедливости формируется в социальных практиках. При их мониторинге и измерении необходимо учитывать междисциплинарную природу формирования отклика на несправедливость - ментальную, поведенческую, организационную и властную. Мониторинг природы и проявлений несправедливости представляется сложной научной и практической задачей. Ее решение даст ответы на вызовы современности. Опыт ООН требует его осмысления и развития.

Ключевые слова: феномен социальной несправедливости, социальный протест, сложность природы и проявлений, мониторинг и измерение, опыт ООН.

Усиление социальной несправедливости лежит в основе проявления протестных настроений, конфликтов, ухудшения социального положения людей, унижения чести и достоинства человека, деградации населения. Феномен несправедливости в современном обществе, формирующийся в социальных практиках, все настоятельнее требует своего исследования и научного описания. Исследование должно исходить из сложности генезиса несправедливости и ее определяющего влияния на социальную динамику. Несправедливость может быть отнесена к особому типу социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами и воспроизводящегося в процессах управления.

Исходя из представления об обществе как сложной, далекой от равновесия самоорганизующейся системе, исследуя возможный набор бифуркаций и определяя тренды социальной самоорганизации, необходимо учитывать междисциплинарную природу формирования индивидуального и группового отклика на несправедливость - ментальную, поведенческую, организационную и властную. Мониторинг природы и проявлений несправедливости представляется сложной научной и практической задачей. Ее решение даст ответы на вызовы современности.

Притом, что несправедливость как социальное взаимодействие противоречит нормам Конституции, международным нормам, правовым документам, общепризнанным нормам морали и этики, а также принципам безопасности, ее воспроизводство очевидно и требует понимания причин. Социологическое

измерение и мониторинг социальной несправедливости позволяют правильно выявить проблему, сформулировать смыслы, предложить новые модели управления, исключающие воспроизводство несправедливости.

В то же время, уже существуют наборы конвенциальных предложений, связанные с официальными обязательствами, обусловленными подписанными конвенциями. Однако следует заметить, что в условиях усложнения социальной системы и увеличения ее динамики, сложившиеся методы мониторинга и измерений не вполне удовлетворяют потребности измерения социальной несправедливости. Социальная несправедливость, понимаемая как феномен, возникающий в открытой динамичной сложной социальной системе, глубже разработанных наборов конвенциаль-ных предложений.

Обратимся к анализу разнообразия существующих наборов измерительных инструментов, предлагаемых Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, правительственными и бизнес институтами и институтами гражданского общества, а также авторскими коллективами, что получило особенно широкое развитие в посткризисный период после 2008 года1. Несколько отдельно стоит Институт Уполномоченного по правам человека.

В основе многих подходов лежит мониторинг, то есть «планомерное, систематическое, проводимое по определенной схеме изучение определенного фрагмента социальной действительности... Выбору цели действий и темы мониторинга обычно предшествует создание некоего первичного представления

о том или ином фрагменте социальной действительности, который по каким-то причинам интересует данную организацию. Такое представление создается на основе данных, полученных из прессы, поступающих в организацию жалоб, интервенционных посещений государственных учреждений, переписки с этими учреждениями, исследований, проводимых научными институтами, отчетов, опубликованных контрольными органами (ВКП, УПЧ и т. д.) либо из каких-либо других доступных источников разной степени досто-верности»2.

Рассматривая подробно каждый из этих институтов, начнем с Организации Объединенных Наций.

Организация Объединенных Наций занимается разработкой методологий измерения, исходя из особенностей нарушения или угрозы нарушения международных правовых норм, конституирующих гуманизм и гуманное поведение, как в межнациональных отношениях, так и внутри стран. Методология ООН основывается на верховенстве права. Она позволяет оценивать доступ к правосудию, реакцию на насилие, уровень прозрачности, неприкосновенности и подотчетности полиции, судебных органов и тюремных учреждений. Разработка инструментария мониторинга ведется применительно к нескольким областям - постконфликтным зонам, сферам доступа женщин к правосудию, сфере отношение правовых институтов и судебных органов к уязвимым группам: меньшинствам и беженцам, сфере развития человека, сфере возникающих конфликтов в отношении прав человека при осуществлении бизнес-деятельности, и др.

Ценности гуманистического поведения лежали в основе создания ООН в 1945 году, в послевоенное время, когда массовые нарушения прав человека: уничтожение населения, геноцид и жестокость ведения Второй мировой войны, были еще очень свежей травмой. ООН была основана правительствами стран как площадка согласования правительственных интересов и разрешения конфликтов. В 1946 году был создан Департамент общественной информации ООН - ДОИ. Генеральная Ассамблея ООН - коллегиальный решающий орган - резолюцией № 13 обязала ДОИ содействовать и оказывать помощь правительственным и неправительственным организациям. В 1968 году резолюциями 1296

и 1297 учреждается статус ассоциированной неправительственной организации, который предоставлялся тем неправительственным организациям, которые поддерживают работу ООН и содействуют распространению знаний, принципов и деятельности ООН. В настоящее время такой статус имеют более 1500 неправительственных организаций.

ООН как источник конвенциальных наборов измерения. Имеет смысл начать с самого последнего документа, поскольку мы можем наблюдать не только рождение самого документа, но интерактивное участие общества в этом процессе.

Генеральной Ассамблеей ООН 16 июня 2011 года был поддержан документ «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций, касающихся защиты, соблюдения и средств правовой защиты»3.

В этом документе закреплены принципы защиты, уважения прав человека, а также сами правовые механизмы защиты, исходя из обязательств государств в рамках международного права прав человека в пределах их территории и/или юрисдикции, принятых ими на себя по обеспечению защиты от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Документ предлагает решение дилеммы наступления бизнеса на гражданские права, основанное не на каких-либо инновационных подходах, но лишь на систематизации и возведении в Принципы уже существующих.

Однако именно это и вызвало резкую реакцию наблюдателей, заявивших: «нужны глобальные правила, а не только рекомен-дации»4. Кроме того, 30 испано-язычных общественных организаций-наблюдателей выразили обеспокоенность нерешенными вопросами защиты прав человека в случае транснационального бизнеса. Они отметили, что создание механизмов отдано на откуп национальным правительствам, которые часто не заинтересованы в защите прав человека в случаях их нарушения транснациональными корпорациями5.

Предлагаемые ООН руководящие принципы не являются жесткими правилами, а предназначены как руководство в работе групп международного контроля. На основе собранного по предлагаемой методике материала делаются тематические или периоди-

ческие обзоры с набором системных выводов по проблемам и темам.

Доклады ООН отражают динамику нарушений прав человека. Во вступительном слове на 17-й сессии Совета по правам человека (Женева, 30 мая 2011 года) Верховный комиссар ООН по правам человека госпожа Нави Пиллэй подтвердила нарастающую дилемму: «Народные волнения стали результатом продолжавшегося десятилетиями лишения людей их гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав, а также права на развитие. Политические репрессии, коррупция, лишения, социальная изоляция, неравенство и унижения мешали реализации этих прав», поскольку не решена проблема систематичного отказа в правах, которая «слишком долго оставалась нетронутой и продолжала нагнетать обстановку, в то время как в центре внимания вместо этого оказывались узкие вопросы экономического роста, иностранных инвестиций и национальной безопасности». По мнению Пиллэй, отсутствие институциональных реформ, отсутствие независимого и объективного правосудия, поглощение государством деятельности общества и общественных институтов ведет к росту нарушений, коррупции и организованной преступности, что, при превышении некоего порога, приводит к обострению социального протеста. Она подчеркивает важность того, чтобы уже «на начальном этапе переходного периода был принят всеобщий подход к правосудию переходного периода для достижения примирения путем привлечения к ответственности виновных за все серьезные нарушения прав человека, как прошлых, так и настоящих, обеспечения подотчетности и соблюдения прав жертв на правовую защиту и возмещение ущерба»6.

Каждые 2-5 лет выпускаются обзоры и доклады ООН в экономической и социальных сферах: демография (доклады Генерального Секретаря), положение женщин (ДЭСВ, ЮНИФЕМ, ПРООН), состояние здравоохранение (ВОЗ), инвестиции (ЮНКТАД), информационная экономика (ЮНКТАД), миграция (ДЭСВ), молодежь (ДЭСВ), проблемы наименее развитых стран (ЮНКТАД), наркотики (ЮНОДК), народонаселение (ЮНФЛА, ДЭСВ), продовольствие (ФАО), развитие человека (ЮНДП, ПРООН), сельское хозяйство (ФАО), социальное развитие (ДЭСВ), СПИД (ЮНЭЙДС), технологии и инновации (ЮН-

СТАД), торговля и развитие (ЮНКТАД), финансы (ВБ), экономическое развитие (ВБ)7.

Кроме того, с 2000 года публикуются ежегодные или раз в два года региональные доклады с обзором экономического и социального положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, Западной Азии, Европе, странам Латинской Америки и Карибского бассейна.

Во всех докладах в той или иной формулировке затрагиваются права человека и международная безопасность, отражение насильственных конфликтов в судьбах людей.

Измеряемые параметры. В набор кон-венциальных измерений включены: состояние различных государственных институтов и доступ граждан к этим институтам, уровень обеспечения основных гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав со стороны институтов. Статистика по средней продолжительности жизни и грамотности взрослого населения отражается в Докладах по развитию человеческого потенциала8. Статистика по численности населения и смертности детей до 5 лет в Докладах по народонаселению9.

ООН в разработке инструментария и методик исходит из ценностей прав человека и целей уважения, защиты и продвижения адекватных правовых механизмов для их защиты.

Например, реформирование системы правосудия - один из методов. Он включает сложную систему взаимодействий правительств, общественных структур и ООН для мониторинга правовых систем, глубинного исследования конфликтов, для формирования процедур доступа и присутствия независимых наблюдателей.

Мониторинг правовых систем и разработка инструментов обеспечения прав человека в постконфликтных государствах входит в круг ответственности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ). С 2003 года ведется разработка инструментов, способных обеспечить возможность формирования устойчивого, долговременного институционального потенциала господства права в постконфликтных обществах10. Источником инструментария стали публикации ООН (HR/PUB), дающие представления об алгоритме создания и использования инструментария. Доклады 2006 года: «Комиссии по установлению истины», «Преобразование сектора правосудия», «Мониторинг правовых

систем», «Меры судебного преследования», «Проверка - основа для практической деятельности». Доклады 2008 года: «Программы по возмещению ущерба», «Максимизация наследия смешанных судов». В 2009 году опубликованы Доклады: «Амнистии», «Национальные консультации по вопросам отправления правосудия в переходный период».

Реформированию системы правосудия посвящен доклад 2006 года «Инструменты обеспечения господства права в постконфликт-ных государствах». Этот доклад, по сути, представляет собой хорошо разработанный проект, снабженный примерами и обосновывающий следование основополагающим принципам: «недопустимость дискриминации и равноправное обращение, в частности, доступ к правосудию и справедливое обращение с жертвами, доступ к судебным средствам правовой защиты и/или предоставление возмещения в соответствии с законом, а также обращение в соответствии с внутренним законодательством, справедливый характер материально-правового и процессуального аспектов судопроизводства, недопустимость безнаказанности за преступления, предусмотренные международным правом, а также независимое и беспристрастное отправление правосудия».

В качестве измеримых и наблюдаемых параметров в сфере правосудия обсуждаемый доклад предлагает: наличие уязвимых групп и уровень их дискриминации; доступ к правосудию; справедливость по отношению к жертвам; возмещение вреда; неотвратимость наказание за преступления, квалифицированные в соответствии с международным правом; независимость и беспристрастность правосудия; направление использования финансовых и материальных ресурсов и др. параметры, которые могут охарактеризовать уровень коррупции.

Оценка эффективности. Очевидно, что решение проблем воспроизводства несправедливости может реформировать общественные отношения лишь совместно с изменением или развитием правовой и гуманистической культуры. Изменение культуры представляет собой трудный и долгий процесс, который «требует детальной и непрерывной оценки работы системы и четкого понимания ее проблем», для чего необходимы «универсальные применимые нормы», которые, под Эгидой ООН, «должны служить в качестве

нормативной основы для деятельности, направленной на поддержку правосудия и установление господства права»11.

Анализ взаимодействия правительственных и неправительственных организаций в рамках деятельности ООН выявляют, по крайней мере, четыре тренда. Первый, ООН как организация государств, представленная правительственными чиновниками, занимается не только защитой прав человека, но и «социализацией брутальных правительств», уклоняющихся от своих обязательств по международным конвенциям. Для этого ООН нужна поддержка общества. Второй, «социализация правительств» занимает слишком долгое время, и общество проявляет все более нетерпения, требуя ускорения изменений. Третий, ООН мониторирует проявления «брутальных суверенностей», попустительствующих коррупции и попранию прав человека, классифицирует нарушения и публикует в докладах. Четвертый, Доклады ООН, без их широкого распространения и обсуждения в обществе, не в состоянии стать источником изменений.

ООН уделяет внимание традиционным способам урегулирования споров, включая в свои программы мониторинг широты их использования, вовлеченность местных сообществ в традиционные способы, а также соответствие их де-юре международному или национальному праву. И, наконец, в качестве источника сравнения рекомендуются международные Конвенции и Протоколы к ним; Международные региональные договоры; международное обычное право; международные внедоговорные нормы.

Такой подход требует разработки сложной программы контроля национальных правовых систем, которую должны осуществлять хорошо подготовленные и очень опытные наблюдатели.

Вторая трудность может заключаться в подмене потребностей возможностями. Несмотря на то, что ООН рекомендует пересматривать и обновлять программы контроля, профессиональная подготовка специалистов мониторинга в области прав человека достаточно сложна и затратна, и эта профессионализация создает ситуацию ограниченного предложения и выбора на рынке этих услуг. Эксперты, когда они становятся востребованными, предлагают то, в чем они являются экспертами. Так начинается процесс, в ко-

тором именно эксперты формируют рынок предложения, что может входить в конфликт с рынком потребностей. Рынок потребностей определяется обществом. Однако его представительство в ООН, несмотря на определенные усилия, остается институционально слабым.

И наконец, третья сложность состоит в том, чтобы соблюсти баланс и сформировать доверительные коммуникации и позитивные рабочие отношения как с государственными институтами, так и с негосударственными, что предполагает значительную степень деликатности, дипломатичности и осмотрительности для получение информации из первых рук, от участников событий, ее достоверности, верифицированности и верифи-цируемости источников информации, умение работать с формальными документами, знание культуры местных сообществ и высокий уровень этики в отношении уязвимых групп. Важно при этом оставаться объективными и беспристрастными, не погрязнуть деталях, а выделить социально значимые тренды.

Для методологии мониторинга, несомненно, остается актуальной дилемма «включенного наблюдателя». Как бы опытны они ни были, их выводы по своему характеру достаточно уязвимы для критики как со стороны, находящейся под наблюдением, так и с точки зрения полноты и достаточности самой методологии. Есть трудность исключения влияния «включенности наблюдателя» в события подвергаемые мониторингу. «Включенность» может вносить искажения в наблюдаемую картину даже самим фактом присутствия наблюдателя, и соответственно, вносить искажения в выводы.

Как свидетельствует социальный опыт, декларации Организацией Объединенных Наций принципов защиты прав человека и даже совместных усилий правительственных и неправительственных структур в рамках деятельности ООН было недостаточно, чтобы предотвратить и преодолеть несправедливость. Стоит вспомнить Вьетнамскую войну (1965-1973) с применением химических агентов, хотя изначально не направленных на людей, но оказавших на последующие поколения очень тяжелое генетическое воздействие; режим «красных кхмеров» (19751979), стоивший более 3 миллионов жизней камбоджийцам; применение химического оружия иракской властью против собствен-

ного населения (1988). В войне с Ираком (1991) было применено оружие с обедненным ураном, оказавшее отсроченное воздействие, как на население Ирака, так и на солдат, участвовавших в операции принуждения к миру. Геноцид в Руанде (1994) за 100 дней унес более миллиона человек, убитых особо жестоким образом, включая детей и женщин. То есть массовые и с особой жестокостью совершаемые «жертвоприношения» остались составляющей индивидуальной и коллективной психологии, межгрупповых отношений, а также национальной и внешней политики, и администрирования. Нужно сказать, что и в настоящее время военные доктрины крупнейших стран, и особенно стран, обладающих ядерным оружием, выстроены по принципу нанесения невосполнимого ущерба «стратегическому противнику», то есть по принципу причинения невосполнимого вреда населению особо жестокими способами с применением неизбирательного оружия массового уничтожения.

Но не только культура и система государственного управления могут быть источником несправедливости. Деловая активность и агрессивное ведение бизнеса также могут вестись опустошительными и ущербными методами и причинять страдания людям, унижая их честь и достоинство.

На наших глазах разрастается экологическая катастрофа в Японии. В режиме online мир наблюдал, как вслед за взрывами на трех ядерных реакторах происходило расплавление ядерных стержней в реакторах и еще, как минимум, в четырех из 7 бассейнов с облученным топливом. Компания-оператор получила от государственного ядерного регулятора продление лицензии на эксплуатацию АЭС Фукусима сверх проектного срока всего лишь за месяц до катастрофы. По всему миру компании, разрабатывающие ископаемые ресурсы, лишают коренные народы среды обитания и ресурсов их традиционной жизнедеятельности. Разработка полезных ископаемых или заготовки древесины часто ведет истощению водных ресурсов, к массовому голоду и повышению детской смертности.

Таким образом, Организация Объединенных Наций, основанная в 1945 году для укрепления международной безопасности и поддержания мира, и в которой в настоящее время представительствуют Правительства 192 стран, стоит перед нарастающими вы-

зовами воспроизводства несправедливости. Как свидетельствуют события нашего времени, международной безопасности угрожают не только военные конфликты, но и неэффективные, а порой и безграмотные действия национальных правительств или международных корпораций, ведущие к социальным потрясениям.

Примечания

1 Институт посткризисного мира. Международные исследования. URL : www.postcrisis-world.org.

2 Новицкий, М. Мониторинг прав человека / Марек Новицкий, Зузана Фиалова. Варшава, 2001. URL : http://www1.umn.edu/humanrts/ russian/Rhreindex.html. С. 13-15.

3 Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. URL : http://www.business-humanrights.org/ media/documents/ruggie/ruggie-guiding-princi-ples-russian-21-mar-2011.pdf.

4 Global rules needed, not just guidance. Human Rights Council : Weak Stance on Business Standards. URL : http://www.hrw.org/en/ news/2011/06/16/un-human-rights-council-weak-stance-business-standards.

5 Statement to the Delegations on the Human Rights Council 2011, 17th Session, Agenda Item 3. Final Report of the SRSG on the issue of human rights and transnational corporations and other business enterprises. Reports to UN Human Rights Council. URL : http://www.busi-ness-humanrights.org/SpecialRepPortal/Home/ ReportstoUNHumanRightsCouncil/2011.

6 Нави Пиллэй, Верховный Комиссар ООН по правам человека. Вступительное слово на 17-й сессии Совета по правам человека. Женева, 30 мая, 2011. URL : http://www.

ohchr.org/ru/NewsEvents/Pages/DisplayNews.

aspx?NewsID=11075&LangID=R.

7 ДЭСВ - Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН; ЮНИФЕМ - Фонд ООН для развития в интересах женщин; ПРООН - Программа Развития ООН; ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНОДК - Управление ООН по наркотикам и преступности; ЮНФЛА - Фонд ООН в области народонаселения; ФАО -Продовольственная и сельскохозяйственная Организация; ВБ - Всемирный Банк / Процедуры ООН, установленные для реагирования на нарушения прав человека. URL : http:// www 1.umn .edu/humanrts/russian/Rhreindex. html.

8 Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов : пути к развитию человека. URL : http://hdr.undp.org/en/media/ HDR_2010_RU_Complete_reprint.pdf.

9 Народонаселение мира в 2010 г. От конфликта и кризиса к возрождению : поколения перемен. URL : http://www.un.org/ru/develop-ment/surveys/docs/population2010.pdf.

10 Statement to the Delegations on the Human Rights Council 2011, 17th Session, Agenda Item 3. Final Report of the SRSG on the issue of human rights and transnational corporations and other business enterprises. Reports to UN Human Rights Council. URL : http://www.busi-ness-humanrights.org/SpecialRepPortal/Home/ ReportstoUNHumanRightsCouncil/2011.

11 ООН. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Инструменты обеспечения господства права в постконфликтных государствах. Мониторинг правовых систем. Нью Йорк ; Женева, 2006. 74 с. URL : www.ohchr. org/Documents/Publications/RuleoflawProsecu-tionsru.pdf. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.