МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 341
М.В. СКИРДА, кандидат юридических наук, начальник отдела
Управление Минюста России по Республике Татарстан
К ВОПРОСУ О РОЛИ СТАНДАРТОВ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ
В статье рассматриваются документы, разработанные конгрессами ООН, по широкому кругу вопросов в сфере уголовного правосудия; выявлены направления в их правоприменительной практике.
Со времени своего основания ООН является главным общемировым координатором по разработке и применению принципов и стандартов в сфере уголовного правосудия [1]. За прошедшие годы создан обширный массив стандартов ООН в рассматриваемой сфере [2], которые охватывают широкий диапазон таких вопросов, как правосудие в отношении несовершеннолетних, обращение с правонарушителями, международное сотрудничество, надлежащее управление, защита жертв и насилие в отношении женщин. Важнейшим источником и импульсом этого процесса являются проводимые на пятилетней основе с 1955 г. конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (конгрессы ООН), в рамках которых разработаны применимые ко всем без исключения государствам уникальные стандарты.
Существенно, что разработанные конгрессами ООН документы основываются на Уставе Организации как фундаментальном источнике международного права и являются важнейшим результатом реализации уставной деятельности ООН по содействию условиям социального прогресса и развития, по содействию всеобщему ува-
жению и соблюдению прав человека. В статье 55 Устава ООН, в частности, содержится призыв содействовать повышению уровня жизни, условиям социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в социальной области и подобных проблем; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. В этих положениях выражены главные концепции, на которых в основном базируется деятельность ООН в области уголовного правосудия. Каждое положение статьи 55 отражено в той или иной форме в документах, разработанных конгрессами ООН.
В рамках конгрессов ООН удалось разработать акты, которые содержат стандарты, применимые ко всем государствам. Большинство материалов одобрены в резолюциях главных органов ООН и носят рекомендательный характер. Вместе с тем отдельные формулировки материалов конгрессов ООН включаются в международные договоры.
Не возлагая на государства обеспеченных правовой санкцией обязательств, документы конгрессов ООН воплощают общую идею о том, как странам нужно формировать системы уголовного правосудия, как следует разрабатывать
направления политики в отношении преступности и как надлежит обеспечивать предупреждение преступности и уголовное правосудие. Большинство стандартов конгрессов ООН приняты впоследствии Генеральной Ассамблеей (далее - ГА) или ЭКОСОС1 путем консенсуса2 и, следовательно, относятся к "мягкому праву", являются для государств практическим руководством нормативного обеспечения борьбы с преступностью, а также отражают цели, практические методы и стратегии, получившие широкое признание в международном сообществе.
В этой связи, обращаясь к вопросу о применении стандартов, разработанный конгрессами ООН, нами выявлены следующие направления в их правоприменительной практике:
A. Воздействие стандартов конгрессов ООН на формирование национальной политики и внутригосударственного законодательства.
B. Воздействие стандартов конгрессов ООН на международном уровне, в том числе:
1) на процесс заключения многосторонних договоров;
2) на деятельность других органов ООН по борьбе с преступностью;
3) на региональном уроне;
4) на международном уровне (в качестве значительных международных политических документов).
А. Рассматривая аспект воздействия документов конгрессов ООН на национальном уровне, полагаем существенным, что ГА неизменно подтверждает важность всестороннего и эффективного осуществления стандартов ООН в области прав человека при отправлении правосудия, разработанных конгрессами ООН. В Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (резолюция 55/59 ГА,
1 Экономический и социальный совет ООН.
2
См., в частности: принятые ГА по правам человека и отправлению правосудия (3144 (XXVIII), 39/118, 40/146, 42/ 143, 44/162, 46/120, 48/137, 50/181, 52/124, 54/163, 56/161, 58/ 183), а также принятые ЭКОСОС резолюции по стандартам ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (1994/18, 1995/13, 1996/16, 1997/32, 1998/21, 2002/ 15, 2003/30, 2004/28).
приложение) и в планах действий по ее осуществлению (резолюция 56/261 ГА, приложение) содержится ряд положений, касающихся использования и применения стандартов конгрессов ООН во внутригосударственном праве и внутригосударственной практике (см., в частности, разделы IX, X и XII-XV планов действий). В вопросах, рассматриваемых в этих планах действий, отражены конкретные желательные меры, которые рекомендуется принять государствам на национальном уровне в следующих областях: предупреждение преступности, защита свидетелей и жертв преступлений, переполненность тюрем и альтернативы тюремному заключению, правосудие в отношении несовершеннолетних, особые потребности женщин в системе уголовного правосудия и реституционное правосудие. При поддержке со стороны сети учреждений Программы ООН Секретариат Организации, продолжая активно распространять стандарты конгрессов ООН среди государств, разработал целый ряд справочников, руководств и пособий, которые издаются с целью содействия осуществлению стандартов конгрессов ООН специалистами-практиками. Правительства многих стран включили различные стандарты и нормы в свои национальные системы уголовного правосудия и продолжают делать это в рамках законодательной, судебной и институциональной реформ. Например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными были использованы при разработке "проекта руководящих принципов в отношении обращения с заключенными в Соединенном Королевстве" [3], Стандартных руководящих принципах работы исправительных учреждений в Австралии3. Международные стандарты по ювенальному праву и реституционному правосудию послужили основой для ревизии соответствующих норм германского права [4]. С этой целью государства используют собственные ресурсы, а также полагаются на помощь, оказываемую ООН другими международными
3
Cm.: Conference of Correctional Administrators, Standard Guidelines for Corrections in Australia (1989).
организациями [5, 6]. Стандарты конгрессов ООН применяются при реформировании внутригосударственного уголовного правосудия, например, с помощью справочников ООН (например, "Права человека и предварительное заключение: сборник международных стандартов, касающихся предварительного заключения" [7, 8, 9], "Справочник по вопросам правосудия в отношении жертв" [10, 11]), в которых разъясняется, как можно применять документы конгрессов ООН при реформировании уголовного правосудия, а также путем наблюдения за воздействием отдельных стандартов. В частности, стандарты конгрессов ООН могут оказывать воздействие на внутригосударственное право посредством их применения при толковании более общих норм, которые имеют обязательную силу на международном уровне.
Несмотря на трудности в точной оценке степени применения стандартов конгрессов ООН в отдельных государствах, в различных докладах Генерального секретаря ООН и в информации, представляемой государствами, указывается, что эти документы оказывают влияние на национальную политику и внутреннее законодательство. Об этом свидетельствует деятельность правительственных и неправительственных организаций, касающаяся, например, правосудия в отношении несовершеннолетних, жертв преступлений и злоупотребления властью [12] и обращения с заключенными [13]. При всей сложности в определении того, какой стандарт конгрессов ООН оказал наибольшее воздействие на международное и национальное право, можно констатировать, что чаще всего ссылки делаются на Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [14]. Отметим, что в новых сводах стандартов ООН отражается оптимальная практика в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, что усиливает их потенциальное влияние. Например, Типовые стратегии и практические меры по искоренению насилия в отношении женщин в области предупреждения преступности и уголовного правосудия подтвердили свою эффективность, что подтверждается свидетельствами, полученными ООН от
государств и различных организаций, и объясняется политической направленностью и практическим характером данного документа (Б/СШ5/2001/9, пункт 38).
В1. Обращаясь к теме воздействия документов конгрессов ООН на международном уровне, на наш взгляд, первостепенно следует выделить направление реализации стандартов конгрессов ООН в процессе заключения многосторонних договоров. По мере активизации разработки документов в области международного уголовного права, принципы, воплощенные в существующих стандартах конгрессов ООН, постепенно интегрировались в юридически обязательные документы, как, например, при принятии ГА Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция ГА 2200 А (XXI), приложение). В статье 10 Пакта, касающейся гуманного обращения со всеми лицами и уважения их достоинства, имеются конкретные положения, способствующие достижению этой цели: требование об отдельном содержании мужчин и женщин, несовершеннолетних и совершеннолетних, еще не осужденных и осужденных лиц. Эти положения были взяты непосредственно из Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и включены в Пакт.
Прямая ссылка на Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была сделана в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция ГА 39/46, приложение). Ряд принципов, сформулированных в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, были включены в нормы, регулирующие деятельность международных уголовных трибуналов (например, статья 68 Римского статута Международного уголовного суда). Убедительным примером влияния международных стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия на процесс заключения многосторонних договоров является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступ-
ности (резолюция 55/25 ГА, приложение I). В основе пункта 1 статьи 25 этой конвенции, согласно которому государства-участники обязаны принимать, в рамках своих возможностей, надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от незаконной торговли, особенно в случаях угрозы местью или запугивания, лежит пункт 6ё) Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, касающийся защиты от запугивания и угрозы местью. Пункт 3 статьи 25 Конвенции ТОП4 основывается на пункте 6Ь) Декларации, в котором предусматривается, что государства-участники обеспечивают возможность изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах уголовного судопроизводства в отношении правонарушителей без ущерба для права на защиту. Влияние Декларации проявляется также в общем подходе в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию ТОП (резолюция ГА 55/25, приложение II), в частности в его статьях 6-8. Принципы, воплощенные в Типовом законе о выдаче и Типовом законе о взаимной помощи в области уголовного правосудия, способствовали международному консенсусу при разработке имеющих обязательную силу положений по этим вопросам в Конвенции против организованной преступности (статьи 16 и 18) и Конвенции ООН против коррупции (резолюция ГА 58/4, приложение) (статьи 44 и 46). В статье 8 Конвенции ООН против коррупции содержится требование к государствам-участникам применять, в рамках своих институциональных и правовых систем, кодексы или стандарты поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения государственных функций, учитывая с этой целью Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (пункт 3). Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в меж-
4 Транснациональная организованная преступность.
дународных коммерческих операциях сыграла роль первоосновы в принятии законов и положений против взяточничества в международных операциях, указав, в частности, направление для заключения Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц в международных коммерческих сделках [15].
В2. Влияние стандартов конгрессов ООН можно также отметить в деятельности других органов Организации по координации деятельности государств в области борьбы с преступностью. Документы конгрессов ООН часто являются базисными в деятельности подразделений системы ООН (например, Международная организация труда5), а также неправительственных организаций (например, "Международная уголовная реформа" [16], "Международная амнистия" [17]).
Выявляется устойчивая практика использования стандартов, разработанных в рамках конгрессов ООН органами, предусмотренными в международных договорах о правах человека. Так, Комитет по правам человека выпустил замечания, в которых заявил (НК!/ОЕМ/1/Кеу.3, пункт 5), что "Государствам-участникам следует указывать в своих докладах, в какой степени они применяют стандарты по обращению с заключенными, установленные ООН в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1957 год), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни быио форме (1988 год), Кодексе поведения должносгныж лиц по поддержанию правопорядка (1978 год) и Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц
5 См., к примеру: доклад Комиссии, учрежденной в соответствии со статьей 26 Устава Международной организации труда с целью рассмотрения жалоб относительно соблюдения Польшей Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на создание организаций (№ 87), а также Конвенции 1949 года о праве на создание организаций и коллективный договор № 98 // Official Bulletin, Special Supplement, Series B, vol. LXVII, 1984. - P. 479.
от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания". Некоторые документы конгрессов ООН принимались во внимание при разработке Конвенции о правах ребенка (резолюция ГА 44/25, приложение), а Комитет по правам ребенка, учрежденный на основании статьи 43 этой конвенции, использует существующие международные стандарты в области правосудия в отношении несовершеннолетних, разработанные конгрессами ООН, в своих мандатах [18]. Различные специальные докладчики Комиссии по правам человека используют эти стандарты и нормы в своих исследованиях и докладах, касающихся, например, независимости судебных органов, пыток, произвольных казней и казней без судебного разбирательства, жертв злоупотреблений правами человека и торговли людьми, особенно женщинами и детьми.
В3. Об интеграции стандартов конгрессов ООН на региональном уровне убедительно свидетельствует европейская практика реализации стандартов ООН. Например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными послужили основой для разработки Европейских тюремных правил6, которые, в свою очередь, использовались Европейским судом по правам человека в его судебной практике.
В4. Влияние актов конгрессов ООН в качестве значительных международных политических документов, на наш взгляд, существенно, но не всегда заметно. Например, типовые договоры о выдаче и взаимной помощи в области уголовного правосудия используются в качестве надлежащей руководящей основы для заключения многосторонних и двусторонних соглашений или договоренностей, направленных на повышение эффективности механизмов выдачи и взаимной правовой помощи и оказывающих фактическое влияние на соответствую-
6 См., в частности: Recommendation №. R (87) 3, adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 12
February 1987.
щие положения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (статьи 6 и 7 соответственно), Конвенции ТОП (статьи 16 и 18) и Конвенции ООН против коррупции (статьи 44 и 46). То же касается и Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, который служит основой для формулирования и применения национальных кодексов или стандартов поведения государственных должностных лиц в качестве одной из основных мер по предупреждению коррупции, реализуя, таким образом, положения статьи 8 Конвенции ООН против коррупции. Стандарты конгрессов ООН отражают определенные ценности и цели независимо от их связи с каким-либо конкретным договором. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности о принципе верховенства права и о правосудии в переходный период в странах, находящихся в конфликтных и постконфликтных ситуациях (8/2004/616, пункт 10), подчеркивается: "Эти стандарты устанавливают также нормативные границы деятельности ООН, заключающиеся, например, в том, что трибуналы ООН не могут допустить смертную казнь, что одобренные ООН мирные соглашения не могут предусматривать амнистию за геноцид, военные преступления, преступления против человечности или грубые нарушения прав человека, и в тех случаях, когда мы уполномочены исполнять функции исполнительной или судебной власти, органы, находящиеся под управлением ООН, при отправлении правосудия должны тщательно соблюдать международные стандарты в области прав человека".
Особо отметим, что на основе принятых конгрессами ООН стандартов Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в качестве помощи государствам разработало ряд рабочих документов и типовых законов, в том числе об экстрадиции и взаимной помощи в области уголовного правосудия [19]. Большинство типовых законов снабжены комментариями по вопросам практического применения.
Воздействие стандартов конгрессов ООН как на международном, так и на национальном
уровнях становится более очевидным, если рассматривать его в контексте различных видов деятельности и проектов по оказанию технической помощи государствам, осуществляемых Организацией. Практическое применение стандартов способствует повышению эффективности этих проектов, в частности, посредством усовершенствования защиты прав человека и деятельности национальных систем уголовного правосудия. Использование актов конгрессов ООН способствует выявлению сфер правового регулирования, требующих гармонизации, обеспечивает при этом основу для разработки критериев оценки эффективности действия национальных систем уголовного правосудия.
В последние годы государствами все больше признается важность того, чтобы в процессе планирования и учреждения миссий по поддержанию и установлению мира и постконфликтного восстановления центральное место отводилось принципу верховенства права посредством, в частности, реформы системы уголовного правосудия7. С учетом изложенного, стандарты конгрессов ООН образуют прочную руководящую основу для действующих миссий по поддержанию мира и постконфликтного восстановления, предлагая ориентир, основу для создания, восстановления и укрепления систем уголовного правосудия. В этом контексте в рамках эффективной стратегии реализации по созданию национальных систем уголовного правосудия следует уделить внимание законам, процедурам (как официальным, так и неофициальным). Приоритет имеет законодательство, соответствующее нормам международного права в области прав человека и отвечающее насущным потребностям и реальным условиям государства. Помимо сферы уголовного права, стратегии должны также обеспечивать эффективные
правовые механизмы удовлетворения гражданских исков и разрешения связанных с этим споров, включая имущественные споры, споры по вопросам административного права, иски о государственной принадлежности и гражданстве и другие ключевые правовые вопросы, возникающие в постконфликтных условиях. Государства должны создать эффективные системы правосудия по отношению к несовершеннолетним в соответствии с признанными стандартами конгрессов ООН, разработанныши в этой области.
Существенный аспект, связанный с операциями по миростроительству и постконфликтным восстановлением, относится к использованию стандартов конгрессов ООН при разработке типовых временных уголовных кодексов, как это происходило в деятельности Временного органа ООН в Камбодже, или кодексов и стандартов в области правоохранительной деятельности по примеру издания "Стандарты ООН в области уголовного правосудия для полицейских сил по поддержанию мира" ("Синяя книга") [20]. В связи с этим следует упомянуть технические комментарии к судебным экспертизам жертв преступлений, сделанные на основании Принципов эффективного предупреждения и расследования не предусмотренных законом и произвольных казней и казней без судебного разбирательства (резолюция 1989/65 ЭКОСОС, приложение), а также "Руководство по эффективному предупреждению и расследованию не предусмотренных законом и произвольных казней и казней без судебного разби-рательства"8 и "Руководящие принципы проведения расследований ООН в случаях сообщений о массовых убийствах"9, которые использовались в целом ряде операций по миростро-ительству и поддержанию мира во многих странах мира. На основе стандартов конгрессов
7
См.: Рекомендации Африканского регионального подготовительного совещания в связи с XI Конгрессом ООН // Документ ООН А/С0№.203/ЯРМ.3/1 и Согг. 1 от 16 февраля 2005 г., пункт 48; Рекомендации Азиатско-Тихоокеанского регионального подготовительного совещания в связи с XI Конгрессом ООН // Документ ООН А/С0КР.203/ЯРМ. 1/1 от15 марта 2005 г., пункт 36.
8 Руководство по эффективному предупреждению и расследованию не предусмотренных законом и произвольных казней и казней без судебного разбирательства // Издание ООН, в продаже под № К91 .]У1.
Руководящие принципы проведения расследований ООН в случаях сообщений о массовых убийствах // Издание ООН, в продаже под № К971.21.
ООН ЮНОДК подготовило сборник проектов типовых кодексов по уголовному правосудию в постконфликтный период, известных как временные кодексы. Этот документ включает временный уголовный кодекс, временный уголовно-процессуальный кодекс, временный закон о заключении под стражу и типовую временную директиву для полиции.
Обращаясь к вопросу о перспективах реализации актов конгрессов ООН, мы полагаем, что, несмотря на значительный прогресс в деятельности по применению указанных материалов, ситуация далека от совершенства. Мы предлагаем, чтобы в течение определенного периода времени (не менее 10 лет) основное внимание в политике Организации в сфере уголовного правосудия уделялось всесторонним стратегическим системам, направленным на содействие соблюдению стандартов конгрессов ООН. Например, что касается правосудия в отношении несовершеннолетних и мер по обеспечению справедливого обращения с детьми, вступившими в конфликт с законом, в частности с детьми, лишенными свободы, отметим, что во многих странах условия, в которых находятся дети, вступившие в конфликт с законом, не соответствуют стандартам ООН, что часто отмечается Комитетом по правам ребенка при рассмотрении докладов государств. Государствам необходимо стремиться использовать лишение свободы лишь в качестве крайней меры в чрезвычайных случаях и лишь в течение как можно более короткого соответствующего периода времени. В связи с этим следует особо отметить изучение возможности разработки плана действий в области правосудия в отношении несовершеннолетних, который был бы направлен на реализацию конкретных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, включая более широкое использование альтернативных мер наказания.
Кроме того, следует уделять особое внимание обеспечению эффективной защиты жертв преступлений, в частности жертв организованной преступности и терроризма, в том числе путем создания и использования правовой структуры и планов или фондов финансовой
помощи для оказания поддержки жертвам, согласно Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, соответствующей положениям Протокола о торговле людьми, дополняющего Конвенцию ТОП.
В результате проведенного анализа представляется, что эффективное применение стандартов конгрессов ООН может быть достигнуто лишь путем их широкого распространения и популяризации на международном, региональном и национальном уровнях.
Не подлежит сомнению положительное влияние актов конгрессов ООН на развитие уголовного правосудия, укрепление принципа верховенства права. Стандарты в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, разработанные конгрессами ООН, оказали значительное воздействие на разработку национальных, региональных и международных документов как обязательного, так и рекомендательного характера.
К примеру, вопрос о применении насилия в семье, который впервые был рассмотрен в рамках международной повестки дня на VII Конгрессе ООН в 1985 г., привлек огромное внимание не только органов по защите прав человека, но и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 г.), а также Комиссии по положению женщин10.
Характерной особенностью разработки отдельных стандартов ООН в области уголовного правосудия, в частности, в сфере обеспечения прав человека, явилось то, что обязательные для исполнения акты полностью включили в себя соответствующие рекомендательные материалы, а не их отдельные положения. К примеру, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была основана главным образом на Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бес-
10 См.: Доклад о работе XI Конгресса ООН // Документ ООН Л/С0КР.203/18. - С.6.
человечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята на VIII Конгрессе ООН, 1975 год). Обычно в отношении документов по уголовному правосудию такого прогресса не наблюдалось, использовались лишь отдельные фрагменты рекомендаций ООН.
Отдельные положения стандартов ООН в сфере уголовного правосудия быии использованы при разработке Римского статута Международного уголовного суда. В частности, пункт 3 статьи 68 Статута содержит важные положения о роли потерпевших в ходе проведения расследования в Суде, которые соответствуют по духу принятой на VII Конгрессе в 1985 году Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (резолюция 40/34 ГА, приложение). Типовые международные договоры о сотрудничестве в уголовный делах - такие как Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия (резолюция 45/117 ГА, приложение) и Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства (резолюция 45/118 ГА, приложение) - также быии использованы в проекте Римского статута. Так, в Римском статуте положения статьи 89 ("Передача лиц Суду") и статьи 93 ("Другие формы сотрудничества") представляют собой существенную адаптацию этих документов в соответствии с контекстом, в котором обыектом является сотрудничество между государством и международной организацией, а не сотрудничество между двумя государствами.
Рассматривая перспективу правотворчества конгрессов ООН, на наш взгляд, следует дать обыективную оценку состоянию международного правового регулирования в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия. В своей резолюции 46/152 от 18 декабря 1991 г. ГА утвердила Декларацию принципов и Программу действий программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые получили политическую поддержку Совещания на уровне министров в Париже 21-23 ноября 1991 г. (А/46/703 и Согг.1). В пункте 7 Декларации принципов признается, что демократия и повышение качества жизни
могут иолучиты развитие лишы в условиях мира и безоиасности для всех. Престуиносты несет в себе угрозу стабилыности, а также безоиасности окружающей среды. Противодействие ире-стуиности и уголовное иравосудие, ири должном соблюдении ирав человека, вносят, таким образом, неиосредственный вклад в дело иод-держания мира и безоиасности. После усиеш-ного заключения Конвенции ООН иротив транснациональной организованной ирестуино-сти и иротоколов к ней, а также Конвенции ООН иротив корруиции ситуация внушает оитимизм. Актуальная ироблема, стоящая иеред международным сообществом, заключается, на наш взгляд, в том, как обесиечиты неуклонносты ио-литического курса ио реализации этих документов наряду с существующим сводом стандартов и норм в области иредуиреждения ирестуинос-ти и уголовного иравосудия как важнейших элементов, обесиечивающих верховенство ирава.
Список литературы
1. Clark R.S. The United Nations Crime Prevention and Criminal Justice Program: Formulation of Standards and Efforts at Their Implementation (Procedural Aspects of International Law Series). - University of Pennsylvania Press, 1995. - P. 6.
2. United Nations Office on Drugs and Crime. Compendium of United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice // United Nations. - 2007. - 396 p.
3. Communique dated 19 November 1993, presented to the Meeting of Commonwealth Law Ministers, Grand Baie, Mauritius, 15-19 November 1993. - P. 49-50.
4. Bonke O. Criminal policy in the process of reform: review of juvenile and restorative justice as examples of the application of United Nations and European standards and norms in Germany // Expert Group Meeting: the Application of the United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice, Stadtschlaining, Austria, 10-12 February 2003 (United Nations Office on Drugs and Crime, 2003). - P. 49-58.
5. Fair Trials Manual. - London: Amnesty International,
1998.
6. Myjer E., Hancock B., Cowdery N., eds. Human Rights Manual for Prosecutors. - International Association of Prosecutors, 2003.
7. Human Rights and Pretrial Detention: a Handbook of International Standards relating to Pretrial Detention, Professional Training Series № 3 // United Nations publication, Sales No. E.94.XIV.6.
8. Human Rights and Law Enforcement: a Manual on Human Rights Training for the Police, Professional Training Series № 5 // United Nations publication, Sales No. E.96.XIV.5.
9. Human Rights in the Administration of Justice: a Manual on Human Rightsfor Judges, Prosecutors and Lawyers, Professional Training Series № 9 // United Nations publication, Sales №. E.02.XIV.3.
10. Handbook on Justice for Victims: on the Use and Application of the Declaration of Basic Principles of Justice for Victims of Crime and Abuse of Power // United Nations, Office for Drug Control and Crime Prevention. - New York, 1999.
11. Guide for Policy Makers on the Implementation of the United Nations Declaration of Basic Principles of Justice for Victims of Crime and Abuse of Power // United Nations, Office for Drug Control and Crime Prevention. - New York, 1999.
12. Victimas Derechos y Justici. № 3 // Oficina de Derechos, Humanos y Justicia. Cordoba. Argentina. 2001.
13. Coyle A. A Human Rights Approach to Prison Management: Handbook for Prison Staff // International Centre for Prison Studies. - London, 2002.
14. Joutsen M. The application of United Nations standards and norms in crime prevention and criminal
justice // Expert Group Meeting: Applications of the United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice, Stadschlaining, Austria, 10-12 February 2003. United Nations Office on Drugs and Crime. - 2003. -P. 19.
15. Corruption and Integrity Improvement Initiatives in Developing Countries // United Nations publication, Sales No. Е.98.Ш.Б.18.
16. Making Standards Work: an International Handbook on Good Prison Practice, 2nd. ed. // Penal Reform International, 2001.
17. Amnesty International "The role of United Nations standards and norms in the fight for human rights", Expert Group Meeting: Applications of the United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice, Stadschlaining, Austria, 10-12 February 2003. United Nations Office on Drugs and Crime. 2003. - P. 231-232.
18. Bueren G. The International Law on the Rights of the Child. - Dordrecht: Kluwer Law International, 1998.
19. URL: http://www.unodc.org/unodc/en/legal_ advisory_tools.html
20. United Nations Criminal Justice Standards for Peacekeeping Police ("Blue Book"). - United Nations. Vienna, 1994.
В редакцию материал поступил 07.07.09.
Ключевые слова: стандарты ООН, уголовное правосудие, права человека, защита жертв преступлений.