Научная статья на тему 'Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты'

Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1152
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТЕРПЕВШИХ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА / INTERNATIONAL LEGAL CERTIFICATES(ACTS) / THE UNITED NATIONS ORGANIZATION (UNITED NATIONS) / THE INTERNATIONAL STANDARDS / A VICTIM OF A CRIME / RESTORATION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF VICTIMS / COMPENSATION OF DAMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Евгений Михайлович, Исаева Регина Минияровна

В статье анализируются содержащиеся в международно-правовых актах нормы, касающиеся восстановления прав и законных интересов жертв преступлений (потерпевших). Необходимость всемирной защиты этих лиц и восстановления их нарушенных прав, разработка соответствующих мер и обеспечение их эффективного действия признается в качестве одного из основных стандартов производства по уголовным делам. В связи с этим, при исследовании и разработке соответствующих внутринациональных мер эти международные стандарты должны подлежать особому учету и применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF VICTIMS IN CRIMINAL TRIAL: THE INTERNATIONAL STANDARDS

In article the norms contained in international legal acts concerning restoration of the rights and legitimate interests of victims of crimes (victims) are analyzed. Necessity of all-round protection of these persons and restoration of their broken rights, development of corresponding measures and maintenance of their effective action admits as one of the basic standards of manufacture on criminal cases. In this connection, at research and development of corresponding international measures these international standards should be subject to the special account and application.

Текст научной работы на тему «Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты»

7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КРИМИНАЛИСТИКА И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)

7.1. ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПОТЕРПЕВШИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Николаев Евгений Михайлович, к.ю.н. Должность: старший преподаватель кафедры уголовного процесса. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. E-mail: 224nike@gmail.com Исаева Регина Минияровна, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры предварительного расследования. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. E-mail: regina12@mail.ru Аннотация: В статье анализируются содержащиеся в международно-правовых актах нормы, касающиеся восстановления прав и законных интересов жертв преступлений (потерпевших). Необходи-

мость всемирной защиты этих лиц и восстановления их нарушенных прав, разработка соответствующих мер и обеспечение их эффективного действия признается в качестве одного из основных стандартов производства по уголовным делам. В связи с этим, при исследовании и разработке соответствующих внутринациональных мер эти международные стандарты должны подлежать особому учету и применению.

Ключевые слова: международно-правовые акты, Организация Объединенных Наций (ООН), международные стандарты, жертва преступления, восстановление прав и законных интересов потерпевших, возмещение ущерба.

RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF VICTIMS IN CRIMINAL TRIAL: THE INTERNATIONAL STANDARDS

Nikolaev Eugene Mihailovich, PhD at law. Position: Senior lecturer in criminal procedure chair. Place of employment:

Ufa law institute of MIA Russia. E-mail: 224nike@gmail.com Isaeva Regina Miniyarovna, PhD at law. Position: lecturer in the preliminary investigation chair. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. E-mail: regina12@mail.ru Annotation: In article the norms contained in

international legal acts concerning restoration of the rights and legitimate interests of victims of crimes (victims) are analyzed. Necessity of all-round protection of these persons and restoration of their broken rights, development of corresponding measures and maintenance of their effective action admits as one of the basic standards of manufacture on criminal cases. In this connection, at research and development of corresponding international measures these international standards should be subject to the special account and application.

Keywords: international legal certificates(acts), the United Nations Organization (United Nations), the international standards, a victim of a crime, restoration of the rights and legitimate interests of victims, compensation of damage.

Современное развитие международного сообщества показывает, что основополагающим компонентом в данной системе должен стать человек, его права и га-

рантии по их осуществлению. На сегодняшний день уже сложился весьма значительный комплекс прав как социального, политического, так и культурного характера1. Особое место в данном механизме занимают права человека, связанные с процедурой осуществления правосудия, получившие закрепление в таких международных актах, как «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 г., «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.)2, «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)3. Как отмечается в ст. 3 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г.4, внутреннее законодательство, согласующееся с Уставом ООН и другими международными обязательствами государства в области прав человека и основных свобод, образует юридические рамки, в которых должны осуществляться и обеспечиваться права человека и основные свободы.

Особое внимание в международном праве уделяется правам и свободам лиц, оказавшимся жертвами преступлений и, в частности, вопросам, касающимся восстановления нарушенных прав этих лиц. Международные стандарты по означенным вопросам содержатся на различных уровнях международного права.

1. Универсальные документы Организации Объединенных Наций (ООН). Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закреплен стандарт, согласно которому каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. закрепил обязанность каждого государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в этом Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты (п. «а» ч. 3 ст. 2). Целый подраздел (4) «Возмещение ущерба потерпевшим» содержит и Римский Статут Международного Уголовного Суда от 17 июля 1998 г.5

2. Документы, принятые структурными подразделениями Организации Объединенных Наций. Важнейшим актом среди документов данного уровня, касающихся защиты прав потерпевших, является Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН 29

1 См. подробнее: Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах. Уфа, 2007; Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека и российское уголовное судопроизводство. Оренбург, 2006.

2 См.: Российская газета. 1995. 5 апреля.

3 См.: Международные акты о правах человека. М., 2000. С. 53-68.

4 См.: Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах. Уфа, 2007. С. 21.

5 Принят Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного Уголовного Суда, Рим, 17 июля 1998 г. // http://www.w3.org/TR/ REC-html40

ноября 1985 г.6 Она закрепляет основные стандарты, соблюдение которых важно в каждом правовом государстве. В частности, в ней сказано: «При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах» (ст. 8). В Рекомендации «Относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития», принятой Резолюцией 45/107 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.7 указывается, что в отношении жертв преступлений необходимо разработать руководство, содержащее перечень всеобъемлющих мер для проведения работы по защите, оказанию помощи и выплате компенсаций жертвам. Это руководство следует применять в соответствии с правовыми, социальными, культурными и экономическими условиями каждой страны и с учетом важной роли неправительственных организаций в этой области (ст. 13).

Уделяют внимание вопросу восстановления прав потерпевших и Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), принятые Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.8. Так, среди санкций, которые могут быть назначены органами, выносящими приговоры в отношении несовершеннолетних, ими предусматривается такая мера, как «возвращение имущества жертве или постановление о компенсации» (п. «I1» ст. 8.2). При этом несовершеннолетние, работающие в исправительных учреждениях, должны иметь право пользоваться частью своего заработка для возмещения ущерба жертвам совершенного им правонарушения (ст. 46 Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые Резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.)9.

Не оставляет без внимания рассматриваемую проблему и Экономический и Социальный Совет ООН. Им приняты такие значимые документы, как: Резолюция ЭКОСОС 2005/20 от 22 июля 2005 г. «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений»10, Резолюция ЭКОСОС 2006/25 от 27 июля 2006 г. «Укрепление законности и реформы институтов уголовного правосудия, в том числе в условиях посткон-фликтного восстановления»11 и др.

6 См.: Международные акты о правах человека. М., 2000. С. 165-167.

7 См.: Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том I. Документы ООН. Уфа, 2007. С. 205-215.

8 См.: Международные акты о правах человека. М., 2000. С. 217-225.

9 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Приложение № 5. М., 2000. С. 252-271.

10 См.: Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том II. Документы ООН. Уфа, 2007. С. 229-246.

11 Там же. С. 247-250.

Среди других важных документов, имеющих значение при определении международных стандартов, касающихся восстановления прав жертв преступлений, можно назвать следующие: Резолюция Комиссии ООН по правам человека о праве на возмещение ущерба, компенсацию и реабилитацию для жертв грубых нарушений прав человека и основных свобод от 23 апреля 2002 г.12 и Руководство ООН от 25 июля 2005 г. «Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права»13.

3. Документы, принятые Конгрессами Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, как крупные межправительственные форумы, оказывают влияние на национальную политику и практику и развивают международное сотрудничество в этой области, содействуя обмену мнениями и опытом, мобилизуя общественное мнение и вырабатывая рекомендации относительно различных вариантов политики на национальном, региональном и международном уровнях (преамбула Резолюции 2006/26 ЭКОСОС ООН «Последующая деятельность по итогам одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию» от 27 июля 2006 г.14). Некоторые из этих рекомендаций касаются проблем восстановления прав лиц, потерпевших от преступлений. Так, например, в Руководящих принципах в области предупреждения и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий), принятых седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 26 августа - 6 сентября 1985 г.1 сказано: «Следует принять необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты, включая компенсацию за ущерб, причиненный им в результате преступлений» (ст. 12).

4. Документы Совета Европы (СЕ). Как известно, самым значимым документом Совета Европы в области прав человека является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод16. В ст. 13 этой Конвенции закреплено: каждый, чьи права и свободы, изложенные в этой Конвенции, нарушены, должен располагать эффективными средствами правовой защиты. В Европейской Конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятой в Страсбурге 24 ноября 1983 г.1 говорится о том, что «исходя из понятий справедливости и общественной солидарности, необходимо рассмотреть положение жертв умышленных насильственных преступлений, подвергнувшихся покушению на их физическое состояние или здоровье, или лиц, которые находились

12 Там же. С. 305-306.

13 Там же. С. 317-328.

14 См.: Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том II. Документы ООН. Уфа, 2007. С. 264-267.

15 Там же. С. 36-53.

16 Российская газета. 1995. 5 апреля.

17 См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 606-609.

на попечении погибших в результате преступления, полагая, что необходимо разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба пострадавшим на той территории, где были совершены эти преступления, особенно в тех случаях, когда преступник не известен или не имеет средств, полагая, что необходимо разработать элементарные положения в рассматриваемой области» (преамбула).

5. Документы структурных подразделений Совета Европы. В Рекомендации № Р (85) 11 «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса», принятой Комитетом Министров Совета Европы 28 июня 1985 года, прямо указывается на необходимость в рамках системы уголовного правосудия обращать больше внимания на причиненный потерпевшему физический, психологический, материальный и социальный ущерб и рассмотреть меры, которые целесообразно принять в связи с этим для удовлетворения его потребностей (преамбула). О необходимости возмещения ущерба пострадавшим в желательном равновесии с признанием потребностей правонарушителя относительно его социального устройства говорится в Рекомендации № Р (92) 16 «О Европейских правилах по общим санкциям и мерам», принятой Комитетом Министров Совета Европы 19 октября 1992 г.18. Перспективные формы восстановления прав потерпевших предусмотрены в Рекомендации № Р (99) 19 «О посредничестве в уголовных делах», принятой Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 г.19. Несмотря на то, что эти нормы представлены в рекомендательной форме, согласно п. «Ь» ст. 15 Устава Совета Европы, Комитет Министров может запрашивать правительства членов о ходе выполнения таких рекомендаций20. Россия присоединилась к Уставу 24 февраля 1996 г.21

6. Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека. Российская Федерация как участник Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» 2). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета Министров Совета Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в от-

18 См.: Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том III. Документы Совета Европы. Уфа, 2007. С. 129-131.

19 Там же. С. 180-205.

20 См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 539.

21 См.: Федеральный закон «О присоединении России к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ // Российская газета. 1996. 24 февраля.

22 Российская газета. 2008. 7 апреля.

ношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов23.

Особое значение для восстановления нарушенных прав потерпевших, как уже было отмечено выше, имеет ст. 13 Европейской конвенции. В связи с этим должны соблюдаться и решения Европейского Суда, принятые на основе данной статьи. Так, Европейский Суд, в частности, отметил: «Статья 13 требует, чтобы там, где лицо считает, что оно понесло ущерб в связи с действиями, по его утверждению, нарушающими Конвенцию, оно должно иметь средство правовой защиты перед национальными властями, с тем, чтобы они рассмотрели жалобу, и чтобы, если необходимо, лицо могло добиться возмещения ущерба»24.

7. Документы Совета Европейского Союза (ЕС). Европейский Союз - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. Россия в Европейский Союз не входит, однако основополагающие решения ЕС могут быть приняты во внимание в качестве рекомендаций при формировании уголовнопроцессуального законодательства и практики. Так, например, в качестве направления для науки и практики в области восстановления прав потерпевших может послужить Основополагающее решение Совета Европейского союза (2001/220/ЛНА) «О месте жертв преступлений в уголовном судопроизводстве» от 15 марта 2001 г.25, где указывается, что каждая страна-участница должна стараться содействовать медиации в уголовных делах для правонарушений, которые она сочтет подходящими для такого рода меры. Каждая страна-участница должна гарантировать, что любое соглашение между жертвой и правонарушителем, достигнутое в ходе такой медиации в уголовных делах, может быть принято во внимание.

8. Документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Россия с 1991 года является членом международной региональной организации - Содружества Независимых Государств, -объединившей 12 государств из числа бывших советских республик. 4 ноября 1995 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека26. Тем самым данный международный договор приобрел юридически обязательную силу для внутреннего права нашей страны. С учетом этого он является действующим международно-правовым актом, содержащим общепризнанные принципы и нормы о правах человека, и под-

23 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» № 5 от 10 октября 2003 г. // Российская газета. 2003. 2 декабря.

24 Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб., 2004. С. 712.

25 См.: интернет-ресурс: http://www.commonground.org.ua

/lib law.shtml

26 Парламентская ассамблея Совета Европы в 2001 году рекомендовала членам и кандидатам в члены Совета Европы не подписывать и не ратифицировать данную конвенцию, указывая на то, что она предлагает более слабый механизм защиты прав человека, чем Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

лежит применению в уголовном процессе России27. В силу ст. 19 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., каждый человек, права и свободы которого нарушены, должен иметь право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законода-тельством28.

В заключении хотелось бы отметить, что современное международное право придает большое значение проблемам лиц, чьи права нарушаются в результате совершения преступления. Необходимость всемерной защиты этих лиц и восстановления их нарушенных прав, разработка соответствующих мер и обеспечение их эффективного действия признается в качестве одного из основных стандартов производства по уголовным делам. В связи с этим, при исследовании и разработке соответствующих внутринациональных мер эти международные стандарты должны подлежать особому учету и применению.

Список литературы:

Федеральный закон «О присоединении России к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ // Российская газета. 1996. 24 февраля.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» № 5 от 10 октября 2003 г. // Российская газета. 2003. 2 декабря.

Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах. Уфа, 2007.

Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб., 2004.

Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006.

Международные акты о правах человека. М., 2000.

Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том I. Документы ООН. Уфа, 2007.

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Приложение № 5. М., 2000.

Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том II. Документы ООН. Уфа, 2007.

Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Хрестоматия. Том III. Документы Совета Европы. Уфа, 2007.

Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000.

Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека и российское уголовное судопроизводство. Оренбург, 2006.

Literature list:

27 См.: Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006. С. 78.

28 СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

1. Federal Law "On Russia's accession to the Statute of the Council of Europe on February 23, 1996 № 19-FZ / / Rossiyskaya Gazeta. 1996. February 24.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court on application by the courts of general jurisdiction of the universally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation »№ 5 dated October 10, 2003 / / Rossiyskaya Gazeta. 2003. December 2.

3. Vasil'eva, EG Issues of criminal process in international instruments. Ufa, 2007.

4. De Salvia MA Precedents of the European Court of Human Rights. Guiding principles of jurisprudence relating to the European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms. Judicial practice from 1960 to 2002, St. Petersburg., 2004.

5. Egorov SE Human rights in criminal proceedings: international standards and Russian legislation. M., 2006.

6. International instruments on human rights. M., 2000.

7. International acts of criminal proceedings. A Reader. Volume I. UN documents. Ufa, 2007.

8. Mel'nikova EB Juvenile Justice: Issues of criminal law, criminal procedure and criminology. Appendix № 5. M., 2000.

9. International acts of criminal proceedings. A Reader. Volume II. UN documents. Ufa, 2007.

10. International acts of criminal proceedings. A Reader. Volume III. Council of Europe documents. Ufa, 2007.

11. International instruments on human rights. Collection of documents. M., 2000.

12. Yagofarov SM International human rights standards and the Russian criminal proceedings. Orenburg, 2006.

Отзыв

на статью «Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты»

к.ю.н., старшего преподавателя кафедры уголовного процесса УЮИ МВД России Е. М. Николаева и к.ю.н. преподавателя кафедры предварительного расследования УЮИ МВД России Р. М. Исаевой

Изучение научной статьи «Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты», представленной на отзыв, позволило оценить ее актуальность, научную новизну и ответить на вопросы, стоящие перед научным консультантом.

Актуальность представленной статьи не вызывает сомнений, будучи обусловленной потребностями дальнейшего совершенствования уголовно-

процессуального законодательства, как того требует правоприменительная практика в сфере прав и законных интересов человека и гражданина, нарушенных преступной деятельностью.

Как совершенно справедливо отмечают авторы, соблюдение интересов жертв правонарушений должно быть одной из фундаментальных функций уголовной юстиции (Рекомендация № R (96) 8 Комитета Министров Совета Европы «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г.). В этих целях в рамках системы уголовного правосудия потребностям потерпевшего следует уделять внимание на всех этапах уголовного процесса (Рекомендация № (85) 11 Комитета Министров Совета Европы «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного процесса» от 28 июня 1985 г.). Жертвы преступлений должны обеспечиваться реальной и надлежащей защитой со стороны специально уполномоченных органов и должностных лиц. Государство

должно гарантировать, что к жертвам будут относиться с должным уважением и признавать их права и законные интересы.

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в статье, и их достоверность не вызывают сомнений, подтверждаются применением современных методов исследования, а также глубоким изучением международных стандартов.

Теоретическая и практическая значимость представленной статьи Е. М. Николаева и Р. М. Исаевой, определяется, прежде всего, тем, что сформулированные положения, выводы и предложения по рассматриваемым вопросам могут быть полезны, и использованы для дальнейшего научного исследования проблем правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства, правотворческой и правоприменительной деятельности.

Научная статья «Права и законные интересы потерпевших в уголовном процессе: международные стандарты» к.ю.н., старшего преподавателя кафедры уголовного процесса Е. М. Николаева и к.ю.н., преподавателя кафедры предварительного расследования Р. М. Исаевой рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный консультант,

заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета к.ю.н., доцент Е. Г. Васильева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.