Научная статья на тему 'Международное правовое обеспечение защиты интересов потерпевших'

Международное правовое обеспечение защиты интересов потерпевших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS / СОВЕТ ЕВРОПЫ / COUNCIL OF EUROPE / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ДОКУМЕНТЫ / INTERNATIONAL CONTRACTS AND DOCUMENTS / ПОТЕРПЕВШИЙ / VICTIM / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION / COMPENSATION OF DAMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Н.Э.

В статье рассматриваются международные нормативные правовые акты и документы, направленные на защиту интересов потерпевших, и аргументируется позиция автора, что Российская Федерация не в полной мере имплементирует рассматриваемые нормы в национальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартыненко Н.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal support of the protection of the interests of victims

The international regulations and the documents on protection of the interests of victims are considered, and the position of the author that the Russian Federation does not fully implement the norms of the national legislation is justified.

Текст научной работы на тему «Международное правовое обеспечение защиты интересов потерпевших»

14. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства: доклад М.С. Горбачева на XII внеочередной сессии ВС СССР // Правда. 1988. 30 нояб.

15. Кудрявцева Г.А. Теоретические предпосылки исследования материальной основы деятельности общественных организаций // Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР: сб. статей. М., 1985.

16. Левина М.И. Первая российская Декларация прав и свобод: мечты и реальность // Вестник МГУ. М., 1995.

17. Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. М., 1955. Т. 32.

18. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

19. Остапенко А. С. Политико-правовые стратегии развития общественных объединений в институциональном пространстве современной России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д., 2009.

20. Полное собрание законодательства. Собр. 3. XXV. Отд. 1. № 26 803.

21. Права человека: сб. международных документов / сост. Л.Н. Шестаков. М., 1986.

22. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008.

E-mail: yuran1965@mail.ru

Н.Э. МАРТЫНЕНКО,

заместитель начальника кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Международное правовое обеспечение защиты интересов потерпевших

В статье рассматриваются международные нормативные правовые акты и документы, направленные на защиту интересов потерпевших, и аргументируется позиция автора, согласно которой Российская Федерация не в полной мере имплементирует рассматриваемые нормы в национальное законодательство.

Организация Объединенных Наций, Совет Европы, международные договоры и документы, потерпевший, возмещение ущерба, компенсация.

В статье 15 Конституции Российской Федерации говорится о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. В связи с этим полагаем возможным рассмотреть международные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие правовое обеспечение деятельности по защите интересов потерпевших, с этой позиции разделив их. 1. По сфере действия:

а) нормативные правовые акты и документы общего характера, регламентирующие вопросы противодействия преступности и включающие отдельные положения о защите интересов потерпевших, а именно:

— Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (Пекинские правила 1985 г.) [6], которые касаются отправления правосудия в отношении несо-

вершеннолетних и закрепляют в п. 11.4 реституцию и компенсацию потерпевшим как условие прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) [7], где в ст. 8 каждому государству предлагается рассмотреть возможность создания механизмов использования средств, полученных в результате конфискации, для выплаты компенсации жертвам преступлений или членам их семей; Конвенция ООН против коррупции (1999 г.) [3], где в ст. 32 предусматривается защита потерпевших и их близких от вероятной мести или запугивания; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) [4], где в ст. 25 говорится, что каждое государство в пределах своих возможностей должно принимать надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от преступлений и обеспечивать доступ к компенсации и возмещению ущерба; План действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в. (2002 г.) [5] можно рассматривать в качестве стратегии противодействия преступности, поскольку в ней имеются рекомендации государствам по принятию эффективных мер поддержки и защиты жертв преступлений;

к S

X

<

оэ О оэ н и X и

а

а и ва

О и

S

н

^

с S И S X К

о н

и о и

о

03

н

и

J3

<

И

н

о X

о

bS

<

П9

29

К S

X

<

оэ О оэ н и X и

а

а и ва

0 и

S

н

^

с S

И

5

1

к

о н

и о и

6 03

н

и

J3

<

И

н

0

1

о

bS

<

30

— Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.) [8], где в ст. 13 регламентирован порядок предоставления защиты, компенсации и поддержки жертвам терроризма и вместе с тем предусмотрена возможность оказания финансовой помощи и выплат компенсации жертвам терроризма и их близким;

б) нормативные правовые акты и документы специального характера, непосредственно регламентирующие деятельность государств по защите интересов потерпевших:, каковыми являются:

— Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. [2], основная идея которой состоит в том, что государствам-участникам (Россия не является участником рассматриваемой Конвенции) необходимо разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба пострадавшим в случае, когда преступник неизвестен или неплатежеспособен;

— Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» [9], относительно которых можно заметить следующее.

В Рекомендациях закреплено положение, что основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего; повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию (при этом цели системы уголовного правосудия традиционно определяются посредством терминов, выражающих главным образом отношения между государством и правонарушителем). В документе даны рекомендации по организации процедур преследования, опроса потерпевшего, судопроизводства, принуждения к исполнению, защиты тайны и особой защиты потерпевшего.

Комитет министров Совета Европы рекомендовал правительствам государств-членов пересмотреть свое законодательство и построить практику в соответствии с определенными принципами. В частности, сотрудники полиции стран-участниц должны иметь специальную подготовку для ведения работы с потерпевшими и быть конструктивно, ободряюще и сочувственно настроенными; полиция должна информировать потерпевшего согласно разделу А, п. 1—3 указанного документа о возможности получения помощи, практических и юридических консультаций, компенсации от преступника и государства и т. п.;

— Декларация основных принципов право -судия для жертв преступлений и злоупо-

треблений властью (1985 г.) [1], в которой вводится понятие «жертва» и определяются принципы доступа жертвы к правосудию, справедливого с ней обращения, а также устанавливаются правила реституции, компенсации и социальной помощи для нее. В частности, согласно п. 16 «работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребностей жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи»; Рекомендации Комитета министров Совета Европы «О порядке предоставления информации о разбирательствах по уголовным делам через средства массовой информации» (2003 г.) [10], в которых закреплен принцип предоставления сведений об участниках разбирательства (в частности, о жертве) с условием уважения их права на неприкосновенность частной жизни. «Особое внимание должно уделяться ... жертвам. В любом случае, особое внимание должно уделяться неблагоприятным последствиям, которые могут наступить для указанных лиц в результате предоставления сведений, которые способствующих установлению их личности (принцип 8). Кроме того, ведение репортажей и записи в прямом эфире в зале суда должно разрешаться, только если оно не несет серьезной опасности для жертв . уголовного разбирательства ... (принцип 14)»; Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием (2005 г.) [11], в которых установлены меры по защите и определены программы защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием; Резолюция Экономического и Социального советов ООН «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений» (2005 г.) [12], которая направлена на защиту детей-жертв и свидетелей в возрасте до 18 лет, лиц, являющихся жертвами или свидетелями преступлений, независимо от их роли в соответствующем преступлении или в процессе преследования предполагаемого преступника или группы преступников (п. 9); Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства стран СНГ (2006 г.) [13], определяющее перечень защищаемых лиц, в число которых входит потерпевший,

а также меры защиты для обеспечения безопасности, в частности и для потерпевших, и государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством компетентны принимать решение об осуществлении мер защиты. 2. По субъектам, принявшим нормативный правовой акт:

а) универсальные, к которым относятся нормативные правовые акты и документы, принятые Организацией Объединенных Наций.

Важную роль в развитии международного правового обеспечения противодействия преступности в целом и по отдельным направлениям деятельности играет ООН. Анализируя Конгрессы ООН, заметим, что внимание мирового сообщества на интересах потерпевшего было акцентировано только к середине 80-х гг. прошлого века. Первые Конгрессы ООН и одобренные на них документы были посвящены только мерам, направленным на борьбу с преступностью. Положение потерпевшего стало рассматриваться с 1985 г., когда VII Конгресс ООН принял Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В этом же году ООН принимает Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.);

б) региональные, к которым относятся нормативные правовые акты и документы, принятые Советом Европы. Европейскими странами также принимаются нормативные правовые акты, направленные на защиту интересов потерпевших. При этом Совет Европы ранее ООН обратил внимание на необходимость защиты интересов потерпевших: в 1983 г. была принята Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Россия участия в ней не принимает). Кроме того, при рассмотрении нормативных правовых актов, направленных на противодействие наиболее опасным формам преступной деятельности, в документы обязательно включаются положения о защите интересов потерпевших. В качестве примера можно привести Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (2003 г.), которая регламентирует порядок предоставления защиты, компенсации и поддержки жертвам терроризма;

в) межрегиональные, включающие нормативные правовые акты и документы, принятые, например, в рамках Содружества Независимых Государств.

После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (1992 г.) начала формироваться правовая база СНГ по противодействию как преступности в целом, так и отдельным видам преступлений. Одним из наиболее важных нормативных правовых документов является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (2002 г.), которая регулирует отношения государств, тесно связанных геополитически и, что особенно важно, имеющих значительное сходство национальных законодательств и структуры систем правосудия. Все это в значительной степени облегчает оказание международной правовой помощи, а также уменьшает количество возникающих в этом процессе правовых коллизий.

Таким образом, международная нормативная правовая база по защите интересов потерпевших начала формироваться с середины 80-х гг. XX в. Организацией Объединенных Наций и Советом Европы. Причем вначале внимание уделялось не положению лица, пострадавшего от совершенного преступления, а обращению с преступником. Однако с течением времени пришло понимание того, что борьба с преступностью без защиты лиц, потерпевших от преступления, не приведет к желаемым результатам (о чем свидетельствует повторная виктимность). Поэтому на международном уровне были приняты нормативные правовые акты и документы, направленные на предупреждение виктимного поведения жертв, а также на возмещение причиненного ущерба.

Одним из международных документов в области защиты интересов потерпевших является Декларация об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принятая более 25 лет назад, она закрепила основные идеи по защите интересов потерпевших, которые не утратили своей актуальности. Если суммировать все международные акты и документы, то в них закреплены права потерпевшего на физическую защиту, защиту частной жизни, реституцию, компенсацию и социальную помощь, возмещение государством ущерба и внимательное отношение полиции и иных структур.

Соотнося международные и российские нормативные правовые акты и документы, направленные на защиту интересов потерпевших, можно констатировать, что за последние два десятилетия в Российской Федерации многое сделано для защиты интересов потерпевших: приняты федеральные законы «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих

«

К

X

<

оэ О оэ н и X и

а

а и оа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О и

К

н

^

с к

и к

X

к

о н

и о и

о

03

н

и

л

<

и н

¡1 о X

о <

П9

31

К S

X

<

оэ О оэ н и X и

а

а и ва

0 и

S

н

^

с S

И

5

1

к

о н

и о и

6 03

н

и

J3

<

И

н

0

1

о

bS

<

32

органов» [14] и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [15]. Однако существует и ряд проблем, которые нужно безотлагательно решать.

Во-первых, это неприсоединение Российской Федерации к Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (1983 г.). Из числа стран бывшего СССР ее подписали Азербайджан, Армения и Украина. В начале этого процесса СССР не мог присоединиться к Конвенции, поскольку не являлся членом Совета Европы (в соответствии со ст. 14 к Конвенции могут присоединиться только государства — члены Совета Европы). Российская Федерации является членом Совета Европы, поэтому обладает правом присоединения к Конвенции, однако до настоящего времени этого не сделала. Представляется, что причиной этому является ст. 2 Конвенции, закрепившая положение о том, что в случае, когда возмещение ущерба не может быть обеспечено из других источников, государство должно взять возмещение ущерба на себя. Ущерб возмещается двум категориям лиц: тем, кому в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный ущерб физическому состоянию или здоровью, и тем, кто находился на иждивении погибших в результате умышленных насильственных преступлений. Причем возмещение ущерба осуществляется даже если преступник не может быть подвергнут судебному преследованию или наказанию. Сумма компенсации согласно ст. 4 должна покрывать (в зависимости от случая) потерю заработка, затраты на лекарства и госпитализацию, на похороны и содержание иждивенцев.

По данным официальной статистики, в среднем в России ежегодно около двух миллионов физических лиц признаются потерпевшими, из них примерно одна треть

Список литературы

1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.) // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2002.

2. Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений ETS № 116 (Страсбург, 24 ноября 1983 г.): сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

3. Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2394.

являются потерпевшими от насильственных преступлений. Полагаем, что главная причина нежелания России присоединиться к Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений напрямую связана с немалой суммой ущерба, которую государство должно компенсировать потерпевшим в случае, если преступник не найден.

Поскольку в ст. 2 Конституции РФ четко прописано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, и принимая во внимание ст. 52 Конституции РФ об обеспечении государством потерпевшим доступа к правосудию и возмещении причиненного ущерба посредством компенсации представляется, что существуют все предпосылки, чтобы Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений.

Во-вторых, это отсутствие специальных программ подготовки специалистов в сфере защиты интересов потерпевших. Тематическими планами учебных дисциплин юридических вузов предусмотрено обучение противодействию преступности (по таким предметам, как уголовное право, криминология, уголовно-процессуальное право и т. д.).

Мы предлагаем включить в рабочий учебный план Академии управления МВД России — по направлению подготовки «Юриспруденция» в магистерскую программу «Правовое обеспечение правоохранительной деятельности», в раздел «Дисциплины по выбору» — межкафедральную дисциплину «Потерпевший от преступления и его защита».

Реализация вышеназванных предложений, по нашему мнению, обусловливает эффективность защиты интересов потерпевших от преступлений.

4. План действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в. (принят 31 января 2002 г. Резолюцией ООН 56/261) // СПС КонсультантПлюс.

5. Против транснациональной организованной преступности: Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. Ст. 3882.

6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), (приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией № 40/33

7.

9.

на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. О борьбе с финансированием терроризма: международная конвенция (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 12. Ст. 1059. О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием: рекомендация № Я(2005)9 Комитета министров Совета Европы (принята 20 апреля 2005 г. на 924-м заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс.

О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. // Совет Европы и Россия: сб. документов. М., 2004.

10. О порядке предоставления информации о разбирательствах по уголовным делам через средства массовой информации: рекомендация № Я(2003)13 Комитета министров Совета Европы (принята 10 июля 2003 г. на 848-м заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс. О предупреждении терроризма: конвенция Совета Европы от 16 мая 2005 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. № 9. Ст. 2393.

11

12. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (2005 г.): резолюция Экономического и Социального Совета ООН (принята 22 июля 2005 г. резолюцией № 2005/20 на 36-м пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН) // СПС КонсультантПлюс.

13. Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (Минск, 28 ноября 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4.

14. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

15. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

E-mail: edusvelikiy@mail.ru

Е.С. СМОЛЬЯНИНОВ,

старший преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Анализ проблем признания юридического лица субъектом уголовной ответственности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с противодействием преступлениям, осуществляемым с применением организационно-правовых форм юридического лица.

Уголовная ответственность, юридическое лицо, субъект уголовной ответственности, преступная деятельность юридического лица, вина в уголовном праве, корпорация, виды уголовных наказаний юридического лица.

Проблема признания юридического лица субъектом уголовной ответственности вызывает дискуссии, поскольку в науке уголовного права не сложилось единого мнения относительно признания юридического лица субъектом преступления. Далее мы обозначим некоторые вопросы, требующие дополнительной разработки.

С историко-правовой точки зрения, юридическое лицо — это организованный коллектив, который обладает обособленным имуществом, совершает действия от собственного имени и самостоятельно несет имущественную ответственность. Для признания юридического лица субъектом права необходимо, чтобы форма организации коллектива обеспечивала единство воли и целей.

Коренные изменения общественных отношений в связи с переходом к рынку, жесткая конкуренция в бизнесе нередко создают условия для совершения противоправных деяний, при этом благодаря техническим возможностям конкретные исполнители могут остаться незамеченными. Это свидетельствует о целесообразности и даже необходимости привлечения юридических лиц к уголовной ответственности.

«

S

X

<

оэ О оэ н и X и

а

а и оа

О и

S

н

^

с S И S X К

о н

и о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

03

н

и

J3

<

И

н

о X

о

bS

<

П9

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.