14. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства: доклад М.С. Горбачева на XII внеочередной сессии ВС СССР // Правда. 1988. 30 нояб.
15. Кудрявцева Г.А. Теоретические предпосылки исследования материальной основы деятельности общественных организаций // Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР: сб. статей. М., 1985.
16. Левина М.И. Первая российская Декларация прав и свобод: мечты и реальность // Вестник МГУ. М., 1995.
17. Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. М., 1955. Т. 32.
18. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.
19. Остапенко А. С. Политико-правовые стратегии развития общественных объединений в институциональном пространстве современной России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д., 2009.
20. Полное собрание законодательства. Собр. 3. XXV. Отд. 1. № 26 803.
21. Права человека: сб. международных документов / сост. Л.Н. Шестаков. М., 1986.
22. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008.
E-mail: [email protected]
Н.Э. МАРТЫНЕНКО,
заместитель начальника кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Международное правовое обеспечение защиты интересов потерпевших
В статье рассматриваются международные нормативные правовые акты и документы, направленные на защиту интересов потерпевших, и аргументируется позиция автора, согласно которой Российская Федерация не в полной мере имплементирует рассматриваемые нормы в национальное законодательство.
Организация Объединенных Наций, Совет Европы, международные договоры и документы, потерпевший, возмещение ущерба, компенсация.
В статье 15 Конституции Российской Федерации говорится о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. В связи с этим полагаем возможным рассмотреть международные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие правовое обеспечение деятельности по защите интересов потерпевших, с этой позиции разделив их. 1. По сфере действия:
а) нормативные правовые акты и документы общего характера, регламентирующие вопросы противодействия преступности и включающие отдельные положения о защите интересов потерпевших, а именно:
— Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (Пекинские правила 1985 г.) [6], которые касаются отправления правосудия в отношении несо-
вершеннолетних и закрепляют в п. 11.4 реституцию и компенсацию потерпевшим как условие прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) [7], где в ст. 8 каждому государству предлагается рассмотреть возможность создания механизмов использования средств, полученных в результате конфискации, для выплаты компенсации жертвам преступлений или членам их семей; Конвенция ООН против коррупции (1999 г.) [3], где в ст. 32 предусматривается защита потерпевших и их близких от вероятной мести или запугивания; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) [4], где в ст. 25 говорится, что каждое государство в пределах своих возможностей должно принимать надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от преступлений и обеспечивать доступ к компенсации и возмещению ущерба; План действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в. (2002 г.) [5] можно рассматривать в качестве стратегии противодействия преступности, поскольку в ней имеются рекомендации государствам по принятию эффективных мер поддержки и защиты жертв преступлений;
к S
X
<
оэ О оэ н и X и
а
а и ва
О и
S
н
^
с S И S X К
о н
и о и
о
03
н
и
J3
<
И
н
о X
о
bS
<
П9
29
К S
X
<
оэ О оэ н и X и
а
а и ва
0 и
S
н
^
с S
И
5
1
к
о н
и о и
6 03
н
и
J3
<
И
н
0
1
о
bS
<
30
— Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.) [8], где в ст. 13 регламентирован порядок предоставления защиты, компенсации и поддержки жертвам терроризма и вместе с тем предусмотрена возможность оказания финансовой помощи и выплат компенсации жертвам терроризма и их близким;
б) нормативные правовые акты и документы специального характера, непосредственно регламентирующие деятельность государств по защите интересов потерпевших:, каковыми являются:
— Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. [2], основная идея которой состоит в том, что государствам-участникам (Россия не является участником рассматриваемой Конвенции) необходимо разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба пострадавшим в случае, когда преступник неизвестен или неплатежеспособен;
— Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» [9], относительно которых можно заметить следующее.
В Рекомендациях закреплено положение, что основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего; повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию (при этом цели системы уголовного правосудия традиционно определяются посредством терминов, выражающих главным образом отношения между государством и правонарушителем). В документе даны рекомендации по организации процедур преследования, опроса потерпевшего, судопроизводства, принуждения к исполнению, защиты тайны и особой защиты потерпевшего.
Комитет министров Совета Европы рекомендовал правительствам государств-членов пересмотреть свое законодательство и построить практику в соответствии с определенными принципами. В частности, сотрудники полиции стран-участниц должны иметь специальную подготовку для ведения работы с потерпевшими и быть конструктивно, ободряюще и сочувственно настроенными; полиция должна информировать потерпевшего согласно разделу А, п. 1—3 указанного документа о возможности получения помощи, практических и юридических консультаций, компенсации от преступника и государства и т. п.;
— Декларация основных принципов право -судия для жертв преступлений и злоупо-
треблений властью (1985 г.) [1], в которой вводится понятие «жертва» и определяются принципы доступа жертвы к правосудию, справедливого с ней обращения, а также устанавливаются правила реституции, компенсации и социальной помощи для нее. В частности, согласно п. 16 «работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребностей жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи»; Рекомендации Комитета министров Совета Европы «О порядке предоставления информации о разбирательствах по уголовным делам через средства массовой информации» (2003 г.) [10], в которых закреплен принцип предоставления сведений об участниках разбирательства (в частности, о жертве) с условием уважения их права на неприкосновенность частной жизни. «Особое внимание должно уделяться ... жертвам. В любом случае, особое внимание должно уделяться неблагоприятным последствиям, которые могут наступить для указанных лиц в результате предоставления сведений, которые способствующих установлению их личности (принцип 8). Кроме того, ведение репортажей и записи в прямом эфире в зале суда должно разрешаться, только если оно не несет серьезной опасности для жертв . уголовного разбирательства ... (принцип 14)»; Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием (2005 г.) [11], в которых установлены меры по защите и определены программы защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием; Резолюция Экономического и Социального советов ООН «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений» (2005 г.) [12], которая направлена на защиту детей-жертв и свидетелей в возрасте до 18 лет, лиц, являющихся жертвами или свидетелями преступлений, независимо от их роли в соответствующем преступлении или в процессе преследования предполагаемого преступника или группы преступников (п. 9); Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства стран СНГ (2006 г.) [13], определяющее перечень защищаемых лиц, в число которых входит потерпевший,
а также меры защиты для обеспечения безопасности, в частности и для потерпевших, и государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством компетентны принимать решение об осуществлении мер защиты. 2. По субъектам, принявшим нормативный правовой акт:
а) универсальные, к которым относятся нормативные правовые акты и документы, принятые Организацией Объединенных Наций.
Важную роль в развитии международного правового обеспечения противодействия преступности в целом и по отдельным направлениям деятельности играет ООН. Анализируя Конгрессы ООН, заметим, что внимание мирового сообщества на интересах потерпевшего было акцентировано только к середине 80-х гг. прошлого века. Первые Конгрессы ООН и одобренные на них документы были посвящены только мерам, направленным на борьбу с преступностью. Положение потерпевшего стало рассматриваться с 1985 г., когда VII Конгресс ООН принял Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В этом же году ООН принимает Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.);
б) региональные, к которым относятся нормативные правовые акты и документы, принятые Советом Европы. Европейскими странами также принимаются нормативные правовые акты, направленные на защиту интересов потерпевших. При этом Совет Европы ранее ООН обратил внимание на необходимость защиты интересов потерпевших: в 1983 г. была принята Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Россия участия в ней не принимает). Кроме того, при рассмотрении нормативных правовых актов, направленных на противодействие наиболее опасным формам преступной деятельности, в документы обязательно включаются положения о защите интересов потерпевших. В качестве примера можно привести Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (2003 г.), которая регламентирует порядок предоставления защиты, компенсации и поддержки жертвам терроризма;
в) межрегиональные, включающие нормативные правовые акты и документы, принятые, например, в рамках Содружества Независимых Государств.
После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (1992 г.) начала формироваться правовая база СНГ по противодействию как преступности в целом, так и отдельным видам преступлений. Одним из наиболее важных нормативных правовых документов является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (2002 г.), которая регулирует отношения государств, тесно связанных геополитически и, что особенно важно, имеющих значительное сходство национальных законодательств и структуры систем правосудия. Все это в значительной степени облегчает оказание международной правовой помощи, а также уменьшает количество возникающих в этом процессе правовых коллизий.
Таким образом, международная нормативная правовая база по защите интересов потерпевших начала формироваться с середины 80-х гг. XX в. Организацией Объединенных Наций и Советом Европы. Причем вначале внимание уделялось не положению лица, пострадавшего от совершенного преступления, а обращению с преступником. Однако с течением времени пришло понимание того, что борьба с преступностью без защиты лиц, потерпевших от преступления, не приведет к желаемым результатам (о чем свидетельствует повторная виктимность). Поэтому на международном уровне были приняты нормативные правовые акты и документы, направленные на предупреждение виктимного поведения жертв, а также на возмещение причиненного ущерба.
Одним из международных документов в области защиты интересов потерпевших является Декларация об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принятая более 25 лет назад, она закрепила основные идеи по защите интересов потерпевших, которые не утратили своей актуальности. Если суммировать все международные акты и документы, то в них закреплены права потерпевшего на физическую защиту, защиту частной жизни, реституцию, компенсацию и социальную помощь, возмещение государством ущерба и внимательное отношение полиции и иных структур.
Соотнося международные и российские нормативные правовые акты и документы, направленные на защиту интересов потерпевших, можно констатировать, что за последние два десятилетия в Российской Федерации многое сделано для защиты интересов потерпевших: приняты федеральные законы «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
«
К
X
<
оэ О оэ н и X и
а
а и оа
О и
К
н
^
с к
и к
X
к
о н
и о и
о
03
н
и
л
<
и н
¡1 о X
о <
П9
31
К S
X
<
оэ О оэ н и X и
а
а и ва
0 и
S
н
^
с S
И
5
1
к
о н
и о и
6 03
н
и
J3
<
И
н
0
1
о
bS
<
32
органов» [14] и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [15]. Однако существует и ряд проблем, которые нужно безотлагательно решать.
Во-первых, это неприсоединение Российской Федерации к Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (1983 г.). Из числа стран бывшего СССР ее подписали Азербайджан, Армения и Украина. В начале этого процесса СССР не мог присоединиться к Конвенции, поскольку не являлся членом Совета Европы (в соответствии со ст. 14 к Конвенции могут присоединиться только государства — члены Совета Европы). Российская Федерации является членом Совета Европы, поэтому обладает правом присоединения к Конвенции, однако до настоящего времени этого не сделала. Представляется, что причиной этому является ст. 2 Конвенции, закрепившая положение о том, что в случае, когда возмещение ущерба не может быть обеспечено из других источников, государство должно взять возмещение ущерба на себя. Ущерб возмещается двум категориям лиц: тем, кому в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный ущерб физическому состоянию или здоровью, и тем, кто находился на иждивении погибших в результате умышленных насильственных преступлений. Причем возмещение ущерба осуществляется даже если преступник не может быть подвергнут судебному преследованию или наказанию. Сумма компенсации согласно ст. 4 должна покрывать (в зависимости от случая) потерю заработка, затраты на лекарства и госпитализацию, на похороны и содержание иждивенцев.
По данным официальной статистики, в среднем в России ежегодно около двух миллионов физических лиц признаются потерпевшими, из них примерно одна треть
Список литературы
1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.) // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2002.
2. Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений ETS № 116 (Страсбург, 24 ноября 1983 г.): сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
3. Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2394.
являются потерпевшими от насильственных преступлений. Полагаем, что главная причина нежелания России присоединиться к Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений напрямую связана с немалой суммой ущерба, которую государство должно компенсировать потерпевшим в случае, если преступник не найден.
Поскольку в ст. 2 Конституции РФ четко прописано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, и принимая во внимание ст. 52 Конституции РФ об обеспечении государством потерпевшим доступа к правосудию и возмещении причиненного ущерба посредством компенсации представляется, что существуют все предпосылки, чтобы Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений.
Во-вторых, это отсутствие специальных программ подготовки специалистов в сфере защиты интересов потерпевших. Тематическими планами учебных дисциплин юридических вузов предусмотрено обучение противодействию преступности (по таким предметам, как уголовное право, криминология, уголовно-процессуальное право и т. д.).
Мы предлагаем включить в рабочий учебный план Академии управления МВД России — по направлению подготовки «Юриспруденция» в магистерскую программу «Правовое обеспечение правоохранительной деятельности», в раздел «Дисциплины по выбору» — межкафедральную дисциплину «Потерпевший от преступления и его защита».
Реализация вышеназванных предложений, по нашему мнению, обусловливает эффективность защиты интересов потерпевших от преступлений.
4. План действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в. (принят 31 января 2002 г. Резолюцией ООН 56/261) // СПС КонсультантПлюс.
5. Против транснациональной организованной преступности: Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. Ст. 3882.
6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), (приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией № 40/33
7.
9.
на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. О борьбе с финансированием терроризма: международная конвенция (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 12. Ст. 1059. О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием: рекомендация № Я(2005)9 Комитета министров Совета Европы (принята 20 апреля 2005 г. на 924-м заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс.
О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. // Совет Европы и Россия: сб. документов. М., 2004.
10. О порядке предоставления информации о разбирательствах по уголовным делам через средства массовой информации: рекомендация № Я(2003)13 Комитета министров Совета Европы (принята 10 июля 2003 г. на 848-м заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс. О предупреждении терроризма: конвенция Совета Европы от 16 мая 2005 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. № 9. Ст. 2393.
11
12. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (2005 г.): резолюция Экономического и Социального Совета ООН (принята 22 июля 2005 г. резолюцией № 2005/20 на 36-м пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН) // СПС КонсультантПлюс.
13. Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (Минск, 28 ноября 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4.
14. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
15. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
E-mail: [email protected]
Е.С. СМОЛЬЯНИНОВ,
старший преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Анализ проблем признания юридического лица субъектом уголовной ответственности
В статье рассматриваются проблемы, связанные с противодействием преступлениям, осуществляемым с применением организационно-правовых форм юридического лица.
Уголовная ответственность, юридическое лицо, субъект уголовной ответственности, преступная деятельность юридического лица, вина в уголовном праве, корпорация, виды уголовных наказаний юридического лица.
Проблема признания юридического лица субъектом уголовной ответственности вызывает дискуссии, поскольку в науке уголовного права не сложилось единого мнения относительно признания юридического лица субъектом преступления. Далее мы обозначим некоторые вопросы, требующие дополнительной разработки.
С историко-правовой точки зрения, юридическое лицо — это организованный коллектив, который обладает обособленным имуществом, совершает действия от собственного имени и самостоятельно несет имущественную ответственность. Для признания юридического лица субъектом права необходимо, чтобы форма организации коллектива обеспечивала единство воли и целей.
Коренные изменения общественных отношений в связи с переходом к рынку, жесткая конкуренция в бизнесе нередко создают условия для совершения противоправных деяний, при этом благодаря техническим возможностям конкретные исполнители могут остаться незамеченными. Это свидетельствует о целесообразности и даже необходимости привлечения юридических лиц к уголовной ответственности.
«
S
X
<
оэ О оэ н и X и
а
а и оа
О и
S
н
^
с S И S X К
о н
и о и
о
03
н
и
J3
<
И
н
о X
о
bS
<
П9
33