J^&L ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы международного права
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОРМ И СТАНДАРТОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ
О.В. СТРЕБКОВА,
инспектор отдела по учету кадров ЦМТО ФМС России, соискатель Московского университета МВД России
Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Д.Д. Шалягин Рецензент: кандидат юридических наук, доцент С.А. Грицаев
Аннотация. Статья посвещена краткому анализу исторических предпосылок становления и дальнейшего прогрессивного развития норм и стандартов Совета Европы в сфере обращения с заключенными. Автор раскрыла основные этапы в формировании правовой базы Совета Европы в данной области, начиная с самого первого документа — Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1973 г., заканчивая ныне действующим документом, принятым Комитетом Министров Совета Европы в 2006 г., — Европейскими пенитенциарными правилами.
Ключевые слова: региональное сотрудничество, нормы и стандарты Совета Европы, обращение с заключенными, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила.
HISTORICAL AND LEGAL QUESTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF NORMS AND STANDARDS OF THE COUNCIL OF EUROPE IN THE TREATMENT OF PRISONERS
O.V. STREBKOVA,
inspector of department of personal registration CMTS FMS of Russia, senior lieutenant of internal service,
post-graduate of Moscow University of the MIA of the RF
Annotation. The article is dedicated to a brief analysis of the historical background of formation and further progressive development of the rules and standards of the Council of Europe in the treatment of prisoners. The author revealed the main stages in the formation of the legal framework of the Council of Europe in this field, starting from the first document — the Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners in 1973, ending the current active document, adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe in 2006 — the European Prison Rules.
Keywords: regional cooperation, norms and standards of the Council of Europe, the treatment of prisoners, the Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners, the European Prison Rules.
Международное сотрудничество в области криминологии и пенологии1 охватывает довольно длительный период. Все достижения Совета Европы в данной сфере основываются на результатах проведенных международных пенитенциарных реформ в конце позапрошлого и в начале прошлого столетий. Однако, первые получившие общественное звучание идеи о необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах стали появляться еще в
XVIII в.2. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, а также прогресс пенитенциарной системы США3. В
XIX в. потребность в международном сотрудниче-
стве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы. Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, международных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во Франкфурте-на-Майне в 1846 г. и носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарными проблемами направленность, на вто-
1 Пенология (от лат. роепа — наказание; греч. logos — слово, понятие, учение; англ. penology) — учение об исполнении наказания.
2 Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительно право: Учебник. М., 2007. С. 300.
3 Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие / Под ред. С.Я. Лебедева. М., 2011. С. 240.
-ii.^'fe-
Актуальные проблемы международного права
ром конгрессе, прошедшем в 1847 г. в Брюсселе, был образован разместившийся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем — в 1857 г. во Франкфурте — предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения4.
Осознание необходимости решения пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда государств. Под эгидой межправительственной комиссии (в 1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. — международной пенитенциарной комиссии, затем — международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вторая серия из 12 тюремных конгрессов, состоявшихся в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Риме (1885), Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930), Берлине (1936), Гааге (1950)5. Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела — резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные моменты ее функционирования.
Одним из прогрессивных достижений работы Международной уголовной и пенитенциарной комиссии явились Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, рекомендованные правительствам Ассамблеей Лиги Наций на 15-й очередной сессии в сентябре 1934 г. (далее — Правила Лиги Наций)6. Годом позже на 16-й очередной сессии, Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, согласно которой Генеральный секретарь обратился к правительствам, принявшим Правила, с просьбой по мере возможности довести их до сведения общественности путем официальных публикаций и другими способами7. С тех пор, естественно, по мере надобности и в результате обсуждения были разработаны более поздние формулировки Правил, но общая схема и подход, утвержденные Лигой Наций, остались неизменными. В Правилах Лиги Наций охватывались такие проблемы, как классификация заключенных по категориям, распределение и раздельное содержание заключенных, исправительное воздействие на заключенных, режимы содержания, дисциплина, проблемы персонала пенитенциарных учреждений, подготовка заключенных к освобождению и др.8. Необходимо отметить, что в первоначальном варианте документа Лига На-
ций настаивала на том, что в тех странах, где содержание под надзором полиции не подпадает под действие Правил, их основные идеи должны, тем не менее, быть приняты во внимание, насколько это возможно9.
В международном плане ситуация с Правилами оставалась неизменной вплоть до окончания Второй мировой войны. Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций, наряду с широким спектром рассматриваемых вопросов, уделяла внимание и проблемам уголовного правосудия и правам человека, что привело к пересмотру Минимальных стандартных правил содержания заключенных. Этому способствовало и создание в 1949 г. Совета Европы как международной региональной организации, основными задачами которой являются: защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в организацию государств10. В результате на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. был принят переработанный вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными11, разработанный теперь уже под эгидой ООН и учитывающий те перемены и преобразования в жизни, которые произошли после Второй мировой войны. Правила ООН неоднократно одобрялись Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях от 31 июля 1957 г. 663 С (XXIV)12, от 13 мая 1977 г. 2076 (ЪХ!)13 и др.
4 К. Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 175—194.
5 Уголовно-исполнительно право. С. 300.
6 Social and Humanitarian Assistance — Crime prevention and criminal justice // Encyclopedia of the Nations. URL://http://www.na-tionsencyclopedia.com/United-Nations/Social-and-Humanitarian-As sistance-crime-prevention-and-criminal-justice.html; Fifteenth Ordinary Session of the Assembly Geneva, September 10 — September 27, 1934 // League of Nations Archives from the United Nations Office at Geneva. URL://http://www.unog.ch/80256EE60057D930/(httpPa-ges)/775f57ee7b39fc0d80256ef8005048a6?OpenDocument
7 Social and Humanitarian Assistance — Crime prevention and criminal justice. Ib. Sixteenth Ordinary Session of the Assembly Geneva, September 9 — October 11, 1935 // League of Nations Archives from the United Nations Office at Geneva. URL://-http://www.unog.ch/80256EE60057D930/(httpPages)/775f57ee 7b39fc0d80256ef8005048a6?OpenDocument
8 Европейские пенитенциарные правила (рек. № R (87) 3 Комитета министров государствам — членам Совета Европы относительно Европейских пенитенциарных правил) // Тюремная библиотека. Вып. 2. М., 1999. С. 95.
9 Там же.
10 URL://http://www.coe.ru/main/about/info/
11 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pri-son.shtml
12 Резолюция ЭКОСОС 663 (XXIV) от 31 июля 1957 г. URL://-http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=E/RES/663(XXIV)
13 Резолюция ЭКОСОС 2076 (LXI) от 13 мая 1977 г. URL://-http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=E/RES/2076(LXII)
Актуальные проблемы международного права
В дальнейшем на последующих конгрессах ООН было уделено немало внимания Правилам и их применению с целью распространения на другие виды содержания под стражей основополагающих принципов, вытекающих из основных ценностей, положенных в основу Правил, и идеалов, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других документах ООН по правам человека.
На 6-м Конгрессе ООН в Каракасе в 1980 г. акцент был сделан на статусе и применении Правил в государствах — членах ООН. Однако, несмотря на то, что ценность и авторитет Правил получали неоднократное подтверждение, была высказана обеспокоенность по поводу степени их эффективного воплощения в жизнь в государствах14. Положения Каракасской декларации, принятой в ходе работы 6-го Конгресса ООН и одобренной в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1980 г. А/RES/35/171, призывали к широкому подходу в предупреждении преступности и уголовном правосудии, который бы выражался в учете экономического развития, политических систем государств, социальных и культурных ценностей и социальных преобразований, а также с учетом контекста нового международного экономического порядка. Кроме того, в данном документе делался акцент на необходимости регионального и субрегионального сотрудничества в этом направлении15.
В ходе работы 7-го Конгресса ООН, состоявшегося в Милане в 1985 г., были приняты Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, а также Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и ряд других документов. Международному сотрудничеству в области предупреждения преступности и уголовного правосудия был посвящен специальный раздел Руководящих принципов. В этом разделе была поставлена задача подготовки типовых документов, которые можно было бы использовать в качестве международных и региональных конвенций, а также в качестве ориентиров при осуществлении национальной законодательной практики16. Необходимо отметить, что во всех принятых правовых актах делался акцент на важности и значимости реализации основных достижений ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в нацио-
нальных правовых системах. В отношении Минимальных стандартных правил обращения с заключенными отмечалась необходимость государствам принимать эффективные меры для улучшения положения с соблюдением Правил, а также расширения регионального сотрудничества в данном направлении17. Показательным и эффективным взаимодействием в указанном направлении является сотрудничество государств — членов Совета Европы.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН всегда занимали важное место в ряду пенитенциарных проблем, рассматриваемых Советом Европы. В соответствии со ст. 1 своего Устава Совет должен способствовать прогрессу в социальной и экономической сфере, реализуя идеалы и принципы общеевропейского культурного наследия18. Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод (п. «Ь» ст. 1 Устава Совета Европы)19.
Руководствуясь этими побуждениями государства — члены Совета Европы, основываясь на своих обязательствах, вытекающих из членства в том числе в ООН20, в рамках Комитета министров в июне 1956 г. приняли Резолюцию (56)13 с целью содействия сотрудничеству Совета Европы с Организацией Объединенных Наций в том числе в вопросах предупреждения преступности и уголовного правосудия. Как следствие этого в 1958 г. был образован Европейский Комитет
14 Доклад 6-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. URL://http://www.dac-cess-dds-ny.un.org/doc/resolution/gen/nr0/396/46/img/nr039646.pdf? ОрепЕ1етеП:
15 Там же.
16 Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка: Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 2007. С. 24.
17 Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными: Сб. стандартов и норм ООН. Указ. соч. С. 22.
18 Устав Совета Европы 1949 г. URL://http://www.conventi-ons.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Htm1/001.htm
19 Там же.
20 Необходимо отметить, что согласно п. «с» ст. 1 Устава ООН, участие государств-членов в работе Совета Европы не должно отрицательно влиять на их вклад в деятельность ООН и других международных организаций и союз, в которых они состоят.
-ii.^'fe-
Актуальные проблемы международного права
по Проблемам Преступности (далее — ЕКПП), на который целиком возлагалась ответственность за деятельность, проводимую в этой области Советом Европы21. ЕКПП компетентен определять приоритеты для межгосударственного сотрудничества, вносить предложения в Комитет министров по вопросам деятельности в области уголовного права и процесса, криминологии и исполнения наказаний, а также осуществлять меры по реализации этих действий22.
В 1968 г. ЕКПП было предложено привести текст Правил ООН в соответствие с требованиями современной пенитенциарной политики с целью их дальнейшего эффективного применения в Европе. По завершению кропотливой работы Комитет министров в январе 1973 г. принял Резолюцию (73)5, содержащую текст европейской версии Минимальных стандартных правил обращения с заключенными23.
В резолюции особенно подчеркивалась ценность общих принципов пенитенциарной политики и современных достижений в области исправительного воздействия. Более конкретно в резолюции рекомендовалось правительствам государств-членов руководствоваться в законотворчестве и практике сформулированными в Правилах принципами и каждые пять лет представлять Генеральному секретарю Совета Европы отчет о достигнутом прогрессе в этой области. Кроме того, было закреплено положение, согласно которому раз в два года следовало устраивать конференции руководителей администраций пенитенциарных учреждений в государствах — членах Совета Европы. Совет наделил эти конференции необходимыми полномочиями для облегчения процедуры воплощения в жизнь и применения Европейских минимальных стандартных правил в более широком аспекте, ко всей области пенитенциарной деятельности. Попытка составить первый обзор за пятилетний период была предпринята в 1978 г. и, в связи с этим, была образована специальная комиссия экспертов, в обязанности которой входило составление отчета о соблюдении Правил в европейских пенитенциарных системах, а также предлагалось изучить проблемы дальнейшего контроля и надзора за соблюдением Правил в Европе24.
Специальная комиссия представила отчет в 1980 г. Ее заключения были одобрены ЕКПП, после чего приняты Комитетом министров в июне того же года и представлены в виде официального заявления Совета Европы на Конгрессе ООН в Каракасе (1980 г.).
Данный шаг, безусловно, следует расценивать как неоспоримый вклад Совета Европы в развитие и продвижение сотрудничества государств в рамках международной организации, нацеленной на продвижение и развитие универсальных норм ООН по проблемам борьбы с преступностью и уголовному правосудию.
С целью эффективности реализации Правил в государствах — членах Совета Европы в рамках ЕКПП был создан постоянно действующий консультативный орган — Совет по пенитенциарному сотрудничеству (далее — СППС) (Council for Penological Cooperation — PCCP)25. Необходимость его создания была отражена в подготовленном в первом обзорном докладе ЕКПП в 1978 г. Задачи СПСПО: развивать современные практические методы содержания в местах лишения свободы; служить в качестве информационного и справочного центра; предоставлять своевременные консультации государствам-членам по конкретным пенологическим проблемам; организовывать и проводить конференции руководителей администраций пенитенциарных учреждений; публиковать отчеты и регулярную информацию по пенитенциарным проблемам26. В рамках столь широко сформулированных задач СППС обязан обеспечивать прогресс и совершенствование применения Правил, а также регулярно представлять отчеты на рассмотрение ЕКПП.
21 About the European Committee on Crime Problems // European Committee on Crime Problems (CDPC). URL://http://www.coe.-int/t/dghl/standardsetting/cdpc/CDPC_en.asp
22 Там же.
23 Resolution (73) 5 on the standard minimum Rules for the treatment of prisoners // European Committee on Crime Problems (CDPC). Resolutions and recommendations elaborated under the authority of the CDPC. URL://http://www.coe.int/t/dghl/standard-setting/cdpc/2Recommendations.asp
24 Европейские пенитенциарные правила (рек. № R (87) 3 Комитета министров государствам — членам Совета Европы относительно Европейских пенитенциарных правил. С. 98.
25 Council for Penological Cooperation (PC-CP). Prisons and Community Sanctions and Measures // Council of Europe. URL://http://-www.coe.int/t/dghl/standardsetting/prisons/PCCP_en.asp
26 Следует отметить, что вся данная информация находится в открытом доступе на официальном сайте Совета Европы. Так, последняя проводимая конференция под руководством СППС проходила под председательством Турции в Совете Европы в марте 2011 г. на тему «Улучшение условий содержания под стражей посредством эффективного контроля и мониторинга». См.: Improving detention conditions (Antalya, March 2011) // Council of Europe. URL://http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/prisons/-Antalya_seminar_en.asp. Последняя по дате конференция директоров тюремных администраций государств — членов Совета Европы проходила в октябре 2011 г. в Страсбурге. См.: 16-th Conference of Directors of Prison Administration (CDAP), 13—14 October 2011, Strasbourg // Council of Europe. URL://http://www.coe.int/t/dghl/ standardsetting/prisons/Directors_en.asp
Актуальные проблемы международного права
Второй пятилетний отчет был подготовлен в 1983 г., после чего СППС в целях определения ситуации с выполнением Правил в государствах — членах Совета Европы, провел опросы администраций пенитенциарных учреждений ряда стран. Считается, что проводимые опросы, хотя и достаточно ограниченные по своей сути, явились первой международной акцией в отношении контроля и ревизии за соблюдением Пра-вил27. Опрашиваемые государства-члены прислали ответы на поставленные вопросы, послужившие в дальнейшем своеобразным ориентиром прогресса в определенных пенитенциарных областях. Положительный отклик со стороны государств доказал, что в рамках данной региональной организации возможна тесная и конструктивная работа с администрациями пенитенциарных учреждений с целью повышения уровня соблюдения Правил, а также оказания поддержки и обмена опытом для проведения мер, направленных на повышение эффективности Правил в их практическом приложении.
Очередной вехой в истории разработки и развития Правил в Европе стал 1987 г., в рамках которого в феврале Комитет министров утвердил новый вариант Европейских минимальных правил в виде рекомендации R 87(3)28. Разработкой данной версии документа занимались рассмотренные специализированные органы Совета Европы. Основаниями для пересмотра ранее принятых Правил 1973 г. явились обстоятельства, изложенные во вступительной части анализируемой рекомендации: «...изменения, произошедшие и происходящие в обществе в отношении обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями, настолько значительны, что они требуют пересмотра Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Советом Европы (Резолюция (73)5), для того, чтобы поддерживать и развивать наилучшее из достигнутого и создавать предпосылки для дальнейшего прогресса.»29. Кроме того, достаточно побу-дительны и причины для развития норм анализируемого документа, изложенные на одном из заседаний ЕКПП в 1985 г.: «.ничто в практике применения Правил, с момента их появления около 50 лет на-зад30, не умалило присущей им внутренней ценности. Более того, есть все основания отметить важность влияния, оказанного Правилами, на пенитенциарную политику в тех странах, которые признали их основные положения. Теперь необходимо возобно-
вить развитие Правил, если мы не хотим их стагнации, с учетом более творческого и целенаправленного будущего, чтобы расширить их влияние и повысить их статус как инструмента управления пенитенциарными учреждениями»31.
В этой связи на основе этих тенденций, а также иных внешних предпосылок в рамках государств — членов Совета Европы вновь была проведена тюремная реформа, результатом которой явился очередной обновленный вариант Правил, утвержденный в 2006 г. Комитетом министров и рекомендуемый правительствам государствам — членам организации32. Как отражено в рекомендации Rec2006(2): «Рекомендация R(87)3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил требует серьезного пересмотра и обновления с тем, чтобы отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе в целом»33. Действительно, с момента утверждения последнего варианта Правил в 1987 г. в рамках Совета Европы было разработано и принято достаточное количество новых и прогрессивных документов, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, в частности, рекомендации Rec. R (89)12 об образовании в пенитенциарных учреждениях; Rec. R (93)6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутствующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы; Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер; Rec. R (98)7 об этических и организационных аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах;
27 Европейские пенитенциарные правила (рек. № R (87) 3 Комитета министров государствам — членам Совета Европы относительно Европейских пенитенциарных правил. С. 99.
28 Rec. R (87) 3 on the European prison Rules // European Committee on Crime Problems (CDPC). Resolutions and recommendations elaborated under the authority of the CDPC. URL://http://www.coe.int/-t/dghl/standardsetting/cdpc/2Recommendations.asp
29 Там же.
30 Имеется ввиду самый первый вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, разработанный под эгидой Лиги Наций в 1934 г.
31 Европейские пенитенциарные правила (рек. № R (87) 3 Комитета министров государствам — членам Совета Европы относительно Европейских пенитенциарных правил. С. 99, 100.
32 Rec(2006)2 on the European Prison Rules (commentary) // European Committee on Crime Problems (CDPC). Resolutions and recommendations elaborated under the authority of the CDPC. URL://http://-www.coe.int/t/dghl/standardsetting/cdpc/2Recommendations.asp
33 Там же.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
Яес. Я(99)22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных; Яес(2003)22 об условно-досрочном освобождении и Яес(2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длительных сроков заключения34.
Принимая новый вариант тюремных правил, Комитет министров исходил из важности совершенствования и соблюдения общих принципов при проведении пенитенциарной политики в государствах-членах, которые будут способствовать развитию международного сотрудничества в этой области. При этом в данном документе подчеркивалась важность универсальных стандартов в данной сфере — Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН. Следует заметить, что принятые в 2006 г. Правила, как и ранее разрабатывающиеся документы являются рекомендациями правительствам государств-членов в качестве основы для своего законотворчества, политики и практики, требующими максимально широкого распространения среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных. Вместе с тем, в настоящее время нормы, разработанные в данном документе:
♦ представляют собой единые минимальные требования в отношении тех аспектов управления пенитенциарными учреждениями, которые особенно важны для обеспечения гуманных условий содержания под стражей и такого обращения с лицами, лишенными свободы, которое оказало бы на них исправительное воздействие в рамках современной и прогрессивной системы;
♦ являются правовыми средствами для побуждения администраций пенитенциарных учреждений к проведению политики, управлению и практической деятельности, основанных на эффективных и современных принципах достижения конечной цели и обеспечения справедливости;
♦ позволяют определить основополагающие и реалистичные критерии, санкционирующие администрациям мест лишения свободы и службам инспекции выносить правильные суждения о достигнутых результатах и возможностях их улучшения.
Проведенный историко-правовой анализ становления и развития норм Совета Европы в сфере обра-
щения с заключенными позволяет сделать следующие выводы
♦ в рамках данной организации уделялось и уделяется достаточно пристальное внимание сотрудничеству государств в пенитенциарной области путем разработки и постоянного совершенствования правовых норм в пенитенциарной сфере, что обусловлено, в первую очередь, основными задачами Совета Европы — защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в организацию государств;
♦ вся правовая деятельность государств в области пенитенциарной политики в рамках Совета Европы базируется на универсальных документах ООН в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия и отражает основные требования этих документов в деле расширения регионального сотрудничества в данном направлении;
♦ с учетом специфики вопросов, связанных с пенитенциарной сферой, в рамках Совета Европы были созданы специальные компетентные органы, уполномоченные разрабатывать, планировать, реализовы-вать и контролировать деятельность государств в этой области — Европейский комитет по проблемам преступности и его вспомогательное постоянно действующее консультативное подразделение — Совет по пенитенциарному сотрудничеству. В соответствии со статусом Совета Европы и под эгидой Комитета министров вышеназванные подразделения служат форумом для международного сотрудничества в Европе, посредством которого распространяются необходимые знания, опыт и средства;
♦ несмотря на существование на международном уровне согласованного «кодекса обращения с заключенными», — Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых 30 августа 1955 г., Совет Европы внес неоценимый вклад в региональную интерпретацию этого вопроса, поскольку ни в какой другой международной правительственной организации такого масштаба и уровня не уделялось столь пристального внимания проблемам заключенных.
34 URL://hUp://www.coe.mt/t/dgЫ/standardseUmg/cdpc/2Recom-теМаУош^р