УДК 324(571.13)
Г.И.Кибардина
Выборы
МОНИТОРИНГ. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОМИЧЕЙ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ И ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
В статье описываются основные направления исследований в области прикладной (практической) социологии, проводимых группой социологов с 1995 г. - электоральное поведение и политические предпочтения жителей г. Омска и Омской области в связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами, что позволяет делать научные выводы о тенденциях общественного мнения по основным политическим и социальным проблемам Омского региона и России.
За период с сентября 1997 года по сентябрь 1998 года в сфере политических отношений нами изучались:
- социально-экономическая и социально-политическая ситуация в районах Омской области;
- причины не вполне удовлетворительного выполнения своих обязанностей Президентом РФ, Правительством РФ, Парламентом РФ;
• отношение омичей к идее создания в области Правительства Омской области;
• популярность ведущих российских политиков в преддверии выборов Президента РФ;
- популярность ведущих омских политиков, руководителей, деятелей, депутатов;
- будущий депутат в ЗСОО глазами омичей. Проводился социологический мониторинг в период президентских, парламентских выборов, в законодательные органы, а также в органы исполнительной власти в г. Омске и области.
В области социальных отношений нами изучались:
- распространение наркомании среди учащихся средних школ, колледжей, ПТУ в районах Омской области;
- проблемы омичей в основных сферах жизнедеятельности административных округов;
- эффективность центральных и омских электронных СМИ;
- удовлетворенность учителей-предметников учебниками, используемыми в учебном процессе;
- неформальная информация - слухи, как канал функционирования общественного мнения.
Кроме того, регулярно проводятся экспресс-опросы населения по поводу значимых событий города и области.
Одним из последних исследований, проведенных в сентябре 1998 г. было изучение популярности российских политиков, политических партий и общественных объединений в преддверии президентских (2000 г.) и парламентских (1999 г.) выборов.
Основной целью исследования являлось выявление электорального поведения избирателей в прожективной ситуации выборов и установление его тенденций.
Объектами изучения взяты: население г. Омска и десяти сельских районов (в возрасте 18 лет и старше),
Группа социологов Регионального центра по связям с общественностью на протяжении последних 4 лет наряду с аналитической работой занимается социологическими исследованиями. Несмотря на малочисленность группы, за это время был накоплен без преувеличения уникальный опыт в области изучения политических и социальных отношений. Постоянные срезы общественного мнения по различным животрепещущим проблемам Омского региона, методологическая и теоретическая работа по систематизации базовых эмпирических данных дали возможность научного осмысления генезиса и направлений современных социальных и политических процессов в Омском регионе.
Прикладная социология ввиду своей практической значимости становится прерогативой не только ведущих научных центров, назревает насущная потребность в формировании регионального социологического центра. Постоянный мониторинг позволяет не только выявлять, отслеживать и характеризовать масштаб некоторых местных социально-политических ситуаций, но и имплицировать их в контекст общероссийских тенденций. Более того, созданная в РЦСО научно-эмпирическая база служит основой как для аналитической оценки социальных явлений, так и для политического прогнозирования. При этом чем раньше начинается измерение прогнозного фона социальных параметров, тем более высока вероятность предсказуемости, что позволяет минимизировать ошибки прогнозов (статистическая ошибка - до 3 %).
Это тем более актуально в связи с предстоящими губернаторскими, парламентскими и президентскими выборами. Данные мониторинга в нестабильной, практически кризисной ситуации дают шанс не только вовремя принимать эффективные решения, влиять на формирование общественного мнения, но и идти на шаг вперед, "предугадывать" нежелательные явления и принимать соответствующие меры в области социального управления. Следует отметить, что в последнее время интерес к данным социологических исследований объективно растет и важность роли явления общественного мнения осознается на всех уровнях власти.
популярные россииские политики, политические партии и общественные объединения.
Реализация целей исследования требует решения комплекса исследовательских задач, предполагающих выявление показателей поля электоральной поддержки кандидатов на пост Президента РФ, структуры конкуренции среди кандидатов, рейтинга их популярности, уровня политизированности населения, рейтинга популярности российских политических партий и общественных объединений, характеристик электората.
Основными методами сбора информации использовались: метод стандартизированного интервью и метод анализа документальных источников (материалов социологических исследований, проведенных в РЦСО в 1995-1998 гг., ВЦИОМом1, Центральной избирательной комиссией РФ2).
Для обеспечения репрезентативности исследования объем выборочной совокупности составил -301 человек г. Омск и 803 человека из десяти сельских районов Омской области.
37,9
При формировании выборочной совокупности применялась многоступенчатая выборка со сложными схемами отбора, на каждой ступени менялись единицы отбора и единицы анализа, число подлежащих опросу респондентов распределялось в соответствии с квотой по трем значимым признакам генеральной совокупности: полу, возрасту, территориальной принадлежности (г. Омск - административные округа, Омская область - территориально-административные поселения).
Для изучения поля электоральной поддержки кандидатов на пост Президента РФ респондентам задавался вопрос: "Если завтра состоятся выборы Президента РФ, за кого Вы проголосуете?"
Величина поля электоральной поддержки определялась долей респондентов, готовых в прожек-тивной ситуации проголосовать за политика, и характеризует долю его потенциальных сторонников.
Результаты ответов среди назвавших фамилию приведены на графике: 68,1_
Май 98г. Сентябрь 98г.
уд.вес респондентов, назвавших кандидатов, % к числу опрошенных
В связи с политическим и экономическим кризисом прослеживается тенденция явного недоверия политикам за последние полгода.
Избиратели г. Омска и Омской области, которые смогли определить свои электоральные пред-
Апрель 96г. Август 98г.
почтения в прожективной ситуации, назвали кандидатами в Президенты РФ тринадцать человек.
Список кандидатов был условно разделен на несколько фупп по двум основаниям.
Первое основание - опыт участия кандидатов в выборах на пост Президента РФ в 1996 г.
По этому основанию названные респондента-
Кандидаты Рейтинг кандидатов
опрос РЦСО август-сентябрь 98г. март 98 г.
по городу по сельским всероссийский опрос
(301 чел.) районам области ВЦИОМ, (2408 чел.)'
(803 чел.)
Зюганов 2 1 1
Лебедь 1 2 5
Явлинский 4 4 4
Жириновский 5 3 8
Ельцин 6 9 6
'Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 1998, №1,2, 3.
2 Выборы Президента Российской Федерации 1996 г. (электоральная статистика) М.: Весь мир, 1996 г. Центральная избирательная комиссия.
ми кандидаты были разделены на 3 группы.
В первую группу вошли кандидаты, которые ранее участвовали в выборах на пост Президента РФ и, по политическим заявлениям четверых из
них, вероятнее всего будут участвовать в предсто- Рейтинги кандидатов первой группы по резуль-ящих в 2000 году выборах. татам опроса распределились следующим образом:
Кандидаты Рейтинг кандидатов
опрос РЦСО август-сентябрь 98г. март 98 г.
по городу (301 чел.) по сельским районам области, (803 чел.) всероссийский опрос ВЦИОМ, (2408 чел.)1
Лужков 3 7 3 Черно- - 5 7 мырдин
Среди кандидатов этой группы - Зюганов Г.А. -явный лидер не только по Омской области, но и по России в целом.
Во вторую группу вошли кандидаты, не уча-
ствовавшие в 1996 г. в выборах на пост Президента РФ, но вероятность участия в предстоящих выборах вполне реальна, оба сделали по этому поводу политические заявления.
Кандидаты Рейтинг кандидатов
август 98г. по городу (301 чел.) сентябрь 98г. по сельским районам области (803 чел.) март 98г. всероссийский опрос ВЦИОМ, (2408 чел.)1
Кириенко 7 6 -
Полежаев - 8 -
Немцов - 10 2
Бабурин - 12-13 -
Варнавский - 12-13 -
Рейтинг кандидатов второй группы: Среди кандидатов второй группы явное преимущество у Лужкова Ю.М. и по России, и по городу Омску.
Можно априори сказать, что его визит в Омск в мае 1998г. прибавил ему популярности.
В третью группу вошли кандидаты, которые в прошлых выборах не участвовали и вероятность участия большинства из них в предстоящих выборах низка.
В качестве второго основания классификации кандидатов взята величина поля электоральной поддержки кандидатов. При изучении структуры конкуренции мееду кандидатами теоретически возможны варианты:
а) наличие монополии одного кандидата;
б) наличие нескольких кандидатов-монополистов;
в) чистая конкуренция большого числа кандидатов.
Графики популярности возможных кандидатов на пост Президента РФ на предстоящих выборах *
величина поля электоральной поддержки кандидатов
Г.Зюпнов А. Лебедь Г.Явлинский В.Жириновский Ю.Лужков
* Опрос проводился: ПО г. Омску - сентябрь 98 г.; ПО > Мониторинг общественного мнения: экономические и Омской области - август 98 г.; по России - март 98 г. С0ЦИаш>НЬ1е перемены. М„ 1998, № 1, 2, э.
Величины поля электоральной поддержки кандидатов по типу поселения (по городу и в сельских районах области) рассмотрены раздельно и для сравнения приведены данные по России3.
В соответствии с выявленной структурой конкуренции на пост Президента РФ по области в целом обозначились практически те же политики, что были и на прошлых выборах: Г.Зюганов, А.Лебедь, Г.Явлинский, В.Жириновский.
Популярность возможных кандидатов на пост Президента РФ растет на фоне резкого снижения за прошедший год общественного доверия Ельцину по России: с 11 % (97 г.) до 4% (сентябрь 98 г)3, с 11.8% (май 98 г.) до 2.85% (август 98 г.) по Омской области в целом (данные РЦСО).
Явным лидером в группе политиков-монополистов является Зюганов Г.А. В динамике величин
его поля электоральной поддержки по г. Омску прослеживается стабильность: 22.2% (к числу назвавших политика) в мае 1998 г.; 21.05% - в сентябре 1998 г. По сельским районам Омской области преобладает явная тенденция роста популярности этого политика: 19.1 % в мае 1996 г., 35.6% в августе 1998г. По данным ВЦИОМа (март 1998 г.)1 поле электоральной поддержки Г.А.Зюганова составляло 18.6%.
Политизированность населения определялась через ответы на вопрос: "Идеи каких политических партий наиболее близки Вам?"
Назвал ту или иную партию каждый третий респондент. Более 60% к числу опрошенных не поддерживают ни одной партии.
Те, кто выразил свои политические предпочтения, назвали следующие партии:
34,95
График предпочтений политическим партиям по г.Омску
(% к числу назвавших партию)
@ ноябрь 96г. ■ сентябрь 98г.
16,5
1166 ■ 7 77 9,71
■ ■
■н мШ ■ 0,6
КПРФ
"Яблоко
ЛДГР
НДР
РНРП
Аграрная
График предпочтений политическим партиям по Омской области
(% к числу назвавших партию)
ноябрь 95г. август 98г.
КПРФ Яблоко" ЛДПР
Как видно из приведенных выше графиков, как в городе, так и по области, самой популярной партией является КПРФ, причем в сельских районах Омской области ее популярность в два раза выше по сравнению с городом. Наблюдается также тенденция роста популярности других известных партий: ЛДПР, "Яблоко", РНРП. Аграрная партия в селе практически не имеет сторонников своих идей.
Характеристика электората. Анализ электо-
3 Аргументы и факты, N2 37, 1998г. (данные Института социологии парламентаризма, опрошено 6000 чел.).
НДР РНРП , Аграрная
рального поведения и политических предпочтений избирателей с учетом их социально-демографических характеристик помогает увидеть, в каких слоях общества преобладают те или иные политические ориентации и создать обобщенный социально-демографический "портрет" избирателя, поддерживающего определенного кандидата или определенные политические силы и движения.
Половые различия. Явного деления электората на "мужской" и "женский" нет. Но небольшое преобладание мужских предпочтений над женскими
просматривается у КПРФ, ЛДПР и "Яблока", у кандидатов Г.Зюганова, А.Лебедя, Ю.Лужкова. В электорате кандидата Г.Явлинского - мужчин и женщин одинаковое количество.
Возрастной фактор. В группе 18-30 лет в целом на первом месте по числу предпочтений стоит КПРФ. На втором - ЛДПР, на третьем - "Яблоко".
В группе 31 -50 лет на первое место среди партий
по числу предпочтений как у мужчин, так и у женщин, вышли КПРФ и ее лидер. Среди лидеров на втором месте - А.Лебедь.
С увеличением возраста (50 лет и старше) резко возрастают предпочтения КПРФ и снижаются у ЛДПР и "Яблока".
Политизированность омичей и селян в зависимости от возрастного фактора имеет существенные различия и приведена на графиках:
График возрастных характеристик электората кандидатов на пост Президента РФ по г.Омску
(% к числу ответивших)
0 18-30 лет ■ 31-50 лет □ свыше 50 лет
Явлинский
Жириновский Зюганов Лебедь Лужков
График возрастных характеристик электората кандидатов на пост Президента РФ по Омской области
(% к числу ответивших)
г 18-30 лет ■ 31-50 лет □ свыше 50 лет
Жириновский Зюганов Лебедь
Более активная часть электората в целом - мужчины в возрасте 31-50 лет.
В электорате Г.Зюганова и А.Лебедя (как по городу, так и по сельским районам) преобладают респонденты более старшего возраста (более 50 лет).
У Ю.Лужкова и Г.Явлинского - преобладание в электорате молодежи города в возрасте 18-30 лет, у В.Жириновского - в возрасте 31-50 лет.
Образовательный уровень среди респондентов, выразивших те или иные партийные предпоч-
Лужков Явлинский
тения: 60% имеют среднее образование, 28.3% -высшее.
Самыми образованными являются сторонники объединения "Яблоко", почти каждый второй из их числа имеет высшее образование, у КПРФ - только каждый четвертый.
У лидеров Г.Явлинского и Ю.Лужкова в электорате каждый второй - с высшим образованием. Основные выводы:
1. Действующий Президент РФ катастрофически
График предпочтений политическим партиям в зависимости от образования
% к числу назвавших партии
33,51%
0,00%
КПРФ
ЛДПР
НДР
РНРП
'Яблоко'
потерял доверие, на политическом поле помимо известных претендентов на пост Президента РФ в предстоящих выборах появились и, вероятнее всего, еще появятся новые политики. Их шансы победить на выборах достаточно минимальны, если не произойдет какого-либо экстраординарного события.
2. Идет неуклонный рост популярности Зюганова Г.А., его партии. Его электорат молодеет и ста-
новится более равномерным во всех возрастных группах (особенно в сельских районах области), но некоторое преобладание более старшей возрастной группы пока сохраняется. В образовательном уровне членов КПРФ наметилась тенденция увеличения лиц с высшим образованием.
12.10.98 г.
Кибардина Галина Ивановна - консультант РЦСО.
УДК 301
И.А.Огородникова, А.Г.Геринг
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (выборы в Законодательное Собрание Омской области 1998 года)
Дана характеристика некоторых видов политической рекламы на выборах 1998 г. в г Омске. Делается вывод о том, что плохое знание социального портрета округа снижает эффективность воздействия тех или иных методов.
Электоральная ситуация в России уже несколько лет характеризуется всеобщим политическим разбродом. Резко возросла цена каэдого голоса. Поэтому самое пристальное внимание уделяется избирательным технологиям. Под избирательными технологиями понимается вся совокупность способов, побуждающих человека к выбору кандидата.
Научно-образовательным фондом Омского госуниверситета было проведено социологическое исследование "Выборы в Законодательное Собрание Омской области в 1998 году: эффективность избирательных технологий". Сбор информации проводился 23 марта, то есть на следующий день после выборов. По выбору заказчиков исследование проводилось в округах: №15 (победивший кандидат -Ровинская В.Д.); 17 (Безденежных А. А.); 21 (Шишов О.В.); 22 (Веретено А.К.); 28 (Калинин С.П.).1
10бъем выборки составляет 1900 человек. Выборка квотная по демографическим характеристикам: пол, возраст, образование. Метод опроса: контактное интервью по формализованной анкете.
Во время предвыборной кампании 1998 года были использованы различные способы политической рекламы кандидатов. К чему именно прибегал каедый конкретный кандидат, зависело от многих условий: его команды, финансовых возможностей и т.д. Но независимо от того, активно или пассивно велась агитация на избирательном округе, кандидаты использовали широкий спектр методов. В данной статье мы остановимся на характеристике некоторых способов воздействия на избирателей.
Листовки.
Как показали данные исследования, самый массовый охват политической рекламой во время предвыборной кампании шел через листовки. Охват людей, которые так или иначе получали информацию из листовок, близок к 100%.
Вопрос: Во время предвыборной кампании Вы, наверняка, видели листовки многих кандидатов. Вы их читали? Если "да", то где?