Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / мониторинговые исследования / педагогическая диагностика / образовательная программа / patriotic education / monitoring studies / pedagogical diagnostics / educational program

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Волкова Вероника Ивановна, Сальков Алексей Владимирович

В статье приводятся результаты мониторинга патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Исследованы физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем проведения беседы и использования метода экспертных оценок. Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей. Авторами сделан вывод о значении мониторинга процесса и результатов патриотического воспитания как инструмента коррекции педагогической деятельности для продуктивного взаимодействия субъектов образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Волкова Вероника Ивановна, Сальков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE EFFICIENCY OF PATRIOTIC EDUCATION OF OVER FIVES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the results of monitoring patriotic education of over fives in pre-school educational institutions. Physical, intellectual and personal qualities of children were studied by means of communication and expert evaluation. The monitoring is closely connected to educational programs. The authors have concluded that monitoring of both the process and the results of patriotic education is an essential tool for correcting teaching activities in order to ensure effective interaction among the educational process participants.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Научная статья

УДК 37.035.6-053.5

doi: 10.35266/2949-3463-2024-1-2

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Вероника Ивановна Волкова1, Алексей Владимирович Сальков ш

1 Дошкольное образовательное учреждение № 41 «Рябинушка», Сургут, Россия

2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

1 volkova_vi@edu.surgu.ru

2 salkov_av@surgu.ru s, https://orcid.org/0000-0003-0738-074X

Аннотация. В статье приводятся результаты мониторинга патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Исследованы физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем проведения беседы и использования метода экспертных оценок. Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей. Авторами сделан вывод о значении мониторинга процесса и результатов патриотического воспитания как инструмента коррекции педагогической деятельности для продуктивного взаимодействия субъектов образовательных отношений.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, мониторинговые исследования, педагогическая диагностика, образовательная программа

Шифр специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Волкова В. И., Сальков А. В. Мониторинг эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 1. С. 15-20. DOI 10.35266/2949-34632024-1-2.

Original article

MONITORING THE EFFICIENCY OF PATRIOTIC EDUCATION OF OVER FIVES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Veronika I. Volkova1, Aleksei V. Salkov ш

1 Pre-school educational institution No. 41 "Ryabinushka", Surgut, Russia

2 Surgut State University, Surgut, Russia

1 volkova_vi@edu.surgu.ru

2 salkov_av@surgu.ru https://orcid.org/0000-0003-0738-074X

Abstract. The article presents the results of monitoring patriotic education of over fives in pre-school educational institutions. Physical, intellectual and personal qualities of children were studied by means of communication and expert evaluation. The monitoring is closely connected to educational programs. The authors have concluded that monitoring of both the process and the results of patriotic education is an essential tool for correcting teaching activities in order to ensure effective interaction among the educational process participants.

Keywords: patriotic education, monitoring studies, pedagogical diagnostics, educational program Code: 5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education.

For citation: Volkova V. I., Salkov А. V. Monitoring the efficiency of patriotic education of over fives in pre-school educational institutions. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2024;25(1): 15-20. DOI 10.35266/2949-3463-2024-1-2.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих образования детей, в том числе и дошкольного возраста. В современном мире, где глобализация и информационные технологии играют огромную роль, важно не забывать о формировании у детей чувства любви и уважения к своей стране, культуре, истории и традициям. Особенно это актуально в условиях, когда Россия проводит специальную военную операцию (далее - СВО) на вражеской территории, подвергается санкциям со стороны недружественных стран, борется с терроризмом и нацизмом ценой многочисленных жизней. В такой сложный для страны период важность патриотизма сложно переоценить, и начинать формировать уважение к старшим, любовь к Родине и желание помогать своей стране нужно в детском возрасте [1].

Первостепенно следует отметить усиление значения патриотического воспитания в детском возрасте. В современном мире, где межнациональное и межкультурное взаимодействия становятся все более интенсивными, важно формировать у детей понимание своей национальной истории и культуры, а также гражданскую и национальную идентичность. Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях играет ключевую роль в этом процессе. Однако, существует необходимость проведения мониторинга эффективности патриотического воспитания, чтобы оценить его реальные результаты и влияние на детей старшего дошкольного возраста. Он позволит оценить, насколько дошкольные учреждения успешно осуществляют патриотическое воспитание и насколько эти усилия приводят к формированию соответствующих ценностей и навыков.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одной из задач дошкольного образования является «формирование патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине, культурному наследию народов России, ее государственным символам». Но в реальности не всегда уделяется достаточное внимание патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Многие дошкольные учреждения

не имеют разработанных программ по данной тематике или не проводят достаточно мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств у детей.

В связи с этим актуальность проблемы патриотического воспитания старших дошкольников на основании современного законодательства заключается в необходимости разработки и внедрения эффективных методов и программ, которые будут способствовать формированию у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Также важно обеспечить контроль со стороны государства за проведением патриотических мероприятий в дошкольных учреждениях и оценку их эффективности.

Цель исследования заключается в проведении мониторинга эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Задача исследования уровней патриотического воспитания старших дошкольников заключается в оценке результативности проводимых мероприятий и программ, направленных на формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине, позволит выявить проблемные области в работе дошкольных учреждений и разработать эффективные методы и программы для улучшения ситуации.

Новизна исследования эффективности патриотического воспитания старших дошкольников заключается в создании программы мониторинга, в котором используются актуальные методы и инструменты для сбора и анализа данных. Например, можно проводить опросы родителей и педагогов на выявление знаний о государственной символике, а также проводить анализ документов и отчетов дошкольных учреждений с использованием онлайн-сервисов, применять методы наблюдения и анализа поведения детей в различных ситуациях. Кроме того, авторами были разработаны критерии и показатели, которые позволят оценить эффективность патриотического воспитания старших дошкольников: уровень знаний детей о России и ее культурном наследии, уровень уважения

к государственным символам, уровень участия детей в патриотических мероприятиях и т. д.

Исследование проблем патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях имеет большую актуальность в современной российской образовательной системе, а программа мониторинга позволяет оценить эффективность патриотического воспитания, выявить проблемные места и разработать рекомендации для улучшения работы в этой области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Одной из основных целей мониторинга патриотического воспитания является выявление уровня осознания и усвоения детьми ценностей, связанных с Родиной. Это может быть выражено через знание государственных символов, знакомство с историческими фактами, участие в праздниках и традициях, а также через уважение к окружающей среде и социуму [2].

Важным элементом мониторинга является также анализ программы обучения и воспитания дошкольников на предмет наличия патриотических компонентов. Необходимо оценить, насколько они соответствуют современным требованиям и потребностям детей [3].

Для проведения мониторинга патриотического воспитания дошкольников можно использовать различные диагностические методы и инструменты. Одним из них является анкетирование детей с целью определения уровня знаний о своей Родине.

Комбинирование различных методов мониторинга позволит получить наиболее полную картину эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и определить области для улучшения качества работы.

Результаты мониторинга эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации могут быть разнообразными и зависят от выбранных методов сбора информации. Они могут включать:

1. Уровень осознания понятий патриотизма: результаты анкетирования и тестиро-

вания могут показать, насколько дети понимают и усваивают понятия патриотизма, знакомы ли они с государственными символами, историческими фактами и культурными традициями.

2. Участие в патриотических мероприятиях: данные наблюдения и анкетирования могут отразить, насколько активно и с интересом дети участвуют в патриотических мероприятиях, например, праздновании государственных праздников, посещении музеев и выставок, проведении экскурсий и т. д.

3. Эмоциональная отзывчивость: наблюдение за реакцией детей на патриотические мероприятия может показать, насколько они эмоционально вовлечены и заинтересованы в процессе воспитания.

4. Соответствие проводимой работы заданным целям и задачам: анализ документов и отчетов позволит оценить, насколько проводимая работа соответствует поставленным целям и задачам патриотического воспитания [4].

Все полученные данные должны быть проанализированы в комплексе, чтобы определить общую эффективность патриотического воспитания и выявить проблемные моменты. На основе результатов мониторинга можно разработать рекомендации и корректировки для улучшения работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Исследования по этой теме были широко раскрыты в работах И. В. Баранниковой, Е. А. Алябьевой, Т. В. Поштаревой, Е. В. Доценко, чей опыт использован для проведения собственного мониторинга.

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее - МБДОУ) № 41 «Рябинушка» г. Сургута была проведена исследовательская работа по мониторингу патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста поэтапно с выявлением начального уровня патриотизма воспитанников, просвещением по теме «Родная страна» и последующим анализом результатов просветительской деятельности.

В исследовании, проходившем в период с декабря 2022 г. по апрель 2023 г., приняли участие дети группы № 9 возрастом 6-7 лет (14 девочек, 11 мальчиков).

Работа была организована в виде тематических занятий. Для определения начального уровня знаний детей о своих Родине, городе и стране были использованы диагности-ческие методики беседы и анкетирования с использованием дидактического материала и иллюстраций. Воспитанникам предлагалось ответить на следующие вопросы [5]:

1. В какой стране мы живем? Как называется столица нашей страны? Как зовут нашего президента? Как называется ваш родной город, край?

2. Что такое флаг, герб и гимн? Зачем они нужны?

3. Какие праздники мы отмечаем в нашей стране? Почему они важны для нас?

4. Кто такие Иван Сусанин, Александр Невский, Екатерина II и Петр I? Что они сделали для нашей страны?

5. Что значит быть патриотом? Какие поступки могут показать, что ты любишь свою страну?

6. Какие книги, фильмы и песни о России тебе нравятся? Почему?

7. Что значит гордиться своей страной? Чем ты гордишься в нашей стране?

Также детям были продемонстрированы картинки с видами основных достопримечательностей, флага, портрет президента РФ [6]. Показатели знаний были распределены по трем уровням:

«В» - высокий уровень. Ребенок знает и называет свою Родину, имеет знания о флаге, гербе, гимне России, знает и называет столицу, имеет знания о ключевых фигурах, знает

и называет государственные символы, имеет представление о Российской армии.

«С» - средний уровень. Ребенок периодически допускает незначительные ошибки. Может назвать некоторые государственные праздники, но не в полной мере знает их значение и обычаи. Ответы на подавляющую часть вопросов более краткие, нежели развернутые. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов флага и их значения, легко может продолжить логическую цепочку с помощью взрослого.

«Н» - низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флага, символах герба. По большинству вопросов постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные первичной диагностики приведены на рис. 1, где можно увидеть, что ни у одного ребенка нет полного представления о своей стране, мало кто из воспитанников знает историю своей Родины, государственные праздники, что из себя представляет Российская армия. В результате первого этапа мониторинга были выявлены следующие результаты: «В» - 0 человек (0 %), «С» -22 чел. (88 %), «Н» - 3 чел. (12 %).

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа мониторинга

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

В связи с задачей по улучшению этих показателей последующая неделя была посвящена формирующему этапу исследования: проводились занятия по просвещению воспитанников, а также развитию и формированию патриотизма каждого из детей.

Для решения поставленной задачи были использованы следующие виды деятельности: показ обучающих видео о России, демонстрация тематических презентаций, чтение книг о ключевых фигурах страны. Занятия по рисованию и лепке также были посвящены теме

Родины: дети лепили Красную площадь, рисовали свою страну и флаг. Были использованы игровые методики: «Путешествие по России», «Исторические квесты», «Патриотические головоломки» [7].

После проведения тематической недели, посвященной формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитанники получали информацию о стране и Родине уже не в узкоспециализированной форме, а на базе общего развития [8]: проведен конкурс на лучший рисунок «Моя Родина», на один из праздников, проводимых МБДОУ № 41, исполнена песня «Россия».

Кроме этого родители с детьми принимали активное участие в благотворительных акциях и мероприятиях, направленных на защиту интересов своей страны (сбор средств для солдат, сражающихся в СВО). В марте 2023 г. для воспитанников был организован поход в Сургутский краеведческий музей с целью укрепления понимания, что любовь к стране начинается с любви к своей малой родине [9].

После завершения формирующего этапа мониторинга в апреле 2023 г. были проведены контрольные измерения уровня развития патриотического воспитания детей группы № 9 МБДОУ № 41, которые показаны на рис. 2.

Рис. 2. Результаты формирующего этапа мониторинга

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

Для соблюдения чистоты эксперимента диагностический метод мониторинга остался прежним, с использованием тех же материалов и иллюстраций. Полученные данные распределились следующим образом: «В» -13 чел. (55 %), «С» - 11 чел. (41 %), «Н» - 1 чел. (4 %).

Представленная на рис. 3 диаграмма иллюстрирует, что проводимые мероприятия

существенно повысили общий показатель уровня патриотического воспитания в отдельно взятой группе дошкольников. В процессе проведения констатирующего и контрольного этапов мониторинга применялись одни и те же диагностические инструменты (беседа, анкетирование), что позволяет говорить о достоверности полученных результатов.

I Низкий уровень | Средний уровень Высокий уровень

Знания о Родине 2022 г.

Знания о Родине 2022 г.

Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов мониторинга

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ дошкольного возраста показали, что боль-

Таким образом, результаты мониторинга шинство детей имеют положительное отно-уровня развития патриотизма детей старшего шение к своей стране и готовы ее защищать.

Они помнят героические страницы российской истории, умеют петь гимн, знают основные государственные символы.

Однако некоторые дети не проявляют достаточного интереса к патриотической тематике и не знают основных фактов о своей стране. Это может быть связано с недостаточной информированностью родителей или ограниченной работой педагогов в этой области.

Для улучшения ситуации проведена активная работа с детьми по формированию патриотических чувств и убеждений через проведение различных мероприятий, посвя-

Список источников

1. Румянцева М. В., Болдырева Н. Г., Малышева Н. В. Основы патриотического воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 402-403.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : АРКТИ, 2007. 140 с.

3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 2016. 318 с.

4. Бабаева Т. И. Мониторинг в детском саду. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 592 с.

5. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград : Учитель, 2013. 297 с.

6. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Азбука юного россиянина. Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Цветной мир, 2017. 56 с.

7. Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях: формирование любви к Родине с самого раннего возраста // ЧиЧиКо : сайт. URL: https://chichiko.ru/blog/patrioticheskoe-vospitanie-v-doshkolnykh-obrazovatelnykh-uchrezhde niyakh-formirovanie-lyubvi-k-rodine-s-samogo-ran nego-vozrasta/ (дата обращения: 09.01.2024).

8. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. М. : Творческий Центр Сфера, 2012. 64 с.

9. Максимова И. В., Дорошенко О. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф., Пермь, 20-23 июля 2013 года. Пермь : Меркурий, 2013. С. 40-43.

10. Поштарева Т. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 28-31.

Информация об авторах

В. И. Волкова - воспитатель. А. В. Сальков - кандидат педагогических наук, доцент.

щенных истории и культуре России, использование игровых методик, чтение книг и просмотр фильмов на эту тему [10].

Мониторинг патриотического воспитания дошкольников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Он позволяет выявить сильные стороны и проблемы в данной области, а также разработать эффективные методы и стратегии для формирования у детей чувства любви и уважения к своей стране, которые в свою очередь помогут детям вырасти в ответственных граждан, готовых к активной жизни в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Rumyantseva M. V., Boldyreva N. G., Malysheva N. V. Osnovy patrioticheskogo vospitaniia doshkolnikov. Young Scientist. 2017;(49):402-403. (In Russian).

2. Barannikova O. N. Uroki grazhdanstvennosti i patriot-izma v detskom sadu. Moscow: ARKTI; 2007. 140 p. (In Russian).

3. Zaporozhets A. V. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Pedagogika; 2016. 318 p. (In Russian).

4. Babaeva T. I. Monitoring v detskom sadu. Saint Petersburg: DETSTVO-PRESS; 2010. 592 p. (In Russian).

5. Dotsenko E. V. Psikhodiagnostika detei v dosh-kolnykh uchrezhdeniiakh (metodiki, testy, oprosniki). Volgograd: Uchitel; 2013. 297 p. (In Russian).

6. Lykova I. A., Shipunova V. A. Azbuka iunogo rossiianina. Patrioticheskoe vospitanie detei dosh-kolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta. Moscow: Tsvetnoi mir; 2017. 56 p. (In Russian).

7. Patrioticheskoe vospitanie v doshkolnykh obrazovate-lnykh uchrezhdeniiakh: formirovanie liubvi k Rodine s samogo rannego vozrasta. URL: https://chichiko.ru/blog/ patrioticheskoe-vospitanie-v-doshkolnykh-obrazovatel nykh-uchrezhdeniyakh-formirovanie-lyubvi-k-rodine-s-samogo-rannego-vozrasta/ (accessed: 09.01.2024). (In Russian).

8. Aliabeva E. A. Tematicheskie dni i nedeli v detskom sadu: Planirovanie i konspekty. Moscow: Tvorcheskii Tsentr Sfera; 2012. 64 p. (In Russian).

9. Maksimova I. V., Doroshenko O. V. Formirovanie patrioticheskikh chuvstv u starshikh doshkolnikov v protsesse oznakomleniia s istoriei i kulturoi regiona. In: Proceedings of the 4th International Scientific Conference "Problemy i perspektivy razvitiia obra-zovaniid', July 20-23, 2013, Perm. Perm: Merkurii; 2013. p. 40-43. (In Russian).

10. Poshtareva T. Patrioticheskoe vospitanie. Preschool education. 2010;(7):28-31. (In Russian).

Information about the authors

Veronika I. Volkova - Pre-School Teacher. Aleksei V. Salkov - Candidate of Sciences (Pedagogy), Docent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.