УДК 373.01 ББК 74.214.22
Иванова Татьяна Петровна
соискатель г. Снежинск Ivanova Tatyana Petrovna
Applicant for a Degree Snezhinsk
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя:
опыт и перспективы Monitoring of the Efficiency of the Head Teachers’ Activity: Experience and Perspectives
В статье рассматривается вопрос об оценке эффективности деятельности классного руководителя на основе мониторинга. Представлена модель и технология реализации мониторинга эффективности деятельности классного руководителя. Доказывается, что эффективность работы классного руководителя определяется воспитанностью учеников, проявляющейся в их отношении к определенным видам социальной активности, в ценностных ориентациях и эмоционально-психологическом благополучии.
The article deals with the problem of the resulting of a head teacher’s activity based on the monitoring. The model and the technology of the realization of the monitoring are presented in this article. The efficiency of a head teacher’s activity is determined by his students’ breeding exhibited in their attitude to the definite aspects of the social activity as well as in the valuable orientations and psychological and emotional prosperity.
Ключевые слова: мониторинг, модель мониторинга, технология реализации мониторинга, эффективность деятельности, классный руководитель, критерий, показатель.
Key words: monitoring, the model of monitoring, the technology of the realization of the monitoring, the efficiency of the activity, a head teacher, criteria, indicator.
Изучение результатов и эффективности деятельности классного руководителя - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность работы классного руководителя влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда [3].
Еще недостаточно исследована проблема выявления эффективности деятельности классного руководителя как целостного представления о системе длительного, непрерывного, научно обоснованного, диагностико-
прогностического, планово-деятельностного отслеживания его деятельности. Недостаточно отражена в теоретических исследованиях идея о необходимости создания технологии мониторинга эффективности деятельности классного ру-
ководителя. Большая часть моделей мониторинга посвящена проблемам слежения за процессом и результатами обучения учащихся [2]. Вместе с тем в последние годы возрос интерес к разработке моделей мониторинга воспитательного процесса [4], таких работ значительно меньше, как мы обнаружили, хотя за прошедшие пять лет интерес к проблемам развития системы воспитания детей в Российской Федерации обозначен как приоритетный.
Актуальность исследования обусловлена также необходимостью уточнения места мониторинга в воспитательной системе школы, роли мониторинга в повышении эффективности деятельности классного руководителя.
Вслед за многими авторами мы утверждаем, что эффективность характеризует степень успешности педагогической системы в достижении цели с учетом результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности (В.А.Мижериков, Н.И.Монахов, М.М.Поташник и др.).
Под мониторингом эффективности деятельности классного руководителя мы понимаем непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание эффективности деятельности классного руководителя. Оно позволяет объективно оценивать эффективность воспитательного процесса, способствует выполнению школой своих воспитательных функций, обеспечивает научное управление информацией, позволяет устранить некоторые затруднения в практической деятельности педагогов и принимать научно обоснованные педагогические решения, направленные на оптимальное функционирование и развитие воспитательной системы школы.
Изучив существующие подходы к определению эффективности деятельности классного руководителя на основе действующей системы внутришкольного контроля (Л.Д.Гуткина, В.А.Караковский, М.И.Рожков, Н.Е.Щуркова, и др.), мы можем выделить преимущества использования мониторинга в качестве аспекта управленческой деятельности [4,7]:
• комплексность сведений об объекте наблюдения, позволяющего принимать управленческие решения с учетом различных факторов, влияющих на развитие наблюдаемой ситуации;
• оперативность получения информации о состоянии объекта наблюдения, что позволяет своевременно принимать управленческие решения;
• определенная разработанная цель, программа, позволяющая систематически прогнозировать развитие ситуации;
• наглядность представления данных, полученных в ходе исследования;
• высокая технологичность, требующая тщательного планирования на системном уровне;
• стандартность процедуры проведения мониторингового исследования (технология подразумевает жесткое следование всем предписанным этапам) и формы представления полученной информации.
Анализ опыта работы образовательных учреждений города Снежинска Челябинской области и результатов опытно-поисковой работы позволяет определить, что недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы может негативно сказываться на эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Следовательно, ощущается необходимость в разработке модели мониторинга эффективности деятельности классного руководителя с целью не только выявления тенденций в развитии воспитательного процесса отдельного класса, но и повышения эффективности деятельности классного руководителя. Нами разработана модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя (Таблица 1).
Таблица 1
Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя
Компоненты модели Содержание
Понятие мониторинга Мониторинг - это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения
Цель Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания
1. Непрерывность
2. Научность
1 1 ТУГ/ГИТ П/ПТТ-.Т 3. Воспитательная целесообразность
1 1|)И Н1 1 И 11 г>1 4. Диагностико-прогностическая направленность
5. Прогностичность мониторинга
6. Целостность, преемственность
Этапы (см. Таблицу 2 )
1. Информационная
2. Побудительная
Функции 3. Формирующая
(назначение) 4. Коррекционная
5. Системообразующая
6. Прогностическая
1. Объективность
Организацион 2. Валидность
но- 3. Надежность
методические 4. Систематичность
требования 5. Учет особенностей объекта изучения и условий проведения
6. Гуманистическая направленность
Согласно разработанной модели, включение мониторинга в образовательный процесс происходит в соответствии с шестью этапами и определенными для каждого этапа технологическими шагами, которые составляют целостное, последовательно-преемственное сочетание отдельных, самостоятельных, завершенных технологических операций, направленных на получение ожидаемого результата, проводимых на основе научно обоснованных технологических предписаний (Таблица 2). Ожидаемый результат может быть получен лишь в том случае, если все операции были проведены в строгом соответствии с технологическими предписаниями. Нарушение предписаний хотя бы в одном звене нарушает целостность цепи.
Таблица 2
Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности
классного руководителя
Этап Шаги
I нормативноустановочный 1. Определение педагогической проблемы 2. Подготовка решения 3. Постановка цели и задач 4. Определение объекта и предмета 5. Определение субъектов мониторинга, их подготовка 6. Структурирование критериев и показателей 7. Выбор инструментария 8. Разработка пакетов прикладных программ
II Исходнодиагностический 1. Отбор информации 2. Качественная и количественная обработка результатов 3. Педагогический анализ 4. Выявление проблем 5. Ранжирование проблем с объяснением причин 6. Принятие управленческих решений
III Плановопрогностический 1. Прогнозирование тенденций 2. Разработка плана педагогических мероприятий 3. Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательнго процесса
IV Содержательно- технологический 1. Проведение педагогической и организационной работы
V Итогово -аналитический 1. Подведение итогов 2. Анализ проделанной работы
VI Организационно -управленческий 1. Планирование системы педагогической деятельности 2. Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса
Опытно-поисковая работа позволила сформулировать следующие задачи мониторинга:
1. Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в образовательном учреждении.
2. Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.
3. Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.
4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.
5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.
6. Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.
Проанализировав существующие подходы к оценке эффективности деятельности классного руководителя [1,5,6], мы определили, что эффективность его работы в определенной мере определяется воспитанностью учеников: их отношением к определенным видам социальной активности; их ценностными ориентациями, выраженными в интересах к различным сферам деятельности,
общения; их эмоционально-психологическим благополучием. Установление уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации целей и задач работы классного руководителя. В результате выявлены следующие показатели, а также диагностические средства для изучения воспитанности учащихся (Таблица 3).
Таблица 3
Показатели воспитанности учащихся
Критерий
Показатели
Диагностические средства
Уровень
проявления
Воспитан-
ность
1) Отношение к определенным видам социальной активности:
- к спорту;
- к художественной самодеятельности;
- к самоуправленческой деятельности;
- к учебе;
- к дополнительному образованию
1. М.И. Шилова.
Методика для изучения воспитанности учащихся.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость в творческих объединениях, направленность интересов).
4. М.И.Рожков.
Методика выявления уровня развития самоуправления.
5. Педагогическое наблюдение.
6. Анализ документации (карты
занятости учащихся, классный журнал).__________________________
2) Ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения
1. Л.М. Фридман
Методика диагностики жизненных ценностей.
2. Г.А.Карпова
Методика «Мнение об успевающем ученике»_____________________
3) Эмоционально-
психологическое благополучие
1. Дж. Морено.
Социометрический тест.
2. Методика диагностики эмоционально-психологического климата.
Низкий
Средний
Высокий
В результате опытно-поисковой работы педагогического коллектива школы была выявлена, определена и обоснована модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, имеющая следующие содержательные компоненты: понятие мониторинга, цель, принципы, этапы, функции, организационно-методические требования.
Нами обосновано, что включение мониторинга в образовательный процесс школы происходит в соответствии с шестью этапами (нормативноустановочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, итогово-аналитический, организационно-
управленческий) и 22-мя шагами.
Нами доказано, что мониторинг осуществляется эффективно, если основывается на Положении и если соблюдаются принципы и технология проведения. Нами подтверждено, что мониторинг тесным образом связан со всеми функциями управления.
В результате исследования мы получили следующие результаты:
1. Рост высоких и средних показателей воспитанности учащихся
Таблица 4
Воспитанность учащихся в динамике с 2004 по 2008 г.г.
Показатели воспитанности 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Низкие 64% 47% 52% 43%
Средние 14% 40% 33% 39%
Высокие 22% 13% 15% 18%
2. Увеличение количества учащихся, стабильно занимающихся в объединениях дополнительного образования
Таблица 5
Мониторинг занятости учащихся в % (2004-2008 г.г.)
классы год факуль татив в школе ГСС спор- тивная секция кружок в школе ДХШ ДМШ ЦДО иной вид дея- тель- ности
4 классы 2004 60 27 28 66 11 5,6 57 10
2006 54 31 21 69 34 6,3 29 28
2008 60 6 13 80 12 11 46 36
9 классы 2004 91 20 5,4 1,4 1,4 1,4 4,8 20,4
2006 93 18,5 8,4 4,2 1,5 3,4 12 8,4
2008 90 32 7,5 13,2 1,9 5,7 11,3 15,1
11 классы 2004 98 16 1,9 - - - 4,7 40,2
2006 97 9 1,9 3,8 0,96 0,96 6,7 58,7
2008 100 18 2,1 2,1 1,2 3,1 6,3 48
3. Рост уровня развития самоуправления в классных коллективах и в школе
Таблица 6
Уровень развития самоуправления в ученических коллективах
год 2004 год 2006 год 2008 год
Уровень класс школа класс школа класс школа
Высокий 0% 0% 10% 5% 13% 7%
Средний 53% 36% 55% 48% 57% 74%
Низкий 47% 64% 35% 47% 30% 19%
4. Рост уровня воспитательной эффективности классного руководителя
Таблица 7
Уровень воспитательной эффективности педагога
Уровень воспитательной эффективности 2001 2003 2005 2007 2008 тенденция
Высокая 8% 17% 19% 22% 20% рост
Выше среднего - 43% 44% 42% 45% рост
Средняя 42% 35% 35% 30% 32% снижение
Ниже среднего 33% - 2% 6% 3% снижение
Низкая 17% 4% - - - снижение
5. Рост уровня единства жизненных ценностей учащихся
Таблица 8
Уровень единства жизненных ценностей в динамике (7-11 классы)
Уровень единства жизненных ценностей 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Низкий 10% 5% 2% -
Средний 51% 50% 48% 45%
Высокий 39% 45% 50% 55%
6. Улучшение эмоционально-психологического благополучия учащихся
Таблица 9
Уровень эмоционального благополучия учащихся (5-11 классы)
Уровень эмоционального благополучия 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Низкий 25% 20% 13% 10%
Средний 58% 61% 67% 61%
Высокий 17% 19% 20% 29%
Таким образом, на основе непрерывного, научно обоснованного, диагно-стико-прогностического, планово-деятельностного отслеживания деятельности классного руководителя мы можем сделать вывод об эффективности работы классных руководителей в нашем образовательном учреждении.
Система мониторинга в нашем образовательном учреждении отражает особенности воспитательной системы (режим стабильного функционирования, компонентный состав, особенности микрорайона, социальный состав семей, молодежная среда, традиции и др.), является практической системой и представляет на сегодняшний день наиболее совершенный способ информационного обслуживания управления воспитательной деятельностью.
На основе анализа научной литературы, обобщения эффективного педагогического опыта, собственной деятельности в качестве заместителя директора по воспитательной работе мы утверждаем, что разработанная и теоретически обоснованная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя позволяют отслеживать эффективность деятельности классного руководителя, выявлять тенденции и принимать научно обоснованные педагогические решения, направленные на оптимальное функционирование и развитие воспитательной системы школы.
Библиографический список
1. Куприянов, Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя / Б.В.Куприянов // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2007. - №8. - С. 56-65.
2. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом на основе диагностики воспитанности школьников / М.П.Нечаев // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2004. - №1. - С. 6-26.
3. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе [Текст] / А.И.Севрук. - М: Педагогическое общество России, 2002. - 176 с.
4. Стефановская, Т.А. Мониторинг // Педагогика: Наука и искусство /
Т.А.Стефановская. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 - 160 с.
5. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.А.Стефановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 192 с.
6. Углицкая, М. Как оценить эффективность работы классного руководителя / М.Углицкая // Народное образование. - 2001. - №8. - С. 74-82.
7. Фридман, Л.М. Программа формирования воспитанности учащихся / Л.М.Фридман // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 136-142.
Bibliography
1. Fridman, L.M. The Program of the Formation of the Students’ Breeding / L.M.Fridman // Public Education. - 2002. - №6. - 136-142 p.
2. Kupriaynov, B.V. The Program of the Monitoring of the Head Teacher’s Activity / B.V. Kupriaynov // Instructional Research Magazine “Head Teacher”. - 2007. - №8. - 56-65 p.
3. Nechaev, M.P. The Direction of the Educational Process Based on the Diagnosis of the Students’ Breeding / M.P.Nechaev// Instructional Research Magazine for Deputy Directors. -2004.-№1. - P.6-26.
4. Sevruk, A.I. Monitoring of the Quality of Teaching at School [Text]/ A.I.Sevruk. - M: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 176 p.
5. Stephanovskaya, T.A. Monitoring // Pedagogics: Science and Art/ T.A. Stephanovskaya, -M.: “Academy” Publishing Centre, 1998 - 160 p.
6. Stephanovskaya, T.A. Head Teacher: Functions and Main Directions /Textbook for the Students of Higher Educational Institutions / T.A. Stephanovskaya. - M.: “Academy” Publishing Centre, 2006, - 192 p.
7. Uglitskaya, M. How to Appreciate the Effectiveness of a Head Teacher’s Work / M. Uglit-skaya // Public Education. 2001. - №8. - 74-82 p.