Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ'

МОНИТОРИНГ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые услуги / конкурентная среда / микрофинансовые организации / инвестиционные услуги / банковские вклады. / financial services / competitive environment / microfinance organizations / investment services / bank deposits.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Карина Вячеславовна

В данной статье представлены результаты анализа доступности финансовых услуг и финансовых организаций в Республике Калмыкия. Также исследован уровень удовлетворенности населения качеством услуг и деятельностью финансовых учреждений на финансовом рынке региона. Результаты исследования показали, что наиболее популярны среди жителей региона такие финансовые продукты, как банковские карты, вклады и сберегательные счета, в то время как использование инвестиционных услуг финансовых учреждений остается низким из-за необходимости более высокого уровня финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE ACCESSIBILITY OF FINANCIAL SERVICES PROVIDED TO THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

This article presents the results of an analysis of the availability of financial services and financial organizations in the Republic of Kalmykia. The level of satisfaction of the population with the quality of services and the activities of financial institutions in the financial market of the region was also studied. The results of the study showed that financial products such as bank cards, deposits and savings accounts are the most popular among residents of the region, while the use of investment services from financial institutions remains low due to the need for a higher level of financial literacy.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-04-09

БАДМАЕВА К.В.

МОНИТОРИНГ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа доступности финансовых услуг и финансовых организаций в Республике Калмыкия. Также исследован уровень удовлетворенности населения качеством услуг и деятельностью финансовых учреждений на финансовом рынке региона. Результаты исследования показали, что наиболее популярны среди жителей региона такие финансовые продукты, как банковские карты, вклады и сберегательные счета, в то время как использование инвестиционных услуг финансовых учреждений остается низким из-за необходимости более высокого уровня финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовые услуги, конкурентная среда, микрофинансовые организации, инвестиционные услуги, банковские вклады.

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями на рынках банковских услуг. В настоящее время финансовые бренды больше, чем представители любой другой отрасли, нуждаются в надежном и стабильном обслуживании клиентов для формирования доверия. Практика работы банковского сектора демонстрирует, что даже небольшие финансовые колебания и нарушения в банковской деятельности могут вызвать панику среди потребителей финансовых услуг, если они начнут ощущать угрозу своим сбережениям.

В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации сотрудниками Бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» ежегодно с 2017 года проводится мониторинг состояния конкурентной среды Республики Калмыкия.1'2 Методология сбора информации - онлайн-анкетирование потребителей товаров, работ и услуг на товарных рынках региона [1,2].

Посредством данного наблюдения проводился анализ конкурентной обстановки на рынках товаров и услуг в Республике Калмыкия, включая предпочтения потребителей на финансовом рынке региона. Кроме того, изучался уровень удовлетворенности граждан финансовыми услугами, а также оценивалась их доступность и распространенность. Для достижения этой цели проводился анализ факторов, влияющих на выбор финансовых услуг, что позволит в дальнейшем разработать эффективные стратегии развития и улучшения работы финансовых организаций в регионе.

Мониторинг доступности для населения Республики Калмыкия финансовых услуг проведен на основе опроса 221 жителя Республики Калмыкия. Анализ результатов опроса респондентов показывает, что наиболее популярными в части размещения свободных денежных средств определены банковские вклады (29,0% опрошенных имеют их сейчас,

1 Состоите и развитие конкурентной среда на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия в 2024 году: социолог, опрос [опрос проводился в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 221 респондентов] / Кевельдженов М.В., Бадмаева К.В., Тютеева A.JI. / Ин-т комплек. исслед. арид. территорий

2 Состояние и развитие конкурентной среда на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия в 2023 году: социолог, опрос [опрос проводился в 2022 г. в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 207 респондентов] / Манцаева A.A., Бадмаева К.В., Тютеева А.Л./ Ин-т комплек. исслед. арид. территорий

6,3% - использовали за последние 12 месяцев). Второе место занимает договор на размещение средств в форме займа в кредитном потребительском кооперативе (17,1% - имеется сейчас, использовался за последние 12 месяцев), третье - инвестиционное страхование жизни (16,8%- имеется сейчас, использовался за последние 12 месяцев). Также по сравнению с прошлым годом замечен больший интерес к брокерскому счету и займу в микрофинансовой организации (14,9% и 13,1% соответственно) (рис. 1).

Банковский вклад

Договор на размещение средств в форме займа в микрофинансовой организации

Договор на размещение средств в форме займа в кредитном потребительском кооперативе

Договор на размещение средств в форме займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе

Индивидуальный инвестиционный счет

Инвестиционное страхование жизни

Брокерский счет

Вложение средств в паевой инвестиционный фонд

29,0

64,7

5,4 7,7

9.0

8.1

82,8

13,6

8,1

; ; ,,,,,,, ; 1 88,2

5,4

9,5

85,1

6,8

10,0

5,9 1 9,0

85,1

2,3

7,7

90,0

0 Имеется сейчас

ЭНе имеется сейчас, но использовался за последние 12 месяцев И Не использовался за последние 12 месяцев

Рис. 1. Распределение финансовых продуктов (услуг), используемых респондентами за последние 12 месяцев (в % от опрошенных)

Более 43% опрошенных указали недостаточное количество свободных денег как одну из основных причин отсутствия вышеописанных финансовых продуктов. 25,3% опрошенных также назвали валидной причиной отсутствие доверия к финансовым организациям. Третьей по популярности причиной опрошенные считают слишком низкую процентную ставку у продуктов с процентным доходом (13,6%).

Наиболее востребованным продуктом по займу денежных средств является онлайн-кредит, получаемый в банке (32,1%). На втором месте стоит использование кредитного лимита по кредитной карте (26,7% респондентов пользуются сейчас, и еще 7,7% использовали в течение последних 12 месяцев). На третьем - иной кредит в банке, не являющийся онлайн-банком (20,4% - пользуются сейчас). Менее всего востребованные продукты - займы в кредитном и сельскохозяйственном потребительских кооперативах (у обоих

4,5% респондентов пользуются сейчас и еще 6,3% использовали в течение последних 12 месяцев) (табл. 1).

Таблица 1.

Ответы на вопрос: «Какими из перечисленных финансовых продуктов (услуг) Вы пользовались за последние 12 месяцев?» (в % от опрошенных)

Наименование финансового продукта/услуги Имеется сейчас Не имеется сейчас, но использовался за последние 12 месяцев Не использовался за последние 12 месяцев

Онлайн-кредит в банке 32,1 4,5 63,3

Иной кредит в банке, не являющийся онлайн-кредитом 20,4 5,9 73,8

Использование кредитного лимита по кредитной карте 26,7 7,7 65,6

Онлайн-заем в микрофинансовой организации 5,9 8,1 86

Иной заем в микрофинансовой организации, не являющийся онлайн-займом 4,5 8,6 86,9

Онлайн-заем в кредитном потребительском кооперативе 9,5 4,1 86,4

Иной заем в кредитном потребительском кооперативе, не являющийся онлайн-займом 4,5 6,3 89,1

Онлайн-заем в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе 6,3 5,4 88,2

Иной заем в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе, не являющийся онлайн-займом 4,5 6,3 89,1

Заем в ломбарде 6,8 8,1 85,1

В качестве основных причин опрошенные указали: нежелание жить в долг (35,7%), слишком высокую процентную ставку (35,3%), недоверие к финансовым организациям (19,9%) и отсутствие необходимости в заемных средствах (13,1%).

Большинство участников опроса пользуется платежными картами. Самая популярная в использовании - зарплатная карта (67,4% респондентов пользуются на дату опроса и еще 5,9% использовали в течение последних 12 месяцев). По сравнению с прошлым годом, стала больше использоваться кредитная карта (37,6%). На третьем месте расчетная карта для пенсий и иных социальных выплат - её используют 30,8% респондентов. Не используют зарплатные карты 26,7% респондентов, кредитные карты - 55,2% участников опроса. В числе причин неиспользования платежных карт респонденты чаще всего отметили: недостаток денежных средств (26,2%), дорогое обслуживание платежных карт (11,8%), недоверие банкам (10,4%).

Более трети респондентов (36,2%) респондентов ответили, что пользуются в настоящее время расчетным счетом (без возможности получения дохода в виде процентов, отличным от счета по вкладу или счета платежной карты). Большинство респондентов указало, что пользуется отдельными типами дистанционного доступа к банковскому счету.

По данным, указанным на рис. 2, более 68% участников опроса осуществляют денежные переводы/платежи через мобильный банк с помощью специализированного мобильного приложения для смартфона или планшета, а более половины используют денежные переводы через интернет-банк с помощью планшета или смартфона (51,1%). Также более одной трети

опрошенных делают денежные переводы/платежи через мобильный банк посредством сообщений с использованием мобильного телефона - с помощью отправки CMC на короткий номер участников опроса переводит платежи через интернет-банк с помощью стационарного компьютера.

Денежные переводы/платежи через интернет-банк с помощью стационарного компьютера или ноутбука (через веб-браузер)

Денежные переводы/платежи через интернет-банк с помощью планшета или смартфона (через веб-браузер на мобильном устройстве без использования специального приложения)

Денежные переводы/платежи через мобильный банк с помощью специализированного мобильного приложения (программы) для смартфона или планшета

Денежные переводы/платежи через мобильный банк посредством сообщений с использованием мобильного телефона - с помощью отправки смс на короткий номер

Ш Да, пользовался (-ась) □ Нет, не пользовался (-ась)

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Пользовались ли Вы следующими типами дистанционного доступа к банковскому счету (расчетному счету, счету по вкладу, счету платежной карты) за последние 12 месяцев?» (в % от опрошенных)

В прошлом году чуть больше половины респондентов не использовали дистанционный доступ к банковскому счету. Однако в текущем году это количество уменьшилось до четверти респондентов. Свою позицию они обосновали неуверенностью в безопасности Интернет-ресурсов.

Почти 80% респондентов не пользовались страховыми услугами. Среди них не видят смысла в страховании 38,9% ответивших, 24,4% отмечают его высокую стоимость и 21,3% ответивших испытывают недоверие к страховым организациям, а 12,2% респондентов отталкивает слишком далекое расположение страховых организаций.

Что касается удовлетворенности потребителей работой финансовых организаций, наиболее высокий процент удовлетворенности со стороны жителей Республики Калмыкия набрали банки (58,8% совокупность ответов «скорее удовлетворен» и «полностью удовлетворен»). На втором месте находятся субъекты страхового дела и негосударственные пенсионные фонды (9,5% каждый), на третьем - брокеры (9,0%). Менее всего ответившие сталкивались с сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (65,2%), кредитными потребительскими кооперативами (64,3%), микрофинансовыми организациями (62,4%), указанными на рис. 3.

Касаемо удовлетворенности услугами и продуктами финансовых организаций наибольшее количество положительных оценок набрали такие услуги, как переводы (50,3%) и расчетные (дебетовые) карты, включая зарплатные (48,0%). Среди отрицательных оценок наибольшее количество набрали кредиты (65,2%). Менее всего знакомы людям такие виды финансовых услуг, как размещение средств в форме договора займа в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, займы в сельскохозяйственных потребительских кооперативах и размещение средств в форме договора займа в микрофинансовых

организациях, другое добровольное страхование и индивидуальные инвестиционные счета (все виды продуктов набрали не менее 60% оценок «Не сталкивался(-ась)»).

Банки

Микрофинансовые организации 11111111111 5,9

13,1

17 1

13 6

ШШШШШ 18,1

47,5

62,4

_ _ _ >,3

Ломбарды

Субъекты страхового дела (страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры)

64,3

62,0

60,2

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

,113

11,317,6

5,4

65,2

Негосударственные пенсионные фонды

10,0

У///////Л 19 5

9,0

61,1

Брокеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,0 19,5

61,5

В Полностью НЕ удовлетворен(-а)

| НЕ удовлетворен(а)

ПП Скорее удовлетворен(-а)

® Полностью удовлетворен(-а)

И Не сталкивался(-лась)

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены работой/сервисом следующих финансовых организаций при оформлении и/или использовании финансовых услуг или в любых других случаях, когда Вы сталкивались с ними?» (в % от опрошенных)

В населенных пунктах наибольшее число респондентов были удовлетворены количеством и удобством расположения банковских отделений (48,4%) и качеством дистанционного банковского обслуживания (42,1%). В этом году, как и в прошлом, первое место по количеству отрицательных оценок заняло качество интернет-связи (38,9%). Также

0102000201020000010201000100000001000002010200020102

жители республики дали отрицательные оценки качеству мобильной связи (36,2%) и выбором банковских услуг (36,2%).

По удобству и оперативности использования различных каналов потребителей по 5-ти балльной шкале наибольшее количество максимальных баллов набрали кассы, а также банкоматы или терминалы в отделениях банков (53,4% и 50,3% соответственно). Респонденты также отметили наименее доступными банкоматы или терминалы, расположенные вне отделений банков (22,6% - 1, 9,5% - 2).

Повышение доверия и удовлетворенности населения финансовыми организациями способствует формированию и развитию долгосрочных отношений между участниками рынка, повышает лояльность населения, увеличивает количество потребляемых услуг и снижает риск перехода к конкурентам. Анализ мнения респондентов об их удовлетворенности финансовыми институтами демонстрирует, что жители региона в наибольшей степени удовлетворены банками и в наименьшей - микрофинансовыми организациями и ломбардами. Полученные результаты подтверждают необходимость повышения удовлетворенности населения финансовыми услугами и способами их предоставления, в том числе за счет развития финансовой инфраструктуры. Это будет способствовать усилению конкуренции в финансовом секторе, экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

Список литературы

1. Единая методика мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации: офиц. сайт. - URL: https://sudact.ru/law/ prikaz-minekonomrazvitiia-rossii-ot-11032020-n-130/edinaia-metodika-monitoringa-sostoianiia-i/ (Дата обращения: 17.08.2024)

2. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р. URL: http:// static. government.ru/ media/ files/ RAVRsYv2sg0XHCLhfgUFchxAURxQ75vZ.pdf (Дата обращения: 17.08.2024)

DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-09-16

КЕВЕЛЬДЖЕНОВ М.В.

КРЕДИТНЫЕ ЗАЙМЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос уровня закредитованности населения Республики Калмыкия. Автором проанализирована причинно-следственная связь финансовой благосостоятельности граждан в текущих реалиях на примере массового опроса. Обнародованы данные соотношение среднедушевого уровня дохода за год к объему основного долга.

Ключевые слова: кредиты, займы, благосостояние, закредитованность, банкротство, население, Республика Калмыкия.

При анализе уровня доходов различных социально-экономических групп населения Республики Калмыкия недостаточно опираться только на количественные показатели официальной статистики, необходимо также учитывать и различные поведенческие признаки, относящиеся к благосостоянию населения. Важным источником информации по поводу

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.