Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ БИЗНЕСА'

ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые услуги / финансовые организации / предприниматели / бизнес / банки / Республика Калмыкия / financial services / financial organizations / entrepreneurs / business / banks / the Republic of Kalmykia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютеева Амуланг Лиджиевна

В статье рассматриваются как уровень доступности, так и качество финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства на примере региона Республика Калмыкия. В качестве данных, используемых для анализа были взяты результаты опроса, проведенного в рамках мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Республики Калмыкия в 2024 г. Субъектами анкетирования были калмыцкие предприниматели, которые оценивали количество и доступность финансовых организаций, а также качество предоставляемых ими услуг. Были определены наиболее и наименее востребованные среди респондентов услуги, а также степень удовлетворенности различными продуктами, предоставляемыми финансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AVAILABILITY OF FINANCIAL SERVICES FOR BUSINESS

The article examines both the level of accessibility and quality of financial services for small and medium-sized businesses using the region of the Republic of Kalmykia as an example. The information used for the analysis included the results of a survey conducted as a part of monitoring the state and development of competition in the commodity markets of the Republic of Kalmykia in 2024. The subjects of the survey were Kalmyk entrepreneurs who assessed the number and accessibility of financial institutions, as well as the quality of the services they provide. The author defined services most and least in demand among respondents, as well as the degree of satisfaction with various products provided by financial institutions.

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ БИЗНЕСА»

DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-17-21

ТЮТЕЕВА А. Л.

ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ БИЗНЕСА

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Российская Федерация, amulang1995@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются как уровень доступности, так и качество финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства на примере региона Республика Калмыкия. В качестве данных, используемых для анализа были взяты результаты опроса, проведенного в рамках мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Республики Калмыкия в 2024 г. Субъектами анкетирования были калмыцкие предприниматели, которые оценивали количество и доступность финансовых организаций, а также качество предоставляемых ими услуг. Были определены наиболее и наименее востребованные среди респондентов услуги, а также степень удовлетворенности различными продуктами, предоставляемыми финансовыми организациями.

Ключевые слова: финансовые услуги, финансовые организации, предприниматели, бизнес, банки, Республика Калмыкия.

В настоящее время одной из первоочередных задач правительства страны является развитие малого и среднего предпринимательства. Общества с ограниченной ответственностью, а также индивидуальные предприниматели влияют на создание новых рабочих мест, увеличение налоговой базы, развитие конкурентной экономической среды. В связи с этим, необходимо создавать благоприятные условия для развития вышеупомянутых предприятий, в том числе при помощи совершенствования сферы финансовых услуг.

Термин «финансовые услуги» давно вошел в обиход в финансовой и банковской сфере. Ранее законодательство РФ определяло финансовую услугу, как деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве данных услуг рассматривались осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера [4].

По мнению Е. В. Тужиловой-Орд^ской, «финансовые услуги - это деятельность, связанная с привлечением и размещением денежных средств физических и юридических лиц, осуществляемая специальным субъектом рынка финансовых услуг, финансовой организацией, основанная на односторонних сделках или группе договоров (в основном в банковской и страховой сферах и на рынке ценных бумаг), направленная на удовлетворение имущественных потребностей субъектов прав» [3].

В 2021 г. в условиях повсеместной цифровой трансформации финансового рынка Банком России были разработаны «Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022—2024 годов». Целью данного документа было повышения качества предоставляемых услуг, создание условий для повышения прозрачности информации, предоставляемой предпринимателям, а также внедрение механизмов, позволяющих повысить финансовую осознанность и грамотность потребителей [2].

Одним из способов определения уровня доступности финансовых услуг для жителей региона является анкетирование. Эмпирической базой для данной статьи служат данные, полученные в результате опроса, проведенного в 2024 г. сотрудниками БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий».1 Анкетирование проходило в рамках ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Республики

1 Состояние и развитие конкурентной среда на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия в 2024 году: социолог, опрос [опрос проводился в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 221 респондентов] / Кевельдженов М.В., Бадмаева К.В., Тютеева А.Л. / Ин-т комплек. исслед. арид. территорий

Калмыкия. Данное исследование включало мониторинг удовлетворенности и доступности деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемых на территории Республики Калмыкия. Ежегодно субъектам предпринимательской деятельности предлагается ответить на ряд вопросов касательно услуг, предоставляемых финансовыми организациями региона. В том числе проводятся мониторинг востребованности финансовых услуг посредством вопроса: «Какими видами финансовых услуг пользовался Ваш бизнес за последние 12 месяцев?» и оценка работы/сервиса финансовых организаций по шкале Лайкерта. В нынешнем опросе ответы на эти вопросы распределились, как показано на рисунках 1 и 2.

Расчетно-кассовое обслуживание М111В11|1а1ЙИ1Й] 57,3

тщщшщ.а 256 , 0

Зарплатные проекты нмШиПпииПпипПиП'! "|У4 22 '5

Кредит ........................................................................................46,3

Дистанционный доступ к банковским счетам 52 4 посредством интернет-б^^а И—......Ш......И......Ш......' 27,4-' '

Банковские гарантии

Инкассация

63,5

7,7

Добровольное медицинское страхование Щ сотрудников организации

5,2

3 17,9

Депозит в банке Мр'3:'4':':

2369

Добровольное страхование имущества организации 3 9

Лизинг в банке ' 4

Ш...9, 1,2 6

Лизинг в специализированной компании ¡¡¡ц'^'б" 12' 6

тщщалц^,

Заем в микрофинансовой организации щ 2 ' ' .........1 22 ,1

Факторинг в банке

г <ьз

Заем в сельскохозяйственном кредитном 5 '

потребкооперативе

Факторинг в специализированной факторинговой :4 9 компании

Добровольное страхование предпринимательских Щ2'6'

рисков ГО ' 9

Ничем из вышеперечисленного

11 7

6

17 9

И 2022 И2023 Ш2024 2025

Рис. 1. Структура востребованности финансовых услуг субъектами предпринимательской деятельности за последние 12 месяцев (в % к опрошенным)

Как и в прошлом году, в перечень услуг, оказавшихся наиболее востребованными у представителей бизнеса Республики Калмыкия, вошли своевременное проведение расчетов с контрагентами, оперативное получение дополнительного финансирования хозяйственной деятельности (кредитов), а также автоматическое зачисление заработной и других выплат на карты сотрудников. Вместе с тем субъекты предпринимательской деятельности Республики Калмыкия по-прежнему пользуются достаточно узким набором услуг, отдавая предпочтение комплексному обслуживанию посредством интернет-банкинга. Однако такие современные финансовые инструменты как лизинг и факторинг по-прежнему не пользуются популярностью у калмыцких предпринимателей.

.............. 32,5

_ 27,4

Банки

Микрофинансовые организации

Кредитные потребительские кооперативы

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

11111111111111111111111111111111111!111111 74,4

6,8

10,3

-;

78,6

6,8 6

8,5

Страховые компании

■'• о о о ■:■:■•■:■•■:■:■:■• ■:■• ■:■•■:■•■:■:■ :■•■:•:!

10,3 1..

9,4

Лизинговые компании

67,5

6,8 7

Е

10,3

1,7

Факторинговые компании

;::=ТПШШШ НШ Ш НШ НШ Ш НШ НШ Ш НШ НШ Ш НШ ****

73,5

6,8

9,4

79,5

I Скорее не удовлетворен

] Удовлетворен 0 Скорее удовлетворен

I Не удовлетворен ШО Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Оценка субъектами предпринимательской деятельности работы/сервиса финансовых организаций (в % к опрошенным)

Ограниченность набора используемых услуг ежегодно проявляется большим числом неопределенных ответов при оценке работы/сервиса финансовых организаций (рис. 2). По сумме ответов «Удовлетворен» или «Скорее удовлетворен» лидируют банки - 59,9%, второе место занимают страховые компании - 20,6%. Практически одинаково субъекты предпринимательской деятельности оценивают работу/сервис микрофинансовых организаций (16,2%), лизинговых компаний (14,2%), сельскохозяйственных кооперативов (13,6%), а также факторинговых компаний и кредитных потребительских кооперативов (11,1%).

Отдельно субъектам предпринимательской деятельности предлагалось оценить банковские продукты и услуги, ответив на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены следующими продуктами/услугами, предоставляемыми банками для Вашей организации при их оформлении или использовании или в любых других случаях, когда Вы сталкивались с ними?» (табл. 1).

Как и в прошлом году, в первую очередь клиенты удовлетворены расчетно-кассовым обслуживанием (50,4%, совокупность ответов «Удовлетворен» и «Скорее не удовлетворен»). Зарплатными проектами довольны 26,5%, кредитами для юридических лиц - 17,1%, инкассацией - 16,2%. Если говорить о неудовлетворенности, то мы видим достаточно большие значения по расчетно-к^совому обслуживанию - 17,9%.

Таблица 1

Оценка субъектами предпринимательской деятельности продуктов/услуг, предоставляемых банками (в % к опрошенным)

Удовлет Скорее удовлетворе н Скорее не Не удовлетво рён Затрудняюсь

ворен удовлетворен ответить

Расчетно-кассовое 31,6 18,8 11,1 6,8 31,6

обслуживание

Зарплатные проекты 18,8 7,7 2,6 6,0 65,0

Инкассация 11,1 5,1 8,5 4,3 70,9

Валютно-обменные операции и контроль 8,5 5,1 6,8 2,6 76,9

Кредит для юридических лиц 11,1 6,0 6,8 6,8 69,2

Кредитная линия в банке 8,5 5,1 7,7 5,1 73,5

Лизинг в банке 8,5 5,1 8,5 1,7 76,1

Депозит для юридического лица в банке 8,5 5,1 7,7 2,6 76,1

Банковские гарантии 8,5 5,1 6,8 2,6 76,9

Удовлетворенность доступностью различных финансовых учреждений в населенных пунктах сильно варьируется. В целом устраивает в той или иной мере количество и удобство расположения банковских учреждений 60,7% респондентов, микрофинансовых организаций - 18,8%, офисов специализированных лизинговых компаний - 11,9%, качеством дистанционного обслуживания - 36,8% (рис. 3). В то же время на сегодняшний день большинство финансовых сервисов доступны в дистанционном формате и список их продолжает расти. Более того в Приоритетных направлениях повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022-2024 годов делается упор именно на расширение объема онлайн сервисов - Система быстрых платежей, маркетплейс финансовых услуг и др. Поэтому наиболее важным здесь является последний показатель - качество дистанционного обслуживания, положительная оценка которого колеблется на уровне 37% [2].

[3 Удовлетворен ЕИ Скорее удовлетворен Ш Скорее не удовлетворен

Ш Не удовлетворен В Затрудняюсь ответить

Количеством и удобством расположения банковских отделений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27,4

33,3

Количеством и удобством расположения микрофинансовых организаций

Количеством и удобством расположения офисов специализированных лизинговых компаний

Качеством дистанционного обслуживания

Рис. 3. Оценка субъектами предпринимательской деятельности количества и удобства расположения финансовых организаций, а также качества дистанционного

обслуживания (в % к опрошенным)

Таким образом, по данным опроса предпринимателей Республики Калмыкия можно сделать вывод, что на сегодняшний день финансовые услуги развиты в достаточной степени. Пользователи различных финансовых услуг в основном довольны количеством и качеством работы банков. Тем не менее, во большинстве вопросов процент удовлетворенности работой тех или иных финансовых организаций не превышает 60%. Это говорит о необходимости повышения доступности и качества финансовых продуктов и услуг.

Список литературы

1. Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022-2024 годов: офиц. сайт. — URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/126471/project_pnpdfu.pdf (Дата обращения: 12.05.2024).

2. Тужилова-Орданская Е.В. Понятие финансовой услуги // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 1 (63). С. 149-152.

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу): офиц. сайт. — URL: https://base.garant.ru/12116076/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (Дата обращения: 12.05.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.