ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
D01: 10.24412/2071-7830-2021-243-04-12 МАНЦАЕВА A.A.
ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
ПНУ PK «Институт комплексных исследований аридных территории», г. Элиста, Российская Федерац ия, атсшсае va а yatuiex. г и
Аннотация: В статье исследовано мнение двух групп потребителей финансовых услуг в Республике Калмыкия - физических лиц и субъектов МСП. Проанализированы вопросы доступности и частоты использования финансовых услуг, изучены барьеры, возникающие при получении этих услуг. Также исследована удовлетворенность населения и представителей бизнеса деятельностью финансовых организаций и степень доверия к ним. В регионе зафиксирован высокий уровень использования дистанционных каналов обслуживания, однако выявлена ограниченность набора потребляемых финансовых услуг. Сделан вывод о целесообразности повышения финансовой грамотности населения и представителей бизнеса.
Ключевые слова: финансовые услуги, доступность, конкурентная среда, мониторинг, оценка, субъекты малого и среднего бизнеса, потребители, финансовая грамотность.
С недавних пор повышение финансовой доступности признано приоритетной задачей международного уровня, поскольку высокоразвитый конкурентоспособный рынок финансовых услуг способен увеличить темпы роста экономик всех стран [3]. Наша страна не стала исключением, и в 2018 году Центральный Банк России (далее - ЦБ РФ) разработал и утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018-2020 годов (далее - Стратегия), которая на сегодняшний день продлена на 2021 год [4].
Сам термин «финансовая доступность» определен на официальном сайте ЦБ РФ как «полноценный доступ к базовому набору финансовых услуг всего населения страны и малого и среднего бизнеса» [2]. При этом к базовому набору услуг регулятор относит страхование, кредитование, формирование сбережений и платежные услуги, а основные цели и задачи по повышению доступности финансовых услуг прописаны в Стратегии и состоят в следующем:
повышении уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей финансовых услуг на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях, субъектов МСП и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и других маломобильных групп населения);
- повышении скорости и качества доступа к финансовым услугам для населения, имеющего доступ к сети Интернет.
Вышеназванная Стратегия имеет свой План мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений, одним из которых является развитие конкуренции на финансовом рынке за счет улучшения состояния конкурентной среды, а также создания предпосылок для усиления добросовестной конкурентной борьбы между финансовыми институтами [5]. Данное направление реализуется в соответствии с разделом XIV «Финансовые рынки» плана мероприятий («дорожной карты») Правительства Российской Федерации по 4
развитию конкуренции на 2018-2020 годы [6], в том числе посредством внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт) [7]. Достижение целей Стандарта, одной из которых с 2019 года является повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности, контролируют уполномоченные органы, которые ежегодно организуют проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг региона.
ЦБ РФ также проводит мониторинг и оценку состояния финансовой доступности на территории России, анализируя различные индикаторы [1]. Методология сбора информации ЦБ РФ - количественные исследования по технологии омнибус для физических лиц и телефонные интервью (САТТ) с руководящими сотрудниками субъектов малого и среднего бизнеса (далее - МСП), принимающими финансовые решения.
Набор индикаторов, анализируемых ЦБ РФ, шире и несколько раз претерпевал изменения, однако все они приводятся для макрорегионов в агрегированном виде и отражают общую картину. В то же время значительная дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития, доходов населения и развитости инфраструктуры финансовых рынков требует изучения ограничений и барьеров повышения финансовой доступности в каждом отдельно взятом регионе.
В Республике Калмыкия (далее - РК) уполномоченным органом является Министерство экономики и торговли РК, при этом социологическое исследование, включаемое в ежегодный Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг РК, выполняют специалисты БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» (далее - ИКИАТ). Методология сбора информации - онлайн-анкетирование субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг на товарных рынках региона.
В текущем 2021 году сотрудниками ИКИАТ также были проведены два опроса на территории Республики Калмыкия:
потребителей товаров, работ и услуг на товарных рынках региона. Общая выборка составила 250 респондентов, среди которых 45,4% городских жителей и 54,6% жителей сельской местности. В ходе опроса изучалось мнение потребителей относительно 35 рынков товаров, работ и услуг, в частности, о количестве организаций, качестве товаров и услуг, состоянии ценовой конкуренции, качестве услуг субъектов естественных монополий, официальной информации о состоянии конкурентной среды и др.
- представителей бизнеса: индивидуальным предпринимателям и владельцам юридических лиц предлагалось заполнить анкету с вопросами об условиях конкуренции, о наличии (отсутствии) административных барьеров, деятельности органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции и качестве официальной информации о состоянии конкурентной среды. Всего было опрошено 106 представителей бизнеса.
В обоих опросах респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, характеризующих деятельность финансовых организаций на территории Республики Калмыкия, а также оценить различные финансовые продукты и услуги.
По аналогии с терминологией, используемой в методологии ЦБ РФ, назовем первую группу респондентов «физическими лицами», а вторую - «субъектами МСП», и исследуем их мнение.
Тендерная структура первой группы распределилась практически одинаково: 129 (51,6%) женщин и 121 (48,4%) мужчина, при этом большая часть опрошенных - население в возрасте от 25 до 55 лет (54,8%). Доли респондентов старше 55 лет и лиц до 24 лет составили 31,6% и 12,8% соответственно. Распределение выборочной совокупности по половозрастным категориям представлено в табл. 1.
Таблица 1.
Распределение потребителей по тендерной и возрастной структурам
Возраст Мужчины Женщины Всего
от 18 до 24 лет 6,0% 6,8% 12,8%
от 25 до 34 лет 10,8% 10,0% 20,8%
от 35 до 44 лет 8,8% 11,6% 20,4%
от 45 до 54 лет 6,4% 7,2% 13,6%
от 55 до 64 лет 10,8% 10,8% 21,6%
65 лет и старше 5,6% 5,2% 10,8%
Итого 48,4% 51,6% 100,0%
Полученные данные вполне коррелируют с социальным статусом опрошенных: 56,2% из них имеют оплачиваемую работу, доли пенсионеров и студентов соответственно равны 14,0% и 10,4%. Доля безработных составила 9,6%, остальные респонденты заняты в домашнем хозяйстве (4,3%), имеют статус самозанятых (0,8%) и предпринимателей (4,7%).
Большая часть физических лиц (62,0%) - люди с высшим профессиональным образованием (совокупность ответов «Высшее образование» и «Научная степень»), неполное высшее имеют 13,6% опрошенных, среднее профессиональное - 13,5%, среднее общее - 6,5%, начальное общее - 4,4%.
В целом выборка репрезентирует взрослое население Республики Калмыкия и может быть перенесена на генеральную совокупность.
Таблица 2.
Распределение ответов на вопросы о доступности финансовых услуг и
частоте их использования
Охарактеризуйте доступность Вам базового набора финансовых услуг Как часто Вы пользуетесь услугами финансовых организации ?
Доступны все виды финансовых услуг 34,4% Еженедельно 21,6%
Доступно несколько ВИДОВ финансовых 36,4% Ежемесячно 32,8%
Доступны лишь денежные переводы 18,4% 1 раз в квартал 15,6%
Не доступен ни один вид финансовых 10,8% 1 раз в год и реже 30,0%
Результаты опроса показали, что среди анкетируемых преобладают лица, пользующиеся услугами финансовых организаций ежемесячно и еженедельно. Практически каждый третий респондент обращается в финансовые организации за предоставлением услуг один раз в год и реже, примерно каждый шестой - ежеквартально (табл. 2). Редко (1 раз в год и реже) за получением финансовых услуг обращаются преимущественно пенсионеры старше 65 лет.
На вопрос о доступности базового набора финансовых услуг (сбережения, кредиты, денежные переводы и платежи, страхование, лизинг) более трети опрошенных согласились с тем, что им доступны все виды финансовых услуг. Почти такое же число респондентов посчитали доступными несколько видов услуг, в то время как примерно каждый пятый отнес к
доступным только денежные переводы и платежи. По мнению каждого десятого, ему не доступен ни один из видов финансовых услуг.
При этом дистанционным доступом к финансовым услугам (с помощью персональных компьютеров, мобильных устройств связи) пользуются 84,0% анкетируемых. Лишь каждый шестой (16,7%) отметил отсутствие возможности использования услуг дистанционно, и это преимущественно люди старше 65 лет.
Анкетируемые также оценили собственные навыки в сфере финансовых продуктов и услуг по пятибалльной шкале (рис. 1). Как видим, в части исполнения обязанностей налогоплательщика отличными и хорошими свои знания и навыки (что соответствует 5 и 4 баллам) посчитали 56,8% респондентов. У большинства физических лиц возникали затруднения с оценкой финансовых рисков, способностью распознать мошенничество, знанием своих прав как потребителей услуг, с анализом и сравнением финансовых услуг (по сумме ответов 1-3 баллов). С меньшими трудностями участники опроса сталкивались при отслеживании и планировании своего бюджета и поиске необходимой финансовой информации. Практически 40,0% респондентов (сумма 4 и 5 баллов) посчитали себя способными избежать избыточной закредитованности.
Исполнение своих обязанностей налог оплат елыцика
Избежание избыточной закредитованности
Сп о со бн о сть расп ознать признаки финан сов ог о мошенничества
Оценка рисков на рынке финансовых услуг
Знание своих прав как потребителей финансовых услуг
Поиск необходимой финансовой информации
Анализ и сравнение финан совье услуг
Отслеживание и планирование доходов и расходов
□ 1 - нет знаний и навыков ИЗ - средние знания и навыки
□ 5 отличные знания и навыки
I.. .. ... . ;г;;^
1;2;49 6,4% с* 24,4% ос
.....* ■- * '-Г'-^"-'-' уууууУУ
.'........','
'> 24,0%'X
! 32,8%:
15;2%: 13,6
^31,б%>655<
г у у ууууууУуУТ
'24,8%
14,8%
1-2:8%
■; 16,8% -;<
'!'! 25,2%: у. . .' ■ ■ ■
13,6%
■ ■■■■■■■■У-.........^^С-Л^^лАЛ^
■1:б;4%: 12,8% яЙЙ
.....'.........!АУУУУУУУдаЛ
■I': 26,8% 111.......1'
I Г.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
: 12,8%
12-0% 12,4% 555< 31,6%<
г---- -'ГУУУУуууу'у
15,2%
......1.........л
......1 - - -.......ь^щууууу
'!: 24,0%
у......
13,6%
......А А^л.АЛ.Л.Л.У-
ю,о% §^28,8%;,
......1-'^"-УУУУууууу\
27,2% •!•!
18,0%
0 2 - плохие знания и навыки □ 4 - хорошие знания и навыки
Рис. 1. Оценка потребителями собственных навыков и знаний в сфере финансовых
продуктов и услуг по пятибалльной шкале
Респонденты также рассказали о барьерах, с которыми они сталкивались при получении финансовых услуг. Оказалось, что чаще всего они испытывали низкую степень доверия к финансовым организациям - в 24,4% случаев. Каждый пятый (20,8%) отметил недостаточную развитость инфраструктуры - нехватку банкоматов и отделений финансовых организаций. Также респонденты признавались в недостаточной финансовой грамотности, мешаю-
щей им пользоваться финансовыми услугами (16,0%), и привычке использовать наличный расчет (11,2%). Сомнения в конфиденциальности совершаемых операций посещали 13,2% опрошенных, а каждый седьмой ощущал эмоциональный дискомфорт (стресс, неуверенность, связанные с отсутствием опыта, страх совершить ошибку, «потеряв» при этом деньги) от совершения финансовых операций. Восприятие операций, совершаемых безналичным способом, как сложных ввиду отсутствия опыта или привычки, необходимости запоминать пин-код, пароль, вводить реквизиты документа и пр., назвали 8,8%. Положительным моментом исследования является то, что две трети респондентов (66,0%) заявили об отсутствии барьеров для использования финансовых услуг.
В целом превалирующее число опрошенных довольны деятельностью организаций сферы финансовых услуг (62,4%), противоположное мнение выразили 12,0%. Четверть респондентов (25,6%) не смогла определиться с ответом, что свидетельствует о том, что и регулятору, и органам исполнительной власти региона предстоит еще большая работа в части финансового просвещения населения.
Среди субъектов МСП, принявших участие в опросе, каждый четвертый указал форму юридического лица 23,6%, в то время как индивидуальных предпринимателей оказалось 76,4%. Около половины респондентов (48,3%) действуют на рынке более 5 лет, каждый четвертый (23,6%) - от одного до трех лет, пятая часть (19,4%) - на протяжении 3-5 лет, каждый десятый (10,4%) - начинающий предприниматель.
58,5% опрошенных субъектов МСП заявили, что работают без наемных сотрудников, 32,1% пришлось на организации с численностью от 2 до 5 человек, 5,7% - на предприятия с численностью от 6 до 15 человек, 3,8% - от 16 до 50 человек. Свыше 50 наемных сотрудников не держит ни один из респондентов.
По объему среднемесячной выручки основная масса предприятий сосредоточена в категории «до 100 тыс. руб.» (68,9%), «от 101 до 500 тыс. рублей» указали 26,4% респондентов, «от 501 до 1 млн. рублей» - лишь 3,8%. Выручку свыше 6 млн. руб. в месяц имеет лишь один хозяйствующий субъект.
Таким образом, среди опрошенных субъектов МСП превалируют микропредприятия с численностью сотрудников до 15 человек и величиной годового оборота не более 120 миллионов рублей.
Наиболее представленными в выборке оказались предприятия сферы торговли, услуг и сельскохозяйственного товаропроизводства. В частности, розничную торговлю в качестве основного вида деятельности выбрали 52,8% опрошенных, реализацию сельскохозяйственной продукции - 17,0%, рынок племенного животноводства - 2,9%. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг осуществляют 8,5% опрошенных.
Субъектам МСП было предложено ответить на вопрос: «Какими видами финансовых услуг пользовался Ваш бизнес за последние 12 месяцев?» и сразу оценить работу / сервис финансовых организаций. Ответы на эти вопросы распределились, как показано на рис. 2 и рис. 3.
Расчетно-кассовое обслуживание Зарплатные проекты Кредит
Дистанционный доступ к банковским счетам посредством интернет-банкинга
Банковские гарантии Инкассация
Добровольное медицинское страхование сотрудников организации
Депозит в банке
Добровольное страхование имущества организации
Лизинг в банке
Лизинг в специализированной компании Заем в микрофинансовой организации
Факторинг в банке
Заем в сельскохозяйственном кредитном потребкооперативе Факторинг в специализированной факторинговой компании
Добровольное страхование предпринимательских рисков
Ничем из вышеперечисленного
Рис. 2. Структура востребованности финансовых услуг субъектами МСП
за последние 12 месяцев
Как видим, представители бизнеса Республики Калмыкия пользуются достаточно узким набором услуг, отдавая предпочтение комплексному обслуживанию посредством интернет-банкинга. В перечень услуг, оказавшихся наиболее востребованными, входит своевременное проведение расчетов с контрагентами, оперативное получение дополнительного финансирования хозяйственной деятельности (кредитов), а также автоматическое зачисление заработной и других выплат (командировочных, премий) на карты сотрудников. Вместе с тем такие современные финансовые инструменты, как лизинг и факторинг все еще не пользуются популярностью у калмыцких предпринимателей.
Ограниченность набора используемых услуг проявилась и большим числом неопределенных ответов при оценке работы / сервиса финансовых организаций (рис. 3). По сумме ответов «скорее удовлетворен» или «полностью удовлетворен» лидируют банки - 56,6%, второе место занимают микрофинансовые организации - 30,2%. Практически одинаково субъекты МСП оценили работу / сервис страховых и лизинговых компаний, а также кредитных потребительских кооперативов.
Банки
™ 20.8%
20,8%
7,5% 15,1%
\ '-, 1........
Микро(финансовые организации 10,4% ; 9,8%; ;
14.2%
13,2% : : 42,5%:
—I—.■■.■■.
Кр е д игные потре бите льские ко о пе р атив ы 7,5% 1;5.1 %;
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
14.2%
15.1%
10.4%1Г.З% 14.2%
14.2%
Страховые компании 7,5% 16,0%:
15.1%
16.0%
Лизинговые компании 7,5% 1'5.1%: 12,3% I 16.0%
Факторинговые компании 5,7$$ 11,3% 14,2%
ГУЧХУ-1 - I : : : : 1-----
48.1%
: 50.0%
: 45.3%
49.1%
65.7%шшшт
0 Удовлетворен □ Скорее удовлетворен 10 Скорее не удовлетворен
□ Не удовлетворен О Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Оценка субъектами МСП работы/сервиса финансовых организаций
Отдельно субъектам МСП предлагалось оценить банковские продукты и услуги, ответив на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены следующими продуктами / услугами, предоставляемыми банками для Вашей организации при их оформлении или использовании или в любых других случаях, когда Вы сталкивались с ними?» (табл. 3). Однако и в этом случае оказалось много неопределенных ответов.
В большей мере (совокупность ответов «Удовлетворен» и «Скорее не удовлетворен») клиенты удовлетворены расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) - 44,4%, зарплатными проектами - 37,8%, инкассацией - 33,0%, валютно-обменными операциями и контролем -25,5%, лизингом - 25,5%, а также кредитными продуктами.
Вместе с тем совокупность ответов «Не удовлетворен» и «Скорее не удовлетворен» теми же самыми продуктами / услугами банков не значительно отличается от положительных оценок, а именно: расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) - 37,7%, зарплатными проектами - 27,6%, инкассацией - 21,7%, валютно-обменными операциями и контролем -28,3%, лизингом - 25,5%, кредитами для юридических лиц - 34,0%, кредитной линией -31,1%.
Удовлетворенность доступностью различных финансовых учреждений в населенных пунктах сильно варьируется. В целом количеством и удобством расположения банковских учреждений в той или иной мере удовлетворены 58,5%; микрофинансовых организаций -33,0%, офисов специализированных лизинговых компаний - 25,5%, качеством дистанционного обслуживания - 51,0% (рис. 4).
Таблица 3.
Оценка субъектами МСП продуктов / услуг, предоставляемых банками
Продукт / Услуга Удовлетворен Скорее удо- Скорее не Не удовле- Затруд-
влетворен удовлетворен творен няюсь ответить
Расчетно-кассовое обслу- 20,8% 23,6% 22,6% 15,1% 17,9%
живание
Зарплатные проекты 18,9% 18,9% 13,2% 9,4% 39,6%
Инкассация 17,0% 16,0% 11,3% 10,4% 45,3%
Валютно-обменные опера- 12,3% 13,2% 18,9% 9,4% 46,2%
ции и контроль
Кредит для юридических 14,2% 16,0% 19,8% 14,2% 35,8%
лиц
Кредитная линия в банке 11,3% 13,2% 15,1% 16,0% 44,3%
Лизинг в банке 8,5% 17,0% 11,3% 14,2% 49,1%
Депозит для юридического 9,4% 13,2% 8,5% 16,0% 52,8%
лица в банке
Банковские гарантии 7,5% 11,3% 13,2% 14,2% 53,8%
В то же время на сегодняшний день большинство финансовых сервисов доступны в дистанционном формате и список их продолжает расти. Более того, в Стратегии делается упор именно на расширение объема онлайн-сервисов (Система быстрых платежей, маркет-плейс финансовых услуг и др.), поэтому наиболее важным здесь является последний показатель (качество дистанционного обслуживания).
Количеством и удобством расположения банковских отделений
Количеством и удобством расположения микрофинансовых организаций
Количеством и удобством расположения офисов специализированных лизинговых компаний
Качеством дистанционного обслуживания
□ Удовлетворен ЕЭ Скорее удовлетворен □ Скорее не удовлетворен
И Не удовлетворен И Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Оценка субъектами МСП количества и удобства расположения финансовых организаций, а также качества дистанционного обслуживания
Полученные результаты опросов позволяют сделать следующие выводы относительно финансовой доступности в Республике Калмыкия:
- больше половины физических лиц пользуются услугами финансовых организаций не реже одного раза в месяц. Почти две трети опрошенных довольны деятельностью таких
чууччууччуучч'ЛГЧЧГГЧЧУГЧЧУ' Ч\\\\\\> ,У\У\У\У
чЧЧЧЧЧЧЧ 33 0% ^^
Ч\\\\\\> ' .ЧЧ'ЧЧЧЧ'Ч''
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУчУ
Ш 23,6%; 3,8% •• ••••• ••••• ••••• •••••
25,5%
14,2%
...........I•:■ • • г •.••••
17,9% : 8,5% : 17,0%
учччччччччччу>] ,11 1 ,11 -У У -У У -У У
15,1%
: --1 I' 1ЧЧЧЧЧЧЧ
8,5% ; 17,0°/3,8% 21,7%:
•: : •: [ ,1 [..' •' . ' У / У У
18,9%
32,1% 9,4% ; 17,0%
ЧУ\ЧЧЧЧЧ\\ЧЧЧЧ\ЧЧЧЧЧ\\Ч\У1| 1 I ' I 1 I Ь'-УУ -•■' .' -•■' . '
: 22,6%:
:<ххххх>о
организаций, однако практически каждый четвертый все еще испытывает низкую степень доверия к ним;
- в регионе достаточно высокий уровень использования дистанционных каналов обслуживания как среди физических лиц, так и субъектов МСП;
- предприниматели региона пользуются достаточно узким набором услуг: рассчег-но-кассовое обслуживание в банках, кредитование, зарплатные проекты. Однако степень удовлетворенности этими продуктами не превышает 50%.
Большая доля неопределенных ответов при оценке работы / услуг и продуктов финансовых организации свидетельствует о том, что и физические лица, и представители бизнеса Республики Калмыкия все еще остро нуждаются в повышении финансовой грамотности.
1. Аналитическая справка об индикаторах финансовой доступности за 2020 год (по результатам замера в 2021 году) URL: https://cbr.ru/Content/Docurne nt/File/124646/acc_indicators_29072021.pdf; Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2017 году https://cbr.ru/Collection/Collection/File/25683/rev _fin_20180828.pdf (дата обращения 05 10.2021).
2. Официальный сайт ЦБ РФ. Финансовая доступность. URL: https://cbr.ru/finmarket/development/development_affor/(дата обращения: 05.10.2021).
3. Financial Inclusion Overview. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/topic/financialinclusion/overview (дата обращения: 05.10.2021).
4. Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018-2020. М.: ЦБ РФ, 2018.
5. План мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений развития финансового рынка российской федерации на период 2019-2021 годов. М.: ЦБ РФ, 2019.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71930872/ (дата обращения: 06.10.2021).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323102/(дата обращения: 08.10.2021).