УДК 378.1
О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова
Мониторинг деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
Аннотация. Модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности преподавателей нового типа, способных к реализации принятой стратегии модернизации системы российского образования, научной и исследовательской деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. Перестройка системы профессионального образования подразумевает качественные изменения в сфере кадровой политики, продуктивного рекрутинга и реализации непрерывного профессионального образования при переходе на ФГОС ВО и внедрении профессионального стандарта педагога. В этом случае становится возможным достижение университетом лидирующих позиций в условиях жесткой конкуренции на российском и международном образовательных рынках. Кадровый потенциал преподавателей федерального университета отражает не только подготовленность преподавателей к выполнению своих функций в настоящий момент, но и совокупность их возможностей в долгосрочной перспективе с учетом научной и педагогической квалификации, уровня мотивации, возраста, практического опыта, деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности, в том числе ее результативности и инновационности. Развитие кадрового потенциала федерального университета возможно за счет создания системы оценки и сертификации профессиональных компетенций преподавателей посредством инновационных социально-значимых научно-образовательных практик. Цель публикации - обсуждение необходимости внедрения мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования. Методология и методы. Методологической базой исследования явились практико-ориентированный, компетентностный, системный и деятельностный подходы как наиболее релевантные с точки зрения авторов для современного этапа профессионально-педагогической подготовки и реализации принципов непрерывного профессионального образования. Использовались теоретические и эмпирические методы изучения новой системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава в России на основе единой унифицированной методики с многомерным анализом его деятельности; применялись интервьюирование и анкетирование, методики количественно-качественного и контент-анализа.
Ключевые слова: ключевые индикаторы эффективности труда преподавателя федерального вуза, профессиональный стандарт, профессиональная компетентность, система высшего образования, качество обучения, человеческий потенциал, система оценки и сертификации профессиональных компетенций преподавателя, кадровый потенциал.
СМОЛЯНИНОВА Ольга Георгиевна - академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия.
E-mail: smololga@mail.ru
SMOLIANINOVA Olga G. - Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Director, Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.
КОРШУНОВА Вера Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия.
E-mail: wera7@mail.ru
KORSHUNOVA Vera V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Information Technologies of Training and Continuous Education, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.
O.G. Smolianinova, V.V. Korshunova
Monitoring of the Educator's Activities at a Federal University Under Continuous Professional Education
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Abstract. Modernization of the system of pedagogical education supposes the preparation and improvement of professional skills of educators of a new type capable of implementing the adopted strategy for modernizing the system of Russian education and effectively participating in the implementation of the basic educational programs of the university, carrying out scientific and research activities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard and the Professional Standard of the Educator. The restructuring of the system of professional education implies qualitative changes in the sphere of personnel policy, productive recruitment and the implementation of continuous professional education in the transition to FSES of HE and the introduction of the Professional Standard of the Educator. In this case, it becomes possible for the university to achieve a leading position in the conditions of fierce competition on the Russian and international educational markets. The staff potential of educators at the federal university reflects not only the preparedness of educators for performing their functions at the moment, but also the sum of their capabilities in the long term, taking into account academic and pedagogical qualifications, level of motivation, age, practical experience, business activity, professional mobility and quality of activities, including their effectiveness and innovation. Development of human potential of the federal university through the creation of a system for assessing and certifying the professional competencies of educators through innovative socially significant academic and educational practices. The purpose of the publication is to discuss the need to introduce monitoring of the activities of the educator at a federal university in the context of continuous professional education. Methodology and methods. The methodological basis of the study was the practice-oriented, competence-based, systemic and active approaches as the most relevant ones, from the point of view of the authors, for the current stage of professional pedagogical preparation and implementation of the principles of continuing professional education. Theoretical and empirical methods were used to study the new system of remuneration for faculty in Russia on the basis of a single unified methodology with multidimensional analysis of activities; interviewing and questioning, methods of quantitative and qualitative and content analysis were used.
Keywords: key indicators of labor efficiency of an educator at a federal university, professional standard, professional competence, higher education system, quality of education, human potential, system of evaluation and certification of the professional competencies of the educator, human resources.
Введение
Достижение реализации показателей и миссии Сибирского федерального университета в части формирования кадрового потенциала - конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и Российской Федерации, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам, является главной задачей системы эффективности деятельности вуза. Осуществление мониторинга продуктивности деятельности преподавателей университета является важной задачей менеджмента университета. Реализация мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования приобретает важное значение в условиях реформирования системы образования в России и изменений в требованиях, предъявляемых обществом к профессиональной компетентности и личности современного преподавателя федерального университета, осуществляющего профессиональную деятельность в условиях инноваций и практик развития.
Необходимость обновления, проектирование и внедрение профессионального стандарта преподавателя федерального университета обусловлена сложившейся ситуацией в мировом образовательном пространстве, возникновением реальных предпосылок для разработки сопоставимых критериев и методологий оценки деятельности преподавателей.
Опыт лидирующих мировых вузов свидетельствует о том, что их успех во многом определялся ориентированностью на потребителя, реализуемой посредством собственных систем менеджмента качества, в которых оценка качества деятельности преподавателей занимает
важное место. Имеющийся опыт научно-методического обеспечения процесса моделирования данных систем и использования системного, процессного подходов свидетельствует о формальной оценке труда преподавателей университета, фрагментарном использовании средств диагностики, неэффективном копировании известных образцов и пр.
Все это позволяет констатировать, что в федеральном университете в части современной теории и практике оценки преподавателей существует противоречие между потребностью в разработке методологии системы оценки и сертификации профессиональных компетенций преподавателя, направленных на развитие качества кадрового потенциала через модернизацию системы квалификации и стажировок, «академической мобильности» и отсутствием системного, процессного подхода в изучении сложного феномена оценки труда преподавателя федерального университета.
Профессиональный стандарт преподавателя федерального университета
Повышение качества кадрового потенциала федерального университета для повышения его конкурентоспособности является системной проблемой и занимает центральное место в теории оценки. Однако в научной литературе до сих пор недостаточно отражены сущности организации и методологии составления мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования.
На наш взгляд, среди первоочередных действий следует назвать разработку профессионального стандарта преподавателя федерального университета. Он позволит усилить управленческий, нормативно-правовой и мотивационный аспекты и детализировать индивидуальный эффективный контракт преподавателя федерального университета.
Среди направлений деятельности в области непрерывного образования и профессионального развития в условиях разработки и внедрения профессионального стандарта преподавателя федерального университета выделяем следующие: создание уникальных технологий системы квалификации и оценки профессиональных компетенций преподавателя университета (исключение субъективного личностного фактора), разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ личностного и профессионального развития преподавателя федерального университета, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок (в том числе междисциплинарных).
Нами предлагается следующая схема внедрения мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования и модернизации системы рекрутинга преподавательских кадров в федеральном университете с целью овладения новыми компетенциями, ориентированной на ожидаемые результаты (рис. 1).
Проф. : 'i: : - м . оценки
стандарт ■ I ф о ф ктпс и дл ьных г:" :::: :; i- v:1 ■ 'м koimeTi-нщш
АдаптироБ лннш'
Ь'Ярсы тщдпвцдуальнйго
ПрОфКСИОНЭЛЬНОГй разшшл
Продрдаря аттестация
Эффек! :п1.ы:: контракт
и 1 ИД 11 и i-ду
Модернизация системы
рекрутинга п переподготовки кадров (овладение новыми компетенциями)
Е.
РЕЗУЛЬТАТЫ
IIhHOB 1IU1' -iilil [•' Профеоп юнальнып
ТЕХНОЛОГ] П1 личностного ставдарт преподавателя
II IipOliWfCIIOHil.lbHOrO федерального
раз eiiti i я преподавателя vTumepemeTa
Система комплексного кошгетекгностного
оценивания
преподавателя
Рис. 1. Схема внедрения профессионального стандарта преподавателя федерального университета
и его результата:
Таким образом, с одной стороны, профессиональный стандарт преподавателя федерального университета может стать эффективным инструментом реализации стратегических задач вуза с целью достижения и удержания лидирующих позиций в рейтингах, а с другой стороны - должен способствовать формированию новой идентичности преподавателя, которую мы понимаем как отождествление себя с элитарной профессиональной группой «Преподаватели федерального университета».
Организационная модель центра мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете: опыт Сибирского федерального университета
Раскрытие сущности системы оценки качества деятельности ППС требует описания ее характерных черт, внутреннего строения, связей с окружающей средой, этапов развития. Система оценки качества деятельности преподавателей - это система социальная. Ее ядро составляют люди и их потребности, мотивы, направленность, интересы, действия, отношения. Функционирование данной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития. Ее цель и функции социально детерминированы. Оценка качества деятельности ППС обусловлена общественной потребностью в создании специальных условий для развития личности и деятельности преподавателей вуза, постоянного совершенствования качества подготовки специалистов.
В рамках реализации и организации мониторинга деятельности преподавателя вуза в условиях непрерывного профессионального образования предполагается внутренняя интеграция имеющихся ресурсов федерального университета и его подразделений. В свою очередь, каждый институт обладает особыми конкурентными преимуществами, консолидация которых может дать новый кумулятивный эффект развития.
Стоит заметить, что система мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете является педагогической системой, развитие которой функционально связано с реализацией целого ряда педагогических задач:
1) формирование у преподавателей целостной системы научных знаний о научно-педагогической деятельности;
2) овладение приемами и способами самооценки и оценки качества деятельности;
3) развитие рефлексивных способностей преподавателя;
4) формирование у преподавателей потребности к рефлексии и самооценке результатов научно-педагогической деятельности;
5) развитие у преподавателей стремления и способности непрерывного профессионального и личностного роста, овладение приемами и методами совершенствования качества деятельности.
Стоит заметить, что консолидация имеющихся структурных подразделений федерального университета в условиях реорганизации содержания и четкой ориентации на новый результат в части продуктивности деятельности преподавателя в федеральном университете позволит снизить материальные издержки.
Нам видится следующая новая стратегическая организационная модель мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете (рис. 2).
Схема «Мониторинг деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования»
• Центр оценки компетенций - Assesment center
• Центр тьюторства и медиации
• Академия развития человека
• Центр сопровождения студентов с ОВЗ
• Центр профессионального развития и карьеры
Рис. 2. Организационная модель центра мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете
Центр оценки профессиональных компетенций
Система оценки качества деятельности преподавателя федерального университета является системой ценностно-ориентированной, так как любая система оценки ориентирована на определенные ценности.
Целью создания выступает комплексная компетентностная оценка педагогического персонала на основе профессионального стандарта федерального университета.
Так как система оценки качества деятельности преподавателей предполагает открытость в системе взаимодействия с окружающей социальной средой, это обеспечивает ее функционирование и развитие. Так, например, изменение в обществе требований к характеру отношений в системе «педагог - обучающийся» неизбежно влечет за собой изменение критериев оценки качества деятельности преподавателя федерального университета. Центр оценки профессиональных компетенций в системе оценки качества деятельности преподавателей решает следующие задачи:
- выявление личностных дефицитов и проблем;
- разработку индивидуальных карт профессионального развития и карьеры;
- заключение о степени соответствия каждого сотрудника профессиональному стандарту;
- моделирование индивидуального эффективного контракта.
В рамках решения заявленных задач предполагается использование следующих методов оценивания: психолого-педагогическая диагностика, е-портфолио для оценки профессиональных компетенций, VPL-метод, интервью, анкетирование, кейс-ситуации.
Центр тьюторства и медиации
В качестве инновационной структуры реализации мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования выступает Центр тьюторства и медиации. В нашем понимании, потенциал этого структурного подразделения состоит в его позиционировании как сервиса развития поликультурной компетенции преподавателей Сибирского федерального университета по взаимодействию с представителями различных этнических групп с учетом многонациональной специфики региона. Модель центра представлена на рис. 3.
Рис. 3. Организационная модель центра тьюторства и медиации в федеральном университете
Данный центр позволит обеспечить федеральный университет тьюторскими кадрами, владеющими методами построения индивидуальных образовательных программ и технологией социализации и сопровождения различных категорий обучаемых.
Центр сопровождения студентов с ОВЗ
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Сибирском федеральном университете включает в себя процессы выстраивания, сопровождения и адаптации в зависимости от социальных, экономических, психологических, педагогических и медико-физиологических аспектов. Развитие инклюзивной образовательной среды университета требует внедрения новых системных решений, базирующихся на принципе единства процессов профессиональной реабилитации, социализации, профессионального обучения и трудоустройства.
Целью Центра является создание специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и сопровождение их на протяжении всего образовательного процесса (рис. 4).
Рис. 4. Центр сопровождения студентов с ОВЗ
В ходе реализации деятельности Центра решаются следующие задачи: обеспечение студентов с ОВЗ и инвалидностью необходимыми условиями для получения ими высшего образования, организация комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью, создание системы взаимодействия с другими учреждениями и подразделениями университета с целью оказания помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в социальной адаптации и интеграции.
Академия развития человека
Создание процесса развития человека является важным критерием эффективности развития кадрового потенциала. Запуск в Сибирском федеральном университете Академии развития человека как уникальной инновационной образовательной среды на основе сетевого партнерства учреждений разного типа (детский сад, школа, вуз, институт 3-го возраста), на наш взгляд, позволит обеспечить развитие компетенций и формирование социально активной гуманитарной элиты региона. В этом смысле Академия развития человека - это социально оформленный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни (рис. 5).
Инновационная образовательная среда непрерывного образования <ЫХ)
Сетевое партнерство учреждений разного типа: детский сад-школл-вуз-инстнтуг зрелого возраста
Сетевые типы региональных, трансрегнональных. международных сообществ: ассоциация экспертов, супервизоров, учителей
образования ^ активной гуманитар ной
элиты региона
Социально офорлигенный процесс поддержки развития человека на все-и цикле человеческой жизни
»
Рис. 5. Организационная структура функционирования Академии развития человека Заключение и выводы
Развитие потенциала преподавателей федерального университета за счет создания системы оценки и сертификации профессиональных компетенций посредством инновационных социально-значимых научно-образовательных практик будет способствовать достижению лидирующих позиций Сибирского федерального университета на российском и зарубежном образовательном рынке и сформирует интеллектуальный потенциал СФУ
Таким образом, реализация мониторинга деятельности преподавателя в федеральном университете в условиях непрерывного профессионального образования в условиях поликультурной среды региона будет достаточно полно отражать необходимые для профессиональной подготовки к педагогической деятельности и к жизни в поликультурном социуме компетентности и выступать интегративным содержанием образовательного процесса федерального вуза.