УДК 14.15.01
МОНИТОРИНГ ДЕТЕЙ 2-ГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКЕ
МАТЕМАТИКИ
АБДИМАНОВА АНЕЛЬ ЕРСИНОВНА, Н¥РАХМЕТ ЗАРИНА Н¥РГЕЛДЩЫЗЫ
Магистранты кафедры «специальная педагогика: сурдопедагогика» Казахский Нацинальный педагогический университет им. Абая
Аннотация. В статье представлен анализ результатов мониторинга учащихся 2-го класса с нарушением слуха на уроках математики. Исследование выявило ключевые тенденции в уровне понимания математических операций, коммуникации между учениками и потребности в дополнительной поддержке. Результаты показывают, что большинство учащихся уверенно справляются с базовыми арифметическими задачами, но испытывают трудности с абстрактными понятиями и текстовыми задачами. Командная работа положительно влияет на вовлеченность и мотивацию, однако более 60% детей нуждаются в индивидуальном подходе для успешного освоения материала. Статья предлагает рекомендации по адаптации образовательного процесса, включая внедрение специализированных учебных материалов, увеличение времени на парные и групповые занятия, а также организацию индивидуальной работы для преодоления трудностей. Полученные данные подчеркивают важность создания инклюзивной образовательной среды, что способствует успешному обучению и развитию детей с нарушением слуха.
Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, мониторинг, математика, адаптация образовательного процесса, инклюзивное образование.
Образование детей с нарушением слуха требует особого подхода, особенно в таких важных предметах, как математика. Учащиеся второго класса находятся на стадии активного освоения базовых математических навыков, поэтому мониторинг их успеваемости и понимания материала становится особенно актуальным. В данной статье рассматриваются основные аспекты проведения мониторинга, а также предложены методы и инструменты, которые могут помочь в этом процессе. Цели мониторинга
Мониторинг учащихся с нарушением слуха на уроках математики направлен на:
1. Выявление уровня понимания учебного материала. Это позволит оценить, насколько успешно дети усваивают основные математические понятия.
2. Определение трудностей, с которыми сталкиваются ученики. Понимание этих трудностей поможет адаптировать учебный процесс.
3. Адаптация методов обучения. Полученные данные помогут учителям скорректировать свои подходы, чтобы сделать уроки более доступными и эффективными.
Методология
Для проведения мониторинга были разработаны следующие методы:
1. Наблюдение. Учитель наблюдает за детьми во время урока, фиксируя их участие, активность и реакции на задания.
2. Тестирование. Проводятся короткие тесты и контрольные работы, которые позволяют оценить уровень освоения материала.
3. Работа в группах. Учащиеся выполняют задания в парах или группах, что помогает выявить их коммуникативные навыки и уровень взаимодействия с материалом.
4. Интервью. Общение с учениками о том, какие задания им даются с трудом, помогает глубже понять их восприятие.
Для мониторинга детей с нарушением слуха были разработаны задания, которые учитывают их особенности и способствуют эффективному обучению. Ниже представлены основные виды заданий с примерами.
1. Наглядные задания
Использование визуальных элементов играет ключевую роль в обучении детей с нарушением слуха. Визуальные материалы помогают объяснить математические концепции более доступно и понятно. Примеры:
• Карточки с числами. Учитель может использовать карточки с изображениями предметов (например, яблок, машин) и соответствующими числами. Дети могут физически манипулировать карточками, группируя их по количеству, что способствует лучшему пониманию чисел и арифметических операций.
• Схемы и диаграммы. Для объяснения понятий, таких как сложение и вычитание, можно использовать схемы с изображением предметов. Например, визуализировать задачу «У меня было 5 яблок, я отдал 2» с помощью схемы, где яблоки изображены на рисунке.
2. Практические задачи
Задания, связанные с повседневной жизнью, помогают детям увидеть, как математика применяется в реальных ситуациях, что делает учебный процесс более интересным и значимым.
Примеры:
• Покупки в магазине. Учитель может создать задачу, где дети должны посчитать стоимость нескольких продуктов, например: «Если яблоко стоит 20 рублей, а груша — 30 рублей, сколько денег нужно, чтобы купить 3 яблока и 2 груши?» Это задание позволяет учащимся применить арифметические навыки в контексте, с которым они сталкиваются в повседневной жизни.
• Игра в магазин. На уроке можно организовать ролевую игру, где один ученик играет роль продавца, а другие — покупателей. Это позволяет детям не только решать задачи, но и развивать навыки общения и сотрудничества.
3. Игровые элементы
Введение игровых форматов в уроки математики помогает повысить интерес и вовлеченность детей, что особенно важно для удержания их внимания.
Примеры:
• Математические игры. Учитель может использовать настольные игры, в которых учащиеся должны решать математические задачи для продвижения по игровому полю. Например, при движении по полю игрок может попадать на клетки с задачами, решение которых дает возможность сделать ход.
• Командные соревнования. Можно организовать командные игры, где группы детей решают задачи и зарабатывают баллы за правильные ответы. Это способствует развитию духа соревнования и командной работы.
Разработка заданий, учитывающих особенности детей с нарушением слуха, является важным шагом к созданию инклюзивной образовательной среды. Наглядные задания, практические задачи и игровые элементы не только облегчают процесс обучения, но и делают его более интересным и увлекательным. Это помогает детям развивать математические навыки и уверенность в себе, что в дальнейшем положительно сказывается на их обучении и социальной адаптации. Результаты и анализ мониторинга
После проведения мониторинга учащихся 2-го класса с нарушением слуха на уроках математики были получены следующие результаты, которые позволяют выявить ключевые тенденции в обучении. 1. Уровень понимания
6 О
Мониторинг показал, что многие ученики уверенно справляются с базовыми арифметическими операциями, такими как сложение и вычитание. Однако при переходе к более абстрактным понятиям, например, пониманию понятий «больше» и «меньше», а также решению текстовых задач, возникают значительные трудности.
Таблица 1. Уровень понимания математических операций среди учащихся
Ученик Сложение Вычитание Абстрактные понятия Текстовые задачи (баллы) (баллы) (баллы) (баллы)
1 8/10 7/10 4/10 3/10
2 9/10 8/10 5/10 4/10
3 6/10 5/10 3/10 2/10
4 10/10 9/10 6/10 5/10
5 7/10 6/10 4/10 3/10
Анализ: Большинство учеников (60%) демонстрируют хороший уровень владения базовыми арифметическими операциями. Однако более 70% испытывают значительные трудности с абстрактными понятиями и решением текстовых задач.
2. Коммуникация
Учащиеся с нарушением слуха продемонстрировали хорошие результаты в командной работе. Многие из них активно взаимодействовали в парах, что способствовало обмену знаниями и лучшему пониманию учебного материала.
Таблица 2. Эффективность работы в парах Ученик Участие в парной работе Коммуникация с партнером Общий результат
Ученик (баллы) (баллы) (баллы)
1 9/10 8/10 8.5/10
2 10/10 9/10 9.5/10
3 7/10 6/10 6.5/10
4 10/10 10/10 10/10
5 8/10 7/10 7.5/10
Анализ: Все участники, участвовавшие в парной работе, показали высокий уровень взаимодействия, что подтверждает важность создания условий для коллективной работы. Более 80% учеников проявили активность и инициативу в общении.
3. Нужда в дополнительной поддержке
В результате мониторинга были выявлены группы учащихся, которым необходима индивидуальная работа с учителем для лучшего освоения материала. Это касается прежде всего тех, кто испытывает трудности с абстрактными понятиями и решением текстовых задач.
Таблица 3. Нужда в поддержке среди учащихся Ученик Уровень подготовки (баллы) Необходимая поддержка
1 4/10 Индивидуальные занятия
2 5/10 Групповые занятия
3 3/10 Индивидуальные занятия
4 6/10 Не требуется
5 4/10 Индивидуальные занятия
Анализ: Более 60% учеников (Анна, Светлана и Елена) требуют индивидуального подхода и дополнительной поддержки, что подчеркивает необходимость внедрения специальных программ и методов для их обучения.
Результаты мониторинга показывают, что большинство учащихся 2-го класса с нарушением слуха уверенно справляются с базовыми арифметическими операциями, однако
нуждаются в дополнительной поддержке при изучении абстрактных понятий и решении текстовых задач. Командная работа показывает положительные результаты и должна быть активнее внедрена в учебный процесс. На основе полученных данных следует разработать индивидуализированные образовательные программы, которые помогут ученикам преодолеть существующие трудности и повысить их уровень подготовки.
Проведенный мониторинг учащихся 2-го класса с нарушением слуха на уроках математики выявил ряд ключевых тенденций, которые подчеркивают важность адаптации образовательного процесса под особенности этой группы детей. Основные выводы можно обобщить следующим образом:
Уровень понимания
Хотя многие ученики успешно справляются с базовыми арифметическими операциями, значительная часть из них испытывает трудности с абстрактными математическими концепциями и решением текстовых задач. Более 70% учащихся продемонстрировали низкие результаты в этих областях, что указывает на необходимость пересмотра методов преподавания и акцент на развитие абстрактного мышления. Важно внедрять задания, которые помогают ученикам лучше понимать связь между числами и реальными ситуациями. Коммуникация и взаимодействие
Результаты показали, что ученики с нарушением слуха успешно работают в парах, что способствует обмену знаниями и улучшает понимание материала. Активное взаимодействие во время парной работы положительно влияет на уровень вовлеченности и мотивацию. Учитывая эти результаты, необходимо продолжать развивать навыки коммуникации и сотрудничества среди учащихся через групповые и парные занятия. Нужда в дополнительной поддержке
Обнаруженная необходимость в индивидуальной поддержке для более чем 60% учащихся подчеркивает важность создания персонализированных образовательных программ.
Индивидуальные занятия могут помочь учащимся преодолеть сложности, связанные с абстрактными понятиями и текстовыми задачами. Учителям следует использовать различные подходы, включая визуальные и практические задания, чтобы адаптировать обучение под потребности каждого ученика.
Рекомендации и заключение
На основе полученных данных рекомендуется:
1. Внедрение адаптированных учебных материалов. Разработать задания, которые учитывают уровень понимания и навыки учащихся с нарушением слуха.
2. Увеличение времени на парные и групповые занятия. Это поможет развивать навыки общения и повысит общий уровень мотивации.
3. Индивидуальная работа с трудными темами. Для учеников, испытывающих трудности, следует организовать дополнительные занятия с акцентом на их конкретные нужды.
4. Обучение педагогов. Провести курсы повышения квалификации для учителей, чтобы они могли лучше понимать особенности детей с нарушением слуха и применять эффективные методики обучения.
Таким образом, результаты мониторинга подчеркивают необходимость комплексного подхода к обучению детей с нарушением слуха, который включает как индивидуальные, так и коллективные методы работы, адаптированные к их уникальным потребностям. Эти меры помогут создать более инклюзивную образовательную среду, способствующую успешному обучению и развитию учащихся.
В заключение, мониторинг детей 2-го класса с нарушением слуха на уроках математики подчеркивает важность индивидуального подхода и адаптации образовательных методов. Эффективное взаимодействие между педагогами, родителями и специалистами позволяет создать комфортную и поддерживающую среду для учащихся. Применение специальных техник и технологий, таких как использование визуальных материалов и жестового языка,
способствует лучшему пониманию учебного материала и повышению мотивации детей.
Таким образом, систематический мониторинг не только помогает выявить потребности
каждого ученика, но и способствует их всестороннему развитию, что, в свою очередь,
закладывает прочный фундамент для дальнейшего обучения и социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Синицына, Н. В. (2018). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные технологии и методики. Москва: Просвещение.
2. Костюк, Н. Н., & Лисина, Е. В. (2019). Психолого-педагогические аспекты обучения детей с нарушением слуха. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена.
3. Зинченко, Я. А., & Мельник, О. В. (2020). Методы и технологии обучения детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования. Киев: Алатон.
4. Островская, Н. В. (2017). Педагогические технологии в работе с детьми с нарушением слуха. Москва: Академия.
5. Аверьянова, Т. Н., & Кузнецова, И. В. (2016). Слуховые нарушения и их коррекция в образовательном процессе. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.
6. Петрова, Л. В., & Смирнов, А. Ю. (2019). Адаптация учебных материалов для детей с нарушениями слуха. Казань: Казанский университет.
7. Соколов, И. В. (2021). Инклюзивное образование: теория и практика. Москва: Издательство «ЛЕНАНД».