Научная статья на тему 'Особенности обучения учащихся с ОВЗ решению учебно-познавательных задач'

Особенности обучения учащихся с ОВЗ решению учебно-познавательных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / СТАНДАРТНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / EDUCATIONAL-COGNITIVE TASKS / STANDARD AND CREATIVE TASK / STUDYING WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Оксана Абдукаримовна, Чикина Ирина Николаевна

В статье рассматриваются методические приемы обучения решению учебно-познавательных задач учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, имеющих нарушения слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF PUPILS WITH LOH TO THE SOLUTION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE TASKS

In article methodical methods of training in the solution of educational and informative tasks of pupils with the limited opportunities of health (LOH), in particular, having a hearing disorder are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения учащихся с ОВЗ решению учебно-познавательных задач»

Педагогика

УДК: 376

кандидат педагогических наук, доцент Абдулаева Оксана Абдукаримовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); учитель Чикина Ирина Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат № 20 Петроградского района (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ РЕШЕНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ЗАДАЧ

Аннотация. В статье рассматриваются методические приемы обучения решению учебно-познавательных задач учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, имеющих нарушения слуха.

Ключевые слова: учебно-познавательные задачи, стандартная и творческая задача, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. In article methodical methods of training in the solution of educational and informative tasks of pupils with the limited opportunities of health (LOH), in particular, having a hearing disorder are considered.

Keywords: educational-cognitive tasks, standard and creative task, studying with limited opportunities of health.

Введение. Одной из центральных проблем, стоящих перед современным педагогическим сообществом, является проблема реализации права на образование для всех, в том числе - образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время развитие инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями развития. На первый план выходит задача сформировать у учащихся с ОВЗ универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные), помогающие им учиться, способствующие их саморазвитию и самосовершенствованию.

На наш взгляд, основной дидактической единицей содержания обучения предметам математического и естественнонаучного цикла с позиций реализации системно-деятельностного подхода может стать учебно-познавательная задача [2]. Решение учебно-познавательных задач вызывает у школьников большой интерес, повышает их учебную мотивацию и развивает все группы универсальных учебных действий. В старших классах учащиеся могут развивать эти умения, включаясь в исследовательскую деятельность, выполняя проекты и дополнительные задания. Развивать логическое и творческое мышление у младших школьников помогают не решение набора стандартных задач, а творческие учебно-познавательные задачи. Эти задачи позволяют при их решении варьировать различные способы действий, а значит переключаться с одного хода мыслей на другой и выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Формулировка цели статьи. Основной целью статьи является осветить особенности обучения решению учебно-познавательным задачам учащихся с ОВЗ начальных и 5-х классов, в частности, имеющих нарушения слуха, а также представить адаптированные методические приемы, направленные на формирование умения решать учебно-познавательные задачи на уроках математики и естественнонаучного цикла учащимися с ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу обучающихся. По характеру нарушения слуховой функции выделяются [4]:

S кондуктивные нарушения, носящие временный характер;

S необратимые сенсоневральные поражения внутреннего уха;

S смешанные нарушения, при которых отмечаются как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.

Эти обучающиеся к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями языка, плохо понимают обращенную к ним речь.

Комбинация нарушений создает определенные проблемы в обучении данной категории детей. В связи с этим возникает необходимость учета специфических образовательных потребностей, свойственных этой группе обучающихся. К ним относятся:

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования, соответствие объема учебной деятельности особенностям психического развития обучающихся;

• увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

• наглядно-действенный характер образования. Отведение большого времени на повторение и закрепление учебного материала;

• потребность в дифференцированном, «пошаговом» обучении;

• элементарно-практических характер обучения языку, направленный на решение задач формирования и развития самостоятельной связной речи и повышение общего развития учащихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.

Специальные исследования показали, что особенности восприятия речи, затруднения в понимании смысла читаемого текста создают крайне неблагоприятные условия для усвоения знаний по всем предметам [6].

Л.И. Тигранова [7], изучая усвоение геометрического материала слабослышащими учащимися старших классов, получила данные, свидетельствующие, что трудности, которые испытывают учащиеся при доказательстве теорем и решении задач, во многом связаны с непониманием или неполным пониманием геометрического текста. Затруднения вызывает недостаточное владение не слышащими учащимися как семантикой, так и грамматикой языка. Подобные недочеты в языковом развитии создают трудности при

усвоении основных геометрических понятий - понятий высокой степени абстрактности. Автор выделяет 4 типа ошибок, допускаемых учащимися:

Первый тип - сужение объема понятий. Правильно выделяя существенный признак понятий, учащийся рядополагает с ним признак несущественный. Объем понятия оказывается суженным. Так понятие «взаимно перпендикулярные прямые» подменяется понятием «перпендикуляр к прямой», причем во всех случаях перпендикуляр - вертикальная линия, прямая - горизонтальная.

Второй тип ошибок - расширение объема понятия. В этом случае несущественный признак понятия выступает как основной. Так взаимно перпендикулярными прямыми у учащихся являются любые пары пересекающихся прямых.

Третий тип ошибок - смешение понятий. Чаще всего понятие «взаимно перпендикулярные прямые» смешивается с понятием «параллельные прямые».

Четвертый тип ошибок заключается в замене у учеников понятийных обобщений ситуационными обобщениями, сформировавшимися на основе недифференцированного восприятия наглядной ситуации геометрического чертежа. В этом случае под понятие «взаимно перпендикулярные прямые» неправильно подводятся различные объекты: и прямые углы, и лучи, на которые делятся взаимно перпендикулярные прямые в точке пересечения.

Таким образом, материалы проведенного исследования демонстрируют,что геометрические понятия у большинства слабослышащих учащихся не достигают необходимой степени обобщения и не являются адекватными научными понятиями (в пределах школьной программы).

И.М. Гилевич выделяет следующие три затруднения слабослышащих учащихся в понимании задач [3]:

1. В процессе решения косвенных задач у слабослышащих школьников возникают затруднения, связанные не только с речевым своеобразием, но и с особенностями понимания предметного, логического содержания и математического смысла условия.

2. Наиболее сложным для слабослышащих детей оказался этап понимания математического смысла текста при относительно высоком уровне понимания предметного и логического содержания.

3. Дети правильно осмысляют данные и искомую величины косвенной задачи как предметные совокупности, как логические элементы, но не как компоненты арифметического действия. Отсюда затруднения в переводе логического плана решения в математический, то есть, в выборе правильного арифметического действия.

Клинико-психолого-педагогические обследования школьников с нарушением слуха свидетельствуют о том, что у 25-30% из них выявляются сочетания нарушения слуха (первичного дефекта) с другими первичными нарушениями развития, это - задержка психического развития (ЗПР), нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталость, локальные речевые дефекты [2].

Комбинация нарушений создает определенные проблемы в обучении данной категории детей. В связи с этим возникает необходимость упрощения системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования, соответствие объема учебной деятельности особенностям психического развития обучающихся.

Таким образом, актуализируется проблема адаптирования методических приемов обучения учащихся, имеющих нарушения слуха, решению учебно-познавательным задачам.

Для выявления умения решать учебно-познавательные задачи учениками начальных и 5-х классов с нарушенным слухом нами было проведено исследование в одной из школ Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 39 человек.

В эксперименте учащимся с нарушенным слухом предлагалось решить стандартную предметную задачу и задачу творческого характера.

Стандартную задачу правильно решили 86 % учащихся всех классов. Творческую задачу решили лишь 3% учащихся начальной школы и 5% учащихся 5 классов.

Для выявления возможных причин трудностей, связанных с решением задач творческого характера детьми с ОВЗ мы провели опрос учителей, работающих с этой категорией детей. В анкетировании приняло участие 25 учителей начальных классов, из них 36% - считают использование в учебном процессе творческих задач необходимым, 36% опрошенных считают, что творческие задачи (особенно математические) развивают логическое мышление; 28% считают, что задачи повышают познавательный интерес, а способствуют повышению успеваемости - 12%.

В тоже время необходимо отметить, что 32% всех учителей редко используют творческие задачи на своих уроках, а во внеурочной деятельности не используют вовсе - 20 %.

Большая часть учителей (56%) считают, что задач творческого характера недостаточно на страницах учебников. Таким образом, проведенный нами опрос подтвердил необходимость адаптации методических приемов, направленных на формирование умения решать учебно-познавательные задачи учащимися с ОВЗ и составление набора учебно-познавательных задач для учащихся начальных классов, имеющих слуховую депривацию.

Эксперимент проводился в 5 -х классах школы для учащихся с ОВЗ Санкт-Петербурга в 2016- 2017 г.

Основной целью па эксперимента являлось: показать различные приемы решения задач творческого характера.

Учитывая психолого-педагогические особенностей пятиклассников, мы выделили следующие способы решения творческих задач (математических), с которыми можно познакомить учащихся: решение задач графическим способом, способом подбора и решение «с конца», а также, при помощи дополнительных построений или перестройки чертежей с учетом найденных чисел.

Нами было выделено несколько этапов в обучения: подготовительный этап, этап ознакомления и этап закрепления умения решать творческие задачи. Подробно принципы организации деятельность учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач, типология и анализ творческих учебно-познавательных задач с позиции достижения планируемых образовательных результатов представлены в пособии [1].

Для каждого этапа решения задачи характерны определенные мыслительные действия [2]. На первом этапе - осмысление условия - учащийся распознает и соотносит известные элементы задачи с неизвестными, отбирает полезную информацию, анализирует ситуацию, описанную в задаче.

На втором этапе - составление плана решения - учащемуся необходимо выявить детали, сконструировать простейшие математические модели, создать новые комбинации известных по условию задачи понятий и фактов, разбить задачу на подзадачи, выявить возможные частные случаи.

На третьем этапе учащийся осуществляет план решения задачи, а именно, оформляет решение задачи возможными способами, делает выводы и умозаключения.

На четвертом этапе учащемуся необходимо изучить найденное решение, то есть, интерпретировать результаты работы над моделью задачи, оценить и обобщить эти результаты, систематизировать и соотнести полученную информацию с имеющимися знаниями.

Можно выделить несколько типов задач [2, с. 16]:

1) стандартные (условие задачи четко определено, известен способ решения, его обоснование);

2) обучающие (задачи с неизвестным, с плохо определенным одним из основных компонентов);

3) творческие (задачи разного уровня творческой деятельности, решение которых зависит от умений перенести знания из других областей, от возможности изобретения собственного способа решения или комбинирования известных).

Творческие задачи подразделяются на поисковые, проблемные, креативные. Общей характеристикой творческих задач является тот факт, что ее решение для данного ученика не является известной цепью известных действий. Успех в решении зависит не только от того, решались ли раньше подобные задачи, сколько от опыта решения творческих задач вообще, от числа полностью разобранных решений с помощью учителя с подробным анализом всех интересных аспектов задачи. Задачи творческого характера вносят эмоциональный момент в умственные занятия школьников, они приучают к поискам своеобразных, не шаблонных, способов решения.

Рассмотрим некоторые приемы решения творческих задач для слабослышащими учащимися начальной школы [5]:

•Для того, чтобы решить задачу бывает полезно построить к ней рисунок или чертеж.

•В некоторых случаях часть данных целесообразно найти с помощью графических изображений (рисунков, чертежей), а часть - с помощью выполнения арифметических действий.

•Иногда в процессе решения задачи нужно делать дополнительные построения, перестраивать чертежи с учетом найденных чисел.

•Для решения задачи бывает необходимо ввести вспомогательный элемент («часть»).

•В поиске ответа задачи можно использовать способ подбора.

•Полезно переформулировать задачу, чтобы она стала более понятной.

•Условие или вопрос задачи можно разделить на части и решать задачу по частям.

•Можно начинать решение задачи «с конца».

Эти приемы предлагаются для учащихся 3-4 классов, но очень важно начинать работу над творческими задачами в 1-2 классах, если обучаемые имеют нарушенный слух. Необходимо учитывать темп учебной работы обучающихся, принимая во внимание наличие у них особых образовательных потребностей.

Характер указанных задач, уровень их трудности и сложности определяются реальными возможностями и потребностями учебного процесса, возрастными особенностями обучаемых, развитием их мышления и их математической подготовкой. Решая творческие задачи, учащиеся приобретают не только новые умения и отрабатывают навыки, но и готовятся переносить знания и умения в практическую жизненную ситуацию.

Использование исторических задач и разнообразных арифметических способов их решения не только обогащают опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяют им осваивать важное культурно-историческое наследие человечества, связанный с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями и т.п.) стимул к поиску решений задач и изучению учебного материала [5].

Эффективность обучения младших школьников решению учебно-познавательных задач зависит от нескольких условий. Во-первых, задачи вводятся в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся. Во - вторых, необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность убедиться в ошибке, вернуться в начало и искать другой путь решения. В - третьих, нужно помочь учащимся освоить некоторые способы, приемы, общие подходы к решению творческих задач [1].

В заключительном этапе эксперимента приняли участие 21 пятиклассник, имеющий сниженный слух в той или иной степени.

Целью заключительного этапа эксперимента явились:

1. Выявление динамики развития мышления у учащихся 5-х классов.

2. Проверка достоверности выдвинутой гипотезы для подтверждения эффективности подобранных и адаптированных приемов обучения решению учебно-познавательных задач учащимися с ОВЗ.

Учащимся было предложено решить стандартную (предметную) задачу и задачу творческого характера.

Учащиеся решали одинаковые задачи. Результаты решения задач пятиклассниками отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты решения стандартной и задачи творческого характера учащимися пятых классов на

этапе контрольного эксперимента

Класс Количество учащихся, которые решили стандартную задачу Количество учащихся, которые решили задачу творческого характера

чел. % чел. %

5 «А» 14 93, 3 10 67, 7

5 «Б» 5 83,3 3 50

Итого 19 90,5 13 62

Как видно из результатов таблицы, эксперимент показал, что стандартную (предметную) задачу из 21 учащегося 5-х классов смогли решить 90, 5 %, а задачу творческого характера - 62 % учащихся. Таким образом, уровень умения решать творческие задачи учащимися с ОВЗ значительно увеличился (с 5% до 62%). Учащиеся экспериментальной группы смогли подобрать нужный вариант решения творческой задачи.

Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и педагогической литературы показал, что современная парадигма образования детей с ОВЗ, включающая в себя инклюзивно-интегрированный подход, предполагает все более тесное взаимодействие, взаимопроникновение системы общего и специального образования.

2. Обучение решению учебно-познавательных задач позволяет приобщать учащихся с ОВЗ к творческой деятельности на уроках естественнаучного цикла и математики, повышать их интерес к обучению в целом.

3. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о высокой эффективности использования учебно-познавательных задач в школах, реализующих адаптированные программы обучения.

Выводы. Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке комплекса упражнений, способствующих развитию логического и творческого мышления у учащихся с ОВЗ и рекомендаций по организации деятельности учителей начальной школы по обучению младших школьников решению творческих задач.

В структуру особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ включить специальное обучение решению учебно-познавательных задач творческого характера, направленных на перенос знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, преодоление ситуативности и фрагментарности.

Таким образом, развитие мыслительных операций и формирование универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ при решении учебно-познавательных задач творческого характера неразрывно связаны и способствуют достижению широкого спектра образовательных результатов.

Литература:

1. Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи как способ приобщения учащихся к творческой деятельности: учебно-методическое пособие: - СПб.: СПб АППО, 2015. - 84 с.

2. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 74 с.

3. Гилевич И.М. К проблеме интеграции (программы подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха) / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. - 1996. - №6

4. Красильникова О.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 215 с.

5. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Под ред. Р.М.Боскис, К.Г. Коровина; Науч. - исслед. Ин-т дефектологии Акад. пед.наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Терентьева Л.П. Решение нестандартных задач: учеб. пос., 2002. - 154 с.

7. Тигранова Л.И. Особенности усвоения основ наук в связи со своеобразием речевого развития слабослышащих детей.- В кн.: Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. Р.М. Боскис. М., Педагогика, 1968.

Педагогика

УДК 373.3(045)

аспирант Абдуллова Лилия Юнировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством включения элементов народной педагогики в учебный процесс школы. Автором представлен опыт внедрения элементов народной педагогики в учебный процесс школы.

Ключевые слова: младший школьник, гражданско-патриотическое воспитание, народная педагогика.

Annotation. The article proves the necessity of civic-patriotic education of younger schoolchildren by including elements of popular pedagogy in the school's educational process. The author presents the experience of introducing elements of popular pedagogy in the school's educational process.

Keywords: junior schoolchildren, civil-patriotic education, people's pedagogy.

Введение. Современное воспитание переживает период интенсивной трансформации. Этот процесс затрагивает как внешние характеристики, связанные с новыми педагогическими технологиями, так и внутренние параметры, связанные с гуманизацией и регионализацией. Поэтому проблема актуализации гражданского аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором.

Современное воспитание подрастающего поколения сегодня оказалось в жестких рамках реалий, когда особой остроты достигли такие негативные тенденции, как утрата высоких идеалов человечности, эгоцентризм, доходящий до крайнего индивидуализма, культ денег и грубой силы, обесценивание жизни и обессмысливания бытия; неуважение к традициям своего народа и так далее. Поэтому сегодняшним временем на приоритетное место выдвинута задача освоения новой парадигмы гуманитарной культуры, базирующейся на этнокультурных традициях, которые понимаются и воспринимаются в настоящее время как духовные источник развития творческого потенциала личности, как общественный механизм активизации духовной культуры общества в целом, формирования гуманных и гражданских чувств личности.

Имеющийся опыт показывает, что будущее принадлежит тем образовательным системам, где инновационная педагогическая деятельность нацелена на этнический и гражданский аспекты воспитания школьников, на создание условий для формирования личности, способной к взаимодействию с людьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.