Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушением слуха / межпредметная связь / образовательный процесс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян Лусине Арташесовна, Цатрян Лусине Сергеевна

в работе представлено обоснование эффективности обеспечения межпредметных связей в образовательном процессе детей с нарушениями слуха. А также представлена эффективность обеспечения межпредметных связей в процессе обучения детей с нарушением слуха в Республике Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаян Лусине Арташесовна, Цатрян Лусине Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

1 2 Бабаян Л.А. , Цатрян Л.С.

1Бабаян Лусине Арташесовна - кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра специальной педагогики и психологии; 2Цатрян Лусине Сергеевна - магистр, направление: сурдопедагогика, факультет специального и инклюзивного образования, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в работе представлено обоснование эффективности обеспечения межпредметных связей в образовательном процессе детей с нарушениями слуха. А также представлена эффективность обеспечения межпредметных связей в процессе обучения детей с нарушением слуха в Республике Армения. Ключевые слова: дети с нарушением слуха, межпредметная связь, образовательный процесс.

Общеизвестно, что межпредметные связи используются в работе с детьми с нарушением слуха как эффективное условие обучения. Однако, согласно исследованиям в Республике Армения, в образовательном процессе детей с нарушениями слуха недостаточно обеспечены межпредметные связи. Анализируя образовательные программы для детей с нарушением слуха, стало ясно, что большое внимание при работе с детьми уделяется межпредметным связям, так как именно последние являются наилучшим и эффективным способом приобретения, закрепления знаний.

Изучение, разработка и координация использования межпредметных связей в обеспечении эффективности обучения детей с нарушениями слуха актуальны и имеют практическое значение.

Цель работы - проанализировать методы и средства обеспечения межпредметных связей как эффективного условия обучения глухих детей.

Благодаря нашим исследованиям, стало необходимым решить следующие задачи:

1. Изучить роль и значение обеспечения межпредметных связей в процессе обучения детей с нарушением слуха.

2. Изучить важность обеспечения межпредметных связей в процессе обучения детей с нарушениями слуха.

3. Выбрать и предложить пути повышения эффективности межпредметных коммуникаций в образовательном процессе детей с нарушением слуха.

На протяжении нескольких месяцев мы проводим исследования в государственной некоммерческой организации «Ереванский образовательный комплекс для детей с нарушением слуха» для обеспечения межпредметных связей, их роли и значения в процессе обучения детей с нарушениями слуха. В нашем исследовании были включены 4 (100%) ребенка в возрасте 2-8 лет с нарушением слуха 2-4 степени, которые носили слуховые аппараты. В ходе нашего предварительного исследования мы изучали уровень знаний детей по предмету математика по соответствующей программе. В ходе исследования по пройденным материалам мы давали детям задания из следующих разделов

• «Количество и счет»

• «Величина»

• «Вид»

• «Пространственно-временная ориентация»

Общая картина исследования представлена в табл. 1.

Таблица 1. Показатели предварительного обследования уровня математических знаний детей с нарушением слуха

№ Показатель N=4

Задание Правильно выполнил С помощью педагога Не выполнил

ТП %% тп %% тп %%

1. «Количество и счет » -- -- 22 550 22 550

2. «Величина» -- -- 11 225 33 775

3. «Вид» -- =- п2 550 22 550

4. «Пространственная и временная ориентация» -- -- 11 225 33 775

Таким образом, из таблицы видно, что уровень развития элементарных математических представлений детей с нарушением слуха у участников исследования находится в основном на среднем-низком уровне. Хуже всего были освоены понятия «величина» и «пространственная и временная ориентация».

Подводя итоги предварительного исследования, выяснилось, что дети более успешно считали до 20, предметы считали пальцами, но с трудом сопоставляли количество с цифрами, не знали числа, им также было трудно сравнивать и называть количество. При различении геометрических фигур они лучше знали квадрат, круг и треугольник, но с трудом произносили их.

Таким образом, полученные нами предварительные показатели исследования явились основой для организации нашей дальнейшей работы.

С учетом данных, полученного исследования, нами была осуществлена связь предмета «математика» у детей с нарушениями слуха с предметно-практическим обучением, в которую вошли учащиеся 1-х классов. Мы заранее ознакомились с программой, проводили взаимные уроки, сотрудничали с учителем математики. Заранее взяв план дня по математике, мы составили собственный план. И начали свою работу.

Работы велись по следующим направлениям:

1. Работа с палочками - детям дали задание сделать домик из палочек. Каждому ребенку дается определенное количество палочек и рекомендуется сделать домик из квадрата, треугольника. После выполнения задания дети должны были посчитать, сколько палочек они использовали, сколько осталось и сколько у них было. Дети с трудом справились с заданием. В разделе «Вид» мы учили детей различать: круг, квадрат, окружность, треугольник, спомнить их в действии, к примеру, увидеть в предметах соответствующие формы, произнося их. Затем мы организовали игру, чтобы сделать эту работу более эффективной. Мы дали детям, участвующим в исследовании, задание: найти круг, треугольник, квадрат. И дети токтильно должны были найти и вынуть соответствующее геометрическое тело, поместить его в соответствующие отверстие. Во время игры дети проявляли большую активность, концентрируя свое внимание.

2. Работа с пластилином. Дети разделились на две группы. Первой группе было поручено сделать 6 яблок: 3 больших, 3 маленьких, а второй группе 5 груш - 2 больших, 3 маленьких. После выполнения задания дети называли приготовленные ими фрукты и считали их. Затем мы сравнивали количество и размер плодов, приготовленных двумя группами (больше или меньше, большие или маленькие -формирование математических понятий).

3. Работа с цветной бумагой - дети с помощью воспитателя сделали цветы разных цветов. Затем они подсчитали, скольких расцветок у них цветы и сколько всего цветов.

4. Когда дети закончили лепить животных в ряд, мы последовательно сложили животных и спросили: какой по счету медведь? какая по счету лиса? кто стоит первым? Посчитай по порядку.

5. При раздаче карандашей мы у детей просили, чтобы они дали каждому по 2 карандаша или просили их разделить круги поровну и т. д.

6. Закончив работу, рабочие группы сравнивали и спрашивали: посчитайте и скажите, чего больше яблок или груш? На сколько больше?

Для развития «пространственно-временной ориентировки» мы проводили работы вдаль, вблизь, вниз, вверх, в направлении восприятия-развития понятий, на понимание пространственных отношений между предметами. Кроме того, выполнялись задания на различение правой и левой руки, на развитие восприятия предметов, находящихся справа, слева или впереди. Мы давали детям картинки и с помощью вопросов попытались узнать, с какой стороны находятся предметы, или просили детей составить красный треугольник с левой стороны дома и синий квадрат с правой стороны. Мы также просили учеников слепить квадрат или круг: красно-синий, большой, маленький, побольше, поменьше.

Во всем вышеизложенном мы сосредоточили внимание на развитии речевых навыков у слабослышащих детей. Словесный материал в основном содержал названия животных, фруктов, овощей, предметов быта, одежды, геометрических фигур, общие, классифицировать, сколько, равно, сравни, еще больше, больше и другие слова и выражения.

Материал, подготовленный в конце каждого предметного урока, передавался математическому уроку в качестве дидактического материала и детям предлагалось соответствующее упражнение или задача для решения и для продолжения работы.

Работа, конечно, не была бы столь эффективной без сотрудничества педагогов, установления межпредметных отношений, взаимных занятий.

Подводя итоги нашей работы, через различные дидактические игры и задания, на заключительном этапе исследования мы снова изучили начальные знания по математике, чтобы выяснить эффективность нашей работы на уровне приобретения соответствующих знаний.

Таблица 2. Показатели итогового обследования уровня математических знаний детей с нарушением слуха

Показатель N=4

Задание Правильно выполнил С помощью педагога Не выполнил

п % п % п %

1. «Количество и счет » 2 50 2 50 - -

2. «Величина» 1 25 3 75 - -

3. «Вид» 3 75 1 25 - -

4. «Пространственная и временная ориентация» 2 50 2 50 - -

Из анализа таблицы можно сказать, что уровень знаний детей повысился. Большинство детей выполнили все задания правильно, но все же не смогли произнести названия, дети меньше пользовались нашими подсказками, более четко и быстро отвечали на вопросы. Досчитали до 20, показали соответствующее число, но еще двое детей по-прежнему затруднялись с сопоставлением предметов. По указанию учителя ученики показывали предмет, соответствующий числу. Например, четыре яблока, семь ручек и т.д. Как раньше учитель показывал квадрат, круг треугольник, они легко отвечали с помощью карточек. Они могли добавлять или убирать предметы по просьбе учителя, с помощью подготовленных ими материалов.

При исследовании «пространственно-временной ориентировки» дети легко находили предметы вблизи, вдали, вверху, впереди и внизу.

Таким образом, подводя итог исследованиям, можно сказать, что наша межпредметная связь с уроками математики и предметного обучения способствовала повышению работоспособности детей с нарушением слуха.

Из таблицы видно, что уровень контроля над понятиями «Количество» и «Размер» увеличился на 50%, доведя и подняв уровень владения.

Таким образом, исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что все дети добились более или менее положительного результата.

Поэтому можно сказать, что при организации процесса овладения знаниями детей с нарушением слуха необходимо большое внимание уделять межпредметным связям, так как они значительно повышают эффективность работы, обеспечивают рациональное сопровождение и последовательность, поддерживают работоспособность детей на протяжении всего обучения. Создание межпредметных связей способствовало развитию обучения и улучшению реализации образовательных целей, а также общему развитию личности, путем перестройки логической структуры методов обучения и приемов, обеспечивающих передачу знаний от одного предмета к другому.

Список литературы

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М., 2005.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

3. Леонович Е.Н. Проблемы и пути формирования преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование. Екатеринбург, 2012. № 1. С. 98-105.

4. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.