Научная статья на тему 'Монетарная политика центрального банка России и проблемы экономического роста '

Монетарная политика центрального банка России и проблемы экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3872
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / Центральный Банк / монетарная политика / финансовые рынки / инфляционные риски / экономическая активность банка / денежно-кредитная политика / синдицированные кредиты банка / финансовая стабильность. / Russian Federation / the Central Bank / monetary policy / financial markets / the risk of inflation / the economic activity of the bank / monetary policy / syndicated bank loans / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Картавщикова Олеся Дмитриевна

В настоящей статье анализируется ситуация вокруг монетарной политики Центрального Банка Российской Федерации в разрезе обоснования основных проблем ее проведения. Автор характеризует вопросы взаимозависимости между монетарной политикой ЦБ РФ и темпами роста российской экономики, рассматривает обоснование предложений по корректировке монетарной политики ЦБ РФ в настоящее время с целью стимуляции экономического роста. Как актуальные изучаются проблемы денежно-кредитной политики России, открытия экономики РФ трансграничным потокам капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monetary policy of the central bank of Russia and the problems of economic growth

This article analyzes the situation around the monetary policy of the Central Bank of the Russian Federation in the context of justification of the major problems of its implementation. The author describes the questions the relationship between monetary policy the Central Bank and the growth of the Russian economy, considers the justification of proposals to adjust the monetary policy of the Central Bank of the Russian Federation at the present time in order to stimulate economic growth. As the current study the challenges for monetary policy in Russia, the opening of the Russian economy cross-border capital flows.

Текст научной работы на тему «Монетарная политика центрального банка России и проблемы экономического роста »

Монетарная политика центрального банка России и проблемы экономического роста The monetary policy of the central bank of Russia and the problems of economic growth

Картавщикова Олеся Дмитриевна,

магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное

управление» СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Kartavchshikova O.D.,

1 course magistrate of State and municipal management in NWIMRANEPA,

Saint-Petersburg

Аннотация.

В настоящей статье анализируется ситуация вокруг монетарной политики Центрального Банка Российской Федерации в разрезе обоснования основных проблем ее проведения. Автор характеризует вопросы взаимозависимости между монетарной политикой ЦБ РФ и темпами роста российской экономики, рассматривает обоснование предложений по корректировке монетарной политики ЦБ РФ в настоящее время с целью стимуляции экономического роста. Как актуальные изучаются проблемы денежно-кредитной политики России, открытия экономики РФ трансграничным потокам капитала.

Ключевые слова:

Российская Федерация, Центральный Банк, монетарная политика, финансовые рынки, инфляционные риски, экономическая активность банка, денежно-кредитная политика, синдицированные кредиты банка, финансовая стабильность.

Abstract.

This article analyzes the situation around the monetary policy of the Central Bank of the Russian Federation in the context of justification of the major problems of its implementation. The author describes the questions the relationship between monetary policy the Central Bank and the growth of the Russian economy, considers the justification of proposals to adjust the monetary policy of the Central Bank of the Russian Federation at the present time in order to stimulate economic growth. As the current study the challenges for monetary policy in Russia, the opening of the Russian economy cross-border capital flows.

Key word.

Russian Federation, the Central Bank, monetary policy, financial markets, the risk of inflation, the economic activity of the bank, monetary policy, syndicated bank loans, financial stability.

Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости анализа монетарной политики Центрального Банка России, которая выступает составной частью экономической политики государства. Не менее важна характеристика ее главных стратегических целей, среди которых обозначим обеспечение экономического роста и повышение благосостояния граждан страны. К объектам регулирования в данном случае предлагаем отнести спрос и предложение на денежном рынке, которые могут изменяться в результате ряда функциональных действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. К предмету регулирования в настоящей статье мы относим банковские резервы, процентную ставку и валютный курс.

Целью статьи является характеристика конечных задач монетарной политики ЦБ РФ, направленных в итоге, в первую очередь, на поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты и долговременного экономического роста. Ключевой задачей также являются вопросы реализации ЦБ России антиинфляционной политики, подходы к изучению которой трансформируются с течением времени в зависимости от внешних условий и внутренних процессов. Большое внимание сегодня необходимо уделить принципам денежно-кредитной политики в России. Свою актуальность сохраняют и вопросы разработки антиинфляционных мер, проблемы формирования валютного курса и анализа российской модели денежно -кредитной политики в контексте мирового опыта.

Данная проблема уже неоднократно становилась предметом специального научного анализа. Среди исследователей, предложивших ценную информацию в контексте избранной проблематики, назовем И.Э.

Богатову, И.Ю. Варьяш, В.П. Вишневского, С.Ю. Глазьева, Р.С. Гринберга, А.В. Дементьева, Н.Г. Ивановой, И.Л. Кавицкой, О.О. Карбовской, Р.В. Ломиворотова, С.А. Мерзлякова и С.Э. Пекарского, Н.А. Молденхауэра, С.Р. Муравьева, Ю.Н. Пыхтеева, В.Б. Родичевой, В.П. Трунина, Д.Н. Шульца и многих других ученых. Однако, несмотря на значительное количество исследований, надо отметить, что целостного, системного анализа монетарной политики ЦБ России в контексте стимуляции экономического роста еще не было проведено. Именно это обстоятельство стимулировало автора к подготовке специальной статьи.

В рыночной экономике центральный банк занимает особое место, «он является ключевым звеном, ядром денежной и банковской систем. В разных странах этот банк называется по -разному с применением таких определений, кроме центрального, как национальный, государственный, резервный, или имеет сокращенное название» [3, C. 64-72].

Надо сказать, что с 2005 - 2007 гг. акценты смещается в сторону проблем, вызванных распространением в стране «голландской болезни». А уже к концу 2008 г. наблюдается смещение направления исследований в сторону оценки влияния мирового финансового кризиса на условия проведения денежно -кредитной политики и действия ЦБ России.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Территориальные учреждения Банка России - это национальные банки автономных республик в составе Российской Федерации (РФ) и главные территориальные управления в других субъектах РФ (краях, областях, автономных округах). Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица. Они участвуют в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, поддерживают стабильность банковской системы, обеспечивают бесперебойность функционирования системы расчетов, осуществляют регулирование и надзор за деятельностью банков и тому подобное.

Расчетно-кассовые центры осуществляют расчетно-кассовое обслуживания банков, а также представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов Федерального казначейства, Министерства финансов России, государственных внебюджетных фондов. Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ. В отличии от территориальных управлений полевые учреждения имеют особый статус. С одной стороны, они являются составной Банка России, с другой -военными учреждениями и руководствуются военным законодательством.

Банк России организован на базе государственной собственности. Он подотчетен Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. Руководящим органом Банка России является Совет директоров. В состав Совета входит председатель Банка России и 12 членов. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению президента РФ. Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом РФ. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает основы единой государственной денежно-кредитной политики и обеспечивает их выполнение, утверждает годовую финансовую отчетность, отчет о деятельности и смету расходов Банка России, принимает решение о количественных параметров инструментов денежно кредитного регулирования, в частности нормативов, регламентирующих деятельность банков, нормы обязательных резервных требований, уровня процентных ставок Банка России, лимита операций на открытом рынке и тому подобное.

С целью совершенствования денежной и банковской систем Российской Федерации при Банке России создан Национальный банковский совет. Он состоит из представителей Совета Федерации, Федерального собрания РФ, Государственной думы, президента РФ, правительства РФ и председателя Банка России. Полномочия Национального банковского совета такие:

- рассматривать основные принципы единой государственной денежно-кредитной политики, а также информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;

- утверждает на очередной год общий объем расходов на содержание служащих Банка России, общий объем расходов на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование;

- определяет аудиторскую организацию - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

- вносит в Государственную думу предложение о проверке Счетной палаты РФ в финансово -хозяйственной деятельности Банка России и тому подобное.

Центральный Банк РФ обеспечивает кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков. В процессе кассового обслуживания коммерческих банков он обеспечивает их наличными в обмен на их резервы, хранящиеся на счетах в центральном банке. В процессе кредитного обслуживания коммерческих банков Центральный Банк РФ обеспечивает их дополнительными резервами с целью поддержания их ликвидности, следовательно, выступает в роли «кредитора последней инстанции».

Кроме того, будучи проводником денежно-кредитной политики, центральный банк использует кредитование (рефинансирование) коммерческих банков как инструмент денежно-кредитной политики. В процессе расчетного обслуживания коммерческих банков Центральный Банк РФ обычно выступает

посредником при проведении межбанковских расчетов. Центральные Банки играют ведущую роль в функционировании платежных систем: они создают электронные системы межбанковских расчетов, разрабатывают нормативно-правовые документы, которые определяют процедуры и правила работы платежных систем, стандарты платежных документов, отношения между участниками системы, права и обязанности сторон.

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спред между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление Центральным Банком России ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного - установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.

Процентные ставки по кредитам и депозитам, как инструменты прямого регулирования, в мировой практике применяются редко. Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем, позволяющим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе, поскольку она находится в постоянном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются ежедневно.

Согласно действующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в Центральном Банке.

С января 2004 Центральным Банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан - 3,5%. Максимальная величина отчислений, то есть нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно может меняться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора. Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег - с другой. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взимать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

Согласно закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (ред. От 27 октября 2008 года) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России имеет право покупать и продавать векселя, имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и другие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Рефинансирование банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней.

Валютное регулирование следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный Банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой - за изменением валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс - проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики. Валютная интервенция - это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок осуществления которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 года № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России - это укрепление доверия к национальной валюте и пополнения золотовалютных резервов. В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Отметим также, что с 2011 года монетарная политика Банка России претерпевает ряд существенных качественных трансформаций, а среди наиболее значимых новаций можно выделить фактический отказ от вмешательства ЦБ РФ в процесс рыночного ценообразования на валютном рынке. Следовательно, ставка по краткосрочным операциям РЕПО стала основным инструментом денежной политики, а вместе с операциями стабильного действия по предоставлению и абсорбированию ликвидности недельные операции РЕПО на аукционной основе образуют так называемый процентный коридор, посредством которого ЦБ России начинает управлять денежными рынками. Кроме этого, на первом плане оказалась задача стабилизации инфляции на низком уровне.

Считаем обоснованным утверждение, что за последние годы ЦБ России сделал ряд решительных шагов в контексте изменения модели своей денежно-кредитной политики. Как бы ни было неприятно признавать, но надо отметить, что обозначенные реформы в сфере денежно-кредитной политики проходят в чрезвычайно неблагоприятных макроэкономических условиях, поскольку падение цен на нефть, повышение

геополитических рисков и введение в отношении российских заемщиков ограничений в плане доступа на международные рынки капитала существенно осложнили внедрение новых мер денежной политики. И в этой сложной ситуации действия регулятора должны быть особенно взвешенными и продуманными, что стимулирует и ученых задуматься над происходящей ситуацией и степенью ее сложности бля будущего экономики России.

Очевидно, что чрезмерно рестриктивная денежная политика может подтолкнуть экономику к рецессии. А слишком мягкая денежная политика наоборот угрожает попаданием экономики России в ловушку стагфляции на долгие годы, и в этом случае возникают вопросы о выборе приоритетов денежно-кредитной политики. Не менее важен вопрос и о степени ее жесткости.

Безусловно, стратегические задачи, стоящие перед ЦБ России, начиная с 2000 годов, определены текущей стадией развития российской экономики. Акцентируем внимание и на том, что Россия была и остается вполне типичным представителем группы стран с формирующимся рынком (emerging markets). А для них, как известно, характерны определенные структурные особенности, кроме этого, такие страны обладают большим потенциалом долгосрочного экономического роста. Обозначенное проявляется как в слабости национальной финансовой системы и ее сильной зависимости от конъюнктурных потоков капитала, так и в невысоком качестве государственного управления. Последнее выражается в отсутствии должной бюджетной и монетарной дисциплины.

По нашему мнению, чтобы решить данную задачу, денежные власти не просто должны, а обязаны обострить свое внимание на трех направлениях:

- обеспечения устойчиво низких и предсказуемых темпов инфляции;

- содействия развитию финансового сектора;

- поддержки устойчивости финансового сектора в условиях высокой волатильности потоков капитала

Очевидно также, что ЦБ, выполнив три выше обозначенные условия, сможет эффективно подавить

существующую в государстве инфляцию, особенно когда у экономических агентов сформируются ожидания низких темпов роста цен в долгосрочной перспективе. В таком контексте инфляционные всплески будут рассматриваться экономическими агентами как временные. Следовательно, они с высокой вероятностью не будут провоцировать длительные периоды повышенных темпов роста цен, что даст возможность денежным властям сдерживать подобные всплески без агрессивного и болезненного для экономики ужесточения денежной политики.

Для того, чтобы у представителей экономических агентов сформировалась мотивированная уверенность в том, что в долгосрочной перспективе динамика покупательной способности национальной валюты будет стабильной, ЦБ России предстоит освободиться от выполнения функций, которые вступают в разрез с его основной целью. И главными источниками давления на него с целью смягчить денежную политику в этой ситуации выступают фискальные власти. Стало быть, в итоге вместо повышения налоговой нагрузки или мер по увеличению эффективности бюджетных расходов власти получают основания облагать экономических агентов инфляционным налогом, а в этом случае на денежные власти фактически возлагаются фискальные функции, которые вступают в противоречие с основной задачей монетарной политики. Она, как известно, заключается в поддержании устойчиво низкой инфляции.

На сегодняшний день необходимо отметить, что монетарная политика Центрального Банка Российской Федерации сопряжена с очевидными рисками. Отрицательное проявление скажется на конкурентоспособности российских промышленников, а ограничение активности Центрального банка России на валютном рынке будет способствовать к возрастанию уровня кредитных ставок. Такой сценарий развития является очевидным, так как до начала мирового финансового кризиса денежная политика России уже демонстрировала несоответствие потребностям необходимого экономического роста [5, C. 21-22].

Актуальность темы статьи возрастает еще и в связи с тем, что в издании Центрального банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015» было рассмотрено 5 сценариев развития экономики страны, которые имели свои различия в предположениях о динамике ценового уровня на нефть, продолжительности действия введенных санкций относительно Российской Федерации финансового и экономического плана. Сценарий, проявивший себя в настоящее время, рассматривался в качестве стрессового, что привело к значительному отклонению от намеченного экономического развития. Поэтому актуальность темы исследования не вызывает сомнений [1, с. 2-10].

Влияние неблагоприятных факторов на развитие экономики России осуществлялось сразу по нескольким каналам. Значительное ухудшение торговых условий обусловило резкое ослабление курса рубля. Вместе с тем, резкие и масштабные изменения внешних факторов негативно влияли на настроения и ожидания субъектов экономики, привели к неопределенности и повышению волатильности на финансовых рынках. Результатом стала отрицательная динамика вложений в активы, повышение уровня оттока капитала, а вместе с тем, резкое снижение инвестиционной активности. Снижение курса рубля, которое дополнилось ростом девальвационных ожиданий, обусловило значительное ускорение инфляционных темпов, превысившие значения, предполагаемые Центральным Банком России в стрессовом сценарии экономического развития.

Ответной реакцией Центрального банка России на сложившееся положение дел стало повышение ключевой ставки до 17,00% годовых. Вместе с тем, комплекс мер касаемо поддержания стабильности финансов наряду со значительными продажами валюты крупными экономическими субъектами-экспортерами позволили

стабилизировать ожидания, а также снизить уровень инфляционных рисков и нормализовать обстановку банковского и финансового сектора. В 2015 году Центральному Банку России это позволило снизить ключевую ставку до 11,00% годовых [2, с. 26-31].

Подводя итоги изучения темы статьи можем отметить, что монетарная политика Центрального банка России, направленная на нормализацию денежно-кредитного сектора и развитие экономики страны в целом, за последние несколько лет характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выражалось в расплывчатом определении основных задач касаемо политики процентной ставки, недоработок методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствием системных мер по формированию на территории России международного финансового центра, недостаточной согласованности монетарной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора.

На сегодняшний день денежно-кредитная политика ЦБ РФ ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным Банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП [4, С. 2-5].

Среди других факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

- ситуацию в реальном секторе экономики;

- доходность от вложения средств в производство;

- ситуацию в других секторах финансового рынка;

- экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

- потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

В зависимости от экономической ситуации в стране, Центральный Банк РФ проводит политику дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег характерна для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег Центральный Банк РФ может снизить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег проводится с целью снизить темпы инфляции за счет сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения. Она включает следующие мероприятия:

- повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов в ЦБ, так что предложение денег сокращается;

- продажа центральным банком государственных ценных бумаг;

- увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Кроме данных общих методов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ используются и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет свои плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести скорость и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимости от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической асимметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленных изменений скорости обращения денег.

Список литературы

1. Володин Ф. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации / Ф.Г. Володин // Банковские услуги. - 2014. - № 5. - С. 2-10.

2. Голикова Ю. Денежно-кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации / Ю.С. Голикова // Деньги и кредит. - 2014. - № 8. - С. 26-31.

3. Иванова Н. Финансовая политика: вопросы методологии и современной российской практики / Н.Г. Иванова // Вестник финансового университета. - №1. - 2014. - С. 64-72.

4. Лаврушин О. Центральный банк в условиях рыночной экономики / О.И. Лаврушин // Банковское дело. - 2013. - № 5. - С. 2-5.

5. Матюхин Г. Центральный банк: проблемы операций на открытом рынке / Г.Г. Матюхин // Банковское дело. - 2013. - № 9. - С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.