Научная статья на тему 'Специфика денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки (на примере Бенина)'

Специфика денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки (на примере Бенина) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / МОНЕТАРИЗМ / КЕЙНСИАНСТВО / ЗАЭВС / ВСЕАО / БЕНИН / MONETARY POLICY / CENTRAL BANK / MONETARISM / KEYNESIANISM / WEST AFRICAN ECONOMIC AND MONETARY UNION / CENTRAL BANK OF WEST AFRICAN STATES / BENIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуену Франзиус Фреснел

Статья посвящена изучению теоретических аспектов денежно-кредитной политики и ее особенностей. Главной целью статьи является рассмотрение основных аспектов денежно-кредитной политики и выявление специфики ЦБ государств западной Африки в рамках формирования монетарной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MONETARY POLICY OF THE CENTRAL BANK OF WEST AFRICAN STATES (BY THE EXAMPLE OF BENIN)

This article is devoted to the study of monetary policy and the features in different countries. Main purpose of this article is to examine the theoretical aspects of monetary policy and select specifies of the monetary policy of Central Bank of West African States.

Текст научной работы на тему «Специфика денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки (на примере Бенина)»

СПЕЦИФИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ БЕНИНА)

УДК 336

Франзиус Фреснел Хуену.

аспирант, кафедра Финансов, кредита и банковского дела, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: 8-926-369-83-34, Эл. почта: francosome@yahoo.fr

Статья посвящена изучению теоретических аспектов денежно-кредитной политики и ее особенностей. Главной целью статьи является рассмотрение основных аспектов денежно-кредитной политики и выявление специфики ЦБ государств западной Африки в рамках формирования монетарной политики.

Ключевые слова: Денежно-кредитная политика, центральный банк, монетаризм, кейнсианство, ЗАЭВС,БСЕДО, Бенин.

Franzius Fresnel Houenou.

Post-graduate student, the Department of

Financing, Credit and Banking,

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics,

Tel.: 8-926-369-83-34,

E-mail: francosome@yahoo.fr

SPECIFICITY OF MONETARY POLICY OF THE CENTRAL BANK OF WEST AFRICAN STATES (BY THE EXAMPLE OF BENIN)

This article is devoted to the study of monetary policy and the features in different countries. Main purpose of this article is to examine the theoretical aspects of monetary policy and select specifies of the monetary policy of Central Bank of West African States.

Keywords: monetary policy, Central Bank, monetarism, Keynesianism, West African Economic and Monetary Union, Central Bank of West African States, Benin.

1. Введение

Одним из основных направлений деятельности любого центрального банка является управление денежно-кредитной политикой, которое в настоящее время является одним из самых важных вопросов во всем мире.

Последние экономические кризисы заставили центральные банки различных стран мира пересмотреть вопросы денежно-кредитной политики. И так, в 60-70 годах, многие страны, чтобы достигнуть своих целей, перешли на монетарную политику.

Однако не все страны получили отличные экономические результаты.

Например, экономические результаты членов валютного союза западной Африки были не очень удовлетворительными. И так, нам необходимо понять причины и факторы из-за которых центральный банк государств западной Африки не получил хорошие результаты при смене модели денежно-кредитной политики в 1989 года. Для этого, необходимо рассмотреть теоретические аспекты монетарной политики и особенности центрального банка государств западной Африки.

Исследование специфики денежно-кредитной политики центрального банка государств западной Африки (ЦБ ГЗА) является важной научно-практической актуальной темой. Такие исследования важно вести, применяя экономико-исторический инструментарий.

Степень разработанности темы исследования - денежно-кредитная политика является важным способом обеспечения стабильности экономической системы. Именно поэтому такие известные экономисты, как Дж. М. Кейнс, Милтон Фридман, Пол Робин Кругман, Карл Бруннер и другие серьезно занимались этими вопросами.

Объект исследования - изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики.

Предмет исследования - анализ денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки.

Цель работы - рассмотрение аспектов денежно-кредитной политики, а также выявление специфики ЦБ государств западной Африки в рамках осуществления монетарной политики.

Исследовательские задачи:

1.Понятие, роль и модели денежно-кредитной политики;

2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики;

3.Концепция и компоненты центрального банка государств западной Африки;

4.Влияние денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки на экономику Бенина.

Предполагаемая статья посвящена раскрытию основ денежно-кредитной политики и специфики монетарной политики ЦБ государств западной Африки.

2. Теоретические аспекты монетарной политики

2.1. Понятие, роль и модели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика (ДКП) или монетарная политика - это совокупность способов, через которые монетарные власти влияют на предложение денег с целью обеспечения стабильности цен. Она является системой государственных мер по управлению денежной массой, находящейся в обращении.

В любой стране центральный банк является проводником денежно-кредитной политики на основе свода законов и определенных правил. Центральный банк любого государства является главным банком и руководствуется конституцией страны. Основными целями центральных банков являются защита и обеспечение устойчивости единства счета страны, развитие, укрепление и обеспечение функционирования банковской системы страны. Центральные банки являются независимыми юридическими лицами, обладающими исключительным правом денежной эмиссии. Международный опыт предполагает, что уставной капитал и иное имущество центральных банков являются собственностью государства. В зависимости от страны, у центрального банка возможны и другие дополнительные ста-

тусы. Денежно-кредитная политика формируется и организуется центральным банком вместе с государственными властями, но ее проведение осуществляется только центральным банком на основе специфических правил.

Одно из интересных определений правила денежно-кредитной политики сформулировали экономисты Дж. Де Броуер и Дж. О'Риган. Они считают, что правило денежно-кредитной политики - это функция ответной реакции центрального банка, в соответствии с которой инструмент денежно-кредитной политики отвечает на изменения нескольких ключевых экономических переменных. Правила денежно-кредитной политики делятся на обусловленные и необусловленные.

В зависимости от состояния экономики в стране, используются разные модели для осуществления и проведения денежно-кредитной политики.

Модели денежно-кредитной политики имеют две основные формы:

- Рестрикционная (сдерживающая) представляет собой усложнение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, путем повышения процентных ставок.

- Экспансионистская (стимулирующая) модель представляет собой снижение процентных ставок и создание хороших условий для расширения масштабов кредитования.

В зависимости от масштаба воздействия, денежно-кредитная политика может быть тотальной (когда все меры ДКП распространяются на все кредитные учреждения) или селективной (когда меры распространяются на определенные кредитные организации)[1].

Денежно-кредитная политика играет очень важную роль в экономике любой страны.

Роль денежно-кредитной политики заключается в том, что она позволяет регулировать экономику страны путем снижения темпов инфляции и создания самых лучших условий для обеспечения экономического роста в стране. Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных способов, с помощью которого обеспечивается достижение экономической стабильности страны. Монетарная политика позволяет, предупреждает и реагирует на экономические кризисы и поддерживает конъюнктуру рыночной экономики. Денежно-кредитная политика представляет собой несколько целей, на основе которых центральные банки выбирают

необходимые инструменты для формирования и проведения денежно-кредитной политики.

2.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики представляют собой обеспечение полной занятости, стабильности цен, экономического роста, контроля инфляции, стабильности валютного рынка и регулирование экономики. Традиционная функция центральных банков, которой является монопольное осуществление эмиссии наличных денег, со времени ушла на второй план. Важно обратить внимание на то, что наличные деньги являются основой денежной массы и ради этого, осуществляя свою деятельность эмиссии наличных денег, центральный банк должен иметь взвешенность и измерение. Цели денежно-кредитной политики классифицируется на промежуточные и конечные.

Промежуточные цели представляют собой совокупность необходимых задач, на которые монетарная политика должна срочно найти решение.

Конечные цели включают в себя совокупность задач, которые денежно-кредитная политика решает в долгосрочный период.

В зависимости от вида денежно-кредитной политики (монетаристская или кейнсианская), определяется, какие цели для денежно-кредитной политики являются основными, а какие промежуточными.

Для достижения своих целей, в рамках осуществления денежно-кредитной политики, центральные банки используют разные способы, которые называются инструментами денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики являются совокупностью методов и способов, которые позволяют центральным банкам, достигнуть своих целей. Инструменты (методы) денежно-кредитной политики различаются на прямые и косвенные.

Прямые инструменты являются совокупностью мер, которые позволяют ограничить динамику деятельности по кредитованию или проводить селективное кредитование. Они включают в себя финансовые репрессии и ограничение мобильности капитала.

- Финансовая репрессия - совокупность политических мер, законов, формальных инструкций и неофициальных средств регулирования, вносящих изменения финансовых цен и делающих не-

возможным полную реализацию потенциала финансового посредничества [2]. Для того, чтобы достигнуть своих целей, она использует административные методы.

- Ограничение мобильности капитала - это контроль движения капитала, а также изменение состояние счета операций с капиталом и финансовых операций. Она использует в основном резервы, портфельные и другие инвестиции для финансирования дефицита платежного баланса, регулирования курса национальной валюты.

Косвенные инструменты представляют собой совокупность возможностей, которые позволяют центральным банкам воздействовать на финансирование экономики страны закрытым способом. Они включают в себя операции на открытом рынке, обязательные резервы, ставку рефинансирования и постоянные механизмы монетарной политики.

- Операции на открытом рынке -наиболее используемый инструмент в настоящее время в рамках осуществления денежно-кредитной политики. Они представляют собой продажи, залог и покупку ценных бумаг, векселей на базе различных процентных ставок.

- Обязательные резервы - это минимальная ликвидность, которую коммерческие банки обязаны иметь в определенной форме в центральном банке или в кассе банка.

- Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ кредитует коммерческие банки. Размер процента зависит от направления монетарной политики.

3. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки

3.1. Концепция и компоненты центрального банка государств западной Африки (BCEAO)

Центральный банк, обслуживающий восемь государств Западной Африки, входящих в состав Западноафриканского экономического и валютного союза (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'И-вуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того) называется Центральным банком государств западной Африки. -Он был создан на основе статьи №4 Западноафриканского экономического и валютного союза.

Центральный банк имеет отделения (национальный центральный банк) в каждой стране и, с помощью специализированных рабочих мест, осуществ-

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2012

107

ляет формирование и проведение денежно-кредитной политики. Национальные банки каждой страны применяют и выполняют монетарную политику своих стран на основе рекомендации главного центрального банка (см. Рис.1).

В течение истории развития ЦБ государств западной Африки, монетарные власти использовали разные инструменты денежно-кредитной политики в зависимости от состояния межрегиональной и международной экономики.

И так, до 70-х годов ЦБ государств западной Африки реализовывал монетарную политику на основе кейнсиан-ской модели денежно-кредитной политики [3]. Однако, с 90-х годов до настоящего время ЦБ государств западной Африки стал независим и проводит монетарную политику на основе концепций монетаризма[4].

Функции ЦБ государств западной Африки включают в себя:

- Выпуск (Эмиссия) банкнот сообщества;

- Определение и контроль осуществления монетарной политики в экономическом сообществе стран Западной Африки;

- Обеспечение стабильности финансово-банковских систем сообщества;

- Продвижение и обеспечение безопасности платежной системы сообщества;

- Осуществление политики валютного курса сообщества в соответствии с условиями совета;

- Управление официальными резервами обмена страны сообщества.

При осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки определяет свои цели и выбирает необходимые инструменты для их достижения.

Основные цели монетарной политики центрального банка государств западной Африки (ЦБГЗА) являются стабильность цен и сохранение внутреннего и внешнего курса национальной валюты (франк КФА).

Стабильность цен представляет собой борьбу с инфляцией, с помощью контроля роста денежной массы, чтобы она увеличивалась в тех же пропорциях, что и производство. Эта политика основывается на количественной теории денег, согласно которой инфляция происходит из-за чрезмерного количества денег по отношению к произведенным товарам и услугам. Для этого надо строго контролировать рост денежной

массы.

Сохранение внутреннего и внешнего курса национальной валюты осуществляется через контроль операций обмена банкнот в зависимости от валютного курса, производящегося в особенных пунктах в соответствии с действующим законодательством.

Для достижения своих целей ЦБ государств западной Африки использует три главных денежно-кредитных инструмента, которыми являются операции на открытом рынке, регулирование процентной ставки и обязательных резервов.

Операции на открытом рынке

ЦБ стран западной Африки (BCEAO) постоянно покупает и продает ценные бумаги правительств зоны UEMOA на рынках ценных бумаг, чем в свою очередь оказывает влияние на уровень резервов в банковской системе. Эти решения также касаются и объема кредита, и размер процентной ставки.

Термин «открытый рынок» означает, что ЦБ стран западной Африки (BCEOA) не должен и не может индивидуально принимать решения о том, с каким брокером он хочет провести операции с ценными бумагами. Наоборот, выбор принимается на основе открытого рынка, где различные брокеры, занимающиеся основными ценными бумагами, конкурируют это между собой.

Регулирование ставки актуализации.

Это процентная ставка, под которую коммерческие банки взяли в долг у ЦБ государства западной Африки BCEAO и выплачивают краткосрочные ссуды. Учетная ставка по цене обычно ниже фондов BCEAO даже, если они тесно связаны. Ставка актуализации значительна, потому что она является индикатором изменения монетарной политики ЦБ государств западной Африки BCEAO.

Регулирование обязательных резервов.

Резервы являются депозитными суммами, которые учреждения должны вкладывать и хранить на их банковских счетах в ЦБ государств западной Африки. Эти вклады определяют деньги, которые банки могут создать посредством ссуд и инвестиций. Размер резервного обязательства определяется советом и обычно располагается вокруг процента, часто идущего от 3 % до 10 %, учитывая экономику каждой страны.

Инструменты, использованные,

чтобы достигнуть цели денежно-кредитной политики, опубликованы и объяснены именно через официальные сообщения прессы решающих органов, конференций Властей Центрального Банка, рабочих собраний с Профессиональными союзами Банков и Финансовыми Учреждениями, так же как и публикациями или сайтом Интернета BCEAO.

Исходя из выше сказанного, важно обратить наше внимание на то, что специфика денежно-кредитной политики центрального банка государств западной Африки заключается в том, что он не рассматривает вопросы безработицы и производства. Он имеет только эксклюзивные цели, которыми являются стабильность цен и сохранение национальной валюты.

Сохранение национальной валюты включает в себя еще и специфику, которая представляет собой фиксированный аспект обмена. Это значит, что официально установленное отношение между национальным валютами (ЗА-ЭВС и Франция) основано на определенной в законодательном порядке валютной эквивалентности (1Франк КФА-=655Евро).

Денежно-кредитная политика ЦБ государств западной Африки влияет на экономику членов западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), в том числе и на экономику Бенина.

3.2. Влияние денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки на экономику Бенина

Бенин - маленькая африканская страна, принадлежащая к западноафриканской экономической и монетарной зоне (UEMOA) и ограничена с запада Нигерией. Западноафриканский валютный экономический союз располагает центральным банком (BCEAO), обладая народными представительствами в каждой стране-члене зоны. Банковская система Бенина включает в себя все коммерческие банки и финансовые учреждения, которые находятся под контролем центрального национального банка страны (см. Рис. 2).

Монетарная политика Бенина не является ничем другим, кроме как внедрением указаний и монетарных направлений, установленных центральным банком стран западной Африки (BCEAO). Главной целью BCEAO является обеспечение стабильности цен, и она в настоящее время не использует кейнсианские рецепты в явном виде, но

Рис. 1. Организационная структура ЦБ государств западной Африки

Рис. 2. Организационная структура банковской системы Бенина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансирует экономику своих членов путем кредитования финансовых учреждений. Это выражается именно финансированием Бенинской экономики через ссуды, внедренные микро финансовыми учреждениями, такими как РАБМЕ, РАРМЕ, и т.д. Эти беспроцентные ссуды ориентированы в основном

на женщин. Они бывают краткосрочными и среднесрочными. Однако размер кредитов предоставленных населению часто очень мал и финансовые институты изначально часто достойно не определяют кредитоспособность клиентов. В результате, кредиты не являются оптимальными для населения и они не

получают никаких доходов и даже не могут погасить кредиты. Исходя из этой ситуации, финансовые институты Бенина не всегда вовремя погашают получаемые кредиты от ЦБ государств западной Африки. С другой стороны, платежный баланс Бенина часто бывает дефицитным и государству приходит-

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2012

ся просить помощи ЦБ государств западной Африки для того, чтобы ответить по своим обязательствам. Все это показывает нам, на сколько, финансирование экономики Бенина завысит от ссуды ЦБ государств западной Африки.

Однако важно обратить наше внимание на то, что, во-первых, экономические проблемы стран-членов не всегда одинаковые, во-вторых, поведение и менталитет экономических агентов Бенина не всегда являются одинаковыми с остальными членами сообщества. Кроме этого, уровень производства и культуры Бенина, даже если иногда ближе к остальным членам сообщества, все равно не являются одинаковыми. Да, хорошо иметь интегрированную экономику и еденную национальную валюту, но вопрос в том, что удобно ли нам это и оптимально, если члены сообщества не имеют одинаковый уровень развития, поведения, культуры, производства, безработицы и т.п. Эти факторы влияют на определение целей монетарной политики, потому что у каждой страны есть свои срочные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, потенциальности, недостатки и особенности. К сожалению, при формировании денежно-кредитной политики сообщества ЦБ государств западной Африки мало или вообще не уделяет большое и узкое внимание на эти выше перечисленные факторы. Так что, денежно-кредитная политика ЦБ государств западной Африки часто является неоптимальной для Бенина.

4. Заключение

В ходе данной работы мы рассмотрели основные теоретические аспекты денежно-кредитной политики в целом и специфику центрального банка государств западной Африки. В рамках рассмотрения данного вопроса, мы обратили пристальное внимание на влияние денежно-кредитной политики ЦБ государств западной Африки на экономику Бенина и мы пришли к выводу, что принятие страной или валютной зоной денежно-кредитной политики зависит от целей, которые зафиксировались центральными банками страны или зоны.

Однако важно обратить внимание на то, что любая монетарная политика ориентирована на создание оптимальных условий для обеспечения удовлетворенности населения. Таким образом, тогда необходимо задаться несколькими вопросами, на которые придется попытаться найти ответы:

- Почему Бенин, имеющий единственную цель - стабильность цен, в качестве развивающейся страны, остается зажатым внутри валютной зоны?

- Почему идет принуждение монетарной политики, если Бенин еще остается страной, которая нуждается в государственных инвестициях в области образования и научных исследований?

- Почему сегодня программы финансирования малых предприятий, внедренные Бенинским государством, привели к инфляции, а не обеспечили экономический рост, как было задумано изначально?

Ответы на эти вопросы создают новое очень значительное обсуждение, которое стремится пересмотреть вопрос консерватизма в валютной экономической зоне (UEMOA), цель которой не всегда является выгодной для стран-членов.

Литература

1. Костерина Т.М. Банковское дело / Московская финансово-промышленная академия, М., 2005, - 191

2. Denizer.C. the Political Economy of Financial repression in Transition Economics / C. Denizer, R. M. Desai, N. Gueorguiev. The paper was prepared for delivery at the annual meeting of the American Political Science Association.1998.September. P. 3.

3. Джон Мейнард Кейнс: Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. М.: ЭКСМО, 2009. - 960 с.

4. Фридман М. Количественная теория денег. - М.: Эльф-пресс, 2009

5. Dostaler G., 2005, Keynes et ses combats, de Paris, Albin Michel, 2005; nouvelle йdition revue et augmenffie, 2009.

6. Keynes: The Return of the Master. — L.: Allen Lane (UK) and Cambridge, MA: Public Affairs (US), 2009. — 240 pp.

7. Моисеев С. P. Денежно-кредитная политика: Теория и практика// Эконо-мисть, 2005.

8. Фридман М., Шварц А. Монетарная история Соединенных Штатов 1867"1960 гг — К.: «Ваклер», 2007. —880 с.

9. Фридман М. Капитализм и свобода. — М.: Новое издательство, 2006. — 240 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

10. Фридман М., Фридман P. Свобода выбирать: наша позиция. — М.: Новое издательство, 2007. — 356 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

11. Скидельски P. Джон Мейнард

Кейнс. 1883—1946. Экономист, философ, государственный деятель.- В 2-х книгах./Пер с англ.- М.: Московская школа политических исследований, 2005.

12. Мишкин, Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовый рышкэв / Фредерик С. Мишкин; [пер. с англ. О. К. Островской, А. А. Рыбянец]. - 7-е изд. - Москва [и др.]: Ви-льямс, 2006. - 875 с.

13. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика / Пер. с англ. НГабенова, А. Смольского; научн. ред. д.э.н., проф. Л. Симкина. — СПб.: Питер, 2008.

References

1. Kosterina T.M.A. T. Business Banking / Moscow University of Finance & Industry, M., 2005 - 191

2. Denizer.C. the Political Economy of Financial repression in Transition Economics / C. Denizer, R. M. Desai, N. Gueorguiev. The paper was prepared for delivery at the annual meeting of the American Political Science Association.1998.September. P. 3.

3. John Maynard Keynes: The General Theory of Employment, Interest and Money / John Keynes. M.: Eksmo, 2009. -960.

4. M. Friedman, The quantity theory of money. - M.: Pixie Press, 2009.-77.

5. Dostaler G., 2005, Keynes and his battles, of Paris, Albin Michel, 2005; new revised and enlarged edition, 2009.-628

6. Keynes: The Return of the Master. -L.: Allen Lane (UK) and Cambridge, MA: Public Affairs (US), 2009. - 240.

7. Moiseev S.R Monetary Policy: Theory and Practice / / The Economist, 2005.

8. Friedman M., Schwartz A. A Monetary History of the United States, 18671960 gg. - K. "Vakler", 2007. - 880.

9. M. Friedman, Capitalism and Freedom. - M.: New Publishing House, 2006. -240.

10. Friedman, M., Friedman R The freedom to choose: our position. - M.: New Publishing House, 2007. - 356.

11. R. Skidelsky, John Maynard Keynes. 1883-1946. The economist, philosopher, statesman. - In 2 books. / Translated from English. - Moscow: Moscow School ofPolitical Studies, 2005.

12. Mishkin, Frederic S. The economic theory of money, banking and financial markets / Frederic S. Mishkin- 7th ed. -Moscow: Williams, 2006. - 875 .

13. E. Abel, Bernanke B. Macroeconomics / Trans. from English. N.Gabenova, A. Smolsky, scientific. Ed. PhD, Professor. L. Simkin. - St. Peter, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.