Научная статья на тему 'Валютно-финансовые проблемы развития стран западноафриканского экономического и валютного союза'

Валютно-финансовые проблемы развития стран западноафриканского экономического и валютного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗВИТИЕ / СТРАНЫ / ЗАПАДНОАФРИКАНСКИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ВАЛЮТНЫЙ / СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аг Интифаскивен Идрисса

Сложность и многообразие проблем финансового развития экономики стран Западно-африканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) есть наследие накопленных неудачных экономических курсов прошлого. Из множества фундаментальных проблем и факторов, затрагивающих экономики соответствующих государств зоны ЗАЭВС, особое внимание уделяется как проблемам валютно-финансового характера, так и проблемам институциональной сферы. Анализ эмпирических данных составленных отчетов общей торгово-финансовой деятельности стран зоны ЗАЭВС показывает масштабы их финансовых потерь, связанные с внешне макроэкономическими и конъюнктурными изменениями цен на экспортные сырьевые ресурсы. В результате сложившихся обстоятельств в странах зоны ЗАЭВС было принято решение сменить направление финансовой политики развития экономики, где формирование интегрированного регионального финансового рынка, поощрение децентрализованных финансовых систем занимает ключевое место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютно-финансовые проблемы развития стран западноафриканского экономического и валютного союза»

УДК 631.15: 65.011.4: 629.735

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОАФРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

Аг Интифаскивен Идрисса - аспирант

Кубанский государственный университет

Сложность и многообразие проблем финансового развития экономики стран Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) есть наследие накопленных неудачных экономических курсов прошлого. Из множества фундаментальных проблем и факторов, затрагивающих экономики соответствующих государств зоны ЗАЭВС, особое внимание уделяется как проблемам валютно-финансового характера, так и проблемам институциональной сферы. Анализ эмпирических данных составленных отчетов общей торгово-финансовой деятельности стран зоны ЗАЭВС показывает масштабы их финансовых потерь, связанные с внешне макроэкономическими и конъюнктурными изменениями цен на экспортные сырьевые ресурсы. В результате сложившихся обстоятельств в странах зоны ЗАЭВС было принято решение сменить направление финансовой политики развития экономики, где формирование интегрированного регионального финансового рынка, поощрение децентрализованных финансовых систем занимает ключевое место.

The range and complexity of finance development problems in the West African economic and monetary union (WAEMU) in general are considered as a result of the collapse of government’s interventionist policies in the last century. This study particularly is focused on the analysis of the key monetary and financial problems of the member states of WAEMU, where the economies have suffered from macroeconomic volatility and inadequate policies. As a result of effects of macroeconomic shocks and inappropriate government policies the enormous financial loses prompted the member state of WAEMU to introduce new policies frame work where the creation of an integrated regional financial market and fostering microfinance sector considered as a priority.

Ключевые слова: ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОАФРИКАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Комплексные проблемы финансового характера стран Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), оказавших значительное влияние на ухудшение социально-экономического положения, были обусловлены глубокими противоречиями в выбранном ими курсе экономического развития. Форсированные попытки стран ЗАЭВС выхода из сложившегося финансово-экономического хаоса невозможны без применения адекватных мероприятий по управлению процессами развития сис-

темы производства, производительных сил и товарно-денежных отношений. Несмотря на то, что в Западноафриканской экономической и валютной зоне намечаются в последние годы прогрессивные тенденции усиления валютно-финансовой интеграции, ряд сложных проблем в сфере финансов, наряду с внутренними институциональными недостатками, по-прежнему тормозят позитивные социально-экономические трансформации.

Важно отметить, что в современной монетарной экономике "деньги"1 превратились в исключительно необходимое средство для функционирования экономики, по той причине, что только они могут привести в действие финансовый механизм, способный обеспечить развитие производительных сил. Этот механизм должен быть достаточно совершенным, чтобы каждое предприятие и каждый человек могли производить, потреблять и делать сбережения в условиях наиболее благоприятных для прогресса и для функционирования государства в меняющихся обстоятельствах современной жизни, а так же в пределах возможного, для повышения, или, по крайней мере, сохранения достигнутого уровня жизни [1, с.8]. Исходя из вышесказанного, следует, что тотальная финансово-экономической зависимость от внешнего мира тесно связана с отсутствием соответствующих условий, обеспечивающих формирование эффективного механизма управления финансовыми процессами в странах ЗАВС. В структуре фундаментальных проблем валютно-финансового развития, в зависимости от механизма их проявления и масштаба их распространения, выделяются проблемы, связанные с валютно-финансовым механизмом управления внешнеэкономическими связями и проблемами макроэкономического характера. Кроме этого, тяжесть внешней задолженности стран ЗАЭВС тормозит

1 Здесь понятие "деньги" включает не только металлические монеты и банкноты, но и вклады до востребования, которыми распоряжаются банки, государственные казначейства и почтово-сберегательные кассы.

механизм формирования интенсивных процессов хозяйственного развития. С одной стороны, в зоне ЗАЭВС государства сталкиваются с серьезными проблемами в аккумуляции средств для бюджетного финансирования, а с другой стороны, в период 1980-1994 годов государства сталкивались со следующими обстоятельствами [3, С.6]:

1) низкий доход на душу населения;

2) доминирование государственной собственности в крупном несельскохозяйственном производстве;

3) преобладание в экономике трудно поддающегося налогообложению сельскохозяйственного производства;

4) ограниченная численность крупных частных предприятий;

5) нестабильная политическая обстановка.

Кроме того, ЗАЭВС сталкивается с глубокими процессами развития теневой экономики (неформальный сектор) в рамках которой теневые финансовые структуры превратились в источники финансовых преступлений. Основу развития неформального сектора экономики стран ЗАВС составляет отсутствие законодательной базы, очень низкий уровень социальноэкономического и финансового развития.

По мнению ученого В.К. Радаева [3, С.4] - "К неформальной экономике относятся все виды хозяйственных отношений, которые не отражаются в официальной отчетности. Они могут различаться степенью легальности хозяйственных операций (выделяются легальная, внеправовая, по-луправовая и криминальная экономика), мотивами отношения к отчетности (сознательное сокрытие хозяйственных операций от статистических и налоговых органов или просто недобросовестное ведение отчетности), а также неполным охватом статистического учета". Результаты проведенных исследований под эгидой ЗАЭВС [16, С.1] в столице Мали (Бамако), в 2001 году, выявили 233957 хозяйственных единиц неформального сектора экономики, в которых работало 31986 человек, с оборотом около 1,4 миллиар-

да долларов. Восемь из десяти семей получают часть или полностью свои доходы от предприятий неформального сектора. Было установлено, что 51,8% этих предприятий сталкиваются с проблемами различного рода, при выходе на рынок для продажи своей продукции они не имеют допуска к кредитованию, избегают легализации и фискализации своих доходов. Вплоть до 1994 года практически в национальных хозяйствах государств ЗАЭВС не осталось отраслей производства и видов профессиональной деятельности, не вовлеченных в той или иной степени в неформальную экономику. Крупномасштабный характер развития теневых финансовых оборотов (потоков), отходящих от официального экономического оборота наносит официальным органам государств огромный финансовый ущерб. Официальным органам противостоит деятельность теневых хозяйственных субъектов. В результате искажаются маршруты и масштабы движения финансовых потоков и происходит искусственное их перераспределение на национальном, региональном и международном уровнях, наблюдаются различные виды коррупции от примитивных до более комплексных.

В период 1980-1994 годах происходило развитие неформального сектора экономики стран ЗАВС быстрыми темпами. В основе банкротства большинства стран ЗАВС по внешним и внутренним обязательствам выступали ряд факторов как внешних, так и внутренних. Внешние факторы напрямую связаны с мировым кризисом и его последствиями 19801994 годов. В этом же периоде глобальное падение цен экспортных ресурсов на мировых рынках отрицательно сказалось на экономическом состоянии стран ЗАЭВС. Изменение номинального курса французского франка (ЕБ) по отношение к доллару США ухудшило экономическое положение стран зоны ЗАВС.

Вследствие этого, западно-африканский франк (БСБА) был девальвирован по отношению к французскому франку на 50% 13 января 1994 года (западно-африканский франк привязан к французскому на базе фикси-

рованного режима, а с 1999 года был привязан к евро) [14]. В связи с этим наблюдался рост цен, порожденный инфляционными процессами по всему региону.

В результате ухудшения внешнеторгового дефицита, сальдо платежных балансов и накопления внешней задолженности большинства стран ЗАВС, были приняты комплексные мероприятия (в области денежнокредитной финансовой политики), направленные на урегулирование платежных балансов и стимулирование внешнеторговых операций путем сдерживания импорта и стимулирования экспорта, вовлечение иностранного капитала и ограничение вывоза капитала из зоны ЗАВС. Однако после банковского кризиса 1980 года, девальвации западноафриканского франка 13 января 1994 года и проводимых реформ по урегулированию их экономики из табл. 1 следует, что в период 1999-2001 годах кроме КотДи-вуара и Гвинеи Бисау (с положительным сальдо торгового баланса), остальные государства, в частности Мали, Того, Бенин, Нигер, Буркина Фасо и Сенегал оказались с отрицательным сальдо торгового баланса.

С другой стороны, индикаторы внешней задолженности (табл. 1) этих государств в 2003 году кроме Бенина, Буркина Фасо и Сенегала превышают установленный норматив (70% ВВП) в рамках регионального пакта конвергенции и стабильности. Тяжесть внешней задолженности как правило входит в число группы факторов, затрудняющих реализацию целевых социально-экономических программ.

б

Таблица 1 - Динамика отдельных финансовых показателей стран ЗАЭВС

Страны Торговый баланс, млн. USD Индикатор внешней задолженности, % к ВВП Уровень монетизации экономики (М2/ВВП), % Дефицит государст- ** венного бюджета , % к ВВП Темп экономического *** роста, %

1999 2000 2001 2000 2001 2002 ** 2003 2000 2001 2002 2003 2000 2002 2003 2003

Бенин -227 -152 -227 58,3 58,5 52,9 б3,0б 28,б 29,4 25,7 21,4 -1,8 -2,4 -2,1 4,4

Буркина Фасо -347 -3S4 -3б2 53,б 52,2 45,4 52,18 23,0 21,7 20,б 22,0 -3,б -5,0 -2,5 8,0

Кот-Дивуар 2013 1S25 1932 89,5 82,9 78,9 95,97 21,9 23,4 29,б 27,2 -1,3 -1,б -1,б -1,1

Г винея Бисау 9 1,б 1 455,5 495,7 471,3 301,80 41,7 48,2 б0,7 71,4 -10,8 -12,2 -9,0 -1,2

Мали -37 -5S -12 98,9 88,8 бб,3 80,б1 21,б 22,0 27,3 30,б -3,2 -3,б -5,4 б,1

Нигер -52 -50 -75 бб,4 б2,9 б2,5 78,б 8,8 10,7 9,б 7,9 -3,5 -2,3 -5,2 5,3

Сенегал -36s -512 -53S 71,3 бб,5 б4,9 58,5 25,4 27,1 28,1 29,9 +0,1 +0,4 -1,3 б,5

Того -104 -151 -201 120,2 113,9 11б,8 79,б 2б,1 24,б 22,8 24,8 -5,5 -0,7 -0,7 2,0

* Составлена и рассчитана по: Series statistiques zone UEMOA — banque de France 2004

** Составлена и рассчитана по: African development report, 2004 (economic and social statistics, table 2-12, 2-1. African development bank Group, 2004, page 314, 325.

Источник / Rapport sur le developреment en Afrique 2004 zone franc / banque de France.

Все расчеты совершены на базе курса 1 USD = 579,9 FCFA.

Часть бюджетных расходов финансируется за счет внешней помощи, кредитов, полученных от международных финансовых институтов и организаций, в частности, международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка, Международного Банка Реконструкции и Развития, Группы африканского банка развития (Г АБР) и Парижского клуба.

При этом много миллиардные платежи в счет погашения внешнего долга истощают национальную экономику, ведут к обнищанию населения. Например, из табл. 1 индикатор внешней задолженности Гвинеи Бисау в 2003 году составлял 301,8% к ВВП, Мали - 80,61%, Кот-Дивуар - 95,97%. Следует подчеркнуть, что для установления контроля над политическим курсом, ходом экономического развития развивающихся стран мира (в частности стран ЗАЭВС) наиболее развитые страны Запада действуют под так называемым "планом Бейкера" - американский вариант урегулирования проблемы внешней задолженности, представленный на рассмотрение последней сессией МВФ (октябрь 1985, Сеул) [5, С.132]. По этому плану условием выдачи новых займов в размере 29 миллиардов иББ 15 развивающимся странам - крупнейшим должникам, выступает обязанность стран, получивших кредит, выполнять требуемые условия, опирающиеся на всемирные поощрения развития рыночных отношений, сворачивания государственного сектора, как это требуется сейчас, создание благоприятного климата для деятельности иностранных транснациональных компаний (ТНК).

Путем ретроспективного анализа динамики внешней задолженности стран зоны ЗАЭВС, на базе статистических данных Группы африканского банка развития и Мирового банка, выделяются следующие тенденции ее изменения. Из рис. 1 следует, что в период 1982-2002 годов значительный ее рост наблюдался в 1992 году до отметки $ 27,568 миллиардов.

По некоторым оценкам из источников Мирового банка объем внешнего долга стран зоны ЗАЭВС в 1998 году снизился на 0,4% и составил

ниже 30 миллиардов ЦББ, и в дальнейшем его тяжесть в 1999 году по сравнению с 1998 годом снизилась до 111,4% к ВВП, против 120,2% [12, С.76]. Эти снижения в некоторых случаях в основном связаны с замораживанием ее части кредиторами, в частности странами группы восьмерки и международными финансовыми институтами (МВФ и Мировой банк). Как видно из рис. 2, следует, что в течении 20 лет с 1982 по 2002 год самыми крупными должниками региона оказались Кот-Дивуар, Сенегал и Мали, и здесь лидирует Кот-Дивуар с более половиной общей задолженности региона в 1982 и 1992 годах. Это в основном связано с ростом государственных расходов для финансирования целевых социальных программ, дополнительными финансовыми инъекциями. Приток иностранных инвестиций позволил этим странам (кроме Кот-Дивуара) сохранить довольно высокие темпы экономического роста в 2003 году [11, С.76] (табл. 1).

Индикаторы внешнего долга составляли 63,66% для Бенина, Буркина Фасо 52,18%, Мали 84,61%, Нигер 78,63% и Сенегал 58,48% (табл. 1). В рамках региональной программы конвергенции стабильности и солидарности эти индикаторы не должны превышать установленный норматив 70% ВВП. Следует отметить, что в Кот-Дивуаре и Гвинеи Бисау ухудшение экономического положения вызвано политическими кризисами в обоих государствах, индикатор их внешней задолженности к ВВП составил 95,97% для Кот-Дивуара и Гвинеи Бисау 301,8%. Данная ситуация свидетельствует о том, что экономика этих стран находится в наихудшем положении, что в конечном счете оказывает отрицательное влияние на динамику развития экономики региона в целом. Однако, следует отметить, что одним из важных факторов экономической отсталости стран Африканского континента (в частности ЗАЭВС) выступает их большая зависимости от внешней помощи в виде кредитов.

25

20

&

10

0

11,156

1982

27,568

24,855

1992

Годы

2002

5

Рис. 1 — Динамика внешней задолженности зоны ЗАЭВС (Составлено и рассчитано по // Economic and social statistics — African development bank group. P. 325; African development Report. 2004. Tabl. 2-12)

В 1998 году оценка внешней задолженности Африканского континента составила 309,04 миллиарда USD [6, C. 314, 325] против 126,942 миллиарда в 1982 году. Доля зоны ЗАЭВС в общей задолженности континента в 1998 году составляет 24,4 млрд. USD, соответственно 7,89%.

Состояние внешнего долга большинства стран Африканского континента (в частности стран ЗАЭВС) во многом обусловлено факторами:

- высокой степенью социально-экономической отсталости;

- низким уровнем развития производительности труда;

1

6

1982 г

1992 г

2002 г

1. Бенин 2. Буркина Фасо 3. Кот Дивуар 4. Гвинея Бисау 5. Мали 6. Нигер 7. Сенегал 8. Того

Рис. 2 — Структура задолженности по странам

- высокой степенью зависимости от внешнего мира;

- низким уровнем развития рыночных инфраструктур;

- низким уровнем развития НТП;

- высокой степенью распространения коррупции и теневой экономики.

Важнейшим фактором является отсутствие в зоне ЗАЭВС в предыдущих годах эффективного механизма, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю финансовую безопасность стран для поддержания таких процессов развития финансовой системы, при которых сформировались бы приемлемые финансовые условия и ресурсы для обеспечения социальноэкономической стабильности и общественного развития, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежно-кредитную, бюджетно-налоговую и валютную систему).

С точки зрения бюджетного дефицита наиболее дефицитными бюджетами в 1990 году оказались бюджеты государств Кот-Дивуара 12,3% к ВВП, Гвинеи Бисау 12,2% к ВВП [10, С.324]. Проводимые реформы с начала 1994 года привели к значительному оздоровлению сектора государственных финансов, с увеличением доли налогов в ВВП, снижением дефицита государственного бюджета (и жесткой борьбы с коррупцией) во всех странах ЗАЭВС по сравнению с дефицитами прошлых лет в 2003 году (табл. 1). В этом же году наиболее дефицитными оказались бюджеты стран Гвинеи Бисау 9%, Мали 5,4% и Сенегала 5,2%. Установленный лимит дефицита в рамках регионального пакта конвергенции стабильности и солидарности составляет 3%.

Кризис мировой экономики в период 1980-1994 годов оказал весьма высокое давление на экономику стран ЗАЭВС. Глобальное падение цен на основные сырьевые ресурсы, составляющие основу их экспорта, привело к снижению объема поступления иностранной валюты от внешнеторговых операций. Рост импорта порождал рост оттока иностранной валюты.

Большинство стран ЗАВС оказались под влиянием взаимодействия множества факторов, как например, тяжести внешней задолженности, дефицита платежного баланса, дефицита государственного бюджета и инфляции. Принцип разделения на высокоразвитых, развитых и стран третьего мира реализуется путем поддержания неравномерности развития и здесь важную роль играет финансовая мощь той или иной группы стран, имеющих однородные интересы в геоэкономическом уровне.

Глобальное падение цен на все экспортные ресурсы стран ЗАВС ухудшило их внешнеторговые операции. При этом для республики Мали крупнейшего производителя хлопка в Африке (с 2003 года) и третьего по объему добычи золота, в марте месяце 1999 года цены на хлопок снизились от $1379 за тонну до $1031 в декабре этого года, а цены на золото в период с 1994-1996 годов установленные в пределах $380 одна унция. Кот-Дивуар - крупнейший производитель какао в мире находился в наихудшем положении в связи с высокой степенью падения цен на какао и кофе. Цены на какао - $763,2 за тонну в феврале 2000 года, против $1470 за тонну в ноябре 1998 года. Цены на кофе, как и у какао, достигли самого низкого уровня в сентябре 1999 года - $1866 за тонну по сравнению с их максимальным значением - $5792 за тонну в предыдущем периоде. В отношении крупнейшего производителя арахиса в зоне ЗАЭВС, Сенегала, цены снизились почти вдвое за период 1997-2002 г.: от $1085 до $685 за тонну. Для Нигера цены на уран значительно снизились в связи с падением спроса на мировых рынках и замораживанием атомных программ, - от $34 за кг в 1996 до $15 за кг в 2002.

Попытка стран ЗАЭВС решения проблем финансового характера привела к выработке новых систем управления на региональном уровне, обеспечивающих создание приемлемых условий и ресурсов для социально-экономической стабильности и развития западноафриканского общест-

ва, сохраняя целостность и единство региональной финансовой системы путем образования наднациональных институтов управления.

Проводимая в течение 1994-1998 гг. экономическая политика согласована с некоторыми аспектами рыночных преобразований и позволила за короткий период времени привлечь в регион крупные иностранные инвестиции. К позитивным моментам можно отнести тот факт, что в этот период были проведены крупномасштабные институциональные реформы (на национальном и региональном уровнях) и была создана необходимая правовая база, обеспечивающая эффективное функционирование механизмов государственного управления и контроля, торговли, регионального финансового рынка с применением современных информационных технологий. Созданный в 1996 году единый региональный финансовый рынок рассматривается как главный инструмент усиления и развития торговоэкономических отношений между странами союза.

Развитие регионального финансового рынка на протяжении последних лет прошло несколько существенных изменений, вызванных как внешними, так и внутренними факторами развития. Постепенное его развитие не только способствовало закреплению позитивных тенденций, но и давало импульс к дальнейшему его развитию. Формирование единого экономического и финансового пространства государствами членами ЗАЭВС, рассматривается как веление времени в соответствии с новым курсом развития мирохозяйственных связей в едином глобальном финансовом пространстве с одной стороны, а с другой в связи с расширением системы региональных интеграционных комплексов. В рамках региональной программы финансового развития были сформулированы следующие цели единого регионального финансового рынка [41) усиление региональной экономической интеграции стран ЗА-ЭВС;

2) содействие росту темпов сберегательных ставок путем диверсификации финансовых операций, способных создать необходимые условия для мобилизации внутренних денежных ресурсов (сбережения частного сектора и граждан) и привлечения иностранного капитала;

3) укрепление финансовых структур предприятий и диверсификация их инструментов финансирования для консолидации и укрепления собственных фондов;

4) снижение стоимости посреднических операций в финансовой сфере путем прямых соотношений предложения и спроса капиталов на базе рыночного механизма.

Региональный финансовый рынок (РФР) западноафриканского интеграционного комплекса состоит из двух основных полюсов:

1. Региональный Совет финансовых рынков государственных сбережений (СКЕРМБ), представляет собой интересы всей общественности и гарантирует безопасность рынка.

2. Частные структуры, состоящие из:

- региональной фондовой биржи (БРВМ);

- центрального депозитария и расчетного центра (БС /

БЯ).

Данные структуры являются юридическими лицами (частного сектора) уполномоченными выполнять функции государственного характера.

Однако следует отметить, что в зоне ЗАЭВС контроль над наличностью, находящейся на руках населения сельских районов и пригородных местностей остается одной из наиболее сложных проблем финансовых властей региона, поскольку высокий удельный вес неграмотного населения в западноафриканском обществе делает ситуацию критической. Стремление центрального банка западноафриканских государств решить проблемы данного характера обусловило формирование новых финансовых структур

под названием: Децентрализованные финансовые системы (ДФС) или микрофинансовые институты (МФИ) [8].

Микрофинансы получили весьма ускоренное развитие и распространение после банковского кризиса 1980 года. В настоящее время они превратились в эффективный инструмент борьбы с беднотой, безработицей, финансовым сепаратизмом и мобилизацией сбережений сельских населенных пунктов (табл. 2). Из табл. 2 следует, что количества учреждений (ДФС) в зоне ЗАЭВС выросло от 272 до 565 институтов с 1999 года по 2002 год. В этот же период их депозиты выросли с $188,311 млн. до $313,439 млн., что свидетельствует об эффективности новых финансовых инструментов и о необходимости дальнейшего их развития. Они выступают в качестве эффективного инструмента экономической трансформации и предоставляют клиентам, экономическим агентам долгосрочные финансовые услуги, способные поддержать их экономическую деятельность. Из табл. 2 следует, что сумма выданных кредитов выросла на 55,82% с 1999 по 2002 гг., соответственно с $200,72 млн. до $359,564 млн. Расширение доступа представляемых финансовых услуг всем категориям населения превратилось в острую конкуренцию между микрофинансовыми институтами (децентрализованные финансовые институты) и банковской системой, именно на сегменте рынка кредитов для средних и малых предприятий и для среднего класса населения.

В связи с этим были приняты решения для консолидации и дальнейшего развития деятельности новых институтов путем модернизации их информационной системы и управления с применением современных технологий, совершенствования внутренних и внешних инструментов контроля и обеспечения правовой базы.

Таблица 2 — Динамика развития ДФС в зоне ЗАЭВС

Основные индикаторы Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1999 2000 2001 2002

Количество институтов (ДФС) 272 397 555 565

Количество точек сервисного обслуживания 26121 2681 2626 2549

Количество работающих — 6290 7892 9371

Собственные фонды, млн. $ 60,00 55,60 65,73 86,80

Общие активы, млн. $ 64,75 93,178 105,72 103,78

Депозиты, млн. $ 188,32 218,60 257,92 313,44

Выделенные кредиты, млн. $ 200,73 212,65 268,29 359,57

Количество выданных кредитов 432362 532898 583443 924217

Капиталовложения, млн. $ 295,23 326,85 403,42 442,15

Составлено и рассчитано по /Rapport sur les systemes financiers decentralises (mono-graphie) UEMOA 2001, 2002 /SDF; Rapport sur les SDF Banque Centrale des etatats de l’afriqe de l'ouest BCEAO 2003 www.becao.int

Кроме этого, также была разработана центральным эмиссионным банком в 2003 году региональная программа для поддержки и усиления процессов дальнейшего развития деятельности децентрализованных финансовых институтов (РЯЛЕГОЕ) [7]. Несмотря на огромный успех этого сектора, его участие в мобилизации сбережений и финансировании экономики региона остается слабым и колеблется в размере 5% от общего объема финансирования финансовой системы [9, С.82].

Развитие западноафриканского финансового рынка прошло ряд сложных этапов, которые вобрали в себя как позитивные, так и негативные особенности. Прогрессивная эволюция позитивных тенденций отражают новый поворот в истории социально-экономического и финансового развития западноафриканского общества. Важно отметить, что период 19941998 годов можно отнести к начальному этапу экономических преобразований и зарождения институциональной системы ЗАВЭС. Создание и мо-

дернизация инфраструктур развития единого регионального рынка, развитие сети коммерческих банков и небанковских финансовых институтов (кооперативы, фонды, страховые компании, инвестиционные компании), реорганизация денежного рынка проходило в 1993 году. В начале 2002 года начал работать рынок государственных ценных бумаг, что дало импульс для создания необходимых условий для начальной стадии формирования развития региональных финансовых интеграционных процессов. Эмиссия казначейских бонов и облигаций подкрепили внутренние взаимосвязи между денежным и финансовым рынками, путем достаточного выпуска государственных ценных бумаг, что обусловило развитие политики открытого рынка (ОРЕК-МЛЯКЕТ).

Исходя из статистических данных центрального банка, банковская система ЗАЭВС состояла в конце 2003 года из 96 институтов (против 91 в конце 2002 года), в числе которых 72 банка и 24 финансовых учреждения. Кредитные институты в зоне ЗАВЭС относятся к категории универсальных банков.

Банковский сектор характеризуется олигополистической структурой, где доминируют 7 международных групп, контролирующих 70% общего рынка. Однако следует подчеркнуть, что проводимые институциональные реформы способствовали развитию и стабилизации кредитной системы, формированию и развитию межбанковского валютного рынка. Именно в этом периоде намечается развитие государственных ценных бумаг, проявляются первые признаки прогрессивного продвижения к структурной сбалансированности денежного рынка благодаря наращиванию объемов операций на открытом рынке и на рынке межбанковских кредитов.

Для усиления финансовых процессов развития интеграционных программ в зоне ЗАЭВС и совершенствования механизма функционирования единого регионального финансового рынка, была введена в действие региональная фондовая биржа (БРВУ), расположенная в городе Абиджане

(столица Кот-Дивуара). Имеются национальные представительства в восьми государствах ЗАЭВС. В их задачи входят централизация и передача заказов от компании по управлению и посредничеству (КУП) [2, C.45] в центральном офисе до обеспечения информации о бирже (БРБМ), которая выступает одним из основных и важнейших инструментов привлечения частного капитала, как для развития частных компаний, так и для финансирования государственных расходов с одной стороны, а с другой — является непременным атрибутом современной рыночной экономики. Компания по управлению и посредничеству (КУП) по сути своей занимается операцией (FIXING), котировками компаний на БРВМ и выполняет поручения по покупке и продажи акций и облигаций, а также осуществляет первичное размещение ценных бумаг. Основными индексами биржи (БРВМ) являются — индекс BRVM 10, он отражает работу 10 наиболее активных компаний на фондовом рынке. Другой индекс — BRVM COMPOSITE отражает работу всех котируемых компаний на бирже.

Механизм формулировки критериев в подборе компании, индекси-ровке в BRVM COMPOSITE и BRVM 10 основан на базе основных мировых индексов, в частности - индекса (FCG) (International Financial Corporation), привязанный к мировому банку. Наряду с основными индексами существуют и отраслевые индексы [9, C.82] среди которых основными являются: BRVM industries, BRVM services, BRVM finance, BRVM transport, BRVM agricultures, BRVM distribution и другие. Западноафриканская фондовая биржа относится к так называемым развивающимся фондовым рынкам, характеризующимся высокой волативностью, высоким уровнем риска, но и в то же время высоким потенциалом роста. Однако проблема создания конкурентной среды в финансовой сфере в нынешних условиях может решаться только посредством совершенствования законодательной базы, развитием и модернизацией информационной системы и управления. На региональный финансовый рынок ЗАЭВС существенное воздействие

оказывает центральный эмиссионный банк. Используя различные инструменты в области денежно-кредитной политики, он влияет на динамику процентных ставок на денежном рынке по кредитным и депозитным операциям, формирует конъюнктуру на рынке государственных ценных бумаги, влияет на доходность по операциям с этими ценными бумагами. Однако развитие регионального финансового рынка в основном зависит от ликвидности его инструментов и здесь особую роль играет эффективность и конкурентоспособность банковского сектора. Решение проблемы валютнофинансового развития во многом зависит от эффективности макроэкономического регулирования стратегии финансовой политики и от эффективности внутреннего механизма капитализации экономики. Уровень монетизации экономики измеряется отношением денежного агрегата М2/ВВП в % (табл. 1). Его динамика зависит от уровня привлечения свободных средств граждан и предприятий коммерческими банками. Несмотря на дефицитный характер торгового баланса стран ЗАЭВС с 2000 по 2001 годы (кроме Кот-Дивуара и Гвинеи Бисау), уровень ликвидности их экономик сохранил тенденции к увеличению в этом же периоде. Однако, исходя из опыта экономических реформ развитых стран в области валютно-финансовой политики, странам зоны ЗАЭВС требуется выработать адекватные и приемлемые мероприятия, применимым к их реалиям для повышения роли своей собственной валюты в системе валютно-финансового механизма управления экономическими процессами.

Библиографический список

1. Берже П. Денежный механизм. Издательская группа "Прогресс" "Универс" 1993. С. 8.

2. Дегтерев Д. Фондовые биржи стран Африки // Азия и Африка сегодня. 2004. № 5. С. 45.

3. Морозенская Е. Глобализация теневой экономики и Африка // Азия и Африка сегодня. 2002. № 2. С. 6.

4. Региональная фондовая биржа (БРВМ) - www.brvm.org

5. Тихомиров В. Валютно-финансовые проблемы стран АСЕАН // МЭ и МО. 1986. № 6. С. 132

6. African development report, 2004 (economic and social statistics, table 212, 2-1. African development bank Group, 2004, page 314, 325.

7. Banque ouest Africaine de developpement Rapport annuel 2003. www.boad.org.

8. BCEAO - www.bceao\int Regional.

9. BCEAO. Direction des systemes financiers decentralizes / Banque de France - Rapport zone Franc. 2003. P. 82.

10.BOAD - African development Report overall government deficit (-)Report 2004 (+) surplus as a percentage GDP at current prices (percentage) Tabl 2.11. Р. 324.

11.Economic and social statistics — African development bank group.

P. 325; African development Report. 2004. Tabl. 2-12

12.Modiale / Bahque de France - Repport annuel zone Franc. 1999. Р. 76.

13.Rapport sur le developреment en Afrique 2004 zone franc / banque de France.

14. Rapport sur les systemes financiers decentralises (monographie) UEMOA 2001, 2002 /SDF; Rapport sur les SDF Banque Centrale des etatats de l’afriqe de l'ouest BCEAO 2003 www.bceao.int

15. Pierre van den Boogaeard and Tsangarides Charakambos G. Ten years the CFA franc devaluation progress toward Regional integration in the WAEMU July 1 - 2005 by -WP/05/145 IMF. www.imf.org.

16. Series statistiques zone UEMOA - banque de France 2004

17.Yaya sidibe - журнал - L'independent - 15/10/2004. Р. 1. www.maliweb.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.