Научная статья на тему 'Монетарная и фискальная политика: дискуссии о роли в системе государственного регулирования'

Монетарная и фискальная политика: дискуссии о роли в системе государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / УЧЕТНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА / ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монетарная и фискальная политика: дискуссии о роли в системе государственного регулирования»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

УДК 336

2020.03.009. ЛУЦКАЯ ЕЕ. МОНЕТАРНАЯ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ДИСКУССИИ О РОЛИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: промышленно развитые страны; монетарная политика; фискальная политика; цели и эффективность монетарной и фискальной политики; учетная ставка процента; дефицит государственного бюджета; государственный долг.

В обстановке надвигающегося экономического спада в западных странах оживились дискуссии относительно наиболее действенных инструментов антикризисной политики. В обзоре анализируются подходы западных аналитиков к проблеме преимуществ и недостатков двух основных видов государственной политики -монетарной и фискальной, а также особенности монетарной политики США и факторы, ограничивающие использование монетарных и фискальных инструментов в современной экономике.

В послевоенной истории США 2010-е годы - это один из периодов наиболее продолжительного роста, отличающегося сравнительно невысокими темпами: темп роста ВВП за период с 2009 г. составил в среднем 2,3% [1]. Такое положение сохранилось и в 2019 г.: рост ВВП равнялся 2,2% при уровне безработицы - 3,5% и инфляции - ниже 2%. В ближайшей перспективе ожидается снижение темпов роста и ослабление экономической экспансии. Появились признаки сползания экономики в фазу спада (быстрый рост стоимости рисковых активов, увеличение уровня принятия рисков банками и др.).

В 2010-х годах монетарная политика была доминирующим инструментом регулирования экономики в большинстве стран мира, что было связано с преодолением последствий финансового

кризиса 2008 г. Однако и после того, как глобальная экономика восстановилась, центральные банки (ЦБ) продолжали вливания денег в экономику. В 2019 г. совокупная сумма балансов ЦБ мира ежемесячно возрастала на 100 млрд долл. [1].

Вплоть до недавнего времени США располагали довольно значительными возможностями по сдерживанию потенциального экономического спада. В отличие от большинства развитых стран, где отмечалась отрицательная учетная ставка процента, в США она находилась на уровне 1,50-1,75%. Среди других рычагов монетарной политики Федеральной резервной системы (ФРС) - прогноз предстоящих изменений в монетарной политике и учетной ставке на ближайшее будущее (forward guidance), который считается весьма действенным. Однако в марте 2020 г. ФРС объявила о резком снижении учетной ставки на 0,5 процентных пункта, т.е. до 1-1,25%. Это самое значительное снижение со времени кризиса 2008 г., которое власти обосновывают риском воздействия корона-вируса на экономику США.

Анализируя монетарные меры ФРС за четверть века, председатель совета управляющих ФРС Дж. Пауэлл отмечает, что длительное уменьшение процентных ставок соответствовало условиям стабильности цен и высокому уровню загруженности производственных мощностей. Однако низкие ставки создают предел их дальнейшему сокращению в случае, когда надо будет противостоять спаду. В последние три года ФРС начала пересматривать монетарную стратегию с целью усилить ее адаптивность к меняющейся экономической среде: учетная ставка процента была повышена 4 раза.

Однако во второй половине 2019 г. в монетарной политике ФРС произошел разворот в сторону снижения учетной ставки. Пауэлл объясняет его необходимостью помочь экономике США приспособиться к новым условиям глобального развития (ослабление роста, торговые конфликты, последствия распространения коронавируса) и содействовать достижению целевого уровня инфляции в 2%. За вторую половину 2019 г. учетная ставка была снижена 2 раза. Кроме того, было объявлено о покупке краткосрочных казначейских векселей (treasury bills) на сумму 60 млрд долл. в месяц и о расширении операций на рынке репо. По мнению Пауэлла, новые монетарные меры ФРС не означают ужесточения

монетарной политики, по сути - это всё та же политика количественного смягчения QE [2].

Среди негативных последствий мягкой монетарной политики специалисты выделяют рост совокупного долга. Дешевые деньги приводят к снижению стоимости заемного капитала и способствуют росту как государственной, так и корпоративной задолженности. В 2018 г. долг федерального бюджета США превысил 100% ВВП; в странах зоны евро госдолг был равен 87,9% ВВП (т.е. выше целевого уровня в 60%, но существенно ниже пиковой величины 2015 г. - 93% ВВП). Что касается глобального долга, то в 2018 г. он оценивался в 230% глобального ВВП [1].

В современных условиях, когда потенциал монетарной политики невелик, а в странах ЕС (из-за отрицательных процентных ставок) он практически уже исчерпан, правительства развитых стран обращаются к фискальным мерам регулирования. Рост популистских настроений способствовал увеличению роли фискальной политики и стратегии дерегулирования экономики. По мнению специалистов, с помощью фискальных мер можно интегрировать избыточную ликвидность в реальную экономику. Кроме того, прямые фискальные стимулы необходимы в случае спада. Однако реализация этой политики также наталкивается на ряд серьезных препятствий. Речь идет в первую очередь о росте бюджетного дефицита и госдолга. Так, в США бюджетный дефицит в 2019 г. составил 1109 трлн долл. в значительной мере из-за сокращения налогов на корпорации и роста военных расходов. С 2016 г. отношение дефицита бюджета к ВВП увеличивалось и в 2018 г. достигло 3,8% ВВП. Если в развитых странах в ближайшее время не будет снижен государственный долг, фискальные стимулы вряд ли будут играть решающую роль в преодолении негативных процессов в экономике [1].

Соотношения между монетарной и фискальной политикой в экономической истории США. Как отмечает Р. Скидельски (R. Skidelsky), профессор Уорикского университета Великобритании (The University of Warwick), смена акцента в экономической политике напоминает колебания маятника [4]. После Второй мировой войны политика стабилизации, согласно теории Дж.М. Кейнса, должна была стать «строго фискальной»: бюджетные инструменты использовались для достижения сбалансирован-

ности экономики и полной занятости. Однако 1970-е годы были периодом монетаристской контрреволюции, которую возглавил М. Фридман. Единственным инструментом, стабилизирующим рыночную экономику, по мнению этого ученого, является ценовой фактор. Экономика может быть стабильной при так называемой естественной норме безработицы, если инфляция контролируется независимыми центральными банками, а бюджет сбалансирован. Макроэкономические установки этой политики были доминирующими вплоть до глобального кризиса 2008 г.

Затем маятник качнулся назад, поскольку монетарная политика не смогла предвидеть и предотвратить Великую рецессию 2008-2009 гг., а также создать условия для полного восстановления после кризиса. Во многих странах, включая Великобританию, средние реальные доходы населения остаются всё еще ниже, чем до финансового кризиса.

Разочарование в монетарной политике происходит на фоне признания положительных результатов экспансионистских фискальных мер президента Б. Обамы в 2008-2009 гг. и негативных последствий европейских антикризисных программ бюджетного ужесточения. Окончательная реабилитация фискальной политики произошла в 2013 г., когда тогдашний главный экономист МВФ О. Бланшар (O. Blanchard) подчеркнул ее значение в качестве антициклического инструмента. В настоящее время даже руководители ЦБ не отрицают важной роли фискальной политики в процессе стабилизации экономики.

Критики монетарной политики, анализируя ее недостатки, указывают, в частности, на «бесполезность» коммерческих банков для реальной экономики в период кризиса, несмотря на огромные суммы ликвидности, получаемые ими от ЦБ. Теоретическая поддержка этой точки зрения восходит к Кейнсу, который признавал, что монетарные вливания неэффективны, поскольку «слишком много денег застревает в финансовой системе, не доходя до реальной экономики» [4].

Скидельски критикует профессора экономики Гарвардского университета К. Рогоффа, который настаивает на главенствующей роли монетарной политики вопреки свидетельствам о ее неэффективности. Он подчеркивает, что ЦБ не способны контролировать совокупный уровень расходов и, следовательно, уровень произ-

водства, занятости и цен. По мнению Скидельски, следует обратить внимание политиков на автоматические финансовые стабилизаторы - инструменты фискальной политики, основанные на идее обеспечения гарантий занятости в государственном секторе. Сама эта идея не нова. Создание «резервуаров публичной занятости», призванных уравновешивать колебания в частных расходах, было предусмотрено законом о полной занятости Хамфри - Хокинса (1978). Если бы этот закон был в свое время реализован, он мог бы служить «более мощным стабилизатором, чем современная система социальной безопасности» [4].

Рогофф признает, что в последнее десятилетие роль монетарных мер, как главного антикризисного инструмента, уменьшается (прежде всего, вследствие падения учетной ставки процента) [3]. Фискальная политика, по его мнению, «слишком политизирована», чтобы стать надежной заменой «современным независимым и технократическим центральным банкам», которые до сих пор играли главную роль в краткосрочной стабилизации экономики.

Как считает Рогофф, распространяющееся в обществе убеждение, что фискальная политика может заменить монетарную в качестве главного «настройщика» экономики, свидетельствует о том, что все уроки, полученные в 1980-х и 1990-х годах, в настоящее время забыты. Выработка фискальной политики, как правило, сопровождается сложными компромиссами, добытыми в жесткой борьбе групп интересов. По этой причине в большинстве стран на ЦБ возложена задача проведения краткосрочной политики стабилизации. Независимые ЦБ представляют собой одну из наиболее значимых инноваций в макроэкономике со времен Кейнса. Законодательные органы и правительства могут и должны принимать решения относительно долгосрочной политики, но «представления, что они могут осуществлять тонкую настройку экономики, глубоко ошибочны» [3].

В настоящее время экономическая политика большинства стран отличается высоким уровнем поляризации, а решения в этой сфере принимаются с очень маленьким перевесом голосов. Например, в США фискальная стратегия демократов направлена на увеличение расходов и социальных трансфертов. Тогда как республиканцы делают упор на сокращение налогов с целью ослабить позиции правительства. Подобные различия в подходах имеют

своим результатом непоследовательную политику. По таким параметрам, как своевременность регулирующих мер и их масштаб, фискальная политика неизбежно будет проигрывать монетарной. Вполне возможно, отмечает Рогофф, что в период будущей рецессии в некоторых странах фискальная политика будет удачной и надежной. Но сама идея, что можно игнорировать различия в функциях и задачах двух политик - фискальной и монетарной, представляется ему наивной. Столь же утопично и положение об «автоматических стабилизаторах», таких как страхование по безработице и социальные трансферты, которые якобы могут способствовать стабилизации экономики.

Правильным решением Рогофф считает не снижение роли монетарной политики, а поиск способов повышения ее эффективности в условиях низких процентных ставок. Если этого не удастся добиться, то можно ожидать увеличения волатильности бизнес-циклов [3].

Обобщая взгляды западных экономистов на роль монетарной и фискальной политик в системе государственного регулирования экономики, можно сделать следующий вывод. Современная экономика нуждается в защитных инструментах как монетарной, так и фискальной политики, и они должны дополнять друг друга. Воздействие обеих политик будет оптимальным, если они будут направлены на достижение одной цели и будут применяться в согласованном режиме. Однако в настоящее время и в краткосрочной перспективе возможности аккомодации обеих политик к негативным экономическим тенденциям ограничены рядом объективных обстоятельств. По-видимому, в ближайшие годы общий уровень поддержки экономики со стороны монетарных и фискальных властей будет ниже, чем в последнее время.

Список литературы

1. Monetary policy dominated the last decade: What's ahead // Seeking Alpha. - 2020. -16.02. - Mode of access: https://seekingalpha.com/artide/4324581-monetary-policy-dominated-last-decade-ahead

2. Powell J.H. Semiannual monetary policy report to the Congress. - 2020. - 11.02. -Mode of access: https://www.federalreserve.gov/newsevents/testimony/powell 20200211a.htm

3. Rogoff K. Fantasy fiscal policy // Project syndicate. - 2020. - 03.02. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/resisting-risky-fiscal-policy-by-kenneth-rogoff-2020-02

4. Skidelsky R. The monetarist fantasy is over // Project syndicate. - 2020. - 17.02. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/boris-johnson-global-shift-from-monetary-to-fiscal-policy-by-robert-skidelsky-2020-02

2020.03.010. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ США КАК ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВРЕМЯ РЕЦЕССИИ.

Yield-curve control could prove a useful tool in the next recession // The Economist. - L., 2020. - 30.01. - Mode of access: https://www. economist.com/finance-and-economics/2020/01/30/yield-curve-control-could-prove-a-useful-tool-in-the-next-recession

Ключевые слова: процентная ставка; Федеральная резервная система; количественное смягчение (QE); регулирование кривой доходности; денежно-кредитная политика.

Самой большой проблемой для Федеральной резервной системы (ФРС) США и для глобальной экономики сегодня являются устойчиво низкие процентные ставки. В последние месяцы члены Совета управляющих ФРС говорили о необходимости подготовиться к будущим спадам. Базовая ставка, вероятнее всего, будет снижена до нуля, что заставит ФРС снова обратиться к «нетрадиционным» инструментам - количественному смягчению (QE). Дж. Пауэлл, председатель ФРС, на пресс-конференции в конце января 2020 г. заявил, что руководство ФРС готово рассмотреть контроль над кривой доходности (yield-curve control) в качестве нового инструмента денежно-кредитной политики, заимствованного в Японии. Специалисты уже называют это нововведение многообещающим, но довольно скромным в свете проблем, которые может принести рецессия.

После мирового финансового кризиса 2008 г. появилась надежда на восстановление процентных ставок, регулирование которых является приоритетным инструментом политики центральных банков. Но, несмотря на начавшийся рост, лишь немногие страны мира подняли базовые ставки выше нуля. В 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.