Научная статья на тему 'МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

934
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блохина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

7. «Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018» https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/.

Блохина А.В.1- Московский гуманитарный университет

МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация: Установлена роль явления молодёжного предпринимательства в структуре экономики Российской Федерации. На основе анализа социологических исследований определены основные черты и характеристики молодёжи в сфере малого бизнеса. Рассмотрены проблемы определения категории «молодёжного предпринимательства» на законодательном уровне и государственной поддержки молодёжи при открытии собственного дела.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, молодёжная политика, развитие экономики, самозанятость, молодёжь.

Молодежное предпринимательство - один из видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в современной рыночной экономике. Особенно оно актуально для российских непростых условий, когда будущее поступательное развитие невозможно без активных долгосрочных инвестиционных прогнозов и человеческого потенциала. В Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 34 говорится о том, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельностью [1], следовательно, молодежь не является исключением. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [2].

Развитие предпринимательской деятельности в среде молодёжи является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства на территории РФ и, в частности, в Москве [3].

По данным национального отчёта GEM за 2016/2017 гг. средний возраст российского предпринимателя составляет 39 лет. Среди ранних предпринимателей в 2016 г. наиболее активными были люди в возрастной группе 25-34 года (35,7%). Доля этой группы была наибольшей за все время наблюдений, например, в 2014 — 37,8%. Доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в раннем предпринимательстве составляет 16,9%. Значение этого показателя выросло по

1 Блохина А.В.- студентка кафедры экономических и финансовых дисциплин АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

сравнению с 2014 г. (12,5%), но заметно сократилось по сравнению с 2013 г. (21,6%). [4].

Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводятся социологические исследования, направленные на определение степени вовлеченности молодёжи в предпринимательскую деятельность. В рамках программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъектах Российской Федерации» агентства Росмолодёжь стартовавшей в 2010 г. и на базе социологических исследований выявлено, что процент молодых людей, желающих заниматься бизнесом (по данным ИСПИ РАН), в несколько раз превышает долю молодежи, уже занимающейся предпринимательской деятельностью: 54% опрошенных студентов считают, что большая часть молодежи в России рассматривает малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры. Большинство студентов и молодых людей считают, что собственное дело создает преимущественные возможности для самореализации (78% опрошенных) и обеспечивает более высокий уровень дохода (60% опрошенных) в сравнении с работой по найму. Но молодежь не спешит открывать своё дело: только 3% опрошенных ответили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность [6]. Согласно исследованиям, основные трудности, с которыми сталкивается молодежь при открытии бизнеса, - отсутствие денег (около 53% опрошенных), опыта (порядка 16%) и образования (около 11%). В числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, опрошенные молодые люди часто называют: предполагаемый высокий заработок (59%); независимость (47%); возможность творчества (38%); карьерный рост (30%); возможность быть собственником (28%); возможность руководить (24%); престиж (20%); риск (7%). Основными препятствиями в организации бизнеса, по мнению респондентов, могут быть: отсутствие денежных средств на организацию бизнеса, невозможность кредитоваться (76%); отсутствие необходимой информации (15%); административные барьеры (14%); незнание основ предпринимательства и законов и др. Преодолению этих трудностей могли бы способствовать, по мнению опрошенных, такие действия государства, как: прямая финансовая поддержка (38%); образовательная поддержка (27%); информационно-консалтинговая поддержка (21%); лизинг оборудования (18%) и др. Очевидно, что основные потребности начинающих молодых предпринимателей лежат в области финансов, а также пополнения образовательных и информационных ресурсов. Сюда же можно отнести потребности в формировании таких личностных качеств, как уверенность (77%), целеустремленность (70%), готовность к риску (62%), коммуникативность (59%), лидерство (50%) и ряд других

В России огромное количество студентов и выпускников ВУЗов сталкиваются с проблемой безработицы и поиском "своего места", и молодёжный бизнес может стать одним из решений данной социально-экономической проблемы - создать новые рабочие места, несколько снизить уровень безработицы и т.д. От бизнес-активности молодёжи зависят темпы экономического роста страны. В 2019 году можно смело выделить молодёжное предпринимательство в отдельный сегмент малого предпринимательства.

Молодёжь является самой активность частью населения, молодые люди открыты к получению и эффективному усвоению новых знаний, их применению на практике, они не бояться изменений в жизни, очень быстро и охотно на них реагируют по сравнению с людьми среднего и старшего возрастов, более креативны и рискованы. Предпринимательский потенциал молодёжи огромен.

Само «молодёжное предпринимательство» имеет ряд особенностей, как положительных, так и отрицательных. К положительным сторонам стоит отнести: активность и креативность мышления; мобильность и гибкость; возможность систематически и эффективно обновлять свои предпринимательские знания и навыки, быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся требованиям рынка; предрасположенность к риску.

Но молодёжному предпринимательству необходима серьёзная и продуманная поддержка со стороны государства, муниципальных и городских властей, так как молодые люди на пути к открытию собственного дела сталкиваются с рядом проблем, из-за которых они могут отказаться от начала собственной предпринимательской деятельности. Это могут быть проблемы финансового характера - отсутствие инвесторов или собственного стартового капитала, отказ банков в предоставлении кредита, высокие налоги и др. - либо проблемы недостаточной просвещенности по тем или иным вопросам - незнание юридических процедуры регистрации ИП, непонимание налогового законодательства, отсутствие «нужных связей», не информированность о государственных программах поддержки. Также могут быть и психологические проблемы - страх начать что-то новое, непонимание окружающих и близких, недостаток мотивации и т.д.

В настоящее время предпринимательство в среде молодёжи можно назвать одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого бизнеса в РФ. Необходимо создавать благоприятные условия с целью привлечения молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет в данную сферу экономической деятельности.

Трудность состоит в том, что до сих пор на законодательном уровне категории «молодежь» и «молодежное предпринимательство» в России не определены. Федеральные законы не выделяют молодых предпринимателей в отдельную категорию, предоставляя им поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства [5]. Развитие предпринимательства в среде молодёжи является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве. В разные годы в столице предпринимались попытки законодательно поддержать молодёжь или регламентировать самое явление «молодёжное предпринимательство».

В рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве в 2004-2006 гг. осуществлялась реализация подпрограммы "Развитие малого предпринимательства в молодежной среде"

На период 2010-2012 гг. была разработана Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве, предусматривающей поддержку и развития молодёжного предпринимательства

и выделение в 2010-2012 гг. бюджетных финансовых ресурсов города Москвы в размере 275,4 млн. рублей. Ниже перечислены основные законодательные акты, регулирующие в разное время молодежное предпринимательство в г. Москве:

• «О Поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», Закон от 26 ноября 2008 г., № 60. Данный Закон регулирует отношения между органами государственной власти и субъектами малого и среднего предпринимательства. В тексте Закона предусматривалось «вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп»;

• «О молодежи», Закон от 30 сентября 2009 г., № 39 регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики г. Москвы. В Статье 35 данного Закона «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» предусмотрено содействие инновационной части предпринимательства; обучению молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности; предоставление субсидий на покрытие части расходов молодежных объединений, связанных с их предпринимательской деятельностью [7];

• «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде в городе Москве на 2010-2012 гг.» Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г., № 804-ПП.

В настоящее время одним из направлений работы агентства Росмолодёжь является концепция «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», целью которой является создание «нового поколения предпринимателей. Стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах РФ действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в данную сферу» [8]. Так же Росмолодёжь реализует программу «Ты - предприниматель», одной из целей которой является «поддержка предпринимательских инициатив и содействие в их реализации» [8].

Стоит отметить, что уже на Всероссийском уровне Федеральным агентством по делам молодежи и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» с 2010г. ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России».

Для развития и поддержки молодежного предпринимательства в России необходимо создать комплексный подход решения данной проблемы: законодательно закрепить и понятие «молодежное предпринимательство», цели и задачи молодежного предпринимательства. С целью поддержки и помощи молодежи необходимо проводить мероприятия по повышению уровня образования в области предпринимательства и юридических вопросов, создавать уникальные финансовые продукты для кредитования при открытии нового дела, организовывать государственные программы поддержки, открывать и развивать бизнес-икубаторы и др. Очень важно сейчас побуждать молодежь заниматься пред-

принимательской деятельностью и создавать для этого все условия, ведь именно молодежное предпринимательство в дальнейшем может стать одним из важных факторов развития экономики страны.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. - N 51-ФЗ Г

3. Постановление от 19 сентября 2006 года N 696-ПП. О молодежном предпринимательстве в городе Москве.

4. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства 2016/2017», Россия, 2017.

5. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» Росмолодёжь.

7. Социология молодежи/ Р. В. Леньков [и др.]; под ред. Р. В. Ленькова. — М. : Издательство Юрайт, 2019.

8. Агентство «Росмолодёжь» - https://fadm.gov.ru/

Голикова О.Е.1 - Московский гуманитарный университет

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. Определено одно из главных, наряду с материально-вещественным потенциалом общества, условий экономического развития страны в последние годы - человеческий фактор. Выявлена взаимосвязь трудового, человеческого и лидерского потенциалов, а также цель их исследования учеными. Представлено понимание «лидерского потенциала» как «экономики человеческих способностей». Обоснована причина особого интереса в изучении лидерского потенциала как важной составляющей человеческого потенциала.

Ключевые слова: лидерский потенциал, человеческий потенциал, трудовой потенциал, человеческий фактор, трудовой ресурс, экономическое развитие.

Динамика экономического роста в стране за последние годы отчасти обусловлена преходящими факторами (условия торговли, цены на энергоносители, уровень использования производственных мощностей, объемы потребительского кредитования), которые имеют тенденцию к нестабильности и не всегда по-

1 Голикова Олеся Евгеньевна - магистрант 1 курса кафедры менеджмента, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», директор по персоналу ООО «АТ Транс».

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.