Муханова М.Н., к. соц.н., с.н.с ИС РАН, г. Москва
Молодые специалисты как ресурсная социальная группа Калмыкии.
В период социальных изменений становится все более актуальным решение проблем воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества. Одним из факторов влияющих на характер этого процесса, является деятельность института высшего образования. В круг его задач входит повышение эффективности и качества воспроизводства высококвалифицированных кадров. Решение этой проблемы имеет значение, как для высшей школы, так и для экономики и культуры региона и России в целом.
Трансформация социальных институтов в России, изменив социальные практики в повседневной жизни индивидов, породили новые адаптационные модели поведения. Жизнедеятельность человека все больше зависит от эффективности технико-технологических новшеств и ориентации в информационно насыщенном пространстве. Высшее образование стало массовым явлением. Однако индивид все более нуждается не столько в приобретении определенной квалификации, а в праве ее реализации в труде, на практике. Сегодня же полная занятость всего лишь идеал. Время, выделенное для свободного или вынужденного досуга, значительно увеличилось из-за безработицы или временной занятости. Это особенно наглядно видно на региональном уровне. Свобода выбора индивида (уровень безработицы) находится в зависимости от структурных отраслей региона.
Методической базой нашего исследования послужили исследования, проведенные автором в Республике Калмыкия 2000-2002 гг. в рамках различных исследовательских проектов, которые отразили проблемы образования. Это 10 фокус-групп среди выпускников г. Элисты, районных центров Яшкуль и Приютное. Экспертные опросы в форме
формализованного и неформализованного интервью - чиновники и служащие различных департаментов, сельских администраций, занимающиеся кадровой политикой - 35 чел., преподаватели и специалисты Калмыцкого университета (27 чел), выпускники КГУ 2001-2003 гг., работающие в рыночной сети городской экономики - на рынке, кафе, в магазине (37 чел.). Данные исследования позволили обратиться к непосредственным носителям, изучаемой проблемы, они нацелены на те ее стороны, которые мало поддаются прямому наблюдению. А также это позволило диагностировать рынок труда в регионе. В работе были использованы материалы Госстатистики и исследований, проведенных автором в 1996- 2002 г. в РК по социальной структуре, которые послужили сопутствующим материалом анализа.
Методологической исходной посылкой проблем высшего образования, по мнению автора, может служить концепция множественных форм капитала. С точки зрения этой концепции проблему образования целесообразно рассматривать на стыке трех видов капитала -экономического, социального и интеллектуально-информационного. Такой подход позволяет выделить в качестве особых страт, связанных со сферой образования, где происходит стратификационные процессы по признаку принадлежности к экономическому, социальному, интеллектуально-информационному капиталу. Эффективность поствузовской адаптации в регионе во многом зависит от наличия объема социального капитала и возможности его эффективного использования. Под ресурсом социального капитала (в терминологии П. Бурдье) мы понимаем «капитал», обеспечивающий его носителям выигрыш (успех в структуре межчеловеческих взаимоотношений), облегчающий или делающий возможными достижения определенных целей. Данный ресурс обеспечивается наличием полезных связей, помощью, доверием и поддержкой, оказываемой социальным окружением. Таким образом, мы
можем выделить условно несколько социальных групп, порожденных взаимодействием этих форм капитала.
Во-первых, это высшая страта - выпускники, дети элитных государственных чиновников (республиканского, городского уровня), предпринимателей, обладающих большими экономическими и финансовыми ресурсами.
Во-вторых, средняя страта - выпускники - дети чиновников среднего уровня, предпринимателей среднего уровня, интеллигенции, зажиточных сельских жителей, фермеров. Они имеют средние экономические показатели, т.е. у них нет существенного экономического или финансового капитала, имеют высшее, реже средне-специальное образование, квалификацию. Сюда также входят те высококвалифицированные специалисты (врачи, юристы, экономисты, бухгалтеры), которые были вынуждены выехать за пределы республики (в основном г. Москву, районы Крайнего Севера, Сибири) в поисках хорошего, достойного заработка, чтобы дать своим детям хорошее образование.
Следует отметить, что большинство детей этих двух социальных групп получают образование за пределами республики, в основном в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Саратове, Волгограде. Как правило, они заканчивают специализированные лицеи, музыкальную или художественную школы, несколько лет занимаются с репетиторами и имеют целенаправленную ориентацию на определенный вуз. А если поступают в Калмыцкий университет, то на престижные факультеты: юридический, бухучет, иностранные языки. Из интервью Анны, специалиста департамента, 48 лет (август 2002 г.): «У меня бюджетная зарплата, как и у мужа инженера-энергетика департамента, поэтому решили, что не потянем учебу за пределами республики. Хотя наша дочь окончила лицей с золотой медалью, музыкальную школу (скрипка) и с красным дипломом КГУ, устроилась работать в банк бухгалтером».
Нижняя страта - выпускники, чьи родители служащие бюджетных, государственных организаций, частных предприятий. Это рядовые специалисты, чиновники районных, сельских администраций, мелкие предприниматели (лавочники, владельцы ларьков), самозанятые, сельские рабочие, владельцы личного подсобного хозяйства, наемные работники.
Критерием эффективности жизненного пути выпускника является высокий рейтинг (или брэнд) вуза, который характеризует его как востребованную модель специалиста, обусловливает рыночную цену не только на его умения и навыки, но и на определенный тип мышления. В нем также отражаются его ресурсные возможности: социальное происхождение, объем социального капитала. Таким образом, базовое образование рейтингового вуза, конвертируясь в социальное пространство, является доминантой его социальной мобильности.
В России территориальная стратификация весьма важная составляющая и становится едва ли не детерминирующим фактором социального капитала индивида. Пространственная сегрегация образования оказывает первостепенное значение на жизненный путь выпускника вуза. Каковы же шансы у выпускника регионального, национального, провинциального вуза на российском пространстве? На примере Республики Калмыкия мы попытаемся рассмотреть адаптационные возможности, стратегию и тактику поведения выпускников, а также как этническая детерминанта оказывает влияние на их социальную мобильность.
Сеть высшего образования в Республике Калмыкия составляют Калмыцкий государственный университет и восемь филиалов вузов России. Одними из первых начали функционировать - Калмыцкий филиал Московского открытого социального университета (специальности -юриспруденция и психология), Калмыцкий филиал Московской финансово-
юридической академии (экономист-менеджер), Элистинский филиал Современного Гуманитарного института1.
Основной центр высшего образования в республике - Калмыцкий государственный университет, отметивший 40-летие как кузница квалифицированных кадров. Информацию об университете мы постараемся получить из монографии ректора КГУ Борликова Г.М (2).
В университете сформировалась система подготовки с высшим и послевузовским образованием, включающаяся различные формы обучения, сроки подготовки и источники финансирования. Подготовка специалистов осуществляется на 9 факультетах и 36 кафедр по 7 направлениям и 23 специальностям, послевузовское образование (аспирантура) - по 20 специальностям. В контексте модернизации высшего образования по региональному спросу специалистов в КГУ с 1995 года была открыта подготовка по трем новым специальностям «Технология сельскохозяйственного производства», «Национальная экономика», «Природоохранная обустройство территорий». Таким образом, план ежегодного приема увеличен с 700 чел. в 1994 г. до 765 чел в 1998 г. Прием по заочной форме обучения за счет бюджетных ассигнований увеличилось с 375 чел. в 1994 г. до 485 чел. в 1998 г. Общий контингент студентов по всем формам обучения составляют более 5000 человек, в том числе 3370 - по дневному отделению, 2164 - по заочному. Из них 571 студент - на условиях полной самоокупаемости.
Выпуск специалистов в КГУ за 3 последние года по дневной форме обучения - 1834 чел., заочной - 890. Как отмечает далее Г.М. Борликов, что эффективность выпуска за последние три года на дневном обучение имеет тенденцию роста, хотя в 1998 году происходит снижения уровня эффективности. Часть выпуска бакалавров и студентов перевелись для
1 Илюмжинов К. Н. Калмыкия в политическом и экономическом пространстве России (1996-2002 гг.). Элиста, 2002. С. 480-481.
продолжения обучения в другие вузы, часть выпускников-бакалавров закончили обучение на этой ступени.
Анализ трудоустройства выпускников КГУ за последние три года показывает: выпускники трудоустраиваются как с помощью университета, так и самостоятельно. Большая же часть выпускников педагогических специальностей смогли трудоустроиться, используя заявки Министерства образования Республики Калмыкии. Тем не менее в отдаленных сельских школах не хватает учителей-предметников. Причиной тому - отсутствие социальных условий, главное - недостаток жилья, а также низкая зарплата молодого специалиста. Выпускники остальных специальностей
трудоустраиваются самостоятельно. Далее как отмечает ректор, по остальным специальностям обеспеченность выпускников рабочими местами колебалась от 5 до 30 %. По данным службы занятости на 01.01. 99 г. на учете состоит 120 выпускников трех последних лет, что составляет 8,4%. Большая часть - это выпускники аграрных и инженерных специальностей.
Что же значит для выпускника самостоятельное трудоустройство в Республике Калмыкия? Рассмотрим социальный фон региона, где выпускник пытается реализовать свои возможности на рынке труда.
В 2003 году в народном хозяйстве Калмыкии было занято 112 тыс. чел. Структура занятого населения по возрасту следующая. Наибольший удельный вес представляет группа 40-49-летних (35,3%); затем по убывающей: 30-39-летние - 25,2%; 20-29-летние - 19,4%; 50-59-летние-13,4%. По уровню образования в структуре занятых наиболее представительные - это, имеющие среднее образование, затем, имеющее средне-профессиональное - 26,1%, группа с высшим профессиональным -18,8%. Следует отметить, что уровень занятого населения, имеющего профессиональное образование в республике, ниже средних показателей по РФ, примерно в 0,9 раза, это касается всех видов профессионального образования.
Уровень безработицы в Калмыкии достаточно высокий - 16,8% (в целом по РФ составляет 8,3%). Причем, в структуре безработных существенна группа 20-29-летних (40,8%) и 40-49-летних (25,8%), а среднее время поиска работы составляет 10,7 месяца (по РФ - 8,6 мес.).
Структура работающих людей по формам собственности в 2002 г. распределилась следующим образом: на государственных и муниципальных предприятиях - 51,9 %, в частном секторе - 39,5 %, на предприятиях смешанной формы собственности - 8,0 %. По сравнению с 1995 годом в 2002 году отмечается уменьшение доли занятых в сельском хозяйстве - в 8,3 раза, промышленности - в 0,8 раза, в строительстве - в 0,7 раза. Произошло увеличение занятых на транспорте - в 1,4 раза; в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - в 1,3 раза; в здравоохранении - в 1,08 раза; культуре, искусстве - в 1,2 раза; в науке и научном обслуживании - в 1,5 раза; в образовании - 1,022. За последнее десятилетие ведущая отрасль в республике - сельское хозяйство - подорвано. В агропромышленном комплексе в последние годы советского периода работало 70 % трудоспособного населения. В настоящий период в основной отраслевой структуре занято 28,3% сельского населения.
2003 год в республике был объявлен Годом села, данные комиссии Южнофедерального округа показали нерадужную картину: в 2003 году продолжалось падение объема производства в сельском хозяйстве - 37,5 %, сокращение объемов инвестиций - на 62,6 %, реальных доходов населения -на 2,1 % и т.д. Перечень снижения социально-экономических показателей можно продолжить до бесконечности. Исследования, проведенные в Калмыкии в 1999 г. (N=1000) и 2002 ^(N=520) по маршрутно -территориальной выборке, показали низкую адаптацию жителей всех районов республики, что привело к усилению тенденции потенциальной
2
Калмыкия в цифрах, 2002. Статистический сборник. Элиста, 2003. С. 45-49. Краткая справка аналитической группы общественного движения «Родной край» для федеральных органов власти. / Время Калмыкии, № 3, 10 апреля 2004. С. 2.
миграции, особенно среди молодежи4. Каковы же каналы поиска работы в данной сложившейся ситуации?
Исследование, проведенное автором в мае 2000 г. 10 фокус-групп среди выпускников школ г. Элисты, районных центров Яшкуль и Приютное, показало, что независимо от поселенческой структуры ученики были нацелены на поступление в вузы за пределами Республики Калмыкии - это города Москва и Санкт-Петербург5. Основным мотивом этому послужило, что диплом Калмыцкого университета не обеспечит трамплина вверх на рынке труда не только за пределами региона, но и без связей внутри него, из-за высокой безработицы. А мотивированы данные взгляды под влиянием родителей, большинство из которых выпускники Калмыцкого университета, достаточно хорошо себя реализовавшие в социальной практике. Большинство участников фокус-групп закончили музыкальную или художественную школы, занимались последние 2 года с репетиторами по нескольким предметам и уже были нацелены на поступлении в определенные вузы. Юноши - в академию ФСБ, МВД, налоговую академию; девушки - в медицинские, языковые и финансовые институты.
По данному вопросу было проинтервьюировано 35 служащих Элистинского муниципалитета и департаментов, проведенного в июле 2000 г. По их мнению, это, прежде всего высокоресурсные родители, родственники и друзья. А место работы и статус - это госслужащий министерства или департамента. Если в мегаполисах - гг. Москва, Санкт-Петербург - проблема с заполняемостью кадров госслужащих, обусловлена низкой зарплатой6, то для РК эти места дефицитны и труднодостижимы. Из-за высокого уровня безработицы работа госслужащего престижна,
4 Муханова М.Н. Динамика изменений в социальной структуре населения Республики Калмыкия в постсоветский период. / Социальная стратификация российского общества. Отв. ред. Голенкова З.Т. М., 2003. С. 349.
5 Муханова М.Н. Этническое самосознание молодежи Калмыкии в период модернизационных процессов. / Вестник института. Элиста, 2001, №1. С. 153.
6 Монусова Г.А. Как становятся чиновниками и продвигаются по службе. / Общественные науки и современность, 2004, №3. С. 61.
независимо от зарплаты (обычно у молодого специалиста - это 1,5 - 2 тыс. руб), но зато есть условия для карьерного роста, позволяющие выпускнику накапливать человеческий и социальный капитал, который потом может быть конвертирован в экономические активы. Но самое главное - это стабильная и защищенная занятость, чем непредсказуемый бизнес, а также отсутствие более привлекательных альтернатив. Ролевая специфика канала связи в локальном сообществе очень важна в индивидуальной практике, т.к. в данном случае выпускник МГУ, имеющий диплом юриста или экономиста, но без связей - может быть безработным. На какие или на чьи места приходят молодые специалисты, т.е. кого же они сменили. Но и в РК наблюдается тенденция оттока чиновников из-за отсутствия карьерного роста, неудовлетворенности зарплатой и ухода в бизнес.
Второй путь канала реализации поствузовского образования - это быстрая смена специальности или вынужденный выбор работы в частном предприятии, в том случае, если выпускник из высокоресурсный группы (семейный бизнес или семейное фермерское хозяйство). В иных случаях -это самозанятость или временная работа в качестве наемного работника в частном предприятии. Это может быть рыночная торговля, магазины, сеть общественного питания, т.е. сектор городской экономики. Приведем типичное высказывание 37 интервьюеров - наемных работников (август 2002 г.) - выпускников различных вузов республики. Ирина, 24 года, замужем, дочери 2 года, выпускница КГУ -2001 г., продавец женской одежды на рынке: «Работаю третий месяц, но собираюсь на днях уйти, т.к. доходы идут только от реализации- одно изделие - 10 руб. За 12 часов работы на улице я могу продать 1 -2 товара, спрос упал. Представляете, 10 или 20 руб. в день дохода, зарплаты ежемесячной хозяйка не платит. А у меня только транспортные расходы составляют в день 10 руб., а ведь еще нужно, хотя бы что-то перекусить. В прошлые месяцы я заработала всего лишь 2000-2300 руб.».
Третий путь - это вынужденная миграция в поисках работы. Иначе говоря, выпускники мигрируют из республики (в основном г. Москву) в силу «выдавливающего» фактора, для того, чтобы хотя бы физически выжить. В основном это те, кто пытался реализовать себя в рыночном и бюджетном секторе городской экономики, но из-за низких заработков и отсутствия жилья регион их «вытолкнул», поскольку они не могли себя не только эффективно, но и минимально реализовать. Только за последние три года, по оценкам экспертов , выехало из республики более 18 тыс. выпускников, молодых специалистов. Как показывают результаты исследования, выпускники вузов Калмыкии попадают в различные секторы форм собственности - это сети общественного питания, магазины, рыночный сектор, строительные, транспортные, промышленные предприятия. И в зависимости от занимаемого статуса в структуре организаций, отражаются как пестрая неоднородная в социально-экономическом аспекте группа. Это и официант в японском или китайском ресторане, крупье в казино, бухгалтер в коммерческой фирме, менеджер в корейской фирме, прораб или рабочий на стройке.
Таким образом, молодые специалисты маргинализируясь, теряя полученные знания и закрывая доступ к профессиональной практике, лишаются четких перспектив своего дальнейшего существования. И начало их трудовой деятельности «насыщается неопределенностью, неустойчивостью, порождая риски» (по терминологии З. Баумана). Но тем не менее, несмотря на трудности, которые испытывают молодые мигранты из Калмыкии в большом городе: отсутствие регистрации, поиски работы, жилья, осознавая свои социально-экономические и культурные различия - пытаются достойно создать фундамент своего жизненного пути.
Выпускники последних лет - это поколение, чья социализация прошла в трансформационный период социальных изменений. Они более
7
Пюрвеев Д.Б. Обещанного девять лет ждут / Тачал, 2002, 21 октября, №1. С. 2
приспособлены к современным условиям жизни, не отягощены грузом опыта советского времени. Определенная гибкость и открытость сознания, помогает молодежи лучше ориентироваться в нынешней социально-экономической ситуации. Однако, когда мы приближаемся к пониманию факторов, ответственных за социальную стратификацию в сфере образования, то становится понятно, что эффективная реализация своих ресурсов дается не всем. Причиной этого неравенства являются не только субъективные причины, но и объективные причины, среди которых -влияние межнациональных отношений на условия социальной мобильности этнических меньшинств . Рост деструктивных сил в России - расизм, национализм, различные ксенофобии - сужают, ограничивают возможности индивидуальных реализаций для большинства выпускников Калмыкии за пределами республики. А так, как социальные преобразования зависят от реформаторской и управленческой деятельности социальных институтов, в первую очередь, от политических институтов, выполняющих регулирующую функцию социальной структуры региона. Поэтому, прежде всего, политические институты должны обеспечивать возможность эффективной самореализации представителей не только социальных групп, имеющих материальные или финансовые ресурсы, но и массовых слоев (к коим относится большинство населения республики), что будет способствовать росту человеческого потенциала региона.
Наглядный тому пример, социальные реформы в Республике Саха (Якутия)9, где в контексте регулирования социальной стратификации региона, была разработана и осуществлена концепция и модель модернизации организационно-экономических основ взаимодействия рынка труда и системы подготовки специалистов высшей квалификации. На основе
Паин Э. А. Куда качнется этнополитический маятник? Динамика и механизмы этнической тревожности в постсоветской России. / Россия реформирующаяся. Ежегодник - 2003. М: ИС РАН, 2003. С. 364 - 396.
9 Охлопков В.Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия). Автореферат на соискание ученой степени доктора наук. М., 2004. С. 36.
чего был принят Закон «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием в Республики Саха (Якутии) и их закреплении по месту работы». Был создан Департамент при Президенте Республики Саха (Якутии) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров и трудоустройству выпускников вузов.
В результате 30% госбюджета республики выделены на образовательные программы. В трех государственных вузах и 12 филиалах крупных российских вузов, функционирующих в Якутии, обучается около 28 тыс. студентов. За пределами республики обучаются 5,5 тыс. студентов, в том числе 1 тыс. - г. Москве, 1 тыс. - г. Санкт-Петербурге. Им оплачивается проезд один раз в год, стипендия ежемесячная - 1500 руб. и единовременная годовая помощь 10-12 тыс. руб. Республиканский бюджет оплачивает полностью платное обучение 40 % студентам. Ежегодно около 1000 специалистов проходят переподготовку в различных образовательных системах страны.
Таким образом, поствузовская адаптация выпускников Республики Калмыкия определяется ресурсными позициями (финансовый, символический капитал). В этом контексте мы дифференцируем выпускников на три группы. Первая группа - ресурсно-сильные, выходцы из семей, чьи родители, родственники занимают высокие позиции на государственной службе или предприниматели, собственники финансового капитала.
Во второй группе ресурсные позиции, не столь сильные, как в первой группе, все же дают возможность поствузовской адаптации - это наличие работы как в государственном и бюджетном, так и в рыночном секторе республиканской экономики.
Третья группа - ресурсно-слабая, в которой отсутствуют необходимые связи и стартовый финансовый капитал. Препятствием их эффективной самореализации является высокая безработица в регионе. Осознавая свои социально-экономические характеристики, они пытаются адаптироваться за
пределами, выбрав модель поведения - мигранта. Именно выходцы из этой группы, на наш взгляд, должны стать объектом воздействия внутренней региональной политики. Это, прежде всего, оздоровление экономики республики, основной ее отраслевой структуры - сельского хозяйства, которое потребляет основную часть специалистов аграрного и экономического профиля. Развитие малого и среднего бизнеса с упором на переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, которой всегда (в советский период) славилась Калмыкия. А также возведение муниципального жилья для данной группы, которое стало бы важной ролевой функцией в адаптации и социальной мобильности молодого специалиста.