Научная статья на тему 'Молодой рабочий России: созидатель и потребитель культурных ценностей (1970-1980-е годы)'

Молодой рабочий России: созидатель и потребитель культурных ценностей (1970-1980-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕМА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / "ПИСАТЕЛЬСКИЙ ДЕСАНТ" / YOUNG WORKERS / INDUSTRIAL THEME / SPIRITUAL VALUES / ESTHETIC EDUCATION / ESTHETIC ATTITUDE TO WORK / CULTURAL AND ARTISTIC CREATIVE WORK / "WRITER''S LANDING"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Алина Леонидовна

Изучение социокультурного облика рабочей молодежи России 1970-1980-х гг. является общественно значимым и актуальным, поскольку способствует определению базисных социокультурных характеристик и выработке исторической оценки ее творческого и человеческого потенциала. Цель статьи показать молодых рабочих как потребителей и непосредственных творцов культурно-духовных ценностей. На основе анализа данных социологических исследований 1970-1980-х гг. раскрыты социокультурные аспекты развития рабочей молодежи России. Рассмотрены формы приобщения молодых трудящихся к духовным ценностям общества и степень их участия в творческом процессе. В рассматриваемый период стремление к культуре, широкий круг интеллектуальных запросов становились неотъемлемой чертой молодого рабочего. Из потребителя духовных ценностей он превращался в их создателя. В этом смысле культура выступала в качестве сильного средства всестороннего развития личности, приобщения к разнообразным видам творческой деятельности. Однако данные ряда обследований уже в начале 1970-х гг. зафиксировали тенденцию к стабилизации и даже сокращению численности участников в том или ином виде самодеятельного художественного творчества. В целом отмечается тенденция снижения уровня восприятия произведений искусства, активности в выборе духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнова Алина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG WORKER OF RUSSIA: CREATORS AND CONSUMERS OF CULTURAL VALUES (IN THE 1970s-1980s)

The study of social-cultural image of the working youth of Russia in 1970-1980s is socially important and relevant, since it contributes to the definition of basic socio-cultural characteristics and historical assesment of their creative and human potential. The goal is to show young workers as consumers and creators of cultural and spiritual values. Based on the analysis of the data of the sociological research of 1970s 1980s the author revealed the sociocultural aspects of the development of Russia's working youth. The article considers the forms of attaching young workers to the spiritual values of the society, as well as the extent of their participation in the creative process. Purcuit of culture, a wide range of intellectual demands were regarded as an integral feature of a young worker of the period under review. Once consumers of spiritual values, they became their creators. In this sense, culture strongly contributed to the comprehensive development of a personality and their attaching to the diverse forms of creativite work. However, the data of several surveys conducted in early 1970s have documented a trend towards stabilization and even decline in the number of participants in some forms of Amateur art. Overall, there is a tendency for a decline in the level of art perception and in the zeal for choosing spiritual values.

Текст научной работы на тему «Молодой рабочий России: созидатель и потребитель культурных ценностей (1970-1980-е годы)»

УДК 316.343.722-053.81 (091)(470) ББК Т3(2)633-282.1

А.Л. СМИРНОВА

МОЛОДОЙ РАБОЧИЙ РОССИИ: СОЗИДАТЕЛЬ И ПОТРЕБИТЕЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1970-1980-е годы)

Ключевые слова: рабочая молодежь, производственная тема, духовные ценности, эстетическое образование, эстетическое отношение к труду, культурно-художественное творчество, «писательский десант».

Изучение социокультурного облика рабочей молодежи России 1970-1980-х гг. является общественно значимым и актуальным, поскольку способствует определению базисных социокультурных характеристик и выработке исторической оценки ее творческого и человеческого потенциала. Цель статьи - показать молодых рабочих как потребителей и непосредственных творцов культурно-духовных ценностей. На основе анализа данных социологических исследований 1970-1980-х гг. раскрыты социокультурные аспекты развития рабочей молодежи России. Рассмотрены формы приобщения молодых трудящихся к духовным ценностям общества и степень их участия в творческом процессе. В рассматриваемый период стремление к культуре, широкий круг интеллектуальных запросов становились неотъемлемой чертой молодого рабочего. Из потребителя духовных ценностей он превращался в их создателя. В этом смысле культура выступала в качестве сильного средства всестороннего развития личности, приобщения к разнообразным видам творческой деятельности. Однако данные ряда обследований уже в начале 1970-х гг. зафиксировали тенденцию к стабилизации и даже сокращению численности участников в том или ином виде самодеятельного художественного творчества. В целом отмечается тенденция снижения уровня восприятия произведений искусства, активности в выборе духовных ценностей.

В советском обществе большая роль в формировании нового человека отводилась искусству. В постановлениях ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972 г.), «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.) и др. подчеркивалось, что в центре внимания деятелей искусства должны стоять важнейшие проблемы современности, социальные изменения в жизни рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. Первой среди них была названа «производственная тема».

Принципиальное значение поворота искусства к теме производства состояло в том, что труд выступал во многих художественных произведениях показателем нравственной зрелости человека. Первопроходцами производственной темы стали пьесы Г. Бокарева «Сталевары» (1972 г.), И. Дворецкого «Человек со стороны» (1972 г.), Е. Каплинской «Инженер» (1970 г.), А. Салынского «Мария» (1969 г.). Современный рабочий класс, новаторы, передовики производства оказались в центре таких произведений литературы, как «Изотопы для Алтунина» М. Колесникова, «Трасса» В. Поволяева, «Иначе нельзя» Ф. Шадрина и др. На конкурсе произведений о рабочем классе, проводимом ВЦСПС и Союзом писателей СССР, получили награды романы «Территория» О. Куваева (1977 г.), «Лихобор» В. Собко (1975 г.), «Твердая порода» Ш. Бикчурина (1976 г.). В этих произведениях остро полемично были поставлены проблемы изменения взаимодействия человека и его дела в эпоху научно-технической революции.

В 1960-1980-е гг. вышло в свет немало книг, в которых о времени и о себе писали рабочие (Ермилов В.В. Счастье трудных дорог. М., 1972; Антонов С.А. Свет не в окне. М., 1977; Викторов А.В. Когда мы счастливы. М., 1979, и др.). Их успех был связан с тем, что читатель чувствовал причастность рабочих-авторов ко всему, о чем шло повествование. На этом фоне актуальным

оставались вопросы приобщения рабочей молодежи к духовным ценностям, творческому отношению к труду.

Цель данной статьи - показать молодых рабочих как потребителей и непосредственных творцов культурно-духовных ценностей (вопросы научно-технического творчества рабочей молодежи ранее поднимались в научной литературе [7]).

Социологическое обследование 1972 г. показало, что росла численность рабочей молодежи, для которой посещение зрелищ, требующих наиболее высокой образовательной и эстетической подготовки (театра, концерта, музея, выставки), было составной частью ее культурной жизни. Удельный вес молодых рабочих, побывавших на выставках и в музеях, достиг 55,2% к общему числу обследованных [13. С. 234].

Как видно из табл. 1, молодые рабочие Чувашии в первой половине 1980-х гг. были большими «театралами», чем их сверстники из других обследованных регионов, равно как среди них было больше тех, кого привлекали музеи. Аналогичные результаты были получены другими исследователями.

Таблица 1

Распределение молодых рабочих в зависимости от региона и посещения учреждений культуры (1983-1985 гг.), % [10. С. 256-257]

Российская Федерация о.

регионы республики Поволжья о

Наименование признака Вариант признака >2 и к 2 т т к го к с к го к с в к го к с к а к с © о о. по

Л а О |_ .0 С о н й а а ^ о р о □ го т у У р го н а 1- о ^ е с В

В театре не был 65,5 81,7 75,5 65,5 50,8 83,8 64,0

1 раз 19,8 7,7 12,9 18,3 19,9 12,6 19,4

2 раза 10,3 4,1 7,6 8,1 17,6 1,5 10,0

3 раза и больше 4,4 6,4 3,9 8,1 11,6 2,0 6,6

На концерте не был 42,1 57,6 58,3 62,5 52,7 79,8 55,5

1 раз 26,6 23,3 21,7 17,7 19,8 14,6 22,8

2 раза и больше 31,3 19,1 20,0 19,8 27,5 5,6 21,7

В кино не был 16,4 31,4 24,7 28,1 22,3 62,8 20,9

менее 5 раз 45,3 41,3 36,6 32,6 9,5 16,4 31,5

от 5 до 10 раз 21,6 20,0 25,4 21,1 40,7 10,3 27,7

более 10 раз 16,7 7,4 13,3 18,3 27,5 10,4 19,8

В музеях не был 80,1 86,2 81,4 88,3 62,4 67,7 75,6

1 раз 13,9 7,6 10,0 8,3 19,3 22,8 13,9

2 раза 6,1 6,3 8,6 3,4 18,3 9,5 10,5

Широкая сеть кинотеатров столицы Чувашии, лучшее транспортное сообщение предопределяли большой удельный вес этой формы досуга. Только 10,7% чебоксарцев бывали в кинотеатрах раз в год или же вообще не ходили туда, среди жителей малых городов таковых было 27,1%, среди новочебок-сарцев - 31,6% (это было связано с имеющимся в городе химиков и гидростроителей единственным кинотеатром). Аналогичная картина наблюдалась и с театрами: если среди жителей столицы республики и его спутника только каждый пятый и четвертый, соответственно, их не посещали, то среди жителей малых городов таковых было 57,2%. Гораздо реже последняя группа горожан бывала в музеях, на концертах, принимала участие в массовых клубных мероприятиях (вечерах отдыха, танцев, на дискотеках) [5. С. 29].

Одной из эффективных форм связей творческой интеллигенции с рабочим классом являлись договоры о содружестве, благодаря которым происходили обогащение искусства знанием жизни, приобщение трудящихся к ценностям культуры. В 1971 г. художники РСФСР выступили с инициативой по организации постоянно действующих творческих групп на промышленных предприятиях и новостройках. Их инициативу подхватили и другие творческие союзы.

В годы IX пятилетки состоялось более 7600 выездов мастеров искусств на предприятия и стройки [9. С. 71]. За 1974-1977 гг. на ударные стройки было направлено свыше 1,5 тыс. профессиональных и самодеятельных коллективов, а также агитколлективов с поездами «Комсомольская правда» и «Молодая гвардия» [1. С. 91]. Творческими отчетами этих контактов явились выставки: «Слава труду!», «Молодая гвардия Страны Советов», «Мы строим БАМ» и др. Личное общение деятелей искусства с рабочим коллективом помогало глубже проникать в духовный мир советского рабочего.

Десятилетиями осуществлялись творческие контакты завода «Красный пролетарий» и МХАТа им. Горького, Московского завода автоматических линий и специальных станков и театра им. В. Маяковского. Малый театр в 1975 г. совместно с рабочими завода «Серп и Молот» отметил полувековой юбилей заводского театрального коллектива, над которым Малый театр шефствовал все эти годы. Договор о содружестве был заключен между Московским союзом художников и заводом «Калибр», Московской организацией композиторов и коллективом Второго часового завода (МОАО «Слава»).

Союзы писателей, художников и композиторов Чувашской АССР заключили договоры о творческом содружестве с коллективом Чебоксарского завода промышленных тракторов. В результате этих творческих контактов появились новые книги, пьесы, картины и музыкальные произведения. Писатели Н. Дедушкин, Н. Терентьев, А. Талвир, М. Юхма и другие часто выступали перед строителями и работниками завода. Только в 1976 г. на стройке и в цехах было организовано 64 выступления. Правлением Союза художников были организованы творческие бригады, которые работали непосредственно на стройке, создавая «изолето-пись» завода. Коллектив Русского драматического театра в 1973 г. заключил договор о творческом содружестве с коллективом ЧЗПТ. В состав художественного совета театра были включены два представителя завода. На каждую новую премьеру театр приглашал рабочих завода [2. Л. 40, 41].

Тесные творческие связи с заводами и стройками установил писательский союз РСФСР. Вошел в обиход термин «писательский десант». Молодые литераторы, корреспонденты и юнкоры выезжали на строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов, на реконструкцию Челябинского тракторного завода [14. С. 68-69]. В Иркутской молодежной газете начинали свой творческий путь в литературу Валентин Распутин и Александр Вампилов [14. С. 72-73]. Творческим отчетом молодых литераторов явился выпуск в 1976 г. в издательстве «Молодая гвардия» книги «Великие версты», в которую вошли художественные произведения, написанные под впечатлением встречи со строителями БАМа [1. С. 91].

За формулой «Союз искусства и труда» в 1970-1980-е гг. стоял новый характер отношений. С одной стороны, опытные мастера литературы и искусства избирались почетными членами бригад коммунистического труда, руководили литературными объединениями, любительскими студиями изобразительного искусства, народными театрами, коллективами художественной самодеятельности, с другой - все более активным становилось участие трудящихся в создании эстетических ценностей.

Обследования социального развития молодежи, проведенные в конце 1970-х - начале 1980-х гг. позволили выделить следующие основные критерии культурно-эстетического развития молодежи: мера эстетического отношения к труду, степень активного общения и уровень эстетического образования.

Данные этого обследования показали, что 41,4%, т.е. почти каждый второй, считал свой труд творческим, при этом 29,7% из них, или почти треть обследованных, утверждали, что в становлении творческого характера труда основную роль сыграло их эстетическое развитие. Для 13,4% опрошенных искусство являлось средством развлечения, для 43,6% - средством активного проведения досуга и только для 2,4% - искусство ничего не значило [8. С. 56, 57].

Массовое развитие художественного творчества в СССР становилось одной из характерных черт образа жизни. Оно стало эффективной формой эстетического, нравственного воспитания. Число кружков художественной самодеятельности увеличилось с 343 тыс. в 1965 г. до 727 тыс. в 1980 г., в них участников, соответственно, - с 5,0 млн до 12,6 млн. В 1980 г. самодеятельным творчеством было охвачено 20 млн человек. Среди них 70% молодежи. Ежегодно давались 3 млн концертов, на которых присутствовали 600 млн зрителей [3. С. 37]. На всесоюзных выставках самодеятельного художественного творчества в 1978 г. свыше 2 тыс. самодеятельных авторов были отмечены наградами [1. С. 92].

К 1985 г. культурные запросы жителей Чувашии обеспечивались 1064 клубными учреждениями, 742 массовыми библиотеками, 6 парками культуры и отдыха. На базе этих культурно-просветительных учреждений действовали 7265 коллективов и кружков самодеятельного художественного творчества, в которых занимались почти 150 тыс. человек; 74 самодеятельных коллектива республики были удостоены звания народного [11. С. 60].

Связь человека с культурой поднималась на новую ступень. Из потребителя духовных ценностей он превращался в их создателя. В этом смысле культура выступала в качестве сильного средства всестороннего развития личности, приобщения к разнообразным видам творческой деятельности.

Однако данные ряда обследований уже в начале 1970-х гг. зафиксировали тенденцию к стабилизации и даже сокращению численности участников в том или ином виде самодеятельного художественного творчества [4. С. 357]. В целом по стране на промышленных предприятиях лишь немногим больше 7% молодых рабочих участвовали в работе художественной самодеятельности [13. С. 47]. К началу 1980-х гг. их доля, как видно из табл. 2, сократилась почти вдвое, составив 4,3%. Справедливости ради следует отметить, что сокращение удельного веса молодых рабочих в кружках художественной самодеятельности не оказало решающего влияния на изменение удельного веса занимающихся во всех видах кружков (11,7% в 1972 г. [13. С. 47] и 11,3% в 1983 г. - табл. 2).

Таблица 2

Распределение рабочей молодежи республик Поволжья в зависимости от занятий в кружках (1983-1985 гг.), % [10. С. 256]

Кружки Республики Поволжья Сумма по стране

Марийская Мордовская Чувашская Татарская

Художественной самодеятельности 4,3 6,0 4,6 10,3 4,3

Технические 2,0 1,3 4,0 1,5 1,5

Военно-спортивные и ДОСААФ 4,7 3,0 4,2 2,5 2,5

Прочие 0,8 1,7 6,4 1,3 3,0

Не занимаюсь 88,3 87,9 80,8 84,3 88,7

Сумма по региону 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В республиках Поволжья наблюдалась общероссийская тенденция, однако ее проявление имело свои особенности. Как видно из табл. 2, наиболее высокий удельный вес молодых рабочих, занимавшихся в коллективах художественной самодеятельности, был зафиксирован на предприятиях Татарии (10,3%), в то время как в Чувашии в кружках художественной самодеятельности занималось 4,6% обследованных рабочих, что практически совпадало с результатом страны. Зато интенсивность занятости во всех видах кружковой работы в этой республике была существенно выше, чем в России в целом и в других республиках в частности.

В 1971-1985 гг. наметилось зафиксированное социологами перераспределение каналов, по которым осуществлялось удовлетворение культурных потребностей молодых рабочих. Превращение телевидения в средство массовой информации повлияло на сокращение времени, выделяемое на другие виды культуры. Об этом свидетельствовали данные социологических исследований, согласно которым работавшие горожане проводили перед домашним экраном в среднем 7-10 ч в неделю. Это больше, чем время, уделяемое ими газетам, книгам, кино, театру, вместе взятым [12. С. 212]. Тем самым как бы происходил процесс «одомашнивания» потребления культурных ценностей, что снижало уровень восприятия произведений искусства, активность в выборе духовных ценностей, вело в конечном счете к аморфности культурных потребностей.

Данные, полученные Г.И. Саганенко, также свидетельствовали о проявлявшихся в 1970-е гг. растущем предпочтении семейно-бытовых и других активных досуговых занятий при сокращении числа занятий, связанных с работой и общественной деятельностью, а также о выравнивании интересов молодых мужчин и женщин в сфере досуга. Если в 1962 г. мужчины в среднем выбирали на 2,5 вида культурных потребностей больше, чем женщины, то спустя 15 лет - лишь на 0,5. Но в возрастной группе старше 30 лет - внепро-изводственных интересов у мужчин было больше, чем у женщин [15. С. 59].

Таким образом, в рассматриваемый период расширялся масштаб требований к духовной сфере. Стремление к культуре, широкий круг интеллектуальных запросов становились неотъемлемой чертой молодого рабочего. Общая культура молодого рабочего превращалась в обязательное условие его успешной деятельности наряду со специальными знаниями и высокой профессиональной подготовкой. Отношение к потреблению формировалось под воздействием социальной политики советского государства. Через средства массовой информации и под воздействием отраслей культуры, искусства у молодых рабочих вырабатывались навыки полноценного (с нравственно-эстетической точки зрения) использования свободного времени.

Литература и источники

1. ВЛКСМ от съезда к съезду: ХУИ-ХУШ. М.: Мол. гвардия, 1978. 128 с.

2. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 2735/1851. Оп. 1. Д. 501«б».

3. Демичев П. Актуальные задачи культурного строительства на селе // Коммунист. 1979. № 5. С. 30-44.

4. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования / под ред. М.Т. Иовчука, Л.Н. Когана. М.: Мысль, 1972. 439 с.

5. Краснов П.С. Структура свободного времени городского населения Чувашской АССР // Социально-экономические проблемы образа жизни советских людей / ЧНИИ. Чебоксары, 1990. С. 23-42.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983. М.: Политиздат, 1983. 129 с.

7. Михайлова С.Ю. Проблемы и тенденции развития технического творчества молодых рабочих республик Волго-Вятского региона в 1955-1985 гг. // Вестник Чувашского университета. 2005. № 3. С. 49-58.

8. Молодежь и социальный прогресс / отв. ред. Н.С. Слепцов. М.: ВКШ, 1981. 251 с.

9. Работа правления Союза художников СССР. 1973-1977 / Пятый съезд художников СССР; ред. Е. Буторина. М.: Сов. художник, 1977. 203 с.

10. Смирнова А.Л. Культурное развитие рабочей молодежи России в 1971-1985 гг. (на материалах Чувашской АССР): дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2010. 260 с.

11. Советская Чувашия. 1981-1985. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1986. 80 с.

12. Социальное развитие рабочего класса СССР. Социальное развитие рабочего класса СССР: рост численности, квалификации, благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе. Историко-социологические очерки / под ред. Э.В. Клопова. М.: Наука, 1977. 287 с.

13. Социальный облик рабочей молодежи: по материалам социол. обслед. 1936 и 1972 гг. / И.Л. Корнаковский, В.Е. Полетаев и др. М.: Мысль, 1980. 301 с.

14. ХУ11 съезд ВЛКСМ. Стенограф. отчет: 2 т. М.: Мол. гвардия, 1975. Т. 2. 416 с.

15. Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 50-62.

СМИРНОВА АЛИНА ЛЕОНИДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

A. SMIRNOVA

YOUNG WORKER OF RUSSIA: CREATORS AND CONSUMERS OF CULTURAL VALUES (IN THE 1970s-1980s)

Key words: young workers, industrial theme, spiritual values, esthetic education, esthetic attitude to work, cultural and artistic creative work, «writer's landing».

The study of social-cultural image of the working youth of Russia in 1970-1980s is socially important and relevant, since it contributes to the definition of basic socio-cultural characteristics and historical assesment of their creative and human potential. The goal is to show young workers as consumers and creators of cultural and spiritual values. Based on the analysis of the data of the sociological research of 1970s - 1980s the author revealed the sociocultural aspects of the development of Russia's working youth. The article considers the forms of attaching young workers to the spiritual values of the society, as well as the extent of their participation in the creative process. Purcuit of culture, a wide range of intellectual demands were regarded as an integral feature of a young worker of the period under review. Once consumers of spiritual values, they became their creators. In this sense, culture strongly contributed to the comprehensive development of a personality and their attaching to the diverse forms of creativite work. However, the data of several surveys conducted in early 1970s have documented a trend towards stabilization and even decline in the number of participants in some forms of Amateur art. Overall, there is a tendency for a decline in the level of art perception and in the zeal for choosing spiritual values.

References

1. VLKSM ot s"ezda k s"ezdu: XVII-XVIII [Leninist Communist Youth League from Congress to Congress: XVII-XVIII]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1978, 128 p.

2. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 2735/1851. Opis' 1. Dokument 501«b» [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 2735/1851. Anagraph 1. Dokument 501«b»].

3. Demichev P. Aktual'nye zadachi kul'turnogo stroitel'stva na sele [Urgent Tasks of Cultural Development in Rural Areas]. Kommunist [Communist], 1979, no. 5, p. 30-44.

4. Iovchuk M.T., Kogan L.N., ed. Dukhovnyi mir sovetskogo rabochego. Opyt konkretno-sotsiologicheskogo issledovaniya [A Spiritual World of a Soviet worker. Experience of an Exact SocioLogical Research]. Moscow, Mysl' Publ., 1972, 439 p.

5. Krasnov P.S. Struktura svobodnogo vremeni gorodskogo naseleniya Chuvashskoi ASSR [Structure of Leasure Time of Urban Population of the Chuvash Autonomous Republic]. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy obraza zhizni sovetskikh lyudei [Socio-economic problems of the lifestyle of Soviet people]. Cheboksary, 1990, pp. 23-42.

6. Materialy Plenuma Tsentral'nogo Komiteta KPSS. 14-15 iyunya 1983 [Materials of the Plenum of the Central Committee of the CPSU. 14-15 June 1983]. Moscow, Politizdat Publ., 1983, 129 p.

7. Mikhailova S.Yu. Problemy i tendentsii razvitiya tekhnicheskogo tvorchestva molodykh rabo-chikh respublik Volgo-Vyatskogo regiona v 1955-1985 gg. [P Problems and tendencies in development of technical creativity of young workers in republics of the Volga-Vyatka region during 1955-1985]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2005, no. 3, pp. 49-58.

8. Molodezh' i sotsial'nyi progress [Youth and social progress]. Moscow, Vysshaya komso-mol'skaya Shkola Publ., 1981, 251 p.

9. Butorina E., ed. Rabota pravleniya Soyuza khudozhnikov SSSR. 1973-1977, Pyatyi s"ezd khu-dozhnikov SSSR [The work of the Union of artists of the USSR. 1973-1977, Fifth Congress of artists of the USSR]. Moscow, Sovetskii Khudozhnik Publ., 1978, 168 p.

10. Smirnova A.L. Kul'turnoe razvitie rabochei molodezhi Rossii v 1971-1985 gg. (na materialakh Chuvashskoi ASSR): dis. ... kand. ist. nauk [Cultural development of Young Workers in Russia in 19711985 (on materials of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic). Doct. Diss.]. Cheboksary, 2010. 260 p.

11. Sovietskaya Chuvashiya. 1981-1985 [Soviet Chuvashia. 1981-1985]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1986. 80 p.

12. Klopov E.V., ed. Sotsial'noe razvitie rabochego klassa SSSR.Sotsial'noe razvitie rabochego klassa SSSR: rost chislennosti, kvalifikatsii, blagosostoyaniya rabochikh v razvitom sotsialisticheskom obshchestve. Istoriko-sotsiologicheskie ocherki [Social development of the Soviet working class. Social development of the working class of the USSR: the growth of the number, qualification, well-being of workers in a developed socialist society. Historical and sociological sketches]. Moscow, Nauka Publ., 1977, 287 p.

13. Kornakovskii I.L., Poletaev V.E. et al. Sotsial'nyi oblik rabochei molodezhi: po materialam sot-siol. obsled. 1936 i 1972 gody [Social face of young workers: on materials of sociological surveys of 1936 and 1972]. Moscow, Mysl' Publ., 1980, 301 p.

14. XVII s"ezd VLKSM. Stenograf. otchet: v 2 t. [XVII Congress of the Young Communist League. Verbatim records. 2 vols.]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1975, vol. 2, 400 p.

15. Yadov V.A. Otnoshenie k trudu: kontseptual'naya model' i real'nye tendentsii [Attitude to work: conceptual model and real trends]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], 1983, no. 3, pp. 50-62.

SMIRNOVA ALINA - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

Ссылка на статью: Смирнова А.Л. Молодой рабочий России: созидатель и потребитель культурных ценностей (19701980-е годы) // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 160-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.