Научная статья на тему 'Городская художественная культура как социокультурный проект (на примере Магнитогорска)'

Городская художественная культура как социокультурный проект (на примере Магнитогорска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
510
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОД / ПРОЕКТ / МАГНИТОГОРСК / СОЦГОРОД / СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гун Галина Евгеньевна

В статье рассматривается особенности развития художественной культуры Магнитогорска как социокультурного проекта, описываются городские традиции приобщения к ценностям культуры и искусства, в частности система эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городская художественная культура как социокультурный проект (на примере Магнитогорска)»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 316.77

Галина Евгеньевна Гун

Магнитогорская государственная консерватория (академия)

им. М. И. Глинки

ГОРОДСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКА)

В статье рассматривается особенности развития художественной культуры Магнитогорска как социокультурного проекта, описываются городские традиции приобщения к ценностям культуры и искусства, в частности система эстетического воспитания.

Ключевые слова: культура, художественная культура, городская художественная культура, город, проект, Магнитогорск, соцгород, система эстетического воспитания.

Начало тысячелетия ознаменовалось изменениями парадигматики социокультурной реальности. При изменении роли культуры в современной городской жизни складывается новый тип деятельности - социокультурное проектирование. Понятие «проект», еще недавно обозначавшее новый творческий продукт, теперь начинает трактоваться шире. Проекты и социокультурное проектирование понимаются как методы активизации инновационных механизмов развития городов и способы решения жизненных проблем горожан. С. В. Пирогов определяет социокультурное проектирование как «конструирование новых форм городской жизни, отвечающих интенциям городских сообществ» [6. С. 123].

В этом контексте интересен опыт регионального социокультурного проектирования, имеющегося в Магнитогорске. Как справедливо замечает Н. С. Галушина, «город - это продукт длительного культурно-исторического развития, его нельзя “сохранить” или “ликвидировать” и ... очень сложно “создавать”. Ведь речь идет не просто о градостроительстве, а об “осмысленности” (смысловой полноценности) городской среды» [1. С. 143]. По ее мнению, с этим связаны трудности монофункциональных городов, родившихся в советское время в русле индустриализации. Ей вторит Л. Б. Коган: “Трудно наделять смыслами среду, рожденную ради одной лишь функции. То, что по сути и не было городом, а лишь промцентром... надо превратить в полноценный город» [4. С. 15]. Нельзя не согласиться с тем, что создание города в его «культурном» смысле, соединение разрозненных элементов городской жизни в качественно новое нерасторжимое целое представляет собой сложный и длительный процесс, который можно назвать проектом.

История Магнитогорска в известном смысле может рассматриваться как удачный пример социокультурного проектирования не просто города при заводе, а городской культурной общности. Значительную роль в этом сыграли городские традиции приобщения к ценностям культуры и искусства. Размышляя о них, В.Мозговой написал, что возникла «уникальная ситуация, когда задыхающийся от дыма провинциальный рабочий город полной грудью вдыхал «воздух культуры» [5. С. 7].

Оценивая современное состояние художественной жизни Магнитогорска, следует признать значительность культурного потенциала города. Мы имеем полнокровные художественные традиции во всех сегментах художественной культуры. Культурная

© Г. Е. Гун, 2012.

жизнь города обеспечивается деятельностью 23-х муниципальных учреждений, в числе которых 3 муниципальных театра (Драматический театр им. А. С. Пушкина, Театр оперы и балета, театр кукол), 6 музыкальных школ, детская художественная школа, Дом музыки, 2 библиотечные системы (имеющие 23 филиала), 4 кинотеатра, центр национальных культур, 2 музея, городская филармония, Государственная хоровая капелла, оркестр духовых инструментов. Структурные параметры городской художественной культуры сопоставимы с показателями городов более высокого административного статуса. Нелишне напомнить, что существование Театра оперы и балета, Хоровой капеллы, Дома музыки и музыкального общества в городе, не являющимся областным центром, - это отдельные, но весьма показательные моменты в истории Магнитогорска. Как считает Е. В. Чернова, это дает основания говорить о нем не как о провинциальном, а как о периферийном городе [9. С. 9].

Культурная история Магнитки богата музыкальными, литературными, театральными и художественными традициями, но в контексте заявленной темы хотелось бы сосредоточиться на одном проекте, заметно повлиявшем на город и городскую культуру.

Яркой страницей художественной жизни Магнитогорска в 70-80-е годы была деятельность рабоче-студенческой филармонии и системы эстетического воспитания, объединивших градообразующее предприятие, многие учреждения культуры и образовательные заведения. Симптоматично, что инициатором ее создания и основной площадкой культурных мероприятий стал технический вуз - Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г. И. Носова (сегодня - Магнитогорский государственный технический университет). Резонанс от деятельности был большим, что позволило В. Мозговому утверждать, что вуз «определял культурный облик Магнитогорска, ... стал настоящим культурным центром» [7. С. 134]. Опыт этот был не единственным в области, но именно он получил широкую известность, благодаря комплексному подходу к решению проблемы и высокой эффективности всех звеньев системы.

Условия для создания в Магнитогорске системы эстетического воспитания в 1970х годах были подготовлены деятельностью любительских студенческих коллективов и студенческой филармонии Магнитогорского горно-металлургического института (в первую очередь, камерного ансамбля, который в течение нескольких лет формировал «своего» слушателя, а также театра эстрадных миниатюр, академического хора, эстрадного и духового оркестров и др.). В техническом вузе расширялась музыкальная деятельность студенческого клуба, привлекавшего студентов для занятий классической музыкой. Позднее организаторами системы эстетического воспитания была поставлена задача оказания практической помощи студентам в получении определенного минимума знаний в области искусства. Существовало понимание того, что замена стихийного самообразования организованной и контролируемой системой учебных занятий способна определить уровень эстетических потребностей молодежи и сделать привычной необходимость их удовлетворения. Для этого было решено объединить разнородные элементы эстетической пропаганды в систему, соединить воспитательную работу с теорией и практикой художественного образования. Лекции эстетического цикла подкреплялись занятиями одним из видов художественного творчества и посещением концертов. Программа художественного обучения студентов была утверждена Ученым Советом вуза.

В теоретической части учебной программы упор был сделан на пропаганду основ музыкальных знаний. Разрабатывая практическую часть, опирались на уже сложившиеся формы и традиции студенческой самодеятельности, создав хоры массовой песни и школу бального танца. Для организации концертов привлекли сначала музыкантов камерного ансамбля института, а впоследствии и известных исполнителей и композиторов. В Магнитогорск приезжали С. Рихтер, Г. Кремер, А. Скавронский, И. Безродный,

В. Третьяков, А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин, композиторы Д. Кабалевский, К.

Хачатурян, М. Таривердиев, А. Пахмутова, Я. Френкель, В. Шаинский и др. Одновременно велась научная разработка проблем управления качеством и эффективностью художественного воспитания, выработка критериев такой оценки. Со временем появились новые формы художественной практики, были введены новые лекционные курсы, в сторону большего жанрового разнообразия изменился концертно-театральный абонемент. В рамках абонементных концертов выступали актеры О. Табаков, С. Юрский, В. Гафт, Л. Дуров, А. Калягин, А. Леонтьев, З. Гердт, В. Смехов, К. Райкин, писатели М. Жва-нецкий, А. Арканов, А. Иванов и многие другие. Студенческая филармония заключила договоры о постоянном творческом содружестве с Московским театром «Современник» и Свердловским симфоническим оркестром.

После заключения в 1983 году Договора о творческом содружестве между Союзом композиторов РСФСР, Магнитогорским металлургическим комбинатом, МГМИ и Магнитогорским музыкальным училищем им. М. И. Глинки (ныне Магнитогорская государственная консерватория) студенческая филармония переросла в объединенную рабочестуденческую филармонию. Это означало создание системы эстетического воспитания в масштабах города. На комбинате был создан «Рабочий университет искусств» с отделениями музыкального, театрального и киноискусства. В содружестве с музыкальным училищем родились городская школа искусств и народная консерватория.

Филармония стала организатором фестивалей «Искусство - труду», продолжающего традиции просветительства. В городе состоялось семь таких фестивалей, каждый из которых проходил в два этапа. Первый этап, проводившийся осенью, предполагал проведение шефских концертов, творческих встреч и лекций на предприятиях города силами студентов МГМИ и музыкального училища. Второй этап проходил весной и был настоящим праздником искусств с выступлением гостей фестиваля, концертами лучших профессиональных и самодеятельных коллективов.

Гибкость и эффективность системы эстетического воспитания магнитогорцев была признана решением Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР о создании в 1984 году на базе Магнитогорского горно-металлургического института Всероссийского проблемного совета по художественному воспитанию студентов, задачей которого была координация практики художественного воспитания в вузах России. Значение многолетней культурно-просветительской работы в масштабах города трудно переоценить. Знакомый с ее содержанием и масштабами Народный артист России С. С. Юрский написал, что «культурный климат, образовавшийся в Магнитогорске, - редкость, маяк, пока лишь перспектива для других городов» [7. С. 137].

Комплексная система эстетического воспитания вышла за рамки института и стала фактом культурной жизни города, вписав яркие страницы в историю города, сделав высокое искусство достоянием всей Магнитки. Нелишне напомнить, что воспитывающее воздействие этой системы в первую очередь было направлено на молодежь, через нее прошло не одно поколение молодых рабочих и технической интеллигенции.

Социальный эффект от проделанной работы был заметным и рассчитанным на длительную перспективу. Однако в силу объективных и субъективных причин работа была приостановлена. Сворачивание успешного культурного проекта сразу отразилось на общем тонусе культурной жизни города и показателях приобщенности жителей Магнитогорска к искусству. Проведенные в городе социологические исследования зафиксировали разнонаправленную статистику посещений учреждений культуры, но важно другое. Снижение тонуса художественной жизни зафиксировано в тех сегментах, которые в 70-80-х годах в условиях эффективно функционирующей системы художественного просвещения описывались высокими показателями вовлеченности горожан в орбиту искусства. Когда просветительская работа приостановилась, социокультурные замеры фиксировали снижение всех параметров [см. 2, 8].

В заключение подчеркнем, что городская художественная культура имеет проектную основу. Отдельный культурный проект (спектакль, выставка, открытие нового учреждения культуры, другие акции) могут быть относительно непродолжительными, но городская культура - это цепь проектов, превращающаяся в процесс. Конечно, так получается далеко не всегда. Пример Магнитогорска, когда проект под названием «Система эстетического воспитания» объединял практически весь город, показывает, что в ходе реализации успешного проекта социокультурной направленности проступает такое свойство художественной культуры, которое М. С. Каган называл «эмерджентностью». Оно проявляется в том, что институты культуры города объединяют свои усилия, что дает городу и его жителям заметное усиление поля культуры. В результате меняется город и сами горожане. Во время реализации проекта эстетического воспитания Магнитогорск обрел имидж города труда и высокой культуры, «музыки и металла», который не утратил своей значимости и сегодня. В Магнитогорске до сих пор живы воспоминания об этом периоде и ощущается потребность в возвращении к этому опыту. В настоящее время необходимо поддерживать и развивать существующие культурные проекты, искать новые, чтобы культурные традиции города продолжались.

Список литературы

1. Галушина, Н. С. Город как объект культурологического исследования [Текст] / Н. С. Галушина : дис. ... канд. культурологии. - М., 1998.

2. Гун, Г. Е. Городская художественная культура в призме традиционности и инновационности ( на примере Магнитогорска) [Текст] / Г. Е. Гун // Вопросы культурологии. -2012. - № 11.-С. 18-22.

3. Гун, Г. С. Семестр искусств [Текст] / Г. С. Гун, Ю. М. Александрович. - Челябинск, 1984.

4. Коган, Л. Б. Городская культура и проблема «центральности» [Текст] / Л. Б. Коган // Развитие городской культуры и формирование пространственной среды / сб. науч. тр. под ред. Л. Б. Когана. - М., 1976. - С. 5-20.

5. Мозговой, В. Меценаты души [Текст] / В. Мозговой. - Магнитогорск, 1992.

6. Пирогов, С. В. Социокультурное проектирование городской жизни [Текст] /

С. В. Пирогов. - Томск, 2009.

7. Семенов, В. И. Хроники музыкальной жизни Магнитогорска: годы, люди, судьбы [Текст] / В. И. Семенов, Т. Г. Якименко. - Магнитогорск, 2011.

8. Художественная жизнь Южного Урала (по материалам социологического исследования в Челябинской области) [Текст]. - М.; Магнитогорск, 1995.

9. Чернова, Е. В. Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы (к проблеме функционирования музыкального искусства) [Текст] / Е. В. Чернова : дис. ... канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.