Научная статья на тему 'Учебное заведение как социокультурный центр города'

Учебное заведение как социокультурный центр города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
340
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

Статья посвящена роли учебного заведения в формировании социокультурного пространства города. Материал статьи основывается на культурно-просветительской деятельности детской музыкальной школы г. Кызыла и Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное заведение как социокультурный центр города»

УДК 378.01

Карелина Екатерина Константиновна

Доктор искусствоведения, доцент Тувинского государственного университета, ye_karelina@mail.ru, Кызыл

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА

Karelina Ekaterina Konstantinovna

Doctor of Fine Arts, associate professor of the Tuvan State University, ye_karelina@mail.ru, Kyzyl

THE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A SOCIAL-CULTURAL CENTRE OF TOWN

Культурное пространство города обеспечивают различные социальные институты: 1) культурно-просветительские учреждения (библиотеки, музеи, картинные галереи и выставочные центры, дома культуры и народного творчества, клубы, центры досуга, парки культуры и отдыха, кинотеатры, развлекательные комплексы); 2) концертно-театральные организации (филармония, драматический и музыкальный театры, ТЮЗ, кукольный театр); 3) образовательные учреждения. При этом, роль последних в создании социокультурного пространства города не всегда осознается в полной мере. Традиционно функции образовательных учреждений видятся в области образования (что напрямую следует из их наименования), однако, не менее важными представляются воспитательная и культурно-просветительская функции, реализуемые как опосредованно, так и напрямую.

Показательно, что только в последнем нормативном документе (ФГОС ВПО) культурно-просветительская функция образования оказалась реально прописанной. Так, пп. 4. 3. и 4. 4. ФГОС ВПО в области педагогики гласят: «Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская [...] должен решать следующие профессиональные задачи [...]: организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп [...]» [7]. Из этого следует, что любой современный педагог должен быть готов к выполнению, помимо своих привычных функций (учителя, воспитателя, преподавателя, научного руководителя), к деятельности, традиционно отводимой работникам другой отрасли (специалистам сферы культуры и искусства). Легче всего эта проблема решается в условиях профильных учебных заведений, которые реализуют программы

специального образования в сфере культуры и искусства, поскольку занятые в нем преподавательские кадры, как правило, являются представителями профессий данной отрасли. В качестве примера остановимся на деятельности 2-х учебных заведений г. Кызыла.

История Кызыла - столицы Урянхайского края (сначала г. Белоцарск: 1914-1921), затем независимой Тувинской Народной Республики (переименован в Кызыл: 1921-1944), Тувинской АО (после вхождения в состав СССР: 1944-1961), Тувинской АССР (1961-1991), наконец, Республики Тыва (с 1991 г. в составе современной Российской Федерации) - тесно связана с постепенным формированием в нем новых социокультурных институтов, из которых в советский период выделяется Детская музыкальная школа № 1, открытая в 1947 году.

История Кызылской ДМШ восстановлена нами по архивным документам [9]. Роль казалось бы скромной музыкальной школы в развитии культуры Кызыла на деле оказалась неожиданно большой. Этому способствовало формирование педагогического коллектива из музыкантов-профессионалов высокого класса, волею судьбы оказавшихся в далекой провинции. Среди первых педагогов: профессиональный композитор С. Ф. Кайдан-Дешкин (песню которого «Взвейтесь, кострами, синие ночи!» пела многомиллионная армия пионеров всего Советского Союза, в то время как автор «ссылался» на Север и в Сибирь), оперный певец И. Н. Петров (до Тувы работавший в московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), виолончелист Н. К. Александриди (в период 1930-х гг. преподававший в Томском музыкальном училище). Наиболее яркими фигурами в педагогическом коллективе школы тех лет была семейная чета: Л. Н. Шевчук - блестящий скрипач с мировым именем, записавший свои пластинки в Японии, затем репрессированный, отсидевший в лагерях, а после Тувы ставший незабываемым ректором и профессором Новосибирской консерватории (НГК им. Глинки); Е. Р. Близнюк - пианистка, после Тувы ставшая зав. кафедрой и профессором НГК. Их дочь, пианистка Дина Шевчук (ныне профессор НГК) стала первой выпускницей Кызылской ДМШ.

Одной из проблем, с которой столкнулись педагоги, было отсутствие той культурной среды, из которой формируется будущий ученик музыкальной школы: интеллигенция как социальный класс в тот период в Туве была крайне малочисленной, а институциональная система музыкальной культуры по новому (российскому) образцу еще не сложилась. Фактически, сама школа и стала тем краеугольным камнем, на котором в дальнейшем основывались музыкально-педагогические и исполнительские традиции в республике.

Коллектив школы проводил активную просветительскую работу в городе, выезжая в общеобразовательные школы и на предприятия, проводя лекции-концерты и разъяснительные беседы с музыкальными иллюстрациями, давая концерты (в том числе регулярно по радио) и участвуя во всех крупных общественных мероприятиях (смотрах художественной самодеятельности, общенародных празднествах, политических сессиях, избирательных ком-

паниях и др.). Вечерние курсы общего музыкального образования (ОМО) были призваны удовлетворить интересы взрослых горожан. Многочисленные благодарности и грамоты в адрес коллектива школы подтверждают высокую оценку труда музыкантов со стороны общественности. Для учащихся ДМТТТ также организовывались мероприятия, помимо учебных: экскурсии в музей и типографию, выходы в театр и кино, выпуски стенгазет на музыкальные темы, а особенно запомнилась ученикам школы тех лет постановка детской оперы советского композитора М. Коваля «Волк и семеро козлят». Вместе с учениками в опере участвовали педагоги, а представление оперы состоялось в здании Национального театра, став для юных музыкантов и кызылчан незабываемым культурным событием.

Традиции, заложенные первыми педагогами школы (которые, после снятия репрессивных мер, уехали в крупные города страны), «проросли» в дальнейшем. Продолжилась практика курсов ОМО для взрослых, на которых занимались люди разных профессий (рабочие и служащие, учителя и медики). На общественных началах в конце 1950-х гг. впервые в республике был создан музыкальный лекторий «Любите музыку», ставший впоследствии базой для городского Университета культуры. Регулярные выступления учеников и педагогов школы в организациях города, перед киносеансами, на радио и телевидении, постановки детских музыкальных спектаклей делали ДМТТТ центром притяжения общественно-культурной жизни Кызыла.

В 1960 г. в Кызыле было открыто музыкальное училище, которое в процессе своего развития, с открытием новых специальностей, приобрело значение главной кузницы кадров для отрасли культуры Тувы (более подробно о становлении учебного заведения см. в нашей монографии [4, с. 255-262]). В стенах училища зародились все творческие коллективы, которые ныне являются культурными брендами Республики Тыва. Из стен училища также вышли замечательные тувинские художники и мастера-камнерезы, артисты филармонии, театра и цирка, хореографы, клубные работники, специалисты библиотечной сферы, композиторы-песенники, преподаватели эстетических дисциплин.

Ныне Кызылский колледж искусств, носящий имя его первого директора, композитора А. Б. Чыргал-оола, продолжает добрые традиции, заложенные в 1950-х в практике Кызылской ДМТТТ. Учебная деятельность колледжа всегда неотделима от культурно-просветительской работы, которая ведется в рамках практического обучения, благотворительных концертных акций, студенческих культурно-досуговых мероприятий, наконец, по личной творческой инициативе (отметим, что среди нынешних преподавателей колледжа немало членов Союза художников России и Союза композиторов России). Соседство в одном учебном заведении преподавателей и студентов специальностей музыкального и изобразительного искусства, хореографического и народного инструментального творчества, социокультурной и библиотечной деятельности дает широкие возможности для реализации и апробации новых творческих проектов. Так, например, музыкально-хореографические композиции студенческого ансамбля «Чечек» периода 1960-х послужили ба-

зой для рождения Государственного ансамбля песни и танца «Саяны», ставшего структурообразующим коллективом Тувинской государственной филармонии (1969). Успехи студенческого оркестра тувинских национальных инструментов на различных фестивалях и конкурсах в 1990-х стали основой для открытия Тувинского национального оркестра Министерства культуры Тувы (2003), артисты которого также успешно реализуют себя в активно гастролирующих по миру фольклорных группах («Тыва», «Чиргилчин», «Тыва кызы», «Алаш» и др.). Оригинальный арт-проект студенческого духового оркестра «Танцы воинов» и подвижническая работа студентов-ду-ховиков по организации Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в 2000-х привела к образованию Духового оркестра Правительства Республики Тыва (2008), уже завоевавшего признание слушателей и специалистов гг. Абакан, Красноярск, Орел, Москва и Рига.

Регулярно проводятся культурно-просветительские акции, среди которых можно выделить: арт-проект «Рождественские встречи» (концерт хоровых коллективов накануне Новогодних праздников), Декады / Недели отделений и предметно-цикловых комиссий (включающие концертные программы, художественные выставки, выставки-презентации и др.), отчетные концерты класса композиции (где на суд слушателей представляются произведения начинающих композиторов в исполнении преподавателей и студентов), тематические программы («Сказание о земле родной», «Композиторы Тувы - детям» и др.), интегрированные уроки-концерты («Танцы европейского Средневековья», «Хорканье как техника народного пения»), гешпрех-концерт с видеорядом («Вокальная мозаика»), постановки детских музыкальных спектаклей силами учащихся музыкальной и хореографической студий сектора практики («Щелкунчик», «Муха-Цокотуха», «Кот в сапогах», «Колобок»). Концертный зал колледжа открыт для всех желающих (к тому же это один из лучших, с точки зрения акустики, залов города). Таким образом, создавая вокруг и внутри себя необходимую социокультурную среду, Кызылский колледж искусств функционирует в культурном пространстве Кызыла наравне с театром и филармонией и др. организациями сферы культуры, обеспечивая при этом (что немаловажно в современных реалиях) бесплатный доступ населения к духовным ценностям отечественной и мировой культуры.

Как верно отмечает Т. Жарковская, необходимым условием интеграции духовно-нравственных ценностей в процесс образования становится создание социальной среды, поскольку «нравственные качества закладываются культурой образовательного процесса, формируются атмосферой учебного заведения [...]» [3, с. 49]. В нашем случае, внутренняя атмосфера рассмотренных учебных заведений, изначально ориентированная на удовлетворение культурных нужд человека, во многом становится двигателем культурных процессов, происходящих в городе и шире - в республике. Выделенное в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России понятие «многообразие культур и народов» подразумевает в том числе «существование, диалог и взаимообогащение всех культурных

потоков (слоев)» [2, с. 14]. Процесс образования в условиях колледжа искусств уже сам по себе - реализация данного постулата. Опираясь на идеи музыковеда В. Холоповой [8, с. 6-12], авторы современного учебника для педагогических вузов подчеркивают, что среди многих функций музыкального искусства в образовательном аспекте (что, полагаем, вполне можно проецировать и на другие виды искусства) особо важной становится лич-ностно-преобразующая функция [1, с. 21-22].

Процесс образования в условиях учебного заведения культуры и искусства максимально способствует формированию внутреннего духовного мира. Говоря о «проблеме производства и воспроизводства человечности и человеческого», В. Слободчиков отмечает, что «Во все времена образование было особым механизмом связывания воедино определенной общности людей и способа их жизни» [6, с. 36-37]. Когда подобная общность людей буквально живет культурой, она неизбежно создает вокруг себя особую духовную атмосферу, влияя на окружающую действительность и способствуя превращению скромного периферийного города в культурный центр своего региона. Подобные явления зарубежные социологи называют креативным городом [5], и немаловажной составляющей креативности любого города могут и должны стать разнообразные учебные заведения.

Библиографический список

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для педвузов [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. - 2009. - № 17. - С. 9-31.

3. Жарковская, Т. Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин [Текст] / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - С. 49-53.

4. Карелина, Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование [Текст] / Е. К. Карелина / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. - М.: Композитор, 2009.

5. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / Ч. Лэндри; пер. с англ. М. Хрустале-вой, В. Гнедовского. - М.: Классика-ХХ1, 2005.

6. Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире [Текст] / В. И. Слободчиков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33-39.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден Приказом № 788 от 22 декабря 2009 г. Министерством образования и науки РФ.

8. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен [Текст] / В. Н. Холопова. - М., 1994.

9. Центральный государственный архив Республики Тыва: Ф. 48, оп. 1, ед. хр. 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 12. В 2010 г. ДМШ № 1 была объединена с Детской художественной школой им. Н. Рушевой и преобразована в муниципальную Детскую школу искусств им. Нади Рушевой. В школе также было открыто хореографическое отделение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.