УДК 323
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-67-72
МОЛОДЕЖНЫЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
YOUTH CENTRES, AS AN INNOVATIVE MECHANISM OF THE STATE YOUTH POLICY REALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
H. Л. Самохвалов, Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, г. Балаково [email protected]
N. Samokhvalov, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Balakovo
Автор анализирует роль и значение молодежных многофункциональных центров в Российской Федерации в качестве инновационного механизма реализации государственной молодежной политики на современном этапе. При этом автор соглашается с мнением ряда отечественных и зарубежных политологов, что в настоящее время в Российской Федерации разработан и действует ряд механизмов реализации молодежной политики, к которым относятся экономический, правовой, политический, информационный, социальный и др. Отдельное внимание уделяется возможному применению в системе практической реализации государственной молодежной политики России положительного опыта, который накоплен в государствах СНГ, в частности в Республике Казахстан и представлен в виде доказавших свою эффективность в качестве механизма реализации молодежной политики молодежных ресурсных центров. Предложена типовая структура молодежных многофункциональных центров в Российской Федерации, обозначены основная цель их деятельности и задачи, стоящие перед ними в качестве инновационного эффективного механизма реализации государственной молодежной политики. Сделан вывод, что инновационный механизм реализации государственной молодежной политики в России, представленный в виде многофункциональных молодежных центров в субъектах Российской Федерации, наряду с уже действующими механизмами, способен стать эффективном инструментом по повышению эффективности реализации молодежной политики посредством разрешения существующих в данной сфере проблемных аспектов
Ключевые слова: молодежь; государственная молодежная политика; механизм реализации государственной молодежной политики; многофункциональные молодежные центры; центр) реализации молодежных инициатив; практическая реализация; региональные органы; приоритетные направления; основные виды деятельности молодежных центров; центр) военно (гражданского)-патриотического воспитания молодежи
In this article the author analyzes the role and importance of multifunctional youth centers in the Russian Federation as an innovative mechanism for the state youth policy implementation at the present stage. In this case, the author agrees with the opinion of a number of domestic and foreign scientists, that at the present time the Russian Federation has developed a number of mechanisms of youth policy realization, which include: economic, legal, political, informational, social and other. Separate attention is paid to possible use in the system of practical realization of state youth policy of Russia. A positive experience, which is currently accumulated in the CIS, particularly in Kazakhstan, is presented in the form proven as an effective mechanism of youth policy implementation in youth resource centers. According to the results of the performed analysis, the author proposes a generalized structure of the multifunctional youth centers in the Russian Federation, while indicating the main purpose of their activities and the challenges facing them in an innovative and effective mechanism of realization of the state youth policy. In conclusion, the author comes to the opinion that an innovative mechanism of the state youth
policy realization in Russia is presented in the form of multifunctional youth centers in Russian regions together with the existing mechanisms, can be an effective tool for improving the efficiency of youth policy realization by means of resolution available in this area of problematic aspects
Key words: youth; state youth policy; mechanism of state youth policy realization; youth multifunctional centers; centre implementation of youth initiatives; practical implementation; regional bodies; priority areas; main activities of youth centers; center of military-patriotic education of youth
Любая государственность мирового сообщества подвержена процессу всеобщей глобализации. Ведущая роль в глобализа-ционном процессе XXI в. будет отведена тем государствам, которые создадут весь комплекс необходимых условий для успешной самореализации молодого поколения [2. С. 14]. Это объясняется тем, что молодежь представляет скрытый стратегический ресурс, от которого во многом зависит будущее развитие любого государства, исключением не является и Российская Федерация. Именно молодежь представляет собой реальную силу, способную непосредственно принимать участие в строительстве политико-правового ландшафта и выступать основным индикатором экономических, социальных, политических и иных процессов, осуществляемых в современном российском обществе [8. С. 6].
В контексте сказанного представляется, что от наличия действенных механизмов реализации молодежной политики в нашем государстве на всех уровнях власти, в том числе региональном и муниципальном, во многом будет зависеть дальнейшая модернизация российской государственности.
Исследованием института государственной молодежной политики российского государства занималось значительное количество современных политологов, среди которых следует назвать И. М. Ильинского, А. В. Лукова, А. В. Селезневу, В. В. Титова и мн.др. Кроме того, обобщая исследования отдельных ученых, как отечественных, так и зарубежных, посвященных механизмам реализации государственной молодежной политики Российской Федерации, приходим к выводу, что к подобным механизмам следует относить экономический [3. С. 24], правовой [5. С. 394], политический [6. С. 61], информационный [9. Р. 164],
социальный [10. Р. 89] и др. Однако следует учитывать, что развитие общественных отношений происходит весьма стремительно, что в значительной степени актуализирует необходимость создания новых механизмов реализации государственной молодежной политики со стороны социума и органов государственного управления, а также их всестороннего осмысления со стороны научно-экспертного сообщества.
К основному инновационному механизму реализации государственной молодежной политики Российской Федерации на современном этапе, на наш взгляд, следует отнести молодежные многофункциональные центры.
Следует отметить, что практика создания подобных центров для эффективной реализации государственной молодежной политики практически отсутствует. Однако на территории СНГ подобные учреждения по работе с молодежью созданы, активно функционируют и уже успели доказать свою эффективность. В качестве яркого примера следует привести деятельность молодежных ресурсных центров в Республике Казахстан. Молодежные ресурсные центры представляют собой многопрофильные сервисные некоммерческие организации, учреждаемые местными исполнительными органами с целью оказания услуг и предоставления ресурсов для молодежи и молодежных организаций. Основной целью деятельности данных учреждений является оказание содействия самореализации молодежи и развитию молодежных организаций. В качестве основных задач деятельности молодежных ресурсных центров выступают:
— развитие гражданских инициатив, духовно-нравственного, интеллектуального, творческого и физического потенциала
молодежи, укрепление их гражданственности и патриотизма;
— содействие в повышении эффективности работы молодежных организаций на местах;
— диагностика и мониторинг проблем молодежи и молодежных организаций в регионах.
Молодежные ресурсные центры осуществляют информационно-методическое, консультационное сопровождение и поддержку инициатив молодежи, мониторинг и анализ ситуации в молодежной среде. Большая часть услуг молодежных ресурсных центров финансируется за счет бюджетных средств и предоставляется бесплатно.
Учитывая сказанное и анализируя положительный опыт деятельности молодежных ресурсных центров в Республике Казахстан, представляется, что молодежные многофункциональные центры в России должны быть организованы во всех районных центрах каждого из субъектов Российской Федерации.
Чтобы деятельность молодежных многофункциональных центров была действительно эффективной в качестве нового механизма реализации государственной молодежной политики, подобные учреждения должны быть созданы в качестве юридического лица с определенными пределами правоспособности (приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, владеть обособленным имуществом, находящимся в оперативном управлении и т.д.). В качестве учредителей молодежных многофункциональных центров, на наш взгляд, должны выступать региональные органы исполнительной власти, которые ответственны за реализацию молодежной политики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Осуществлять свою деятельность подобные центры должны на основании Устава, принятого и утвержденного соответствующим органом управления.
В качестве основной цели деятельности молодежных многофункциональных
центров на территории России должно выступать непосредственное содействие органам государственного управления в сфере молодежной политики в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Молодежные многофункциональные центры, претендуя на роль эффективного механизма реализации государственной молодежной политики, на наш взгляд, должны осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
— вовлечение молодежи в добровольческую практику;
— развитие у молодежи гражданственности и патриотизма;
— формирование здорового образа жизни молодежи;
— развитие созидательной культур-но-досуговой активности молодежи;
— социализация молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— содействие экономической занятости, развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;
— развитие координационной системы работы с молодежью.
Реализация заявленных функций молодежных многофункциональных центров видится при условии закрепления за ними в учредительных документах данных учреждений основных и дополнительных видов деятельности. В частности, к основным видам деятельности молодежных многофункциональных центров, как нам видится, следует отнести развитие и поддержку социально полезных молодежных инициатив, молодежного добровольчества, форм молодежного самоуправления; развитие и поддержку общественных организаций, детских и молодежных объединений; осуществление мер по формированию культуры здорового образа жизни среди молодежи, по развитию у молодых граждан потребности в занятиях физической культурой, спортом; содействие временному трудоустройству и трудоустройству молодежи на постоянной основе и др. В свою очередь,
к дополнительным видам деятельности молодежных многофункциональных центров следует отнести создание и организацию деятельности кружков и секций различной направленности; деятельность по изучению общественного мнения; предоставление социальных услуг и т.д.
В качестве непосредственного руководителя многофункционального молодежного центра должен выступать директор, кроме того, в качестве органа управления должен быть создан наблюдательный совет, который включает в себя представителей от учредителя, т.е. соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и представителей от трудового коллектива многофункционального молодежного центра.
Директор коллектива многофункционального молодежного центра должен осуществлять текущие исполнительно-распорядительные полномочия, тогда как в компетенции наблюдательного совета центра должны быть следующие вопросы:
— предложения учредителя или директора о внесении изменений в Устав учреждения;
— предложения учредителя или директора о создании и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
— проект плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
— по представлению директора проекты отчетов о деятельности учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность учреждения и др.
Относительно структуры молодежных многофункциональных центров представляется, что она может быть различной в субъектах Российской Федерации в соответствии с основными приоритетами реализации молодежной политики в данном регионе. Однако в качестве типовой структуры молодежного многофункционального центра мы предлагаем следующую:
1) центр реализации молодежных инициатив.
Основными направлениями деятель -ности центра реализации молодежных инициатив должны выступать следующие: вовлечение молодежи в добровольческую практику; развитие созидательной куль-турно-досуговой активности молодежи; содействие экономической занятости и деловой активности молодежи; организация форумной кампании; участие в реализации целевых областных, межрегиональных, федеральных, международных и других программ, мероприятий в сфере молодежной политики; проведение исследований, сбор, анализ и систематизация данных в области молодежной политики, в том числе составление и ведение реестра НКО и организаций, пользующихся государственной поддержкой, и др.
Неотъемлемой частью деятельности центра реализации молодежных инициатив должен выступать творческий подход к молодежи. В работе центра должен найти свое практическое применение как индивидуальный подход, так и коллективный. Первый должен выражаться в проектной деятельности, в личностном росте молодого человека, в реализации своего потенциала, как творческого, так и научного. Коллективная работа выражается в содействии во взаимодействии молодежи друг с другом, в прививании правильных ценностей, общей культуры, патриотизма, помощи в реализации новых идей и интересов;
2) центр военно (гражданского)-па-триотического воспитания молодежи.
Указанное подразделение многофункционального молодежного центра, на наш взгляд, должно осуществлять непосредственную деятельность по таким базовым направлениям, как:
- гражданско-патриотическое воспитание представителей молодого поколения;
- популяризация имиджа защитника Отечества в молодежной среде и довоенная подготовка молодых людей;
- предупреждение асоциальных тенденций и явлений в молодежной среде;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий среди молодежи.
Таким образом, центр военно (гражданского ) -патриотического воспитания молодежи должен организовывать вовлечение молодежи в социальную практику через массовые мероприятия, предоставление консультационной помощи по своему профилю, а также посредством проведения тематических мониторинговых исследований, которые призваны содействовать в выявлении слабых сторон в работе по направлению гражданско-патри-отического воспитания, эмоциональной и физической подготовки молодых людей к службе в Вооруженных Силах РФ.
Кроме того, при многофункциональных молодежных центрах должны функционировать кружки и секции различной направленности (научной, спортивной, культурной и др.), которые будут способствовать реализации творческого потенциала молодежи и, тем самым, успешной социализации представителей молодого поколения.
Следует признать, что в сфере реализации государственной молодежной политики Российской Федерации остается ряд актуальных проблемных аспектов и пробелов, которые требуют своего устранения [1. С. 14].
Важнейшим индикатором курса реализуемой молодежной политики в Российской Федерации выступает сама молодежь. Согласно данным опроса российской молодежи, представленным в Справке к заседанию коллегии Минобрнауки России 18
Список литературы_
июня 2013 г. «О мерах совершенствования реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации», результаты реализации государственной молодежной политики ощущают непосредственно на себе 7...8 % представителей молодого поколения; около 2/3 от общего количества молодых людей в России утвердительно отвечают, что никакой целенаправленной государственной молодежной политики в нашем государстве нет; 15 % молодежи, согласно экспертным оценкам, положительно оценивают эту политику, а 42 % заявляют, что в современной России в интересах молодежи «что-то делается, но это мало заметно» [4. С. 71].
Результат проведенного опроса молодых россиян наглядным образом свидетельствует о необходимости принятии целого комплекса мер, которые будут призваны способствовать повышению эффективности реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [7. С. 164].
Таким образом, считаем, что инновационный механизм реализации молодежной политики в России, представленный в виде многофункциональных молодежных центров в субъектах Российской Федерации, наряду с уже действующими механизмами способен стать важным инструментом по повышению эффективности реализации молодежной политики посредством разрешения существующих в данной сфере проблемных аспектов.
1. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью. М.: Дашков и К., 2015. 328 с.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
3. Зеленин А. А. Механизмы реализации молодежной политики Российской Федерации на региональном уровне: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Нижний Новгород, 2009. 58 с.
4. Карнаушенко Л. В. Государство и молодежь в процессе реализации государственной молодежной политики: проблемы взаимодействия / / Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 4. С. 70-73.
5. Котова О. И. Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе / / Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 12. С. 393-397.
6. Окорокова М. П. Государственная молодежная политика: реализация и механизмы совершенствования: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Якутск, 2010. 24 с.
7. Самохвалов Н. А. Государственная молодежная политика России в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в XXI столетии // Вестник Пермского
национального исследовательского государственного университета. Сер. Политология. 2015. № 2. С. 158-168.
8. Самохвалов Н. А. Реализация государственной молодежной политики как элемент модернизации российской государственности на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 3-7.
9. Dauwe E. Kommunalpolitik: Leitfaden für die Praxis. Opladen: Westdt. Verl., 1995. 371 p.
10. Greese D. Kommunale Kinder-und Jugendpolitik // Kommunalpolitik: Politisches Handeln in den Gemeinden / Hrsg.: Hellmut Wollmann; Roland Roth. Opladen, 1999. 363 p.
List of literature_
1. Basov N. F. Sotsialnaya rabota s molodezhyu [Social work with youth]. Moscow: Dashkov K., 2015. 328 p.
2. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh Rossii: sotsiologicheskiy portret [Young Russia: sociological portrait]. Moscow: TsSPiM, 2010. 592 p.
3. Zelenin A. A. Mechanisms of the youth policy implementation in the Russian Federation at the regional level [Mehanizmy realizatsii molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na regionalnom urovne]: Abstract. dis. ... dr. polit. sciences. Nizhny Novgorod, 2009. 58 p.
4. Karnaushenko L. V. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta (Bulletin of the Maikop State Technological University), 2014, no. 4, pp. 70-73.
5. Kotova O. I. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo (News of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky), 2012, no. 12, pp. 393397.
6. Okorokova M. P. State youth policy: implementation and improvement of mechanisms [Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: realizatsiya i mehanizmy sovershenstvovaniya]: Abstract dis. ... cand. polit. sciences. Yakutsk, 2010. 24 p.
7. Samohvalov N. A. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Politologiya (Bulletin of Perm State National Research University. Ser. Political science), 2015, no. 2, pp. 158-168.
8. Samohvalov N. A. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie (Government and local self-government), 2015, no. 7, pp. 3-7.
9. Dauwe E. Kommunalpolitik: Leitfaden für die Praxis [Kommunalpolitik: Leitfaden für die Praxis]. Opladen: Westdt. Verl., 1995. 371 p.
10. Greese D. Kommunalpolitik: Politisches Handeln in den Gemeinden [Kommunalpolitik: Politisches Handeln in den Gemeinden]; Hrsg.: Hellmut Wollmann; Roland Roth. Opladen, 1999. 363 p.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Самохвалов Николай Александрович, ст. преподаватель, кафедра «Гражданское право», Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, аспирант, Московский педагогический государственный университет, г. Балаково, Россия. Область научных интересов: политические процессы, институты, технологии, правовые аспекты государственного управления [email protected]
Nikolay Samohvalov, senior lecturer, Civil Law department, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, postgraduate student, Moscow Pedagogical State University, Balakovo, Russia. Sphere of scientific interests: political processes, institutions, technology, legal aspects of governance
Образец цитирования _
Самохвалов H. А. Молодежные многофункциональные центры как инновационный механизм реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С. 67-72. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-67-72