Научная статья на тему 'Молодежные и детские общественные объединения в Российской Федерации в 1990-2010 гг'

Молодежные и детские общественные объединения в Российской Федерации в 1990-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
607
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / КОНКУРС / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЕСТР / СУБСИДИИ / EDUCATION / STATE SUPPORT / STATE REGISTRATION / COMPETITION / YOUTH POLICY / NORMATIVE LEGAL ACTS / PUBLIC ASSOCIATIONS / REGISTER / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Виктор Викторович

В советский период коммунистическая партия уделяла большое внимание воспитанию детей и молодежи через пионерскую организацию и комсомол. В период перестройки назрела необходимость пересмотра воспитательной работы. Распад СССР, складывание рыночных отношений, демократизация, социальная дифференциация общества, разрушение системы дополнительного образования обозначили главный вопрос воспитание детей и молодежи в сложившихся социально-экономических условиях. В стране создаются молодежные и детские общественные объединения. Их отличительными особенностями от организаций советского периода являлись добровольное вступление в организацию (формально участие в общественных организациях в СССР всегда являлось добровольным), разнообразие направлений, форм и содержания деятельности. В работе определены основные причины, отрицательно повлиявшие на их развитие и деятельность: финансово-экономические, правовые, организационные. Проанализированы политика государства по поддержке общественных объединений органами исполнительной власти в сфере молодежной политики и ее влияние на развитие молодежного движения в стране. Общественные объединения детей и молодежи сыграли важную роль в становлении молодежной политики, самореализации, воспитании молодежи, развитии ее инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth and Children’s Public Associations in the Russian Federation in 1990-2010

In the Soviet period, the Communist Party paid great attention to the education of children and youth through a pioneer organization and the Komsomol. During the period of perestroika, there was a need to revise educational work. The collapse of the USSR, the emergence of market relations, democratization, social differentiation of society, the destruction of the system of additional education identified the main issue the education of children and youth in the prevailing socio-economic conditions. Youth and children’s public associations are being created in the country. Their distinctive features from the organizations of the Soviet period were voluntary entry into the organization (in the USSR participation in public organizations was always formally voluntary), a variety of areas, forms and contents of activity. The paper identifies the main reasons that adversely affected their development and activities: financial, economic, legal, organizational. The state policy on supporting public associations by executive authorities in the field of youth policy and its impact on the development of the youth movement in the country are analyzed. Public associations of children and youth played an important role in the formation of youth policy, self-realization, education of youth, development of its initiative.

Текст научной работы на тему «Молодежные и детские общественные объединения в Российской Федерации в 1990-2010 гг»

УДК 94(47).084.9"199/201" Ткаченко Виктор Викторович

кандидат исторических наук, доцент, советник Департамента спорта города Москвы

МОЛОДЕЖНЫЕ И ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-2010 ГГ.

https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.22 Tkachenko Victor Viktorovich

PhD in History, Associate Professor, Advisor to the Moscow Sports Department

YOUTH AND CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 1990-2010

Аннотация:

В советский период коммунистическая партия уделяла большое внимание воспитанию детей и молодежи через пионерскую организацию и комсомол. В период перестройки назрела необходимость пересмотра воспитательной работы. Распад СССР, складывание рыночных отношений, демократизация, социальная дифференциация общества, разрушение системы дополнительного образования обозначили главный вопрос - воспитание детей и молодежи в сложившихся социально-экономических условиях. В стране создаются молодежные и детские общественные объединения. Их отличительными особенностями от организаций советского периода являлись добровольное вступление в организацию (формально участие в общественных организациях в СССР всегда являлось добровольным), разнообразие направлений, форм и содержания деятельности. В работе определены основные причины, отрицательно повлиявшие на их развитие и деятельность: финансово-экономические, правовые, организационные. Проанализированы политика государства по поддержке общественных объединений органами исполнительной власти в сфере молодежной политики и ее влияние на развитие молодежного движения в стране. Общественные объединения детей и молодежи сыграли важную роль в становлении молодежной политики, самореализации, воспитании молодежи, развитии ее инициативы.

Ключевые слова:

воспитание, государственная поддержка, государственная регистрация, конкурс, молодежная политика, нормативные правовые акты, общественные объединения, реестр, субсидии.

Summary:

In the Soviet period, the Communist Party paid great attention to the education of children and youth through a pioneer organization and the Komsomol. During the period of perestroika, there was a need to revise educational work. The collapse of the USSR, the emergence of market relations, democratization, social differentiation of society, the destruction of the system of additional education identified the main issue - the education of children and youth in the prevailing socioeconomic conditions. Youth and children's public associations are being created in the country. Their distinctive features from the organizations of the Soviet period were voluntary entry into the organization (in the USSR participation in public organizations was always formally voluntary), a variety of areas, forms and contents of activity. The paper identifies the main reasons that adversely affected their development and activities: financial, economic, legal, organizational. The state policy on supporting public associations by executive authorities in the field of youth policy and its impact on the development of the youth movement in the country are analyzed. Public associations of children and youth played an important role in the formation of youth policy, self-realization, education of youth, development of its initiative.

Keywords:

education, state support, state registration, competition, youth policy, normative legal acts, public associations, register, subsidies.

История молодежного движения в ХХ в. исследуется в научных трудах В.К. Криворученко, В.А. Родионова, О.В. Татаринова, В.А. Кудинова, А.Я. Лейкина [1]. Вопросам сотрудничества государства и общественных организаций в реализации молодежной политики посвящена работа М.А. Таранцова [2]. О.А. Коряковцевой выявлена динамика трансформации взаимоотношений власти и молодежи, определены тенденции взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями [3].

Региональные аспекты становления и развития молодежного движения представлены в работах И.Ю. Верчагиной, Я.А. Голобоковой, С.В. Королева, А.Ф. Каюмовой [4].

Цель работы - проанализировать процесс становления и развития молодежных и детских общественных объединений (далее - общественные объединения) в исследуемый период, установить их влияние на развитие сферы молодежной политики.

Исследование основано на общенаучных принципах объективности и историзма и использовании исторического, историко-сравнительного, историко-системного и других методов.

В работе использованы опубликованные и архивные документы. В государственных докладах постсоветского периода содержатся основные показатели положения молодежи, тенденции

их изменения по сравнению с предыдущими периодами, меры по реализации молодежной политики. Законы и нормативные акты советского и постсоветского периодов представляют правовую основу государства, регулируют права граждан, деятельность органов и организаций. Архивные материалы российского и региональных архивов раскрывают взаимодействие органов власти и общественных организаций, их поддержку, как в центре, так и на местах.

Изменения в социальной сфере и экономике в период перестройки, распад Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, обладавших организационной монополией на работу с детьми и молодежью, а также принятие 9 октября 1990 г. Закона СССР № 1708-1 «Об общественных объединениях» [5] сформировали предпосылки создания общественных объединений [6]. В начале 1990-х гг. происходит снижение социального статуса молодежи, доступа к образованию, роли в общественной жизни, ухудшение материально-бытового положения, изменяются ценностные ориентации, обостряется проблема занятости молодежи [7, с. 76]. Важным становится вопрос о содержании, формах и методах воспитания молодежи в измененных социально-экономических условиях. В стране создается система государственной молодежной политики, включающая в себя органы и учреждения по делам молодежи с соответствующими полномочиями, нормативное правовое регулирование и финансовое обеспечение мероприятий.

За два года действия Закона об общественных объединениях было создано 66 общероссийских общественных объединений, в последующие годы рост их числа был незначительным. В начале 1997 г. в России было зарегистрировано 96 общероссийских и более 500 региональных общественных объединений [8], а в 2002 г. - 79 общероссийских и международных общественных объединений [9].

Поддержка деятельности общественных объединений, которые рассматривались как один из видов некоммерческих организаций, была определена одним из девяти Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 [10], и предусматривала меры, направленные на разработку и утверждение нормативных правовых актов, финансирование мероприятий (программ) по работе с молодежью.

1995 год стал значимым для развития молодежного движения в стране, были приняты два федеральных закона: «Об общественных объединениях» (№ 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.) [11] и «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» (№ 98-ФЗ от 28 июня 1995 г.) [12], регламентирующие деятельность общественных объединений и их поддержку со стороны государства в условиях системных изменений в российском обществе. Действие федеральных законов не распространялось на коммерческие и религиозные общественные организации. Государство берет на себя обязательства по оказанию материальной и финансовой поддержки общественных объединений. Закон СССР «Об общественных объединениях» был признан не действующим в стране.

В постсоветском обществе сложилась многовариантность молодежного движения [13]. Общественные объединения неравномерно распределялись по стране, были сосредоточены и осуществляли свою деятельность преимущественно в крупных региональных центрах. Они различались по организационно-правовым формам, целям и содержанию деятельности, количественным характеристикам, масштабам функционирования. Молодежь, дети, объединяясь, создавали свои формы участия в жизни общества [14, с. 134].

Другой важной особенностью являлось большое количество незарегистрированных общественных объединений. Всего около 27 % действующих общественных объединений имели государственную регистрацию в органах юстиции [15]. Так, например, в Костромской области в 2005 г. осуществляли свою деятельность 35 зарегистрированных общественных организаций и около 100 незарегистрированных.

Кроме того, в стране активно развивались неорганизованные формы объединений, основанные на культурных стилях, а также криминогенного, националистического характера [16].

На процесс создания и развития общественных объединений повлияли следующие причины: ограниченность либо неимение финансовых средств; разобщенность и отсутствие взаимодействия между самими организациями; слабая их развитость в регионах и особенно в муниципалитетах; небольшая численность постоянных членов; отсутствие материально-технических условий, эффективной модели организационной структуры и опыта управления.

Общественные объединения, выступая как посредник между государством и молодежью, предложили подрастающему поколению, во-первых, добровольное вступление в свои организации, во-вторых, равноправие всех членов (участников), в-третьих, программы и проекты, направленные на самореализацию детей и молодежи по разным направлениям: патриотическое, эко-

логическое, правовое, культурно-просветительское и др. Деятельность более 50 % общественных объединений можно оценить как разнонаправленную и концентрирующую вокруг себя молодежь из различных социальных групп [17, с. 232].

Анализ региональной нормативной правовой базы показал, что в период с 1991 по 1994 г. в 5 субъектах страны официально законодательство о молодежной политике предусматривало поддержку общественных объединений. С принятием федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» активизировался процесс правового регулирования. С 1995 по 1999 г. в 29 регионах законодательством о молодежной политике была предусмотрена поддержка общественных объединений: в 1995 г. - в 3, 1996 - 3, 1997 -9, 1998 - 12, в 1999 г. - в 2; а в 23 регионах были приняты отдельные соответствующие региональные законы: в 1995 г. - в 2, 1996 - 6, 1997 - 8, 1998 - 5, в 1999 г. - в 2.

Таким образом, с 1991 по 1999 г. более чем в половине регионов создана правовая основа по поддержке общественных объединений, а основной этап формирования регионального законодательства пришелся на 1997-1998 гг.

Законотворческий процесс в регионах страны продолжался и в 2000-е гг. Так, с 2000 по 2004 г. законы о региональной молодежной политике, предусматривающие в том числе поддержку общественных объединений со стороны государства, были приняты еще в 9 субъектах, а самостоятельные законы - в 10; с 2005 по 2009 г. - в 4 и 2 регионах соответственно.

Федеральные и региональные органы по делам молодежи оказывали поддержку общественным объединениям, включенным в Федеральный и региональные реестры. В Федеральный реестр в 1997 г. было включено 48 [18], 1999 - 41 [19], 2002 - 57 [20], в 2004 г. - 58 организаций [21].

С 1995 по 2009 г. в 25 регионах страны были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие требования к формированию и ведению региональных реестров общественных объединений, пользующихся поддержкой: с 1995 по 1999 г. - в 6, с 2000 по 2004 г. - в 8, с 2005 по 2009 г. -в 11. Так, например, в реестр Иркутской области в 2003 г. было включено 6, в 2006 г. - 19, в 2009 г. -29 организаций.

Проведенный анализ мероприятий подпрограмм по поддержке общественных объединений федеральных программ показал, что подпрограммы, учитывая важность воспитательной работы, предусматривали для этих целей реализацию в основном двух мероприятий: выделение субсидии и проведение ежегодного федерального конкурса программ и проектов по работе с детьми и молодежью на соискание грантов, и в федеральном бюджете на указанные цели были предусмотрены средства в рамках:

- федеральной программы «Молодежь России» - 1,6 %: выделение субсидии - 31,3 %; проведение ежегодного федерального конкурса программ и проектов - 58,5 %;

- федеральной целевой программы «Молодежь России» на 1998-2000 гг. - 3,7 %: выделение субсидии - 47 %; проведение ежегодного федерального конкурса программ и проектов - 47 %;

- федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2001-2005 гг. - 2,4 %: проведение ежегодного федерального конкурса программ и проектов - 4,6 %.

Таким образом, данные подпрограммы в отличие от других подпрограмм имели достаточно низкий объем финансирования и меньшее количество мероприятий. Но, несмотря на это, для общественных объединений средства, выделенные из федерального бюджета на их поддержку, имели большое значение в части реализации программ и проектов по работе с подрастающим поколением. С 1995 по 1997 г. при проведении конкурса государственная поддержка была оказана 120 проектам [22], с 2001 по 2004 г. 14 общественным объединениям присвоен статус опорных центров. В среднем около 70 % представленных проектов получали поддержку [23].

Следует отметить, что в региональном законодательстве были закреплены формы поддержки, которые были предусмотрены на федеральном уровне. Общественные объединения, включенные в региональные реестры, получали за счет средств региональных бюджетов субсидии и на конкурсной основе частичное финансирование программ (проектов) [24]. Например, в 1997 г. в Ивановской области выделено 80 млн р. Ассоциации профсоюзных организаций студентов для частичной компенсации летнего отдыха студентов вузов [25], Костромскому областному комитету РСМ выделено 104 млн р. на поддержку программы «Сотрудничество» [26].

Проводимая работа органами по делам молодежи по поддержке общественных объединений позволила, с одной стороны, создать ситуацию управляемости детским и молодежным движением со стороны государства, а с другой стороны, избежать противоправных методов в диалоге общественных организаций с органами власти [27].

Таким образом, на законодательном уровне в постсоветский период было предусмотрено многообразие организационно-правовых форм создания общественных объединений детей и молодежи. Система дополнительного образования детей и молодежи, созданная в советский пе-

риод, так и не была восстановлена. Государство активно поддерживает общественные объединения, так как, с одной стороны, они являлись аккумулятором молодежных интересов, с другой, заполнили образовавшийся вакуум в воспитательной работе со стороны государственных учреждений сферы образования, культуры, спорта. В связи с этим и в настоящее время взаимодействие государственных структур с общественными объединениями по вопросам воспитания молодежи и их поддержка остаются актуальными.

Ссылки:

1. Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М., 1997. 191 с. ; Кудинов В.А., Лейкин А.Я. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в ХХ в. СПб., 2000. 130 с.

2. Таранцов М.А. Молодежная политика России: исторический опыт реализации молодежной политики государства и общества в условиях смены общественно-политической системы и социально-экономических реформ (конец 1980-х -1990-е годы). М., 1998. 285 с.

3. Коряковцева О.А. Особенности реализации государственной молодежной политики в постсоветской России. Ярославль, 2008. 159 с.

4. Верчагина И.Ю. Молодежные общественные объединения Кузбасса на современном этапе: 1985-2002 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2003. 21 с. ; Голобокова Я.А. Становление молодежных общественных объединений Дальнего Востока Российской Федерации в 1990-2005 гг.: на примере Приморского и Хабаровского краев : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2007. 25 с. ; Каюмова А.Ф. Молодежные общественные объединения Республики Башкортостан в 19902010 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2011. 28 с. ; Королев С.В. Молодежные движения и организации в Российской Федерации и их деятельность в Смоленской области: 1991 -2009 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2013. 26 с.

5. Об общественных объединениях : закон СССР от 9 окт. 1990 г. № 1708-1 // Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 135. Д. 303. Л. 30.

7. Ильинский И.М. Образование. Молодежь. Человек (статьи, интервью, выступления). Кн. 2. М., 2009. 530 с.

8. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика : государственный доклад. М., 1998. С. 142-143.

9. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 г. М., 2002. С. 231.

10. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации : постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

11. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

12. О государственной поддержке молодежных и детских объединений : федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Там же. № 27. Ст. 2503.

13. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Молодежная политика: от КПСС и ВЛКСМ к государственной // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории. М., 1999. С. 145.

14. Кудинов В.А. Детское и молодежное движение в России в ХХ в. Кострома, 2000. 144 с.

15. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 г. М., 2003. С. 122.

16. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 год. С. 240.

17. Там же. С. 232.

18. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика : государственный доклад. М., 1998. С. 144.

19. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству РФ. М., 2000. С. 154.

20. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 г. и перспективах на 2003 г. // Вестник молодежной политики. 2003. № 3-4. С. 58.

21. Об основных итогах реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)». М., 2005. С. 37.

22. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 2000. С. 155.

23. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 год. С. 243.

24. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 2003. С. 18.

25. Государственный архив Ивановской области (ГАИО) Ф. Р-2346. Оп. 1. Д. 15. Л. 35.

26. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). Ф. 1018. Оп. 70. Д. 9. Л. 1, 2.

27. Аналитическая записка о реализации государственной молодежной политики в Костромской области в 1992-1996 гг. Кострома, 1997. С. 19.

References:

Golobokova, YaA 2007, The Formation of Youth Public Associations of the Far East of the Russian Federation in 19902005: on the Example of Primorsky and Khabarovsk Territories, PhD thesis abstract, Khabarovsk, 25 p., (in Russian). Ilyinsky, IM 2009, Education. Youth. Human (Articles, Interviews, Speeches), vol. 2, Moscow, 530 p., (in Russian). Kayumova, AF 2011, Youth Public Associations of the Republic of Bashkortostan in 1990-2010, PhD thesis abstract, Ufa, 28 p., (in Russian).

Korolev, SV 2013, Youth Movements and Organizations in the Russian Federation and Their Activities in the Smolensk Region: 1991-2009, PhD thesis abstract, Bryansk, 26 p., (in Russian).

Koryakovtseva, OA 2008, Features of the Implementation of State Youth Policy in Post-Soviet Russia, Yaroslavl, 159 p., (in Russian).

Krivoruchenko, VK, Rodionov, VA & Tatarinov, OV 1997, Youth Movement in Russia and the Soviet Union: History Lessons, Moscow, 191 p., (in Russian).

Kudinov, VA 2000, Children and Youth Movement in Russia in the Twentieth Century, Kostroma, 144 p., (in Russian).

Kudinov, VA & Leikin, AYa 2000, Young Russia. The History of the Children's and Youth Movement in Russia in the Twentieth Century, St. Petersburg, 130 p., (in Russian).

Nekhaev, VV & Nekhaeva, TG 1999, 'Youth Policy: from the CPSU and the Komsomol to the State', Komsomolu - 80. Voprosy metodologii i istorii, Moscow, p. 145, (in Russian).

Tarantsov, MA 1998, Youth Policy of Russia: Historical Experience in Implementing the Youth Policy of the State and Society in the Context of a Change in the Socio-Political System and Socio-Economic Reforms (Late 1980s - 1990s), Moscow, 285 p., (in Russian).

Verchagina, lYu 2003, Kuzbass Youth Public Associations at the Present Stage: 1985-2002, PhD thesis abstract, Kemerovo, 21 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.