Научная статья на тему 'Молодежные экстремистские организации: традиции и новые информационные технологии (криминологическая экспозиция явления)'

Молодежные экстремистские организации: традиции и новые информационные технологии (криминологическая экспозиция явления) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
392
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ХУЛИГАНСТВО / МАССОВЫЕ АКЦИИ / ИДЕОЛОГИЯ / ГРУППЫ / ЛИДЕРЫ / EXTREMISM / YOUTH / HOOLIGANISM / MASS ACTIONS / IDEOLOGY / GROUPS / LEADERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сундиев И. Ю.

Анализируются противоправная деятельность молодежных экстремистских организаций, их основные виды в современной России и криминальная «специализация», а также использование новых информационных технологий при формировании террористических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth terrorist organization: Traditions and new information technologies (criminological profile of the phenomenon)

Illegal activities of youth terrorist organizations, their basic types, criminal «specialization» in modern Russia, and also the use of new information technologies while forming terrorist organizations, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Молодежные экстремистские организации: традиции и новые информационные технологии (криминологическая экспозиция явления)»

 ■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 4 2009

РАЗДЕЛ II

ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ

И.Ю. СУНДИЕВ,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, вице-президент Российской криминологической ассоциации

s ^

и а H

и а

го

S а О а а и н

МОЛОДЕЖНЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

(КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЯВЛЕНИЯ)

Анализируются противоправная деятельность молодежных экстремистских организаций, их основные виды в современной России и криминальная «специализация», а также использование новых информационных технологий при формировании террористических организаций.

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, хулиганство, массовые акции, идеология, группы, лидеры.

I.Yu. Sundiev, DSc (Philosophy), Professor, Chief Researcher Russia MI National Research Institute, Vice-President of Russian Criminological Association; e-mail: vnii59@ yandex.ru (495) 695-77-41.

Youth terrorist organization: Traditions and new information technologies (criminological profile of the phenomenon).

Illegal activities of youth terrorist organizations, their basic types, criminal «specialization» in modern Russia, and also the use of new information technologies while forming terrorist organizations, are analyzed.

Key words: extremism, youth, hooliganism, mass actions, ideology, groups, leaders.

#

Все авторы, пишущие и говорящие об экстремизме, едины в том, что это - крайность (экстремальность) в оценках и действиях личности (группы). Далее, в зависимости от широты научных и практических интересов автора в понятие экстремизма, через запятую, включаются и все формы и проявления радикализма и, конечно, терроризм. Политическая проблема экстремизма, как говорится в определении ПАСЕ (2003 г.), заключается в том, что демократия должна обеспечить максимальные гарантии свободы мнений, собраний и объединений, в то же время защитив себя от тех, чья идеология эти ценности отрицает. При этом в отличие от террористической деятельности или националистических призывов экстремистские

идеологии как таковые не всегда могут быть уголовно наказуемы и преследуемы.

Проблема борьбы с экстремизмом в России относится к числу наиважнейших ввиду того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Однако эффективность этой борьбы пока невелика. Преступления экстремистской направленности, совершенные по мотивам ненависти, вражды, мести на национальной и религиозной почве в 2008 г., составили всего 0,008% от числа всех совершенных преступлений в нашей стране, хотя они представляют серьезную угрозу всем государствен-

68

$ ■ I

ным институтам и потому заслуживают особого внимания.

Традиционное для социальных наук понятие «радикализм» означает как осознанную, так и неосознанную крайность во взглядах и поступках (т.е. оценка крайности зависит исключительно от социокультурного уровня развития индивида и социальных условий, в которых он действует). Как любое крайнее явление, радикализм может быть просоциальным и асоциальным. Необходимо учитывать, что в ситуациях острых социальных кризисов (один из наиболее крупных разворачивается в настоящее время во всех странах) радикальные социальные элементы, придерживающиеся крайних взглядов, обладают максимальным деструктивным потенциалом, способным повернуть вектор развития общества. Это качество радикалов, а среди них традиционно подавляющее большинство составляет молодежь, уже много веков делает чрезвычайно привлекательной мысль использовать их в процессе борьбы за власть претендующими на нее группировками. Придание словам и действиям ради-

кальных групп политического содержания, вне

зависимости от их собственных интересов и потребностей, превращает разнородные молодежные группы в инструмент борьбы за власть, т.е. в экстремистские группы и объединения в соответствии с контекстом ныне действующего законодательства. Естественная эскалация радикализма (граница «крайности» сдвигается от слов к делу и это «дело» в конечном счете - насилие) в ходе политической борьбы с неизбежностью формирует идеологию и практику допустимости любых насильственных средств в борьбе за «светлое будущее». Именно по этому алгоритму из радикальной среды российской студенческой молодежи второй половины XIX в. выделились сначала экстремистские, а затем и террористические группы и организации (схема). Конец XX и начало XXI в. дополнили технологические способы и приемы рекрутирования в экстремистские организации все более юных членов, формирования у них требуемых идеологических и психологических установок, но базовый алгоритм остался прежним.

^

ы а н и й л

а О а а ы Н

Схема

■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 4 2009

s ^

ы а Н

и й

го

S а О а а ы н

Радикальные преобразования в российском обществе периода 90-х годов XX в. значительно изменили мировоззренческие ориентации. В частности, при отсутствии официальной государственной идеологии в современной России у многих граждан наблюдается совпадение национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и национального самосознания, что несет в себе угрозу стабильности поликонфессионального общества, каковым является Российская Федерация. При этом наиболее заметный рост национально-религиозной нетерпимости отмечается именно у молодежи. Этот показатель у нее в несколько раз выше, чем у лиц старшего поколения, что в условиях глобального мирового кризиса является достаточно тревожным симптомом для общества с нестабильно функционирующими социально-экономическими показателями1.

Духовно-идеологический вакуум в современном обществе неизбежно заполняется идеологией, дающей наиболее простые ответы на самые сложные вопросы, т.е. идеологией экстремистских организаций, имеющих благодатную почву в лице растущих по численности маргиналов, представителей национальных и религиозных движений и недовольной существующим порядком социально активной части общества (в первую очередь молодежи).

Акции политического, религиозного и националистического экстремизма представляют в современной России единое целое, что зачастую не позволяет четко разграничить спонтанный религиозный экстремизм и акции националистических, политических и криминальных структур.

Результаты проведенного в 2008 г. сотрудниками ВНИИ МВД России исследования свидетельствуют о росте негативного влияния на молодежную среду неформальных объединений экстремистской направленности. В текущем году преступления экстремисткой направленности были зарегистрированы во всех федеральных округах, при этом их количество на 150% (116) превысило аналогичный показатель прошлого года. Важнейшим обстоятельством является то, что для молодежи экстремистские действия -это всегда групповой процесс. Для лучшего представления приведем следующие данные: согласно уголовной статистике молодые люди совершают более 50% всех зарегистрированных преступлений; только 6-8% из них совершают

1 Подробнее именно этот аспект описан в работе: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // СОЦИС. 2008. № 5.

преступления в одиночку, остальные - в составе группы; более 80% молодых жителей средних и крупных городов России обнаруживают свою приверженность тем или иным неформальным молодежным объединениям. То есть двое из трех молодых людей, совершивших преступления, и пятеро из семи, совершивших административное правонарушение, позиционируют себя как участники различных неформальных молодежных объединений. А среди тех, кто совершал экстремистские действия, к тем или иным организациям причисляют себя все.

Действия экстремистских неформальных молодежных объединений часто носят скандально политизированный характер и поэтому привлекают пристальное внимание СМИ. Подробное освещение совершаемых такими группами или членами этих групп преступлений приобретает резонансный характер, что чаще всего отражает динамику политической борьбы, но не способствует скорейшему раскрытию таких преступлений.

Словосочетание «неформальные молодежные объединения» за два десятилетия стало привычным, но крайне многозначным. Обратимся к недавней истории: термин «неформальные объединения молодежи» - не научный, а публицистический, введенный журналистом Ю. Щекочихиным для политически приемлемого обозначения самодеятельных молодежных объединений в середине 80-х годов прошлого века. Для того времени новым стали не сами самодеятельные молодежные объединения, а то, что о них подробно начали писать и говорить. Термин прижился, и сейчас он обозначает вполне конкретных социальных субъектов, часто имеющих официальную регистрацию, т.е. вполне «формальных».

В настоящее время под неформальными молодежными объединениями (НМО) понимаются группы, обеспечивающие своим членам (как правило, молодым людям) возможность самореализации в соответствии с их запросами; эти группы могут быть трансляторами определенной сложившейся субкультуры (например, хиппи, панки, байкеры и т.п.) либо формироваться как выразители нового для нашей страны субкультурного направления (например, «хип-хоп»). Членство в этих объединениях не является фиксированным, достаточно часто массовые акции проводятся членами различных объединений совместно, переход из одного объединения в другое - обычное для них дело. Криминальная «специализация» НМО представлена в таблице.

#

70

Таблица

КРИМИНАЛЬНАЯ «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ» НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Вид

1. НМО фашистского характера. Основными представителями являются: правые скинхеды (ОБ 88), Арийское братство, Славянский легион и др.

2. Антифашисты. (АФА). Основными представителями являются: красные скинхеды (red skins), R.A.S.H., S.H.A.R.P. Возникли как реакция неславянских групп молодежи на деятельность фашистских и националистических НМО

3. Политические движения (РНЕ, ДПНИ, НБП и др.)

4. Байкеры (Ночные волки, Железное братство)

5. Хиппи

Идеологические установки

Агрессивное выражение расовой дискриминации и националистического сепаратизма. В основе данного движения лежат политические аспекты расовой теории фашизма. Широко применяются методы агитации молодежи: проведение концертов наци-групп, издание периодической литературы, создание интернет-сайтов и др.

Открытое противостояние любым формам фашизма и нацизма. Как правило, идеологической формой данных НМО являются самые радикальные идеи коммунизма

Продвижение политических интересов крайне поляризиро-ванного характера, прикрытых ширмой оппозиционной борьбы с существующей властью. Ведение широкой агитационной и информационной деятельности по дискредитации обстановки

Неформальные молодежные группы мотоциклистов-

любителей

Отличаются от других НМО неприятием традиционного образа жизни и проповедуют «этику любви» и пацифизм. Отличительной чертой хиппи остается неприятие предложенной, а подчас и навязанной государством системы общественных отношений

Проявления

Хулиганство; вандализм;

массовые беспорядки; уничтожение или повреждение памятников культуры;

возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; убийство;

умышленное причинение вреда здоровью и др.

Хулиганство; вандализм;

массовые беспорядки; убийство;

умышленное причинение вреда здоровью и др.

Хулиганство; массовые беспорядки; призывы к неконституционному свержению власти;

проведение незаконных митингов и акций протеста и др.

Грабежи;

разбои на дорогах; кражи автомобилей; наркобизнес и др.

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

Участие в политических мероприятиях

1. Принимают участие в акциях праворадикальных политических партий (РНЕ и других неофициальных объединений).

2. Многие представители данных НМО являются активными членами группировок футбольных хулиганов.

3. На коммерческой основе принимают участие в политических мероприятиях (силовая поддержка)

1. Некоторые представители АФА являются членами группировок футбольных хулиганов.

2. Принимают активное участие в различных молодежных антифашистских акциях: концертах, митингах и т.д.

3. На коммерческой основе принимают участие в политических акциях

Участвуют в акциях многих социально ориентированных организаций для поднятия собственного престижа: против наркомании, распространения ВИЧ и т.д.

Группировки обособленные, с другими НМО связь не поддерживается

По отношению ко всем НМО поддерживают нейтралитет

Экипировка, атрибутика

За последнее время в связи с увеличением количества данных НМО нельзя однозначно утверждать, что они соблюдают определенный внешний вид. Говоря о правых скинедах, можно отметить, что основными признаками их идентификации являются: бритая голова; тяжелая обувь, как правило, с белыми шнурками; высоко подвернутые джинсы; куртка типа бомбер; клетчатая рубашка; могут быть значки, нашивки, татуировки и другие внешние элементы, содержащие фашистскую символику

Внешние признаки схожи с атрибутами правых скинхедов. Основными отличиями являются красные шнурки на ботинках и красные подтяжки на брюках. Широко используется символика коммунистической партии

Преобладает стиль мили-тари: камуфляжная одежда военных подразделений с использованием различных логотипов принадлежности - шевронов, нашивок, значков и т.д.

Специальная одежда для езды на мотоцикле (кожаные штаны и куртки), как правило, с символикой объединения

Имеют специфический внешний вид:

длинные волосы, джинсовые брюки «клеш». Носят много наручных браслетов, амулеты и прочую бижутерию (фенечки)

5 ^

И а Н

и ы

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 а О а а и н

#

■■1 ф _шяш ш II

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 4 2009

cq

s £

и а Н

и го

cq

S а О а а и н

6. Панки Молодежная субкультура, основанная на музыкальном стиле панк-рок. Ее особенностью является отрицательное отношение к современному шоу-бизнесу в комплексе с асоциальным образом поведения (употребление наркотиков, «свободный» секс, неряшливая одежда, попрошайничество и т.д.) Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; хулиганство; имущественные преступления Взаимодействие с другими НМО не отмечено Наиболее распространенным стереотипом внешнего вида является наличие оригинальной прически (ирокез) с использованием ярких красителей, пирсинг по всему телу, видные татуировки. Одежда неряшлива, чаще с преобладанием кожаных курток-косух с многочисленными нашивками, кожаных штанов, тяжелой обуви

7. Растафари - субкультура, основанная на религиозно-политической доктрине африканского превосходства, зародившаяся на Ямайке Растафарианство является субкультурой, объединяющей молодежь на основе синтеза философии, музыки (регги, даб) и образа жизни. При этом основа философии растафари - употребление «священного растения» марихуаны как способа перехода в высшее состояние Незаконный оборот наркотиков Взаимодействие с другими НМО не отмечено Среди внешних признаков можно выделить: дредлоки (прическа из пучков волос, часто скрепленных воском, которые не расчесывают), пеструю одежду больших размеров. Внешний вид дополняют многочисленные феньки, амулеты и другие атрибуты африканских шаманов

8. Металлисты Молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле «металл». Они агрессивно настроены к поп-музыке, а также увлекаются различными оккультными ведическими верованиями Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; хулиганство; вандализм Взаимодействуют с сатанистами, языческими сектами Внешне схожи с панками, за исключением причесок: носят прямые длинные волосы

9. Фанаты - молодежные формирования, активно поддерживающие спортивные клубы Особое место в данных НМО занимают группировки «правых» футбольных фанатов, идеология которых основана на организации массовых драк с оппонентами недружественных футбольных клубов. На сегодняшний день субкультура футбольных хулиганов включает в себя не только посещение матчей, но и иные специфики: стиль одежды, музыкальные предпочтения, политические ориентации и т.д. Xулиганство; массовые беспорядки; вандализм; насильственные преступления; распространение наркотиков и т.д. Активно взаимодействуют с националистическими и расистскими НМО Приоритет отдается преимущественно спортивному стилю одежды знаменитых европейских фирм

10. Сатанисты Духовное и философское течение, внутреннее содержание которого основано на противостоянии христианству за счет возвышения культа сатаны Ритуальные убийства; вандализм; растление малолетних; совершение взрывов, поджогов, издевательства над животными, осквернение могил; надругательство над христианскими святынями Взаимодействуют с готами, металлистами Практикуется ношение аксессуаров со знаками принадлежности к культу сатаны. При проведении акций и своих обрядов возможно ношение специальной одежды (например, черных балахонов)

#

Еще 20 лет тому назад неформальные молодежные объединения были результатом межличностного взаимодействия, а субкультуры передавались от человека к человеку. Рынок и информационные технологии принципиально изменили ситуацию. Во-первых, все, что связано с тематикой неформальных молодежных объединений, стало объектом эксплуатации индустрии моды. Типажи членов конкретных НМО разрабатываются и тиражируются в музыкальных клипах, постерах, тематических журналах. Субкультурная атрибутика, соответствующие «прикиды»

(комплекты одежды) продаются в профильных магазинах. Фактически субкультура современных НМО перестала быть самодеятельной. Большинство членов НМО, гордясь своей независимостью, стали не только более управляемыми, чем были ранее, но и добровольно превратились в объект медийной эксплуатации. Во-вторых, приобщение к субкультуре, включение в состав НМО, общение с единомышленниками - все это у большинства современных молодых людей происходит в виртуальном режиме через Интернет. Личные контакты чаще всего осуществляются

72

при проведении совместных массовых акций, частота которых очень отличается и в однотипных НМО, и, тем более, в разнородных. «Виртуализация» деятельности НМО, с одной стороны, помогает преодолевать географические барьеры и взаимодействовать в едином ключе людям, находящимся в разных регионах; с другой - снижает уровень ответственности членов НМО за свои поступки.

Эти современные особенности НМО стали активно использоваться зарубежными эмиссарами для формирования в нашей стране идейно-организационной среды экстремистских и террористических объединений.

В отличие от традиционных экстремистских формирований различного уровня организованности и структурированности большая часть молодежных экстремистских формирований носит слабоустойчивый характер. В них действуют нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы характеризуются различным уровнем организованности. Довольно часто молодежные объединения бывают нестабильны, не отличаются четкой структурированностью, меняют свою конфигурацию. В одних НМО участники, имея весьма неточное, размытое представление об идеологической подоплеке экстремистских движений, во многом ориентируются на громкую фразеологию, внешнюю атрибутику и другие аксессуары, желание почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», способного безнаказанно расправляться с неугодными. В других - есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей. Возрастной диапазон активности членов экстремистских организаций этого вида - в основном от 14 до 35 лет с организационно-управленческой ячейкой в составе отдельных деятелей старшего возраста. Наиболее активными действиями отличаются подростки и лица, которые в основном не достигли зрелого возраста, с явными пассионарными чертами, националистическими и сепаратистскими взглядами.

В последнее время проявилось несколько различных направлений развития молодежных экстремистских формирований. Несмотря на кажущуюся внешнюю противоречивость, они подчиняются логике любой системы, проходя стадии становления, сохранения, стабилизации и дальнейшего развития, стремясь избежать хаоса и исчезновения.

Так, в отличие от традиционных сложно-

структурированных объединений в среде молодых экстремистов (в основном в крупных городах) устойчиво прослеживается тенденция к объединению по «сетевому» принципу, предполагающему большую самостоятельность образующих сеть ячеек (молодежных экстремистских групп). Обычно действуя автономно, они могут консолидироваться для проведения групповых противоправных действий, создавая достаточно большие массы правонарушителей. В качестве координирующего звена, определяющего время и место проведения «акций» и способ связи, ими используются коммуникационные системы, в первую очередь - Интернет и мобильная телефонная связь. Значительное число входящих в группу лиц увеличивает возможности распространения преступной деятельности во времени и в пространстве: группа может дробиться, перемещаться по значительной площади, захватывать в своей преступной деятельности все новые территории и объекты.

Одновременно наблюдается процесс образования устойчивых конспирологических экстремистских сообществ с иерархической структурой, предпочитающих привлекать в свои ряды наиболее активную часть населения, в первую очередь - представителей молодежной среды. В целях повышения уровня конспирации построенные подобным образом молодежные экстремистские организации нередко разделяются на самостоятельные структурные подразделения со своими органами управления, представители которых непосредственно общаются только друг с другом и единственным представителем вышестоящего центра управления. Структурных групп может быть много: боевики (исполнители); разведка; группа прикрытия, группа обеспечения безопасности, в которую могут входить как участники экстремистского формирования, так и посторонние лица, оказывающие содействие на регулярной основе.

С новыми формами организации деятельности экстремистских групп, организаций и сообществ роли их участников, в частности организатора формирования и лидера, могут трансформироваться. Не всегда организатор выполняет функции лидера, которым в силу ряда причин может стать иное лицо. Кроме организатора формирования и его лидера, при подготовке к совершению преступления может выделяться организатор конкретного преступления (модератор), которому поручается организация подготовки и совершения отдельного акта (акции) либо серии действий (актов) при различной степени свободы выбора места, времени и объекта воздействия. Необходимо отметить возросшую

5 ^

И а Н

и ы

го

5 а О а а и н

#

■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 4 2009

5 ^

И а Н

и а

го

X а О а а и н

теоретическую подготовку организаторов и лидеров молодежных экстремистских объединений в вопросах, касающихся провозглашаемых ими взглядов и идеологии, их возросший интеллектуальный и конспирологический уровень.

В молодежной среде Российской Федерации последних лет наиболее распространены националистический (расовый), политический и религиозный виды экстремизма.

Несмотря на различные лозунги и названия организаций национал-патриотического толка, молодежь сплачивается в организованные преступные группы, направленные против лиц неславянских национальностей. В то же время отмечены случаи возникновения националистических групп из числа неславянских национальностей в республиках Южного и Приволжского федеральных округов. В противоправную деятельность вовлекаются различные группировки футбольных фанатов, которые в ряде случаев совместно со скинхедами, представляющими наиболее агрессивную часть националистических групп, участвуют в преступных действиях. На взаимовыгодной основе ширится сращивание лидеров националистических формирований с представителями уголовной среды. Однако чаще в целях увеличения электоральной базы и ресурсного обеспечения разрозненные националистические группы и организации консолидируются с представителями национал-радикальных структур, в том числе довольно глубоко включенных в политическую жизнь общества, активно занимающихся легальной политикой. В частности, отмечены попытки проведения совместных мероприятий, в том числе массовых, с выраженным публичным характером (наиболее яркий пример - марши несогласных).

Достаточно сходные признаки с националистическими экстремистскими объединениями имеют политические экстремистские организации. Происходит активное укрепление межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только в выработке единой стратегии действий, но и в согласовании вопросов тактики.

Не меньшую опасность несет религиозный экстремизм, приверженцы которого зачастую вовлекаются в незаконные вооруженные формирования, организованные преступные формирования, специализирующиеся на совершении преступлений террористического характера. Однако религиозный экстремизм не сводится к действиям отдельных террористических и экстремистских организаций на Северном Кавказе и в иных регионах Российской Федерации под прикрытием ваххабистской идеологии. Акцентируя внимание на борьбе с террористической деятельностью различных исламских религиозных организаций,

правоохранительные структуры также не должны упускать из виду другие экстремистские организации, течения, действующие под религиозной или идеологической окраской иных конфессий и сект. Так, недавно осужденная группа Рыно-Скачевского, совершившая более 20 убийств из националистических побуждений, относила себя к языческому объединению «Спас», входящему в «Северное братство».

Как правило, участники экстремистских групп и организаций фиксируют с помощью видеозаписи, фотографий свои противоправные акты и впоследствии располагают их на соответствующих сайтах в сети «Интернет». Данные сайты активно используются экстремистскими группировками, организациями и объединениями для пропаганды своей деятельности, ее оправдания, распространения сведений о ее методах, разведывательных целях, рекрутирования новых членов и сбора пожертвований. Нередко на сайтах экстремистских и взаимодействующих с ними террористических формирований создаются дочерние «сайты-однодневки», при этом меняются их форматы и адреса, что существенным образом затрудняет работу по документированию их незаконной деятельности в электронном пространстве.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что многие явления социальной жизни все в большей мере находят отражение в так называемых виртуальных мирах, т.е. в информационных средах, носителями которых выступают как средства массовой информации, так и глобальные компьютерные телекоммуникационные сети и системы. Чрезвычайно высокую опасность для общества создает усиливающийся криминальный контроль над этими сферами. Становление транснациональной системы «Интернет», к которой оказываются неприменимыми все существовавшие ранее механизмы и принципы контроля за информационной средой, обогатило экстремистов разного толка возможностью проведения анонимной и безнаказанной пропаганды своей преступной деятельности (неонацистов, антиглобалистов, расистов, скинхедов, мусульманских фундаменталистов и т.п.). Интернет стал для членов экстремистских и террористических организаций исключительно удобным средством преодоления географической разобщенности и эффективным способом конспирации и безопасного обмена информацией, включающей их идеи и планы.

Экстремистские организации последовательно осваивают киберпространство. Широко используя информационно-манипулятивные техники, активную деятельность в сети ведут вербовщики. Главная из решаемых ими в на-

#

74

стоящее время задач - сделать максимально привлекательным для молодежной части интернет-пользователей собственный образ и по возможности включить наибольшее их количество в свои ряды (вербовка). В обоих случаях отсутствует прямой контакт между людьми, поэтому без ограничений используются все инструменты манипулятивных технологий, с помощью которых действия большинства посетителей сайтов осуществляются неосознанно, они не понимают, что принимают участие в экстремистской деятельности. Поиск кандидатов соответственно осуществляется на форумах, блогах2 и в кибер-сообществах соответствующей направленности, интересующей членов экстремистских организаций, где выделяются наиболее активные участники, умеющие грамотно и доходчиво излагать свои мысли, а также способные убеждать и отстаивать свою точку зрения. При привлечении лиц данного типа к сотрудничеству вербовщики применяют «интеллектуальный крючок» - в задачу кандидатов входит решение непростой, но достаточно интересной для них интеллектуальной задачи. Решая ее, они не только оказывают помощь экстремистской организации, но и сами проходят проверку на пригодность. Как вариант, вся их деятельность внутри организации может быть построена на решении подобных интеллектуальных задач либо они могут быть привлечены к чисто пропагандистской деятельности «втемную». Это первая группа кандидатов в НМО.

Второй блок потенциальных членов этих организаций - «пиарщики» - организаторы и исполнители информационных акций. Эти молодые люди, большинство из которых - будущие журналисты, обеспечивают соответствующее освещение экстремистских акций в средствах массовой коммуникации, на сайтах правозащитных организаций, создание необходимого заказчику образа экстремиста (народного мстителя, идейного борца за свободу и т.п.), противодействие правительственным органам путем их дискредитации и, наконец, координацию и корректировку деятельности экстремистов путем прямой демонстрации конкретных действий (типичный пример - марш несогласных). В настоящее время в Рунете размещены учебные пособия по тактике уличной борьбы. В зависимости от политической ангажированности степень радикализма может усиливаться.

Мотивация авторов, как правило, многосто-

2 Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал, или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого -регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой.

ронняя. Владельцы СМИ и интернет-сайтов получают от политических партий, террористических и экстремистских корпораций (через благотворительные фонды) щедрые инвестиции и пожертвования, позволяющие выплачивать очень высокие гонорары, в том числе и журналистам. Передаваемая информация (требования, интервью, видеоряд происходящего) позволяет выходить с эксклюзивными репортажами и статьями, повышающими рейтинг и статус самого СМИ. А у владельцев СМИ и журналистов возникает иллюзия прямого влияния на власть (власть вынуждена с ними сотрудничать), причастности к принятию судьбоносных решений, собственной исключительности (избранности).Это состояние -эйфория - сродни наркотическому опьянению. Для него характерно искаженное восприятие реальности, отчуждение от других (простых) людей, возрастающая зависимость от источника наслаждения (возможности получать и передавать эксклюзивную информацию, повышающую статус и гонорары).

Третья потенциальная группа, вербуемая через Интернет, - одноразовые участники акции. Они делятся на три подгруппы: боевики, снабженцы и массовка.

Боевики - лица, способные выполнить (сознательно или не осознавая реальной цели своих действий) силовые акции. Поиск и подбор данных лиц осуществляется на сетевых форумах и в сообществах, где после индивидуального собеседования на индивидуальный адрес электронной почты передается информационный пакет, в котором указываются место и время встречи, дресс-код и предполагаемая цель либо конкретное задание. Вместе вся группа встречается только один раз для совершения акции, после чего контакт с ней прерывается. В группу подбираются лица, высказывающие самые радикальные суждения и желающие «конкретными действиями поднять адреналин». Многочисленные сообщения в СМИ о нападениях, совершенных группами «скинхедов» в течение 2007 - 2008 гг., как правило, описывают действия именно подобных образований. Для усиления пропагандистского эффекта и попутно отбора будущих «пиарщиков» на эти акции анонимно приглашаются журналисты. Цели подобных операций (погромы, избиение лиц определенной национальности) полностью соответствуют целям экстремистских организаций (политических партий) и осуществляются по их заказу.

Одноразовые снабженцы и квартирьеры -группы обеспечения экстремистских акций. Набор в них осуществляется по тем же каналам, но другим путем. Из общего массива лиц, разделяющих радикальные и экстремистские взгляды,

¡S

и а Н

и ы

го

¡S а О а а и н

#

■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 4 2009

tq

5 ^

И а Н

и а

го

5 а О а а и н

формируется массив персональных данных, к которому в случае необходимости всегда можно будет обратиться и найти человека, проживающего или работающего в нужном месте, имеющего определенные связи или знакомства. Под каждую конкретную операцию из данного массива выбираются необходимые люди и привлекаются к обеспечению экстремистской акции или террористического акта. Как правило, одних и тех же снабженцев не принято использовать дважды.

Массовка. Флеш-моб3. Известна центральная роль Интернета при организации мероприятий, которые можно квалифицировать как эксперименты по внедрению психотехнологий сверхскоростного управления массами. Это - так называемый флэш-моб, который в 2003-2004 гг. приобрел большую популярность в западных странах. Акции флеш-моба проводятся в местах массового скопления людей - в супермаркетах, на центральных городских площадях, на станциях метро, вокзалах и т.д. Цель подобных акций -создать нестандартные ситуации и привлечь внимание окружающих. Десятки людей собираются в одном месте и одновременно в соответствии с заранее составленным сценарием начинают творить что-нибудь странное, а через несколько минут быстро расходятся.

Массовка организуется с помощью флеш-моба, если при проведении экстремистской акции для привлечения внимания и увеличения общественного резонанса от события необходимо задействовать значительное число посторонних лиц, не обязательно разделяющих радикальные и экстремистские взгляды. Они отвлекают внимание окружающих от главных действующих лиц операции, увеличивая при этом зрительно масштабность происходящего. Подобные акции имели место в Назрани и Грозном в 2004 г., в Греции и Косово в декабре 2008 - январе 2009 г. и в Таиланде и Кишиневе весной 2009 г. Подбор лиц для проведения флеш-моба осуществляется, как правило, через интернет-сообщества и форумы.

Тактические приемы, используемые руководителями экстремистов, постоянно обновляют-

3 Флеш-моб (англ. flash mob; flash - вспышка, миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная эпатаж-ная массовая акция, в которой большая группа людей (моб-беры) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они с серьезным видом выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Психологический принцип флеш-моба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней так, как будто для них это вполне нормально и естественно: у них серьезные лица, все в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

ся. Так, в апреле 2009 г. мы имели возможность наблюдать умелое использование организаторами подобных акций в Молдове больших групп несовершеннолетних и детей в возрасте до 16 лет. Привлеченные «игрой» в безнаказанный флэш-моб, они участвовали в разгроме и грабежах зданий высших государственных органов. Использование несовершеннолетних обусловлено тем, что в случае задержания участников массовых беспорядков или совершения ими уголовных преступлений они будут освобождены от уголовной ответственности ввиду малолетнего возраста.

На сайте http://natmorar.livejournal.com/ 37966.html было размещено заявление тех, кто инициировал выступления молодежи в Кишиневе, разъясняющее технологию проведения этих акций: «Молодежь смогла самоорганизоваться через Интернет», - и здесь же ниже по тексту, -«флеш-моб, организованный нами, показал прекрасные результаты».

В качестве заключения.

Молодежные экстремистские формирования имеют давнюю традицию, ведущуюся от начала массового политического процесса, т.е. с начала формирования капиталистических отношений. Эти организации и формирующиеся из них террористические группы являлись на протяжении истории основным инструментом, с помощью которого политические партии боролись за власть. Новые информационные технологии значительно ускорили процесс формирования подобных организаций, сделали его легко управляемым и сняли ограничения по численности и географии доступа к информационным базам. Это новое качество позволило использовать технологии, которые раньше были просто невозможны: флеш-моб, бесконтактное манипулирование при вербовке, индивидуальное и массовое программирование конкретных действий.

Нет ни малейших сомнений в том, что отечественные молодежные экстремистские организации готовы в полной мере использовать все «достижения» деструктивных технологий, что требует от сотрудников правоохранительных органов не только досконального знания данных новаций, но и достаточной подготовленности, чтобы им противостоять. В первую очередь это относится к работе в «виртуальной» среде. Как показало изучение отечественного и зарубежного опыта, есть все возможности дополнить традиционные формы противодействия проведением основных оперативно-розыскных мероприятий в «виртуальной» среде, что могло бы качественно повысить эффективность борьбы с экстремистскими организациями.

#

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.