Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ РПЦ В XXI ВЕКЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ'

МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ РПЦ В XXI ВЕКЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МОЛОДЕЖЬ / МИССИОНЕРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ / РЕЛИГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филатов Даниил Леонидович

Последние тридцать лет в Русской Православной Церкви происходит процесс возрождения, а значит, расширяется ее влияние на различные слои общества. Для Церкви во все времена было необходимо проводить просветительскую работу среди отдельных групп населения, однако в XXI в. это служение получило структурный характер. Данный факт подтверждается содержанием церковных официальных документов, определяющих мнение РПЦ по всем основным повесткам современного общества: политике, экономике, образованию и пр. Молодежь как наиболее энергичная и активно развивающаяся социальная группа населения также оказалась в центре внимания Церкви. Наряду с этим процесс структуризации и институционализации религиозно-социальной работы с молодежью Русской Православной Церкви является одним из важных теоретико-методологических и практических аспектов целостного формирования и эволюции молодежной политики в Российской Федерации. Более того, представителями Церкви такая работа воспринимается как часть внутренней миссии, целью которой является религиозная жизнь и поиск ответов на извечные вопросы человечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH MINISTRY OF THE ROC OF THE XXI CENTURY: IDEOLOGICAL AND PRACTICAL PRINCIPLES

The Russian Orthodox Church has been undergoing a process of revival for the last thirty years, which means that its influence on various strata of society is expanding. The Church has always seen it necessary to carry out educational work among certain groups of the population, but in the XXI century. this ministry has received a structural character. This fact is confirmed by the content of church official documents that determine the opinion of the ROC on all the main agendas of modern society: politics, economics, education, etc. Young people, as the most energetic and actively developing social group of the population, also found themselves in the focus of the Church’s attention. Along with this, the process of structuring and institutionalization of religious and social work with the youth of the Russian Orthodox Church is one of the important theoretical, methodological and practical aspects of the holistic formation and evolution of youth policy in the Russian Federation. Moreover, representatives of the Church perceive work with young people as part of an internal mission, the purpose of which is religious life and the search for answers to the eternal questions of humanity

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ РПЦ В XXI ВЕКЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105 УДК 267.6(045)

Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы

Д.Л. Филатов

Кафедральный ^бор Храма Христа Спасителя, Москва, Россия АННОТАЦИЯ

Последние тридцать лет в Русской Православной Церкви происходит процесс возрождения, а значит, расширяется ее влияние на различные слои общества. Для Церкви во все времена было необходимо проводить просветительскую работу среди отдельных групп населения, однако в XXI в. это служение получило структурный характер. Данный факт подтверждается содержанием церковных официальных документов, определяющих мнение РПЦ по всем основным повесткам современного общества: политике, экономике, образованию и пр. Молодежь как наиболее энергичная и активно развивающаяся социальная группа населения также оказалась в центре внимания Церкви. Наряду с этим процесс структуризации и институционализации религиозно-социальной работы с молодежью Русской Православной Церкви является одним из важных теоретико-методологических и практических аспектов целостного формирования и эволюции молодежной политики в Российской Федерации. Более того, представителями Церкви такая работа воспринимается как часть внутренней миссии, целью которой является религиозная жизнь и поиск ответов на извечные вопросы человечества

Ключевые слова: Православие; Русская Православная Церковь; молодежь; миссионерство; Концепция молодежного служения; религия; воспитание; молодежная политика; литургическое общение

Для цитирования: Филатов Д. Л. Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы. Гуманитарные науки. 2023;13(3):101-105. Р01: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105

ORiGiNAL PAPER

Youth Ministry of the ROC of the XXI Century: Ideological and Practical Principles

Filatov D. L.

The Minster of Christ the Savior Cathedral, Moscow, Russia ABSTRACT

The Russian Orthodox Church has been undergoing a process of revival for the last thirty years, which means that its influence on various strata of society is expanding. The Church has always seen it necessary to carry out educational work among certain groups of the population, but in the XXI century. this ministry has received a structural character. This fact is confirmed by the content of church official documents that determine the opinion of the ROC on all the main agendas of modern society: politics, economics, education, etc. Young people, as the most energetic and actively developing social group of the population, also found themselves in the focus of the Church's attention. Along with this, the process of structuring and institutionalization of religious and social work with the youth of the Russian Orthodox Church is one of the important theoretical, methodological and practical aspects of the holistic formation and evolution of youth policy in the Russian Federation. Moreover, representatives of the Church perceive work with young people as part of an internal mission, the purpose of which is religious life and the search for answers to the eternal questions of humanity

Keywords: Orthodoxy; the Russian Orthodox Church; youth; missionary work; the concept of youth ministry; religion; education; youth policy; liturgical communication

For citation: Filatov D. L. Youth Ministry of the ROC of the XXI century: Ideological and practical principles. Humanitarian sciences. 2023;13(3):101-105. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105

© Филатов Д. Л., 2023

Воспитание молодого поколения в религиозной и общественной деятельности Церкви всегда имело главное значение, поскольку человек познается в детях своих (Сир. 11:28) [1, с. 16]. Родители-христиане прежде всего озабочены тем, чтобы дети выросли в православной вере, потому как только тогда в душе их изобразится Христос (Гал. 4: 19).

Иначе говоря, достойное воспитание детей заложено Церковью в Священном Писании, которое требует от старшего и младшего поколений взаимного уважения: Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:2-4).

Отсюда становится понятным, что работа с молодежью — дело сохранения и транслирования догматических вероучительных истин. Однако институционализация деятельности РПЦ в сфере молодежной политики произошла совсем недавно [2, с. 149]. На это есть веские идеологические причины.

Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий в своем приветственном слове на первом форуме православной молодежи в Якутии в 2012 г. сказал: «В исторической практике Русской Православной Церкви прошлого, вплоть до 90-х гг. XX столетия, мы не встречаем аналогов такой деятельности по вполне понятным причинам: с самого рождения человека его жизнь проходила в обстановке, исполненной духа веры и церковности, семейное воспитание в православных традициях само по себе служило достаточным основанием преемственности поколений верующих. Определенные изменения произошли лишь в начале XX в., когда единство Церкви и общества оказалось в значительной степени нарушенным. Именно тогда в России возникло скаутское движение, в котором патриотическое и спортивное воспитание гармонично сочеталось с духовными традициями Православия. Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 г., по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной политики в отношении молодежи. Лишь после существенных изменений в церковно-государст-венных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой»

1 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2206262.html (дата обращения: 23.01.2023).

Систематизация всей деятельности РПЦ, направленной на работу с молодежью, началась с создания в декабре 1990 г. молодежной организации, которая выступила в лице исполнительного органа Священного Синода Русской Церкви по вопросам молодежной политики.

Уже через месяц, 25 января 1991 г., на молодежном съезде в МГУ им. М. В. Ломоносова было сформировано Всецерковное православное молодежное движение Московского Патриархата (ВПМД), включившее в свой состав представителей всех молодежных объединений и обществ, движений и братств, сестричеств и скаутских групп [3, с. 118].

Далее по епархиям РПЦ, при содействии Патриарха Алексия II и местных архиереев, были организованы филиалы ВПМД.

Вместе с тем по всей России впервые после советского периода начали формироваться воскресные школы, приюты, была организована система единого православного образования и воспитания: православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, духовные училища, семинарии, институты и университеты. Наряду с этим зародилось плодотворное сотрудничество с социальными и государственными институтами, стали проводиться общецерковные мероприятия с вовлечением в них активной православной молодежи.

Надо сказать, что участие молодежных групп в общественном процессе России выступает одним из основных элементов не только церковной, но и государственной политики. Вопросы моделирования и осуществления современной работы с молодежью исследуются представителями научной школы Московского гуманитарного университета В. И. Буренко, А. А. Королевым, А. Д. Бородаем, Б. А. Ручкиным, А. Н. Мацуевым [2, с. 90].

Мероприятия с активным вовлечением молодого поколения призваны приобщить молодежь к церковному служению, выраженному в просветительской, образовательной, социальной, информационно-издательской работе.

В этом отношении привлечение молодежи к альтруистской деятельности является результатом миссионерской работы, которая для представителей Церкви заключается в просвещении не только нехристианских народов, но и тех, кто уже является «народом Божьим» [4, с. 149]. Задачи миссии при этом, согласно определению V Общецерковного съезда епархиальных миссионе-

ров Русской Православной Церкви, — развитие приходской и литургической жизни2.

В конечном итоге целью всей миссионерской (просветительской) работы с молодым поколением является литургическая жизнь Церкви. Важно понимать, что эта миссия определена Священным Писанием, в котором говорится «о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения»3.

Основную методологию, которой руководствуется в этом вопросе РПЦ, определил в своем послании ап. Павел: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных (1 Кор. 9:22).

Таким образом, представители Церкви работают по принципу, приближенному к правилу инкультурации, предполагающему процесс полного вовлечения в жизнь и нормы какого-либо сообщества.

Подтверждением этому служит миссионерский опыт заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, который отмечает, что опираться «в деле евангельского просвещении молодежи необходимо на саму молодежь, которая полна сил, находится в активном поиске правды, авторитетов, твердой внутренней основы» [5, с. 45].

Все эти факторы подтверждают, что молодые люди, в силу своей непринужденной темпераментности, являются благоприятной почвой для проповеди Христовой Истины.

Воспитание подрастающего поколения в духе христианской нравственности и морали поможет найти верный путь в этом мире. Духовно-нравственное развитие следует начинать с ранних лет, отчего в школах сегодня проводятся факультативные занятия на религиозные темы.

2 Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. URL: https://k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_ document-03.htm (дата обращения: 23.01.2023).

3 Об организации молодежной работы в Русской Пра-

вославной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/

text/1639899 (дата обращения: 23.01.2023).

А. К. Сковиков отмечал, что политическая жизнь в XXI в. значительно сдвинулась в среде деятельных институтов гражданского общества и энергичное участие в политике стала принимать Русская Православная Церковь [6].

Переломным моментом в развитии работы с молодежью РПЦ являются события 2000 г.:

1. Определение «Концепции православного молодежного служения РПЦ» как главенствующего документа в сфере деятельности с молодежью.

2. Формирование на основе Всецерковного православного молодежного движения Синодального отдела по делам молодежи, призванного осуществлять координацию деятельности и реализовать на практике положения «Концепции» [3, с. 118].

Таким образом, в процессе формирования политики Русской Православной Церкви по работе с молодежью следует обозначить две фазы становления: с 1990 по 2000 г. и с 2000 г. по настоящее время.

Надо сказать, что относительно первого периода существует альтернативное мнение. Как считает В. А. Смирнов, первая стадия вписывается во временной отрезок с 1991 по 2000 г. и характеризуется «отсутствием в дискурсивном сознании большинства служителей церкви понимания необходимости особых форм и методов работы с молодежью» [7, с. 32].

Современная стадия, начавшаяся с 2000 г., «ознаменовалась трансформацией дискурсивного сознания чиновников РПЦ и изменением отношения к молодежи. Молодое поколение стало маркироваться как особая социальная группа, требующая, соответственно, особых форм работы с ней» [7, с. 33].

Поддерживая мнение В. А. Смирнова относительно значения институционализации работы РПЦ с молодежью и его высокую оценку этой деятельности, нельзя не согласиться с его словами о «дискурсивном сознании» представителей Церкви.

Думается, что Церковь во все времена обращала пристальное внимание на молодую аудиторию, окружая ее заботой и воспитанием. При этом переломный момент в 2000 г. не следует рассматривать отдельно от единого контекста возрождения Русской Церкви в середине 90-х гг. В это время совершенствовалась вся структура РПЦ в целом и ее молодежная политика в частности.

Так, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 26 января 1998 г. в приветственном слове на V Рождественских образовательных чте-

ниях поднимал вопросы о трудностях современной молодежи. Он говорил о необходимости ее участия в церковном служении: «Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца»4.

Анализируя содержание текстов важнейших документов в области реализации работы с молодежью Русской Православной Церкви, можно заметить, что само понятие «молодежная политика» в них отсутствует. Здесь фигурируют термины «молодежное служение» и «молодежная работа» [3, с. 119].

«Концепция» молодежного служения Русской Православной Церкви обосновывает необходимость работы с молодежью, устанавливает возрастные границы, а также обозначает цели, задачи, убеждения организации. Так, целями молодежного служения в документе определены:

1. «Воцерковление всех сторон жизни молодого человека.

2. Активное вовлечение молодых людей в диа-коническое (социальное) служение Русской Православной Церкви.

3. Содействие лучшему пониманию молодыми людьми Православной веры и миссии Церкви в современном мире.

4. Содействие диалогу молодых людей в Православной Церкви.

5. Содействие священнослужителям, активным мирянам Русской Православной Церкви в приобретении опыта работы с молодежью»5.

4 URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/ rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chtemya/12-slovo-na-otkrytii-rozhdestvenskikh-chtenij-1998-g (дата обращения: 24.01.2023).

5 Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви. URL: https://cyberpedia. su/11x117b3.html (дата обращения: 24.01.2023).

Содержание каждого из представленных в «Концепции» пунктов подробно раскрывается и поясняется.

Важно также рассмотреть инструментальные принципы, которые были провозглашены для молодежного служения РПЦ, — они вполне соответствуют словам апостола Павла из первого послания к Коринфянам, поскольку предполагают:

1. «Личностный характер общения.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

3. Не назидание, а живое общение.

4. Совместное участие в мероприятиях.

5. Жизнь в церковном приходе.

6. Общение в семье и через семью.

7. Простоту отношений.

8. Принцип системности и целостности»6.

Из этого следует, что молодежное служение

Русской Православной Церкви сегодня можно назвать одним из результативно действующих примеров общественной молодежной политики в России7.

Ядро всей церковной жизни, а значит, и ее молодежной работы — литургическое общение, которое формирует цель, а вместе с тем — положительный результат служения: полноценное участие верующего в Таинстве Евхаристии [8, с. 79].

Таким образом, все направления и формы просвещения РПЦ имеют главную миссионерскую составляющую. Молодежное служение, как и любое другое внутри Церкви, является не самоцелью, а лишь тем инструментом, который должен открыть человеку истины о Боге.

6 Там же.

7 Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации. URL: https://church-and-time. ru/1413 (дата обращения: 24.01.2023).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Матюхина О. А., Дзюбан В. В. О некоторых направлениях работы с молодежью российского православного духовенства в конце XIX — начале ХХ веков (на материалах Орловской губернии). Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016;(1):16-19.

2. Алексеев Н. В. Соработничество молодежных общественно-политических организаций и РПЦ: историко-политологический анализ. PolitBook. Чебоксары: Научно-исследовательский институт общественных и политических наук; 2014.

3. Елишев С. О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Пространство и время. 2013;1(11):117-124.

4. Марковский Е. Работа с молодежью на приходе в начале XXI века: особенности и пути развития. URL: https://uchimsya.eom/a/p4el1qxw

5. Белановский Ю. О миссии среди молодежи. Вестник Миссионерского отдела. 2011;(3):45-55.

6. Сковиков А. К. Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность. URL: https://srience-education.m/m/artide/view?id=8090

7. Смирнов В. А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества. Дис\. ... доктора соц. наук. СПб.: СПбГУ; 2011. 47 с.

8. Гликель А., свящ. Миссиология. М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви; 2010. 400 с.

REFERENCES

1. Matyukhina O. A., Dzyuban V. V. On Some Directions of Work with the Russian Orthodox Clergy Youth in the Late 19th — Early 20th Centuries (on the Materials of the Oryol Province). Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova = Vestnik KSUnamed afterN.A. Nekrasov. 2016;(1):16-19. (In Russ.).

2. Alekseev N. V. Co-operation of youth socio-political organizations and the Russian Orthodox Church: historical and political analysis. PolitBook. Cheboksary: Research Institute of Social and Political Sciences; 2014. (In Russ.).

3. Elishev S. O. Youth Policy of the Russian Orthodox Church in the Russian Federation. Prostranstvo i vremya = Space and Time. 2013;1(11):117-124. (In Russ.).

4. Markovsky E. Work with youth in the parish at the beginning of the XXI century: peculiarities and ways of development. URL: https://uchimsya.com/a/p4el1qxw (In Russ.).

5. Belanovsky Y. On mission among youth. Vestnik Missionerskogo otdela = Bulletin of the Missionary Department. 2011;(3):45-55. (In Russ.).

6. Skovikov A. K. The formation of civil society: world practice and Russian reality. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=8090. (In Russ.).

7. Smirnov V. A. Institutionalization of regional youth policy in the conditions of transformation of the Russian society. Diss. Cand. Sci (Social). St. Petersburg: SPbSU; 2011. 47 p. (In Russ.).

8. Glickel A., Saint missiology. Moscow: Missionary Department of the Russian Orthodox Church; 2010. 400 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Даниил Леонидович Филатов — магистр теологии, священнослужитель Кафедрального Собора Храма

Христа Спасителя, Москва, Россия

Daniil L. Filatov — Master of Theology, the Priest of the Minster of the Cathedral of Christ the Savior, Moscow,

Russia

https://orcid.org/0009-0009-6238-9369

28121995@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 12.03.2023; принята к публикации 15.04.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was received on 12.03.2023; accepted for publication on 15.04.2023.

The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.