Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРАЗИИ: В ПОИСКАХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРАЗИИ: В ПОИСКАХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / молодежь / альтернативы развития / молодежная политика / страны Евразии. / entrepreneurship / youth / development alternatives / youth policy / Eurasia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Е. Бельских

Автор полагает, что в настоящее время России и другим евразийским странам требуется поиск внутренних резервов экономического роста и социального развития. Возникает важный вопрос о поиске внутренних альтернатив в большинстве стран Евразии. Население для развития экономики является самым простым и одновременно сложным направлением стимулирования экономического роста при усилении административной мотивации и регулирования. Поиск универсальных источников в этой сфере служит важным направлением для современных исследователей. Материал основан на экспертной оценке и общедоступных статистических данных. Одним из резервов социального развития является молодежное предпринимательство. Многосторонняя выгода этого направления для большинства стран Евразии очевидна: снижение социальной напряженности, рост занятости населения, увеличение доходов в бюджет стран на всех уровнях, формирование новых возможностей развития в обществе для молодых поколений. В статье рассматриваются традиционные и альтернативные варианты развития молодежно-го бизнеса, основанные на европейских, азиатских и универсальных ориентирах. К альтернативным ориентирам автор относит поиск новых форм виртуального предпринимательства; создание и развитие новых отраслей; расширение и развитие экономического образования в сфере предпринимательского дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN EURASIA: IN SEARCH OF SOURCES OF ECONOMIC GROWTH AND SOCIAL DEVELOPMENT

The author believes that currently Russia and other Eurasian countries need to search for internal reserves of economic growth and social development. An important question arises about the search for domestic alternatives in most Eurasian countries. Population for of economic development are the simplest and at the same time complex area of stimulating economic growth while strengthening administrative motivation and regulation. The search for universal sources in this area is an important direction for modern researchers. The material is based on expert assessment and publicly available statistical data. One of these reserves for social development is youth entrepreneurship. The multilateral benefits of this direction for most Eurasian countries are obvious: a reduction in social tension, an increase in employment, an increase in budget revenues of countries at all levels, and the formation of new development opportunities in society for younger generations. The article discusses traditional and alternative options for the development of youth business, based on European, Asian and universal guidelines. The author considers the search for new forms of virtual entrepreneurship to be alternative universal guidelines; creation and development of new industries; expansion and development of economic education in the field of business.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРАЗИИ: В ПОИСКАХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 330.3

И.Е. Вельских

доктор экономических наук, профессор, Волгоградский филиал Российского экономического университета, Волгоград

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРАЗИИ: В ПОИСКАХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

IE. Belskikh

Doctor in Economic Sciences, Professor, Volgograd branch of the Russian Economic University, Volgograd

E-mail: pr-ib@yandex.ru

YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN EURASIA: IN SEARCH OF SOURCES OF ECONOMIC GROWTH AND SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация. Автор полагает, что в настоящее время России и другим евразийским странам требуется поиск внутренних резервов экономического роста и социального развития. Возникает важный вопрос о поиске внутренних альтернатив в большинстве стран Евразии. Население для развития экономики является самым простым и одновременно сложным направлением стимулирования экономического роста при усилении административной мотивации и регулирования. Поиск универсальных источников в этой сфере служит важным направлением для современных исследователей. Материал основан на экспертной оценке и общедоступных статистических данных.

Одним из резервов социального развития является молодежное предпринимательство. Многосторонняя выгода этого направления для большинства стран Евразии очевидна: снижение социальной напряженности, рост занятости населения, увеличение доходов в бюджет стран на всех уровнях, формирование новых возможностей развития в обществе для молодых поколений.

В статье рассматриваются традиционные и альтернативные варианты развития молодежного бизнеса, основанные на европейских, азиатских и универсальных ориентирах.

К альтернативным ориентирам автор относит поиск новых форм виртуального предпринимательства; создание и развитие новых отраслей; расширение и развитие экономического образования в сфере предпринимательского дела.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, альтернативы развития, молодежная политика, страны Евразии.

Abstract. The author believes that currently Russia and other Eurasian countries need to search for internal reserves of economic growth and social development. An important question arises about the search for domestic alternatives in most Eurasian countries. Population for of economic development are the simplest and at the same time complex area of stimulating economic growth while strengthening administrative motivation and regulation. The search for universal sources in this area is an important direction for modern researchers. The material is based on expert assessment and publicly available statistical data.

One of these reserves for social development is youth entrepreneurship. The multilateral benefits of this direction for most Eurasian countries are obvious: a reduction in social tension, an increase in employment, an increase in budget revenues of countries at all levels, and the formation of new development opportunities in society for younger generations.

The article discusses traditional and alternative options for the development of youth business, based on European, Asian and universal guidelines.

The author considers the search for new forms of virtual entrepreneurship to be alternative universal guidelines; creation and development of new industries; expansion and development of economic education in the field of business.

Key words: entrepreneurship, youth, development alternatives, youth policy, Eurasia.

Главная проблема современных стран Евразии — стремление к ускорению экономического роста и несоответствие его темпов социальному развитию при одновременном высоком уровне конкурентоспособности национальных экономик в сравнении с другими центрами мирового притяжения. Поиск альтернатив для такого ускорения заставляет максимально привлекать и использовать все традиционные факторы производства. Особенно предпринимательство и любые формы активизации деловой активности населения.

Общеизвестная опора на значительный человеческий потенциал является главнейшей многолетней стратегией этих стран. При этом есть понимание, что есть два типа воспроизводства населения — европейский и азиатский.

Для европейской модели характерно старение население, давно сложившийся тип поведения домашних хозяйств, достаточно высокий уровень социальной обеспеченности, при этом идет поиск мероприятий и средств, направленных на привлечение молодых мигрантов из Африки, Азии и Латинской Америки (примерами таких стран могут быть Россия и Белоруссия, в которых на долю молодых возрастов приходится 15-17% населения)1. Как ни странно, по своему типу воспроизводства Китай также можно отнести к европейской модели — стремительно стареющее население, низкий уровень текущей рождаемости, специфика страны: преобладание доли мужского населения [6]. Исключение — не развитая, но привычная для европейского ландшафта социальная сфера. Отсутствие привычной для большинства жителей передовых стран «социалки» делает Китай особым случаем.

Вторая модель характерна для ряда азиатских стран, наших соседей (например, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, классический пример Индия [5], в которых на долю молодых возрастов приходится 23-33% населения), где активный рост населения молодых возрастов делает

вопрос развития молодежного предпринимательства особенно востребованным.

Долгие годы главным источником экономического роста и прогресса было использование дешевого труда и отсутствие социальных программ по его защите. Дополнительные стимулы давали особые налоговые режимы и массовые льготы по привлечению инвестиций внутри таких стран. Это превращало экономику ряда стран Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Индонезию и др.) в места привлекательные для крупных международных бизнес-структур, которые открывали там многочисленные промышленные производства и создавали возможности для экономики. Фабрики мира десятилетиями переносилась в эти новые точки мирового индустриального развития.

В современных условиях геополитических обострений, усиления роста конкурентоспособности национальных экономик, формирования новых требований по протекционизму со стороны передовых стран, усиления экологических и социальных проблем и роста требований внутренних социальных групп по развитию пенсионного обеспечения, социального страхования и других аналогичных вопросов происходит сокращение привлекательности данных территорий для международного бизнеса. Можно сделать субъективный вывод о частичном сворачивании глобализации как общемирового движения. Происходит смена глобальной экономической повестки на национальные стратегии развития экономики. Возникает важный вопрос о поиске внутренних альтернатив экономического роста и социального развития. Ответ на этот вопрос заключается во множестве решений по разным аспектам. Известна аксиома, согласно которой экономика современных стран всегда развивается только при наличии значительного количества фирм, созданных в формате малого и среднего бизнеса в частном секторе. Рост новых предприятий и создание рабочих мест, приводит к экономическому росту и снижению соци-

1 Прим. авт.: World Population Prospects 2022 // United Nations Department of Economic and Social Affairs Population Division // URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 01.02.2024).; аналогичен по этим данным и русскоязычный ресурс: Главная страница // countrymeters. — URL: https://countrymeters.info/ru (дата обращения: 01.02.2024).

альной напряженности по многим аспектам в сфере молодежной политики.

Традиционный кластерный подход к оценке развития экономики стран свидетельствует о долгосрочном периоде «созревания» разных отраслей для успешного функционирования предпринимательства. Поэтому попытки активно развивать создание новых фирм характерны для развивающихся стран и государств с переходной экономикой, которые стремятся быстро создать свои национальные конкурентные преимущества. Большинство стран Евразии относятся именно к таким странам. Актуальные вопросы занятости молодежи, поиски новых источников роста приводят к необходимости формирования национальных программ по развитию молодежного предпринимательства.

Большинство стран умеют развивать малый и средний бизнес обычным способом — при помощи налоговых режимов, типовых организационных и административных практик. Это обусловлено преобладанием частной инициативы в экономиках, когда общество само формирует привычную хозяйственную структуру и рынки. Эксперты имеют традиционно большое влияние на государственную экономическую политику, имеется отраслевая долгосрочная история развития территориальных кластеров, налажены мирохозяйственные связи, товары и услуги идут на привычные внешние и внутренние рынки, система профессионального образования ориентирована на потребности стабильного рынка предпринимательского труда. Как правило, в таких условиях никто не изобретает новый подход к активизации предпринимательской деятельности в обществе с опорой на отдельные социальные группы. В данном случае — на молодежь. Однако молодежная государственная политика в ряде стран Евразии, в частности в России, последних лет активно продвигает такие задачи в социально-экономической сфере [1]. Можно говорить о дуализме евразийской модели развития предпринимательства — с одной стороны воспроизводство население и небольшая доля в структуре населения молодежи по условному европейскому типу, с другой стороны наличие значительного количества моло-

дежи в структуре населения (например, в Таджикистане более 33% населения — молодежь!), что приводит к необходимости поиска решений в этом направлении.

Очевидно, что Евразия состоит из двух разрозненных миров: с одной стороны страны Европы, у которых особая судьба и весьма развитая экономика (за некоторым локальным исключением), с другой стороны, страны Азии, у которых много населения, особенно молодых возрастов, но экономика весьма специфична и по многим социальным аспектам она просто недоразвита. Это неоспоримое преимущество — наличие значительных социальных групп молодых возрастов, активных по природе, обладающих знаниями в отношении взаимодействия в виртуальной сфере, имеющих высшее образование (например, образование у молодых возрастных групп современного Китая и поколения эпохи культурной революции несопоставимо). Аналогичное положение вещей наблюдается во многих странах Евразии. Одновременно с этим в обществах этих стран есть определенная социальная напряженность, которая вызвана ростом доли молодых социальных групп в структуре населения. Они выходят на рынок труда, ищут пути своей социализации и являются самой массовой социальной группой, ориентированной на успех и поиск путей для своего благополучия. Большинство стран должны дать им такую возможность в своей социальной и экономической политике. Примером такого подхода может служить опыт Казахстана [7].

Исследователи отмечают, что процесс социализации и поиска работы весьма специфичен, труден, он отличается постоянным поиском новых форм работы, особенно в Европе [3]. Много лет уже существуют термины, связанные с нежеланием молодежи работать и учиться, речь идет о NEET-молодежь (Young People Not in Employment, Education or Training). Исследователи приводят шокирующие данные по ряду европейских стран, в которых до 60% молодежи находятся в этой группе [3, с. 103-104]. Отдачи в создании новых бизнесов от такой молодежи нет. Многие страны, например, США и страны, традиционно идущие по пути индивидуализма, представляли молодежи отдельные приме-

ры успеха молодежи в бизнесе — представители молодежи зарабатывают свой первый миллион на своих идеях, реализуют технологии венчурного финансирования и поддержки от бизнес-ангелов в привычных условиях рынка и конкуренции и т.п. В странах, идущих по пути коллективизации общественного сознания (например, в России и Белоруссии), главным двигателем развития молодежного предпринимательства становится государство — грантовая поддержка, гарантированные государственные закупки продукции молодежных предприятий, формирование отраслевой и территориальной активности по тематическим направлениям [4]. Главным заказчиком становится не рынок и потребители, а государство. Можно сделать приоритетными вопросы обороноспособности страны (например, поддерживая рост

малых фирм по «дроностроительству») или решения экологических проблем (поддерживая создание молодежных предприятий по сбору мусора, пластиковых бутылок, их переработке и т.п.). Актуальные направления и приоритетные темы определяет заказчик развития молодежного предпринимательства, и этим способом можно сформировать привлекательные программы для соответствующего развития. В России большую роль играет участие в подобных программах студенческой молодежи, российские университеты рассматриваются как площадки роста предпринимательской и виртуальной активности молодежи [2].

В рамках обозначенного дуализма мы предлагаем поиск новых альтернатив для развития молодежного предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1

Дуализм традиционных и альтернативных вариантов развития молодежного предприни-мательств в Евразии на основе двух типов воспроизводства населения

Варианты развития молодежного предпринимательства для стран Европейские ориентиры молодежного бизнеса Азиатские ориентиры молодежного бизнеса Универсальные ориентиры молодежного бизнеса

Традиционные • Государство заказчик и организатор. • Грантовая система поддержки. • Роль региональных программ в системе национальных проектов. • Роль экономических университетов как центров создания ценностей • Отсутствие социальной обеспеченности в обществе как стимул создания фирм молодежью. • Работа в системе семейных бизнес-интересов • Налоговая поддержка новых фирм. • Система мотивации от региональных властей. • Роль отраслевых лидеров в создании малого бизнеса молодежью (Сколково и т.д.)

Альтернативные • Усиление частного венчурного финансирования. • Формирование роли рынка как заказчика новых малых фирм от молодежи • Включение в процесс инновационно-виртуальных форм бизнес-активности • Усиление роли государства и региональных властей. • Создание и поощрение территориальных бизнесов. • - Усиление роли сферы социального предпринимательства как бизнес-формы реализации общественных настроений • Поиск новых форм виртуального предпринимательства. • Создание и развитие новых отраслей для стран. • Расширение и развитие экономического образования в сфере предпринимательского дела,вовлечение NEET-молодежи в экономику

На наш взгляд, современная экономика дает такое многообразие форм и методов реализации для предпринимательской деятельности, что молодежь может быть включена в нее более активно. Это направление стратегически важно развивать любым странам, находящимся в поиске новых форм социального и экономического развития.

Список литературы

1. Бельских И.Е. Молодежное предпринимательство в России: поиск альтернатив развития // Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2023. — № 4. — С. 181-193.

2. Бельских И.Е., Борискина Т.Б., Пескова О.С. Особенности отражения проектов российских региональных университетов в Интернет-пространстве // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 2 (38). — С. 465-477.

3. Вишневская Н, Зудина А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. — М., 2018. — Т. 62. — № 11. — С.99-107.

4. Климук В. В., Дегиль В. Молодежное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и направления развития// Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. — 2022. — Т. 3. — № 4. — С.205-214.

5. Население Индии // countrymeters. — URL: https://countrymeters.info/ru/India (дата обращения: 01.02.2024).

6. Население Китая // countrymeters. — URL: https://countrymeters.info/ru/China (дата обращения: 01.02.2024).

7. Сыздыкова Ж.С., Белова Л.В. Молодежная политика в Республике Казахстан: состояние и тенденции // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2022. — Т. 12. — № 1 (82). — С. 168-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.