Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА «ЭМО» В РУМЫНИИ'

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА «ЭМО» В РУМЫНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА «ЭМО» В РУМЫНИИ»

Т.Г. Биткова

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА «ЭМО» В РУМЫНИИ

Молодежная, а точнее подростковая субкультура «эмо» в последние годы собирает в Румынии все больше поклонников. «Эмо-лихорадка охватила Румынию», - говорится на одном из сайтов 2008 г. (4). В Румынии «эмо» - это в первую очередь ярко и странно одетые тинэйджеры на городских улицах, с грустным выражением на лицах. Кто такие эти подростки, отличаются ли они чем-то от приверженцев этого течения за рубежом? В Румынии нет точной количественной статистики о подростках «эмо». Наблюдатели отмечали лишь, что в 2008 г. в каждой городской школе было по 2-3 таких подростка.

«Эмо-культура», как и прочие субкультуры, проникла в Румынию с Запада, первоначально именно как мода в одежде, а потом уже и как музыкальный стиль. Одежду «эмо» отличают почти исключительно розово-черные тона с двуцветными узорами и стилизованными значками. Традиционной прической «эмо» стала косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади -короткие волосы, торчащие в разные стороны. Многие окрашивают волосы в черный цвет - это подчеркивает их печальный образ.

Термин «эмо» известен середины 1980-х годов, но до конца 1990-х он использовался исключительно в отношении музыкального стиля. Это - одна из разновидностей рока. «Эмо» происходит от английского «emotional» (эмоциональный). В начале 2000-х годов стиль «эмо» стал популярным культурным явлением, возникла специфическая мода на одежду и образ жизни. Это понятие стало соотноситься и с определенным мироощущением.

Выражение эмоций - главная особенность поклонников «эмо». Их отличает особенное, чувственное и печальное мироощущение.

В отличие от классических панков, как отмечают исследователи, эмо «свойственны» романтизм и переживания, связанные с возвышенной любовью. Они также любят плакать.

«Эмо» часто сравнивают с готической субкультурой, что не нравится представителям ни того, ни другого направления. Существует мнение, что приверженцы «эмо» подвергаются еще большему риску самоубийства, чем «готы». «Ключевое различие между этими категориями состоит в том, что "эмо" ненавидят себя, "готы" ненавидят всех. Если эта ненависть к себе - правда, то можно предположить, что "эмо" имеют больший риск нанести себе вред, чем их ровесники-"готы". Таким образом, в идентификации с культурой "эмо" есть определенный риск. Можно с уверенностью говорить (хотя формальных исследований на эту тему не проводилось), что самодеструктивное поведение часто встречается в данной группе и является ключевой особенностью "эмо"-культуры... Модная пресса называет "эмо" скрещением "гота" и "барби"» (1).

Румынские исследователи концентрируют внимание прежде всего на депрессивных сторонах мироощущения «эмо». Именно это вызывает большое беспокойство как у педагогов, так и у родителей, ибо музыкальная культура «эмо» предлагает не только печальные ритмы, но и поэзию страдания и несчастья, а смерть представляет зачастую как высшее наслаждение.

Каковы причины, способствующие широкому распространению стиля эмо в Румынии? Их находят в сложностях общественного переустройства посткоммунистического периода. В обществе, в котором «традиционные ценности становятся незначимыми и заменяются религиями или погоней за успехом, подростки отказываются от поддельной действительности», - пишет Г. Бика (2). Равнодушие, неустойчивость семьи, несбывшиеся мечты, избыток свободы, общество, где молодежь не находит себе места, порождают новые и странные формы самовыражения.

Течение «эмо» в Румынии имеет сегодня свои жертвы. 10 мая 2008 г. в Бухаресте 12-летняя девочка покончила жизнь самоубийством. Девочка как раз увлекалась музыкальным стилем «эмо». Такой случай был первым, но не последним в Румынии и вызвал большой резонанс в обществе. Сразу же стали связывать эту трагедию с музыкальным увлечением подростка, хотя в предсмертной записке ничего об этом не говорилось. Стали искать и другие причины. Девочка, как сообщалось в информационной программе ТВ «Антенна 3», хотя и была из неполной семьи, считалась вполне благополучной и дома, и в школе, но у нее случи-

лась несчастная любовь. Подруги подтверждали, что о намерении покончить с собой девочка ничего не говорила (5).

Г. Бика напоминает о том, что в это же время другая девочка, из Великобритании, покончила с собой через несколько месяцев после того, как увлеклась стилем «эмо». В мировой прессе обсуждались и другие примеры подобного рода, в частности коллективное самоубийство поклонников «эмо» в Латинской Америке. Некоторое время спустя после бухарестской трагедии покончил с собой 17-летний юноша из уезда Бихор. Позже Румынию потряс случай, когда 16-летний юноша из окрестностей румынского города Сибиу условился рассчитаться с жизнью одновременно с 17-летней девушкой из Белграда. Молодые люди познакомились в Интернете на форуме поклонников стиля «эмо». Они обсуждали свои несчастья и говорили о смерти. Молодой человек успел исполнить свой план, выпив дозу отравляющего вещества в парке, но случайная прохожая обнаружила его в бессознательном состоянии. В результате юноша был спасен. Он же рассказал о плане совместного самоубийства полицейским, которым с помощью Интерпола удалось предотвратить трагедию в Белграде.

Один из блогеров, А. Негря, утверждал, что еще за несколько месяцев до страшного события в мае 2008 г. он сказал в частном разговоре о том, что настанет момент, когда термин «эмо» «мы услышим в каждом репортаже или статье о самоубийстве какого-нибудь ребенка». Вину и ответственность за уже случившееся, считает А. Негря, несет все общество, и родители в том числе (8).

Если исходить из представления, что подростков обуревают самые экзотические и странные идеи по причине их незанятости или отсутствия каких-то позитивных целей, то поведение «эмо» можно считать дурным и абсурдным, пишет Г. Бика (2).

Какую роль может играть здесь неблагоприятное материальное положение, в котором находятся большинство румынских молодых людей? Наблюдатели отмечают, что тинейджеры-«эмо» совсем не обязательно происходят из неблагополучных слоев общества, среди них достаточно детей обеспеченных родителей (11).

Г. Бика настаивает на том, что решающим фактором, влияющим на широкое распространение «эмо-культуры» в Румынии, являются неблагоприятные условия общественной среды, что, конечно, не исключает и личных обстоятельств. Автор признает психологические мотивации, приводящие к неадекватным увлечениям: трудности социальной адаптации, непонимание со стороны окружающих (родителей, учителей, друзей), недостаток общи-

тельности, неудачи во взаимоотношениях с противоположным полом, насилие в семье, отсутствие одного или обоих родителей, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, комплекс неполноценности. К этому следует добавить негативное воздействие некоторых программ ТВ, влияние Интернета, а также специфической музыки «эмо». Г. Бика полагает, что вовсе не каждое поколение молодежи проходит через подобные экзотические увлечения. Сегодня, когда родителям зачастую некогда заниматься детьми, а последние предоставлены в значительной мере только себе, и рождаются такого рода явления, как «эмо-культура» (2).

Психолог З. Дима считает, что подросткам не хватает живого общения, в том числе с родителями. «Виртуальное общение в Интернете анестезирует чувства и дезориентирует ценности» (цит. по: 10). Это поколение, которое вырастает с ключами, висящими на шее. В субкультуре эти дети находят самовыражение, в этом заключается опасность.

У подростка есть стремление испытать сильные чувства. Это своего рода опьянение. Потребность в адреналине может реализоваться в занятиях экстремальными видами спорта. Избыток нерастраченных чувств может привести и к самоубийству, отмечает психолог (там же).

Впервые связь между «эмо» и самоубийством была сформулирована в Великобритании родителями и врачом первой жертвы. Правда, фанаты «эмо» тогда выразили категорический протест против такого рода теории.

Есть мнение, что не существует музыки (ни «эмо», ни какой-либо другой), которая бы толкала к самоубийству. Напротив, современная ритмичная музыка дает выход возможным агрессивным наклонностям и жестокости, сублимируя их и тем самым спасая людей от варварства. Есть лишь неблагополучные дети, а не вредная музыка (7).

Все лето 2008 г. было посвящено «эмо». Таблоиды, серьезные журналы, форумы, блоги, радио и телевидение - все выражали опасение и даже панику. Все спрашивали: «Что происходит с нынешним поколением, почему они так играют с эмоциями, почему так одеваются и почему восстают без всякой причины?» Постепенно страсти улеглись, но вопросы остались.

Причины всякого рода неадекватного поведения все же надо искать в особенностях психики подрастающего индивида, в каких бы общественных условиях ни происходило взросление, пишет психолог М.Д. Чулей. Самой большой проблемой является то, что

подросткам в принципе трудно свободно самовыражаться. Их угнетает мысль о последствиях каждого поступка, они держат в себе беспокоящие их мысли. С возрастом все это уходит в подсознание и трансформируется в беспокойные сны, фрустрацию или агрессию, но в подростковый период возможны различные серьезные эксцессы, если не уделять этому своевременного и должного внимания (3).

Автор статьи «"Эмо" - потерянное поколение» Л. Штефануц предприняла беседы с тинейджерами, которых можно соотнести с «эмо». Так, одна девочка рассказывала, что не считает себя «эмо», хотя у нее есть проблемы в семье, но ей нравится одежда «эмо». Один ее друг с 15 лет - «эмо». Девочка говорила, что у друга были трудности во взаимоотношениях с семьей и до сих пор есть, так как он очень чувствительный. Затем семья эмигрировала в Америку, и юноша сообщил оттуда друзьям в Румынию, что теперь он называется «эмо», а раньше не знал, как себя называть. Теперь и его друзья узнали, кто такие «эмо». Эта же девочка сообщила, что на друга сильно воздействует музыка, но книг он почти не читает. Сама она тоже не очень любит читать, но ей нравится «Преступление и наказание» Достоевского, эту книгу она перечитывала.

Еще один собеседник - Тристан. Юноша завел свой сайт в Интернете, где пытался сделать мультфильмы с героем в стиле «эмо». Хобби этого персонажа - плакать и собирать значки. Как считает юноша, главной чертой «эмо» является ощущение себя жертвой. По его мнению, среди «эмо» можно выделить две категории. Одни - дети богатых родителей, которые не знают, чем заняться, другие - имеют действительные проблемы, но со стороны они могут казаться несущественными (10).

Румынское общество настолько было потрясено майским инцидентом 2008 г., что сам термин «эмо» получил в языке последних лет расширенное употребление, выйдя за пределы молодежной среды. В журнале «Литературная Румыния» даже было опубликовано специальное исследование, посвященное этому языковому феномену (12).

В Румынии родилось много шуток и анекдотов, где «эмо-герои» представлены людьми совершенно никчемными и безвольными. «Эмо» в Румынии в определенном смысле стал почти фольклорным персонажем, не имеющим прямого отношения к тинэйджеру «эмо» и его проблемам.

Появившись в прессе, термин «эмо» сегодня прочно вошел в язык журналистов и политиков и стал жить своей собственной

жизнью, приобретая новые оттенки значения. Возникла своего рода мода на это слово. «Эмо» - человек, неуверенный в себе, боязливый, неуравновешенный, «эмо-политик» - индивид чрезмерно эмоциональный, склонный к самопожертвованию в своем дискурсе. Появились и ироничные комментарии о неудачных выступлениях «эмо-спортсменов». Румынская сборная, например, была названа «Национальная "Эмо"», появилось выражение «поколение "эмо" румынского футбола». Исключительно уничижительный смысл придается «эмо-политикам», которые «только жалуются», могут быть и «эмо-избиратели», проигравшие выборы (12).

Если сопоставить с русским языком, то «эмо» - это некоторая модификация нашего «интеллигента-очкарика», но это понятие приобрело более широкое хождение и употребление.

Когда страсти лета 2008 г. улеглись, появилось рассуждение о том, что «эмо» в сегодняшней Румынии - вовсе никакая не культура. Это просто этикетка. Можешь быть немного «эмо» или «готом», немного панком или немного чувственным поэтом, пишет К. Вика. Начиная с 2000 г. мир переживает уже третью, культурную, волну «эмо». Некоторые полагают, что если раньше речь шла только о музыке, то сегодня остался только стиль в одежде. Другие, напротив, считают, что сегодня налицо возвращение эмоционального стиля в социальную жизнь, в которой раньше преобладал рационализм людей, занимавшихся исключительно увеличением своих доходов (13).

В Румынии до несчастного случая в мае 2008 г. никто не проявлял особого интереса к «поколению "эмо"». В конце 1990-х годов, пишет К. Вика, мироощущение «эмо» у молодежи было, но никто не знал, что он - «эмо». Тогда тоже был в моде декаданс, продвинутая молодежь увлекалась Эмилем Чораном1, но не было соответствующей одежды и места, где можно было встать на виду в соответствующей позе. Однако велись дневники, и печальные молодые люди прогуливались в одиночестве по городским паркам. Тогда общество было обеспокоено «сатанистами и их кровавыми ритуалами, разрытыми могилами на кладбищах» (13). Приверженцы Чорана могли только мечтать о «славе» сатанистов, которые носили трико в стиле рок, но сегодня о сатанистах уже не слышно.

1 Эмиль Чоран (1911-1995) - румынский и французский мыслитель-эссеист. Книги афоризмов и эссе Чорана полны разочарования в европейской цивилизации, мрачного скепсиса, неверия в прогресс.

Феномен моральной паники в обществе известен с 1970-х годов. В центре внимания тогда были наркоманы, рокеры, панки. Нам как будто нужны девианты - индивиды, отличающиеся по своим характеристикам от основной массы населения, пишет К. Вика. Таким образом мы утверждаем свою «нормальность». Эти «ненормальные» нужны нам для того, чтобы символизировать собой зло, нестабильность, социальную опасность. Сегодня настала очередь «эмо-кидов». Они, как полагают многие, представляют опасность для общества и культуры, но, по ощущению подрастающего поколения, это общество зиждется на лицемерии, поэтому тинейджеры и декларируют свою непохожесть. На самом деле, пишет К. Вика, «эмо» - лишь некое подростковое меньшинство, которое своей одеждой и в меньшей степени поведением демонстрирует свой негативизм и интерес к метафизическим вопросам. Их нельзя назвать неадаптируемыми, у них есть групповые интересы, свой юмор. Можно ли их считать более опасными, чем тех, кто устраивает побоища на стадионах во время матчей? Ответ очевиден, полагает К. Вика. «Действительно, их модель не вызывает симпатии, но это модель классическая, свое начало она ведет от юного Вертера»1 (13).

Как отмечает психотерапевт и президент Фонда «Поколение» В. Шанду, увлечение стилем «эмо», как правило, проходит без эксцессов, как некий этап познания окружающего мира. Только в редких, клинических случаях чрезмерной экзальтации приходится прибегать к помощи специалистов. Однако родители должны проявлять больше внимания к своим детям с самого начала их интереса к таким явлениям, как «эмо» (9).

Нет оснований утверждать, отмечает В. Киву, что процент самоубийств среди поклонников «эмо» выше, чем среди остальной

1 «Страдания юного Вертера» - сентиментальный роман в письмах И.В. Гёте (1774). Ни одно из сочинений Гёте не было столь популярным среди современников. Гете уловил сдвиг в истории - рациональная эпоха Просвещения, ставившая рассудок выше чувств, стала уходить в прошлое. На смену ей шло новое время, героями которого и стали люди, подобные Вертеру: эмоциональные, страстные, не способные противиться порывам своей натуры, слабые и не готовые к борьбе с миром. После выхода романа по Германии прокатилась целая волна самоубийств - так далеко заходили поклонники Гёте в своем увлечении. Менее радикальные подражали Вертеру поведением, одеждой. В моду вошли пессимизм и минорные настроения, возник культ слез. Тогда и появились типичные свойства внешности и поведения романтика - бледность, печальное лицо, прогулки под луной и чрезмерная чувствительность.

части молодежи. Однако исследования показывают, что сама молодежная среда в Румынии все более становится похожей на западную. При этом румынское общество в целом - другое, и оно реагирует на «эмо» приблизительно так же, как на ВИЧ два десятилетия тому назад, т.е. нетерпимо. Нельзя связывать напрямую «эмо» и склонность к самоубийству, это заведет в тупик, пишет В. Киву. Скорее надо говорить о кризисе интеграции нового поколения в общество, основанное на ценностях индивидуализма. Этот кризис рождает разные формы контркультуры, в том числе и культуру «эмо». Проблема не в подростках, которые ощущают диссонанс между биологическим и социальным созреванием, а во взрослых, которые не должны проявлять нетерпимость в их отношении (6). И с этим нельзя не согласиться.

Стиль «эмо» остается предметом насмешек и пародий со стороны части румынского общества. Л. Штефануц (10) напоминает, что за рубежом были отмечены и акты насилия над «эмо». Так, в Мексике было нападение на группу «эмо» на улице. Главной причиной, сообщали очевидцы, возможно, было то, что женственный стиль «эмо» оскорбляет «мачизм» мексиканцев.

Неприязненное отношение к «эмо» российских властей получило оттенок некоторой анекдотичности в связи с инициативой депутатов Госдумы в 2008 г. Они предложили законопроект «О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере», запрещающий появление в школах учащихся в одежде с атрибутикой «эмо-кидов» и «готов», так как эти субкультуры «разрушают идентичность российского народа». Это вызвало бурную реакцию не только представителей субкультур. В Красноярске представители молодежных движений, причем не только неформальных, даже провели акцию протеста против подобного законопроекта. В прессе было немало ироничных замечаний в связи с этой законодательной инициативой.

В Румынии власти не собираются ущемлять права «эмо», но в обществе выражается обеспокоенность в связи популярностью этого течения.

Список литературы

1. Эмо (субкультура). - Режим доступа: http://m.wikipedia.0rg/wiki^M0_(cy6-культура)

2. Bica G. EmoMania transforma suicidul in moda. - Mode of access: http://mediaseven.intecer.net/index.php?option=com_content&view=category&lay out=blog&id=28&Itemid=66

3. Ciulei M.D. Problema tineretului din ziua de azi. - Mode of access: http://www.psihologiaonline.ro/index.php?option=com_content&task=view&id=2 79&Itemid=66

4. Emo-mania a cuprins Romania. - Mode of access: http://www.apropo.ro/life-style/moda/emo-mania-a-cuprins-romania-2633945

5. Emo, un curent care a facut prima victima in Romania: o fata de 12 ani (13 mai 2008). - Mode of access: http://www.antena3.ro/romania/emo-un-curent-care-a-facut-prima-victima-in-romania-o-fata-de-12-ani-video-49216.html

6. Kivu V. Adolescenta, ca «factor de risc» // Dilema Veche. - Buc., 2009. - N 294, 1-7 oct.

7. Muzica si cultura emo - subiect interzis pentru presa din Romania. - Mode of access: http://www.prieteni.ro/tentatii/articole/articol-Muzica_si_cultura_emo__ subiect_interzis_pentru_presa_din_Romania-0-505.html

8. Negrea A. Emo, o scuza pentru incompetenta nationala (15 May 2008). - Mode of access: http://alexandrunegrea.ro/2008/05/15/emo-o-scuza-pentru-incompetenta-nationala.html

9. Sandor V. Buna distanta de insotire a adolescentului // Dilema veche. - Buc., 2009. - N 294, 1-7 oct. '

10. Stefanut L. Emo - generatia abandonata // Romania libera. - Buc., 2008. - 2 sept.

11. Stilul emo - un curent sau o problema. - Mode of access: http://www.calificativ.ro/ Stilul_emo___un_curent_sau_o_problema-a23523.html

12. Zafiu R. Pacatele limbii: Emo // Romania literara. - Buc., 2008. - N 25, 27 iun. - 3 iul.

13. Vica C. Cioran Emil, emo din anii '30 // Dilema veche. - Buc., 2009. - N 294, 17 oct.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.