Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЧЕРТЫ РУМЫНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ'

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЧЕРТЫ РУМЫНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1772
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЧЕРТЫ РУМЫНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»

Т.Г. Биткова

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЧЕРТЫ РУМЫНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Иногда можно слышать вопрос: «Кто же такие эти румыны?», и вслед за тем довольно расхожее предположение: «Это, кажется, обосновавшиеся где-то в районе Карпат цыгане». У других, более просвещенных и путешествующих российских граждан Румыния ассоциируется не только с цыганами, лесистыми горами и Дунаем, но и казнью Чаушеску, тяготами бытовой жизни румын в последнее десятилетие коммунистического режима, а также вечно живым Дракулой. Фигуру средневекового князя Влада Цепеша в ХХ в. превратили в популярного героя-злодея массовой культуры, придав ему значение некоего румынского бренда в глазах иностранцев. На одном из российских туристических сайтов в разделе «Самые известные румыны» упомянуты три личности: Дракула, Чаушеску и основатель театра абсурда Эжен Ионеско. Понятно, что эти «образы» предназначены для незатейливого обывателя, которому сообразительные культуртрегеры желают продать тур в Румынию.

Само собой, в этой стране есть и другие, в глазах румын -настоящие, символы, а также достаточно проблем, в том числе связанных с обширной цыганской диаспорой. Но главной заботой остаются экономическая отсталость, патриархальность жизненного уклада на селе, коррупция в государственной и политической сферах. Все это имеет непосредственное отношение и к достижению новых параметров ежедневной частной жизни страны, которая уже вступила и в НАТО, и в Евросоюз, но по-прежнему ментально и экономически все еще только стремится «в Европу».

Исходя из индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), объединяющего такие показатели, как валовой внутренний продукт на душу населения, уровень грамотности и продолжительность жизни1, Румыния, как гласили статистические данные 2007 г., занимала по первой позиции 61-е место среди 182 стран мира (7703 долл. США), по второй - 63-е (0,837, по шкале от 0 до 1), а по третьей - 85-е место (72,5 года) (21, с. 232). ИРЧП является комплексным сравнительным показателем для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Страны делятся на четыре большие категории: они занимают «очень высокий», «высокий», «средний» и «низкий» уровень развития человеческого потенциала. Согласно этой градации Румыния находится на «высокой» ступени.

За истекшие 20 лет Румыния, как и прочие страны Восточной Европы, переживала тенденции, которые определяли общие особенности развития западной цивилизации в последнее столетие. За эти годы самоидентификация личности по критерию профессиональных занятий сменилась самоидентификацией по признаку особенностей потребления (32, с. 251).

Как известно, маниакальная политика экономии, которую Чаушеску проводил в 80-е годы, желая выплатить абсолютно все внешние долги, привела к тому, что к началу 90-х в стране не было даже самого элементарного. Страна погрузилась во тьму, свет давали на два часа в сутки, курица на столе была праздничным блюдом, подсолнечное масло и сахар продавались по карточкам, жители кутались в зимнюю одежду в холодных квартирах. Жизнь рядовых граждан сводилась к проблеме поиска средств для физического выживания.

Реформы, которые начались в начале 90-х, привели к еще большему снижению жизненного уровня, но как это ни парадоксально, опыт 80-х помогал людям выдерживать новые тяготы ежедневного существования.

Реструктуризация экономики привела к безработице. Значительное число работников были преждевременно отправлены на пенсию, но выходные пособия быстро обесценивались гиперинфляцией. Многие из этой категории граждан были вынуждены уехать в село и заняться элементарным сельскохозяйственным

1 ИРЧП был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развития ООН для интегральной оценки человеческого прогресса.

трудом, чтобы прокормить себя и близких. Таким образом, повседневная жизнь значительного числа людей продолжала сводиться к заботам по обеспечению физического существования.

Румыния заплатила очень высокую цену за свое реформирование. 90-е годы отмечены рекордным на фоне других стран Центральной и Восточной Европы увеличением смертности (особенно среди мужчин) и снижением рождаемости. Распространение нищеты стало беспрецедентным для мирного времени. Снова возникли и распространились тяжелые заболевания (например, туберкулез), с которыми, как полагали, уже давно покончено.

В начале 90-х еще удавалось перераспределять в социальную сферу богатства, накопленные при социализме. Вскоре гиперинфляция, теневая экономика, коррупция изменили демографическую картину общества, его миграционные потоки, социальное распределение валового продукта. Возник резкий разрыв между доходами небольшой группы «новых богатых» и основной массы населения. Произошла резкая деградация качества жизни 35-40% населения.

Потребление, которое составляет важнейшую характеристику повседневной жизни, прошло два этапа своего развития за период трансформации:

- поляризация доступа к товарам и услугам широкого потребления в первые годы реформ;

- появление тенденций потребительства с использованием банковских кредитов в 2000-е годы.

Среди восточно-европейских стран Румыния имела и имеет в настоящее время самый большой разрыв в доходах между бедными и богатыми, что определяет качество и количество потребляемых товаров и услуг соответствующими категориями граждан. К середине 90-х контрасты повседневной жизни румын достигли апогея. Вкус к роскоши стал причудливо сочетаться с крайней нищетой, «породив крутую экзотику». «Среди городских развалин один за другим поднимаются фешенебельные особняки с видеокамерами у входа. У роскошных магазинов высятся груды гниющего мусора и мечутся своры бродячих собак. Элегантные дамы в шикарных туалетах соседствуют на улицах с дурно пахнущими цыганами-оборванцами. Нищие вынимают из кармана сотовые телефоны "Эрикссон", а бездомные в канализационных каналах смотрят по кабельному телевидению мексиканские теленовеллы. Красиво жить не запретишь!» (8).

В 1999 г. Румыния вступила в состоянии серьезного финансового кризиса. Безудержно росли цены, усилилась инфляция, произошло невиданное за весь период реформ падение производства, сократился объем внутренних и иностранных инвестиций. Праволиберальная коалиция во главе с Э. Константинеску, пришедшая к власти в 1996 г. и намеревавшаяся ускорить реформы, на деле способствовала укреплению местной мафии, которая вместе со своими иностранными партнерами превратила страну в огромный черный рынок. Радикализация методов проведения структурных и финансовых реформ обернулась неуправляемостью экономики и социальным шоком.

В период 1997-2002 гг. 30-36% населения Румынии находились за чертой бедности. Среди бедных были и те, которые страдали от голода (5%), и те, кто брал небольшие кредиты в банках, чтобы расплатиться с мелкими долгами или оплатить коммунальные услуги.

Положительные сдвиги, которые наметились в румынской экономике в начале 2000-х годов, произошли благодаря как смене политического руководства, так и усилению западной помощи. Развитие экономики Румынии до кризисного 2008 г. в целом стабилизировалось, ее темпы были самыми высокими в Евросоюзе. По сравнению с другими странами - новичками ЕС Румыния имела ряд очевидных преимуществ. Среди них - отсутствие большого внешнего долга, относительная энергетическая независимость.

Однако Румыния продолжала находиться на последнем месте среди стран ЕС по упомянутому индексу развития человеческого потенциала. Даже в 2007 г. около 40% заемщиков не могли оплачивать текущие банковские кредиты из зарабатываемых средств (32, с. 260). При этом уровень потребностей рос из-за усиления влияния жизненных стандартов Запада (31, с. 253) и появления в продаже все новых товаров и услуг.

Очень значительными оказались для Румынии последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Некоторые румынские экономисты утверждали, что это был самый тяжелый кризис за последние 60 лет. В начале 2010 г. образовался значительный дефицит бюджета, Румыния стояла на пороге дефолта. Рост безработицы оказался невиданным. В середине 2010 г. безработные составляли 18% от всего активного населения. В декабре 2010 г., в Румынии был отмечен самый высокий уровень безработицы за последние 20 лет (15). Самый высокий в ЕС уровень инфляции (5%) и девальвация национальной валюты - таковы ха-

рактеристики экономического положения Румынии во время мирового экономического кризиса.

В этих условиях рядовой гражданин почувствовал, что его старания улучшить свою повседневную жизнь наталкиваются на трудно преодолимые преграды. Когда в 2010 г. МВФ, ЕС и Всемирный банк пообещали румынскому правительству кредит в размере 20 млрд. евро, они обусловили его выделение сокращением государственных расходов. Единственный выход виделся в урезании зарплат и социальных пособий. Большинство румын были шокированы такой перспективой. В стране начались массовые протесты. Их главным организатором стали профсоюзы. Причем к медикам, преподавателям и другим работникам бюджетной сферы присоединились пенсионеры и даже полицейские. В мае 2010 г. сотни женщин Бухареста с маленькими детьми прошли по улицам, протестуя против планов правительства сократить выплаты для поддержки материнства и детства. Пресса назвала тогда эту акцию «маршем памперсов».

В январе 2011 г. военные пенсионеры провели демонстрации протеста во многих городах, в том числе в Бухаресте, где они пикетировали здания правительства и силовых ведомств, выступив с антиправительственными лозунгами. В ходе этих выступлений в Констанце, где базируется Военно-морской флот, произошли мелкие стычки между пенсионерами-демонстрантами и полицией.

Тяготы бытовой жизни не почувствовали только сильные мира сего. Высший слой экономической и политической элиты продолжал жить по своим стандартам: особняки, предметы искусства, комфорт, путешествия остались при них. Это обнаруживалось при возникновении очередного коррупционного скандала. Особенно богатым на разоблачения высших должностных лиц стал 2010 год. Коррупция в Румынии была одним из препятствий, затормозивших ее вступление в ЕС до 2007 г. Сегодня по этой же причине отложено присоединение Румынии к шенгенской зоне, которое первоначально было запланировано на 2011 г.

Конкретные детали повседневной жизни деятеля высокого ранга вырисовываются тогда, когда в нее вмешиваются следственные органы. Вот один из примеров. Так, в середине февраля 2011 г. председатель Национальной конфедерации свободных профсоюзов Румынии «Фрация» («Братство») М. Петку и его супруга попали в поле зрения Национальной дирекции «Антикоррупция» - агентства, которое занимается проверкой состояния высокопоставленных чиновников и выявлением противозаконной

деятельности госслужащих. Профсоюзный лидер оказался весьма состоятельным человеком. Кроме банковских счетов, на которых собрано свыше 150 тыс. евро, не считая почти такого же количества денег на счетах его супруги, он владеет тремя особняками, несколькими участками земли, тремя машинами, картинами, драгоценностями, акциями пяти крупных компаний, а также другими ценными активами. Петку был задержан с поличным в момент получения взятки в 40 тыс. евро. По версии следствия, это была только часть от общей суммы в 200 тыс. евро (13). Таких примеров достаточно много. Наиболее яркий из них - дело экс-премьера, кандидата в президенты и спикера нижней палаты парламента А. Нэстасе, которому в 2006 г. были предъявлены обвинения в коррупции. Следствие официально заявило, что бывший премьер подозревается в приобретении дорогостоящей недвижимости в столице по заниженным ценам, что расценивается как скрытая форма взятки должностному лицу. В результате Нэстасе был вынужден уйти с поста не только лидера оппозиционной Социал-демократической партии, но и председателя палаты депутатов. И только. Таким образом, можно считать, что он, как и подавляющее большинство важных фигурантов подобных дел, отделался лишь испугом. Именно поэтому теперь уже бывший руководитель упомянутого антикоррупционного агентства назвал работу своих сотрудников «сизифовым трудом».

Повседневная жизнь румын устроена таким образом, что взяточничество и коррупция начинаются с самого низа, выглядят обыденно и естественно, как норма жизни. В этом есть какой-то восточно-балканский колорит. Не зря же здесь так долго присутствовали нравы Оттоманской империи. Совсем не обязательно, например, брать билет на поезд, никому в голову не придет тебя штрафовать: ты оплатишь не штраф, а некую благодарственную сумму - в два раза меньшую, нежели стоимость билета, тебя усадят на хорошем месте и поблагодарят. Так принято. Один из российских путешественников очень достоверно описывает железнодорожные нравы Румынии: «Лично мне не хотелось задерживаться там даже на лишние десять минут для стояния в очереди за билетом, посему я сел в свой поезд "Бухарест-Стамбул" без билета вовсе. Зачем? Это Румыния или нет? Первая страна ЕС по уровню коррупции. Вот мы сейчас и проверим опытным путем, как здесь решают безбилетные нюансы. И не ждите с моей стороны пафос-ных разоблачений в стиле борьбы с коррупцией в генконсульстве России. Милый балканский менталитет - это совсем другое. Это

не наглое вымогательство последних крох, а нежная процедура на взаимовыгодной основе. Я разумно предположил, что в поезде заплачу меньше. Так и вышло. Добродушный румын-кондуктор не просто не ругался на зайцев, коих в этом поезде абсолютное большинство (в моем вагоне билеты были только у двух японских туристов), но и горячо безбилетников любил. И после неизменного приветствования вас с добрым утром, называл цифру: "Buna dimineata, 20 lei" (4,80 евро)... На этом поезде я ездил многократно и пришел к выводу, что это самый колоритный поезд Европы и, возможно, всего мира. Тут мало кто покупает билеты, тут почти всегда платят проводнику, поезд почти всегда опаздывает, он всегда наполовину пуст, вагоны всегда старые и ностальгические. Такое ощущение, что поезд сей - дотационный, с целью поддерживать железнодорожные традиции Балкан» (6). Хотелось бы добавить, что он не уникален.

А теперь несколько заметок об организации театральной и гостиничной жизни Бухареста. Если в театральной кассе нет билетов на спектакль, но очень попросить, то билет быстро найдется, но в два раза дороже. Никто не смутится при этом, все происходит естественным образом. Могут также сказать, совершенно не понижая голоса: «Идите прямо в зал. Вы же одна, Вам найдется место». Во время завтрака с шведским столом официантка в ресторане отеля не смущается, доставая целую сумку с продуктами из-за барной стойки и аккуратно перекладывая их в сумку приятельницы прямо на глазах изумленных клиентов-иностранцев. Естественно, в условиях кризиса все нежно понимают друг друга еще больше и стараются «помочь».

К началу 2011 г. в экономической сфере все же стали появляться признаки стабилизации. Но мало что поменялось в повседневной жизни простых румын: значительное число людей по-прежнему озабочены проблемами физического выживания. Главное нерабочее время отводится ведению домашнего хозяйства, которое зачастую достаточно примитивно. Около 26% румынских граждан в 2009 г. не имели водопровода с питьевой водой (в Болгарии - только 1%), около 2% жили на 1,25 долл. в день, около 3,4% - на 2 долл.; 23% относились к категории бедных. При этом молодежь в возрасте 15-24 лет в 2009 г. составляла 43% бедных (31, с. 253).

Насколько традиционна и приближена к земле ежедневная жизнь среднестатистического румынского гражданина, можно судить по его отношению к необходимым благам современного до-

машнего обустройства. Только 73,7% считают абсолютно необходимым условием достойной жизни наличие водопровода с горячей водой, 66,5 - наличие ванны и душа, 66 - туалета с канализацией, лишь 48,8% полагают, что каждый член семьи непременно нуждается в отдельной комнате (28, с. 237).

При этом жилищное строительство на протяжении последних 20 лет развивалось медленно. Ежегодный рост составлял 1015% от предреволюционных лет. Строятся богатые частные дома для новой буржуазии, но при этом в массовом строительстве используются низкокачественные материалы. Рядовой гражданин не имеет никаких шансов купить и такое жилье, даже с рассрочкой на 30 лет, из-за высоких цен, которые к тому же не соответствуют качеству этого жилья (14).

Кризис жилья в стране приводит к высокой степени зависимости молодежи от родителей. Почти всеобщим является феномен совместного проживания. 80% молодежи проживало с родителями на рубеже 2000-х, и доля эта имела тенденцию к увеличению. Даже после достижения 25-летнего возраста 60% опрошенных проживали с родителями. Приобретение жилья расценивалось как почти неразрешимая проблема почти всеми (94-98% опрошенных) (27, с. 82).

Правда, в 2009 г. правительство приняло программу «Первый дом». Предполагалось, что в условиях экономического кризиса государство окажет поддержку в покупке жилья тем, кто не имеет для этого необходимых средств или не может предоставить достаточных гарантий своей состоятельности (20). Государство, как предполагает программа, гарантирует 80% ипотечного кредита, который берется гражданином, но не более 60 тыс. евро. (Это -приблизительная стоимость трехкомнатной квартиры площадью 75 м2 в спальном районе Бухареста в 2010 г.)

Что касается технической оснащенности домашнего хозяйства, то, по данным 2007 г., за абсолютную необходимость холодильника высказывались 71% опрошенных, стиральной машины -только 56,4, цветного телевизора -53,6, мобильного телефона -35,4, стационарного телефона - 35,1, автомобиля - 26% (28, с. 238). Эти цифры свидетельствуют о том, что повседневная жизнь значительного числа людей столь далека от современных стандартов, что у них пока еще отсутствуют потребности, характерные для индустриального общества.

На селе оснащение домов удобствами (холодная и горячая вода, ванна, центральное отопление, газификация) в 10-20 раз ни-

же, чем в городе (26, с. 8). Подавляющая масса сельского населения использует продукты питания собственного производства. Их хозяйства в основном натуральные. При этом стоимость продукции, произведенной на 1 га земли, почти в пять раз ниже, чем в Евросоюзе. Использование для питания продуктов собственного индивидуального хозяйства в Румынии чрезвычайно велико. Средняя цифра достигала, по данным 2005 г., 52% всего населения. В ЕС она составляла в том же году около 12% (там же, с. 9). Отсюда следуют и особенности повседневной жизни, наполненной тяжелым сельскохозяйственным и домашним трудом.

Представители наемного труда, не связанные с сельским хозяйством (учителя, медперсонал, юристы, экономисты), но живущие в сельской местности, вынуждены также приобщаться к земле: их средняя зарплата составляет 80% от аналогичной городской. Поэтому при первой возможности они стремятся переехать в город.

Медицинское обслуживание по всем параметрам на селе ниже, чем в городе, в 4-5 раз (и по качеству технического оснащения, и по количеству медперсонала персонала на душу населения) (там же). Однако, согласно данным 2010 г., из 168 стран - членов ООН Румыния заняла уже 50-е место по индексу развития человеческого потенциала, передвинувшись на десяток пунктов вперед (Россия заняла лишь 64-е место) (10).

Важной характеристикой качества жизни, без которой невозможно представить повседневную жизнь современного человека, является наличие времени, не связанного с работой и ведением домашнего хозяйства. Поляризация доходов привела не только к поляризации потребления, но и определила особенности проведения свободного времени соответствующих групп населения.

В Румынии предпочтения в этой сфере выглядят следующим образом: 36% румынских граждан считают абсолютно необходимым компонентом достойной жизни ежегодный недельный отпуск вдали от дома; 21% полагает, что совершенно необходимо раз в месяц «выйти в город» (в ресторан, театр, кино и т.д.); об абсолютной необходимости занятий спортом высказались только 19,5% опрошенных (28, с. 240).

Появление и формирование среднего класса привели к тому, что в 2000-е годы вырос и стал более изощренным рынок предложений для проведения свободного времени в городской среде. Статистика гласит, что в среднем каждый гражданин имел в день три часа свободного времени и 21 день отпуска в год. К середине

2000-х годов на эти цели в совокупности тратилось 3,3 млрд. евро в год. Но далеко не все участвовали в этом празднике жизни.

Развитие среднего класса, который, по некоторым подсчетам, к середине первого десятилетия 2000-х стал насчитывать 4-5 млн. человек (в Румынии проживает около 21 млн. человек), позволило расширить индустрию досуга, ибо этот слой уже получил финансовые возможности для траты денег в этой сфере. Достаточное количество людей среднего класса создает, в частности, видимую картину благополучной вечерней жизни столицы и проведения досуга ее жителями.

Бухарест все более походит на европейский город. Он заполнен машинами привычных марок мировых производителей, в том числе дорогих. Рестораны и кафе заполнены посетителями. Билеты во многие театры надо покупать заблаговременно. За последнее десятилетие город изменился к лучшему: и толпы цыганских детей-попрошаек не накидываются на тебя на вокзале, и бродячих собак, своры которых стали просто бичом города в 90-е годы, сильно поубавилось. Прекрасно налажена работа такси, автобусный парк оснащен «Мерседесами», никаких «левых» маршруток без касс и билетов, для борьбы с автомобильными заторами прокладываются новые путепроводы, расширяются даже исторические улицы.

Но проблемы налицо: этот «маленький Париж» с невероятным количеством домов изысканной барочной архитектуры пока еще не выглядит совершенно ухоженным, асфальтовое покрытие часто оставляет желать лучшего, достаточно много исторических зданий требует незамедлительной реставрации, на лавочках в скверах спокойно почивают какие-то грязные типы (то ли колоритные бездомные, то ли уставшие от «трудов праведных» костюмированные цыгане), да и бездомные собаки пока еще не исчезли окончательно. В прошлом году произошел вопиющий случай: в Бухаресте бездомные собаки насмерть загрызли японского гражданина. Местные жители боятся ходить по безлюдным местам, ибо опасаются не грабителей, а собак, которые иногда нападают на людей.

В целом же частная жизнь выглядит более благополучно, чем в 90-е годы. «Центр столицы, 10 часов вечера, четверг. Машины, скопившиеся на перекрестке, не успевают проехать после первого включения зеленого цвета на светофоре. Скопление людей: многие едут из офиса домой, но по крайней мере столько же возвращается из театра, с концерта, из кинотеатра или направляется в

клуб. В это же время другие потеют в тренажерном зале или ужинают в городе» (30).

Хотя социологи и психологи утверждают, что у каждого человека должно ежедневно оставаться 2-3 часа свободного времени, но на практике это не так. Далеко не всем удается отдохнуть даже дома. Среди препятствий на этом пути - сверхурочная работа. И все же бизнес, занимающийся досугом, не жалуется. Количество людей, проводящих свободное время вне дома, растет. Это -почти треть тех, кого можно отнести к среднему классу. В первой половине 2000-х годов эта категория увеличивалась на 70-100% ежегодно (30).

Необходимым атрибутом успешной жизни становится сегодня автомобиль достаточно приличной марки. До начала кризиса 2008 г. автомобильный рынок рос стремительно. Затем произошло падение спроса на автомобили, что было вызвано резким падением доходов населения, ростом безработицы, банкротством предприятий в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

«Состояние рынка на 2011 г., по данным четвертого квартала 2010 г., остается неустойчивым. В декабре 2010 г. количество проданных автомобилей составило 106 318 единиц, что немного меньше показателя ноября 2010 г. (107 834 единицы). Говорить о том, что рынок продаж легковых автомобилей достиг дна, а кризис продаж новых легковых автомобилей в Румынии миновал и рынок начинает развиваться с положительным балансом, еще рано» (3). В настоящее время он медленно восстанавливается.

Все большее количество людей, приобретя свободу передвижения, почувствовали вкус к путешествиям, желание провести выходные дни вне дома, закупить продукты в гипермаркете, а не в ближайшем к дому магазине. Таким образом, их повседневная жизнь стала приближаться к стандартам рядового потребителя западного общества. Но явление это нельзя назвать массовым для страны, значительная часть населения которой живет пока в условиях традиционного сельского и поселкового общежития.

Из чего состоит текущая жизнь не очень обеспеченных румынских граждан? Подавляющее большинство сельских жителей и бедных слоев горожан пока далеки от стандартов потребления народившегося среднего класса. Вот одно из недавних путевых наблюдений на дорогах Трансильвании (которая по основным экономическим параметрам превосходит «основную» Румынию): «А еще - бесконечные луга, усеянные цветущими маками, и поля, на которых работают крестьяне, спасаясь от жаркого солнца под

широкополыми соломенными шляпами. Никаких тракторов или другой техники - только собственные мозолистые руки, мотыга или коса, и запряженная в плуг лошадка. Как в старые добрые времена. Отдохнуть от тяжелой работы устраиваются здесь же, под тенью ближайшего дерева, расстелив на траве скатерть-самобранку» (11).

К этому следует присовокупить, что на селе пока еще сохраняются почти нетронутыми региональные обычаи, языковые диалекты, фольклор. Они входят в повседневную жизнь самым органичным образом. Когда в 2000 г. в Румынии проводилось анкетирование, в ходе которого респонденты должны были выбрать главную для себя идентичность, оказалось, что национальную выбрали 50,0% опрошенных, местную, региональную - 46,0, европейскую - 1,2% . Вторая модель значительно более распространена в сельских районах (в первую очередь в Молдове) (24, с. 36). Бедные румынские крестьяне, идентифицируя себя на уровне ближайшего соседства, зачастую охотнее говорили, что они скорее «христиане», нежели румыны. Этот факт красноречив тем, что до сих пор село представляет собой мир достаточно изолированный, обращенный к своим текущим нуждам и живущий собственной жизнью.

Средний класс сегодня концентрируется в основном в столице и прилегающей зоне, а также в городах западного региона. Как полагает социолог С. Лэзэрою1, формирования среднего класса из сельских жителей можно ожидать лишь через два десятка лет. Однако и среди селян начинается работа рекламных кампаний. Приводится пример, когда за короткий срок удвоилось количество абонентов цифрового телевидения на селе только благодаря активной и целенаправленной рекламной кампании. Однако в целом - это категория потребителей, которая находится в начале своего формирования (18).

Румынское общество пока глубоко патриархально, приходит к выводу и социолог В. Маринеску в своем труде «Домашняя работа в современном румынском селе». На примере обследования пяти сел автор показывает, что незыблемыми остались представления о том, что трудом следует считать только деятельность мужчин, приносящих доход в семью. Не существует даже такого понятия, как «домашний труд», который преимущественно относится к женским занятиям. Опрошенные говорили о приготовле-

1 В июне 2011 г. С. Лэзэрою назначен министром труда.

нии пищи, стирке, вязании, закатывании консервов, починке в доме как о естественном состоянии каждодневной жизни (22, с. 192).

Даже чисто внешне обыденная жизнь выглядит достаточно патриархально, что придает и ей милый национальный шарм. В провинции, и не только на селе, по праздникам часто можно встретить людей в народных костюмах. Женский национальный костюм - это белая холщовая рубаха или короткая кофта, цветная шерстяная юбка, узкий пояс и два фартука, надеваемые спереди и сзади. Мужская одежда, как правило, включает рубаху и белые штаны. При этом обязательны широкий шерстяной пояс и безрукавка из овчинного меха или сукна, украшенная вышивкой или аппликацией. В обычные рабочие дни в поселках и маленьких провинциальных городках можно встретить прохожих, одетых в современную городскую одежду в сочетании с ее национально-историческими формами. Так, порой на городское женское платье надевают безрукавку из национального наряда. При этом, когда видишь лошадь на дороге, то понимаешь, что это - не туристический извоз, а достаточно распространенное средство передвижения. О серьезности этого транспорта говорит и то, что на «бампере» телеги могут красоваться номерные знаки. Гужевые повозки нередки даже на трассах, являющихся транспортными артериями страны.

Важными ценностями румынской повседневной жизни как на селе, так и в городе являются бережное отношение к дому, вкусная еда. Очарование домашнего уюта, непременное наличие домотканых ковриков и традиционной вышивки, запасы самодельного виноградного вина и различных заготовок создают аромат жизненного пространства румынской семьи. Ни одна уважающая себя хозяйка не купит, например, готовый майонез в магазине. Она сделает его сама и по любимому рецепту, чтобы гости ощутили тонкость ее домашней кухни. В этом проявляется уютный колорит частного мира, бережное отношение к близким и гостям, преемственность своеобразной и утонченной культуры питания.

Добродушие домашнее простирается и на публичное общежитие: иностранец чувствует обычай неспешного, спокойного, приветливого общения уже в аэропорту, когда сталкивается с таможенниками и пограничниками. Даже на улице, в любом публичном месте мужчина непременно обращается к незнакомой женщине со словами приветствия: «Целую ручку!». Трудно представить, что женщину запросто толкнут или не пропустят вперед.

Представить, что какой-то водитель нагло не пропустил пешехода на «зебре», просто невозможно. Правда, полиция следит за этим строго, и штрафы высоки.

Румыния входит в так называемый «винный пояс», который охватывает южные районы Европы. Вино исторически играет в этой стране важную роль в повседневной жизни и производится в промышленных масштабах. Потребление вина здесь в 4 раза выше, чем в России. На душу населения приходится около 20 л вина в год. При этом Румыния - одна из немногих стран Европы, где существует полный запрет на алкоголь (0 промилле) при вождении автомобиля. Кроме Румынии такой запрет имеется только в Эстонии, Хорватии, Венгрии, Словакии и Чехии.

Стороннему наблюдателю может показаться, что сегодняшняя Румыния уже не страна вина, так как везде и всюду люди пьют пиво. Однако, несмотря на эти предпочтения, румыны все же любят свое вино, также обожают его готовить. Практически каждая семья не только на селе, но и в городе стремится запастись на зиму самодельным вином. Это относится даже к столичным жителям. Тем более что в Бухаресте сохранились с довоенных времен целые кварталы переулков с небольшими частными домами и прилегающими к ним закрытыми двориками. Здесь не только произрастает в обязательном порядке виноград, тут могут стоять столик для трапезы, собачья будка, отсюда ранним утром слышится «ку-ка-ре-ку!». И это может быть в самом центре города рядом с широкой многолюдной улицей, запруженной автомобильным транспортом.

Что касается безалкогольных напитков, то жители Румынии однозначно предпочитают кофе. Возможно, привычка пить именно кофе уходит во времена турецкого владычества. Что касается чая, то его найти почти невозможно, к тому же под чаем обычно понимают смесь из сушеных фруктов или трав. Для того чтобы в кафе получить чай в нашем понимании этого слова надо просить «черный чай». Однако такая просьба может вызвать удивление, так как черный чай в понимании румын - напиток исключительно жаропонижающий, поэтому его следует употреблять только при простуде.

Как ни умиляет уличная вежливость румынских мужчин, все же в быту не всегда все идеально. По данным Национального агентства по защите семьи, за период 2008-2009 гг. отмечен беспрецедентный рост случаев агрессивности в семье в отношении как женщин, так и детей. В 2008 г. было зарегистрировано 9585 случаев насилия, а в 2009-м их было уже 12 461.

Особенно возрастает насилие в городских семьях с образованием и доходом выше среднего - ежегодно на 20-30%. Психологи утверждают, что этому способствует невмешательство государственных и общественных институтов в частную жизнь; этому благоприятствует и «пассивно-агрессивный склад румынского характера» (25). Например, в Бухаресте в 2008 г. зафиксировано 282 таких случая, а в 2009-м - уже 366. «Неофициальные цифры в десять раз выше, потому что в городе, в отличие от села, не принято подавать жалобы», - отмечает психолог С. Ионица (цит. по: 25).

Специалисты утверждают, что такой рост агрессивности обусловлен, в том числе, финансовым кризисом, который создает дополнительное напряжение на работе, особенно в корпоративной среде. «Когда сужаются финансовые источники, падает привычный комфорт, мужчина, которого считают главой семьи, чувствует себя наиболее пострадавшим. Ощущая себя все еще в системе координат патриархального общества, мужчина начинает выражать свое накопившееся неудовлетворение в семье» (там же).

Социокультурные анализы показывают полусельский характер румынского общества. Преобладающее большинство крестьян в демографической структуре, а также новых, недавно урбанизированных групп, имеющих корни в селе, и определяет наличие поведения традиционалистского типа даже в среде нарождающегося среднего класса.

Иностранные специалисты, работающие в компаниях рядом с румынскими сотрудниками, выражают удивление по поводу авторитарного стиля взаимоотношений в профессиональной среде безо всякой на то мотивации (такие взаимоотношения, по мнению С. Ионицы, являются продуктом именно патриархального общества). Вместо того чтобы заменить персонал, как это делается на Западе, начинается выяснение отношений. При этом иностранцы, к удивлению автора, сами начинают включаться в авторитарный тип взаимоотношений (там же).

Авторитарность в офисе переносится в семейные отношения и приводит к психологической напряженности между супругами. Ведь и жена является «продуктом» патриархальной семьи, где мужчина имел непререкаемый авторитет. Она не останавливает супруга с самого начала ссоры, так как родители учили ее спускать «маленькие выходки» мужа. Ее учили «профессионалы» семейной жизни: женщина сохраняет семью, а мужчина ее обеспечивает. Таким образом, создаются условия для усугубления конфликта.

Если в сельской среде муж обычно очень быстро переходит к побоям, то в городе, особенно в образованной семье, долгое время происходит эмоциональное давление, психологический шантаж, чтобы унизить партнершу. Даже в случае рукоприкладства женщина избегает обращения в полицию, так как считает, что жалоба унижает ее социальный статус. Но механизм развития такой ссоры идентичен ссоре сельской. В обоих случаях женщину унижают, говорят, что ее все равно никто уже замуж не возьмет ввиду ее никчемности и т.д. (25). Согласно данным Главного управления румынской полиции, в 2010 г. зарегистрировано 48 000 преступлений в семье, связанных с насилием, 99 человек было убито. За первые три месяца 2011 г. таких преступлений совершено уже 1400, 27 человек убито (16).

В Румынии действуют несколько общественных организаций по поддержке жертв насилия в семье. Бизнес и частные лица также вкладывают средства в проведение программ этого профиля. В этих благотворительных акциях и программах участвуют также члены румынской королевской семьи. Так, с 1990 г. существует Фонд принцессы Маргариты Румынской, который финансирует, в том числе, приюты для жертв насилия в семье.

Из года в год растет число разводов (29). При этом материальное положение разведенной матери с ребенком ухудшается, чего нельзя сказать о ее бывшем супруге. Развод имеет зачастую драматические психологические последствия для членов семьи, особенно для детей, среди которых часто наблюдается девиантное поведение. Психологи и социологи отмечают, что наиболее разрушительные последствия наблюдаются в среде малообразованной, в семьях людей, занимающихся малоквалифицированными рабочими видами деятельности (17).

Говоря о повседневной жизни румын, следует помнить, что каждый из них всегда подсознательно чувствует себя в осаде; в метро, на парковке или на скамье в скверике следует быть осмотрительным: где-то рядом цыгане, их достаточно много, каждую минуту от них можно ожидать всяких неприятностей.

Преобладающая часть цыганского сообщества живет, как известно, по своим внутренним законам; его повседневность отличается от жизни общества, внутри которого оно обитает. Больше половины живущих в Румынии цыган не имеют официальной работы, даже не умеют читать и писать. У 21%, по информации 2003 г., - вообще нет никаких документов (7).

Румынские цыгане являются крупнейшей цыганской общиной Европы. Согласно переписи населения 2002 г., в стране проживают 535 140 цыган (2,5% населения страны). Это второе по величине этническое меньшинство после венгров. Доля и численность цыган в Румынии имеют тенденцию к росту за счет высокого естественного прироста, хотя после присоединения страны к Евросоюзу миграционный отток румынских цыган в другие страны Европы (Италия, Испания, Франция) резко возрос. Неофициальные источники указывают на высокий уровень недоучета численности этого этнического сообщества, предполагая, что его реальная численность может варьировать в пределах от 0,7 до 2,5 млн. человек (от 3 до 11% населения) (12).

Есть разные цыгане, но на бытовом уровне жители сталкиваются в первую очередь с попрошайками, гадалками и мелкими воришкам. Поэтому отношение к ним соответствующее. При этом многие из цыган живут бедно и внешне необустроенно, но можно видеть и громадные, богато, безвкусно и претенциозно украшенные виллы цыганских баронов и просто «новых» цыган с обязательными «Мерседесами» во дворе. Вообще богатые цыгане обожают и другие дорогие марки: «BMW», «Porsche». «И если владельцы не могут водить машину, так как не умеют читать и писать, они нанимают водителей» (5). При этом не только «старые», но и «новые» цыгане, не желают подчиняться румынским законам.

Богатые дома в цыганском поселке обычно соседствуют с убогими лачугами и просто палатками. (Первые напоминают массовую застройку Подмосковья новой российской буржуазией. Это -жилища, построенные не по архитектурным правилам, а «по мечтам».) Один такой поселок - Синтести, что в 20 км от Бухареста, -досконально описан иностранным путешественником и фотографом Дж. Суттон-Хиббертом. С 1990 по 2006 г. он изучал Синте-сти, документируя повседневную жизнь, традиции и взгляды его обитателей. «Лагерь постепенно превратился из скопления домов и традиционных палаток, лошадей и повозок в поселение, где весь доход (зарабатываемый от продажи металлолома) уходит на строительство фантастических домов и покупку автомобилей марки "Porsche". Однако мировоззрение людей не изменилось, женщинам по-прежнему не дают образования и возможности работать, а желание заявить о себе и быть "европеизированными" не дает покоя» (5).

Среди прочих колоритных фотографий - «Неиспользуемый компьютер в доме». Компьютер был куплен для того, чтобы иметь

доступ к лондонской фондовой бирже для определения цен на металл, однако компьютером никто не пользуется из-за отсутствия Интернета и знания, как им пользоваться. Сверху на нем лежит стильная мужская шляпа черного цвета.

На другой фотографии - молодая цыганка скучает в кресле, которое является частью приданого для ее старшей 14-летней сестры Гароафы, которая выходит замуж за 13-летнего Флорина Лулу. Приданое принесли из дома Гароафы, чтобы положить на дорогу на всеобщее обозрение. На свадьбу зарезали около 100 свиней общей стоимостью 30 тыс. долл. На Гароафе было золотое «сальбе» - ожерелье из золотых монет общей стоимостью также около 30 тыс. долл. (там же). Что касается ожерелья, то это понятно: гипертрофированная тяга к золоту и серебру отличает цыганский менталитет. Золотые украшения - необходимый жизненный атрибут благополучной повседневной жизни.

Цыгане сегодня активно занимаются сбором металлолома. Когда-то они имели другой промысел: производство металлических кастрюль, горшков и другой утвари. Существует даже такая цыганская народность (не только в Румынии) - котлары (производное от «котел»). Как сообщала пресса, в 90-е годы именно цыгане крали медные провода с железнодорожных путей, переплавляя их в котлы для изготовления цуйки (сливовой водки) (7). Но теперь, в период утвердившихся основ нового капитализма, главный источник их дохода - продажа металлолома, что дает выгоду, несоизмеримо более высокую, нежели какое-либо производство.

Сегодня бедные цыганские семьи селятся прямо на свалках, ежедневно занимаясь сортировкой и продажей отходов: пластика и металлолома. Жизнь на такой свалке вблизи Клужа описывается в одном из репортажей румынского ТВ. Уже не первое поколение цыганских семей рождается и живет здесь в лачугах, не только зарабатывая на текущую жизнь, но и собирая средства на более благоустроенное жилье.

Законопослушный гражданин, считая цыган паразитами социума, всегда ассоциирует их занятия в первую очередь с криминальной деятельностью, в том числе с перепродажей наркотиков и жестокими убийствами. Типичным примером национальных новостей, с которых начинается информационная программа на ТВ, является следующий пассаж: «Василе Ион был убит цыганом семнадцатью ударами ножом... Четыре цыгана, пытавшиеся украсть металлолом, были пойманы на месте преступления» и т.д.

(19). 98

Румыны уже много столетий живут рядом с цыганами. Последние осели в Нижнем Подунавье еще в ХШ-Х1У вв. Значительная часть цыган Румынии подверглась румынизации. Однако цыганская субкультура, в свою очередь, оставила некоторые следы и в жизни румын (12). Так, например, в народных мелодиях румынских (как и венгерских) скрипачей сказывается значительное влияние цыганского фольклора. Порой кажется, что не только цыганские напевы оказали влияние на румынскую культуру: цыганский дух оставил свой след в умах румын. «Страсть к песням и разгильдяйству также отчасти сформировали культуру румын... Их "дойны" - тягучие и очень красивые, до полета души, песни, похожие и на восточные мелодии, и на традиционно славянские... То, что у румын невероятно много общего с цыганами, объясняется просто: ловкость в ведении дел, такая, что граничит с мошенничеством, подлогом и мздоимством, свойственна и тем и другим. О Румынии говорят: это страна смычка и отмычки. Играют и поют все и "берут" тоже все. Да притом берут не затем даже, чтоб помочь, а чтоб не сделать гадости! И то и другое, несомненно, раскрывает румынско-цыганские души» (9). Таково впечатление одного из внешних наблюдателей.

Однако абсолютное большинство населения Румынии категорически отделяет себя от цыган, считая их ленивыми и склонными к воровству. Об этом, в частности, свидетельствуют данные опроса, проведённого 13 сентября 2009 г. Институтом маркетинга и социологических исследований (1ЫЛ8). Опрос показал, что большинство румын вообще избегают близких отношений с цыганами (2). В ходе социологических опросов, по информации 2003 г., о своем согласии с публикациями антицыганского содержания заявил 41% румынских респондентов (7).

В Румынии выделяется немало средств для культурной адаптации цыган в обществе (4). Одной из мер по облегчению доступа цыган к высшему образованию стала специальная Программа поддержки для абитуриентов-цыган, введенная по требованию цыганских организаций с 1997 г. В заявлении каждый претендент должен указать, что он поступает на места, зарезервированные для цыган. Как и ожидалось, конкурс на эти места не оказался очень высоким. Однако и здесь возникла специфическая проблема «с цыганским уклоном». Контроль за Программой выявил, что коррумпированные цыганские лидеры стали продавать сертификаты и рекомендации абитуриентам не из числа цыган. «Это, должно

быть, один из очень немногих случаев, когда румын хотел бы выдать себя за цыгана» (1).

Хотя можно предположить, что цыгане оказали некоторое воздействие на жизненную среду и менталитет румын, но в культуре повседневной городской жизни совершенно очевидно влияние других образцов. Еще с середины XIX в. в быт дворянства и городской буржуазии стали проникать особенно интенсивно обычаи, нравы, мода из западноевропейских стран, в первую очередь из Франции. Французский тогда стал языком общения высших слоев общества.

Мы также не должны забывать, что Румыния состоит из двух крупных культурных ареалов, особенности которых обусловлены их разным историческим прошлым и разным этническим, культурным и социальным наполнением. Это различие оказывает влияние и на облик людей, и на характер культуры повседневной жизни.

Одна часть Румынии - это так называемое Старое королевство: Валахия с центром в сегодняшней столице, Бухаресте, и примыкающие к ней на северо-востоке земли Молдовы с центром в Яссах. Другая - это Трансильвания (или Ардял), которая расположена на северо-западе и занимает большую часть Карпат. Как известно, последняя стала частью Румынии только после Первой мировой войны. Хотя румыноговорящее население обитало здесь издавна, определяющую этническую группу составляли венгры. Другой большой и компактно проживающей общностью в этом регионе были этнические немцы.

Несмотря на культурно-этническое размывание в ХХ в., Трансильвания, находившаяся на протяжении длительного времени в составе империи Габсбургов, продолжает отличаться от Старого королевства. Этот факт признают и румыны. «Даже самые ярые националисты, будь то "трансильванцы" или "старорумыны", -пишет С. Миту, - противопоставляют серьезность и любовь к порядку ардяльцев балканской поверхностности Бухареста» (23, с. 70).

Ардяльцы, будь они румыны, венгры или немцы, отличаются какой-то большей собранностью и четкостью. Сторонний наблюдатель не может не заметить, что Трансильвания внешне кажется более благоустроенной и благополучной, нежели восточные районы страны. Умиляют, в частности, важного вида пожилые дамы с аккуратными завитыми прическами, которые вовсе не походят на скромных и непритязательных старушек в платочках из

Старого королевства. Общее ощущение сугубо западноевропейской среды усиливается тем, что Трансильвания богата городами, которые представляют собой настоящие архитектурные памятники немецкого Средневековья. Но не хватает здесь какой-то живости, удали, веселой необязательности и лукавой страсти, что довольно красочно отражено в румынской мудрости, которая гласит: для того чтобы узнать страну, надо выучить национальный танец, отведать блюдо местной кухни и познать любовь местного жителя.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Балинт Э. Обучение на венгерском языке и меры, направленные на поддержку цыган, на факультете права в университете Babes-Bolyai (Клуж, Румыния). -Режим доступа: http://lgi.osi.hu/ethnic/csdb/index-aboutRus.asp

2. Большинство румын считают цыган грязными и ленивыми ворами: Исследование. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1205332.html

3. Ввозный А. Румыния. Анализ статистики рынка продаж автомобилей в диаграммах с декабря 2006 года по декабрь 2010 года (2011-05-25). - Режим доступа: http://autoconsultant.com.ua/marketing/view/4219/

4. Декада цыганской интеграции. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Декада_цыганской_интеграции

5. Жизнь и быт румынских цыган. - Режим доступа: http://www.yaplakal.com/ forum2/topic281366.html

6. Как я ездил на поезде из Румынии в Болгарию смотреть музей паровозов. -Режим доступа: http://puerrtto.livejournal.com/112732.html?thread=4222300

7. Морозов Н. Английская баронесса против цыганского барона //Эхо планеты. -М., 2003. - 7-13 нояб.

8. Морозов Н. Скромное очарование Румынии // Эхо планеты. - М., 2001. -27 апр.

9. Румыны. Ромынь. - Режим доступа: http://travel.presscom.org/2228.html

10. Статистические таблицы показателей развития человека. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2010_RU_Tables_reprint.pdf

11. Трансильвания без вампиров. - Режим доступа: http://www.smileplanet.ru/ publ/134-1-0-15

12. Цыгане в Румынии. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Цыга-не_в_Румынии

13. Arest: Marius Petcu. - Mode of access: http://www.ziare.com/articole/ar-est+marius+petcu

14. Avarvarei A. 20 de ani pierduti. - Mode of access: http://www.avarvarei.ro/20-de-ani-pierduti/

15. Buciuman A. Sistemul educational din Romania: studentii licentiati in «specialitate somer». - Mode of access: http://alba24.ro/sistemul-educational-din-romania-studenti-licentiati-in-meseria-de-somer-11884.html

16. Costache A. România: Peste 1.400 de cazuri de violenta în familie // Adevarul. -Buc., 2011. - 17 mai.

17. Ghebrea G. Regim social-politic si viata privata. - Buc., 2000. - 180 p.

18. Ghitulescu L. De la mijloc vine puterea (17.10.2006). - Mode of access: http:// www.businessmagazin.ro/cover-story/de-la-mijloc-vine-puterea-1052541

19. Ionescu M. Imbunatatirea situatiei romilor // Revista 22. - Buc., 2005. - N 817. -1-7 noiem.

20. Istoric PRIMA CASÂ. - Mode of access: http://media.imopedia.ro/stiri-imobiliare/istoric-prima-casa-8983.html

21. Marginean I. Calitatea vietii in Romania: Prezent si perspective // Calitatea vietii. -Buc., 2010. - N 3-4. - P. 231-237.

22. Marinescu V. Muncile casnice în satul românesc actual: Studii de caz. - Ia§i, 2002. -232 p.

23. Mitu S. Iluzii si realitati transilvane // Problema transilvana. - Iasi, 1999. - P. 6679.

24. Mungiu-Pippidi A. De la identitate nationala la nationalismul // Sfera polit. - Buc., 2001. - N 97-98. - P. 35-51.

25. Olteanu M., Sava V. «Pumnii mei minte nu are», de§i am studii superioare // Adevarul. - Buc., 2010. - 17 noiem.

26. Otiman P.I. Viata rurala a României în secolul al XX-lea. - Timisoara, 2005. - 32 p.

27. Planul National de Dezvoltare 2001-2005. - Buc., 2001. - 390 p.

28. Pop C.-E. Ingredientele unei vieti bune si ale unui standard decent de viata, in Romania si in Europa // Calitatea vietii. - Buc., 2008. - N 3-4. - P. 225-245.

29. Popescu R. Profilul familiei romanesti contemporane // Calitatea vietii. - Buc., 2010. - N 1-2. - P. 5-28.

30. Roibu I. Timpul liber la romani (7.11.2006). - Mode of access: http://www. busi-nessmagazin.ro/cover-story/timpul-liber-la-romani-1052760

31. Stanciu M. Consumul populatiei din Romania in ultimele doua decenii // Calitatea vietii. - Buc., 2010. - N 3-4. - P. 251-274.

32. Stanciu M. Iminenta noii paradigme a bunastarii umane: Un consum decent pentru toti oanenii // Calitatea vietii. - Buc., 2008. - N 3-4. - P. 246-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.