Научная статья на тему 'РУМЫНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

РУМЫНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУМЫНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Т.Г. Биткова

РУМЫНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Дети и молодежь, декларируется в сегодняшней Конституции Румынии, пользуются особым режимом охраны своих прав и содействия в их осуществлении. Формы их социальной защиты устанавливаются законом. Эксплуатация несовершеннолетних, использование их в деятельности, причиняющей вред здоровью, нравственности или угрожающей их жизни или нормальному развитию, запрещаются. Несовершеннолетних моложе 15 лет запрещается нанимать на работу.

Согласно Конституции, власти обязаны способствовать обеспечению условий для всестороннего развития молодежи, ее свободного участия в политической, общественной, экономической, культурной и спортивной жизни страны (6). Однако в условиях глобальных экономических и социально-политических реформ последнего двадцатилетия законодательные гарантии не всегда удавалось обеспечить.

В довоенный период Румыния была страной не только очень бедной, но и с чрезвычайно высоким уровнем безграмотности. Несмотря на все мероприятия, проводившиеся на протяжении первых десятилетий ХХ в., к 1930 г. общий уровень грамотности составлял лишь 51,1%. Из грамотной части населения страны 83% имели начальное образование, 8,6 - среднее, 3,2 - среднее специальное и 3% - высшее (1).

При социализме, с началом интенсивной индустриализации страны, молодежи было реально обеспечено не только бесплатное обязательное среднее образование, но и массовый доступ к образованию высшему. По закону от 3 августа 1948 г. все граждане

получили равное право на образование. Закон провозгласил введение всеобщего обязательного 4-летнего начального обучения и предусматривал переход к 7-летнему всеобщему обучению. В 50-е годы 7-летняя школа стала массовой, что позволило перейти к постепенному введению всеобщего обязательного 8-летнего образования. В 1968 г. был принят Закон «Об образовании в СРР», который предусматривал продление срока обязательного обучения с 8 до 10 лет. Таким образом, румынская молодежь к началу 90-х годов в массе своей была не только грамотна, но и достаточно образованна.

Новая Конституция, как и предыдущая социалистическая, декларирует право каждого гражданина на бесплатное образование. Сегодня оно обеспечивается обязательным средним (10 лет), предуниверситетским лицейским, средним профессиональным, а также государственным высшим образованием. Имеются и другие формы обучения и совершенствования (6).

Высшие учебные заведения Румынии в массе своей предоставляют сегодня три уровня образования: undergraduate (первые четыре года образования, завершающиеся получением степени бакалавра, - примерный аналог первых трех курсов российского высшего образования), graduate (еще два года обучения, после которых присваивается степень магистра). Магистратура в Румынии - некий аналог магистратуры, существующей в некоторых наших вузах. Последняя ступень (postgraduate) - примерный аналог нашей аспирантуры, которая заканчивается присвоением после трех лет обучения докторской степени.

Университеты (иногда - не все их факультеты), как правило, предлагают все три уровня обучения. Кроме университетов высшее образование предоставляют колледжи. Ясно выраженной грани между колледжем и университетом нет: это названия не разных уровней образования, а разных типов организации учебного заведения, но, как правило, колледжи имеют только первые две ступени обучения. В настоящее время высшее образование в Румынии осуществляется не только в государственных, но и в частных учреждениях. Существует система кредитов, грантов и поощрений.

Спад экономической деятельности и снижение жизненного уровня в посткоммунистический период болезненно сказались на реальном доступе молодежи к культуре и образованию, стали меняться и образовательные преференции. За 1990-е годы продажа книг в стране сократилась в 5 раз. Хотя самыми многочисленными покупателями являлись школьники и студенты, это не свидетельствовало об их массовом обращении к чтению. Молодежь вынуж-

дена была покупать учебники и специальную литературу. Художественная же литература продавалась плохо из-за дороговизны. «Кто имеет деньги, не покупает книги. Продавцы говорят, что молодые люди, часто пользуясь невнимательностью продавца, просто крадут нужные книги» (16).

Такая ситуация не внушала оптимизма, и власти искали рецепты для обеспечения новому поколению более благоприятных условий вхождения во взрослую жизнь. В середине 2001 г. был наконец утвержден и принят к исполнению Национальный план деятельности в молодежной сфере. После 10 лет бездеятельности, как отмечалось в прессе, Дирекция по молодежи при Министерстве молодежи и спорта инициировала первый интересный проект. Используя западную модель, руководители проекта предложили открыть в разных городах специальные центры ориентации молодежи, предназначенные как для занятий различными видами деятельности, так и для проведения свободного времени. Проект включал оснащение спортивным оборудованием, интернет-классы, дискотеки, курсы профориентации, службу тренинга различных видов деятельности, центры информации и консультирования. Однако, как оказалось вскоре, «реальность более мрачна, чем проекты», ибо не хватало финансирования. Тем не менее в течение 2001 г. в нескольких городах были открыты такие центры. Правда, оснащены они были значительно скромнее, чем задумано в проекте (10).

Одной из серьезных проблем Румынии стало постепенное уменьшение доли молодежи в демографической структуре населения. В Румынии, как и в большинстве европейских стран, население неуклонно стареет. Этот феномен усугубляется и тем, что молодежь как наиболее мобильная часть населения активно пополняет собой ряды эмигрантов из Восточной Европы, направляющихся в развитые страны Европы Западной в поисках подходящей работы.

Прошедшее двадцатилетие с разной степенью интенсивности отражало эту тенденцию. В целом демографическая структура в 90-е годы оставалась все же относительно благоприятной, хотя число жителей Румынии неуклонно уменьшалось. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет к концу 90-х годов составляла около четверти всего населения (18, с. 81). Симптомы демографического спада выражались прежде всего в снижении рождаемости, но уменьшение количества детей должно было сказаться только в следующем десятилетии, что и случилось в 2000-е.

Резким сокращением деторождения был отмечен уже 1990 год. Кроме падения уровня жизни и социально-экономической напряженности это объясняется и либерализацией законодательства. Режим Чаушеску принимал драконовские меры для поддержания высокой рождаемости в стране. В октябре 1966 г. был принят закон о «планировании» рождаемости, в соответствии с которым запрещались прерывание беременности и контрацепция, также ограничивалось право на развод, а лица, не имеющие детей, облагались высокими налогами. Именно поэтому в 1967 и 1968 гг. был отмечен значительный рост рождаемости. Уровень ее был достаточно высок и в последующие годы. (Правда, теневой стороной таких мероприятий стало увеличение процента детской смертности, количества новорожденных с различными дефектами, а также отказа от детей в роддомах.) Отмена этого закона в 1990 г., естественно, повлияла на уменьшение деторождения в посткоммунистический период.

Согласно официальным данным, за период с 1990 по 1 июня 2007 г. население Румынии сократилось на 1,7 млн., составив 21 537 563 человек. Румыния потеряла за этот период 7,2% населения, если не учитывать миграцию за рубеж в поисках заработка. Для сохранения нынешнего количества жителей необходимо, чтобы на каждую женщину детородного возраста приходилось 2,1 ребенка, однако в 1998-2007 гг. этот показатель равнялся 1,3 (25, с. 30-31).

Некоторые исследователи настаивали на том, что уже за период с 1992 по 2002 г. население Румынии уменьшилось на 1,1 млн. человек. В 2000-2001 учебном году система образования (детский сад - школа - вуз) насчитывала 4,5 млн. человек, что было на 1 млн. меньше, чем в предыдущем учебном году (18, с. 69).

Перепись, проведенная в марте 2002 г., однако, показала, что данные о катастрофическом снижении населения неточны: они недостаточно учитывали массовую миграцию румынских граждан за рубеж в поисках заработка. Либерализация страны способствовала такой миграции, но главной ее причиной оставалось серьезное ухудшение экономического положения. Согласно упомянутой переписи, в момент ее проведения 600 тыс. человек просто отсутствовали в стране, находясь за границей (5, с. 15). Молодежь как наиболее мобильная часть общества преобладала и преобладает в этом потоке, что постоянно беспокоит руководство страны.

В 2002 г. отмечен небольшой рост численности населения -зарегистрировано на 113 819 жителей больше, чем в предыдущем году, но 2005 год показал, что тенденция уменьшения общего числа

жителей продолжилась. При этом продолжался и процесс старения населения. Если в 2000 г. дети (от 0 до 14 лет) составляли 18,3% от всего населения, то в 2005 г. - лишь 15,6%, люди же старше 60 лет в 2000 г. составляли 18,8%, а в 2005 - 19,2% (25, с. 9).

В 2000-2006 гг. число школьников и школьных учреждений продолжало неуклонно снижаться. Это касалось как начального и среднего образования, так и «предуниверситетского» - лицеев. В 2005/06 уч. г. по сравнению с предыдущим учебным годом резко сократилось количество преподавателей в системе среднего образования. Причина - сокращение количества школьников. Кроме того, Румыния вступила в полосу настоящего кризиса системы дошкольного воспитания (25, с. 13).

Как отмечалось в документе «Национальная стратегия длительного развития Румынии: 2013-2020-2030», подготовленном румынским правительством в рамках Программы ООН по развитию, неблагоприятная тенденция демографического спада в Румынии является неоспоримым фактом. Если даже не принимать во внимание эмиграцию в поисках лучших заработков и при этом учитывать тенденцию некоторого роста рождаемости, число жителей страны уменьшится с 21,5 млн. в 2007 г. до 21,2 млн. в 2013 г. и до 20,8 млн. человек в 2020 г. Если же принимать в расчет мобильность населения, в том числе результаты миграции за рубеж, что пока мало изучено, то, согласно прогнозам ООН и Евростата, население Румынии достигнет 20,8 млн. уже в 2013 г. и 20 млн. человек в 2020 г. (24, с. 65).

В посткоммунистический период демографический спад проявлялся по разному в городе и на селе. На селе процесс старения населения был более интенсивным. Следует отметить, что массовая миграция из села в город, наблюдавшаяся в начале 90-х годов, серьезно уменьшилась во второй половине того же десятилетия. Этому способствовали экономическая реструктуризация и реституция земли тем, кто ею владел в довоенный период, но эти меры все же не изменили демографическую структуру села в сторону его омоложения.

В 2000-е годы в связи с оживлением экономической деятельности городское население в целом несколько выросло. Однако в сельскохозяйственной зоне оно продолжало уменьшаться, и уменьшалось оно за счет молодого поколения. Жители старше 65 лет в 2005 г. составляли здесь 19%, (в городской среде - 11%). «Пожилые люди постепенно замещают молодых в сельской местности» (23).

Если в начале 90-х мигранты из села в город были представлены всеми возрастными группами, то во второй половине 90-х годов наметилась тенденция возвращения на село именно людей старшего возраста. Село становится привлекательным для возрастной группы после 35 лет, но особенно - для 45-54-летних. Это -люди, которые менее конкурентоспособны на рынке труда в городе. Они направляются в село, чтобы обеспечить свое выживание. Сельская молодежь при этом продолжала стремиться в город, который предоставляет как более высокооплачиваемую работу, так и более привлекательный образ жизни (там же).

На протяжении как 1990-х, так и 2000-х годов молодежь являлась основной категорией мигрантов за рубеж в поисках рабочих мест. Люди до 40 лет составляли 3/4 эмиграционного потока в 90-е годы, что, естественно, указывало на недостаточность удовлетворения потребностей наиболее активной части населения внутри страны.

Хотя к началу 2000-х эмиграция снизилась почти в 7 раз по сравнению с 1990 г., она остается серьезной проблемой румынского общества. Согласно зондажу, который проводился в августе 2001 г., 56% молодых людей хотели бы уехать за границу временно или на постоянное место жительства, 68% были недовольны общественной жизнью в стране (17). Спустя 10 лет положение не изменилось. Как следует из социологического опроса, который проводился в 2010 г., около 80% школьников и учащихся лицеев хотели бы уехать на работу за границу после окончания учебы (14).

Как известно, Румыния в 2007 г. стала членом Евросоюза. Это еще более облегчило выезд молодежи за рубеж в поисках лучшей жизни и, следовательно, усугубило ситуацию на внутреннем рынке труда. Правда, ряд европейских стран ограничили доступ румынских граждан к трудоустройству после 2007 г., опасаясь за свою внутреннюю стабильность. Последнее было спровоцировано и скандальными историями румынских цыган в Италии и Франции.

Накануне мирового экономического кризиса 2008 г. румынская экономика демонстрировала устойчивый рост. Были предположения о том, что благодаря относительной невключенности в глобальную экономику стране будет легче преодолеть кризис, но этого не случилось. Произошел спад производства, обозначился финансовый кризис, упал жизненный уровень. МВФ потребовал у румынского правительства жестких мер по сокращению бюджетного дефицита путем урезания зарплат и социальных пособий, что вызвало массовые уличные манифестации. Молодежь как соци-

альный слой пострадала не менее других возрастных групп. Она активно участвовала в уличных митингах и демонстрациях. Значительная ее часть все более склонялась к тому, чтобы выехать за рубеж.

Количество людей, ищущих работу за границей, существенно возросло в прошедшем году: если в 2009 г. оно составляло 90 тыс. человек, то в 2010 г. - уже 170 тыс. Наиболее активными были молодые люди до 25 лет (42,2%), возрастная группа 26-35 лет составляла 36,9% (9).

Румынская печать обращает внимание на то, что, согласно популярному среди молодежи интернет-сайту «www.myjob.ro», в 2010 г. почти в три раза возросло и количество предлагаемых для румын рабочих мест за границей. Наибольшее их число - в Великобритании, затем следуют Германия, Франция, Греция и т.д. Такой рост объясняется тем, как считают комментаторы, что многие страны, активно ограничивавшие трудовую миграцию румын в течение предыдущих двух лет, теперь отказались от этой практики. При этом если в 2008 г. наибольшее число рабочих мест предназначалось для неквалифицированных работников в сфере обслуживания, туризма и строительства, то теперь больше приглашаются специалисты инженерно-технических областей, интернет-технологий, фармакологии.

Ввиду неблагоприятной ситуации на внутреннем рынке труда, а также «непатриотичных» предпочтений выпускников учебных заведений понятна озабоченность властей, которые пытаются найти выход из сложившегося положения путем выработки адекватной молодежной политики. Политики осознают, что нужны новые, более эффективные программы для адаптации в обществе наиболее активных ее членов. И такие программы разрабатываются.

В период подготовки к вступлению в Евросоюз Румыния получила серьезную финансовую поддержку для адаптации своих государственных и экономических структур к стандартам ЕС. Это касается и стабилизации внутреннего рынка труда.

В документе «Стратегия Румынии после присоединения к ЕС» говорится, что адаптация образования и профессиональной подготовки к потребностям общества является стратегическим направлением развития страны на 2007-2013 гг. Поставлена также задача улучшения качества образования и приведения системы национального образования в соответствие с европейскими стандартами (25).

Несоответствие структуры образовательной подготовки молодежи потребностям экономики оставалось серьезной проблемой Румынии в 2000-е годы. Для преодоления этого противоречия под эгидой ЕС стали разрабатываться региональные программы длительного стратегического планирования экономических потребностей конкретного региона в профессиональном образовании разного уровня. Эта деятельность стала важной частью общей программы оздоровления румынской экономики накануне вступления страны в Евросоюз, но продолжилась и после него. С этой целью было образовано восемь регионов, объединивших несколько областей по зональному признаку. Одним из них является так называемый Западный регион, который рассматривается как зона наибольшего влияния экономических и культурных стандартов западного общества.

Деятельность по поддержке развития регионов осуществляется специальными Агентствами развития (которые являются неправительственными организациями) при координации с местными властями. Эти агенства были образованы для помощи в координации и освоении западных фондов, которые предоставлялись Румынии для облегчения ее вступления в Евросоюз. Агентства проводят социологические исследования, изучают возрастной, социальный состав населения, миграционные потоки, изменения в структуре школьников на разных стадиях обучения.

По данным Агентства Западного региона, очень малое число школьников стремятся получить полное среднее образование и поступают в лицеи и совсем мало продолжают обучение в средних профессиональных училищах. Если обязательное среднее образование (начальная школа + гимназия) длится 10 лет, то полное среднее образование составляет 12 лет (лицей). Согласно данным Агентства за 2005-2006 гг., общее число учеников составляло 398 103 человек, из них только 72 362 обучались в лицеях и 24 405 - в системе среднего профессионального образования. По сравнению с 2000 г. число лицеистов возросло (тогда их было около 60 тыс. человек), однако возросло только за счет городов. Число сельских жителей, получающих полное среднее образование, незначительно (в 2005-2006 гг. в данном регионе их насчитывалось лишь около 5 тыс. человек). Эти же исследования показывают, что усиливается тенденция не получать даже обязательного среднего образования (20).

Выявленные особенности не представляют ничего специфичного для указанного региона. Они лишь с малой долей по-

грешности отражают общие процессы в стране. Все большее число учащихся отказывается от обучения в лицее, в особенности это касается жителей села. Последняя тенденция отчетливо проявила себя еще в 90-е годы.

Хотя румынская молодежь имела к концу 90-х достаточную образовательную подготовку, уже тогда отмечался резкий спад в постгимназическом (полном среднем) образовании. Если в 1990 г. лицей окончили 90,7% школьников, то в 1998 - лишь 67,8%.

Правда, высшее образование переживало рост в количественном отношении. На 10 000 населения в Румынии, по данным 2000 г., приходилось 238 студентов. Это, правда, ниже, чем в странах Евросоюза (5, с. 84). Эта тенденция продолжалась и в 2000-е годы: все больший процент молодежи оказывается вовлеченным в высшее образование. Основная причина, по-видимому, кроется в том, что «наличие диплома предоставляет больше возможностей трудоустройства» (19, с. 122). В 2005/06 уч. г. в Румынии насчитывалось 716 464 студентов, которые обучались на 770 факультетах, из которых 28,1% предоставляли платное обучение (25, с. 13).

Судя по этим цифрам, доля студентов в общей структуре населения с 2000 по 2006 г. значительно возросла. Если принять во внимание, что, по переписи 2007 г., в стране проживало около 21 млн. человек, на 10 000 населения стало приходиться около 330 студентов.

Обратная тенденция наблюдается в среднем образовании. В 2000-е годы все больше количество школьников бросают учебу в системе начального и неполного среднего образования. Этот процент увеличился втрое в 2004/05 уч. г. по сравнению с 2000/01 уч. г. Обязательное среднее образование в 2004/05 уч. г. получили 95,7% школьников, начальное образование закончили 97,1%. При этом доля учащихся, не завершивших обучение в лицеях и профессиональных училищах, напротив, в этот период уменьшилась на 4,1% (25, с. 14).

При этом качество среднего образования, как отмечают наблюдатели, оставляет желать лучшего. Так, Программа международной оценки учащихся за 2003 г. выявила чрезвычайно низкий уровень грамотности румынских школьников. Программа использовала пятибалльную систему, где наихудшая оценка - 1. Согласно результатам тестирования, в 2002 г. 40% учеников до 15 лет получили оценку 1 или еще ниже (19, с. 126).

Из этих статистических данных напрашивается вывод, что в молодежной среде 2000-х усиливался культурно-образовательный разрыв. С одной стороны, отмечался рост числа малообразованных

молодых людей, а с другой - те, кто имел материальные возможности для получения полного среднего образования, все более стремились в вузы, в том числе в сфере платного обучения.

Хотя увеличение числа студентов объясняли стремлением повысить шансы на рынке труда, университетский диплом, как будет показано ниже, не гарантировал приличного и стабильного заработка, что обращало взоры выпускников на Запад.

Согласно социологическим исследованиям, социальное и материальное положение румынской молодежи остается пока неудовлетворительным. Невозможность адекватной самореализации ведет к материальной зависимости от родителей. На рубеже 2000-х родители или семья являлись источником материального обеспечения для 47% молодых людей. Собственные заработки находились на втором месте у 33% опрошенных. Самой зависимой, естественно, является возрастная категория до 25 лет. В первую очередь это школьники, студенты, жители села, безработные.

Кризис жилья в стране приводит к высокой степени зависимости молодежи от родителей и в этой области. Почти всеобщим является феномен совместного проживания. 80% молодежи проживали с родителями на рубеже 2000-х, и доля эта имела тенденцию к увеличению. Даже после достижения 25-летнего возраста 60% опрошенных проживали с родителями. Приобретение жилья расценивалось как почти неразрешимая проблема почти всеми (94-98% опрошенных) (18, с. 82).

В 2009 г. правительство приняло программу «Первый дом». Предполагалось, что в условиях экономического кризиса государство окажет поддержку в покупке жилья тем, кто не имеет для этого необходимых средств или не может предоставить достаточных гарантий своей состоятельности (11). К такой категории граждан относится и молодежь, которая была привлечена льготными кредитами. Государство, как предполагает программа, гарантирует 80% ипотечного кредита, который берется гражданином, но не более 60 тыс. евро (это - приблизительная стоимость трехкомнатной квартиры площадью 75м2 в спальном районе Бухареста в 2010 г.). Пресса публиковала в связи с этим различные примеры, побуждая молодежь заинтересоваться таким проектом. Так, достоянием публики стал первый контракт, подписанный в Бухаресте парой молодоженов, которые купили квартиру за 54 тыс. евро и получили рассрочку платежа на 30 лет. Однако редкая молодая семья может позволить себе купить квартиру даже на таких

льготных условиях и даже по таким низким (по московским меркам) ценам.

К началу 2000-х годов в стране наблюдалось высокое предложение молодой рабочей силы, и удельный вес активности молодежи превышал средние цифры активности населения. Удельный вес занятости молодежи также превышал средние показатели. Однако и удельный вес безработицы среди молодежи был, по данным Международного бюро труда, в два раза выше средних данных по стране - 14% против 7,1% (18, с. 82).

Уровень занятости возрастной группы 15-24 года за период 1999-2004 гг. сократился на 6,6%, составив 29,1% в 2004 г. (в ЕС-25 эта цифра составляла 36,4%) (19, с. 134).

По заключению румынских аналитиков, участие молодежи в экономической деятельности в 2000 г. представляло характеристики «ущербные и маргинальные». 53,2% имели фиксированную зарплату, 38,5% участвовали в семейном деле, не имея личных доходов. Попытки предпринимательства либо отсутствовали, либо были неудачными. 99,7% имели работу исполнительного характера, только 0,3% участвовали в принятии решений. Статус руководителя имел 1% (18, с. 82).

Иерархия профессиональных предпочтений была различна в государственных и частных вузах.

Государственный вуз: Частный вуз:

1) университет; 1) экономика;

2) техническое образование; 2) право и юриспруденция;

3) экономика; 3) университет;

4) медицина; 4) медицина;

5) сельское хозяйство; 5) сельское хозяйство;

6) право и юриспруденция; 6) искусство;

7) искусство; 7) техническое образование.

Частное образование демонстрирует явную близость потребностям рыночной экономики соответствующего периода, но и оно, согласно оценкам, не соответствует реальным потребностям рынка труда. Крайне негативно влияет на развитие румынской экономики и спад в среднем профессиональном образовании, его непопулярность, о чем уже упоминалось.

Две трети молодежи (72,4%) на рубеже 2000-х были сконцентрированы в трех областях экономики: сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле. При этом не наблюдалось заметного участия в тех сферах, которыми молодежь обычно интересуется или которые обычно хорошо оплачиваются: в финансово-

банковской деятельности, операциях с недвижимостью, связи и телекоммуникациях.

70% молодежи, проживающей на селе, были заняты в сельском хозяйстве, из них 68% - непосредственно в сельскохозяйственном производстве, большинство - на семейной усадьбе, не имея личных доходов (18, с. 84).

Молодежь до 25 лет на рубеже 2000 г. являлась основным источником пополнения рядов безработных (около 30%), безработные до 29 лет составляли около 40% этой категории граждан (там же). Уровень безработицы среди молодежи 15-24 лет оставался относительно постоянным в 1999-2004 гг. В городе он был выше, чем на селе. В целом же уровень безработицы среди молодежи постоянно повышался с начала 90-х годов (19, с. 134).

Как уже отмечалось, в Румынии все большую популярность получает высшее образование. Стимулом является, по оценкам аналитиков, получение преференций на рынке труда. Как же трудоустраиваются те, кто получает диплом о высшем образовании, к которому стремится все больше молодых людей? Сотни студентов ежегодно заканчивают обучение в университетах Румынии, считающихся престижными, но около 50% выпускников и в конце 2000-х оставались материально зависимыми от родителей, имели случайную или официально не зарегистрированную работу в частных фирмах либо уезжали за рубеж. «Вот черно-белая картина румынского образования в начале 2011 г.» (3).

В декабре 2010 г. в Румынии был отмечен самый высокий уровень безработицы за последние 20 лет. 53 тыс. выпускников вузов были зарегистрированы в качестве безработных (3). Им предложено ежемесячное пособие в 255 лей (около 3 тыс. руб.).

Одной из причин такого положения является не только несоответствие структуры образования потребностям экономики, но и, как полагают аналитики, низкий уровень подготовки выпускников. Непотизм, блат, взяточничество, а следовательно, и недостаточный уровень подготовки, неэффективность обучения - вот пороки сегодняшнего высшего образования, - таково мнение Президентской комиссии по образованию (3). Качество образования и исследовательской работы в университетах очень низкое, за исключением редких мест, где благоприятная ситуация сохраняется скорее благодаря личным качествам преподавателей и руководителей, чем государственной политике. Так заявлял бывший министр образо-

вания М. Микля. Но независимо от образования молодежь имеет низкие шансы на трудоустройство (3). Согласно опросам 1МЛ81, проведенным в ноябре 2010 г. среди выборочной группы 17-27-летних, за последние пять лет уровень образования снизился (13).

2010 год прошел в атмосфере ожесточенных дебатов вокруг принятия нового Закона об образовании. В обществе развернулась настоящая баталия в связи с этим законом. Правящая коалиция в парламенте все же поставила цель найти возможности скорейшего принятия данного закона, несмотря на то что он был признан Конституционным судом Румынии неконституционным.

Наиболее спорным положением стал проект ликвидации школ с малым количеством учеников, а также вопрос об университетской автономии, которая гарантируется Конституцией. Законопроект предложил внести некоторые изменения в процедуру избрания ректоров, что и вызвало нарекания. Избирать ректоров университетов правительство предложило не на основе конкурса, как это было изначально, а путем университетских выборов или на основе корпоративистской модели. Из обсуждавшейся версии законопроекта исчезло положение о запрете директорам школ и лицеев состоять в политических партиях, остался лишь запрет занимать руководящие партийные посты.

Профсоюзы педагогов грозили, что сорвут зимние экзаменационные сессии и выйдут на акции протеста. Первые месяцы 2010/11 уч. г. ознаменовались массовыми протестами преподавателей, недовольных как своим материальным положением, так и системой образования в целом. Акции протеста прошли по всей стране (2).

Оппозиционные силы, со своей стороны, заявляли, что закон, кроме всего прочего, нарушает права национальных меньшинств, так как предполагает изучение истории и географии только на румынском языке. Хотя в Конституции говорится, что образование всех ступеней осуществляется на румынском языке, однако она же гарантирует и право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, изучать родной язык и право получать образование на этом языке.

Новый закон в момент его обсуждения осудил и Национальный союз студентов Румынии. Союз выступил в связи с этим за отставку министра образования Д. Фунериу. Президент Национального союза студентов И. Поенару сказал: «Господин министр доказал, что он полностью игнорирует конституционное устройство

1 Институт маркетинга и мониторинга (Institutul de marketing si sondaje).

страны и его вовсе не интересует мнение тех, кого непосредственно затрагивает Закон об образовании» (цит. по: 26). В заявлении также говорилось: «Национальный союз студентов Румынии будет поддерживать в дальнейшем всех партнеров в области образования, если они хотят принять действительно конструктивные и справедливые законы, способствующие реальной реформе румынской системы образования и развитию национальной идентичности в европейском контексте» (2).

Правительство приняло ряд поправок, предложенных депутатами. Среди них следует отметить меры по развитию профессионально-технического образования, серьезно пострадавшего за годы реформ.

Несмотря на жесткую критику, Закон об образовании в начале января 2011 г. был все же принят (12). Серию интересных комментариев о новом законе уже после его принятия предложила Ассоциация ЕБи СЕЯ. Полное ее название - Ассоциация профессионалов в области образования и исследований. Это - независимая неправительственная организация, образованная в 2005 г. С 2007 г. она входит в так называемую Коалицию за чистоту высшего образования. Ассоциация заявляет о своей непричастности к политике, профсоюзам и религии. Вместе с тем ее кредо базируется на отторжении «секуритистско-коммунистического» прошлого, которое по-прежнему, по мнению организаторов Ассоциации, оказывает существенное влияние на сегодняшние государственные и экономические институты. Только образование и наука позволят Румынии встать на уровень развитых стран, заявляет Ассоциация. При этом реформа образования и научно-исследовательской работы на основе прозрачности и эффективности должна ориентироваться в первую очередь, по мнению деятелей этой организации, на продвинутые модели Западной Европы и США (22).

Ассоциация поддержала Закон об образовании и заявила, что многое зависит от способов и меры исполнения статей закона и принятия в дальнейшем разумных подзаконных актов. Для действительного осуществления реформы образования, заявляет Ассоциация, необходимо в первую очередь сменить руководство образовательными структурами на всех уровнях (21).

Кроме этого сделан еще ряд предложений по улучшению функционирования высшего образования. Закон предполагает учреждение многочисленных Национальных советов в этой области: по этике и руководству университетами, по этике в научных исследованиях, по технологическому развитию и инновациям, по атте-

стации званий, дипломам и сертификации университетов, по научным исследованиям. Однако многочисленность таких учреждений может привести к их неэффективности: они превратятся в форму без содержания и могут повторить судьбу предыдущей структуры -Агентства по обеспечению качества высшего образования Румынии, которое существовало с 2005 г. и было задумано как учреждение независимое, но на деле таковым не оказалось. Так, сотрудники Агентства, получавшие зарплату от университетов, которые их выдвинули, должны были эти же университеты и инспектировать. Возникал конфликт интересов, что и не позволило Агентству эффективно действовать на этом поприще.

С целью предотвращения неэффективности и злоупотреблений предлагается избирать членов Агентств на основе национального конкурса. Необходимо сменить регламент и способ самого образования этих структур. В них, например, должны входить представители гражданского общества, имеющие опыт борьбы с университетскими мафиозными группами. Иначе и эти организмы погрязнут в коррупции. Более того, они превратятся в рычаги манипулирования со стороны различных политических групп.

Другой животрепещущий вопрос - это распространенный в университетской среде непотизм. Родственные кланы - явление весьма распространенное в университетах. Закон вводит существенные и конкретно определяемые запреты на работу близких родственников в одном университете в случае, когда они образуют целые цепочки от вышестоящего до нижестоящих. В статье приводится целый ряд подобных примеров из главных университетов страны. Однако Закон должен вступить в силу через 30 дней после его публикации, что представляет большие трудности для исполнения на практике его статей.

Следующий вопрос - исполнение законодательных предписаний в отношении лиц, уходящих на пенсию. По закону после исполнения 65 лет лица, занимающие руководящие должности, обязаны уйти в отставку, что также зачастую не исполняется ввиду того, что находятся уловки, которые можно использовать, и совершенно законным образом. «Если искать обходные маневры и интерпретировать закон согласно румынскому принципу "я - тебе, ты - мне", то закон бесполезен и наши надежды обмануты» (21).

Последнее говорит о распространенном в системе высшего образования стиле мышления, отражающем так называемый «балканизм». Историческое наследие, привязывающее Румынию к Балканам, на протяжении веков находившихся под властью Осман-

ской империи, а также православная религия, пришедшая из Византии, являются тем субстратом, который и сегодня отличает румынскую духовную традицию и стиль жизни от западноевропейских традиций, пишут румынские политологи и культурологи. Под «балканизмом» при этом понимаются такие явления и черты, как непотизм, блат, раболепство, косность, равнодушие, апатия, ксенофобия в общественной жизни, продажность в политике, неформальные связи властных структур и капитала, коррупция везде, даже на уровне потребностей повседневной жизни. Именно не поддающаяся искоренению коррупция, по мнению экспертов Евросоюза, является сегодня важнейшим препятствием для полноценного участия Румынии в жизни Евросоюза.

Что же можно сказать в связи с этим о нравственном, психологическом и этическом облике сегодняшней молодежи и насколько привлекательным является для нее этот «балканизм»? Материальная зависимость от родителей определяет и сильное влияние образа мысли старших на младших в вопросах нравственности, религии, политики, секса. Румынские исследователи даже делали вывод о том, что молодежь на рубеже 2000-х в целом более зависела от семьи, нежели от общества. 60% опрошенных (по данным Центра по проблемам молодежи) были довольны своей жизнью в семье. Напротив, они были не удовлетворены тем, что происходит в обществе. Недовольных - 54%, в особенности они подчеркивают отрицательное влияние реформ на качество жизни простых людей. Достигли всего, как они считают, только политические деятели, руководители частных и смешанных фирм, различные начальники. Вместе с тем молодежь доверяет демократическим принципам. Не демократические принципы, считало большинство опрошенных, виноваты в социальных и экономических трудностях, а конкретные люди. Опрашиваемые подчеркивали, что взятки и блат стали средством достижения успеха. 43% считали, что нельзя добиться благосостояния только честным путем (4). Результаты опроса показали, что значительная часть молодежи объективно воспринимает моральное неблагополучие общественной и повседневной жизни, но остается открытым вопрос о том, насколько готова молодежь следовать «балканской» традиции.

Согласно опросам ГМЛ8, проведенным в ноябре 2010 г. среди выборочной группы 17-27-летних, 80% - предпочли «стабильность и семейные ценности» и только 30% - хотели бы «яркой, захватывающей жизни» (13). Это, несомненно, свидетельствует о традиционалистских предпочтениях, но наряду с этим исследова-

ние показало, что религиозные ценности теряют свою привлекательность в молодежной среде. Если пять лет назад 30% опрошенных заявляли о том, что следуют церковным наставлениям, то теперь их число снизилось до 13% (13).

По данным, представленным в 2000 г. Институтом проблем качества жизни, своей жизнью были недовольны 69% молодежи. При этом оценка динамики качества жизни негативна. В 1999 г. 81% считали, что жизненные условия ухудшаются, в 2000 г. такое мнение имели 88%.

Отсутствие материального благополучия снижает шансы достичь желаемой профессиональной ориентации. Неустроенность формирует различные группы риска, где значительное место занимает молодежь с низким образовательным уровнем. Неимущая молодежь имеет тенденцию к социальной самоизоляции, у нее снижен самоконтроль, она имеет пессимистический взгляд на будущее и остро ощущает непонимание со стороны общества (4). Психологическая неудовлетворенность рождает не только депрессию, но и агрессивность.

Социологические исследования показывают, что на рубеже 2000-х мрачное восприятие жизни было характерно для большинства. Неуверенность в себе, пассивность, уязвимость, чувство одиночества - вот психологические реалии, характеризующие румынскую молодежь. Одной из самых неблагоприятных характеристик в контексте неудовлетворительного уровня жизни является одиночество, которому способствуют ограниченные возможности проведения свободного времени. Наиболее доступным времяпрепровождением оказывается просмотр телепередач или общение с приятелями по дому (4).

В 2000-е годы, когда Румыния готовилась вступить в ЕС, в стране проводилась интенсивная работа по созданию различных структур, призванных оживить деятельность в молодежной среде. Это касалось как проблемы проведения свободного времени молодежью, так и деятельности по вовлечению ее в общественную жизнь. Одной из таких структур стал Совет молодежи Румынии. Он имеет статус автономной неправительственной организации, которая осуществляет связь с государственными организациями в области молодежных проблем. Совет является также представителем Румынии на Европейском молодежном форуме в Брюсселе, главным партнером в диалоге с Советом Европы и ООН по выработке молодежной политики на европейском и международном

уровнях. Его деятельность и состав были окончательно определены Законом № 246/2005.

В 2006 г. после длительных обсуждений был утвержден Закон о молодежи (№2 350/2006). Однако по прошествии четырех лет многие его статьи оказались устаревшими. Как отмечали критики данного закона, он выражает некоторые общие принципы, но не затрагивает и не формулирует конкретные аспекты деятельности в молодежной сфере. К примеру, упомянутые в нем учреждения в 2010 г. уже вовсе не существовали.

Закон не гарантирует для молодежных организаций (как национального, так и местного уровня) доступа к финансированию, не определяет рамок диалога между госучреждениями и неправительственными организациями в соответствии с новой Стратегией молодежной политики ЕС на ближайшие 10 лет, которую Европейская комиссия утвердила в 2009 г. Эта стратегия как раз определяет способы адекватного финансирования, обеспечения ресурсов и инфраструктуру, обеспечивающую участие молодежи в разных сферах жизни. Предлагается с этой целью создать Министерство по проблемам молодежи, которое могло бы взять на себя координацию всех действий в этой области (7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью поддержки экономической активности молодежи 2 февраля 2011 г. румынское правительство приняло Постановление о содействии созданию и развитию малых молодежных предприятий. Как заявил премьер-министр Э. Бок, Агентство по выполнению проектов и программ малых и средних предприятий будет предоставлять безвозмездно до 50% средств на молодежные инвестиционные проекты, но не более 10 тыс. евро на один проект. Кроме этого государство гарантирует 80% кредитной суммы на учреждение и развитие новых предприятий, но не более 80 тыс. евро. Льготы предполагается предоставлять новичкам бизнеса в возрасте до 35 лет, не являющимся акционерами или совладельцами в любой форме (8).

Это постановление вызвало живой отклик в прессе и ожидания большей активности молодежи в развитии мелкого и среднего бизнеса, но были критические замечания в связи с некоторыми его положениями. Постановление привлекательно тем, пишет советник премьер-министра А. Пауль Васс, что государство берет на себя большую часть рисков, но в то же время создает условия, не позволяющие растратить предоставленные средства. Оценка проектов производится на основе прозрачных условий: публичных обсуждений и экспертиз, которые организуются упомянутым Агентством.

В 2011 г. планируется охватить этой программой 1100 малых и средних предприятий. Из бюджета Агентства на 2011 г. выделяется 21 млн. лей (1 лей - это приблизительно 10 руб.) (15).

Постановление о содействии созданию и развитию малых молодежных предприятий - это одна из действенных инициатив последнего времени, направленная на вовлечение молодежи в развитие национальной экономики. Серьезный вклад в регулирование внутреннего рынка труда должны внести мероприятия по приближению структуры образовательной подготовки к потребностям национальной экономики, а также повышение качества самого образования, чему должен способствовать новый Закон об образовании. Эти меры призваны не только снизить уровень безработицы среди молодежи, но и создать условия для снижения интереса нового поколения к эмиграции в страны Западной Европы. После вступления страны в Евросоюз ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, европейские структуры вкладывают средства в нормализацию ситуации на рынке труда Румынии, а с другой -либерализация и экономическая нестабильность содействуют массовой эмиграции молодежи, оголяя те участки экономической деятельности, которые пока не выглядят привлекательными.

Список литературы

1. Королевство Румыния. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Коро-левство_Румыния#

2. Anul §colar a început cu proteste sindicale // Romania libera. - Buc., 2010. -13 sept.

3. Buciuman A. Sistemul educational din Romania: studentii licentiati in «speciali-tate somer». - Mode of access: http://alba24.ro/sistemul-educational-din-romania-studenti-licentiati-in-meseria-de-somer-11884.html

4. Gherghe D. Confuzia, pasivitatea si insigurarea - viata de zi cu zi a tinerilor din Romania // Cotidianul. - Buc., 2001. - 5 ian.

5. Ghetâu V. Declinul demografic al României: ce perspective? // Sociologie Româneascâ. - Buc., 2004. - № 2. - P. 5-41.

6. Constitutia Romaniei. - Mode of access: http://romania-on-line.net/laws/constitu-tion.htm

7. Content. - Mode of access: http://www.politicipublice.ro/uploads/R0001_Legea_ Tinerilor.pdf

8. Guvern: OUG si HG privind stimularea infiintarii si dezvoltarii microintreprinder-ilor de catre intreprinzatorilor tineri. - Mode of access: http://codfiscal. money. ro/guvern-oug-si-hg-privind-stimularea- infiintarii-si-dezvoltarii-microintreprinderilor-de-catre-intreprinzatorilor-tineri/

9. In 2010, de aproape trei orí mai multe joburi in strainatate // Cotidianul. - Buc., 2011. - 26 ian.

10. Iordache N. Receta pentru tineri sa nu piece din tara // Cotidianul. - Buc., 2001. -11 oct.

11. Istoric PRIMA CASÁ. - Mode of access: http://media.imopedia.ro/stiri-imobiliare/ istoric-prima-casa-8983 .html

12. Legea educatiei nationale // Monitorul oficial. - Buc., 2011. - N 18. - 64 p.

13. Ora de §tiri: Ce vor tinerii din Romania (14 noiem. 2010). - Mode of access: http://www.tvr.ro/articol.php?id=92295&c=62

14. Paleanu G. Opt din zece tineri se gandesc sa plece la munca in strainatate // Cotidianul. - Buc., 2011. - 31 ian.

15. Paul Vass A. Ordonanta pentru stimularea tinerilor debutanti in afaceri este atractiva, protectiva §i transparenta // Curierul national. - Buc., 2011. - 8 febr.

16. Paun M. In ultimii 10 ani, vanzare de carti a scazut de 5 ori // Cotidianul. - Buc., 2002. - 14 ian.

17. Peste o jumatate dintre tineri romani ar pleca din tara // Curierul national. - Buc., 2001. - 3 aug.

18. Planul National de Dezvoltare, 2001-2005. - Buc., 2001. - 390 p.

19. Planul National de Dezvoltare, 2007-2013. - Buc., 2006. - 378 p.

20. Planul Regional de Actiune pentru Invatamant, 2009-2013 (PRAI SE). - Mode of access: http://www.stpse.ro/atasamente/074_PRAI%20SUD%20EST%202009% 202013.pdf

21. Primii pasi in aplicarea Legii Educatiei Nationale (Asociatia EDU CER, 8 ian. 2011). - Mode of access: http://www.campusnews.ro/stiri-opinii-8191923-primii-pasi-aplicarea-legii-educatiei-nationale.htm

22. Site-ul oficial EDUCER. - Mode of access: http://www.educer.eu/

23. Situatia demografica a zonei rurale - PNDR. - Mode of access: http://www.fonduri-structurale-europene.ro/pndr/situatia-demografica-zona-rurala.html

24. Strategia Nationala pentru Dezvoltare Durabila a Romaniei. Orizonturi 20132020-2030 (Guvernul Romaniei, Programul Natiunilor Unite pentru Dezvoltare). - Buc., 2008. - 126 p.

25. Strategia post-aderare a Romaniei. - Buc., 2006. - 178 p.

26. Studentii cer demisia ministrului! // Cotidianul. - Buc., 2010. - 4 noiem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.