Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУМЫНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ (Обзор)'

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУМЫНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУМЫНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ (Обзор)»

Т.Г.БИТКОВА СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУМЫНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ (Обзор)

Приступив к экономическим и политическим реформам в 1990 г., их инициаторы навряд ли ясно представляли себе глубину пропасти, на краю которой окажется общество. За последующее де-сятилетие экономику так и не удалось вывести из постоянного спада. Целая лавина острых социальных проблем обрушилась на головы сограждан. "Румынская действительность совершенно иная, чем выглядит в оптимистических прогнозах третьего тысячелетия" (1).

Приватизация и децентрализация румынской экономики в 90-е годы в первую очередь решительным образом повлияли на рынок труда, вызвав массовое высвобождение рабочей силы и появление безработицы. Продолжавшийся на рубеже веков экономический спад сужал возможности быстрой профессиональной переориентации. Из-за экономической неслаженности социальная напряженность в обществе накапливалась, и если покупательная способность населения изменялась волнообразно, то динамика занятости имела устойчивую тенденцию к снижению.

За десять лет (1990-2000) число занятого населения заметно снизилось. В 1990 г. на 1000 чел. приходилось 467 чел. занятого населения, а в 2000 г. — 385 чел. Эти цифры, правда, неточно отражают реальное положение, ибо в известной степени являются показателем занятости на черном рынке труда. Как и в других странах с неустоявшейся фискальной системой, в Румынии еще слишком много возможностей для сокрытия доходов и неуплаты налогов в государственный бюджет.

Сокращение занятости и доходов на душу населения приводит к росту нищеты. В 1996 г. 19,9% населения относилось к категории бедных, в 2000 г. эта цифра возросла до 44%. В эту группу включаются люди, уровень потребления которых составляет менее 60% от средней величины потребления одного взрослого (5, с. 56).

За годы социализма румынские руководители, стремясь обеспечить независимость своего политического курса, поставили цель сделать все возможное и невозможное для индустриализации страны. Этот процесс сопровождался мощными миграционными потоками из деревни в город, снизив количество крестьян в социальной структуре общества. В городе большая часть крестьян приобретала рабочие специальности, некоторым удалось пополнить собой слой научно-технической и творческой интеллигенции. Еще до начала усиленной индустриализации оттоку крестьян из деревни способствовали насильственная коллективизация и репрессии режима Георгиу-Дежа. Все это в конечном счете окончательно изменило традиционно сельскую структуру довоенной Румынии и, казалось, вкупе с активной образовательной политикой должно было заложить основы для модернизации, к которой стремились румынские земли еще с начала Х1Х в. Однако социалистическая индустриализация, которой маниакально следовал преемник Дежа Чаушеску, была порождена не столько потребностями экономического развития, сколько политическими амбициями руководителя. Промышленные комплексы были гигантами на глиняных ногах, ибо сырье ввозилось из-за границы и часто себе в убыток. Поставщик выбирался порой из политических соображений, а не из экономической целесообразности. Для высоких технологий нехватало опыта культуры труда. Тот тонкий слой потомственной интеллигенции, который был в Румынии до войны, в значительной степени был подорван репрессиями и изгнанием.

Момент истины настал после свержения режима Чаушеску. Промышленное производство в условиях рынка не просто стало сни-жаться, но разрушаться. Особенно нерентабельными оказались боль-шие предприятия. За десять лет реформ промышленность потеряла 2001 тыс. человек. Как подтверждают статистические данные, боль-шинство занятых ранее в промышленности становятся безработ-ными, не находя своего места в других отраслях экономики.

Удельный вес безработных, зарегистрированных в территориальных агентствах по трудовой занятости, в структуре занятого населения за период 1991-2000 гг. утроился:_

1991 г. 1999 г. 2000 г.

удельный вес безработных,

в % на конец года 3,0 11,8 10,5

Вместе с тем, если подсчет осуществляется в соответствии с методикой Международного бюро труда, удельный вес безработицы имеет другие параметры. Согласно этой методике, безработными яв-ляются лица, не имеющие работы, в последнее время ищущие ее и готовые немедленно приступить к деятельности, приносящей доход. Удельный вес безработных в Румынии, подсчитанный по этой методике, имеет другие параметры:

1995 г. 1999 г. 2000 г.

удельный вес безработных, в % 8,1 6,8 7,1

Разница между показателями двух таблиц, как отмечают румынские экономисты, является показателем занятости на черном рынке труда тех лиц, которые зарегистрированы как безработные (5, с. 59).

Возвращение сельскохозяйственных угодий бывшим владель-цам, а также ориентация части населения на обработку земли как единственно возможную альтернативу для поддержания своего су-ществования привели к значительному росту населения, занятого в сельском хозяйстве. За период 1990-2000 гг. удельный вес этой категории в структуре занятого населения возрос с 28 до 40,8%. При этом наемная сила в сельском хозяйстве почти не используется, так как в среднем уделы земли маленькие. Согласно данным Национального института статистики, в 2000 г. из общего числа работающих, имеющих неполный рабочий день, 85% были заняты в сельском хозяйстве (5, с. 58).

Что касается интеллектуальной сферы деятельности, то отсутствие должного финансирования и нищенская зарплата вызывают отток научных кадров как в коммерцию, так и за рубеж. Сейчас научной деятельностью в Румынии занимается около 30 000 человек. За последние годы число научных работников сократилось на 60% (8).

Анализ этой плачевной ситуации приводит к выводу, что в Румынии происходит процесс деградации социальной структуры общества.

На 1 января 2001 г. трудовые ресурсы составляли 13 358 тыс. человек — 59,6% от всего населения. Эта величина в последние годы является постоянной. При этом активное население насчитывает 8629 тыс.

человек, что составляет 43% от всего населения и 64,6% от трудовых ресурсов.

Изменение структуры занятости активного населения по отраслям экономики выглядит следующим образом:

1990 г. 2000 г.

всего (тыс. чел.) 10 840 8629

сел. хоз. 3055 3528

лес. хоз. 89 47

промышл. 4055 2004

строит-во 706 353

торговля 538 776

отели,ресторан 186 93

транспорт, склад 667 326

почта, телеком. 97 93

финанс., страхов. 39 74

недвижимость 338 271

администрация 88 147

образование 441 421

медицина 321 341

Изменения в структуре занятости показывают, что в румын-ской экономике идет активный процесс деиндустриализации и "ре-агрикультурализации", при этом не наблюдается в целом практически никакого количественного роста в сфере обслуживания, хотя удельный вес занятых в сфере обслуживания возрос с 27,5% активного населения в 1990 г. до 35,4% в 2000 г.

За период реформ значительно снизилось число занятых в государственном секторе производства и увеличилось в частном и смешанном с точки зрения формы собственности секторах.

Структура занятого населения по формам собственности (в %):

форма собственности 1992 г. 2000 г.

государственная 54,2 18,9

смешанная 1,8 9,1

частная 40,9 70,4

кооперативная 3,0 1,4

общественная 0,1 0,2

Изменения в структуре занятого населения с точки зрения профессионального статуса повлекли за собой снижение количества наемных работников с фиксированной зарплатой и рост других ка-тегорий, доходы которых зависят от прибыли (руководители фирм, работники свободного труда, члены семейных фирм). За десять лет количество работников, имеющих фиксированную зарплату, умень-шилось на 3533 тыс. человек (5, с. 58-59).

Важнейшим источником и одновременно залогом дальнейшего развития общества является процесс социальной адаптации молоде-жи, но именно здесь за последние годы Румыния испытывает боль-шие трудности. Спад национальной экономики и рост безработицы наиболее болезненно ударили по молодежи. При этом демогра-фическая ситуация в целом последние десять лет оставалась благоприятной. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляла около четверти всего населения (5, с. 81).

7.01.1992 г. 1.07.2000 г.

население Румынии 22810,0 22435,2

(в тыс. чел.)

молодежь от 15 до 29 лет 5214,8 5423,9

(23%) (24,2%)

Вместе с этим в обществе уже налицо симптомы катастрофического демографического спада, что выражается в снижении количества детей. В 2000-2001 учебном году система образования (дет-ский сад - школа - вуз) насчитывала 4,5 млн. человек, что на 1 млн. меньше, чем в предыдущем году (5, с. 69).

Более половины молодежи от 15 до 29 лет живет в городах, что пропорционально соответствует общей структуре жизнеобитания в Румынии. Некоторые молодежные проблемы имеют общие корни независимо от места жительства, но существуют и специфические трудности, в первую очередь дефицит рабочих мест в сравнении с многочисленностью молодежи, что, как считают румынские эксперты, и порождает миграцию.

Как уже отмечалось, в настоящее время общий миграционный поток населения направлен из города в село. Что касается молодежи, то около половины приезжающих в город — выходцы из села, но то же наблюдается и в селе: около половины приезжающих — из города (5, с. 81).

Внутренняя миграция молодежи:

1996 г. 2000 г.

общее число молодых 111431 91 492

мигрантов

приехавшие в город 63 791 45 556

(57,3%) (52,0%)

приехавшие в село 47 640 43 936

(42,7%) (48,0%)

На протяжении 90-х годов молодежь является основным источником эмиграции за рубеж. Эмигранты до 40 лет составляли три четверти эмиграционного потока, что, естественно, указывает на недостаточность удовлетворения потребностей наиболее активной части населения внутри страны (5, с. 82).

Эмиграция за рубеж по возрастным категориям:

1990 г. 1999 г. 2000 г.

всего эмигрантов 96 929 12 594 14 753

до 18 лет 25 298 4290 4372

(26,1%) (34,1%) (29,5%)

18-40 лет 39 159 5001 7230

(40,4%) (44,5%) (49,0%)

Хотя количественно эмиграция снизилась почти в семь раз по сравнению с 1990 г., она остается серьезной проблемой румынского общества. Молодежная политика стоит сейчас на пороге выработки но-

вых, более эффективных программ для адаптации в обществе наиболее активных ее членов. Пока же, согласно социологическим обследованиям, социальное и материальное положение румынской молодежи остается крайне неудовлетворительным.

Невозможность адекватной самореализации ведет к материальной зависимости от родителей. Родители или семья являются источником материального обеспечения у 47%. Собственные заработки находятся на втором месте у 33% опрошенных. Самой зависимой, естественно, является возрастная категория до 25 лет. В первую очередь это школьники, студенты, жители села, безработные.

Кризис жилья в стране приводит к высокой степени зависи-мости молодежи от родителей и в этой области. Почти всеобщим является феномен совместного проживания. 80% молодежи живет с родителями, и доля эта имеет тенденцию к увеличению. Даже после достижения 25-летнего возраста 60% опрошенных проживало с родителями. Приобретение жилья расценивается как очень тяжелая проблема почти всеми (94-98% опрошенных) (там же).

Материальная зависимость от семьи определяет и сильное влияние образа мысли старших на младших в вопросах нравст-венности, религии, политики, секса. Румынские исследователи даже делают вывод, что молодежь, в целом, более зависит от семьи, нежели от общества. В то же время 60% опрошенных (по данным Центра по проблемам молодежи) довольны своей жизнью в семье. Напротив, они не удовлетворены тем, что происходит в обществе. Недовольных — 54%, в особенности они подчеркивают отрицательное влияние реформ на качество жизни простых людей. Достигли всего, как они считают, только политические деятели, руководители частных и смешанных фирм, различные начальники. Вместе с тем молодежь до-веряет демократическим принципам. Не демократические принципы, считает большинство, виноваты в социальных и экономических трудностях, а люди. Опрашиваемые подчеркивают, что взятки и блат стали средством достижения успеха. 43% считают, что нельзя добиться благосостояния только честным путем (1).

Согласно данным, представленным в 2000 г. Институтом проблем качества жизни, своей жизнью были недовольны 69% молодежи. При этом оценка динамики качества жизни негативна. В 1999 г. 81% считали, что жизненные условия ухудшаются, в 2000 г. такое мнение имели 88%.

Что касается труда и занятости молодежи, то анализ данных за последние три года выявляет, что в стране имеется высокое предложение молодой рабочей силы. Удельный вес активности молодежи превышает активность населения в среднем. Удельный вес занятости также превышает средние показатели. Однако и удельный вес безработицы среди молодежи, по данным Международного бюро труда, в два раза выше средних данных по стране — 14% против 7,1%.

По заключению румынских аналитиков, участие молодежи в экономической деятельности в 2000 г. представляет характеристики "ущербные и маргинальные". 53,2% имеют фиксированную зарплату, 38,5 участвуют в семейном деле, не имея личных доходов. Попытки предпринимательства либо отсутствовали, либо были неудачными. 99,7% имеют работу исполнительного характера, только 0,3% участвуют в принятии решений. Статус руководителя имеет 1% (5, с. 82).

Две трети молодежи (72,4%) сконцентрировано в трех областях экономики: сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле. При этом не наблюдается заметного участия в тех сферах, которыми молодежь обычно интересуется или которые обычно хоро-шо оплачиваются: в финансово-банковской деятельности, операциях с недвижимостью, связи и телекоммуникациях.

70% молодежи, проживающей на селе, занято в сельском хозяйстве, из них 68% — непосредственно в сельскохозяйственном производстве, большинство — на семейной усадьбе, не имея личных доходов (5, с. 84).

Молодежь до 25 лет является основным источником пополне-ния рядов безработных (около 30%), безработные до 29 лет состав-ляют около 40%. Такое положение является следствием того, что профессиональная ориентация не соответствует требованиям рынка труда.

Румынская молодежь при этом имеет достаточную образовательную подготовку, хотя и произошел спад в постгимназическом (полном среднем) образовании, которое составляет 12 лет (лицей). В 1990 г. лицей окончили 90,7% школьников, в 1998 — 67,8%. Зато высшее образование переживает бурный рост. На 10 000 населения в Румынии, по данным 2000 г., приходится 238 студентов. Это, правда, ниже, чем в странах Европейского союза.

Иерархия профессиональных предпочтений различна в государственных и частных вузах.

Государственный вуз Частный вуз

1. университет 1. экономика

2. техническое образование 2. право и юриспруденция

3.экономика 3. университет

4. медицина 4. медицина

5. сельское хозяйство 5. сельское хозяйство

6. право и юриспруденция 6. искусство

7. искусство 7. техническое образование

Несмотря на явную близость частного образования потреб-ностям рыночной экономики, ни то, ни другое образование не соответствует реальным потребностям рынка труда.

Крайне негативно влияет на формирование образовательной базы румынской экономики спад в среднем профессиональном об-разовании, его непопулярность.

Отсутствие материального благополучия снижает шансы для желаемой профессиональной ориентации. Неустроенность форми-рует различные группы риска, где значительное место занимает молодежь с низким образовательным уровнем. Неимущая молодежь имеет тенденцию к социальной самоизоляции, у нее снижен само-контроль, она имеет пессимистический взгляд на будущее и остро ощущает непонимание со стороны общества (там же).

Социологические исследования показывают, что мрачное восприятие жизни характерно для большинства. Неуверенность в себе, пассивность, уязвимость, чувство одиночества — вот психологические реалии, характеризующие румынскую молодежь. Одной из самых неблагоприятных характеристик в контексте снижающегося уровня жизни является одиночество, которому способствуют ограниченные возможности проведения свободного времени. Наиболее доступным времяпрепровождением оказывается просмотр телевидения или общение с приятелями по дому (1).

За последние десять лет продажа книг в стране сократилась в пять раз. Хотя самыми многочисленными покупателями сегодня являются школьники и студенты, это не говорит о массовом обращении к чтению.

Молодежь вынуждена покупать учебники и специальную литературу. Художественная литература не продается — дорого. "Кто имеет деньги, не покупает книги. Продавцы говорят, что молодые люди, часто, пользуясь невнимательностью продавца, просто крадут нужные книги" (3).

Согласно зондажу, который проводился в августе 2001 г., 56% опрошенных хотели бы уехать за границу временно или на посто-янное место жительства, 68% недовольны общественной жизнью в стране (4).

Положение молодежи в сегодняшней Румынии, делают вывод социологи, должно стать основной заботой государственных инсти-тутов и политиков.

В середине 2001 г. был, наконец, утвержден и принят к исполнению Национальный план деятельности в молодежной сфере. После десяти лет бездеятельности Дирекция по молодежи при Мини-стерстве молодежи и спорта инициировала первый интересный проект. Используя западную модель, руководители проекта предложили открыть в разных городах специальные центры ориентации молодежи, предназначенные как для занятий различными видами деятельности, так и для проведения свободного времени. Проект включает оснащение спортивным оборудованием, интернет-классы, дискотеки, курсы профориентации, службу тренинга различных видов деятельности, центры информации и консультирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, как оказалось вскоре, "реальность более мрачна, чем проекты", ибо не хватает финансирования (2). Тем не менее в те-чение 2001 г. в нескольких городах было открыто несколько таких центров. Правда, они оснащены значительно скромнее, чем задумано в проекте.

А пока румынская пресса изобилует живыми картинками плачевного состояния общества. Обычными персонажами городской среды являются бездомные, которые прячутся в метро от холода, и дети-попрошайки, пристающие к пассажирам городского транспорта с жалостливыми рассказами и умильными рождественскими песен-ками. В ответ на это муниципальные власти пытаются освободить метро от бездомных и представляют официальные свидетельства того, что приюты и воспитатели, упоминаемые "сиротами", вовсе не существуют. На улицу этих детей посылают хитроумные и неблагополучные родители. В приютах же всего достаточно.

Только, к сожалению, число воспитанников этих приютов не уменьшается. В поисках способа остановить поток брошенных детей, правительство в 2001 г. с помощью Евросоюза приступило к осуществ-

лению программы "В детском доме — не дома". Другая крупномасштабная программа — ChildNet — начата при финансовой поддержке Американского агентства международного развития. В Румынии в сентябре 2GG1 г. в детских домах проживало 55 GGG детей. Цель программы ChildNet — за пять лет сократить количество детей в детских домах на 5G%, количество самих приютов — на 3G%. Предполагается, что часть детей будет возвращаться в семьи под надзор социальных служб. Дети получат финансовую поддержку. Эта программа предусматривает также специальную помощь в соци-альной адаптации сиротам, достигшим 18 лет. Правда, не пред-полагается никаких отдельных мер в отношении цыганских детей, а их среди брошенных большинство (б,7). В 2GG1 г. в Румынии специальным указом было приостановлено международное усынов-ление и образована правительственная комиссия для проверки документов и расследования злоупотреблений, о которых время от времени пишет пресса.

Общественное мнение и социологические прогнозы все же принимаются во внимание властьпредержащими. Кроме упомянутых мер, в 2GG1 г. был подготовлен проект Закона о молодежи. С 1 января 2GG2 г. вступил в силу Закон о неимущих, который на 15% повышает социальные выплаты неработающим в неимущих семьях.

Список литературы

1. Gherghe D. Confuzia, pasivitatea si insigurarea - viata de zi cu zi a tinerilor din Romania // Cotidianul. — Buc., 2GG1. — 5 ian.

2. Iordache N. Receta pentru tineri sa nu plece din tara II Ibid. — 11 oct.

3. Paun M. In ultimii Ю ani, vanzare de carti a scazut de 5 ori // Ibid. — Buc., 2GG2. — 14 ian.

4. Peste o jumatate dintre tineri romani ar pleca din tara // Curierul national. — Buc., 2GG1. — 3 aug.

5. Planul National de Dezvoltare 2GG1 - 2GG5. - Buc., 2GG1. - 39G p.

6. Un cuplu roman din cinci se gandeste sa infieze un copil // Cotidianul. — Buc., 2GG1. — 22 noiem.

7. 15 milioane de dolari pentru intoarcerea copiilor in familii II Ibid.

8. Valcea L. WGG euro pe luna pentru un cercetor II Ibid. — 21 aug.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.