Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИКА РУМЫНИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭНЕРГЕТИКА РУМЫНИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИКА РУМЫНИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО РАЗВИТИЯ»

Т.Г. Биткова

ЭНЕРГЕТИКА РУМЫНИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО РАЗВИТИЯ

Удовлетворение потребностей населения в топливе и электроэнергии, эффективное производство и использование энергии, а также создание конкурентного энергорынка - главные составляющие энергетической политики сегодняшней Румынии (8, 27). Одним из условий вступления Румынии в Евросоюз, которое состоялось 1 января 2007 г., было приведение государственных нормативов в соответствие с директивами Европейского сообщества, регулирующими энергетический сектор. Эти действия проводились в рамках Договора об Энергетической хартии, ратифицированного румынским парламентом в соответствии с Законом 14/1997.

Еще до вступления в Евросоюз Румыния подписала Договор Энергетического сообщества ЕС и стран Юго-Восточной Европы (ДЭС ЮВЕ). Сообщество было создано по инициативе Европейского союза, который ставил цель апробировать методологию распространения внутреннего энергетического законодательства ЕС на соседние страны. Договор был подписан в Афинах 25 октября 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2006 г. В нем декларировалось, что Энергетическое сообщество для Юго-Восточной Европы будет способствовать повышению надежности поставок энергоресурсов в Евросоюз путем развития новых маршрутов транспортировки трубопроводного и сжиженного природного газа из Каспийского региона, Северной Африки и Ближнего Востока, а также разработки расположенных в этих регионах запасов нефти, природного газа и угля.

Договор, по мнению российских экспертов, свидетельствовал о стремлении ЕС преодолеть зависимость от импорта энергоносителей из России, который зачастую трактуется как угроза энергети-

ческой безопасности европейских стран (9). Создание Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы В.А. Язев рассматривает в русле «политики правовой интервенции Евросоюза на постсоветском пространстве с вытеснением из него России» (20). Правовой основой формирования внутреннего рынка Евросоюза, как известно, является свод собственных нормативно-правовых актов, называемых acquis communautaire. «Для выгодной Евросоюзу модернизации трансграничного энергетического рынка этот свод внедряется в национальные правовые системы сопредельных государств через создание международных организаций, центральная роль в которых принадлежит Еврокомиссии. Ярким примером этого является Энергетическое сообщество для Юго-Восточной Европы» (там же).

В настоящее время статус участника Договора имеют 14 стран Евросоюза. Его сторонами являются Еврокомиссия, представляющая страны ЕС, с одной стороны, и Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория, Хорватия, Косово -с другой. Наблюдателями при ДЭС стали Грузия, Молдавия, Норвегия, Турция и Украина.

Энергетическое сообщество как фактор стабилизации и развития ЮВЕ иногда сравнивают с Европейским объединением угля и стали, которое стало предтечей современного ЕС. Участники сообщества применяют на своей территории законодательство ЕС и участвуют в работе всех институциональных органов Договора. При этом каждая из стран Энергетического сообщества имеет свои особенности, не сводимые к общему знаменателю. Так, в отличие от Германии и Франции Румыния стремится к полной либерализации энергетического сектора, а также к отделению сферы производства энергоресурсов от сферы их распределения.

Энергетическая политика сегодняшней Румынии в полной мере отражена в документе под названием «Энергетическая стратегия Румынии на период 2007-2020 гг.». В нем выделены такие общие для ЕС направления, как:

- усиление безопасности в потреблении энергии;

- повышение эффективности ее использования, в том числе и для обеспечения стабильного развития;

* В.А. Язев - доктор экономических наук, президент Российского газового общества, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

- реализация программ защиты окружающей среды, в том числе касающихся сокращения выброса в атмосферу углекислого газа;

- обеспечение инвестиций для инноваций и технологического развития.

Вместе с тем в Стратегии отмечается, что в вопросах энергетической безопасности Румыния будет стремиться к сохранению национального суверенитета, а также продвигать собственные интересы в Юго-Восточной Европе. Для достижения этих целей, указано в документе, необходимы:

- сбалансированное использование разных видов энергетических источников при акценте на уголь, атом, а также возобновляемые источники, включая гидроресурсы;

- усиление конкурентоспособности внутренних рынков электроэнергии и природного газа;

- эффективное управление невозобновляемыми энергетическими ресурсами и поддержание приемлемого уровня их импорта;

- активное участие в формировании региональных рынков и развитие трансграничного обмена (36).

Стратегия формулирует три основные задачи: энергетическая безопасность, длительное развитие и конкурентоспособность. Для их решения Министерство экономики и финансов предложило пакет мер, включающий образование государственной компании, которая должна перегруппировать неприватизированные фирмы в области производства и распределения энергии. Новая компания, которая будет работать по правилам производства, транспортировки и распределения электроэнергии, принятым в Евросоюзе, должна достичь целей, обозначенных в Стратегии.

Одни комментаторы в Румынии поддержали этот документ, другие раскритиковали, «в зависимости от интересов, которые они представляли» (23). Так или иначе, но в апреле 2009 г. министр экономики А. Видяну представил доклад об изменениях в «Энергетической стратегии Румынии на 2007-2020 гг.», в котором указывается, что реструктуризация энергетического сектора отложена до 2010 г., ибо 2009-й - год президентских выборов.

Располагая разнообразными природными энергетическими ресурсами, в том числе углеводородным сырьем, Румыния, как и большинство стран ЕС, вынуждена значительную его часть импортировать. При этом промышленные запасы нефти в Румынии -максимальные в Восточной Европе: свыше 100 млн. т, в том числе

на черноморском шельфе - 40-45 млн. т. Среднегодовая ее добыча составляет 13 млн. т, в том числе на шельфе Черного моря -6,5 млн. т (19). Кроме нефти в Румынии имеются природный газ и уголь.

Падение производства в посткоммунистический период сказалось и на нефтедобывающей промышленности. Так, производство сырой нефти уменьшилось с 14,7 млн. т в 1976 г. до 5,2 млн. т в 2005 г. (29, с. 7). Нефтедобыча все же остается крупнейшей отраслью румынской экономики, имеющей богатую историю. Разработка нефтяных месторождений в районе Плоешти была начата еще в 1861 г. В 50-е годы прошлого века геологические работы в Румынии велись с участием советских специалистов, было образовано советско-румынское нефтяное общество «Соврумнефть», многие румынские специалисты получили тогда образование в Советском Союзе, именно в тот период были обнаружены нефтяные запасы в Олтении и началась их разработка.

В условиях коммунистического режима, при Гееоргиу-Деже, страна стала копировать политику советской индустриализации с ориентацией на строительство крупных промышленных предприятий. Чаушеску же, опасаясь превращения страны в сырьевой придаток социалистического лагеря, стал ориентировать экономику на экспорт готовых углеводородных продуктов, не слишком поощряя добывающую промышленность. Хотя Румыния, конечно, продолжала добычу нефти, но для обеспечения гигантских нефтеперерабатывающих мощностей она стала закупать ее и на внешнем рынке. Эта политика потерпела, однако, крах в конце 70-х, когда в мире произошел резкий скачок нефтяных цен. Тогда румынская нефтеперерабатывающая промышленность оказалась в тяжелом положении, что повлекло за собой системный кризис в народном хозяйстве в 80-е годы.

Сегодня собственная добыча нефти не покрывает внутренних потребностей страны. Истощенность нефтяных месторождений делает добычу все менее рентабельной. Основная добыча нефти ведется в предгорьях Карпат. С середины 2000-х годов потребление нефти Румынией примерно вдвое превышает ее собственное производство, что влечет увеличение импорта. Вместе с тем у Румынии и сегодня самые большие нефтеперерабатывающие мощности в Центральной и Восточной Европе: 11 заводов, способных перерабатывать до 27 млн. т нефти в год.

Крупнейшей нефтедобывающей компанией Румынии является «Ромпетрол». Она - детище известного в Румынии миллиардера Дино Патричиу. Это вторая по величине и размаху деятельности нефтяная компания Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня 100% акций компании находится в собственности казахстанской национальной компании «КазМунайГаз». Управляет ею в основном казахстанский менеджмент. Возможно, по этой причине продажа «Ромпетрол» казахстанской нефтяной компании была неоднозначно встречена в румынском общественном мнении. Пресса довольно негативно отзывалась об этой сделке. В частности, указывала на тот факт, что с приходом казахстанского менеджмента компанию добровольно покинуло большинство румынских менеджеров.

После Чаушеску в стране осталось 140 крупных и сравнительно новых промышленных предприятий. Однако сейчас многие из них, в том числе по переработке нефти, нуждаются в коренной модернизации. Правительство Румынии в конце 2001 г. одобрило разработанную Министерством промышленности и ресурсов программу модернизации нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. В рамках этой программы предусматривается осуществление крупных инвестиционных проектов, направленных на поддержание объемов добычи и переработки нефти, обеспечение стратегических резервов, поиск и разработку новых месторождений и скважин.

Топливный рынок Румынии разделен между четырьмя крупными компаниями, среди них: румынская «Петром», которая владеет около 600 АЗС (контролирует 43,5% рынка); принадлежащая «КазМунайГазу» «Ромпетрол» - 350 АЗС (25,5% рынка); российский «ЛУКОЙЛ» - около 300 АЗС (22% рынка), а также венгерская «ОМУ», владеющая более 120 АЗС (9% рынка) (2).

В 1998 г. российский «ЛУКОЙЛ» приобрел контрольный пакет акций нефтеперерабатывающего комбината «Петротел» в городе Плоешти, третьего по величине и старейшего в Румынии. В 2000 г. стартовал проект «Петротел-ЛУКОЙЛ», осуществляя который, «ЛУКОЙЛ» в течение трех лет полностью реконструировал предприятие. В октябре 2004 г. состоялся пуск НПК в эксплуатацию после модернизации. В 2007 г. были пущены еще два производственных объекта, что позволило внедрить новый подход к системе управления НПК и оптимизировать производственные процессы на предприятии.

Значительное место в структуре румынского энергетического сектора занимает добыча угля. После спада в начале 90-х годов Румынии удалось реструктурировать угольную промышленность. С 2000 г. наблюдался ее постоянный рост: с 2000 по 2006 г. производство угля выросло на 15%.

В рамках структурной реформы угледобывающей промышленности правительство Румынии приняло решение о закрытии 324 нерентабельных шахт. В 2003-2005 гг. было закрыто 179 шахт. Румынское государство в соответствии с Законом № 143/1999 «О госпомощи угледобывающим предприятиям» и Директивой Совета Европы № 1407/2002 субсидирует из госбюджета добычу угля на остающихся в эксплуатации шахтах.

Этот сектор экономики Румынии представлен четырьмя крупными национальными компаниями: «Compania nationala a huilei S.A.», «Societatea nationala a lignitului Oltenia», «LCC Compania-Carbunelui», «TURBAMIN SRL». Три энергетических комплекса «Крайова», «Турчень», «Ровинарь» включают в свой состав угледобывающие шахты и транспортные дивизионы по доставке углей на ТЭЦ. Добыча и переработка угля в Румынии осуществляется 20 шахтными объединениями и карьерами. Возле Крайовы и Плоешти в южно-центральной части Румынии ведется добыча бурого угля. Каменный уголь добывается в Комэнешти на северо-востоке и близ Клужа на северо-западе.

В Румынии есть запасы и производится добыча природного газа. Природный газ добывается на Трансильванском плато и в подножьях Карпатских гор. Однако собственного газа не хватает. Чтобы удовлетворить все потребности, страна вынуждена его импортировать. При этом зависимость от импорта энергетического сырья в целом в последние годы возрастала. Так, его доля составляла 22,5% в 2000 г., а в 2005 г. - 34% (29, с. 9).

Природный газ занимает ведущее место (40,7%) в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в Румынии. Далее следуют нефть (28,5%), уголь (18%), ядерная энергия и гидроэнергия (12,8%). Величина доказанных запасов газа в Румынии составляет 305 млрд. куб. м.

Согласно румынским источникам, Румыния потребляет около 18 млрд. куб. м природного газа в год. Две трети из этого объема покрываются собственным производством. Остальное импортируется из России, которая продает Румынии газ с 1979 г. (34). Единственным экспортером на сегодня является компания «Газпром».

Вместе с тем информация о количестве импортируемого газа противоречива. Как отмечал президент Т. Бэсеску, Румыния покупает у «Газпрома» до половины необходимого ей газа (14).

До недавних пор Румыния получала российский газ не напрямую от «Газпрома», а через фирмы-посредники, что оказывало существенное влияние на его цену. В 2009 г. основными темами переговоров представителей «Газпрома» с румынским правительством была, с одной стороны, возможность прямых поставок российского газа, а с другой - развитие транзитных сетей и газовых хранилищ на территории Румынии с участием «Газпрома».

Румынские официальные лица встречались с руководством российской газовой компании 20-21 мая 2009 г. во время официального визита министра экономики Румынии А. Видяну в Москву. Итогом московского визита стало подписание первого с 1989 г. соглашения о прямом сотрудничестве румынской национальной компании «Ромгаз» с «Газпромом».

В 2009 г. румынская компания «Огири1 8етсй Ре1хоПеге» выиграла международный тендер на строительство морского участка газопровода «Джубга-Лазаревское-Сочи», которое будет осуществляться совместно с «Газпромом». Об этом 4 декабря на пресс-конференции в Бухаресте заявил представитель «С8Р» Р. Петреску.

Известно, что контракт с румынской компанией заключил «Стройгазмонтаж» - один из основных подрядчиков «Газпрома». Предполагается, что длина морского участка газопровода составит около 150 км. Стоимость румынского проекта 269 млн. долл. Цель строительства газопровода «Джубга-Лазаревское-Сочи» - развитие газификации Краснодарского края и Черноморского побережья России.

Стремясь снизить свою зависимость от российского поставщика газа, Румыния заявила о своем участии в проекте «Набукко». Впервые проект «Набукко» был представлен в 2004 г. Изначально предполагалось, что главным поставщиком топлива станет Иран. В связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы в 2006 г. в проект были внесены изменения. Магистраль должна быть проложена из города Эрзурум, расположенного на востоке Турции, через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию до крупного европейского газораспределительного узла в Баумгартене. «Набукко» станет продолжением уже построенного газопровода Баку-

Тбилиси-Эрзерум. После конфликта 2008 г. в Южной Осетии обсуждался вопрос прокладки газопровода по территории Армении.

В ЕС «Набукко» рассматривают как альтернативный маршрут поставок энергоресурсов в Европу для снижения ее энергетической зависимости от России. В России же скептически относятся к возможности реализации в ближайшие годы проекта «Набукко», прежде всего в связи с тем, что перспективы заполнения магистрали газом неясны. Россия выдвинула альтернативный проект -«Южный поток», который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна в обход Украины. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

После длительных обсуждений 13 июля 2009 г. в Анкаре было подписано соглашение о строительстве газопровода «Набукко». В консорциуме участвуют (с примерно равной долей в 16,67%) газовые кампании Австрии (OMV), Венгрии (MOL), Болгарии (Bulgargaz), Румынии (Transgaz), Турции (Botas) и Германии (RWE). Евросоюз объявил о своей готовности выделить для этой цели до 200 млн. евро. Через территорию Румынии должно пройти 460 из 3296 км будущего газопровода. Строительство газопровода предполагается начать в 2011 г., а первые поставки газа ожидаются в 2014-2015 гг.

Несмотря на то, что подписание соглашения о строительстве «Набукко» состоялось, ряд западных экспертов относится к нему весьма скептически. Так, К. Грюноэр, аналитик из компании «Но-мура», заявлял, что реализация российского проекта «Южный поток» более вероятна, нежели «Набукко». У России есть политическое влияние для достижения соглашений со странами, по которым пройдет маршрут трубопровода, есть газ для заполнения трубы и есть деньги, необходимые для финансирования строительства (10).

Хотя Румыния получает значительную часть потребляемого газа из России, она неожиданно заявила, что сможет обеспечить газопровод «Набукко» четвертью необходимого объема газа при условии, если он будет построен раньше газопровода «Южный поток» (3). Об этом 1 октября 2009 г. сказал государственный секретарь Министерства экономики Румынии Т. Шербан в ходе проходившего в Бухаресте Черноморского энергетического и экономического форума. По его словам, из всех участников консорциума Румыния имеет самое выгодное предложение на поставки газа. «Одно из прикаспийских государств - не могу назвать какое, по-

скольку это будет недипломатично, - предложило Румынии поставлять для "Набукко" 7,3 млрд. куб. м природного газа», - заявил Т. Шербан (3).

Надо отметить, что 28-29 сентября 2009 г. президент Азербайджана И. Алиев совершил официальный визит в Бухарест, где подписал с президентом Румынии Т. Бэсеску соглашение о стратегическом партнерстве, включающем помимо прочего тесное сотрудничество сторон в области энергетики, в частности, по проекту «Набукко». Для Азербайджана Румыния - страна, имеющая огромные инфраструктурные возможности сопряжения нефтедобывающих районов Каспия с Европой. Вхождение Румынии в состав Евросоюза добавило ей привлекательности. Поездка И. Алиева к своему коллеге Т. Бэсеску стала второй за годы его президентства, но еще ранее, в 1995 г., дорогу в Бухарест проложил Гейдар Алиев (7).

Азербайджан открыл в Бухаресте одно из первых представительств Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) в Европе. Кроме того, в Баку говорили о покупке одного из нефтеперерабатывающих заводов в самой Румынии. Здесь проявилась стратегия ГНКАР по вхождению на рынок переработки углеводородов поближе к конечным потребителям. Продукция с турецких заводов госкомпании также будет нуждаться в выводе на рынок ЕС, и здесь румынское представительство окажется полезным.

Румыния готова оказать содействие выходу азербайджанской продукции на общий рынок Европы, и в первую очередь нефти. Проект Констанца-Триест, предлагаемый Румынией, может позволить каспийской нефти выйти не только на Балканы, но и достичь Италии. В проекте «Набукко» также могут быть увязаны интересы обеих стран. Весной 2009 г. в Бухаресте было подписано соглашение между Министерством экономики Румынии и Министерством промышленности и энергетики Азербайджана, предусматривающее развитие и углубление сотрудничества в сферах добычи нефти и газа, электроэнергетики, использовании возобновляемых источников энергии, развитии транспортных коридоров.

Наряду с этим в 2009 г. подписан протокол о сотрудничестве в секторе энергетики между правительствами Румынии и Грузии. В его рамках рассматриваются два проекта. Это транспортировка нефти и газа из Каспийского бассейна до Черного моря и после -перекачка в разные страны Европы транзитом через Румынию (6). Кроме этого, имеется отдельный проект, предусматривающий

строительство газопровода от Азербайджана до Черного моря через Грузию, строительство на побережье завода по производству сжиженного газа и его транспортировка в Румынию. В Констанце сжиженный газ вновь будет переработан в природный и после распределен между европейскими странами.

Существенное значение для перспективы энергетического обеспечения страны, по мнению румынских экспертов, имела делимитация континентального шельфа острова Змеиный, находящегося вблизи дельты Дуная. Украина считает о. Змеиный своей законной территорией, унаследованной от СССР. Румыния полагала, что поскольку этот скалистый остров на протяжении веков принадлежал тем, кто владел дельтой Дуная, он должен принадлежать ей. Ссылки Украины на экономическую деятельность на острове румынская сторона считала неуместными, ибо там нет постоянных жителей (30).

Этот спор в свое время препятствовал подписанию Договора о режиме украинско-румынской государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи по пограничным вопросам. Правда в 2003 г., незадолго до вступления Румынии в НАТО, его все же удалось подписать. Согласно этому договору была установлена конечная точка сухопутной границы между Украиной и Румынией, которая в соответствии с документом является начальной точкой для делимитации границы, проходящей по континентальному шельфу. Румынская сторона в Договоре подтвердила принадлежность острова Змеиный Украине.

Тем не менее 16 сентября 2004 г. Румыния подала меморандум в Международный суд ООН с вопросом о разграничении континентального шельфа в данном районе. 3 февраля 2009 г. Международный суд в Гааге единогласно принял компромиссное решение по морской границе между странами. Суд признал Змеиный островом, на чем настаивал Киев (румынская сторона утверждала, что это не более чем большая скала). С другой стороны, суд не признал претензии Украины, что расположение острова существенно влияет на морскую границу между странами. В результате Змеиный остался в статусе украинской территории, а суд сам провел морскую границу между двумя государствами (25).

Хотя Украина претендовала на весь шельф вокруг острова Змеиный, суд решил оставить Украине только 12 миль вокруг острова. В результате значительная часть богатого нефтью и газом шельфа в Черном море отошла Румынии.

Киев хотел большего и настаивал на том, что делимитацию границ следует проводить от острова Змеиный как крайней точки государства. Если бы суд ООН в Гааге принял во внимание эти аргументы, Украине бы отошла часть континентального шельфа в 40 км к югу от острова, а не в 12 милях. Именно на этой территории «Черноморнафтогаз» проводил в 2001 г. сейсмологическую разведку.

Международный суд присудил Румынии 80% спорной территории. Возле Змеиного, на площади в 12 тыс. кв. км морского шельфа, обнаружены залежи примерно 100 млрд. куб. м газа и 10 млн. т нефти. По оценке румынских специалистов, такое количество энергоносителей может обеспечивать энергетическую независимость Румынии в течение 20 лет. Румынские СМИ сообщили, что государственная компания «Ромгаз» собирается заниматься разработками газового месторождения в Черном море, однако эта деятельность не ближайшей перспективы (33).

Согласно информации начала января 2010 г., в Национальное агентство по минеральным ресурсам обратилось десять крупных, в том числе иностранных, компаний и консорциумов, желающих участвовать в переговорах на получение концессий на разработку нефтяных скважин, в том числе и шельфа о. Змеиный. Среди самых крупных - «ЛУКОЙЛ» и «GDF Suez» (24).

Хотя в условиях мирового кризиса цены на углеводороды снизились, Румыния ставит цель сокращать собственный импорт этого сырья. До начала мирового кризиса в документе «Энергетическая политика Румынии в 2006-2009 гг.» указывалось, что экономика страны должна в ближайшем будущем ориентироваться на переработку собственного угля и урановых руд (29, с. 7). Эта политика выражена и в документе «Энергетическая стратегия Румынии на 2007-2010 гг.» (36).

Согласно данным Национального института статистики, за десять месяцев 2009 г. объем импорта нефти уменьшился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом производство нефти возросло на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. (32).

Особое значение для румынской энергетики представляют имеющиеся в стране запасы урановых руд. После переработки это сырье используется на единственной в стране АЭС в Чернаводах, которая находится в восточной части Румынии. Ее строительство было начато совместно с канадской корпорацией «AECL» еще в

1979 г. Всего на площадке предполагалось установить четыре реактора. В настоящее время на станции действуют два энергоблока, покрывающие, согласно данным 2008 г., 18% нужд Румынии в потреблении электроэнергии (16).

Начало румынской уранодобывающей промышленности было положено в 1952 г., когда было организовано советско-румынское горное общество «Кварцит». Первое предприятие, осуществлявшее добычу урана на румынской территории в 50-е годы, носило название «Sovrom-Cuartit», причем концентрация руды производилась в Советском Союзе. Пик добычи урана в Румынии пришелся на 1986 г. и составил 290 т.

В настоящее время суммарная производительность карпатских рудников не превышает нескольких десятков тонн урана в год, что может обеспечить нормальную эксплуатацию АЭС в Чер-наводах с двумя реакторами «Candu» на протяжении десяти лет, после чего стране придется закупать уран у иностранных поставщиков. С таким заявлением выступили официальные представители румынской государственной компании «Нуклеарэлектрика», отвечающей за эксплуатацию румынской атомной станции (5).

В ноябре 2008 г. компания «Нуклеарэлектрика» подписала соглашение о строительстве двух новых реакторов АЭС общей стоимостью 4 млрд. евро. Договоренность о строительстве новых блоков достигнута с шестью зарубежными инвесторами. Инвестиционные доли участников распределились следующим образом: «Нуклеарэлектрика» - 51%, «Electrabel» (Бельгия), «CEZ a.s.» (Чехия), «RWE AG» (Германия), «Enel SpA» (Италия) - по 9,15, крупнейшая металлургическая компания мира «ArcelorMittal» (румынское подразделение), «Iberdrola» (Испания) - по 6,2%. Проект строительства новых блоков прошел необходимые европейские инстанции и был одобрен Еврокомиссией. Кроме этого запланировано строительство второй АЭС, которая, как предполагается, будет построена французскими компаниями и обеспечит 35% необходимой для страны энергии.

В 2009 г. Румыния предложила Казахстану, который располагает около 20% мировых запасов урана, своё участие в разработке урановых месторождений этой страны и заключение долгосрочных контрактов на закупку урановых ресурсов. Об этом 15 сентября 2009 г. на пресс-конференции в Бухаресте заявил государственный секретарь Министерства экономики Румынии Т. Шер-бан. По его словам, экспортируемый из Казахстана в Румынию

уран планируется использовать на двух будущих ядерных реакторах Чернаводской АЭС, завершение строительства которых запланировано на 2015-2016 гг. Участвовать в разработке месторождений и добыче урановых ресурсов будет румынская Национальная урановая компания (12).

Румыния рассматривает строительство новых атомных энергоблоков, так же как и возможность возобновления добычи угля на ряде шахт, как альтернативу усиления зависимости от поставок углеводородного сырья из России. Президент Румынии Т. Бэсеску заявил 11 ноября 2006 г., что объединенная Европа может оказаться в тяжелом положении, если Россия предпочтёт продавать свой газ в Китай (14).

Развитие атомной энергетики в Румынии увеличивает проблемы безопасности функционирования существующей АЭС. В связи с этим выражалась обеспокоенность со стороны стран, граничащих с Румынией. Чернаводская АЭС расположена менее чем в 100 км от границы с Болгарией, которая выражала особую тревогу в связи с планами достройки второго реактора. Следует отметить, что Евросоюз потребовал от Болгарии закрытия и снятия с эксплуатации АЭС «Козлодуй», построенной по советской технологии, но поддержал расширение АЭС в Чернаводах, несмотря на все связанные с этим риски. Хотя в 1991 г. Румыния наряду с Болгарией, Венгрией, Украиной и Молдавией подписала Конвенцию Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция вступила в силу 10 сентября 1997 г.), она не спешила предоставлять болгарской стороне данные об экологической безопасности АЭС.

Часть румынских экспертов вообще подвергают сомнению целесообразность развития национальной атомной энергетики. Так, И. Апостол, исполнительный директор организации «TERRA Mileniul III Foundation», отмечал: «Теперешнее правительство вооружилось мифами о ядерной энергии (дешевая, безопасная и чистая) и ... блокирует устойчивое развитие энергетического сектора Румынии поддержкой ядерной программы» (1, 21). В решении о продолжении ядерной программы Румынии, по мнению экспертов, не учитываются:

- затраты в случае вывода из эксплуатации атомной электростанции из-за аварии, а они могут составить десятки миллиардов евро;

- затраты по размещению радиоактивных отходов, хотя, по некоторым оценкам, начальные затраты на хранилище для отработанного ядерного топлива эквивалентны затратам на строительство атомной электростанции или превышают их;

- затраты на очистку мест добычи урана;

- тот факт, что атомные электростанции имеют ежедневную норму радиоактивных выбросов в атмосферу, и при этом нет никакой «безопасной» дозы излучения.

Цена электричества, произведенного атомной электростанцией, не включает вышеупомянутые затраты, поэтому ядерная энергетика представляется в качестве дешевого источника энергии. Эти затраты, однако, должны покрываться за счет государственного бюджета, «возможно, к выгоде некоторых инвесторов ядерной программы Румынии» (там же).

Надо отметить, что в последние годы наметилось сотрудничество между Бухарестом и Москвой в области утилизации ядерных отходов. Так, накануне международного форума «Атомэкспо-2009» в Москве (26-28 мая 2009 г.) президент Национальной комиссии Румынии по ядерному контролю Б. Вайда сообщил: «Румыния и Россия продуктивно сотрудничают в рамках реализации программы по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) с исследовательских реакторов (ЯРЯБЯ), которая будет завершена в этом году» (18). Румынский исследовательский реактор УУЯ-8 будет выведен из эксплуатации, и по этой причине все ОЯТ должны быть вывезены. Национальная комиссия по ядерному контролю Румынии заинтересована также в других направлениях взаимодействия с соответствующими российскими ведомствами: развитие двусторонних консультаций по важным вопросам ядерной безопасности; совместные международные семинары и симпозиумы, которые могут быть организованы в России и Румынии; обмен опытом в сфере обращения с радиоактивными отходами (там же).

Румыния обладает значительными ресурсами возобновляемых источников энергии (ВИЭ), особенно гидроэнергетических, хотя, по некоторым оценкам, они достаточно ограничены.

В 2008 г. в Румынии был принят Закон о разработке возобновляемых источников энергии (220/2008), в котором ставится цель достичь к 2020 г. примерно 24%-ной доли энергии, получаемой из возобновляемых источников. Однако для осуществления столь глобальной программы необходимы значительные госу-

дарственные инвестиции, что создает дополнительные нагрузки на бюджет. Кроме того, как отмечают румынские авторы, гидроэнергетические мощности имеют ограниченный срок действия (22).

По оценке австрийских аналитиков «Erste Bank Gruppe», Румыния находится на втором месте в Европе по имеющемуся в стране техническому потенциалу для производства электроэнергии с использованием энергии ветра. Установленная потенциальная мощность ветрогенераторов может составить 14 ГВт.

Согласно оценке Румынского энергетического института, в 2020 г. в Румынии с использованием энергии ветра может быть выработано 13 ТВт/ч электроэнергии в год, однако для стабильного обеспечения потребителей электроэнергией необходимо в тот же период времени увеличить установленную мощность резервных газовых электростанций с таким расчетом, чтобы они производили не менее 15 ТВт/ч электроэнергии в год (17).

В стране имеются проекты по созданию ветропарков суммарной мощностью более 12 ГВт, однако, согласно информации от 3 марта 2009 г., инвесторы не получили от национальной энергетической компании «Transelectrica» разрешения на присоединение к общей силовой сети проектных мощностей ветротурбин в 2,2 ГВт, хотя, по мнению специалистов «Erste Bank Gruppe», в 2008 г. имелась техническая возможность подключения электростанций, использующих ВИЭ, мощностью не менее 4 ГВт.

В Румынии законодательная база сферы ВИЭ не развита в достаточной мере, несмотря на то обстоятельство, что принят Закон об определении системы стимулирования производства энергии из возобновляемых источников энергии (220/2008), согласно которому на территории государства действует система «зеленых» сертификатов (4), которая позволяет регламентировать порядок привлечения инвестиций в данную отрасль. Один указанный сертификат соответствует 1 МВт мощности электростанции, вырабатывающей электроэнергию с использованием ВИЭ. Инвестор, приобретающий подобный сертификат у национальной энергетической компании, получает право на поставку соответствующего количества «чистой» электроэнергии (17).

Чешская энергетическая компания «CEZ» планирует построить в Румынии наземный парк ветроустановок, сообщалось в 2008 г. По словам представителей компании, он станет самой крупной «фермой» ветряков в Европе. Проект оценивается в 1,1 млрд.

евро и реализуется в два этапа. Для постройки выбрано место к северу от порта Констанца, в 17 км от побережья Черного моря (15).

В 2005 г. потребление электроэнергии в Румынии составляло 59,7 ГВт, что в пересчете на душу населения в два раза ниже, чем в среднем в ЕС. При этом на долю энергии, производимой на станциях, использующих уголь, приходилось 39,4%, на гидроэлектростанциях - 34, на станциях, работающих на продуктах нефти и газа, - 17,3%. Атомная электростанция в Чернаводах дала, согласно румынскому источнику, 9,3% потребляемой энергии (29).

В связи с тем, что оборудование имеющихся тепловых и электростанций уже выработало сроки своего использования, в Румынии сегодня ставится вопрос о необходимости значительных инвестиций, в том числе и частных, в эту область. По информации СМИ от 2009 г., Министерство экономики намеревается широко привлекать частные средства в развитие и реорганизацию энергетического сектора путем приватизации электрораспределительных сетей. С этой целью разработан детальный план привлечения миноритарных инвесторов (35)

В соответствии с Решением правительства № 163/2004 была принята Национальная стратегия повышения эффективности энергопотребления. За период с 2000 по 2005 г. ВВП Румынии вырос на 31,8%, а потребление энергии лишь на 11,3%. Таким образом, рост потребления энергии был в три раза ниже, чем экономический рост. Это свидетельствует об успешной реализации программы повышения эффективности энергопользования, которая продвигается Евросоюзом. Однако по эффективности производства энергии румынские показатели ниже европейских. Это отставание предполагается преодолеть, в том числе с помощью осуществления региональных проектов. Так, в 2009 г. румынское правительство вело переговоры с Венгрией и Австрией об образовании общего регионального энергетического рынка. Как заявил 8 сентября 2009 г. на пресс-конференции в Бухаресте министр экономики Румынии А. Видяну, соответствующее соглашение может быть подписано между тремя странами уже в ближайшее время. «Энергетический сектор является для нас одновременно и большой возможностью, и слабым местом. К сожалению, до сих пор нам не удалось привлечь в энергетику достаточный объем инвестиций, поэтому по эффективности производства энергии наши показатели ниже европейских», - заявил министр (13).

Развитие энергетики увязывается в Румынии с мерами по защите окружающей среды. В 2001 г. Румыния ратифицировала Киотский протокол. В преддверии вступления в Евросоюз были внесены изменения в законодательство для адаптации к нормам ЕС в области защиты окружающей среды. Например, для исполнения Директивы 2001/80/ЕС было предпринято инспектирование 174 мусоросжигающих заводов, переоборудование которых рассчитано на срок до 2017 г. В национальное законодательство внесена также Директива 1999/31/ЕС о хранении промышленных отходов. 20 подобных хранилищ к 2013 г. должны соответствовать нормам ЕС.

Как сообщило в июне 2009 г. румынское агентство «Аджер-пресс», Румыния сократила выбросы двуокиси серы более чем на 8%, чего требовал Киотский протокол. Однако это достижение является не результатом разумной экономической деятельности, а следствием упадка промышленности. Свои квоты Румыния может продать, чтобы использовать деньги для защиты окружающей среды (31). Так, в 2004 г. Румыния продала часть своих квот на выброс двуокиси серы таким странам, как Голландия, Дания, Швеция и Австрия. Взамен она получила инвестиции в развитие менее вредных производств (26).

Румыния заявляет, что, стремясь повысить эффективность производства и потребления энергии, она руководствуется документами так называемой «Новой энергетической политики ЕС», главными приоритетами которой до 2020 г. являются:

- сокращение выбросов сероводорода на 20% в сравнении с 1990 г.;

- возрастание до 20% удельного веса энергии от возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления (в Румынии - до 24%);

- рост удельного веса биокарбюраторов до 10%;

- сокращение глобального потребления энергии на 20% (28).

Список литературы

1. Безответственное развитие 3-го и 4-го энергоблоков Чернаводы (14.03.2007). -Режим доступа: Шр://т881ап.Ьапкша1сЬ.ог§/рш]ес1;.8Ь1т1?арс=162059-153981 — 1&х=1975973&а=г

2. Болдырева Е. ЛУКОЙЛ столкнулся с госаппаратом. И может закрыть часть своих АЗС в Румынии. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y.ru/2008/06/04/ 1ек/349186

3. До четверти газа для NABUCCO может предоставить Румыния (01.10.2009). -Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1210908.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Закон об определении системы стимулирования производства энергии из возобновляемых источников энергии. - Режим доступа: www.energoinvestmd. com/documents/zakon_stimul.doc

5. Запасы урана в Румынии подходят к концу (19.04.2009). - Режим доступа: http ://www.atominfo .ru/news/air6343.htm

6. Коротков А. Грузия намерена экспортировать азербайджанский газ в Румынию (10.10.2009). - Режим доступа: http://www.zerkalo.az/2009-10-10/economics/ 3528-shaxdeniz-sherban-gazprom

7. Кришталев Е. Азербайджан пойдет в Европу через Румынию. - Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/5991/

8. Лунгу И. Приватизация и конкуренция. Опыт Румынии: 1-я Конференция по вопросам инвестиций и регулирования энергетики для стран ЦВЕ и СНГ. -Будапешт, 2002. - 23 с.

9. Миронов Н. Выбор невелик // Мировая энергетика. - М., 2009. - N 6. - Режим доступа: http ://www. worldenergy. ru/doc_20_61_3209.html

10. «Набукко»: Страницы хроники // Интернет-журнал «Вся Европа.т». - 2009. -N 7-8. - Режим доступа: http://www.alleuropa.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=1218

11. Редько Т. Добыча газа в сердце Европы. - Режим доступа: http://www.neftevedomosti.ru/print.asp?issue_id=90&material_id=719

12. Румыния будет закупать уран в Казахстане (15.09.2009). - Режим доступа: www.regnum.ru/news/1205772.html

13. Румыния, Венгрия и Австрия намерены создать единый энергетический рынок. - Режим доступа: www.regnum.ru/news/1203719.html

14. Румыния намерена строить новые атомные блоки, чтобы ослабить свою зависимость от поставок газа из России. - Режим доступа: http://www. atominfo .ru/news/air242.htm

15. Румыния. Электроэнергетика (28.08.2008). - Режим доступа: http://polpred. com/?ns=1&ns_id=129857

16. Румыния. Электроэнергетика (21.11.2008). - Режим доступа: http://polpred. com/?ns=1&ns_id=125052

17. Румыния. Электроэнергетика (3.03. 2009). - Режим доступа: http://polpred. com/?ns=1&ns_id=144996

18. Румыния. Электроэнергетика (25.05 2009). - Режим доступа: http://polpred. com/?ns=1&ns_id=157540

19. Чичкин А. Региональный обзор. Многим странам Восточной Европы впору самим экспортировать нефть и газ... (05.02.2009). - Режим доступа: http:// www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=3001&matID=204616

20. Язев В. А. Необходим новый подход. Назрела необходимость создания Мирового энергетического кодекса // Независимая газета. - М., 2009. - 11 октября.

21. Andrei L., Apostol I. Comentarii §i intrebäri cu privire la proiectul de Hotärare privind strategia de promovare a atragerii de investitii pentru realizarea Unitätilor

3 4 Cernavoda. - Mode of access: http://terraiii.ngo.ro/date/b2d1f2f8f1bb 3ec1206dd2e29da29cba/Comentarii_ref_HG_Cernavoda_26.02.2007.pdf

22. Cristea R. Tinta Romaniei: 24% energie din surse regenerabile // Romania libera. -Bbc., 2009. - 20 noiem.

23. Cicovschi A. Pentru guvernanti strategia energetica e un fel de «hopa Mitica» // Curierul national. - Buc., 2009. - 12 mai.

24. Cioaca F. ExxonMobil, Hunt Oil §i Total, printre companiile interesate de concesi-unile din Marea Neagra // Adevarul. - Buc., 2010. - 10 ian.

25. «Insula Serpilor este o insula» - sustine presa ucraineana, dupa verdictul de la Haga. - Mode of access: http://www.ziare.com/actual/international/02-03-2009/ insula-serpilor-este-o-insula-sustine-presa-ucraineana-dupa-verdictul-de-la-haga-655901

26. Korodi: «Romania nu a vandut cote de emisii poluante» (28.01.2008). - Mode of access: http://www.ziare.com/actual/eveniment/01-28-2008/korodi-romania-nu-a-vandut-cote-de-emisii-poluante-225177

27. Marinescu C. Responsabilitatea sociala corporatista - Politica energetica (12.05.2009). - Mode of access: http://www.immromania.ro/presa/articol.php?id= 161

28. Politica de eficienta energetica a Romaniei. - Buc., 2009. - 20 p.

29. Politica energetica a Romaniei in perioda 2006-2009. - Mode of access: www.mangus.ro/.../Politica%20Energetica%20a%20Romaniei%202006-2009.pdf

30. Romania a folosit imagini NASA cu Insula Serpilor in procesul cu Ucraina. - Mode of access: http://www.ziare.com/actual/eveniment/09-03-2008/romania-a-folosit-imagini-nasa-cu-insula-serpilor-in-procesul-cu-ucraina-402729

31. Romania a redus emisiile de gaze peste cerintele protocolului Kyoto (25 iunie 2009, AGERPRES). - Mode of access: http://www.greenreport.ro/stiri/panpm-romania-redus-emisiile-de-gaze-poluante-peste-cerintele-protocolului-kyotop

32. Romania importa mai putin petrol. - Mode of access: http://www.ziare.com/ busi-ness/economie/12-21-2009/romania-importa-mai-putin-petrol-980810

33. Romania nu va putea exploata prea curand petrolul din Marea Neagra. - Mode of access: http://www. ziare.com/articole/import+petrol+romania

34. Stanciugelu S. Dilema energetica a Romaniei // Adevarul. - Buc., 2009. - 5 oct.

35. Statul va initia operatiuni de privatizare si asociere in energie, pentru un capital de 10 mld. Euro // Romania libera. - Buc., 2009. - 28 sept.

36. Strategia energetica a Romaniei pentru perioda 2007-2020. - Buc., 2007. - 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.