Т.Г. Биткова
Румыния в единой Европе. (Обзор)
Французское еженедельное издание «Экспресс» отмечало накануне ожидавшегося 1 января 2007 г. расширения Евросоюза: «Присоединение к ЕС Болгарии и Румынии вызывает больше вопросов, чем восторгов. Представленный в сентябре Евроко-миссией отчет не вселяет большого оптимизма, так как лишь подтверждает, что очередной этап расширения европейского клуба происходит чуть ли не за завесой молчания. Парламенты 25 стран, один за другим, ратифицировали вступление Болгарии и Румынии, не предавая дело особой огласке, как будто бы главам государств и правительств было немного стыдно за это решение. Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что оба новичка боятся и переживают, как ученики, которым позволено перепрыгнуть через класс, но которые знают, что они еще не достигли нового уровня» (6).
По данным статистической службы ЕС Евростат, Румыния и Болгария - самые бедные страны Европейского союза. Обе страны занимают последнее место по числу выпускников вузов. Там самый высокий уровень безработицы и смертности на душу населения. ВВП на душу населения в Румынии составляет 3657 евро, тогда как в ЕС - 23 402 евро. При этом доля сельского хозяйства в ВВП этой страны равна 10,1%, а ЕС - 1,9%. Что касается продолжительности жизни, то она в Румынии 68,2 года для мужчин и 75,4 для женщин. В Евросоюзе эти
129
показатели соответственно равны 75,8 и 81,9. Уровень рождаемости в Румынии ненамного лучше. Он составляет 1,32 (количество детей на одну женщину), в ЕС - 1,52. Однако детская смертность превышает в три раза общеевропейскую (15 случав на тысячу новорожденных) (9).
Получая серьезную финансовую поддержку от Евросоюза, Румыния в последние годы достигла высоких показателей экономического роста - около 5%. Но, вступив в ЕС, она принесла с собой серьезные проблемы, решение которых опять же должен взять на себя Европейский союз: тут и преступность, и низкие стандарты продовольственной безопасности, и неразвитый транспорт, и ожидающаяся массовая эмиграция в развитые страны Европы. В самой Румынии считают, опираясь на данные фонда «Открытое общество», что в другие страны ЕС попытаются эмигрировать до 2,5 млн. человек. «Поэтому открытие границ вызывает страх у многих европейцев, и кое-кто надеялся на введение временного режима ограничения въезда в страны Евросоюза» (4).
Перед Румынией стоит задача стабилизации финансового рынка, снижения инфляции и бюджетного дефицита. Конечно, в настоящее время речь не идет о присоединении к общеевропейской валюте. Этот вопрос предполагается рассматривать только после 2014 г.
Как отметила эксперт Д. Дэвис из Центра европейской политики в Брюсселе, раньше действовало правило: «Если ты в ЕС, ты в ЕС», сегодня же вступление в ЕС - это не заключительный шаг. «Новые члены должны быть готовы к ограничительным условиям и постоянному мониторингу». У десяти новых членов ЕС уже появилось ощущение, что они принадлежат к низшему классу. «Болгария и Румыния будут ощущать это еще острее. Введение ограничительных условий будет иметь далеко идущие последствия» (12). Если права членов не станут со временем равными, структура ЕС грозит превратиться в двухступенчатую. Введение более строгих обязательств должно гарантировать, что новые члены не получат неограниченные средства, ведь расширение финансируется налогоплательщиками старых стран ЕС. «Расширение непопулярно среди граждан ЕС, и здесь ничего не поделаешь» (12).
Ироничные и даже порой уничижительные комментарии, опубликованные на Западе, главным образом в Великобритании, 130
вызвали реакцию возмущения в Румынии. «Оскорбления в адрес румын, появляющиеся в западной прессе, кажется, обусловлены не просто погоней за дешевой сенсацией» (20). По мнению К. Теодореску, подоплекой такого отношения является беспокойство, что абсолютно бесправные румыны, работающие на Западе, теперь могут потребовать социальных и иных гарантий как граждане ЕС. Что же до ожидаемых катаклизмов в связи с наплывом «восточных варваров», то Теодореску напоминает, что масса бедных румынских граждан просто не имеет средств для путешествия, «с тем чтобы взять штурмом Альбион». Это обстоятельство относится также и к цыганам, которые в подавляющем большинстве составляют беднейший социальный слой Румынии. Таким образом, развитые страны напрасно беспокоятся за свое благополучие, делает вывод Теодореску.
Вступление Румынии и Болгарии в ЕС тем не менее сразу же повлекло реальные, а не гипотетические угрозы для еврооптими-стов. Именно благодаря Румынии количество правых депутатов в Европарламенте увеличилось на шесть человек, что позволило европейским националистам создать самостоятельную фракцию. Она получила название «Самобытность, традиция, суверенитет». Европейские националисты, выступающие против расширения ЕС, на этот раз получили выгоду от принятия новых членов. Председатель Европейского парламента Х. Боррель вынужден был признать, что «фракция несколько меняет политическую географию Евро-парламента» (цит. по: 1).
Группа образована в соответствии с нормами этого общеевропейского института - число ее участников превышает 20 человек, и они являются выходцами из не менее чем пяти стран Европейского союза. В политической декларации о принципах фракции крайне правые подтверждают намерение руководствоваться стремлением «признания национальных интересов, суверенитета, самобытности и национальных различий». Они выступают за защиту христианских ценностей и традиционной семьи, намерены выступать против «унитарной и бюрократической Европы, против европейского супергосударства» (1).
Весьма саркастически оценивает это событие комментатор британской газеты «Гардиан» И. Трейнер в статье «Первый подарок Румынии Евросоюзу - совещание неофашистов и отрицателей
131
холокоста» (21). Он пишет: «Во Франции возможный лидер этой группы был уволен из университета и дожидается судебного приговора за то, что отрицал массовые убийства европейских евреев, совершенные нацистами. Его болгарский коллега хвастается, что в его стране "самые красивые цыганки", и говорит, что знает, где купить 12-летнюю цыганскую невесту "за 5 тысяч евро". Есть здесь и польский профессор, использующий официальную должность для восхваления покойного испанского диктатора генерала Франко. Есть и создатель стратегии австрийской партии, идеология которой, как постановил венский суд, не отличается от гитлеровского "национал-социализма"... Это первый результат вступления в Союз Румынии и Болгарии. Многие годы ультраправые в Европе готовились выступить, собирая силы и ресурсы. Среди болгарских депутатов в Европарламенте одно из мест занимает депутат от экстремистской партии Волена Сидерова "Атака", выступающей против цыган и турок. Румыния же позволила ультраправым осуществить прорыв, поскольку пять мест завоевала антивенгерская, антисемитская и антицыганская партия Корнелиу Вадима Тудора "Великая Румыния"... Среди членов новой фракции - Алессандра Муссолини, внучка бывшего лидера фашистской Италии Бенито Муссолини, а также Димитар Стоянов, новый болгарский депутат, который несколько месяцев назад, когда венгерская цыганка стала депутатом Европарламента, запустил электронное письмо о том, что в Болгарии есть "цыганки покрасивее". Месье Голлниш ожидает приговора лионского суда по обвинению в отрицании холоко-ста. В числе других возможных участников группы - "Лига польских семей", младший партнер варшавского правоцентристского правительства. Членов этой партии регулярно обвиняют в избиениях гомосексуалистов и антисемитизме. Проведя формальное совещание, правые экстремисты станут получать большее финансирование со стороны ЕС. Приоритетом союза, по словам Мельцера, станет борьба с любыми попытками Германии возродить из комы проект Европейской конституции» (21).
Комментируя образование политической фракции крайне правых в Европарламенте, румынская либерально-демократическая пресса с иронией отмечала: «Вадим, Ле Пен и Муссолини будут проводить антиевропейскую политику стоимостью в один миллион евро»( 7). 132
Несмотря на то что в соответствии с количеством членов фракция «Самобытность, традиция, суверенитет» имела право на два председательских места в комиссиях, парламентарии все же отказали членам фракции в такой возможности. С протестом против образования фракции правых в Европарламенте выступил лидер социалистов Мартин Шульц. Он потребовал установить «санитарный кордон» вокруг 20 депутатов-правоэкстремистов, чтобы закрыть им доступ к ответственным должностям. В ответ на это лидер румынских националистов Корнелиу В. Тудор не поскупился на крайне оскорбительные слова, далекие от парламентских выражений (11). Впрочем, сам Тудор не стал во главе своих румынских единомышленников в Европарламенте.
В Румынии комментарии вхождения страны в ЕС отражают, как и во всем, два полюса политической жизни: национально-почвеннический и либерально-прозападный. Кажется, в этом отношении нет ничего нового, за исключением эйфории националистических сил в связи с успехом в Европарламенте.
Накануне вступления в Евросоюз традиционалистски ориентированные геополитики и культурологи повторяли уже привычные тезисы румынского национализма, оформившегося в качестве идейного течения в период между двумя мировыми войнами.
Румыния, согласно их представлениям, обогатит единую Европу своей культурной самобытностью. Ее культура, в отличие от других стран Восточной Европы, сформировалась в результате симбиоза латинской и восточноправославной духовности. Румынские традиционалисты всегда подчеркивали, что благодаря языку, который относится к группе романских, их страна представляет собой некий остров в славянском мире (13).
Близкая точка зрения была высказана на сайте «Евроскеп-тик»: «ЕС не может рассматриваться как единственно возможный институт, ответственный за процесс европейского развития. Процесс этот должен пониматься не как перетекание ценностей (с Запада на Восток. - Авт.), но как их синтез... Восточноевропейские народы вносят в наследие общеевропейских ценностей свой уникальный опыт, проистекающий из недавней истории. У них более высокая способность к адаптации, более развитое воображение, более выраженная склонность к самопожертвованию. Такие качества являются следствием привычки к недостаточному бытовому
133
комфорту, большей преданности семейным ценностям, большей способности к сопротивлению и повышенной готовности к труду, особенно физическому» (17).
Дело в том, пишет А. Нягу, что сегодняшний Европейский союз не способен «к дальнейшему распространению своей культурной модели вовне, а следовательно, его безопасность в мире глобализации диктует более чем когда-либо расширение» (17)
Однако ценность Румынии в глазах Европы в первую очередь состоит в стратегической привлекательности ее географического положения. Представляется, что в этом и кроется главный интерес западных партнеров. «В последние годы объектом внимания как европейских, так и неевропейских держав являются географические параметры Румынии, среди которых Дунай, Черное море и Карпаты. Поэтому румынская идентичность становится все более весомой» (13).
Румынские политики прекрасно понимают важность географических параметров страны. Румыния обеспечила воздушный коридор для авиации сил НАТО во время бомбежек Белграда в 1999 г., хотя и не была в то время членом альянса. Вслед за этим она получила уверения от британского премьера, что ее вклад в общее дело забыт не будет. В 2004 г. Румынию приняли в НАТО.
Позже румынские власти согласились предоставить свою территорию для дислокации американских военных баз. Рамочный договор о размещении в Румынии американских военных баз был подписан госсекретарем США Кондолизой Райс в декабре 2005 г., став первым соглашением такого рода с бывшей коммунистической страной в Восточной Европе. Речь шла о трех (по другим источникам - четырех) пунктах вблизи Черного моря: авиабазе «Михаил Когэлничану», расположенной к северу от черноморского порта Констанца, полигоне Бабадаг и аэродроме Фетешти. «Это плохая новость для Москвы: американский форпост на Черном море задевает интересы России», - комментировал это событие российский журналист Вячеслав Самошкин (3).
Президент Румынии Траян Бэсеску, выступая по национальному телевидению накануне приезда Райс, подчеркнул, что базы США повысят уровень безопасности и что существует «необходимость создания стратегического равновесия в регионе, который в перспективном плане очень неспокоен». При этом президент со-134
слался на «четыре замороженных конфликта» в соседних с Россией регионах - в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Еще в сентябре 2005 г. президент Бэсеску заявил, что Россия рассматривает Черное море как «русское озеро» и «не хочет его интернационализации» (цит. по: 3).
В апреле 2007 г. в Румынию на военный аэродром «Михаил Когэлничану» должны прибыть 1500 американских военнослужащих. Заведующий Бюро по румыно-американскому военному сотрудничеству при посольстве США в Румынии полковник Джон Ингхэм сообщал, что на военном аэродроме «Михаил Когэлнича-ну» будет создана авиабаза, на которой разместятся до 18 истребителей Ф-15, Ф-16 и штурмовиков А-10 ВВС США. «Размещение военных баз США на территории Румынии приведет к увеличению оперативной дальности действий ВВС НАТО примерно на 600650 км к востоку, что невыгодно для России. Благодаря удачному географическому положению Румынии, со своих военных баз США получат возможность контролировать черноморскую зону и Приднестровье. К тому же с территории Румынии открывается кратчайший путь на Балканы и Ближний Восток», - отмечал ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН генерал-майор В. Белоус. По мнению эксперта, базы в Румынии будут использованы для размещения мобильных подразделений быстрого реагирования войск США, их обучения и переброски в горячие точки (2).
По информации кувейтской газеты «Араб таймс», США планировали нанести удар по ядерным объектам Ирана уже в апреле 2007 г. Публикацию «Араб таймс» перепечатали многие СМИ, в том числе болгарское агентство «Новините», на которое, в свою очередь, сослалась шотландская газета «Санди геральд». Согласно этой информации, американские ВВС могли бы задействовать свои базы на побережье Черного моря - две в Болгарии и одну в Румынии. Дислокация американских баз вдоль побережья Черного моря вместе с размещением двух авианосных групп в районе Ормузского пролива, видимо, может свидетельствовать о том, что президент Буш не намерен больше терпеть ядерных устремлений Ирана и его нежелания подчиниться резолюции Совета Безопасности ООН. К тому же президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад пошел на дальнейшую эскалацию конфликта в регионе, выставив напоказ
135
закупленные у России противоракетные системы ТОР-М1, отмечается в «Сацди геральд» (19).
Комментируя эти сообщения, депутат Государственной Думы Сергей Шишкарев (его избирательный округ включает крупнейшие российские порты на Черном море - Новороссийск и Туапсе) сказал: «Можно было бы счесть публикации «Араб таймс» и «Санди геральд» обычной газетной "уткой". Однако быстрое усиление авианосной группировки американского флота в Персидском заливе - это факт. Факт и то, что размещение своих баз на берегах Черного моря США объясняют именно задачами противостояния угрозе нападения со стороны «стран-изгоев», в первую очередь Ирана. Но если утверждения шотландской газеты имеют под собой почву и с аэродромов Болгарии и Румынии поднимутся американские бомбардировщики, логично предположить, что Иран может нанести ответный удар. Даже если вероятность такого удара ничтожно мала, речь идет о серьезнейшей опасности для всего региона... Есть ли способ этому противостоять? Как мне представляется, самое время напомнить правительствам Болгарии и Румынии, что их государства - не только члены НАТО и союзники США, но и наши ближайшие соседи. И что существует Организация черноморского экономического сотрудничества, а также Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия с участием всех причерноморских стран («Блэксифор»), которая призвана противодействовать терроризму и распространению оружия массового уничтожения» (5).
Хотя между США и рядом ведущих европейских стран существуют серьезные разногласия, все же не следует забывать, что сегодня большинство стран Европейского союза являются членами НАТО, где преобладает авторитет США. Из 27 членов ЕС 23 - члены НАТО, а из 26 членов НАТО 24 - члены ЕС.
Пространство вокруг Черного моря, отмечает французский комментатор Натали Нугайред, превратилось сегодня в зону конфронтации двух противоборствующих концепций: «евроатланти-ческой», которую отстаивает в США лоббист Брюс Джексон, имеющий доступ в администрацию Буша, и пророссийской, или «евроазиатской», разрабатываемой в Москве «сторонниками националистической власти, использующей газ в качестве средства давления» (18). Европейцы, по мнению автора, «содействуют этому 136
противостоянию, не особенно заботясь о равновесии». Так, председательствующая в Евросоюзе Германия заявила, что Черное море станет одним из приоритетов в ближайшие шесть месяцев, как и отношения с Центральной Азией в качестве источника энергоресурсов, альтернативного России. «Берлин ведет речь о "соседской политике" Европы по отношению к черноморскому региону» (18).
С 1993 г. осуществляется европейский проект транспортного, главным образом энергетического, коридора, который должен связать Центральную Азию, Закавказье, Черное море и Центральную Европу без участия России. Сегодня также разрабатывается проект газопровода «Набукко», связывающий азербайджанское месторождение Шах-Дениз с Венгрией через Грузию, Турцию, Болгарию и Румынию, минуя Россию. В июне 2006 г. Европа дала согласие на его строительство. Румыния всячески поддерживает этот проект, а президент Траян Бэсеску при всяком удобном случае напоминает Западу об опасности энергетической зависимости от России (10).
«Газпром» действительно стремится нейтрализовать потенциальную конкуренцию, добиваясь, чтобы газопровод «Голубой поток», связывающий Россию и Турцию по дну Черного моря, был соединен с «Набукко». «Выбор европейцев будет иметь важные последствия», - замечает Н. Нугайред.
«Получив доступ к Черному морю, Евросоюз будет вынужден с большим вниманием относиться к царящей в регионе напряженности, тогда как раньше роль "защитника" чаще брали на себя США - что укрепило уверенность России в том, что она является объектом масштабного плана огораживания» (18).
В статье «Мягкая война для Восточной Европы» Брюс Джексон изложил американское видение «Великого Черного моря», где «продвижение демократии» будет противопоставлено «реваншистским» амбициям Москвы. В этом регионе цели и ценности Запада и России несовместимы, утверждает автор. Именно здесь, подчеркивает он, «впервые через 150 лет после осады Севастополя, в первые десятилетия XXI в. будут определены отношения России и Европы» (15) .
Соединенные Штаты, отмечает Н. Нугайред, прикладывали все усилия, чтобы сделать Черное море ключевой зоной транспортировки газа из Центральной Азии в обход России. Нефтепровод БТД, связывающий Азербайджан и Турцию, так же как и газопровод БТЭ между Баку и Эрзерумом (Турция), - плоды этой полити-
137
ки. «Сталкиваясь со столь важными проблемами, европейские страны используют лишь малую часть имеющихся средств и отчаянно пытаются сформулировать стратегически ясную позицию, которая выходила бы за рамки недавнего расширения» (18).
Продвижение «евроатлантической» концепции привело в последние годы к появлению множества региональных организаций, в различной степени патронируемых Соединенными Штатами: ГуАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия - 1997), «Сообщество демократического выбора» (2005) и, наконец, «Черноморский форум диалога и партнерства» (июнь 2006) под эгидой румынского президента Траяна Бэсеску. «Россия, не входящая ни в одну из этих структур, особенно негативно отнеслась к созданию "Черноморского форума", финансируемого американскими фондами» (18).
В отличие от своих осторожных предшественников, президент Траян Бэсеску более бескомпромиссно высказывается о евроатлан-тических предпочтениях Румынии и не очень оглядывается на Москву в публичных выступлениях. «Он редко действует осмотрительно», - такую характеристику президент заслужил от газеты «Фай-неншл таймс» (10). Среди его откровений не только заключение, что Россия рассматривает Черное море как «русское озеро». Находясь в Вашингтоне с официальным визитом, румынский президент заявил на открытии научной конференции «Энергия Каспия и черноморский коридор»: «Очевидно, что сегодня "Газпром" гораздо эффективнее может сделать Европу зависимой от российских ресурсов, чем Красная армия 40 или 60 лет назад» (цит. по: 8). Последнее высказывание широко тиражировалось мировой прессой.
Что касается возможности геополитических альтернатив для сегодняшней Румынии, то они, кажется, не рассматриваются на официальном уровне, но гипотетически такие альтернативы существуют. Не вступая в открытую полемику с внешнеполитическим курсом румынского руководства, политический обозреватель Кор-нелиу Влад пишет: «Если правда, что есть люди, которые усваивают уроки истории, то финнов можно считать одними из таких счастливцев» (22). Проводя не высказываемые прямо аналогии с Румынией, автор напоминает, что Вторая мировая война принесла Финляндии национальную катастрофу. Выплатив контрибуции СССР и потеряв десятую часть своей территории, она вынужденно заключила с Советским Союзом договор о безопасности. Этот дого-138
вор имел пункт и о военном нейтралитете Финляндии, «что все же избавило ее от участия в военных блоках: как в НАТО, так и в Варшавском договоре» (22). После окончания холодной войны Финляндия оказалась перед более свободным выбором позиции между Востоком и Западом. После определенных раздумий став членом ЕС в 1995 г., Финляндия тем не менее до сих пор не считает необходимым вступать в НАТО, хотя никаких препятствий к тому нет. Сотрудничая с НАТО, она «все же не забывает, что имеет с Россией границу в 1200 км» (22).
Внешняя политика Румынии, в отличие от Финляндии, целиком ориентирована на евроатлантические структуры, хотя экономические связи с Россией в последние годы усилились. Правда, оживление экономического сотрудничества происходило в основном за счет расширения экспорта российских энергоресурсов и присутствия российских энергетических гигантов в румынской экономике.
Что же полезного могут принести Румыния и Болгария рациональным западным европейцам? Отвечая на этот вопрос, болгарский политолог Л. Крастев сказал: «Мы можем привнести в Европу осознание хрупкости. В наших странах знают, что ничто не постоянно. Мы жили в коммунистической системе, которая казалась вечной, а она в один прекрасный момент распалась. Вероятно, нынешнее поколение западных европейцев нуждается в том, чтобы им напомнили, что конструкции, которые кажутся самыми прочными, могут исчезнуть. И потом, Болгария и Румыния очень похожи на страны европейской периферии, на Украину и Молдавию, в отношении которых имеет место конкуренция с Россией. Это шанс узнать, как вести себя с этими странами» (16).
Что касается формулы «мягкой силы» применительно к России, политолог считает: «Никто не может навязывать вам свои условия. И у России имеются другие козыри, такие как русский язык, на котором говорят на обширном пространстве, местные русские общины. Москва выделила 7 млн. долл. на продвижение у своих соседей формы демократии, которая бы никогда не была ей враждебна. Еще больший интерес представляет развитие целого интеллектуального комплекса, пропагандирующего российскую модель. Было опубликовано не менее 47 книг о грузинской и украинской революциях и их последствиях. Некоторые из этих произведений похожи на памфлеты, но другие издания являются серьезными по-
139
литическими произведениями. Целью всех этих публикаций является приостановка расширения ЕС. Брюссель должен избавиться от иллюзии, что он может делить общее пространство с Россией. Европейскому союзу следует знать, что страны должны быть как под влиянием ЕС, так и под влиянием России. Европа должна сделать выбор между soft power и hard borders, между стратегией влияния и укрепленными границами» (16).
Список литературы
1. В Европарламенте образована фракция крайне правых // Взгляд. - М., 2007. - 15 янв. - Mode of access: http://www.vz.ru/news/2007/ 1/15/64512.html /.
2. Игра стоит свеч! - Mode of access: http://www.olvia.idknet.com/ol19-02-07.htm /.
3. Самошкин В. США у берега Черного моря // Время новостей. - М., 2005. - № 228. - 7 дек.
4. София и Бухарест - вот новая Европа (2 янв. 2007). - Mode of access: http://www.inopressa.ru/repubblica/2007/01/02/14:24:04/evropa /.
5. Шишкарев С. Черное море должно быть закрыто для войны (31 янв. 2007) . - Mode of access: http://www.gosclub.ru/news/news/140701189? user_session=596a2d7663ea9307533be3b3b5f04e41 /.
6. Вопросов больше, чем восторга (14 дек. 2006). - Mode of access: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,2272930,00.html /.
7. Balogh R. Vadim. Le Pen si Mussolini fac politica antieuro de un milion de euro // Cotidianul. - Buc., 2007. - 11 ian.
8. Basescu T. Nu am angajat Romania in participarea cu trupe in Liban // Azi. - Buc., 2006. - 31 iul.
9. Caloian O., Bogdan L. Romania si Bulgaria, cele mai sarace tari din Uniunea Europeana // Gardianul. - Buc., 2007.- 3 ian.
10. Condon C., Wagstyl S. Do not rely on Russia, Romania's leader tells EU // Financial times. - L., 2007. - 20 Jan.
11. Corneliu Vadim Tudor isi exporta laturile in Europa // Evenimentul zilei. -Buc., 2007. - 27 ian.
12. Davis J. Sie werden sich als EU-Länder zweiter Klasse fühlen // Presse. -Wien, 2006. - 27 Sept.
13. Dragusin N. Recursul la demnitate (31 iul. 2006). - Mode of access: http://www.mie.ro /.
14. Gogoasa M. Valori romanesti - valori ale Uniunii Europene. - Mode of access: http://www.infoeuropa.ro/jsp/page.jsp?cid=6111&lid=1
140
15. Jackson B.P.The «Soft War» for Europe's East // Policy rev. - Stanford,
2006. - N 6-7. - Mode of access: http://www.hoover.org/publications/ policyreview/3202956.html /.
16. Krastev I. Ces pays que la Russie dispute à l'Europe (Entretien avec Ivan Krastev, politologue et président du Center for Liberal Strategies de Sofia) / / Mond. - P., 2006. - 24 juin.
17. Neagu A. Unu si multiplu (26 iul. 2006). - Mode of access: http://www.eurosceptic.ro/index.php/2006/07/26/unu-si-multiplu/.
18. Nougayrède N. Une zone de tensions géostratégiques / / Monde. - P., 2007. -2 jan.
19. Ronay G. America 'poised to strike at Iran's nuclear sites' from bases in Bulgaria and Romania // Sunday herald. - Glasgow, 2007. - 29 Jan.
20. Teodorescu C. Ce are de fapt «The Sun» cu romanii / / Cotidianul. - Buc.,
2007. - 11 Jan.
21. Traynor I. Romania's first gift to the European Union - a caucus of neo-fascists and Holocaust deniers // Guardian. - L., 2007. - 8 Jan.
22. Vlad C. La distanta rezonabila de NATO // Lumea. - Buc., 2006. - N 4.