Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5135
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРИЧИНЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бельский Алексей Иванович, Лыков Эдуард Николаевич

Рассмотрены вопросы, касающиеся преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Особое внимание уделено вопросу возникновения подростковой преступности и причинам, влияющим на ее распространение. Актуализированы вопросы, связанные с причинностью возникновения преступности несовершеннолетних; детерминацией преступности биологическими или социальными факторами; ролью среды в формировании преступного поведения несовершеннолетнего; путями сокращения и искоренения преступности в молодежной среде. Приведены пути решения проблем, связанных с ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Предложено выделить и законодательно утвердить такую группу преступности, как «молодежная преступность». Она включает в себя, например, группу молодежи, которым уже исполнилось 18, но еще не исполнилось 24 года и рассматривается как обязательная переходная стадия между преступлениями несовершеннолетних и «взрослыми» преступлениями. Предложены методы профилактики молодежной преступности и меры борьбы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH CRIME: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with issues related to crimes committed by minors. Special attention is paid to the issue of the emergence of juvenile delinquency and the reasons that affect its spread. The causes of the emergence of juvenile delinquency, the determination of crime by biological or social factors, the role of the environment in the formation of juvenile criminal behavior and ways to reduce and eradicate youth crime are discussed. The article considers ways to solve problems related to the growth of crimes committed by minors. It is proposed to allocate and legislatively approve "youth crime" as a category of crimes. It includes a group of young people aged 18-24, and is considered a mandatory transition stage between juvenile and "adult" crimes. The article also proposes methods for preventing youth crime and measures to combat it.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 343.9 DOI: 10.17277/pravo.2020.03.pp.084-091

Рассмотрены вопросы, касающиеся преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Особое внимание уделено вопросу возникновения подростковой преступности и причинам, влияющим на ее распространение. Актуализированы вопросы, связанные с причинностью возникновения преступности несовершеннолетних; детерминацией преступности биологическими или социальными факторами; ролью среды в формировании преступного поведения несовершеннолетнего; путями сокращения и искоренения преступности в молодежной среде. Приведены пути решения проблем, связанных с ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Предложено выделить и законодательно утвердить такую группу преступности, как «молодежная преступность». Она включает в себя, например, группу молодежи, которым уже исполнилось 18, но еще не исполнилось 24 года и рассматривается как обязательная переходная стадия между преступлениями несовершеннолетних и «взрослыми» преступлениями. Предложены методы профилактики молодежной преступности и меры борьбы с ней.

Ключевые слова: преступность; несовершеннолетние; молодежные преступления; причины; профилактика.

Алексей Иванович Бельский, канд. юрид. наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, полковник полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;

sembel77@yandex.ru

Эдуард Николаевич Лыков, преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, лейтенант полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина», Белгород, Россия;

likedik@mail.ru

МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Введение. Отталкиваясь от мнения, о том, что преступниками не рождаются, а преступниками становятся, рассмотрим факторы, которые влияют на формирование преступного поведения личности, а также возрастные категории лиц, совершающих противоправные деяния, и причины по которым они их совершают.

Одной из самых важных проблем, обозначенных в статье, является установление понятия «молодежные преступления». Ведь лицо, по достижению 18 лет, становится совершеннолетним, и его противоправные деяния уже будут отнесены к «взрослым» преступлениям, но тем не менее его правосознание еще не будет располагаться на одном уровне с правосознанием взрослого человека.

Изучение преступности несовершеннолетних - важный шаг на пути к борьбе с данными деяниями, именно поэтому данная статья имеет место быть.

Цель статьи - поиск путей решения проблемы, касающейся распространения преступности несовершеннолетних.

Обсуждение. В данной работе хотелось бы ответить на достаточно важные вопросы, касающиеся современных реалий о противоправном поведении несовершеннолетних. Что способствует возникновению преступности несовершеннолетних? Как влияет на развитие преступных наклонностей человека окружающая среда, общество? Как преступность несовершеннолетних перерастает в молодежную и во взрослую преступность? Какие пути, методы и способы необходимо применять для того, чтобы сократить, а в последующем и полностью искоренить преступность несовершеннолетних и молодежную преступность?

Ряд исследователей считает, что преступниками не рождаются, а преступниками становятся. Но существует и другая точка зрения.

И. Ю. Блясова, работая над изучением причин преступности несовершеннолетних, отмечает, что криминологи рассматривают как одну, так и другую точку зрения: «Одни ученые считают правонарушения явлением социальным, другие - биологическим...» [1, с. 54].

Среди тех, кто признавал вину биологических факторов, закрепилось мнение, что преступное поведение - естественное биологическое явление, обусловленное физическими и психическими особенностями лица, которое его совершило.

Противоположная же точка зрения заключалась в том, что преступное поведение формируется под влиянием внешних факторов, то есть формируются в зависимости от условий жизни человека.

В настоящее время ученым так и не удалось прийти к единому мнению о роли социальных и биологических факторов.

Что же оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие преступных наклонностей? Наследственность или условия жизни? Преступником можно считать человека, совершившего преступление, то есть по определению Уголовного кодекса РФ, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»1.

Вполне логично полагать, что вне зависимости от того, есть ли у новорожденного, младенца, малолетнего ребенка наклонности к совершению преступления, он не может совершить «общественно опасное деяние». Однако в процессе взросления человек усваивает новую информацию, формирует для себя определенные ценностные ориентиры, открывает новые возможности для реализации своих жизненных потребностей.

Такая группа как несовершеннолетние занимает особое место в социальной иерархии. Не обошелся без ее упоминания и уголовный закон. Глава 14 раздела V Уголовного кодекса РФ посвящена особенностям уголовной ответственности за преступления, совершенные несовершеннолетни-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.05.2020).

ми, то есть лицами «которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»2.

По всей видимости, законодатель решил выделить преступления несовершеннолетних в качестве особой группы, и для этого есть логические основания, которые можно извлечь из главы 14 раздела V Уголовного кодекса РФ.

Предложено выделить особую категорию преступлений - «молодежные преступления». «Молодежные преступления» могут стать переходной стадией между «преступлениями несовершеннолетних» и «взрослыми преступлениями».

Как известно из уголовного законодательства, лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось восемнадцать лет, считаются взрослыми, и к ним применяется полная мера уголовной ответственности. Тем не менее такое резкое разделение не является абсолютно верным. Ведь один и тот же человек в семнадцать с половиной и восемнадцать лет обладает практически неизмененным набором ценностей, все тем же мышлением и образом жизни. Но, несмотря на все это, тяжесть наказания за преступления, совершенные в семнадцать с половиной и восемнадцать лет, имеет значительные различия.

Говоря о возрастном разграничении, важно отметить определенные этапы социального развития и мировоззренческого формирования личности. Особое внимание уделяется периодам 10 - 12 лет, 14 - 16 и 18 - 20 лет. Первый период характеризуется тем, что восприятие подростка формируется по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимают определенную информацию для усвоения через какие-либо бытовые ситуации, фильмы, непосредственно от родителей и близких родственников. В период 14 - 16 лет подросток формирует свои собственные убеждения. На данный процесс оказывают влияние положительные и отрицательные исходы различных ситуаций в жизни несовершеннолетнего. И лишь к 18 - 20 годам молодые люди осуществляют свои действия, основываясь на сформировавшемся мировоззрении, которое уже гораздо сложнее поддается модификации.

Таким образом, человек, на каждом этапе своего развития за свои поступки несет ответственность, степень которой определяется уровнем сознания личности и структурными элементами.

Важно отметить, что в настоящее время российское общество утратило тенденцию развития социального контроля над подрастающим поколением, например, существующие институты социализации: семья, школа, детские молодежные организации теряют свою авторитетность, что является одним из факторов развития преступности несовершеннолетних. В данной ситуации следовало бы восстановить практику советского патриотического воспитания молодежи. Всем известные «октябрята», пионеры, Суворовские и Нахимовские училища и другие формы советского

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.05.2020).

движения, а также работа большого количества детских санаториев и пионерских лагерей осуществляли функцию занятости детей, что не давало им возможности объединяться в различные неформальные группы, которые преследуют цели совершения противоправных деяний.

В настоящее время, к сожалению, система пионерских лагерей практически уничтожена. По-видимому, исходя из современных реалий и учитывая рост детских правонарушений, назрела необходимость восстановить практику летних детских лагерей.

Проблема преступности несовершеннолетних, как и проблема молодежной преступности, во все времена и во всех странах была и остается основной государственной проблемой. Данной проблемой занимаются многие юристы, педагоги и психологи как в России, так и за рубежом.

Как известно, в УК РФ отсутствует понятие «молодежной преступности», но тем не менее очевидно, что молодежная преступность должна привлекать особое внимание законодателей, если подразумевать под ней преступления, совершенные лицами в возрасте старше 18 лет и, например, до 24 лет включительно. Следует также отметить, что в ряде стран наступление совершеннолетия считается не с 18, а с 21 года - при этом граждане получают избирательные права.

«Молодежная преступность» не может существовать отдельно, для распознания данной группы необходимо опираться на признаки преступности и определить точки соприкосновения двух указанных видов преступности. Взаимосвязь «молодежной преступности» и преступности несовершеннолетних основывается на личностных психологических и физиологических особенностей указанных возрастных групп. Преступность несовершеннолетних и преступность молодежи можно рассматривать как составные части ювенальной преступности. Но при этом преступления, которые совершаются молодыми людьми, имеют ряд отличительных признаков - таких как преимущественно насильственный характер, относительно слабая подготовленность и продуманность, общеуголовная направленность, групповой характер и т.д.

Из вышесказанного следует вывод о том, что «молодежная преступность» является важным этапом перехода от преступности несовершеннолетних к «взрослой» преступности, поэтому законодателю необходимо обратить особое внимание на закрепление в законе такого понятия, как «молодежная преступность», и в этом же направлении установить ответственность и наказание за совершение преступлений лицами данной возрастной категории.

Зная тенденцию развития преступности несовершеннолетних и стремясь уменьшить численность таких преступлений, необходимо выяснить причины возникновения указанного вида преступности. Данным вопросом занимаются многие исследователи, но наиболее точно данную проблему удалось раскрыть А. Михайловой [2]. Данный автор выделяет семь таких причин:

1) достаточно слабая профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;

2) плохая общественная работа с несовершеннолетними. При этом необходимо отметить, что большинство несовершеннолетних преступников являются учащимися и студентами. Следовательно, в учебных организациях необходимо создание специальных органов, которые будут контролировать процесс формирования правосознания подростков, что в процессе сможет повлечь за собой предупреждение ряда преступлений;

3) отсутствует должный воспитательный контроль - речь идет, прежде всего, о школьном воспитании. Школа является одной из отправных точек формирования правосознания несовершеннолетнего, и при отсутствии должного контроля со стороны работников учебной организации действия несовершеннолетних могут начать обретать преступный характер;

4) слабая организация системы безопасности образовательных организаций. В качестве примера можем привести трагический случай в городе Москва в 2014 году. В одной из школ города ученик, угрожая оружием охране, зашел в учебный класс, захватил в качестве заложников своих одноклассников и убил двух человек. Нельзя сказать, что данная ситуация произошла из-за недостаточной физической подготовки охранника или отсутствия у него оружия, но все же более организованная система охраны могла бы способствовать предотвращению умысла совершения данного преступления;

5) проблемы межведомственного взаимодействия. Для обеспечения эффективной работы по профилактике преступлений несовершеннолетних необходимо взаимодействие различных органов, например комиссии по делам несовершеннолетних, органов управления социальной защитой населения, органов местного самоуправления и др.;

6) достаточно мягкая ответственность за совершение преступления.

7) отсутствие системы пробации. Данная система получила большое распространение в судебной системе таких страна, как Великобритания, США и др. Пробацией называется форма условного осуждения, при применении которой осужденный вместо лишения свободы направляется под наблюдение чиновника службы на какой-либо конкретный срок. В рамках пробации к осужденному предъявляются определенные требования, которые он должен выполнять. В России отсутствует данная система, но активно рассматриваются вопросы о введении пробации и в нашей стране. Опыт применения системы пробации в ряде стран показал, что данная система значительно снижает возможность рецидива.

Шестую причину (мягкая, несоответствующая содеянному, ответственность за преступление) имеет смысл рассмотреть подробнее. Данную ситуацию можно объяснить тем, что со стороны государства отсутствует реакция на деяния подростков, не представляющие большой общественной опасности. Кроме того, происходящая в последнее время «либерализация» законодательства, объясняемая всеобщей «гуманизацией» и необходимостью соответствовать «европейским стандартам», в стране, не полностью восстановившей экономику после ряда кризисов, вряд ли может содействовать уменьшению преступности.

Например, применение п. 1 ст. 90 или п. 1 ст. 92 УК РФ, по которым «несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления неболь-

шой или средней тяжести может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия»3, играет скорее не воспитательную и профилактическую роль, а стимулирует малолетнего на повторение преступлений, формируя чувство безнаказанности за преступные деяния.

Способствует формированию чувства безнаказанности и применение п. 6 ст. 88 УК РФ: «Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые» .

Игнорирование принципа о том, что наказание должно быть соразмерно содеянному, нивелирует саму систему наказания. Д. А. Корецкий [3, с. 2 - 5] отмечает, что в настоящее время необходим радикальный пересмотр самой концепции борьбы с преступностью в направлении ужесточения ее форм и методов. Концептуальные подходы при этом «должны опираться на криминологические знания о реальном состоянии преступности в целом и отдельных ее видов» [3, с. 4]. Учитывая современную реальность, с этими высказываниями трудно не согласиться.

Более того, представляется правильным немедленное и строгое реагирование на любой проступок (в том числе и преступление), впервые совершенный несовершеннолетним.

И даже еще более того, за такие проступки имеет смысл применить к несовершеннолетнему такую меру пресечения, как кратковременное помещение его в изолятор временного содержания (ИВС). При этом следует отметить, что и сами ИВС должны подвергнуться реорганизации - несовершеннолетних и молодежь, впервые подвергнувшиеся подобному наказанию, целесообразно, по-видимому, содержать в изолированных помещениях. В этом случае задержанный не будет подвержен влиянию сокамерников, даже таких же несовершеннолетних, как и он сам, и сможет более полно прочувствовать и оценить вину содеянного им. Ведь давно известно, что ожидание наказания страшнее самого наказания.

Д. А. Корецкий на основании собственного опыта отмечает в той же статье, что «при задержании подростка в качестве подозреваемого <...> у него происходит резкая переоценка своего поведения и пересмотр границ допустимого в поведении» [3, с. 3], и поэтому «наибольшим превентивным воздействием обладает применение кратковременных, но строгих мер воздействия (например, ареста на срок от трех до тридцати суток) за первое же совершенное преступление» [3, с. 3]. Как считает Д. А. Корецкий, такая мера «способна воспрепятствовать закреплению антиобщественной установки».

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.05.2020).

4 Там же.

В основу идеологии борьбы как с преступностью несовершеннолетних и молодежи, так и вообще с преступностью должны быть, по-видимому, положены два основных принципа:

1) наказание должно быть соразмерно содеянному;

2) риск совершения преступления должен превышать возможную выгоду.

Существуют и другие причины, которые оказывают определенное влияние на развитие подростковой преступности: равнодушное отношение родителей к воспитанию детей, влияние пропаганды насилия и жестокости в зарубежных фильмах, отсутствие должного патриотического воспитания. Лишь преодолев все вышеуказанные причины, мы сможем заметить прогресс в уменьшении количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Важно отметить, что государство в последние годы уделяет активное внимание идеологическому и патриотическому воспитанию молодежи, тем самым осуществляя профилактику правонарушений среди лиц данной группы. Для более действенной профилактики необходима лишь совместная и согласованная работа органов государственной власти, МВД и образовательных организаций.

Заключение. Одним из основных выводов по всему вышесказанному является то, что необходимо выделить законодательным путем группу «молодежной преступности». Основанием для этого служат личностные особенности в разные возрастные периоды.

Исходя из современных реалий, следует уделять больше внимания профилактике преступлений несовершеннолетних, обращать особое внимание на правовое воспитание личности, возродить практику летних лагерей, чтобы повысить занятость несовершеннолетних и предостеречь их от попадания в группы с девиантным поведением и преступным умыслом.

Необходимо также ужесточить ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления, положив в основу следующие принципы: наказание должно быть соразмерно содеянному; риск совершения преступления должен превышать возможную выгоду.

Список литературы

1. Блясова И. Ю. Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Право. 2012. № 29 (283). С. 53 - 57.

2. Михайлова А. 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/article/ 526482/#ixzz3nDzTsK3k (дата обращения: 12.05.2020).

3. Корецкий Д. А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность. 2004. № 5. С. 2 - 5.

References

1. Blyasova I.Yu. [Psychological, pedagogical, genetic and social factors that determine the socially dangerous behavior of minors], Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser.: Pravo [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series: Law], 2012, no. 29 (283), pp. 53-57. (In Russ.).

2. Mikhaylova A. [7 main causes of juvenile delinquency and ways to solve them], GARANT.RU. available at: http://www.garant.ru/article/ 526482/#ixzz3nDzTsK3k (accessed 12 May 2020).

3. Koretskiy D.A. [Ideological problems of combating crime], Zakonnost' [Legality], 2004, no. 5, pp. 2-5. (In Russ.).

Youth Crime: Problems and Solutions

A. I. Belsky, Cand. of Legal Sci., Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Police Colonel, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;

sembel77@yandex.ru

E. N. Lykov, Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Police Lieutenant, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;

likedik@mail.ru

The article deals with issues related to crimes committed by minors. Special attention is paid to the issue of the emergence of juvenile delinquency and the reasons that affect its spread. The causes of the emergence of juvenile delinquency, the determination of crime by biological or social factors, the role of the environment in the formation of juvenile criminal behavior and ways to reduce and eradicate youth crime are discussed. The article considers ways to solve problems related to the growth of crimes committed by minors. It is proposed to allocate and legislatively approve "youth crime" as a category of crimes. It includes a group of young people aged 18-24, and is considered a mandatory transition stage between juvenile and "adult" crimes. The article also proposes methods for preventing youth crime and measures to combat it.

Keywords: crime; minors; youth crimes; causes; prevention.

© А. И. Бельский, 2020 © Э. Н. Лыков, 2020 Статья поступила в редакцию 19.04.2020

При цитировании использовать:

Бельский А. И., Лыков Э. Н. Молодежная преступность: проблемы и пути решения // Право: история и современность. 2020. № 3(12). С. 84 - 91. doi: 10.17277/pravo.2020.03.pp.084-091

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.