КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕдОВАНИя УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
DOI: 10.12737/jflcl.2020.041
Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан: криминологическая характеристика и меры правового воздействия
АНТОНОВА Елена Юрьевна, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Хабаровского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, доцент
Россия, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134
E-mail: [email protected]
В статье поднимаются проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, разработки эффективных мер правового воздействия на несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе нарушивших уголовный закон, на примере Республики Казахстан. Выбор данной страны для анализа обусловлен снижением в ней уровня преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их соучастии, на фоне проведенной правовой реформы.
Цель исследования — выявление положительного опыта Казахстана в реализации государственной политики по предупреждению преступности несовершеннолетних, разработка предложений, направленных на совершенствование мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних лиц с девиантным поведением, а также реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Рассматривается криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в Казахстане, анализируются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, нарушивших нормы уголовного законодательства, а также иные меры правового воздействия на указанных лиц.
Выводы: уголовно-правовые меры воздействия на несовершеннолетних лиц, нарушивших уголовный закон, не всегда являются эффективными, о чем свидетельствует количество повторно совершаемых несовершеннолетними уголовных правонарушений. В свою очередь, очевидна эффективность мер, направленных на повышение правовой культуры молодежи, внедрение в правовую систему государства ювенальной юстиции, профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, предупреждение преступных и иных противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними, в том числе до наступления возраста уголовной ответственности, а также реабилитацию и социальную адаптацию молодых людей, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, меры уголовно-правового воздействия, принудительные меры воспитательного характера, пробационный контроль, реабилитация, социальная адаптация, не связанные с лишением свободы наказания.
Для цитирования: Антонова Е. Ю. Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан: криминологическая характеристика и меры правового воздействия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 5. С. 48—64. DOI: 10.12737/jflcl.2020.041
Несовершеннолетние, вовлеченные в преступную В Послании народу Казахстана Президент Респуб-
деятельность, представляют угрозу национальной без- лики Казахстан — Лидер нации Нурсултан Назарба-
опасности любого государства. Для выработки эффек- ев отметил: какой наша страна будет в будущем, на-
тивных мер уголовно-правового воздействия на лиц, прямую зависит от того, что мы сегодня воспитыва-
не достигших 18-летнего возраста, нарушивших уго- ем в наших детях1.
ловный закон, представляется целесообразным обра- В связи с этим правильным представляется мнение
титься к опыту зарубежных стран с целью выявления о том, что государству необходимо обратить серьезное
положительных результатов, которые могут оказать- внимание на выработку эффективных механизмов по
ся полезными при совершенствовании отечественной _
системы мероприятий, направленных на предупреж- 1 См.: Послание Президента Республики Казахстан — Ли-
дение преступности несовершеннолетних. В рамках дера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стра-
настоящей статьи обратимся к опыту Республики Ка- тегия "Казахстан-2050": новый политический курс состояв-
захстан — страны, имеющей общий с Россией опыт шегося государства». URL: https://www.akorda.kz/ru/events/
построения правовой системы и единое историко- astana_kazakhstan/partitipation_m_events/poslanie-prezidenta-
политическое прошлое, а также добившейся, на наш respuWiki-kazahstan-lidera-mtii-nursUtana-nazarbaeva-narodu-
взгляд, положительных результатов в снижении уров- kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (дата
ня преступности несовершеннолетних лиц. обращения: 15.03.2020).
5000
4500
4000
3500
3000 \ /-- ——_ _ _ _
2500 - - _ / /
2000 / /
1500 ^ / /
1000
500
0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Зарегистрировано преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии 4006 4108 4670 4284 3561 2944 3343 3148 2949 2650
Несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности 3293 2929 2553 2040 1346 3338 3343 3156 3136 2824
- Зарегистрировано преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии
---Несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности
Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, и количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности в Республике Казахстан (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2010—2019 гг.).
профилактике и предупреждению противоправного поведения со стороны несовершеннолетних, поскольку, встав на путь совершения преступлений, они трудно поддаются исправлению и перевоспитанию, а соответственно, представляют собой резерв для взрослой и рецидивной преступности2.
Еще в 2013 г. ученые писали, что Республика Казахстан занимает одну из лидирующих позиций в ряду стран, в которых наблюдается усугубляющаяся тенденция к «омоложению» преступности и увеличению количества подростков, совершающих правонарушения3.
Данные и иные обстоятельства обусловили необходимость обратить внимание на уровень правовой культуры и разработать ряд государственных мер по противодействию социально-негативных явлений, имеющих место в молодежной среде. В частности, в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 г. «Казахстан 2020: путь в будущее»4 были намечены задачи, направлен-
ные на обеспечение реализации всех необходимых мер по повышению правовой культуры и воспитанию у молодежи уважения к государству как гаранту обеспечения ее прав и свобод; противодействию правовому нигилизму среди молодежи, внедрению стандартов «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям; совершенствованию системы ювеналь-ной юстиции, конкретизации мер для профилактики безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних; реабилитации, а при необходимости реинтеграции в общество — особенно через учебные заведения — молодых людей, которые содержатся под стражей или отбывают наказание в виде тюремного заключения.
Предпринимаемые меры в целом оказали положительное влияние на преступность несовершеннолетних в стране. Обратимся к данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК5 (рис. 1).
2 См.: СадыковаК. К. Проблемы профилактики правонару-шений среди несовершеннолетних в Казахстане // Актуальные проблемы современности. 2019. № 1 (23). С. 46.
3 См.: Болеев Т. К., Гущина В. Д. Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 137.
4 Утв. постановлением Правительства РК от 27 февраля
2013 г. № 191. URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_
respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/hozyaystvennaya_ deyatelnost/id-P1300000191/ (дата обращения: 15.03.2020).
5 Статистические отчеты. Отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования: Форма № 1-М. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. URL: https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat (дата обращения: 20.03.2020).
Статистические данные, представленные на рис. 1, показывают, что в 2011 г. был зафиксирован прирост преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, на 2,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (далее — АППГ) и снижение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, на 11,1%, в 2012 г. — прирост преступлений на 13,7% и снижение привлеченных к уголовной ответственности на 12,8%, в 2013 г. — снижение преступлений на 8,3% и привлеченных к уголовной ответственности на 20%, в 2014 г. — снижение преступлений на 16,9% и привлеченных к уголовной ответственности на 34%, в 2015 г. — снижение преступлений на 17,3% и прирост привлеченных к уголовной ответственности на 148%, в 2016 г. — прирост преступлений на 13,6% и привлеченных к уголовной ответственности на 0,15%, в 2017 г. — снижение преступлений на 5,8% и привлеченных к уголовной ответственности на 5,6%, в 2018 г. — снижение преступлений на 6,3%, в 2019 г. — снижение преступлений на 10,1% и привлеченных к уголовной ответственности на 10,5%.
Таким образом, можно констатировать, что в стране с 2014 г. наметилась отрицательная динамика регистрируемой преступности несовершеннолетних. В 2019 г. снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами или при их соучастии, по отношению к 2010 г. составило 33,8% и к 2014 г. — 25,6%.
Конечно, уменьшение статистических показателей регистрируемой преступности несовершеннолетних может быть обусловлено проведенной в стране правовой реформой, которая коснулась и вопросов уголовной ответственности, и наказания рассматриваемой категории лиц. Соответствующие корректировки по вопросам уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, нашли отражение, например, во вступивших с 1 января 2015 г. в силу новых Уголовном кодексе РК 2014 г.6, Уголовно-процессуальном кодексе РК 2014 г.7 и Уголовно-исполнительном кодексе РК 2014 г.8, а также Законе РК от 30 декабря 2016 г. № 38-У1 «О пробации»9.
Несмотря на то что исследования, проведенные Институтом законодательства и правовой информации Республики Казахстан, демонстрируют нестабильность данных нормативных правовых актов, что во многом объясняется несистемным планированием
6 URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=31575252#pos=4;-106 (дата обращения: 25.03.2020).
7 URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=31575852#pos=583;-190 (дата обращения: 25.03.2020).
8 URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577723 (дата обращения: 10.04.2020).
9 URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_
id=36232217#pos=1;-8.
ведения законотворческой работы10, а период адаптации новых уголовно-правовых норм завершился, в стране продолжает фиксироваться отрицательная динамика преступности несовершеннолетних.
Оценивая эффективность мер, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних, необходимо обратить внимание и на демографические факторы, которые могут оказать влияние на уровень преступности. В частности, ученые отмечают, что на сокращение преступности несовершеннолетних может влиять снижение численности подросткового населения11. Поэтому о действительном снижении уровня преступности несовершеннолетних в стране можно говорить только при одновременном уменьшении абсолютных и относительных показателей.
Отметим, что с 2000 г. в Республике Казахстан наблюдается рост рождаемости, а соответственно, к рассматриваемому периоду времени (2015—2019 гг.) увеличилось и число несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности.
Как видно из рис. 1, абсолютный показатель преступлений, совершаемых в Республике Казахстан несовершеннолетними или при их соучастии, начал сокращаться с 2012 г. При этом согласно статистическим данным Министерства национальной экономики РК12 в 2000 г. насчитывалось 1 196 772 несовершеннолетних лица в возрасте 14—17 лет, в 2011 г. — 1 655 022, в 2012 г. — 1 005 869, в 2013 г. — 951 879, в 2014 г. — 910 848, в 2015 г. — 890 895, в 2016 г. — 886 075, в 2017 г. — 893 379, в 2018 г. — 918 943, в 2019 г. — 958 938 несовершеннолетних. Анализ указанных показателей и данных, представленных на рис. 1, показывает, что удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2000 г. (зарегистрировано 7539 преступлений, совершенных несовершеннолетними) составил 0,6%, в 2011 г. — 0,39%, в 2012 г. — 0,46, в 2013 г. — 0,45, в 2014 г. — 0,39, в 2015 г. — 0,33, в 2016 г. — 0,37, в 2017 г. — 0,36, в 2018 г. — 0,32, в 2019 г. — 0,28%, т. е. сократился.
С учетом того что именно с момента вступления в силу указанных выше нормативных правовых актов в Республике Казахстан, а также в связи с ростом в этот временной период числа несовершеннолетних лиц, достигших возраста, с которого наступает уго-
10 См.: Анализ стабильности отдельных законодательных актов в сфере правоохранительной деятельности: научное издание / под ред. Р. К. Сарпекова. Нур-Султан, 2019. С. 5, 9—52, 123.
11 См.: Лелеков В. А., Бородин А. Д. Демографические процессы и преступность // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 4. С. 214—218.
12 См.: Дети Казахстана: статистический сборник. Астана, 2017. С. 10; Дети Казахстана 2014—2018: статистический сборник. Нур-Султан, 2019. С. 6.
4000 3000 2000 1000 0
3338 3343 3156 3156 2824
1438 1502 1455 1395 1091
544 536 495 503
2015
2016
2017
2018
2019
I | Количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности I | Из них совершивших преступление в группе | С участием взрослых
Рис. 2. Количество несовершеннолетних, совершивших уголовные правонарушения в Республике Казахстан, в том числе в группе и с участием взрослых лиц (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2015—2019 гг.).
ловная ответственность, фиксируется отрицательная динамика преступности несовершеннолетних, следует подробнее остановиться подробнее на анализе криминологических показателей 2015—2019 гг.
С 2015 г. увеличилось количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, по сравнению с числом регистрируемых преступлений, совершенных данной категорией лиц или при их соучастии. Представляется, что это обусловлено достаточно высоким процентом преступлений, совершаемых несовершеннолетними в Республике Казахстан в группе, в том числе с участием взрослых лиц.
При этом взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение уголовных правонарушений, выявляются не во всех случаях. Так, в 2015 г. было зарегистрировано 35 преступлений, предусмотренных ст. 132 УК РК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений), в 2016 г. — 28, в 2017 г. — 32, в 2018 г. — 12, в 2019 г. — 11 преступлений.
Из представленных на рис. 2 статистических данных видно, что в 2015 г. 43,1% несовершеннолетних (от общего количества несовершеннолетних лиц, привлеченных в Республике Казахстан к уголовной ответственности) совершили преступление в группе, из них 37,8% с участием взрослых лиц; в 2016 г. — 44,9 и 35,7% соответственно; в 2017 г. — 46,1 и 34%; в 2018 г. — 44,2 и 36,1%; в 2019 г. — 38,6 и 40,6% несовершеннолетних. В группах с участием взрослых от общего количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, в 2015 г. совер -шили преступление 16,3% несовершеннолетних; в 2016 г. — 16,03%; в 2017 г. — 15,7; в 2018 г. — 15,9; в 2019 г. — 15,7%. Таким образом, процент групповых преступлений, в том числе с участием взрослых лиц, остается в Республике стабильно высоким.
Среди несовершеннолетних, совершающих преступления в Республике Казахстан, преобладают лица мужского пола. Так, в 2015 г. из числа несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, только 308 (9,2%) являлись лицами женского по-
ла; в 2016 г. — 279 (8,3%); в 2017 г. — 220 (7%); в 2018 г. — 242 (7,7%); в 2019 г. — 193 (6,8%).
Ученые объясняют такой низкий процент преступлений со стороны несовершеннолетних лиц женского пола психофизиологическими особенностями девочек (по сравнению с мальчиками они менее вспыльчивы и импульсивны), а также большей строгостью в воспитании девочек, контролем и надзором за ними в Казахстане13. Нельзя сбрасывать со счетов и демографические показатели, согласно которым количество мальчиков в Республике преобладает над численностью девочек (например, несовершеннолетних лиц мужского пола в возрасте 15—17 лет в 2016 г. в государстве насчитывалось 340,1 тыс., а женского пола этой же возрастной группы — 324,6 тыс.14, в 2019 г. — 338,5 тыс. и 322,3 тыс. соответственно15).
Обратимся к нормативным правовым актам, регламентирующим порядок привлечения несовершеннолетних лиц в Республике Казахстан к уголовной ответственности. Начнем с того, что в соответствии с Уголовным кодексом РК общий возраст, с которого наступает уголовная ответственность, составляет 16 лет, а за отдельные преступления, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 2 ст. 15, — с 14 лет. В целом подход казахского законодателя к отнесению того или иного преступления к числу тех, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, является традиционным как для национального законодательства, так и в целом для стран ближнего зарубежья (ранее входивших в состав СССР).
13 См.: Наурзалиева С. М. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Республике Казахстан: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2018. С. 74—75.
14 См.: Дети Казахстана: статистический сборник. С. 10.
15 См.: Демографические характеристики. Численность детей по полу и возрасту. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. URL: https://bala.stat.gov.kz/chislennost-detej-po-polu-i-vozrastu/ (дата обращения: 20.03.2020).
2500
2226 2215
2000
1500
1000
624 716
500 331 284 223
0 И 34 И 29
2147
2207
653
235
1819
594
253
637
2015
2016
2017
2018
2019
I | Преступления небольшой тяжести Н Тяжкие преступления
I I Преступления средней тяжести Щ Особо тяжкие преступления
Рис. 3. Количество несовершеннолетних 14—15 лет и 16—17 лет, привлеченных к уголовной ответственности за преступления по категориям в Республике Казахстан (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2015—2019 гг.).
Во-первых, законодатель включил в этот перечень только умышленные деяния, в основном относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений. По общему правилу считается, что такие преступления обладают повышенной степенью общественной опасности. Только несколько преступлений из данного перечня являются преступлениями средней тяжести — квалифицированный состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 107 УК РК), квалифицированный состав кражи (ч. 2 ст. 188 УК РК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 273 УК РК), квалифицированный состав хулиганства (ч. 2 ст. 293 УК РК), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 314 УК РК), основной состав умышленного приведения в негодность транспортных средств или путей их сообщения (ч. 1 ст. 350 УК РК).
При этом следует иметь в виду, что УК РК подразделяет все уголовные правонарушения на проступки и преступления. Несовершеннолетние в возрасте 14—15 лет крайне редко привлекаются к ответственности за проступки (в 2015 г. — 1 и в 2017 г. — 2), преступления небольшой тяжести (в 2015 г. — 5; в 2016 г. — 5; в 2017 г. — 1; в 2018 г. — 1; в 2019 г. — 1) и особо тяжкие преступления (в 2015 г. — 5; в 2016 г. — 11; в 2017 г. — 12; в 2018 г. — 10; в 2019 г. — 8). Большая часть совершаемых несовершеннолетними лицами возрастных групп 14—15 лет и 16—17 лет преступлений относится к категории средней тяжести, о чем свидетельствуют статистические данные, представленные на рис. 3.
Следует обратить внимание на тот факт, что несовершеннолетние в возрасте 16—17 лет чаще совершают преступления по сравнению с представителями возрастной группы 14—15 лет. Так, в 2015 г. 551 несовершеннолетний в возрасте 14—15 лет (24,8% от общего числа несовершеннолетних, привлеченных к ответственности за преступления средней тяжести) был привлечен к уголовной ответственности за преступления средней тяжести; в 2016 г. — 530 (23,9%);
в 2017 г. — 497 (23,1%); в 2018 г. — 604 (27,4%); в 2019 г. — 409 несовершеннолетних (22,5%). За совершение тяжких преступлений в 2015 г. привлечено к уголовной ответственности 126 несовершеннолетних этой же возрастной группы (20,2% от общего числа несовершеннолетних, привлеченных к ответственности за тяжкие преступления); в 2016 г. — 147 (20,5%); в 2017 г. — 142 (21,7%); в 2018 г. — 109 (18,4%); в 2019 г. — 148 несовершеннолетних (23,2%).
Во-вторых, в этот перечень включены преступления, которые, очевидно, являются общественно опасными и уголовно наказуемыми. Таким образом, законодатель исходит из того, что лица, достигшие 14-летнего возраста, способны осознавать общественную опасность и противоправность перечисленных в ч. 2 ст. 15 УК РК преступлений.
В-третьих, преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 15 УК РК, имеют наибольшую распространенность именно среди несовершеннолетних лиц. Исключение составляют преступления террористического характера и экстремистской направленности, за совершение которых предусмотрено снижение возраста уголовной ответственности до 14 лет, что обусловлено мировыми тенденциями, направленными на усиление мер по противодействию данным общественно опасным деяниям и вовлечением в их совершение несовершеннолетних лиц.
Так, анализ статистических данных16 за 2015— 2019 гг. показывает, что в Республике Казахстан в 2015 г. несовершеннолетние не привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности. В 2016 г. шесть несовершеннолет-
16 Статистические отчеты. Отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования: Форма № 1-М. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. URL: https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat (дата обращения: 20.03.2020).
3000 _
2602 2688 2547 2498 2233
!| I | ^ I
2015 2016 2017 2018 2019
| Уголовные правонарушения против личности
И Уголовные правонарушения против собственности
I | Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка
I | Уголовные правонарушения против здоровья населения и нравственности
Рис. 4. Количество несовершеннолетних лиц, совершивших уголовные правонарушения в Республике Казахстан (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2015—2019 гг.)
них лиц в возрасте 16—17 лет были привлечены к уголовной ответственности за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма и один несовершеннолетний — за создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. В 2017 г. только один несовершеннолетний в возрасте 16—17 лет был привлечен к ответственности за акт терроризма и два несовершеннолетних этой же возрастной группы — за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма. В 2018 г. один несовершеннолетний в возрасте 16—17 лет был привлечен к ответственно -сти за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма и один — за создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. В 2019 г. два несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет и два в возрасте 16— 17 лет привлечены к уголовной ответственности за создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. Таким образом, можно заключить, что преступления террористического характера и экстремистской направленности являются нетипичными для несовершеннолетних в Республике Казахстан.
Из представленных на рис. 4 статистических данных видно, что несовершеннолетние чаще всего совершают преступления против собственности. В 2015 г. их количество составило 77,9% от общего числа несовершеннолетних лиц, привлеченных к уголовной ответственности; в 2016 г. — 80,4%; в 2017 г. — 80,7; в 2018 г. — 79,2; в 2019 г. — 79,1%.
Считаем, что основной детерминантой преступлений против собственности среди несовершеннолетних может являться бедность. Несмотря на предпринимаемые государством меры по экономическому развитию и улучшению благосостояния народа, уровень неравенства между регионами Казахстана, в том числе с точки зрения детской бедности, является достаточно высоким. В 2017 г. доход на душу населения составлял 154 457 тенге (409 долл. США) в месяц, этот же показатель в Южном Казахстане со-
ставил всего 42 506 тенге (113 долл. США) в месяц. В 2016 г. в Казахстане был проведен социологический опрос о проблемах, возникающих по причине бедности. 3,8% респондентов отметили, что им не хватает денег на еду, 9,6% указали, что едва покрывают потребности в еде и испытывают трудности с покупкой одежды и оплатой жилья. 4,1% родителей сообщили, что не имеют возможности покупать детскую одежду, 3,8% опрошенных покупают фрукты для детей нерегулярно и 1,3% не могут дать своим детям денег на обеды в школе17. Отметим, что в Казахстане действует комплексная политика социальной защиты, которая включает программы по социальной помощи малообеспеченным семьям, но в настоящее время они являются недостаточно эффективными.
Наиболее типичными видами преступлений против собственности, совершаемых несовершеннолетними в Республике Казахстан, являются кражи, грабежи и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Так, в 2015 г. за совершение кражи к уголовной ответственности привлечены 457 несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет (28,6% от всех несовершеннолетних, совершивших кражу) и 1142 (71,4%) — в возрасте 16—17 лет; в 2016 г. — 469 (28%) и 1 205 (72%); в 2017 г. — 431 (26%) и 1 225 (74%); в 2018 г. — 497 (31%) и 1109 (69%); в 2019 г. — 374 (26,4%) и 1041 (73,6%) несовершеннолетних соответственно.
За грабеж в 2015 г. привлечены к уголовной ответственности 71 несовершеннолетний в возрасте 14— 15 лет (14,1% от всех несовершеннолетних, совершивших грабеж) и 432 (85,9%) — в возрасте 16—17 лет; в 2016 г. — 97 (17%) и 475 (83%); в 2017 г. — 75 (13,7%) и 474 (86,3%); в 2018 г. — 64 (12,6%) и 443 (87,4%); в 2019 г. — 67 (16,1%) и 348 (83,9%) несовершеннолетних соответственно.
За неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
17 См.: Анализ положения детей в Республике Казахстан. Нур-Султан, 2019. С. 50—51.
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
3338 3343 3343
3156 3156 2824 2824
227 460 472 378 414
■а ■■ ■■
2015
2016
2017
2018
2019
И Количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности | Из них ранее совершавших преступления
Рис. 5. Количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших уголовные правонарушения в Республике Казахстан, в том числе ранее совершавших преступления (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2015—2019 гг.).
в 2015 г. привлечены к уголовной ответственности 30 несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет (18,5% от всех несовершеннолетних, совершивших угон) и 132 (81,5%) — в возрасте 16—17 лет; в 2016 г. — 19 (12,3%) и 135 (87,7%); в 2017 г. — 19 (20,9%) и 72 (79,1%); в 2018 г. — 37 (25,7%) и 107 (74,3%); в 2019 г. — 16 (12,8) и 109 (87,2%) несовершеннолетних соответственно.
Второе место занимают преступления против общественной безопасности и общественного порядка. При этом чаще всего из этой группы преступлений совершаются хулиганства. В 2015 г. зарегистрировано 400 фактов уголовно наказуемого хулиганства (95%), из них 30 (7,5%) совершены лицами в возрасте 14—15 лет; в 2016 г. — 296 (88,8%) и 52 (17,6%) соответственно; в 2017 г. — 269 (89,4%) и 57 (21,2%); в 2018 г. — 317 (92,9%) и 80 (25,2%); в 2019 г. — 202 факта уголовно наказуемого хулиганства (69,4%), из них 56 преступлений (27,7%) совершены лицами в возрасте 14—15 лет.
Замыкают тройку «лидеров» преступления против личности, из которых несовершеннолетние чаще всего умышленно причиняют тяжкий или средней тяжести вред здоровью и совершают убийства или покушение на убийство.
Так, в 2015 г. за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью к уголовной ответственности привлечены 10 несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет (20,4% от всех несовершеннолетних, совершивших данное преступление) и 39 (79,6%) — в возрасте 16— 17 лет; в 2016 г. — 10 (16,1%) и 52 (83,9%); в 2017 г. — 16 (25%) и 48 (75%); в 2018 г. — 19 (26%) и 54 (74%); в 2019 г. — 18 (24,7%) и 55 (75,3%) несовершеннолетних соответственно. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью в 2015 г. совершили 7 несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет (12,7%) и 48 (87,3%) — в возрасте 16—17 лет; в 2016 г. — 9 (16,4%) и 46 (83,6%); в 2017 г. — 13 (20,3%) и 51 (79,7%); в 2018 г. — 5 (8,6%) и 53 (91,4%); в 2019 г. — 4 (6,7%)
и 56 (93,3%) несовершеннолетних соответственно. За убийство в 2015 г. привлечены 2 несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет (10,5%) и 17 (89,5%) — в возрасте 16—17 лет; в 2016 г. — 3 (25%) и 9 (75%); в 2017 г. — 5 (23,8%) и 16 (76,2%); в 2018 г. — 2 (9,5%) и 19 (90,5%); в 2019 г. — 3 (16,7%) и 15 (83,3%) несовершеннолетних соответственно.
Таким образом, из представленных данных видно, что, несмотря на снижение общего количества регистрируемых преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами, их количество имеет тенденцию к увеличению со стороны лиц в возрасте 14— 15 лет.
Кроме того, несмотря на общее снижение регистрируемой преступности среди несовершеннолетних, нельзя не учитывать и высокий уровень их ла-тентности. Очевидцы и иные лица, как правило, не сообщают в правоохранительные органы о фактах совершения несовершеннолетними преступлений, воспринимая их как проявление озорства, незрелости, шалости (хулиганские действия, небольшие кражи)18. Кроме того, высокую латентность преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами, ученые объясняют тем, что во многих образовательных организациях имеется практика умалчивания фактов правонарушений учащимися. Выявляя факты совершения ими мелких хищений, умышленного повреждения имущества, причинения побоев, администрация ограничивается собственными воспитательными мерами19. Но, как показывает практика,
18 См.: Наурзалиева С. М. Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 33.
19 См.: Антонян Ю. М., Гончарова М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 92—94. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-87-100.
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
3156
2824
1839
1808
1297
1268
959
2015
2016
2017
2018
2019
| Количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности И Из них учащихся I | Не работающих, не учащихся
Рис. 6. Характеристика несовершеннолетних лиц, совершивших уголовные правонарушения в Республике Казахстан (данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 2015—2019 гг.).
должного эффекта такие меры воспитательного воздействия не имеют и это чаще всего приводит к повторному совершению противоправных деяний со стороны несовершеннолетних лиц20.
Стабильно высоким и имеющим тенденцию к увеличению остается и процент повторной преступности несовершеннолетних лиц, о чем свидетельствуют данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, представленные на рис. 5.
Статистические данные, приведенные на рис. 5, показывают, что в 2015 г. из общего количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, 6,8% ранее совершали преступление, в 2016 г. — 13,8%; в 2017 г. — 14,9; в 2018 г. — 12; в 2019 г. — 14,7%.
Интересными представляются и данные о количестве несудимых несовершеннолетних лиц, но на момент совершения преступления состоявших на учете в специализированном органе. Так, в 2015 г. из общего количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, 173 (5,2%) состояли на учете; в 2016 г. — 359 (10,7%); в 2017 г. — 421 (13,3%); в 2018 г. — 329 (10,4%); в 2019 г. — 360 несовершеннолетних (12,7%).
Отметим, что среди несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, большой процент занимают лица, нигде не работающие и не учащиеся (рис. 6).
Таким образом, в 2015 г. 36,7% несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, нигде не работали и не учились, в 2016 г. — 38,1%, в 2017 г. — 41,1, в 2018 г. — 40,2, в 2019 г. — 34%.
20 См.: Антонов И. М, Бойко Н. В. Некоторые особенности личности несовершеннолетних повторных преступников // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого международного круглого стола. 31 мая 2019 г. Ч. 1. Шахты, 2019. С. 115—118.
Кроме того, как известно, употребление алкогольных напитков, наркотических средств и иных психоактивных веществ неблагоприятным образом сказывается не только на здоровье населения, в том числе несовершеннолетнего возраста, но и на количестве совершаемых преступлений. Статистические данные о количестве совершаемых несовершеннолетними лицами преступлений в состоянии алкогольного опьянения свидетельствует о правильно выбранном в Республике Казахстан направлении государственной политики по формированию у молодого поколения здорового образа жизни. Так, в 2015 г. под воздействием алкоголя несовершеннолетними было совершено 145 преступлений, в 2016 г. — 127 (снижение на 12,4% по отношению к АППГ), в 2017 г. — 91 (на 28,3%), в 2018 г. — 71 (на 22%), в 2019 г. — 60 (снижение на 15,5% по отношению к АППГ). Стабильно невысоким остается в Республике процент преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического и токсического опьянения: в 2015 г. было зарегистрировано 2 преступления, в 2016 г. — 4, в 2017 г. — 7, в 2018 г. — 11, в 2019 г. — 5 преступлений.
Представленные данные о повторно совершаемых несовершеннолетними уголовных правонарушениях, а также о занятости данной категории лиц свидетельствуют о недостаточной эффективности применяемых к ним мер уголовно-правового, в том числе воспитательного, воздействия. Представляется, что основное внимание в связи с этим должно быть уделено работе по обеспечению досуга и занятости несовершеннолетних лиц, в том числе в спортивных секциях и учреждениях дополнительного образования (для детей из малообеспеченных семей такая возможность должна предоставляться бесплатно).
Отметим, что согласно опросу, проведенному Научно-исследовательским центром «Молодежь», 31% подростков Республики Казахстан в возрасте от 14 до 18 лет отметили, что постоянно сталкиваются с
трудностями при поиске работы21. А как показывают некоторые исследования, увеличение на 1% безработицы приводит к росту преступности на 8%22.
Трудоустройство играет важную роль и в процессе ресоциализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Но, как показывают социологические исследования, действующая служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных учреждений, сегодня развита слабо и требует реформирования23. Представляется целесообразным разработать систему мотивации (стимулирования) работодателей к трудоустройству несовершеннолетних лиц, в том числе освободившихся из мест лишения свободы (например, установление налоговых льгот, увеличение квот рабочих мест и т. д.).
Проанализируем меры уголовно-правового воздействия, которые в настоящее время предусмотрены в отношении несовершеннолетних лиц по уголовному законодательству Республики Казахстан.
Казахский законодатель предусмотрел для несовершеннолетних усеченную систему наказаний с сокращением их сроков и размеров, что соответствует мировой практике и принципу гуманизма. При этом после вступления УК РК в силу с 1 января 2015 г. законодатель дважды вносил изменения в ст. 81 УК РК в части урегулирования сроков и размеров наказания, а также мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Так, до 2017 г. несовершеннолетние отбывали наказание в воспитательных колониях общего режима, а несовершеннолетние мужского пола, ранее осужденные к лишению свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима. После внесенных изменений Законом РК от 18 апреля 2017 г. № 58-У1 наказание в виде лишения свободы отбывается несовершеннолетними, осужденными в РК, в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности для содержания несовершеннолетних. Данное изменение обусловлено проведенной в стране реформой уголовно-исполнительной системы.
21 См.: Анализ положения детей в Республике Казахстан. С. 54.
22 См.: Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2017 года / Е. Нурланов, М. Амангазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжа-нова и др. Астана, 2018. С. 42.
23 См.: ДакВ. С. Разработка и внедрение программы эффективной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, состоящих на пробационном контроле с учетом проблем постпенитенциарного сопровождения: аналитическая справка по результатам исследования
«Анализ текущей ситуации по ресоциализации осужденных в Восточно-Казахстанской области с вычленением проблем». Усть-Каменогорск, 2017. С. 6.
Считаем правильной позицию казахского законодателя о раздельном содержании несовершеннолетних лиц, впервые и повторно осужденных с назначением наказания в виде лишения свободы. Это позволяет исключить отрицательное воздействие на лиц, впервые осужденных, со стороны подростков с более устойчивой антисоциальной (криминальной) установкой.
Законом РК от 12 июля 2018 г. № 180-У1 существенно уменьшен размер штрафа для несовершеннолетних (до внесения изменений штраф назначался в размере от 10 до 250 месячных расчетных показателей (МРП), а после вступления Закона в силу — в размере от 5 до 100 МРП). Кроме того, изменена категория несовершеннолетних лиц, которым может быть назначено наказание в виде исправительных работ. Если до внесенных изменений данный вид наказания назначался несовершеннолетним, имеющим самостоятельный заработок или иной постоянный доход, в размере от 10 до 250 МРП, то после принятия Закона — имеющим самостоятельный заработок или иной постоянный доход в размере от 5 до 100 МРП.
В целом система наказаний для несовершеннолетних не включает наказания, которые нецелесообразно назначать несовершеннолетним в силу их правового положения (лишение права занимать определенную должность; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград), социального положения и психофизического развития (арест, конфискация имущества), а также обусловленные чрезмерной строгостью (лишение гражданства Республики Казахстан, выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, пожизненное лишение свободы, смертная казнь).
Итак, несовершеннолетним, нарушившим уголовно-правовой запрет, в Республике Казахстан могут быть назначены такие виды наказаний, как лишение права заниматься определенной деятельностью, штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы, лишение свободы.
Из регламентированной в уголовном законе системы наказаний суды чаще всего выбирают лишение свободы, несмотря на то, что в соответствии с Нормативным постановлением Верховного суда РК от 11 апреля 2002 г. № 6 «О судебной практике по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних и о вовлечении их в совершение уголовных правонарушений и иных антиобщественных действий»24 суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание
24 ТОк http://sud.gov.kz/rus/legislation/CAT01/79692/2002 (дата обращения: 20.03.2020).
Таблица 1
Количество осужденных несовершеннолетних в Республике Казахстан и виды наказаний по приговорам, вступившим в законную силу (данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК)
2015 2016 2017 2018
Всего осужденных 451 378 443 413
в том числе:
лишение свободы на определенный срок: 63 57 82 58
до года 3 0 1 1
от года до двух лет включительно 2 6 14 2
более 2 лет до 5 лет включительно 21 23 24 18
более 5 лет 37 28 43 37
штраф 1 1 - 2
осуждены условно 69 51 87 63
исправительные работы - - - -
привлечение к общественным работам 12 9 14 9
другие меры 306 260 260 281
его невозможно без изоляции от общества с указанием в приговоре мотивов принятого решения.
В таблице 1 приводятся данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан25 о количестве осужденных в стране несовершеннолетних лиц и видах наказаний, применяемых к ним в 2015—2018 гг.
Из представленных в табл. 1 данных следует, что в 2015 г. 13,9% несовершеннолетних были осуждены к реальному лишению свободы, а в отношении 15,3% несовершеннолетних наказание было назначено условно, в 2016 г. — 15,1 и 13,5%, в 2017 г. — 18,5 и 19,6%, в 2018 г. — 14 и 15,3% соответственно. Таким образом, можно заключить, что так же, как и в Российской Федерации, в Республике Казахстан чаще всего к несовершеннолетним применяется наказание в виде лишения свободы или условное осуждение.
Вместе с тем несмотря на то, что лишение свободы является основным видом уголовного наказания, применяемого к несовершеннолетним, число лиц рассматриваемых возрастных групп, содержащихся в местах лишения свободы в Республике Казахстан, является незначительным. Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2015 г. в местах лишения свободы содержались 69 несовершеннолетних, в 2016 г. — 44, в 2017 г. — 52, в 2018 г. — 43 несовершеннолетних (данные приводятся на конец года)26.
В связи с этим следует признать успешной политику Республики Казахстан, направленную на снижение «тюремного населения» в целом и количества несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которая была провозглаше-
25 См.: Дети Казахстана 2014—2018: статистический сбор -ник. С. 64.
26 Там же. С. 63.
на еще в 2009 г. и получила воплощение в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года27.
Важной и заслуживающей внимания российского законодателя, на наш взгляд, является политика Казахстана, направленная на развитие иных мер правового воздействия на несовершеннолетних лиц с деви-антным поведением, в том числе нарушивших уголовный закон.
Статья 531 УПК РК предписывает необходимость устанавливать при производстве досудебного расследования и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних следующие обстоятельства: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; 3) степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы; 4) влияние на несовершеннолетнего взрослых лиц и других несовершеннолетних.
Кроме того, судам предписывается выяснять индивидуально-личностные свойства несовершеннолетнего — такие как внушаемость, возбудимость, зависимость, склонность к браваде, лидерству, фантазированию и др., а также условия их жизни и воспитания (неблагополучная обстановка в семье, грубое, жестокое отношение к несовершеннолетним со стороны родителей, близких родственников и др.), уровень психического развития, особенности личности (наличие психического расстройства, неуравновешенность, вспыльчивость и др.), мотивы совершения уголовных правонарушений (детское озорство, «за компанию», зависть, мстительность и др.),
27 Утв. Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_(дата обращения: 15.03.2020).
влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц28.
Выяснение данных обстоятельств позволяет суду сделать правильный выбор эффективной меры правового воздействия на несовершеннолетнего, нарушившего уголовный закон, строго соблюдая индивидуальный подход к каждому лицу.
Важную роль в предупреждении повторного совершения преступлений играют принудительные меры воспитательного воздействия. В частности, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года сказано, что важнейшим направлением развития уголовного права является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим большой общественной опасности (несовершеннолетним и другим лицам).
Уголовный закон в связи с этим устанавливает, что несовершеннолетний, совершивший уголовный проступок или преступление небольшой тяжести либо впервые совершивший преступление средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если установлено, что его исправление возможно без привлечения к уголовной ответственности. Вместе с тем к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 83 УК РК).
Несовершеннолетний, впервые осужденный за совершение уголовного проступка или преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 83 УК РК).
Казахский законодатель предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия: 1) предупреждение; 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; 5) помещение в организацию образования с особым режимом содержания; 6) возложение обязательства принести извинения потерпевшему; 7) установление пробационного контроля.
Особый интерес для российского законодателя представляет такая мера воспитательного воздействия, как пробационный контроль.
28 См.: Нормативное постановление Верховного суда РК от 11 апреля 2002 г. № 6 «О судебной практике по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних и о вовлечении их в совершение уголовных правонарушений и иных антиобщественных действий». URL: http://sud.gov.kz/ rus/legislation/CAT01/79692/2002 (дата обращения: 20.03.2020).
Как отмечается в отчете о результатах первого антикоррупционного мониторинга уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РК, снижение численности «тюремного населения» одновременно предполагает укрепление развивающейся службы пробации, смещение акцентов деятельности уголовно-исполнительной системы в сторону превенции противоправного поведения, профилактики правонарушений29.
Порядок прохождения пробационного контроля регламентируется Законом РК от 30 декабря 2016 г. № 38-У1 «О пробации».
В соответствии со ст. 1 данного Закона под проба-цией понимается «система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений».
Закон предусматривает следующие формы проба-ции: а) пробационный контроль за исполнением лицами, состоящими на учете службы пробации, обязанностей, возложенных на них законом и судом (осуществляется службой пробации и полицией); б) оказание социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, направленной на ресоциализацию, социальную адаптацию и реабилитацию данных лиц.
Кроме того, в законе определяются основные направления по обеспечению ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация. В частности, таковые реализуются путем:
1) оказания социально-правовой помощи по вопросам получения медицинских услуг, получения среднего образования, овладения профессией, содействия в трудоустройстве, обеспечения психологического сопровождения, получения льгот и социальных выплат;
2) содействия в восстановлении и формировании поддерживающей системы социальных связей (социально-психологическое и психологическое консультирование, социальный патронаж, помощь в восстановлении семейных и иных социально-позитивных связей при условии взаимного согласия сторон);
3) социально-бытовой адаптации (обеспечение местом пребывания, организация реабилитационных мероприятий, привлечение к участию в культурных мероприятиях);
4) предоставления консультаций по социально-правовым вопросам.
29 См.: Отчет о результатах первого антикоррупционного
мониторинга уголовно-исполнительной системы Министер-
ства внутренних дел Республики Казахстан / М. Ч. Когамов, Ж. С. Косыбаев. Астана, 2018.
В процессе реализации пробации в отношении несовершеннолетних лиц необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности; привлекать семью и взаимодействовать с органами опеки и попечительства, а также с гражданами, общественными объединениями и иными юридическими лицами по вопросам оказания социально-правовой помощи несовершеннолетнему.
Например, в целях оказания социально-правовых услуг для реабилитации несовершеннолетних правонарушителей Департаментом уголовно-исполнительной системы по г. Астана и Карагандинской области заключен меморандум с общественным фондом «Право», который реализует проект «Разработка схемы альтернативного правосудия для несовершеннолетних, развитие системы социально-правовых услуг для реабилитации несовершеннолетних правонарушителей». В центре социально-правовой поддержки «Шанс» на добровольной основе проходят курсы психолого-социальной реабилитации несовершеннолетние, осужденные без изоляции от общества, состоящие на учете в службе пробации. Совместно с Представительством Penal Reform International (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии в Усть-Каменогорске запущен проект о досудебной стадии пробации для несовершеннолетних30.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2015 г. на учете в службе пробации состояли 292 несовершеннолетних лица, осужденных к условной мере наказания, исправительным и общественным работам, ограничению свободы и отсрочке исполнения приговора (64,7% от общего числа осужденных несовершеннолетних), в 2016 г. — 268 (70,9%), в 2017 г. — 297 (67%), в 2018 г. — 316 несовершеннолетних лиц (76,5%)31.
Положительным следует признать опыт внедрения и развития в Республике Казахстан ювеналь-ной юстиции, основные цели которой заключаются в повышении эффективности и качества отправления правосудия в отношении несовершеннолетних лиц; сокращении количества несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы; повышении эффективности применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Для реализации данных целей в Республике создаются специализированные подразделения по работе с преступностью среди несовершеннолетних, которые функционируют при министерствах юстиции, внутренних дел, образования и науки, а также в судах, прокуратурах, местных исполнительных органах и адвокатуре.
30 См.: Оценка ситуации в сфере ювенальной юстиции / CISC; Институт социального развития; Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. Астана, 2017. С. 214.
31 См.: Дети Казахстана 2014—2018: статистический сбор -ник. С. 64.
В стране успешно функционируют ювенальные суды — специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. Отмечается, что юве-нальный суд — это не только специализированный состав суда, но и новая форма судопроизводства, направленная, в первую очередь, на применение восстановительного правосудия. Основное внимание в таких судах направлено именно на воспитательные меры воздействия. В связи с этим примечательным является тот факт, что ювенальными судами, чаще по сравнению с районными и приравненными к ним судами, осужденным лицам назначаются меры наказания, не связанные с лишением свободы (в 55,8% случаев). Кроме того, при выявлении неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетнего — злоупотребление родителями алкогольными напитками, применение телесных наказаний и пр. — суд может вынести в адрес родителей частное определение, а несовершеннолетнего обязать пройти курс психологической коррекции в специальных центрах32.
В соответствии с Законом РК от 9 июля 2004 г. № 591-11 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»33 в стране создаются центры адаптации несовершеннолетних (далее — ЦАН). Данные центры находятся в ведении органов образования и обеспечивают прием и временное содержание в них следующих категорий несовершеннолетних:
1) безнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей;
2) оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся;
3) направляемых в специальные организации образования;
4) находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации.
По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан в стране статичным является показатель неблагополучных семей. Ежегодно на учете числятся около 10—12 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают свыше 15 тыс. детей. В конце 2018 г. на учете органов внутренних дел со-
32 См.: Анализ деятельности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. Астана, 2015. С. 13, 16. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god (дата обращения: 20.03.2020).
33 URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1049318 #pos=52;-48 (дата обращения: 25.03.2020).
Таблица 2
Количество лиц, находящихся в центрах адаптации несовершеннолетних (данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК)
2015 2016 2017 2018
Количество несовершеннолетних, находящихся в центрах адаптации несовершеннолетних, всего 7648 7109 7539 6953
в том числе:
оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих 991 1010 937 970
безнадзорных детей и подростков 6472 5843 6306 5830
направленных в специальные организации образования для детей с девиантным поведением 83 139 207 103
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации 102 117 89 50
стояли 9137 неблагополучных семей, в которых воспитывались 14 049 детей34.
Внимание государства к перечисленным категориям несовершеннолетних заслуживает одобрения, поскольку трудная жизненная ситуация, в том числе семейное неблагополучие (бедность, злоупотребление родителями алкогольными напитками, наркотическими средствами и другими психоактивными веществами, насилие и жестокое обращение со стороны родителей и др.) могут оказаться катализатором неправомерного (преступного) поведения.
В настоящее время в Республике Казахстан функционируют 20 ЦАН35. В табл. 2 показано количество находящихся в них несовершеннолетних в 2015— 2018 гг.
Таким образом, из представленных в табл. 2 статистических данных следует, что в 2018 г. в ЦАН находилось 14% несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; 83,8% безнадзорных и беспризорных; 1,5% направляемых в специальные организации образования для детей с девиантным поведением; 0,7% несовершеннолетних, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
В соответствии с Законом РК от 9 июля 2004 г. № 591-11 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» в стране также действуют: а) специальные организации образования (учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения), которые создаются в целях обеспечения вос-
34 См.: Доклад о положении детей в Казахстане в 2018 году. URL: http://ra.egemen.kz/artide/203211-doklad-o-polodgemi-detey-v-kazakhstane-v-2018-godu (дата обращения: 25.03.2020).
35 См.: Деятельность центров адаптации несовершеннолетних, специальных организаций образования. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Комитет по охране прав детей. URL: http://bala-kkk.kz/ru/node/32024 (дата обращения: 25.03.2020).
питания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно уклоняющихся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования, систематически совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающих иные антиобщественные действия;
б) организации образования с особым режимом содержания (учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения), которые создаются в целях обеспечения особых условий воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних. В такие организации помещаются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода:
совершившие особо тяжкие преступления или два и более общественно опасных деяния, в отношении которых досудебное расследование было прекращено в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо примирением;
в случаях, если они осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от уголовной ответственности и наказания.
Данные организации призваны осуществлять профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, а также обеспечивать социальную реабилитацию детей с девиантным поведением и формирование у них правосознания и правовой культуры. Социальная реабилитация заключается в реализации комплекса мер, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Таблица 3
Количество несовершеннолетних, находящихся в организациях для детей с девиантным поведением и особым режимом воспитания (по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК)
2015 2016 2017 2018
Численность детей, находящихся в организациях для детей с девиантным поведением и особым режимом воспитания, всего 237 233 162 300
в том числе по полу:
мальчики 140 120 139 197
девочки 97 113 23 103
в том числе по возрасту:
от 11 до 13 лет 31 16 17 29
от 13 до 16 лет 111 110 89 174
от 16 до 18 лет 95 107 56 97
в том числе по категориям:
злостно совершивших самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций 182 205 114 163
совершивших административные правонарушения 31 20 39 65
совершивших уголовно наказуемые деяния 19 8 9 55
совершивших иные антиобщественные действия 5 — — 17
В таблице 3 представлены данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан о количестве несовершеннолетних, находящихся в организациях для детей с девиантным поведением и особым режимом воспитания в 2015—2018 гг.
Из представленных в табл. 3 статистических данных видно, что процент несовершеннолетних лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и помещенных в организации для детей с девиантным пове -дением и особым режимом воспитания, является незначительным. В 2018 г. в данных организациях находилось 18,3% таких несовершеннолетних от количества лиц, направленных в них, и 1,7% от всех лиц, привлеченных в указанном году к уголовной ответственности. Больше всего в данных организациях находятся несовершеннолетние, злостно совершившие самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций (в 2018 г. их численность составила 54,3% от числа всех несовершеннолетних, находящихся в этих организациях).
Таким образом, в Республике Казахстан ведется активная профилактическая работа по предотвращению совершения несовершеннолетними лицами преступлений и иных правонарушений. Кроме того, политика государства направлена и на работу с несовершеннолетними лицами, нарушившими уголовный закон, с целью недопущения повторного совершения преступлений. Заслуживает одобрения внимание государства к данным лицам, а также несовершеннолетним, совершившим административные правонарушения и иные антиобществен-
ные действия. Представленные выше статистические данные демонстрируют определенные положительные результаты.
Проведенный анализ различных статистических показателей, а также нормативной правовой базы Республики Казахстан позволяет сделать вывод, что в результате принятых в 2015—2019 гг. правовых положений, а также проведенных мероприятий, направленных на снижение уровня преступности несовершеннолетних и развитие ювенальной юстиции, сократилось количество лиц в возрасте 14—17 лет, совершающих преступления.
Перспективными направлениями в государственной политике, направленной на предупреждение преступности несовершеннолетних не только в Республике Казахстан, но и в других странах, в том числе Российской Федерации, являются:
повышение уровня образования (Министерство образования и науки РК обращает внимание на необходимость раннего развития детей: чем раньше происходят инвестиции в жизненный потенциал, тем лучше перспективы человека. В частности, в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан указывается, что возврат инвестиций в раннее развитие детей составляет 7—10% ежегодно за счет экономии средств на последующее корректирующее образование, повышенной производительности труда, роста налоговых платежей и снижения преступности36);
36 См.: Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2016 года) /
повышение правовой культуры и правовой грамотности населения страны в целом и несовершеннолетних в частности;
обеспечение помощи несовершеннолетним, нуждающимся в социальной, материальной и правовой поддержке, в том числе освободившимся из мест лишения свободы;
пропаганда здорового образа жизни, в том числе вовлечение несовершеннолетних лиц в занятия физической культурой и спортом;
развитие у несовершеннолетних лиц нетерпимо -сти противоправного поведения;
обеспечение неотвратимой реакции государства на любые правонарушения, в том числе совершенные несовершеннолетними лицами;
внедрение и развитие системы ювенальной юстиции;
С. Ирсалиев, А. Култуманова, Э. Тулеков, Т. Булдыбаев и др. Астана, 2017. С. 151.
нейтрализация источников отрицательных влияний на несовершеннолетних, в первую очередь со стороны взрослых лиц, а также противоправного контента в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет;
профилактика безнадзорности и беспризорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних;
обеспечение условий досуга, отдыха и занятости (в том числе трудоустройства) несовершеннолетних лиц;
расширение сферы применения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних лиц, не связанных с лишением свободы;
развитие программ по социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
внедрение системы мотивации работодателей к трудоустройству лиц (в том числе несовершенно -летних), освободившихся из мест лишения свободы.
Библиографический список
Анализ деятельности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. Астана, 2015. URL: http:// sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god (дата обращения: 20.03.2020).
Анализ положения детей в Республике Казахстан. Нур-Султан, 2019.
Анализ стабильности отдельных законодательных актов в сфере правоохранительной деятельности: научное издание / под ред. Р. К. Сарпекова. Нур-Султан, 2019.
Антонов И. М., Бойко Н. В. Некоторые особенности личности несовершеннолетних повторных преступников // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого международного круглого стола. 31 мая 2019 г. Ч. 1. Шахты, 2019.
Антонян Ю. М., Гончарова М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Юриспруденция. 2018. № 2. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-87-100.
Болеев Т. К., Гущина В. Д. Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3.
Дак В. С. Разработка и внедрение программы эффективной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, состоящих на пробационном контроле с учетом проблем постпенитенциарного сопровождения: аналитическая справка по результатам исследования «Анализ текущей ситуации по ресоциализации осужденных в Восточно-Казахстанской области с вычленением проблем». Усть-Каменогорск, 2017.
Демографические характеристики. Численность детей по полу и возрасту. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. URL: https://bala.stat.gov.kz/chislennost-detej-po-polu-i-vozrastu/ (дата обращения: 20.03.2020).
Дети Казахстана 2014—2018: статистический сборник. Нур-Султан, 2019.
Дети Казахстана: статистический сборник. Астана, 2017.
Деятельность центров адаптации несовершеннолетних, специальных организаций образования. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Комитет по охране прав детей. URL: http://bala-kkk.kz/ru/node/32024 (дата обращения: 25.03.2020).
Доклад о положении детей в Казахстане в 2018 году. URL: http://ru.egemen.kz/article/203211-doklad-o-polodgenii-detey-v-kazakhstane-v-2018-godu (дата обращения: 25.03.2020).
Лелеков В. А., Бородин А. Д. Демографические процессы и преступность // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 4.
Наурзалиева С. М. Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33).
Наурзалиева С. М. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Республике Казахстан: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2018.
Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2016 года) / С. Ирсалиев, А. Култуманова, Э. Тулеков, Т. Булдыбаев и др. Астана, 2017.
Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2017 года / Е. Нур-ланов, М. Амангазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова и др. Астана, 2018.
Отчет о результатах первого антикоррупционного мониторинга уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан / М. Ч. Когамов, Ж. С. Косыбаев. Астана, 2018.
Оценка ситуации в сфере ювенальной юстиции / CISC; Институт социального развития; Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. Астана, 2017.
Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Ка-захстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». URL: https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/ participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (дата обращения: 15.03.2020).
Садыкова К. К. Проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в Казахстане // Актуальные проблемы современности. 2019. № 1 (23).
Juvenile Crime in the Republic of Kazakhstan: Criminological Characteristics and Legal Measures
E. Yu. Antonova
Khabarovsk State University of Economics and Law, Khabarovsk 680042, Russian Federation
E-mail: [email protected]
DOI: 10.12737/jflcl.2020.041
The article raises the problems of preventing juvenile crime, developing effective legal measures for minors with deviant behavior and including those who have violated the criminal law on the example of the Republic of Kazakhstan. The choice of this country for analysis is due to a decrease in the level of crimes committed by minors or with their complicity due to the background of the country's legal reform.
The aim of the study is to identify the positive experience of the Republic of Kazakhstan in implementing the state policy for the prevention of juvenile crime, to develop proposals aimed at improving educational measures for minors with deviant behavior, as well as the rehabilitation and social adaptation of minors released from prison. To achieve this goal, the article examines the criminological characteristics of juvenile crime in the Republic of Kazakhstan, analyzes the features of criminal responsibility and punishment of minors, who have violated criminal law and other measures of legal influence on these individuals.
The analysis of normative legal acts, measures for the prevention of juvenile delinquency and legal statistics of the Republic of Kazakhstan allowed the author to conclude that criminal legal measures to influence minors who violated the criminal law are not always effective. This, in particular, is evidenced by the number of repeated criminal offenses committed by minors. The author comes to the conclusion about the effectiveness of measures aimed at improving the legal culture of young people, introducing juvenile justice into the legal system of the state, preventing the neglect and homelessness of minors, preventing criminal and other unlawful acts committed by minors, including those, who are under the age of criminal responsibility, and rehabilitation and social adaptation of young people who have served their sentences of imprisonment.
Keywords: juveniles, juvenile crime, criminal law measures, coercive educational measures, probation control, rehabilitation, social adaptation, non-custodial sentences.
For citation: Antonova E. Yu. Juvenile Crime in the Republic of Kazakhstan: Criminological Characteristics and Legal Measures. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogopravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2020, no. 5, pp. 48—64. DOI: 10.12737/jflcl.2020.041 (In Russ.)
References
Analysis of the activities of specialized inter-district juvenile courts. Astana, 2015. 22 p. Available at: http://sud.gov.kz/rus/content/ za-2015-god (accessed 20.03.2020) (In Russ.)
Analysis of the situation of children in the Republic of Kazakhstan. Nur-Sultan, 2019. 70 p. (In Russ.)
Analysis of the stability of certain laws in the field of law enforcement. Ed. by R. K. Sarpekov. Nur-Sultan, 2019. 125 p. (In Russ.)
Antonov I. M., Boyko N. V. Some personality traits of juvenile repeat offenders. Development of legal science and the problem of overcoming gaps in law: a collection of scientific articles based on the results of the fourth international round table. May 31, 2019. Part 1. Shakhty, 2019. Pp. 115—118. (In Russ.)
Antonyan Yu. M., Goncharova M. V. The state and causes of juvenile delinquency in Russia. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 2, pp. 87—100. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-87-100 (In Russ.)
Assessment of the situation in the field of juvenile justice. CISC; Institute for Social Development; Ministry of Religious Affairs and Civil Society of the Republic of Kazakhstan. Astana, 2017. 390 p. (In Russ.)
Boleev T. K., Gushchina V. D. Psychological profiling and correction of adolescents with criminal behavior. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2013, no. 3, pp. 135—141. (In Russ.)
Children of Kazakhstan 2014—2018: statistical compilation. Nur-Sultan, 2019. 125 p. (In Russ.)
Children of Kazakhstan: a statistical compilation. Astana, 2017. 122 p. (In Russ.)
Demographic characteristics of the number of children by gender and age. Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. Statistics Committee. Available at: https://bala.stat.gov.kz/chislennost-detej-po-polu-i-vozrastu/ (accessed 20.03.2020).
Duck V. S. Development and implementation of a program for the effective re-socialization of people released from places of deprivation of liberty, as well as of people who are under probation control, taking into account the problems of post-prison support: an analytical report on the results of the study "Analysis of the current situation on the re-socialization of convicts in the East Kazakhstan region with isolating problems". Ust-Kamenogorsk, 2017. 33 p. (In Russ.)
Irsaliev S., Kultumanova A., Tulekov E. et. al. National report on the state and development of the education system of the Republic of Kazakhstan (according to the results of 2016). Astana, 2017. 482 p. (In Russ.)
Kogamov M. Ch., Kosybaev J. S. Report on the results of the first anti-corruption monitoring of the penal system of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. Astana. Available at: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2018/03/Joint-report-from-PMCs-and-the-Anti-corruption-Unit-on-anti-corruption-in-law-enforcement-settings-following-joint-monitoring-visits-to-prison-and-p.pdf.
Lelekov V. A., Borodin A. D. Demographic processes and crime. Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019, no. 4, pp. 214—218. (In Russ.)
Message from the President of the Republic of Kazakhstan — Leader of the nation Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan: Strategy "Kazakhstan-2050": a new political course of the established state. Available at: https://www.akorda.kz/ru/events/astana_ kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (accessed 15.03.2020).
Naurzalieva S. M. Juvenile delinquency in the Republic of Kazakhstan. Institute Herald: crime, punishment, correction, 2016, no. 1 (33), pp. 31—34. (In Russ.)
Naurzalieva S. M. The criminal liability of minors in the Republic of Kazakhstan. Cand. diss. Moscow, 2018. 239 p. (In Russ.)
Nurlanov E., Amangazy M., Nogaybaeva G. et. al. National report on the status and development of the education system of the Republic of Kazakhstan (based on the results of 2017). Astana, 2018. 434 p. (In Russ.)
Report on the situation of children in Kazakhstan in 2018. Available at: http://ru.egemen.kz/article/203211-doklad-o-polodgenii-detey-v-kazakhstane-v-2018-godu (accessed 25.03.2020).
Sadykova K. K. Problems of the prevention of juvenile delinquency in Kazakhstan. Actual problems of the present, 2019, no. 1 (23), pp. 45—50. (In Russ.)
The activities of centers for adaptation of minors, special educational organizations. Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. Committee for the Protection of Children's Rights. Available at: http://bala-kkk.kz/ru/node/32024 (accessed 25.03.2020).
♦