УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.97 DOI: 10.17277/pravo.2019.04.pp.044-049
Рассмотрены вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи. Выявлено, что среди причин возникновения преступности несовершеннолетних и молодежи имеют место такие факторы, как почти полное отсутствие в последние десятилетия патриотического воспитания в подростковой среде, пропаганда культа насилия и жестокости в СМИ, безнаказанность при совершении «незначительных преступлений». Отмечено, что одним из важнейших факторов возникновения преступности несовершеннолетних и молодежи является несовершенство законодательной базы и излишняя «либерализация» ее. Отмечено также, что в законодательстве РФ вообще нет такого термина, как «молодежная преступность», хотя молодежную преступность можно рассматривать как переходной этап от преступности несовершеннолетних к «взрослой преступности». Предложены пути и методы решения данных проблем и даны рекомендации по практической реализации этих предложений.
Ключевые слова: молодежная преступность; национальная (государственная) идеология; национальная (государственная) идея; национальный (государственный) патриотизм; ответственность; патриотическое воспитание; преступность несовершеннолетних.
Алексей Иванович Бельский, канд. юрид. наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, полковник полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;
Эдуард Николаевич Лыков, преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, лейтенант полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
Борьба с преступностью вообще, а с преступностью несовершеннолетних и молодежной преступностью в частности, всегда занимает важное место в криминологии. Эта тема достаточно специфична, так как «касается судеб подрастающего поколения. От того как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе» [1]. Как отмечает С. П. Минина: «Главное - это то, что лица, совершающие
противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности» [4].
Особенностям уголовной ответственности и наказаниям за преступления, совершенные несовершеннолетними, посвящается гл. 14 раздела V Уголовного кодекса РФ. В соответствии с ней «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»1.
Такая градация, на наш взгляд, не совсем точна - ведь у молодых людей в возрасте семнадцати-восемнадцати лет образ действий, сознание, мышление и понятие общечеловеческих ценностей практически одинаковы, но наказания за одинаковые преступления различны и зависят только от возраста.
К сожалению, в УК РФ вообще не упоминается о такой категории, как «молодежные преступления», хотя «преступления несовершеннолетних» могут перерастать в «молодежные преступления» и очевидно, что «молодежная преступность» должна привлекать особое внимание как законодателей, так и правительства.
Некоторые исследователи полагают, что молодежная преступность и преступность несовершеннолетних взаимосвязаны. М. С. Спиридонов, например, предложил рассматривать преступления, совершенные возрастной категорией людей от 18 до 29 лет как «молодежные преступления» [5] и ссылается при этом на мнение Д. А. Корецкого по вопросу связи преступности несовершеннолетних и молодежной преступности и подчеркивает, что «профессор Д. Корецкий предлагает рассматривать преступность несовершеннолетних и преступность молодежи как составные части юве-нальной преступности. При этом преступления, совершаемые молодыми людьми, отличаются рядом специфических признаков: преимущественно насильственный характер, относительно слабая подготовленность и продуманность, общеуголовная направленность, групповой характер и т.д., что позволяет выделить ювенальную преступность для целенаправленного криминологического изучения в обособленную группу» [5].
Э. С. Ахъядов отмечает, что «преступность несовершеннолетних нужно рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет. Анализируя личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности... В данном случае вполне допустимо говорить о единой возрастной группе» [2].
Поэтому для успешного решения проблем преступности вообще, вопросам преступности несовершеннолетних и перерастанию преступности несовершеннолетних в «молодежную» и во «взрослую» преступность необходимо, по-видимому, уделять самое пристальное внимание. Необходимо законодательным путем закрепить понятие «молодежная преступность» и внести изменения в УК РФ в части уголовной ответственности и наказаний за молодежные преступления.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 16.10.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2019).
Имеется следующий ряд причин возникновения и развития преступности несовершеннолетних.
• Почти полное отсутствие в последние десятилетия патриотического воспитания в подростковой среде.
Идеологическое и патриотическое воспитание должно начинаться в самом раннем возрасте. Но никакое патриотическое воспитание невозможно без национальной идеи, без идеологии национального патриотизма. Можно сказать, что патриотическое воспитание и идеология неразрывно связаны и являются двумя сторонами одного процесса. Кокорин А. А. отмечает: «Идеология - это теория политики государства, а государство -это институт, реализующий определенную идеологию, проводящий ее в жизнь» [3].
В статье 13 Конституции РФ есть следующие положения:
«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»2.
Несмотря на ст. 13 Конституции РФ, в преамбуле Конституции РФ уже есть цель - принятие Конституции и основное политическое направление движения России, то есть начало государственной идеологии.
По-видимому, с целью узаконивания понятий «национальная (государственная) идея», «национальная (государственная) идеология» и «национальный (государственный) патриотизм», имеет смысл внести изменения в ст. 13 Конституции РФ.
• Пропаганда культа насилия и жестокости в СМИ.
Идеологический вакуум, возникший вследствие распада СССР, в немалом проценте стал заполняться криминальной идеологией, культивирующей насилие, индивидуализм, корысть и цинизм. В средствах массовой информации во множестве демонстрируются сцены жестокости и неоправданного насилия. Кино и телевидение переполнены сюжетами, показывающими в привлекательном ракурсе криминальные нравы и самих преступников.
В данной ситуации необходимо внести изменения и корректировки в такие законодательные акты РФ, как законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации».
Необходим, по-видимому, контролирующий орган (цензура), который должен исключать из СМИ, кинопроката и телевидения идеализацию преступного мира, сцены насилия и порнографии.
• Безнаказанность при совершении «незначительных преступлений».
Еще Цицерон Марк Тулий говорил, что величайшее поощрение преступления - безнаказанность. Игнорирование принципа о том, что наказание должно быть соразмерно содеянному, ослабляет и сглаживает смысл самой системы наказания.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.11.2019).
Обычно в группах несовершеннолетних и молодежи проступки начинаются с хулиганских действий, а затем, если эти действия остаются безнаказанными, возникают и преступные действия, подпадающие под уголовные статьи. Например, более сильный подросток унижает более слабого, при этом не получая наказания за свои действия. Затем, чувствуя свою безнаказанность, он начинает вымогать у более слабого карманные деньги за то, чтобы прекратить унижения. При этом, если первые действия могут квалифицироваться как «мелкое хулиганство», то последние могут квалифицироваться как «мелкое взяточничество» и попадают под уголовную ответственность.
В соответствии с действующим законодательством под хулиганские действия попадают только нарушения общественного порядка с применением оружия (ст. 213 УК РФ3), а под действия, определяемые как «мелкое хулиганство», попадают только «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества» (ст. 20.1.1 КОАП РФ4).
Таким образом, законодатель ограничил хулиганство только наиболее опасными действиями, а остальное оставил за пределами уголовного закона. Отсюда с очевидностью следует вывод об уточнении формулировок, расширении понятия «хулиганство» и ужесточении наказаний за него.
Кроме того, происходящая в последнее время «либерализация» законодательства, объясняемая всеобщей «гуманизацией» и «необходимостью соответствовать европейским стандартам», в стране, не полностью восстановившей экономику после ряда кризисов, вряд ли может содействовать уменьшению преступности.
Например, применение п. 1 ст. 90 УК РФ или п. 1 ст. 92 УК РФ, по которым «несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздейст-вия»5, играет скорее не воспитательную и профилактическую роль, а стимулирует малолетнего правонарушителя на повторение преступлений, формируя чувство безнаказанности за преступные деяния.
Способствует формированию чувства безнаказанности и применение п. 6 ст. 88 УК РФ: «Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые»6.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от
19.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2019).
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от
02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.11.2019).
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2019).
6 Там же.
Чувство безнаказанности формируется и тогда, когда при рассмотрении вопроса о признании преступления рецидивом, в соответствии с п. 4 ст. 18 УК РФ не учитываются судимости за преступления, «совершенные лицом в возрасте до 18 лет» 7 или судимости за преступления, «осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы»8.
Игнорирование принципа о том, что наказание должно быть соразмерно содеянному, ослабляет и сглаживает смысл самой системы наказания.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для профилактики преступности несовершеннолетних и молодежной преступности, а также действенной борьбы с нею, по-видимому, необходимо:
1) внести изменения в ст. 13 Конституции РФ в целях узаконивания понятий «национальная (государственная) идея», «национальная (государственная) идеология» и «национальный (государственный) патриотизм»;
2) законодательным путем закрепить понятие «молодежная преступность» и внести изменения в УК РФ в части уголовной ответственности и наказаний за молодежные преступления;
3) внести изменения в такие законодательные акты РФ, как законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», законодательно исключив из СМИ сцены насилия и порнографии, пропаганду никотина и алкоголя, идеализации преступного мира и т. д.;
4) создать контролирующий орган (цензуру) государственной власти, который бы обладал правом запрета на тиражирование продукции, пропагандирующей вышеперечисленное;
5) пересмотреть содержание ст. 20.1.1 КОАП РФ, п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 92, п. 6 ст. 88, пп. «б» п. 4 ст. 18, пп. «в» п. 4 ст. 18 и ст. 213 УК РФ в сторону ужесточения наказаний.
Список литературы
1. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. М.: Щит-М, 1999. 323 с.
2. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 622.
3. Кокорин А. А. Идеология: Хрестоматийные заметки [Электронный ресурс] // Глава: Идеология и государство. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/ 182646 (дата обращения: 10.11.2019).
4. Минина С. П. Преступность несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1062 (дата обращения: 10.11.2019).
5. Спиридонов М. С. Преступность несовершеннолетних и молодежи: взаимная связь и различия // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). М., 2011. С. 17 - 20.
7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2019).
8 Там же.
References
1. Alekseyev A.I. Kriminologiya. Kurs lektsiy [Criminology: Course of lectures], Moscow: Shchit-M, 1999. 323 p. (In Russ.)
2. Akh"yadov E.S. [Criminological characteristics and prevention of crimes of minors and youth], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2013, no. 12, pp. 622. (In Russ.)
3. available at: http://www.lawinrussia.ru/node/ 182646 (accessed 10 November 2019).
4. available at: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1062 (accessed 10 November 2019).
5. Spiridonov M.S. [Juvenile delinquency and youth: mutual relationship and differences], Aktual'nyye problemy prava: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Actual problems of law: proceedings of the Intern. scientific conf.] (Moscow, November, 2011), Moscow, 2011, pp. 17-20. (In Russ.)
Improvement of the Legislation in the Sphere of Counteraction to Crimes of Minors and Youth
A. I. Belsky, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Police Colonel, I. D. Putilin Belgorod Law Institute the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Belgorod, Russia; [email protected]
E. N. Lykov, Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Police Lieutenant, I. D. Putilin Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia,
Belgorod, Russia; [email protected]
The article deals with the fight against juvenile and youth crime. It is noted that among the causes of juvenile and youth crime there are such factors as the almost complete absence in recent decades of Patriotic education in the adolescent environment, the promotion of the cult of violence and cruelty in the media, impunity for the Commission of "minor crimes". The article also notes that one of the most important factors in the emergence of juvenile and youth crime is the imperfection of the legislative framework and excessive "liberalization" of it. It is also noted that in the legislation of the Russian Federation there is no such term as "youth crime", although youth crime can be considered as a transitional stage from juvenile crime to "adult crime". The authors propose ways and methods of solving these problems and give recommendations for the practical implementation of these proposals.
Keywords: youth crime; national (state) ideology; national (state) idea; national (state) patriotism; responsibility; patriotic education; juvenile delinquency.
© А. И. Бельский, 2019 © Э. Н. Лыков, 2019 Статья поступила в редакцию 10.11.2019
При цитировании использовать:
Бельский А. И., Лыков Э. Н. Совершенствование законодательства в сфере противодействия преступлениям несовершеннолетних и молодежи // Право: история и современность. 2019. № 4(9). С. 44 - 49. doi: 10.17277/pravo. 2019.04.pp.044-049