УДК 32-053.6 ББК 66.75
И.В. Бондарев
Молодежная политика в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы
В статье исследуется состояние, проблемы и возможные перспективы развития государственной молодежной политики (далее - ГМП) в Тульской области. Особое внимание уделяется анализу нормативно-правовых документов, регулирующих ГМП, а также указываются их сильные и слабые стороны. Отмечается, что с 2017 г. в Тульской области начался структурно новый этап развития, поскольку было создано профильное Министерство молодежной политики, что является явным преимуществом региона на фоне некоторых других. Указывается на значительные успехи в реализации трех направлений ГМП в регионе: волонтерства, военно-патриотического воспитания и российских студенческих отрядов (в рамках федерального проекта). Также были выявлены успехи в развитии современных общественных пространств, однако в большей степени эти успехи не выходят за пределы регионального центра -г. Тулы. В статье рассматривается ряд проблем, характерных для реализации ГМП в Тульской области. Эмпирическим основанием для анализа стали, помимо нормативно-правовых актов, фокус-группы и глубинные интервью, проведенные автором исследования в Тульской области. В качестве основных проблем называется потеря человеческого капитала, недостаточная согласованность между властями и молодежью при взаимодействии по социально значимым проектам, неравномерное распространение ГМП по региону, отсутствие системы выявления талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность. В результате автор рассматривает возможные перспективы развития ГМП в Тульской области, отталкиваясь от проблем, выявленных в ходе проведения исследования.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежная политика, молодежная миграция, молодежь, Тульская область
Молодежь на любом историческим этапе является будущим своего государства, именно поэтому она должна занимать особое место в сфере реализации внутренней политики. Государственная молодежная политика в России реализуется на двух уровнях: федеральном
© Бондарев И.В., 2022
Публикация подготовлена при поддержке программы «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ», проект «Выездная школа прикладных политических исследований ФИПП».
и региональном. Так, на общефедеральном уровне она регулируется распоряжением Правительства РФ от 29.11.20141 «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и ФЗ от 30.12.20 2 02 «О молодежной политике в Российской Федерации». В свою очередь, в Тульской области, как субъекте РФ, осуществление молодежной политики регулируется постановлением Правительства Тульской области от 28.12.2017 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие молодежной политики в Тульской области"»3, рассчитанной на период до 2024 г. На важность молодежной политики как одного из приоритетных направлений развития государства указывает ряд авторов: В.Г. Гречихин [Гречихин 2019], Г.Г. Фастович [Фастович 2019], Н.Б. Бааль [Бааль 2021] и другие. М.Ю. Милованова, в свою очередь, отмечала возможные негативные тенденции при недостаточном внимании государства к молодежной политике [Милованова 2009].
Что молодежная политика представляет из себя на данный момент в России? Согласно ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежная политика представляет собой
.. .комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на граждан-ско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации.
Данное определение отличается от того, которое фигурировало в распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014, и является его более дополненной и расширенной версией.
1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2 Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
3 Постановление Правительства Тульской области от 28.11.2017 № 634 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие молодежной политики в Тульской области"».
Анализируя нормативно-правовые акты Тульской области, можно сделать вывод, что новый этап развития ГМП в регионе начался в 2017 г. с создания профильного учреждения - Министерства молодежной политики Тульской области. Это качественно выделяет регион на фоне некоторых других, где молодежная политика сосредоточена в руках непрофильных министерств и ведомств. Учитывая, что курирование молодежной политики является заведомо не однонаправленным процессом, эффективность которого зависит от возможности развивать различные направления, мы считаем, что наличие специализированного государственного учреждения для управления молодежной политикой является заметным преимуществом по сравнению с управлением, входящим в состав более крупного госоргана.
В качестве основной цели своей деятельности Министерство молодежной политики области видит «создание условий для всестороннего развития молодежи Тульской области»4, в соответствии с чем ставит две основные задачи:
1) содействие социальному, культурному, духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи (сокр.);
2) совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи Тульской области и подготовки молодежи Тульской области к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Действительно, на данный момент в Тульской области наиболее развиты 3 направления ГМП: волонтерское движение, военно-патриотическое воспитание, а также российские студенческие отряды (федеральный проект). В регионе развивается ряд современных площадок для молодежи. Среди них можно отметить молодежное пространство «Газон», творческий индустриальный кластер «Октава», молодежные центры «Родина», «Спектр» и др. Последние два центра напрямую участвуют в реализации ГМП, так как являются подведомственными организациями Министерства молодежной политики Тульской области. Участники фокус-групп подтвердили позитивные изменения в регионе с точки зрения развития общественных пространств для молодежи. Отдельно стоит отметить появление урбанистического проекта «Городские реновации», региональное отделение которого относительно недавно было организовано в Тульской области, однако его нельзя напрямую назвать результатом успешно проводимой ГМП, так как проект является независимым от исполнительной власти.
Тем не менее существуют некоторые проблемы молодежной политики, которые признает и само Министерство МП, и участники фокус-групп5, которые делились личным мнением о состоянии молодежной политики региона.
4 Там же.
5 Респондент 1, 22 года, студентка университета г. Тулы; респондент 2, 20 лет, студентка университета г. Тулы; респондент 3, 30 лет, житель г. Тулы.
Так, среди проблем респонденты выделили недостаточный уровень согласованности между властями и молодежью: молодежные организации, такие как Молодежный парламент, не обладают реальными полномочиями. У некоторых молодых парламентеров6 складывается ощущение, что они сидят там «для галочки», что не соответствует изначальным целям этой организации. Некоторые респонденты, непосредственно вовлеченные в деятельность Молодежного парламента, отмечали, что встречи молодежи с представителями исполнительной власти, депутатами носят преимущественно декларативный характер: нет уверенности, будет ли эффект после встречи.
Среди недостатков ГМП также было выделено ее распространение по региону. Молодежная политика, по словам респондентов7, редко доходит до малых городов и сел. На эту проблему обращают внимание также некоторые исследователи [Бойцова 2019], которые пишут о фактическом процессе «вымирания» села, в особенности по причине молодежной миграции.
В самом документе, регламентирующем молодежную политику Тульской области, также указываются некоторые проблемы и негативные тенденции молодежной политики региона. Во-первых, отмечается «отсутствие полномасштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность»8. Во-вторых, указывается на «невысокий уровень вовлеченности молодежи Тульской области в социальную и общественную деятельность». В-третьих, составители документа отмечают тенденцию «потери человеческого капитала», или, как называют эту проблему более простым языком, - «утечку мозгов» из региона. Этот тезис, в свою очередь, подтверждают и рес-понденты9 нашего исследования. Наконец, отмечается отсутствие современной инфраструктуры государственной молодежной политики в регионе. «Целый ряд предоставляемых государственных услуг не представляет интереса для современной молодежи Тульской области, что приводит к низкому спросу на них», - отмечается в документе.
Все это, безусловно, негативно сказывается на эффективности реализации ГМП в Тульской области в целом и молодежной миграции из
6 Респондент 4, 23 года, представитель партии «Новые люди»
7 Респондент 4, 23 года, представитель партии «Новые люди»; респондент 5, 22 года, глава тульского отделения НКО «Городские проекты»
8 Постановление Правительства Тульской области от 28.11.2017 № 634 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие молодежной политики в Тульской области"».
9 Респондент 1, 22 года, студентка университета г. Тулы; респондент 2, 20 лет, студентка ТулГУ; респондент 3, 30 лет, житель г. Тулы.
региона в частности. Однако это позволяет нам определить возможные перспективы развития молодежной политики в Тульской области, которые могут быть решены в рамках ГМП.
Во-первых, необходимо развивать инфраструктуру региона, которая так важна для комфортного проведения досуга для молодежи не только в региональном центре - Туле, но и за ее пределами, в маленьких городах, селах и других небольших поселениях. О.А. Бойцова отмечает, что
.. .молодежь... стремится к повышению квалификации, продвижению по службе, чутко реагирует на неудовлетворительную организацию, условия и режим труда, бессодержательный досуг [Бойцова 2019, с. 49].
Учитывая, что молодежь является опорой страны в будущем, необходимо создавать условия для комфортной жизни в селах и других небольших поселениях наравне с развитием региональных центров. Это поможет избежать процесса вымирания сел, который мы наблюдаем в данный момент в ряде субъектов РФ10.
Во-вторых, необходимо пересмотреть фактическую роль некоторых молодежных организаций, таких как Молодежный парламент Тульской области, который на данный момент, исходя из эмпирических данных, которые мы собрали во время фокус-групп с представителями организации, не обладает реальным воздействием и влиянием на принятие управленческих решений, связанных, в частности, с вопросами реализации ГМП в регионе. Также необходимо проводить больше встреч представителей исполнительной власти с молодыми парламентариями как для обмена мнениями, так и для последующих решений, основанных на взаимодействии молодежи и властей.
Наконец, финансирование молодежной политики должно происходить не по остаточному принципу11, тем самым срезая бюджет на ее реализацию, а наравне с другими социально значимыми направлениями государственной политики. ГМП должна на самом деле стать приоритетным направлением деятельности государства, а не только декларироваться как таковая в официальных документах.
10 Демография. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (дата обращения 09.03.2022).
11 Власти сократят финансирование молодежной политики [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/10/2020/5f8eaa409a79470bbc 85007d (дата обращения 09.04.2022).
Литература
Бааль 2021 - Бааль Н.Б. Государственная молодежная политика как инструмент профилактики политического экстремизма в молодежной среде // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2021. № 4 (58). С. 106-115. Бойцова 2019 - Бойцова О.А. Миграция сельской молодежи // Научный журнал. 2019. № 2 (36). С. 48-50. Гречихин 2021 - Гречихин В.Г. Современная молодежная политика в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 5. С. 18-21.
Милованова 2009 - Милованова М.Ю. К вопросу о раскрытии политического потенциала молодежи // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. № 2. С. 85-93. Фастович 2019 - Фастович Г.Г. Государственная молодежная политика современной России как один из факторов функционирования эффективного государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019. № 10 (178). С. 26-27.