Научная статья на тему 'Молодежная политика в сфере науки и высшего образования: новые идеи для России'

Молодежная политика в сфере науки и высшего образования: новые идеи для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
362
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в сфере науки и высшего образования: новые идеи для России»

А.И. АНДРЕЕВ, канд. биол. наук, зам. декана факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова

А.В. АНДРИЯНОВ, И.В. ИЛЬИН,

д-р полит. наук, декан факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ

Необходимо сразу отметить, что в мире нет стран - ни развитых, ни развивающихся, ни самых отсталых, - довольных своей научно-образовательной системой и воспроизводством кадров в сфере науки и образования. Образование и наука - передача знаний и получение новых - одни из основных объектов непрерывной модернизации для современного государства, и даже не столько потому, что их уровень во многом определяет технологический суверенитет страны (таких стран в современном, глобальном мире - единицы), а во многом по причине того, что в мире победивших общечеловеческих ценностей уровень образованности, научного потенциала в значительной степени коррелирует с уровнем социального развития, достатка и благосостояния граждан.

Американская, «пирамидальная», базирующаяся на вузах структура подготовки специалистов высшей научной квалификации «расцвела» на огромном финансировании со значительной долей частного капитала. Но и в благополучных США есть про-

блемы - все ниже мотивация самих американцев к занятию наукой, все сложнее и острее конкуренция за достойный по американским меркам уровень оплаты труда, все больше доля иностранцев в науке - людей иной культуры, иного языка, которые всегда могут быть привлечены к работе на родине или для родины, будучи уже оснащены первоклассными знаниями и умениями, полученными, кстати сказать, за американские деньги.

Не хватает исследователей и в Европе, провозгласившей в Лиссабонской декларации движение к обществу, основанному на знаниях. Япония - мировой технологический лидер в невоенной экономике - имеет самый высокий процент исследователей в мире, однако и там есть проблемы: японский (и вообще восточный) менталитет не располагает к внутренней конкуренции, и патерналистская модель поддержки исследователей угрожает серьезному разрастанию их числа за счет случайных в науке людей.

Конечно, проблемы России куда серьезнее. В 90-е годы ХХ в. в возрастной структуре ученых произошел сдвиг в сторону зрелых и самых старших возрастов в связи с тем, что самое значительное снижение численности исследователей наблюдалось в возрастной группе до 30-39 лет, т.е. самом продуктивном с научной точки зрения возрасте. Так, если в начале 90-х годов только 9% исследователей были старше 60 лет, то в начале 2000-х годов -их более 20%, а средний возраст исследователей вырос с 45 лет в 1994 г. до 49 лет в 2005 г.

Если сегодняшняя тенденция старения научных кадров сохранится, то к 2015 г. средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук - 56 лет. В 1990-е годы произошло сокращение интеллектуальной базы воспроизводства научных кадров, а также нарастание разрыва между разными поколениями исследователей, возникла реальная опасность утраты преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке. При этом наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в тех секторах, которые принесли мировое признание российской науке, - это естественно-научные и технические отрасли научного знания.

Вместе с тем без притока молодежи в сферу научных исследований невозможно обеспечить воспроизводство научных кадров. Системный анализ положения и профессиональной деятельности

исследователей и преподавателей высшей школы показывает, что если не принять адекватных мер, то уже через 10-15 лет проводить научные исследования и обеспечивать высшее образование, соответствующее запросам XXI в., в России будет практически некому. Последнее, в свою очередь, приведет к уменьшению российского научно-технического потенциала, и в конечном итоге под угрозу может быть поставлена технологическая и экономическая безопасность страны. В то же время без современного научного сектора Россия не сможет занять достойное место в мировой экономике XXI в., перейти от рентоориентированной экономики к экономике, основанной на знаниях.

Научная молодежь - будущая интеллектуальная элита страны, от подготовки и формирования которой зависят национальная безопасность, уровень развития отечественной экономики и технологий, конкурентные позиции России в мире. В последние годы государство осознало чрезвычайную важность проблемы научно-педагогических кадров, вследствие чего осуществляется ряд мер, направленных на решение этой проблемы. В частности, принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.1

Однако предпринимаемые государством меры еще не приняли долгосрочного и системного характера. Нет должной координации между федеральной и региональной политикой в области воспроизводства научно-педагогических кадров. Нет достаточной связи между действиями различных федеральных ведомств в этой области. Нет даже необходимой согласованности между соответствующими федеральными целевыми программами и национальными проектами.

Следует также отметить, что пока не налажен и диалог государства с научной общественностью. Результаты социологических исследований свидетельствуют о значительном «кризисе доверия» научной общественности к государству, порожденному как длительным периодом недостаточного внимания власти всех уровней к вопросам развития науки, образования и сферы высоких технологий, так и, что более тревожно, непринятием новых энергичных

1 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. [http://www.fasi.gov.ru/fcp/npki/fzp.doc]

и позитивных государственных мер. По данным опросов, лишь 3,2% исследователей считают политику государства в сфере науки перспективной и только 0,4% - плодотворной и уже дающей положительные результаты1. Политика государства должна предусматривать эффективный диалог с молодыми учеными федеральной и региональной власти, руководства научно-образовательной сферы и профильных ведомств, включая учет запросов, предложений и инициатив, исходящих из среды научной молодежи.

Национальная информационно-аналитическая система поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов могла бы стать основным механизмом для координации всей государственной политики в области модернизации научно-педагогической сферы, а также для объединения и конструктивного диалога всех сил, заинтересованных в успешном исходе и стабильных результатах этой модернизации.

Система была разработана по инициативе сотрудников лаборатории - членов Координационного совета по делам молодежи при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию при участии сотрудников Московского инженерно-физического института (Национального исследовательского ядерного университета). Предложения по созданию и внедрению системы были адресованы руководству страны, органам управления наукой, образованием, государственной молодежной политикой и наукоемкими отраслями экономики, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, главам субъектов Федерации, руководителям вузов, НИИ и наукоемких предприятий. В этих предложениях содержится обоснование целесообразности, описание целей, задач и структуры предлагаемой системы.

Очевидно, что решение задачи воссоздания общегосударственной системы воспроизводства научно-педагогических кадров, привлечения и закрепления этих кадров в сфере науки и образования Российской Федерации должно строиться вокруг жизнеспособных и эффективных элементов этой сферы:

1 Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: Социологический анализ. - М.: ЦСП, 2006. - 456 с.

- работает система государственных вузов и научно-исследовательских институтов государственных академий наук, и в этих организациях происходит переход на новую систему оплаты труда;

- начато формирование сети инновационных и федеральных университетов, планируется введение статуса «исследовательского университета»; приняты законы об интеграции науки и высшего образования;

- эффективными инструментами конкурсной поддержки научных исследований выступают государственные научные фонды - Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, осуществляющие специальную поддержку молодых ученых;

- реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого получают поддержку талантливые школьники, выдающиеся педагоги и школы высокого уровня; присуждаются гранты Президента Российской Федерации для молодых ученых и научных школ и премии Правительства Российской Федерации для молодых ученых;

- определяющими стали решения текущего года об учреждении премии Президента Российской Федерации молодым ученым, утверждении Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. (далее - ФЦП «Кадры») и значительном увеличении грантов Президента Российской Федерации молодым докторам и кандидатам наук.

Комплекс этих мер определяет значение проблемы воспроизводства конкурентоспособных кадров в сфере науки и образования для стабильного развития российской экономики, общественных и государственных институтов.

Контуры системы воспроизводства кадров в сфере генерации и передачи знания были заданы поручениями Президента Российской Федерации по итогам обсуждения на нескольких заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Вместе с тем меры, предпринимаемые государством по решению кадровой проблемы в научно-образовательной сфере, при

своем осуществлении сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная из них - проблема межведомственного согласования. Именно из-за этого барьера от принятия решения о формировании ФЦП «Кадры» до ее утверждения прошло почти три года. Более того, многие стратегические решения в области научно-образовательной политики не выполняются даже формально. Например, до сих пор не полностью выполнено поручение Президента от 04 августа 2006 г. № Пр-1321 по докладу Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию о воспроизводстве кадров в научно-образовательной сфере (СНТО). Эффективность выполнения важнейших государственных решений сталкивается также с несовершенством законодательной базы (№2 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Все более изощренным становится формальный порядок расходования бюджетных средств, ставящий нелепые и ничем не обоснованные препятствия на пути научно-образовательной деятельности. Практически отсутствует (за исключением государственных научных фондов) система профессиональной и объективной экспертизы научных и научно-образовательных проектов и их результатов, которая подменяется контролем соответствия формальным показателям.

Ощутимым фактором, существенно снижающим эффективность усилий государства по модернизации научно-образовательной и инновационно-технологической сфер, является слабость горизонтальных и вертикальных связей в этих сферах. Молодые ученые и их научные руководители, как правило, знают далеко не о всех возможностях, которые предоставляет им государство в целом и даже ведомство, к которому принадлежит их организация. Не развита информационная сеть по обмену запросами и предложениями в этих сферах - между разработчиками и предпринимателями, между молодыми кадрами и работодателями и т.д. Наконец, система мониторинга состояния дел в этих сферах носит узковедомственный и формальный характер, практически не давая подробной и содержательной информации для анализа общей ситуации и принятия необходимых решений.

Для повышения эффективности реализации государственной политики в области воспроизводства научно-педагогических кад-

ров Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах разработаны предложения по формированию национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов (далее - НИАС «Молодые ученые России»)1, представляющей собой единый комплекс взаимодействующих информационных ресурсов, органов государственного управления, общественных объединений, научно-образовательных и инновационно-технологических организаций. В представленных предложениях содержатся описание целей, задач, структуры и основных этапов развития предлагаемой системы.

НИАС «Молодые ученые России» должна работать по принципу социально-информационной сети и взаимодействовать со всеми организациями, учеными и специалистами, заинтересованными в развитии отечественной сферы высоких технологий, науки и высшего образования. Система призвана объединить существующие информационные ресурсы, скоординировать административные действия и использование финансовых ресурсов на уровне Российской Федерации, отраслей, федеральных округов, субъектов Федерации, организаций. НИАС «Молодые ученые России» будет являться координирующим рабочим инструментом для всех, кто ведет широкомасштабную работу с научной молодежью. Прежде всего, НИАС «Молодые ученые России» должна стать ядром информационно-аналитической поддержки ФЦП «Кадры», начиная от этапа развертывания ФЦП и до последующего долговременного закрепления результатов ее реализации.

Основной целью создания системы является обеспечение эффективного информационного обмена между молодыми учеными и специалистами, органами государственной власти, учреждениями науки и образования, предприятиями наукоемкой сферы, заинтересованными представителями делового мира, общественными организациями, а также координация усилий всех сторон,

1 Концепция НИАС «Молодые ученые России» [http://youngscience.ru/files/ podrobnee_o_nias.doc]

заинтересованных в сохранении и развитии кадровой системы научно-образовательной и инновационно-технологической сфер.

Задачами системы будут являться:

- сбор информации о перспективных и успешно работающих научно-педагогических кадрах;

- «прямая связь», т.е. информирование молодых ученых и специалистов о государственной политике, конкретных мерах и мероприятиях по развитию сферы высоких технологий, науки и высшего образования;

- «обратная связь», т.е. интерактивный мониторинг проблем и запросов молодых ученых и специалистов, возможных способов их решения, а также мнений молодежи о первоочередных задачах и целях развития государства, региона, города; организация общественного обсуждения принимаемых государственными органами решений, касающихся сферы высоких технологий, науки и высшего образования с целью совершенствования государственной политики в указанных сферах;

- техническое обеспечение горизонтальных информационных связей между молодыми учеными и другими субъектами научно-образовательной и инновационно-технологической сферы;

- обеспечение доступа молодых ученых и других субъектов научно-образовательной и инновационно-технологической сферы к необходимым для работы информационным ресурсам;

- содействие координации действий органов государственной власти, общественных объединений, профессиональных сообществ и других организаций, имеющих отношение к кадровому воспроизводству научно-образовательной и инновационно-технологической сферы.

Технологическим ядром информационно-аналитической части системы должна стать база данных молодых ученых, занятых в научно-образовательной сфере, в совокупности с интернет-интерфейсом, учитывающим опыт функционирования успешных социальных сетей, и блоком анализа информации, осуществляющего, в частности, постоянный мониторинг по основным показателям хода реализации ФЦП «Кадры».

Общественно-государственная структура системы, основанная на общероссийской сети советов молодых ученых и специалистов, взаимодействующих с органами власти субъектов Федерации

и федерального округа, управляется Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах, действующим совместно с федеральными органами государственной власти.

НИАС «Молодые ученые России» целесообразно в перспективе синхронизировать с создаваемой системой резерва управленческих кадров, имея в виду отбор и подготовку эффективных управленцев для обновленной системы генерации и передачи знания, прямо влияющей на становление национальной инновационной системы.

Структура и этапы формирования НИАС «Молодые ученые России»

В структуру НИАС предполагается включить следующие элементы:

- web-портал «Президент России - молодым ученым и специалистам»;

- специализированный web-портал научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов, обеспечивающий научно-методическую и информационно-аналитическую поддержку научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых России, создание, актуализацию и поддержку базы данных по научным и научно-педагогическим кадрам, выявление, поддержку и целевое информирование творчески активной научной молодежи, в том числе с учетом информационно-аналитических возможностей ФЦП «Кадры»;

- сеть государственных и общественных организаций, курирующих вопросы молодых ученых и специалистов, во главе с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. В данную сеть входят советы молодых ученых и специалистов и административные подразделения по работе с молодыми учеными научно-образовательных учреждений и наукоемких предприятий, советы молодых ученых и специалистов при руководителях субъектов Российской Федерации и соответствующие профильные департа-

менты администраций субъектов Российской Федерации, общественные и административные органы, курирующие данные вопросы, при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, профильные департаменты отраслевых ведомств и профильные федеральные ведомства, имеющиеся общественные объединения молодых ученых и специалистов. Координационный совет будет осуществлять мониторинг, а также информационно-методическое обеспечение деятельности СМУС. В настоящий момент разработано типовое положение о Совете молодых ученых и специалистов при Главе субъекта Федерации, находится в стадии утверждения типовое положение о Совете молодых ученых и специалистов в научно-образовательном учреждении.

Система советов молодых ученых и специалистов

Советы молодых ученых и специалистов (советы молодых ученых, советы молодых ученых и преподавателей и т. п.) имеют почти 50-летнюю историю. В СССР первый Совет научной молодежи был создан в 1961 г. в Сибирском отделении РАН. С тех пор история этих общественных органов научно-образовательных учреждений практически не прерывалась, они существовали и существуют повсеместно.

Вместе с тем активность СМУС в целом по стране следует признать низкой. В почти 4 тыс. учреждений и организаций, занимающихся научно-образовательной деятельностью в России, по нашим данным, ведут активную общественную деятельность, регистрируемую по официальным или новостным страницам в сети Интернет, не более двухсот СМУС. Советов уровня субъекта Федерации в стране регистрируется тем же образом не более десяти.

Причины данного явления очевидны: с распадом единой системы работы с молодежью, возникновением и развитием социально-экономических препятствий для успешной реализации молодежи в науке проблемы молодых ученых и специалистов надолго отошли на задний план, решались в основном по остаточному принципу. А сами молодые люди, связавшие свою жизнь с наукой, зачастую стали восприниматься в обществе в целом и среди сверстников как неуспешные и неспособные сделать «настоящую»

карьеру. В «лучшем» случае пребывание в аспирантуре и получение заветной степени кандидата наук стали лишь данью престижу и шагом на пути к «настоящей» карьере.

Традиционно советы молодых ученых, как и другие общественные формы организации молодежи научно-образовательных учреждений, являлись частью системы кадрового резерва самих учреждений, соответствующих отраслей и всей сферы науки и образования в целом. Это создает предпосылки для совершенствования работы с данным общественным институтом на базе имеющегося опыта в целях формирования системы воспроизводства управленческих кадров в сфере науки и образования, а также в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г.1 о мерах по формированию резерва управленческих кадров.

Основными полномочиями и направлениями функционирования СМУС2 могут являться следующие:

- председатель СМУС входит в Ученый (Научный, Научно-технический) совет или дирекцию НОУ или иного учреждения для того, чтобы СМУС мог реально влиять на выделение премий, надбавок, решение жилищных вопросов молодых ученых и специалистов;

- СМУС участвует в выдвижении соискателей на премии Президента России, Правительства России для молодых ученых, грантов Президента России для молодых ученых, премий руководителей регионов, общественных организаций, фондов, иных премий, в том числе международных. Выдвижение не менее одного соискателя гранта Президента России производится советом ежегодно в обязательном порядке;

- СМУС оказывает содействие молодым ученым и специалистам в решении вопросов продвижения и внедрения их инновационных научно-технических разработок и социальных инициатив;

- СМУС доводит до сведения молодых ученых, преподавателей и специалистов данного учреждения информацию, поступающую от Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской

1 Перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. [http://kremlin.ru/articles/kadry2.shtml]

2 Положение о совете молодых ученых и специалистов. Утв. 14 января 2009 г. [http://www.youngscience.ru/files/Polowenie_o_Sovete_molodyh_uhenyh_sovmestnoe.doc]

Федерации по науке, технологиям и образованию; совета молодых ученых и специалистов при руководителе региона; представляет руководителю учреждения и в Совет молодых ученых и специалистов при руководителе субъекта Федерации ежегодный доклад (сводку) о положении молодых ученых своего учреждения; оказывает содействие молодым ученым НОУ в участии и обновлении личной информации в федеральной базе данных молодых ученых на специализированном интернет-портале научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых;

- СМУС участвует в научно-популяризаторской и просветительской деятельности, проведении олимпиад школьников, конкурсов научных, исследовательских и инновационных проектах молодежи.

Информирование научной молодежи, участие в выдвижении кандидатов на Премию Президента для молодых ученых, грантов Президента, других государственных и негосударственных премий и грантов, аналитическая работа по изучению эффективности мер поддержки молодых ученых и специалистов, мониторинг кадровой ситуации, различных баз данных специализированной системы сбора и анализа научно-методической и информационно-аналитической информации в области науки и образования будут основными задачами советов молодых ученых и специалистов всех уровней.

Помимо эффективного мониторинга положения молодых ученых и специалистов, оказания им конкретной информационно-аналитической и правовой помощи, привлечения их к инновационной деятельности система советов молодых ученых и специалистов станет важным элементом работы с кадровым резервом Российской Федерации на всех уровнях, подготовка к организационному и юридическому оформлению которого ведется в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г.

В соответствии с новым Положением о премиях Президента Российской Федерации для молодых ученых в области науки и инноваций1 СМУС предоставляется возможность участия в вы-

1 Указ Президента РФ № 1144 от 30 июля 2008 г.; [http://document.kremlin.ru/ doc.asp?ID=047297]

движении кандидатов на Премию Президента Российской Федерации для молодых ученых. Важно отметить, что координацию их деятельности в субъектах Федерации в соответствии с Положением будут обеспечивать СМУС, образованные органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

В Положении о премиях Президента Российской Федерации для молодых ученых определены и функции Координационного совета как высшей молодежной инстанции, участвующей в отборе кандидатов на премию. Построение системы СМУС всех уровней должно быть связано с организацией единой системы информационно-аналитической, консультативной и социальной работы с научной молодежью.

Скоординированная работа СМУС всех уровней позволит молодым ученым и специалистам не только получать необходимую информацию, но и своевременно доводить пожелания и запросы научной молодежи до центров принятия управленческих решений, учитывать и поддерживать молодежные инициативы, а также эффективно обмениваться опытом работы.

В настоящее время советы молодых ученых имеются во многих научно-образовательных учреждениях, а также на уровне некоторых регионов. СМУС могут внести существенный вклад в совершенствование отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров, развитие научной среды, популяризацию научной деятельности, профессиональную ориентацию молодежи на сферу науки, образования и высоких технологий, в повышение престижа профессии ученого.

На первом этапе (2009-2010) основными задачами НИАС должны стать наполнение баз данных специализированного интернет-портала, эффективная организация взаимодействия органов власти и общественных объединений, молодых ученых, руководителей организаций, заказчиков и координаторов различных программ в целях закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, организации доступа к электронным и печатным научным изданиям, а также содействие в проведении части процедур по выдвижению кандидатов на премию Президента Российской Федерации для молодых ученых, грантов Президента, других грантов и премий поддержки перспективной научной мо-

лодежи. Кроме того, НИАС должна содействовать эффективной реализации ФЦП «Кадры».

На втором этапе (2010-2013) дальнейшее развитие НИАС обеспечит развитие научно-технического творчества и повышение инновационной активности молодых ученых, аспирантов, студентов и школьников, эффективность работы единой системы отбора и поддержки талантливой молодежи и закрепления ее в науке.

Предлагается обеспечить создание специализированного интернет-портала научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов из средств, направляемых на мероприятия ФЦП «Кадры». Дальнейшая поддержка функционирования НИАС должна осуществляться целевым образом из средств федерального бюджета на постоянной основе.

Интернет-портал «Президент России -молодым ученым и специалистам»

Портал предлагается создать для непосредственного взаимодействия Президента Российской Федерации, а также функционирующих при нем институтов, призванных определять государственную политику в сфере науки и образования (прежде всего - СНТО и КС), с молодыми учеными и специалистами. Портал должен быть связан мылкой с сайтом Президента России (www.kremlin.ru).

Идея портала предусматривает размещение на нем следующих разделов:

- обращений Президента России к молодым ученым и специалистам, выступлений Президента, касающихся молодых ученых и специалистов; записи видеоконференций и интернет-конференций Президента Российской Федерации с молодыми учеными и специалистами с возможностью проведения этих конференций на сайте; онлайн-конференции с Президентом, членами Совета при Президенте Российской Федерации, форумы с вопросами молодых ученых и ответами на них Президента или уполномоченных членов Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, Координационного совета, каналы непосредственного обращения молодых ученых в КС и СНТО;

- информации о Премии Президента Российской Федерации для молодых ученых и специалистов, грантах Президента Российской Федерации, в перспективе - возможность размещения соответствующих заявок в электронном виде на сайте;

- информации о деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию (составе, заседаниях, выступлениях, конференциях и т.д.), Координационного совета, ссылки на сайты СМУС в субъектах Федерации, информация о нормативной документации и ходе реализации ФЦП «Кадры»;

- информации о достижениях, успехах молодых ученых, специалистов, изобретателей, организаторов производств, основанных на инновационных технологиях, их советов начинающим путь в науке, мнениях о ходе реализации государственной научно-образовательной политики;

- основной государственной нормативно-правовой документации в сфере науки и образования, докладов Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, Координационного совета, справочной и статистической информации;

- ссылки на сайты органов управления наукой и образованием, государственных академий, государственных корпораций, ведущих исследования и разработки, ведущих вузов и НИИ, сайты конференций и конкурсов для молодых ученых, другие сайты, поддерживаемые государством и посвященные науке, образованию и инновациям; кроме того, портал будет содержать ссылку и основные сведения о специализированном интернет-портале обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых.

Портал будет являться основной «точкой входа» в НИАС. Его создание и функционирование призвано подчеркнуть важность развития сферы высоких технологий, науки и высшего образования в России, привлечь внимание государства к проблемам и инициативам молодых ученых и специалистов.

Специализированный интернет-портал научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов

Для качественного информационного обеспечения процесса воспроизводства научно-педагогических кадров требуется, прежде всего, организация единой специализированной системы сбора и анализа информации в области науки и образования, данных о молодых ученых, результативности их научных исследований и разработок, условиях профессиональной деятельности, социально-экономическом положении, основных социальных и психологических факторах закрепления молодых ученых в науке и т.д. Центральным ядром такой системы должен стать специализированный интернет-портал научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов. Портал является одним из основных инструментов научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной деятельности молодых ученых, включающим специализированную структурированную информацию нормативно-правового, научно-методического, научно-образовательного характера и базу данных по научным и научно-педагогическим кадрам. Портал представляет собой модульную инфраструктуру, использующую интернет-ресурсы как средство информационно-коммуникационных технологий и обмена информацией.

Реализация специализированного интернет-портала должна обеспечить:

1) непрерывный мониторинг, ориентированный на выявление проблем и запросов молодых ученых;

2) функционирование качественных русскоязычных интернет-ресурсов, отвечающих потребностям в информационно-аналитической и научно-методической поддержке молодых ученых и обеспечивающих:

- доступ к полнотекстовым статьям общенаучных журналов «Nature» и «Science» и их рефератам, рефератам диссертационных исследований;

- доступ к каталогам научных методик;

- доступ к каталогам существующего научного оборудования и информации об источниках и условиях его приобретения или использования;

- получение полной информации о российских государственных и частных конкурсах научных и научно-образовательных проектов, грантах, олимпиадах;

- получение информации об организациях, ведущих научные исследования, и об исследовательских группах, тематике научных исследований, о стажировках (внутри России и за рубежом), о потребностях в специалистах и вакансиях, о социально-экономических условиях для специалистов и т. д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доступ к информации о заказах и заказчиках на исследования (государство, российский деловой мир);

- доступность результатов аналитических исследований о перспективах коммерциализации исследований и принципиальной возможности получения заказов на исследования по определенным направлениям;

- получение информации о возможности коммерциализации уже имеющихся результатов;

- доступ к информации о ресурсах помощи в организации инновационного бизнеса;

- получение информации о защите интеллектуальной собственности и т.п.;

- правовую поддержку в сфере научной, образовательной, инновационной деятельности и конкурсного финансирования;

- доступ к методикам управления и организации научных коллективов, научно-методическим материалам;

- возможность участия в форумах общения молодых ученых между собой и с представителями государственной власти, науки, общественности, производства, в том числе в режиме реального времени;

- представление результатов научных исследований научно-исследовательскому сообществу;

- предоставление государственным органам управления, руководству научно-исследовательских, образовательных, производственных организаций информации о квалификационных характеристиках научных и научно-педагогических кадров;

3) выполнение мероприятий по организационно-техническому и информационно-аналитическому обеспечению реализации ФЦП «Кадры» в рамках проводимых конкурсных процедур и выполнению государственного заказа.

Организация функционирования специализированного интернет-портала научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов позволит постоянно отслеживать:

динамику численности молодых ученых с учетом их возрастных, профессионально-должностных, квалификационных и других характеристик;

направления научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых;

основные факторы, влияющие на повышение творческого потенциала и роста научной квалификации молодых ученых;

перспективы и динамику профессионального роста исследователей и аспирантов в возрасте до 30 лет, а также молодых ученых, включая кандидатов наук до 35 лет и докторов наук до 40 лет;

совершенствование принципов и форм государственной поддержки молодых ученых;

процессы привлечения и закрепления молодежи в российских научных и научно-образовательных организациях.

Портальная структура организации данных и информационной продукции существенно снижает эксплуатационные расходы на поддержку инфраструктуры. При этом зарегистрированные пользователи получат всю необходимую информацию в концентрированном виде, в зависимости от категории пользователя, его научной специальности, места жительства и т.д. Интернет-портал сможет обеспечить контроль актуальности и достоверности предоставляемой информации, в том числе конфиденциального характера, доступной только зарегистрированным пользователям за счет многоуровневой организации защиты доступа к предоставляемой информации.

Координация функционирования национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России»

Для НИАС «Молодые ученые России» не предполагается единого «жесткого» центра управления. Структура совещательных и исполнительных органов, которые бы контролировали, координировали и организовывали на различных уровнях реализацию государственной политики в области кадрового обеспечения научно-образовательной сферы, предполагается следующей:

- советы молодых ученых и специалистов в научно-образовательных учреждениях и организациях, а также отделы по работе с молодыми учеными в администрациях организаций;

- советы молодых ученых и специалистов при главе субъекта Федерации, а также департаменты администраций субъектов Федерации, наделенные соответствующими функциями;

- советы молодых ученых и специалистов (координационные советы по делам молодежи в научной и образовательной сферах) при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральном округе или (и) департаменты аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, наделенные соответствующими функциями;

- департаменты в государственных академиях наук и отраслевых ведомствах, отвечающие за кадровое обеспечение сферы деятельности своего ведомства;

- Рособразование как технический и координирующий орган системы, в частности, отвечающий за один из ключевых технических элементов системы - специализированный интернет-портал научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов;

- Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации как орган, координирующий взаимодействие советов молодых ученых и специалистов с органами власти всех уровней с целью повышения эффективности реализации государственной молодежной политики;

- Министерство образования и науки Российской Федерации как основной контролирующий и вырабатывающий научно-образовательную политику орган;

- Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию как головной орган общественного контроля и координации деятельности системы.

Между вышеперечисленными уровнями должны быть налажены и горизонтальные связи.

Наряду со СМУС уровня субъектов Федерации важным звеном общественно-государственной структуры НИАС могли бы стать соответствующие органы как в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, так и при них. Опыт общественно-государственного взаимодействия в федеральном округе имеется: при большинстве полпредов уже есть совещательные органы, в состав которых входят и представители научно-образовательного сообщества. Вместе с тем в аппарате каждого полпреда существуют департаменты по кадровым вопросам, по экономической и социальной политике. И координацию реализации в регионах государственной политики в сфере научно-педагогических кадров целесообразно возложить на эти департаменты. При этом естественным образом будет осуществляться и связь с системой формирования резерва управленческих кадров. Возможно, что административный путь решения проблемы потребует расширения состава данных департаментов, для чего целесообразно привлечь в том числе и молодых ученых. Целесообразно также привлекать к работе данных департаментов (или/и общественных органов) при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе членов Координационного совета, проживающих в данном федеральном округе.

В настоящее время Координационный совет готовит предложения по конкретным мероприятиям по созданию и развитию НИАС «Молодые ученые России» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Головной элемент системы - сайт www.youngscience.ru -запущен в пилотном режиме в феврале 2009 г.

Литература

1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. [http://kremlin.ru/articles/kadry2.shtml]

2. Положение о совете молодых ученых и специалистов субъекта Федерации. Утв. 14 января 2009 г. [http://www.youngscience.ru/files/Polowenie_o_Sovete_ molodyh_uhenyh_sovmestnoe.doc]

3. Указ Президента РФ № 1144 от 30 июля 2008 г.; [http://document.kremlin.ru/ doc.asp?ID=047297]

4. Концепция НИАС «Молодые ученые России» [http://youngscience.ru/files/ podrobnee_o_nias.doc]

5. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

6. Шереги Ф.Э., СтрихановМ.Н. Наука в России: Социологический анализ. - М.: ЦСП, 2006. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.