Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов как эффективный механизм формирования кадрового резерва высшей школы'

Научно-исследовательская работа студентов как эффективный механизм формирования кадрового резерва высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заболотский В. С.

Построение инновационной экономики, основанной на коммерциализации новых научно-технических идей, требует существенного изменения системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Кадровая проблема в научно-технической и образовательной сферах приобретает все более явно выраженный вид. В этой статье предлагается способ формирования кадрового резерва высшей школы, научных организаций посредством увеличения внимания к научно-исследовательской работе студентов через создание региональных координационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов как эффективный механизм формирования кадрового резерва высшей школы»

электронное научно-техническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эя №ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0420900025.15£Н 1994-0408

Научно-исследовательская работа студентов как эффективный механизм формирования кадрового резерва высшей школы # 11, ноябрь 2010 автор: Заболотский В. С.

Г осударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)» Е-mail: zvs@fentu.ru, z_v_s_@mail.ru

1. Введение

За последние годы в нашей стране произошли достаточно сильные преобразования, которые не моги не затронуть и систему образования. Определены новые тенденции и принципы развития науки и образования в Российской Федерации, построены современные идеологии и концепции инновационного развития.

Наряду с интенсификацией экономического роста, обеспечением опороспособности страны и общественной безопасности к стратегически важным национальным приоритетам отнесено развитие фундаментальной науки и образования, что закреплено в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [1]. Одновременно с этим сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, обеспечение преемственности научных знаний

отнесено к одному из основных направлений политики государства в области развития науки и технологий.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 26 апреля 2007 года отмечается, что «.. .богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь». Построение инновационной экономики, основанной на коммерциализации новых научно-технических идей, требует существенного изменения системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Кадровая проблема в научно-технической и образовательной сферах видится и Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах, который в своем докладе Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию в январе 2008 года [2] отметил, что «Кадровая проблема является одной из острейших для российской науки. Наряду со значительным сокращением всего научного сообщества в России особенно быстро уменьшается доля ученых молодого, наиболее продуктивного возраста. В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год. Если сегодняшняя тенденция старения научных кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук - 56 лет. В 90-е годы произошло сокращение интеллектуальной базы воспроизводства научных кадров, а также нарастание разрыва между разными поколениями исследователей, возникла реальная опасность утраты преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке».

Важнейшим элементом государственной научно-технической политики является именно подготовка научных кадров, путем их создания и воспроизводства [3].

В выступлении Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на заседании Ученого совета Казанского государственного университета также подчеркивалось, что в условиях демографического спада необходимо по-новому посмотреть на подготовку специалистов в высшей школе.

Для реализации этих стратегических установок страна должна иметь четкую программу развития высшей школы, ее место в становлении инновационной экономики в стране и в регионах и роль студентов в этих процессах. И определенные шаги в этом направлении руководством страны делаются путем реализации приоритетного национального проекта "Образование", в том числе создание федеральных и национальных исследовательских университетов, при этом ставится задача превращения научноисследовательской работы студентов (НИРС) из средств развития творческих способностей наиболее успевающих студентов в мощный рычаг повышения качества подготовки всех будущих специалистов, формирование кадрового резерва для высшей школы и науки.

Более того, федеральные государственные образовательные стандарты (ГОС 3-го поколения) предусматривают в качестве обязательной своей составляющей наличие научноисследовательской работы студентов при подготовке специалистов в высшей школе.

Учитывая тенденции интеграции науки и образования, новые требования, предъявляемые к подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, многие вузы предлагают пути решения этой непростой задачи. Так, научным коллективом Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) в рамках реализации аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала в высшей школе» проводятся исследования по проекту «Научнометодическое обеспечение подготовки научных кадров в высшей школе и развития научно-

исследовательской работы студентов и аспирантов», некоторые из результатов которого приведены ниже.

2. Формирования кадрового резерва высшей школы через создание регионального координационного центра развития научно-исследовательской работы студентов

Решение поставленной задачи исследования необходимых действий со стороны вузовской общественности, которые необходимо принять в новых условиях, основывается на гипотезе о крайней важности научно-исследовательской работы студентов, причем как внутри образовательного процесса, так и вне его, для формирования научноисследовательских компетенций, вовлечении в исследовательский процесс, а, следовательно, и формировании кадрового резерва.

Было проанализировано 19 вузов Дальневосточного федерального округа на предмет организации научно-исследовательской работы студентов. Анализ состояния высшего образования в государственных вузах ДФО, анализ организации и управления НИРС и форм их ведения в этих вузах показывает, что в Дальневосточном федеральном округе, да и в России в целом, не существует системы взаимодействия вузов в области организации НИРС, но в вузах имеются дополнительные возможности по развитию этого направления. Таким образом, актуальность проводимых исследований очень велика. Одной из таких возможностей, реализуемых, является создание объединяющей структуры -Дальневосточного координационного центра НИРС (ДВКЦ НИРС), который и организовывается в рамках выполнения аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала в высшей школе». Создание такого координационного центра с базой данных талантливых студентов, только за счет доступности информации, позволит увеличить активность участия студентов в НИР, а организация непрерывного мониторинга за развитием НИРС даст возможность руководству вузов оперативного вмешательства в этот процесс.

Активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов, заразить их творческие натуры энтузиазмом возможно только через создание организаций, которые бы объединили молодых ученых, организовали бы их в единый коллектив единомышленников, творческий организм, способный генерировать инновационные идеи, актуализировать актуальные проблемы современной науки и практики, предлагать пути решения стоящих перед Дальневосточным регионом и страной в целом проблем. Безусловно, такая организация должна строиться по сетевому принципу - охватывать крупнейшие вузы Дальневосточного региона. Определено, что такой организацией может стать Дальневосточный координационный центр научно-исследовательской работы студентов. Данная организация позволит почувствовать студентам вузов Дальневосточного округа вовлеченность в общее дело, создаст в среде научной студенческой молодежи корпоративный дух, позволит властным структурам и бизнес сообществам обмениваться с молодыми учеными взаимообратными связями в области построения инновационной экономики в регионе.

Для более плодотворного решения проблемы использования научного и творческого потенциала студенческой молодежи вузов Дальневосточного округа деятельность ДВКЦ НИРС были предъявлены следующие требования:

- Дальневосточный координационный центр научной исследовательской работы студентов - авангард интеллектуальной студенческой молодежи вузов Дальневосточного региона, который должен стать значимой и конструктивной силой построения инновационной экономики, экономики знаний в регионе.

- объединять ведущие вузы Дальневосточного региона и осуществлять действия по аккумулированию и последующей реализации идей и предложений студенческой молодежи, направленных на:

- сохранение и развитие интеллектуальных ресурсов Дальнего Востока России;

- разработку стратегий развития Дальнего Востока по пути создания инновационной экономики и общества знаний;

- повышение уровня научно-исследовательской деятельности в регионе.

- способствовать объединению научной студенческой молодежи в вузах Дальневосточного региона, как правило, до недавнего времени, разрозненной и индивидуально направленной.

Формирование общих целей в студенческой среде и чувство их единства будет способствовать не только повышению их научно-исследовательской работы, но и личностному росту, обострит желание участвовать в обустройстве своего региона как интеллектуального ядра России.

Таким образом, Дальневосточный координационный центр научно- исследовательской работы студентов создается с целью:

- объединения студентов вузов Дальневосточного региона для инициативной научной деятельности и развития профессиональных контактов;

- формирование единой региональной системы вузовских центров НИРС;

- формирование банка данных о научном потенциале для управленческих кадров Дальневосточном регионе;

- содействия подготовке новых кадров, отвечающих современным требованиям;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность по функциональным и прикладным направлениям, актуальным для Дальневосточного региона;

- представления, защиты и реализации профессиональных, интеллектуальных интересов и прав студенческой молодежи Дальнего Востока;

Для достижения целей, обозначенных концепцией развития, Дальневосточный координационный центр научно-исследовательской работы студентов решает следующие задачи:

- организует информационное обеспечение студенческой молодежи вузов ДФО, представляет информацию о вакансиях, фондах, грантах, конференциях, школах и иных мероприятиях по поддержке научной студенческой молодежи;

- взаимодействует с инновационными и внедренческими организациями и предприятиями Дальневосточного региона с целью внедрения результатов научных работ студентов;

- создает организационные условия для проведения научных конференций, школ студентов вузов Дальневосточного региона;

- организует социологические исследования студентов с целью выявления приоритетов и проблем студенческой молодежи, обучающейся в вузах ДФО;

- поощряет и трудоустраивает выдающихся представителей научной молодежи;

- организует пропаганду научных знаний.

Таким образом, основная задача Дальневосточного координационного центра научноисследовательской работы студентов - «инфицировать» студенческую молодежь Дальневосточного региона наукой и образованием.

Во многих высших учебных заведениях построены работоспособные модели деятельности и развития системы научно-исследовательской работы студентов, разработаны научные, методические и проектные материалы координации НИРС. Все больше вузов, выбирая инновационный путь развития, уделяют значительное внимание научному творчеству студентов как механизму создания инновационного пригодного к коммерциализации продукта.

В последние годы по инициативе ведущих вузов страны при поддержке органов государственной и муниципальной власти стали периодически организовываться семинары-совещания, круглые столы, проводимые в рамках научно-практических конференций, конкурсов и предметных олимпиад, посвященные вопросам развития НИРС в вузах, в рамках

которых ответственные должностные лица за ведение и развитие студенческой научной и учебно-научной деятельности получили возможность знакомиться с успешным опытом коллег в рассматриваемых сферах. Некоторые высшие учебные заведения организовывают совместно с дружественными вузами, общественными научно-исследовательскими организациями и академическими НИИ комплексные мероприятия, направленные на развитие и стимулирование деятельности НИРС и УИРС. Тем не менее, эффективного механизма обмена опытом среди вузов страны и регионов в области построения, оптимизации и взаимодействия в рамках НТТМ на сегодняшний день не существует. В неудовлетворительном состоянии находятся механизмы информирования потенциальных участников различных мероприятий НИРС, организовываемых на базах различных высших учебных заведений, учреждениях академической науки и общественных научных организаций.

В настоящее время практически полностью отсутствует механизм координации действий вузов регионов в вопросах организации региональных мероприятий НИРС с точки зрения полноты охвата областей знаний, видов мероприятий и их дублирования. Отсутствуют единые региональные информационные порталы, способные взять на себя информационно-коммуникационную функцию связывания всех сторон, заинтересованных в развитии НИРС.

Заключение.

Проведенные исследования показывают, что для развития системы научноисследовательской работы студентов в вузах Российской Федерации крайне необходимо появление комплекса региональных организаций, деятельность которых была бы направлена на координацию работы отдельных учреждений образования и науки в области НТТМ, организацию мероприятий по выработки оптимальных моделей развития системы НИРС в

вузах различного типа, поддержание работоспособных информационных региональных порталов НИРС.

В рамках выполненной работы проведен мониторинг и анализ сложившейся ситуации в области развития региональной системы научно-исследовательской работы студентов. Предложена модель взаимодействия вузов региона посредством создания Дальневосточного координационного центра научно-исследовательской работы студентов, реализация которой позволит наиболее эффективно отслеживать успехи студентов в научно-техническом творчестве, будет способствовать выработке исследовательских компетенций, и как следствие, положит основу формирования кадрового резерва для высшей школы, научных организаций и инновационного бизнеса. Построен инструментарий работы координационного центра, выполняющий одновременно и важную роль системы управления региональным развитием научно-исследовательской работы студентов. Литература

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на

период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

URL.http://www.scrf.gov.m/documents/22.html

2. Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодежной политики в научно-образовательной сфере. Доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. URL.http://www.scientific.ru/monitor/monitoractions.html

3. Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования. Сообщение

пресс-службы Министерства образования и науки. URL.http://www.researcher-

at.ru/index.php?option=content&task=view&id=345&Itemid

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.