Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития кадрового потенциала высшей школы (на примере вузов Дальневосточного федерального округа)'

Некоторые тенденции развития кадрового потенциала высшей школы (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / TEACHING STAFF / WORKFORCE CAPACITY / HIGHER SCHOOL / SUCCESSION POOL OF CANDIDATES / POSTGRADUATE SCHOOL / DOCTORATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаткулин Анвир Амрулович, Овсянников Виктор Васильевич, Халиман Жанна Николаевна, Посухова Татьяна Анатольевна

Дается анализ профессорско-преподавательского состава высшей квалификации вузов Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа, в том числе анализ общей численности и возрастного состава. Рассматривается аспирантура как основной источник формирования кадрового резерва высшей школы. Выявляются основные тенденции, характерные для развития кадрового потенциала высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фаткулин Анвир Амрулович, Овсянников Виктор Васильевич, Халиман Жанна Николаевна, Посухова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DEVELOPMENT TRENDS OF UNIVERSITY WORKFORCE CAPACITY (THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT UNIVERSITIES CASE STUDY)

The article provides an analysis of the quantity and age structure of the highly qualified teaching staff of the universities of the Russian Federation and the Far Eastern Federal District. We also consider a postgraduate school to be the main source of a succession pool of candidates. The main trends of the development of the university workforce capacity of the higher education are described.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития кадрового потенциала высшей школы (на примере вузов Дальневосточного федерального округа)»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2010 год № 3 (5)

22.00.00 Социологические науки

УДК 316.422

А.А.Фаткулин, В.В.Овсянников, Ж.Н.Халиман, Т.А.Посухова

Фаткулин Анвир Амрулович - д-р техн. наук, профессор, ректор ДВГТУ.

Овсянников Виктор Васильевич - канд. техн. наук, доцент, начальник управления координации НИР ППС ДВГТУ. E-mail: vikvas-o@yandex.ru

Халиман Жанна Николаевна - канд. социол. наук, доцент, проректор по учебнометодической работе ДВГТУ. E-mail: haliman77@mail.ru

Посухова Татьяна Анатольевна - ведущий специалист Департамента науки и инноваций ДВГТУ. E-mail: lttanya@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Дается анализ профессорско-преподавательского состава высшей квалификации вузов Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа, в том числе анализ общей численности и возрастного состава. Рассматривается аспирантура как основной источник формирования кадрового резерва высшей школы. Выявляются основные тенденции, характерные для развития кадрового потенциала высшей школы.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, кадровый потенциал, высшая школа, кадровый резерв высшей школы, аспирантура, докторантура.

Anvir A. Fatkulin, Viktor V. Ovsyannikov, Zhanna N. Haliman, Tatiyana A. Posuhova SOME DEVELOPMENT TRENDS OF UNIVERSITY WORKFORCE CAPACITY

(THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT UNIVERSITIES CASE STUDY)

The article provides an analysis of the quantity and age structure of the highly qualified teaching staff of the universities of the Russian Federation and the Far Eastern Federal District. We also consider a postgraduate school to be the main source of a succession pool of candidates. The main trends of the development of the university workforce capacity of the higher education are described.

Key words: teaching staff, workforce capacity, higher school, succession pool of candidates, postgraduate school, doctorate.

В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» подчеркивается, что в нашей стране отсутствует программная поддержка воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Как следствие, за последние десятилетия снизился кадровый потенциал высшей школы. Основные тенденции, характерные для его развития, стали предметом рассмотрения настоящей статьи.

Понятие «кадровый потенциал» отражает ресурсный аспект социальноэкономического развития общества. К показателям развития кадрового потенциала высшего образования, раскрываемым в настоящей статье, относятся кадры высшей квалификации, численность аспирантов и докторантов, прием в аспирантуру и выпуск из аспирантуры, выпуск из аспирантуры и докторантуры с защитой диссертации в срок.

Несмотря на затяжной социально-экономический кризис, российская система высшего образования сохраняет определенную устойчивость, а некоторые важные направления продолжают развиваться: внедряются

современные стандарты и технологии, в том числе информационные; совершенствуется инновационная инфраструктура, влияющая на формирование инновационной экономики в регионе; используются новые подходы к организации финансирования вузов и др. Особенно это заметно в последние годы в связи с принятием Правительством Российской Федерации ряда важных Постановлений, касающихся высшей школы [11-14].

В 345 государственных вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию, в 2008 г. обучалось 4,29 млн студентов [10], что составляет свыше 59% от всех студентов, обучающихся в вузах России (7,31 млн человек [2]), около 88 тысяч аспирантов и 3 тысяч докторантов. В них работает более 222 тысяч преподавателей, среди которых 25 тысяч докторов и 112 тысяч кандидатов наук.

На 10 тысяч человек населения в среднем по Российской Федерации приходится 515 студента, а в Дальневосточном федеральном округе - 490, что несколько ниже общероссийских показателей. На Дальнем Востоке наибольшее

число студентов обучается в Хабаровском крае (623 студента на 10 тысяч населения).

В табл. 1 и на рис. 1, 2 приводятся показатели, характеризующие состояние кадрового потенциала вузов в целом по Российской Федерации и в Дальневосточном федеральном округе [5, 7-9].

Таблица 1

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ

Годы Показатель 2005 2006 2007 2008

Общая численность сотрудников РФ 486921 500780 521265 524923

Дфо 19558 20063 20531 23296

Доля ППС в общей численности сотрудников, %, из них: рф 43 43 43 42

Дфо 45 41 41 37

- кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), % рф 66 67 68 70

Дфо 57 64 67 66

- ППС старше 60 лет, % рф 21,6 22,5 23,3 24,4

Дфо 14,9 16,3 15,8 19,1

Численность аспирантов, чел. рф 83781 85412 86127 88412

Дфо 2460 2451 2494 2684

Число аспирантов на 100 докторов и кандидатов наук рф 60 59 57 57

Дфо 49 46 44 47

Выпуск аспирантов с защитой в срок обучения, % рф 8,2 9,26 8,2 6,47

Дфо 5,5 8,2 7,5 5,1

Численность докторантов, чел. рф 3158 3152 3124 3258

Дфо 57 44 56 66

Выпуск докторантов с защитой в срок обучения, % рф 11,1 11,1 10,0 7,4

Дфо 8,8 4,5 3,6 10,6

Как видно из рис. 1 а, доля профессорско-преподавательского состава (ППС) в общей численности сотрудников в вузах Дальнего Востока ниже среднероссийской, и с каждым годом уменьшается более быстрыми темпами. Это означает, что в вузах региона идет рост административного и вспомогательного персонала. Возможно, это вызвано изменением структуры управления вузом (появлением дополнительной структурной единицы -института с функциями факультета, увеличением специализаций ректората, дроблением функций управления на более мелкие и др.). Эта особенность развития дальневосточных вузов требует более детального исследования и выходит за рамки данной статьи.

а

б

СП

/1C -

л п _

4\J эс > ** -ч

JJ

зи і 2005 2006 2007 2008

on

70 -

JU

2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика кадрового потенциала в вузах РФ и ДФО: а) численность ППС к общей численности сотрудников в вузах (%); б) численность кадров высшей квалификации к

общей численности ППС (%)

По кадрам высшей квалификации (доктора и кандидаты наук) показатели за период 2005-2008 гг. в целом стабильные и колебания незначительные. В Дальневосточном федеральном округе доля докторов наук по отношению к общей численности ППС ниже и оставляет 10,7% по сравнению с 13,1% по России, также ниже и доля кандидатов наук (52,7% по сравнению с 54,8% в Российской Федерации). Что касается общего числа докторов и кандидатов наук в структуре ППС, то в вузах региона (рис. 1 б) этот показатель практически сравнялся со среднероссийским.

Анализ возрастного состава профессорско-преподавательского корпуса (рис. 2) показывает, что пока государственная политика в области образования, направленная на сохранение кадрового потенциала и заключающаяся в реализации ряда постановлений Правительства («Приоритетный национальный проект "Образование"», сентябрь 2005 г., «Постановление о Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», декабрь 2005 г.) не дает эффекта омоложения кадров. «Утечка умов» из России, по мнению специалистов Института проблем развития науки РАН, продолжается [4, 6]. Для изменения сложившейся ситуации Правительством была принята в 2008 г. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» [6].

30 25 20 15 10 5 0

м» < шт ~ ~ ►

2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Динамика возрастного состава ППС старше 60 лет (%)

Несмотря на более молодой, по сравнению среднестатическими данными по России состав ППС, в вузах региона продолжается увеличение доли преподавателей старше 60 лет, как и в целом по стране. Это связано как с оттоком молодежи из высшей школы, так и с падением социальноэкономического статуса преподавателя вуза. Анализ этих факторов приводится в разделе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [6]. Проблема смены поколений в вузах продолжает носить весьма острый характер.

Основным источником кадрового резерва высшей школы является аспирантура. Под «кадровым резервом» понимается круг перспективных лиц из числа магистрантов, аспирантов, молодых ученых, сотрудников для дальнейшего кадрового развития и кадрового обеспечения высшего учебного заведения. Анализ данных табл. 1 показывает, что число аспирантов и докторантов, приходящихся на 100 докторов и кандидатов наук, в вузах Дальнего Востока существенно меньше, чем в среднем в вузах России. В процентном отношении аспирантов на 21% меньше, докторантов - на 55%.

Основной показатель, определяющий величину кадрового резерва в высшем учебном заведении - выпуск аспирантов и докторантов с защитой в срок обучения. Динамика этого показателя за исследуемый период, как по вузам

региона, так и страны, отрицательная. По дальневосточным вузам он еще и ниже среднероссийского значения: по выпуску аспирантов на 19%, а по выпуску докторантов - на 31%. Причина «всплеска» защит докторантов в вузах региона в 2008 г., после «провала» в 2006-2007 гг., требует дальнейшего анализа. Возможно, это связано с таким показателем, как участие кандидатов и докторов наук в подготовке аспирантов (число аспирантов, приходящихся на одного кандидата и доктора наук), который для вузов РФ составляет 27 аспирантов, для вузов ДФО - 43.

В настоящее время в системе высшего образования страны еще работают высококвалифицированные преподаватели, составляющие основную часть ее кадрового потенциала, однако все более актуальными становятся проблемы его воспроизводства. Ведущей формой подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе, а также ведущей формой послевузовского образования является аспирантура. Основные показатели деятельности аспирантуры вузов страны и Дальневосточного федерального округа за последние годы представлены в табл. 2.

Как свидетельствует анализ данных табл. 2, численность аспирантов в рассматриваемый период, как в вузах страны, так и в вузах региона, в целом росла, особенно на Дальнем Востоке в 2008 г. За период с 2005 по 2008 гг. среднегодовой темп прироста численности аспирантов в вузах Российской Федерации составил 1,8% (в вузах ДФО - 3,0%), что значительно ниже темпов роста их численности в начале двухтысячных годов - 6,8% [1]). Причиной снижения темпов роста численности аспирантов, на наш взгляд, может быть продолжающееся старение кадров высшей квалификации, ведущих подготовку аспирантов, снижение в вузах числа исследователей с учеными степенями, устаревшая лабораторная база для проведения исследований. Некоторый оптимизм вызывает наметившаяся динамика роста числа аспирантов в вузах региона по сравнению с среднероссийскими показателями. В то же время, менее четверти всех поступивших аспирантов доходит до выпуска, а защитившихся в срок обучения - лишь немногим больше трети от выпуска (табл. 2).

Таблица 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ В 2005-2008 гг.

Годы Показатели 2005 2006 2007 2008

Вузы Российской Федерации

Численность аспирантов, чел. 83781 85412 86127 SS412

Темы роста к предыдущему году, % - 1,9 0,8 2,7

Выпуск аспирантов, чел 19885 2GSS2 20520 19046

Выпуск аспирантов по отношению к численности, % 24 24 24 22

Выпуск аспирантов с защитой в срок, чел. 6829 7913 7079 5722

Доля аспирантов, защитившихся в срок, % 34 38 34 30

Вузы Дальневосточного федерального округа

Численность аспирантов, чел. 2460 2451 2494 26S4

Темы роста к предыдущему году, % - -0,4 1,8 7,6

Выпуск аспирантов, чел. 612 627 609 549

Выпуск аспирантов по отношению к численности, % 25 26 24 20

Выпуск аспирантов с защитой в срок, чел. 136 2G1 188 136

Доля аспирантов, защитившихся в срок, % 22 32 31 25

Эффективность работы аспирантуры (доля аспирантов, защитившихся в срок, от их общего выпуска) в вузах Дальнего Востока (28%) ниже на 6% по сравнению со среднестатистическими показателями по России (34%), хотя выпуск аспирантов как в вузах ДФО, так и в вузах РФ примерно одинаков и составляет в среднем 24%. Возможно, это связано с наличием в регионе диссертационных советов по тематике диссертаций. При этом доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, по данным директора института аспирантуры и докторантуры ННГУ профессора Б.Бедного [1], не превышает 10%. Отсюда продолжающееся старение ППС высшей квалификации. Причины оттока молодежи из науки в другие сферы экономики подробно рассмотрены профессором И.Дежиной [3], которая считает, что одним из главных факторов оттока молодежи из науки, помимо низкой зарплаты, является отсутствие перспектив успешной научной карьеры. Это подтверждает и вывод экспертов, данный в главе «UNESCO Science Report

2010», посвященной России, в которой говорится, что система подготовки научных кадров не сочетается с установками властей на инновационное развитие страны [15].

Все вышеизложенное позволяет сформулировать некоторые тенденции, характерные для развития кадрового потенциала высшей школы на общероссийском и региональном уровнях.

1. В вузах Дальнего Востока доля профессорско-преподавательского состава в общем числе сотрудников ниже среднероссийского показателя и имеет тенденцию к снижению. Это может негативно сказаться на численности аспирантского корпуса, который уже сейчас на 21% меньше, чем в среднем в вузах Российской Федерации. Как следствие, возможно уменьшение кадрового резерва высшей школы и ухудшение ротации кадров высшей квалификации.

2. Доля кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) в структуре ППС в вузах Дальнего Востока несколько ниже среднероссийской, особенно это проявляется в отношении докторов наук (на 22%).

3. В высшей школе в целом продолжается устойчивый рост числа преподавателей старше 60 лет, но в вузах Дальнего Востока по этому показателю ситуация пока более благоприятная.

4. Несмотря на рост числа аспирантов в целом в вузах РФ, качество их подготовки остается довольно низким. Так, выпуск аспирантов с защитой в срок составляет не более 7%, причем в вузах ДФО этот показатель на 24% ниже среднероссийского значения. С учетом того, что по данным, приведенным в работе [3], только не более 10% молодых кандидатов, в силу сложившихся экономических условий, остается работать в высшей школе, процесс старения преподавательского корпуса продолжается.

Таким образом, несмотря на поддержку государством вузовской науки (реализация национального проекта «Образование», создание «национальных инновационных университетов», конкурсы в рамках ФЦП «Научные и научно -педагогические кадры» и др.), положение с научно-преподавательскими кадрами как в вузах ДФО, так и в стране в целом остается неблагоприятным.

Аспирантский корпус увеличивается, но его эффективность остается низкой, продолжается процесс старения профессорско-преподавательского состава вузов. Для изменения положения необходимо в первую очередь решение задачи формирования кадрового резерва высшей школы, включающей совершенствование и расширение способов привлечения успешных студентов к активной научной деятельности, начиная с младших курсов, внедрение в вузах рейтинговой системы оценки качества их научной работы, внедрение новых форм материального стимулирования успешно обучающихся аспирантов за счет внебюджетных источников финансирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бедный Б.И., Миронос А.А, Серова Т. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 20-36.

2. В России продолжает расти число студентов. URL:http://news.students.ru /2008/08/31/у rossii prodolzhaet rasti chislo studentov.html (дата обращения: 31.08.2008).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дежина И.Г. Государственная кадровая политика в сфере науки и ее результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 64-70.

4. Долгов А.П., Сухова М.В. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4. Ц^: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=20530 (дата обращения: 19.09.2006).

5. Зимина Т. Кадровый кризис, сокращение числа молодых учёных ставит под сомнение само будущее российской науки. Ц^: http://www.nkj.ru/news/15030/ (дата обращения: 11.02.2009).

6. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы. Федеральная целевая программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Ц^: http://www.fasi.gov.ru/fcp/npki (дата обращения:

18.03.2009).

7. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2005: инф.-аналит.сб. СПб.: ФГНУ «СЭНМЦ», 2006. С. 19-55.

8. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2006: инф.-аналит.сб. СПб.: ФГНУ «СЭНМЦ», 2007. С. 19-55.

9. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2007: инф.-аналит.сб. СПб.: ФГНУ «СЭНМЦ», 2008. С. 19-55.

10. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2008: стат. сб. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. С. 19-55.

11. Об утверждении ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: постановление Правительства РФ от 28.06.08 № 568. ИКЬ: http://www.fcpk.m^atalog.aspx?CatalogId=399 (дата обращения: 20.10.2010).

12. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в

федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.10 № 219. Ц^:

http://mon.gov.ru/pro/ved/infr/10.04.09-219.pdf (дата обращения: 19.08.2009).

13. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: постановление Правительства РФ от 09.04.10 № 218. Ц^: http://mon.gov.ru/pro/ ved/koop/10.04.09-218.pdf (дата обращения: 12.05.2009).

14. О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.10 № 220. ИКЬ: http://mon.gov.ru/pro/ved/uch/10.04.09-220.pdf (дата обращения:

07.07.2009).

15. Устами ЮНЕСКО о российской науке. ИКЬ:

http://www.hse.ru/org/hse/isiez/press/26466411.html (дата обращения: 03.12.2010).

Статья подготовлена по проекту АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», регистрационный номер 2.2.2.4/1705.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.