Научная статья на тему 'Закономерности, характеризующие кадровое развитие и результативность научно-инновационной деятельности вузов Приморского края'

Закономерности, характеризующие кадровое развитие и результативность научно-инновационной деятельности вузов Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАДРЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / СРЕДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чмырь Юлия Юрьевна, Сафонова Клавдия Ивановна

Приведены результаты исследования деятельности пяти вузов Приморского края за пять лет, проанализированы основные тенденции развития их кадрового состава, особенности научно-инновационной деятельности. Выявлены закономерности, характеризующие кадровое развитие вузов края и результативность их научно-инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чмырь Юлия Юрьевна, Сафонова Клавдия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patterns inherent to personnel development and efficiency of research and innovation activities in universities of Primorsky Krai

The article shows the results of research of activities in five universities of Primorsky Krai, analyzes the level of their personnel development, features of science and innovation activities. The article determines the mechanismcharacterizing personnel development and efficiency of research and innovation activities in the universities.

Текст научной работы на тему «Закономерности, характеризующие кадровое развитие и результативность научно-инновационной деятельности вузов Приморского края»

потенциал в режиме

обновления

закономерности, характеризующие кадровое развитие и результативность нау чно-инновационной деятельности вузов приморского края

Чмырь Юлия Юрьевна

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента

Сафонова Клавдия Ивановна

канд. экон. наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, Дальневосточный федеральный университет, г.

Владивосток 1751eto@mail.ru

_Аннотация

Приведены резул ьтаты исследования деятельности пяти вузов Приморского края за пять лет, проанализированы основные тенденции развития их кадрового состава, особенности научно-инновационной деятельности. Выявлены закономерности, характеризующие кадровое развитие вузов края и результативность их научно-инновационной деятельности.

Ключевые слова высшие учебные заведения, кадры, кадровый потенциал вуза, научно-инновационная деятельность, закономерности, среда, человеческий капитал, инновации, университет

Уровень развития и качество кадрового потенциала вуза, занятого научно-инновационной деятельностью (НИД), зависят от источника формирования педагогических и научных коллективов, совмещающих учебную и научную деятельность. Однако далеко не весь научно-педагогический состав высшего учебного заведения максимально готов к такой деятельности. Здесь важно новаторское мышление [2]. Для формирования творческих коллективов, следовательно, необходим жесткий отбор из сотрудников вузов в соответствии с установленными целями, задачами, критериями [5,6].

Приморская учебная структура

В 2011 г. в Приморском крае функционировало 11 вузов (10 государственных и 1 негосударственный). Их доля среди высших учебных заве-

дений России составляет 1,4%, которые играют огромную роль в поддержке инновационного развития края, округа и страны в целом [8]. Большинство вузов Приморского края - университеты. Для анализа кадрового потенциала были выбраны 5 крупнейших университетов, показатели которых отражены в статистических ежегодниках Приморья, г. Владивостока и России (ВГУЭС, ТГЭУ, ДВГТУ, УГПИ, ДВГУ1) [1, 3, 8]. На наш взгляд, большое воздействие на результативность НИД вузов оказывает доля сотрудников, имеющих ученое звание и научную степень, кандидатов наук, докторов, профессоров, доцентов, а также доля монографий, статей, сборников научных трудов, выпущенных в России и за рубежом, пособий с грифами и без и др.

Закономерности, характеризующие кадровое развитие вузов Приморского края

Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность научно-инновационной деятельности любого вуза, является изменение количественного и качественного состава кадров. Не являются исключением и высшие учебные заведения Приморского края. Для того чтобы выявить эту связь, авторами на основе использования классических инструментов анализа и присущего пяти исследуемым вузам массива информации о состоянии кадров и их использовании за пятилетний период (2007-2011 гг.) осуществлен анализ, позволивший выявить закономерности развития количественных и качественных характеристик кадрового состава вузов. Было осуществлено их распределение на три группы обобщающих закономерностей, каждая из которых включает несколько влияющих (см,рис. 1 на с. 138).

1. ВГУЭС - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; ТГЭУ - Тихоокеанский государственный экономический университет; ДВГТУ - Дальневосточный государственный технический университет; УГПИ - Уссурийский государственный педагогический институт; ДВГУ (ДВФУ) -Дальневосточный федеральный университет

в 2011 г.

в Приморском крае функционировало 11 вузов(10

государственных и 1 негосударственный)

Закономерности проявления количественных и качественных характеристик кадров вузов

1. Устойчивый рост численности персонала вузов

1.1. опережающий рост численности учебно-вспомогательного персонала по сравнению с ППС;

1.2. опережающий рост численности научных работников по сравнению с ППС;

1.3. опережающий рост численности научных работников по сравнению с учебно-вспомогательным персоналом_

2. Стабильный рост доли сотрудников, имеющих научную степень и ученое звание в общей численности персонала

2.1. опережающий рост численности кандидатов наук по сравнению с докторами наук;

2.2. опережающий рост численности доцентов по сравнению с профессорами;

2.3. снижение числа докторских защит в советах вузов происходит быстрее, чем кандидатских;

2.4. снижение числа защит кандидатских диссертаций работниками вузов происходит быстрее, чем докторских

3- Ухудшение возрастной структуры численности работников вузов

3.1. опережающий рост работников возрастной группы «60-69 лет» по сравнению с группой «5059 лет»;

3.2. снижение числа работников возрастной группы «до 29 лет» происходит быстрее, чем в группе 40-49 лет»;

3.3 рост среднего возраста персонала вузов

Рис. 1. Закономерности развития количественных и качественных характеристик кадрового состава вузов

Первая обобщающая закономерность «Устойчивый рост численности персонала вузов», которая иллюстрирует изменения основного количественного показателя, характеризующего персонал вузов. За период с 2007 г по 2011 г. (на начало года) общая численность персонала вузов Приморского края увеличилась на 14,7/6 (на 823 чел.). Устойчивый рост наблюдался в 2007 и 2008 годах, соответственно на 15,4% и 3,5%. В 2009 г. по сравнению с предыдущим 2008 г. было некоторое снижение на 6°6. Но в целом это не изменило общую тенденцию изменения персонала. Она прослеживается и по пяти исследуемым вузам. Общая численность персонала в них за анализируемый период увеличилась на 8,5/6 (на 514 чел.) [1,3,8].

Эти закономерности обусловлены не увеличени-

ем количества вузов (оно осталось прежним), а

внесением изменений в учебные планы (номенклатура специальностей расширилась за счет новых дисциплин: <• логистика», «экономика природопользования», «стандартизация» и т.д.). Кроме того, на изменение численности персонала влияют изменения в целом контингента обучающихся, в том числе дополнительного образования, включая и переподготовку. На тенденцию изменения общей численности влияет интенсивность развития ее структурных элементов. Наиболее опережающими темпами растет численность учебно-вспомогательного персонала: прирост за 2007-2011 гг. составил 22,4°6 (439 чел.), а прирост профессорско-преподавательского состава (ППС) соответственно составил 5,2% (169 чел.). Следовательно, основная категория вузовских работников, обеспечивающих образовательный процесс, значительно уступает в росте по сравнению с персоналом, выполняющим обслуживающие функции. Эту тенденцию нельзя признать положительной [1,8]. На общую тенденцию роста численности персонала вузов влияет значительный рост численности научных работников: прирост на 26,8% (170 чел.). Эта закономерность свидетельствует о наметившейся интенсификации научно-исследовательской деятельности в вузах. Выявленные закономерности, происходящие в численности персонала в целом и по составу, указывают на развитие экстенсивного фактора, увеличение масштабов научно-образовательной деятельности вузов. Наряду с ростом количественного фактора развития кадрового потенциала наблюдается улучшение качественного: повышение квалификационного уровня сотрудников. Его проявление отражено во второй обобщающей закономерности: «Стабильный рост доли сотрудников, имеющих научную степень и ученое звание в общей численности персонала». В целом за анализируемый период численность сотрудников, имеющих ученые степени по вузам Приморского края, увеличилась на 39,9°6 (510 чел.). В том числе прирост численности кандидатов наук составил 25,4/6 (469 чел.), докторов 14,5°6 (51 чел.), профессоров 0,5/6 (2 чел.), доцентов 6,5°6 (383 чел.). Эта тенденция не могла не

основная категория вузовских работников, обеспечивающих образовательный процесс, значительно уступает в росте по сравнению с персоналом, выполняющим обслуживающие функции

наряду с ростам количественного фактора развития кадрового потенциала наблюдается улучшение качественного: повышение квалификационного уровня сотрудников

отразиться на структуре персонала вузов (доля кандидатов наук в 2007 г. составляла 44,3°6, соответственно в 2011 г. - 4б,5°6, докторов наук - 7,6% и 8°6; профессоров - 6,5°6 и 7,8°6, доцентов -29,896 и 36,6%).

На эту закономерность в меньшей степени оказывает влияние результативность подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций, проявляющаяся в показателях работы докторских и кандидатских советов. Тенденции как в развитии самих советов, так и в показателях результативности их деятельности нельзя оценить как положительные: число и докторских и кандидатских советов сократилось (соответственно на 7,6°6 (на 2); 6,1°6 (на 5)), что может создать сложности для аспирантов и докторантов по защите диссертаций, особенно если учесть достаточно узкую специализацию советов. Но и результативность действующих советов оставляет желать лучшей динамики. Из года в год число защищенных кандидатских и докторских защит в советах вузов уменьшается (на 8,3°6, на 11,1%), в том числе защит кандидатских и докторских диссертаций работниками вузов (соответственно на 3,6°6; 1,4°6) [1, 4]. Таким образом, рост численности сотрудников со степенями обусловлен в большей степени притоком в вузы работников, имеющих научные степени, из НИИ, Академии наук и других регионов.

Без омоложения нет достижений

Обеспечение роста специалистов с научными степенями за счет вышеназванных источников не является отрицательным фактором, однако необходимо повысить значимость подготовки высокопрофессиональных кадров из числа сотрудников, работающих в вузе. В определенной степени препятствием к реализации этой задачи является изменение такой качественной характеристики персонала, как средний возраст работников вузов, который оказывает влияние на психофизиологический элемент кадрового потенциала, в частности, здоровье, работоспособность, продолжительность творческой деятельности. Это проявляется в третьей обобщающей закономерности: «Ухудшение воз-

растной структуры численности работников». В составе численности работников за анализируемый период снизились темпы роста персонала возрастной группы «до 29 лет» (на 0,8% (126 чел.)). В то же время значительно выросли группы работников трех возрастных категорий «50-59», «60-69», «70 и старше» (соответственно 6,3% (41 чел.); 25,6% (99 чел.); 5,2% (70 чел.)). В последние годы (2010, 2011 гг.) на 14,7% увеличилась численность работников возрастной группы «30-39 лет». Достаточно значительные темпы роста численности возрастных категорий от 50 до 70 лет повлияли на увеличение доли работников этой возрастной группы в общей численности персонала вузов. Если в 2007-2009 гг. их удельный вес составлял 34,9°6 (1127 чел.), то к 2010-2011 гг. он возрос до 39,4% (1337 чел.). Эти структурные изменения отразились на среднем возрасте работающих в вузе ППС в целом, в том числе докторов наук. К 2011 г средний возраст ППС составил 55 лет по сравнению с 2007 г

- 49 лет, то есть средний возраст увеличился на 6 лет. Соответствующие изменения произошли со средним возрастом докторов наук: в 2007 году

- 62 года, в 2011-ом - 64 года. Не происходит значительного омоложения кандидатов наук. Их средний возраст - 51 год [1].

Присутствие в составе коллективов вузов работников со средним возрастом 40-60 лет, имеющих, как правило, и научные степени и ученые звания, опыт преподавательской и научно-исследовательской деятельности, является важным фактором повышения качества кадрового потенциала вуза. Однако снижение доли работников возрастной группы «до 29 лет» и «30-39 лет» свидетельствует об отсутствии надежных стимулов привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и педагогов, а также влияет на показатели развития кадрового потенциала в результате защиты кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом, необходима разработка и реализация программы мероприятий, направленной на изменение этой тенденции, и в первую очередь путем создания материальных и социальных условий, стимулирующих закрепление молодых кадров в вузах.

рост численности сотрудников со степенями обусловлен в большей степени притоком в вузы работников, имеющих научные степени, из НИИ, Академии наук и других регионов

Закономерности в системе организации научно-инновационной деятельности в вузах Приморского края

Существующая система организации научно-инновационной деятельности в вузах Приморского края, в значительной степени не соответствующая требованиям, предъявляемым к ней с позиции критерия продуктивности и эффективности, тем не менее имеет свои резуль-

Рис. 2.. Закономерности, характеризующие фактическую результативность научно-инновационной деятельности вузов

таты, которые проявляются в ряде тенденций, распределенных автором на две группы обобщающих закономерностей, каждая из которых включает несколько влияющих (рис. 2 ниже). Первой обобщающей закономерностью, характеризующей результативность научно-инновационной деятельности, отражающей научный уровень персонала, является «Ухудшение качественных параметров в публикациях и других видах издательской деятельности вузов». При положительной тенденции роста публикаций в целом в вузах края наблюдается уменьшение публикаций за рубежом - главнейшего критерия результативности кадрового потенциала вузов. Число статей по вузам за исследуемый период выросло на 8,4°6 (1399), а опубликованных

снижение дат работников возрастной группы «до 29 лет» и «30-39лет» свидетельствует об отсутствии надежных стимулов привлечения и закрепления .молодых талантливых ученых и педагогов

Доля статей д УГПИ

■ Доля статей, изданных за рубежом

Рис. 3. Доля статей, изданных вузами^ЖЩ

ТГЭУ ВГУЭС ДВГТУ ДВГУ УГПИ

Рис..4. Доля монографий, изданных кучами (?011)

за рубежом снизилось на 8,5% (287). Их доля в 2011 г. по вузам представлена на рисунке 3 (см. на с. 143).

■ доля сборников научных трудов международных конференций и симпозиумов

Рис.5■ Доля сборников научных трудов, изданных вузами (2011)

Что касается издания монографий по вузам, их число увеличилось на 2,1% (53), изданных за рубежом, снизилось на 5,1% (1). Доля монографий, изданных в России и за рубежом, представлена на рисунке 4 (см. на с. 143).

■ доля учебников и учебных пособий с грифом УМО или МНС

Рис. 6. Доля учебников и учебных пособий, изданных вузами (2011)

Еще одним важнейшим показателем результативности использования кадрового потенциала вузов является число сборников научных трудов (рис. 5 ниже).

Число пособий выросло на 3,5% (52), с грифами, наоборот, снизилось на 7,9% (35). Доля учебников и учебных пособий, изданных в 2011 г., также является важным показателем результативности деятельности вузов (см.рис. 6 ниже). Динамика участия научно-инновационных продуктов вузов Приморья в международных презентациях проявляется во второй обобщающей закономерности: «Снижение числа запатентованных продуктов НИД и уменьшение их представления на международных выставках». Так, число экспона-

количество поддерживаемых патентов ■ количество патентов России

Рис.7. Доля поддерживаемых патентов по вузам (2011)

тов на выставках, проведенных на базе вузов края, выросло на 8,5°6 (301), на международных, наоборот, снизилось на 9,2°6 (217). Число поддерживаемых патентов по вузам края за исследуемый период выросло на 3,3°6 (64), патентов России - на 1,8°6 (7). Доля, поддерживаемых патентов по вузам представлена на рисунке 7 (см, ниже) [1,8].

Выводы

Таким образом, явное снижение показателей результативности использования кадрового потенциала вузов является следствием влияния комплекса факторов, среди которых недостаточная квалификация специалистов, отсутствие налаженных связей с издательствами, организаторами форумов, конференций; отсутствие организационных структур внутри вуза, которые бы содействовали продвижению продукции на международный рынок, и, конечно, недостаточное качество предлагаемой продукции. Сегодня Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в состав которого влились большинство из исследуемых нами вузов, наследует проблемы своих предшественников. Не способствует их решению переезд на о. Русский, неопределенность, разбросанность корпусов по разным районам города и в связи с этим неуверенность сотрудников в завтрашнем дне. Следовательно, анализ закономерностей, характеризующих результативность НИД вузов Приморского края, позволяет сделать вывод о необходимости интенсификации и повышения уровня ее эффективности, увеличения количества зарубежных стажировок преподавателей, расширения системы показателей, позволяющих более детально и комплексно оценивать результаты научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения, а также разработки и внедрения системы мотивации сотрудников в условиях сложности и неопределенности внешней среды.

Литература

1. Дмитриев Г.И. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2011: Стат. сб. / Г.И. Дмитриев, Е.А. Законников, Д.В. Ливанов, C.B. Лебедев, В.А. Мейев, A.B. Рождественский, М.Н. Стриханов. - СПб.:

при положительной тенденции роста публикаций в цепом в вузах края наблюдается уменьшение публикаций за рубежом -главнейшего критерия

результативности кадрового потенциала вузов

СПбГЭТУ<-ЛЭТИ->,2011.

2. Илышев A.M. Системньш подход к анализу научно-инновационной деятельности технического вуза / A.M. Илышев, H.H. Илышева, И.Н. Воропанова // Инженерное образование, 2005. - № 3.

3. Лазарев Г.И. Наша стратегия - развитие на основе инноваций (опыт ВГУЭС) // Г.И. Лазарев, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ, 2005. - № 3

4. Сафонова К.И. Теоретико-методологические основы научно-инновационной деятельности вуза / К.И. Сафонова, Е.Б. Гаффорова, Ю.В. Бабин, Т.И. Елисеева, Е.Г Юрченко, Ю.Ю. Чмырь, В.В. Ельников, Е.Я. Репина, С.А. Новак, A.B. Карловский, T.B. Ершова.

- Владивосток: Дальнаука, 2011.

5. Сафонова К.И. Роль и место вуза в современной экономической, национальной и региональной инновационных системах / К.И. Сафонова, В.Г. Белкин, С.А. Ерышева, Ю.Ю. Чмырь // Инновации в образовании. - Коломна: Коломенская типография, 2011.-№3.

6. Савзиханова С.Э., Косинова В.Н. Системы высшего образования в условиях формирования информационной экономики //Креативнаяэкономика.

— 2011. — № 12 (60).-с. 109-114.-http://www. creativeconomy.ru / articles/14018/

7. Чмырь Ю.Ю. Оценка состояния повышения квалификации преподавательских и научных кадров как фактора роста кадрового потенциала в вузах и НИИ Приморского края / Ю.Ю. Чмырь, К.И. Сафонова // Региональная экономика: теория и практика / ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2009. - № 27.

8. Шаповалов, В.Ф. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник. - Владивосток: Приморскстат, 2011.

Yulia Y. Chmyr

PhD. in Economics, Associate Professor, Departmen t ofManagement, Far Eastern Federal University, Vladivostok Klavdiyal. Safronova

PhD. in Economics, Professor, Department of economics and company management Far Eastern Federal University, Vladivostok

Patterns inherent to personnel development and efficiency of research and innovation activities in universities of Primorsky Krai

_Abstract

T'he article shows the results of research of activities in five universities of Primorsky Krai, analyzes the level of their person nel developmen t, features of science and innovation activities. The article determines the mechanism characterizing person n el developmen t and efficien cy of research and in n ovation activities in the universities.

Keywords: universities, personnel, human resources of a university, research and innovation activities, mechanism, environment, human capital, innovation, university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.