ЭКОНОМИКА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
С. М. БЫЧКОВА
С. А. ТИМОШЕНКО
УДК: 378.14 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10011
Подготовка кадров высшей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами
Кадровый потенциал науки — это основа формирования научной элиты, которая за последние десятилетия значительно сократилась в России. Процесс формирования кадрового потенциала науки высшей школы должен начинаться с качественной организации научно-исследовательской деятельности студентов. Затем необходимо проводить подготовку научных кадров в аспирантуре. На заключительном этапе после окончания аспирантуры, необходимо проведение мероприятий по закреплению подготовленных научных кадров в высшей школе с замещением определенной должности.
Кадровый потенциал науки следует рассматривать как интегральную характеристику имеющихся возможностей каждого сотрудника. При этом важно не только правильно оценить данный потенциал, но суметь его сформировать. Подготовка кадров высшей квалификации является важным стратегическим этапом формирования кадрового потенциала науки и повышения конкурентоспособности вуза с учетом наличия таких негативных факторов, как старение научных кадров, переход научных и профессорско-преподавательских кадров в другие сферы экономики.
Конкурентоспособность высшего учебного заведения во многом зависит от послевузовского образования, которое значительно влияет на рейтинговые показатели вуза.
В статье проведен анализ этапов формирования кадров высшей квалификации. Дана характеристика каждого уровня образования. Проанализирована взаимосвязь уровней квалификации и уровней образования, а также выявлена чрезмерная градация уровней квалификаций, не требующих высшего образования. Проведено сопоставление уровней квалификации и уровней высшего образования с должностями практиков и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.
Ключевые слова: кадровый потенциал науки, кадры высшей квалификации, профессиональный стандарт, уровни квалификации, уровни высшего образования
Профессии, требующие высокой социальной ответственности, необходимо отнести к регламентированным. К ним можно причислить профессиональную деятельность кадров высшей квалификации, так как именно из них формируется профессорско-преподавательский состав, от которого зависит качество высшего образования в стране. Для планирования кадрового потенциала, его формирования и развития необходимы определенные профессиональ-
© С. М. Бычкова, С. А. Тимошенко, 2018
ные критерии, разработка которых ведется в России с 2008 года, и приобретает все большую актуальность с усилением процесса мировой интеграции во всех областях экономики и производства. Еще одной предпосылкой стандартизации стали морально устаревшие квалификационные справочники. С течением времени существенно изменились требования к профессиям, как и необходимые для них знания, умения и прочие компетенции. Более того, трансформировались и сами профессии, а некоторые попросту перестали существовать.
Для разработки профессиональных стандартов были определены уровни квалификации, которые применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Всего таких уровней девять и они содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».
Основой кадрового потенциала являются кадры высшей квалификации, которые формируются после прохождения обучения в аспирантуре и докторантуре высших учебных и научных организаций. Уровни формирования кадров высшей квалификации можно увидеть на рисунке 1
Рисунок 1. Уровни подготовки научных кадров высшей квалификации в высшей школе
Первый уровень образования — бакалавриат. Это законченное высшее образование, которое длится четыре года и подразумевает фундаментальную подготовку студента. По окончании данной ступени образования студент защищает выпускную квалификационную работу с присвоением квалификации «Академический бакалавр» или «Прикладной бакалавр», после чего может приступать к работе или продолжать обучение в магистратуре. В соответствии с уровнями квалификации для профессиональных стандартов — это 6-й уровень.
На сегодняшний день в нашей стране еще существует во многих высших
учебных заведениях такой уровень образования, как специалитет — второй уровень образования. Его отличие от бакалавриата состоит в том, что он ориентирует студентов на практическую деятельность в выбранной отрасли. Обучение длится пять лет и завершается защитой выпускной квалификационной работы с присвоением определенной квалификации специалиста. После этого дипломированный специалист может приступить к рабочей деятельности, либо продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре. По уровням квалификации профессиональных стандартов специалитет имеет большую вариативность, нежели бакалавриат — 6-й, 7-й и 8-й уровень квалификации.
Ко второму уровню образования также относится и магистратура, позволяющая студенту, который принял решение продолжить обучение, углубить знания в выбранной специализации. На этом этапе, как говорилось ранее, могут продолжить обучение бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку обучающегося к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают магистерскую диссертацию с присвоением квалификации «Магистр». Магистратура по уровням квалификации профессиональных стандартов котируется выше, чем специалитет, и относится уже к 7-му и 8-му уровням.
Третий уровень подготовки кадров высшей квалификации — это аспирантура. Тот самый уровень, на котором происходит подготовка научно-педагогических кадров. Выпускники магистратуры или специалитета могут продолжить образование в аспирантуре. Обучение на данном уровне предполагает образовательную часть, педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Аспирант должен определить для себя научное направление и тему исследования. Очное обучение на уровне аспирантуры длится не менее трех лет, заочное — 4 года. По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Предзащита кандидатского диссертационного исследования должна состояться в период обучения, а защита диссертации — в течение года после его окончания (тогда она считается состоявшейся в срок). После успешной защиты диссертационного исследования присваивается степень кандидата наук. Кандидаты наук далее допускаются к соисканию степени доктора наук, которая подтверждает статус ученого. Этот уровень высшего образования соотносится с самым высоким квалификационным — девятым.
Анализ уровней высшей образовательной системы в России дает возможность соотнести их с разработанными уровнями квалификации, которые служат для разработки профессиональных стандартов (рисунок 2). Для каждого уровня определим должностной уровень в соответствии с прописанными функциональными обязанностями.
Как мы видим, требования к наличию высшего образования начинаются только с 6-го уровня. Мы дали условные названия группам должностей, которые относятся к различным уровням квалификаций. В результате такой группировки образовалось несколько групп с обязательным требованием к наличию высшего образования. Градация четко показывает, что требование к наличию высшего образования касается только руководителей различного уровня.
Руководители высшего 3 Аспирантура
звена в крупных корпорациях, (адъюнктура)
государственных компаниях Докторантура
(Top management)
Руководители среднего К 2,3 Специалитет
звена и высшего звена X Магистратура
s я (Middle management, Oh о Аспирантура
а s Top management) (Я а (адъюнктура)
Руководители среднего о 2 Специалитет
ч звена и Е и Магистратура
Ей Ü (Middle management)
S s Руководители низшего шО 1,2 Бакалавриат
m о звена (Down management) s X са о Специалитет
Линейные менеджеры --
Вспомогательный --
персонал
Квалифицированные __
рабочие
Рабочие специальности --
Неквалифицированные __
рабочие
Рисунок 2. Соотношение уровней квалификации с уровнями высшего образования
Возвращаясь к проблеме воспроизводства кадров высшей квалификации, проанализируем классификацию должностей в отношении высших образовательных учреждений. Их можно разделить на следующие категории: научно-педагогические (профессорско-преподавательский состав, научные работники); инженерно-технические; административно-хозяйственные; производственные; учебно-вспомогательные и иные; медицинские и иные [1].
В образовательном процессе принимают участие кадры, входящие в профессорско-преподавательский состав. Для этих должностей в январе 2017 года в силу вступил профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который предусмотрен также для должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) высшей школы. Для его разработки был применен метод функционального анализа деятельности преподавателя. С учетом возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям преподавателей и был подготовлен данный документ.
В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» все должности профессорско-преподавательского состава ранжированы от 6-го до 8-го квалификационного уровня. К 8-му уровню отнесены научные кадры, которые занимаются воспроизводством кадров высшей квалификации.
Применяя ранжирование согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и должностей руководителей образовательных организаций [2], сопоставим их с уровнями квалификации и уровнем образования, а также представим, как относится к каждой должности профессорско-преподавательского состава соответствующий должностной уровень с учетом функциональных обязанностей (таблица 1):
Таблица 1
Соотношение должностей ППС с уровнями квалификаций и уровнями образования
Должность профес- Уровень квалифика- Уровень Должностной уровень с уче-
сорско-преподава- ции в соответствии образова- том функциональных обязан-
тельского состава с профессиональным стандартом ния ностей
Руководители низшего звена
Ассистент 6,7 1,2 (Down management) Руководители среднего звена (Middle management)
Руководители среднего звена
Декан (начальник) 8 3 и высшего звена
факультета (Middle management, Top management)
Руководители среднего звена
Директор (начальник) 8 3 и высшего звена
института (Middle management, Top management)
Руководители низшего звена
(Down management)
Доцент 6,8 1,2,3 Руководители среднего звена и высшего звена (Middle management, Top management)
Заведующий кафедрой (начальник кафедры) 8 3 Руководители среднего звена и высшего звена (Middle management, Top management)
Руководители среднего звена
Заместитель началь- 8 3 и высшего звена
ника кафедры (Middle management, Top management)
Руководители среднего звена
Профессор 8 3 и высшего звена (Middle management, Top management)
Руководители низшего звена
Преподаватель 6,7 1,2 (Down management) Руководители среднего звена (Middle management)
Руководители низшего звена
Старший препода- 6,7 1,2 (Down management)
ватель Руководители среднего звена (Middle management)
Результаты анализа таблицы 1 могут удивить — настолько велика вариативность в уровнях квалификации в некоторых случаях, если не изучить в достаточной степени профессиональный стандарт. Необходимо учитывать, что требования профессиональных стандартов сосредоточены на практикоориентированных трудовых функциях, в то время как образовательные стандарты имеют более широкую направленность. Также не стоит забывать, что в таблице 1 мы рассматриваем именно должности, а не звания.
Для более детального понимания ситуации в отношении подготовки кадров высшей квалификации необходимо проанализировать распределение численности аспирантов по возрастным группам. Данный анализ позволит увидеть динамику резкого сокращения кадров высшей квалификации в целом и по отдельным возрастным категориям (рисунок 3).
Рисунок 3. Распределение численности аспирантов по возрастным группам, чел. [1]
Резкое сокращение числа аспирантов можно наблюдать в возрасте до 22 лет включительно. Связано это с тем, что на данный момент в системе высшего образования значительно сокращён специалитет. В то же время небольшая тенденция к росту наметилась в 2016 году в категории от 30 до 34 лет. Мы связываем это явление с требованиями профессиональных стандартов к замещению должностей высшего менеджмента и пониманием представителями данной возрастной категории, что без получения третьего уровня образования продвижение по карьерной лестнице будет затруднено.
Применяя сравнительный анализ основных показателей деятельности аспирантуры, можно выявить следующие тенденции (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели деятельности аспирантуры [3]_
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, единиц Численность аспирантов, человек Прием в аспирантуру, человек Выпуск из аспирантуры, человек
всего из него с защитой диссертации
Образовательные организации высшего образования
2010 748 139908 48748 29268 8854
2011 750 139542 45561 28847 8869
2012 740 131226 40802 30885 8480
2013 724 117790 34643 30639 8257
2014 698 107083 29700 24836 4770
2015 661 97847 28285 22971 4318
2016 611 87180 23281 22917 3379
Источник: Федеральная государственная служба статистики Российской Федерации
По сравнению с 2010 годом в 2016 году заметно сокращение количества организаций, которые могут вести подготовку аспирантов на 18%, что не могло не отразиться и на общей численности аспирантов и приеме в аспирантуру (падение на 38% и 52% соответственно). Несмотря на такое значительное снижение показателей, выпуск из аспирантуры сократился не так критично — на 21,7%.
Результативность подготовки научных кадров заключается в защите диссертации, что является подтверждением наличия необходимых компетенций для дальнейшей научно-педагогической деятельности. В связи с этим существенное сокращение показателя «Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации» (на 62%) в 2016 году по сравнению с 2010 годом однозначно указывает на то, что в процессе формирования кадрового потенциала науки возникла существенная потребность его реформирования.
Высшая ступень в системе подготовки научно-педагогических кадров — докторантура. Проведем сравнительный анализ основных показателей деятельности докторантуры (таблица 3).
Аналогично анализу основных показателей деятельности аспирантуры, все данные об основной деятельности докторантуры также сокращаются в 2016 году по сравнению с 2010 годом:
— число организаций, ведущих подготовку докторантов — на 25,6%;
— численность докторантов — на 80%;
— прием в докторантуру — на 76%;
— выпуск из докторантуры с защитой диссертации — на 55%.
Процесс сокращения наблюдается и в отношении диссертационных советов.
Такое ограничение также сказывается на снижении числа защит диссертационных исследований, что в дальнейшем отразится на замещении руководящих должностей с учетом требований профессиональных стандартов.
Таблица 3
Основные показатели деятельности докторантуры [3]
[оды Число организаций, ведущих подготовку докторантов, единиц Численность докторантов, человек Прием в докторантуру человек Выпуск из докторантуры, человек
всего из него с защитой диссертации
Образовательные организации высшего образования
2010 407 4116 1548 1162 316
2011 412 4256 1589 1220 365
2012 410 4296 1543 1271 378
2013 398 4307 1471 1281 314
2014 372 3009 143 1281 217
2015 345 1853 373 1319 173
2016 303 825 368 1270 143
Источник: Федеральная государственная служба статистики Российской Федерации
Внедрение профессиональных стандартов позволяет добиться большей производительности труда, улучшить качество услуг образования, снизить издержки на подбор научных кадров и усилить конкурентоспособность вуза. В профессиональном стандарте преподавателя высшей школы подробно описано, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту. Это структурированный документ, содержащий основные требования к знаниям, умениям и навыкам работника, которые позволят качественно выполнять определенную трудовую функцию. Данный документ позволит высшему учебному заведению выстраивать свою стратегическую кадровую политику, особенно в отношении подготовки кадров высшей квалификации. Профессиональный стандарт также дает возможность кадровым службам организации составлять наиболее гибкие и достоверные должностные инструкции для каждого сотрудника с учетом выполняемых им трудовых функций.
Одновременно со всеми преимуществами профессиональных стандартов их внедрение влечет за собой изменение образовательных стандартов подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Появляются новые требования к профессионализму выпускников, которые неизбежно ведут к необходимости выработки новых подходов в преподавании, что создает необходимость привлекать к оценке качества преподавателей самих студентов, усиливать проектную деятельность в учебном процессе, решать проблемы мотивации преподавателей.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения: 3 декабря 2017 года).
2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 3 декабря 2017 года).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) «Об образовании в Российской Федерации», статья 52, п. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/(дата обращения: 3 декабря 2017 года).
References
1. The Resolution of the Government of the Russian Federation of August 8, 2013 No. 678 «About the approval of the nomenclature of positions of pedagogical employees of the organizations which are carrying out educational activity, positions of heads of the educational organizations». Available at: http://base.garant.ru/70429490/ (accessed December 3, 2017) (in Russian).
2. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru (accessed December 3, 2017) (in Russian).
3. The Federal law from December 29, 2012 No. 273 (an edition from 7/29/2017) «About education in the Russian Federation», article 52, item 2. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (accessed December 3, 2017) (in Russian).