Научная статья на тему 'Реформирование третьей ступени высшего образования на основании зарубежного опыта'

Реформирование третьей ступени высшего образования на основании зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / МОДЕЛЬ АСПИРАНТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ АСПИРАНТУРОЙ / ПОКАЗАТЕЛИ АСПИРАНТУРЫ / ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видревич Марина Борисовна, Завирюха Марина Игоревна

Исследование предлагает способы реформирования системы образования в России на примере института аспирантуры. Рассмотрено современное состояние системы подготовки научных кадров в аспирантуре в России и Европе. Проведен сравнительный анализ российской, британской и немецкой моделей послевузовского образования. Изучены основные подходы к поиску и отбору управленческих решений в организации третьей ступени высшего образования на примере опыта Великобритании и Германии. Обоснована возможность использования европейского опыта в практике российской аспирантуры и докторантуры для реализации положений Федерального закона «О промышленной политике» в Российской Федерации». Предложены направления реформирования института аспирантуры в российской образовательной системе. Новизна исследования заключается в том, что проведен анализ интеграционных тенденций и национальных особенностей в организации подготовки специалистов высшей научной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study looks at the ways of reforming the educational system in Russia using the case of postgradu-ate study. The modern state of the system of academic staff training in Russia and Europe is considered. A comparative analysis of the Russian, British and German models of postgraduate training is carried out. The main approaches to searching and selecting management practices for organization of the third stage of higher education are explored using the experience of the United Kingdom and Germany. The paper dis-cusses the possibility to adapt European experience to the Russian system of postgraduate and doctoral training in order to implement the provisions of the Federal law “On industrial policy in the Russian Federa-tion”. The directions for reforming the institution of postgraduate study in the educational system in Russia are suggested. The novelty of the research lies in the analysis of trends towards integration and in the study of national peculiarities in the training of specialists with higher academic qualifications.

Текст научной работы на тему «Реформирование третьей ступени высшего образования на основании зарубежного опыта»

г

^ ВИДРЕВИЧ Марина Борисовна

Кандидат химических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-36 E-mail: mbv@usue.ru

Реформирование третьей ступени высшего образования на основании зарубежного опыта

Аннотация

Исследование предлагает способы реформирования системы образования в России на примере института аспирантуры. Рассмотрено современное состояние системы подготовки научных кадров в аспирантуре в России и Европе. Проведен сравнительный анализ российской, британской и немецкой моделей послевузовского образования. Изучены основные подходы к поиску и отбору управленческих решений в организации третьей ступени высшего образования на примере опыта Великобритании и Германии. Обоснована возможность использования европейского опыта в практике российской аспирантуры и докторантуры для реализации положений Федерального закона «О промышленной политике» в Российской Федерации». Предложены направления реформирования института аспирантуры в российской образовательной системе. Новизна исследования заключается в том, что проведен анализ интеграционных тенденций и национальных особенностей в организации подготовки специалистов высшей научной квалификации.

^ ЗАВИРЮХА Марина Игоревна

Стажер кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-36 E-mail: mzaviryukha70@gmail.com

Ключевые слова

АСПИРАНТУРА

МОДЕЛЬ АСПИРАНТУРЫ

УПРАВЛЕНИЕ АСПИРАНТУРОЙ

ПОКАЗАТЕЛИ АСПИРАНТУРЫ

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ

JEL classification

I23, I28

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающее в России внимание к вопросам послевузовского образования и докторских программ в европейских странах обусловлено новыми проблемами, связанными с массовой внешней и внутренней миграцией в постсоциалистических и постсоветских странах, резким снижением ассигнований на науку и образование, появлением многочисленных и часто неэффективных структур в сфере образования и науки, повсеместным снижением мотиваций как у студентов, так и в среде преподавателей и исследователей, а также введением третьего уровня высшего образования - аспирантуры. Именно в период обучения в аспирантуре осуществляется подготовка кадров высшей квалификации. Это означает, что должен формироваться не только профессионализм, но и педагогическое мастерство будущего преподавателя. Более того, потребность в педагогической подготовке преподавателей вузов РФ в последние годы становится все более актуальной в связи с требованием ст. 9 Закона РФ от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», а также с введением профессиональных стандартов и зафиксирована на уровне государства. Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"» вводится профессиональ-

ный стандарт педагога высшей школы, который должен организовывать деятельность обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивать достижение обучающимися нормативно установленных результатов образования; создавать педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; создавать методическое обеспечение реализации образовательных программ. Все это будет осуществляться преимущественно на третьем уровне высшего образования.

В последнее время в системе высшего образования прослеживаются некоторые негативные тенденции:

• учебная нагрузка рядового преподавателя резко возросла, в некоторых случаях до 900 часов в учебном году;

• мониторинги оценки эффективности вузов жестко ориентируют вузовский менеджмент на поиск дополнительных источников финансирования - гранты, хоздоговоры, обучение «договорных» и зарубежных студентов и т.п. При этом на задний план отходит вопрос о качестве преподавания, профессионализме преподавателя, особенно молодого.

В существующей практике подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации технологии подготовки преподавателей для работы в вузах непедагогического профиля раз-

À

Reforming the Third Stage of Higher Education on the Basis of International Experience

■o a

H

a m a

Abstract

The study looks at the ways of reforming the educational system in Russia using the case of postgraduate study. The modern state of the system of academic staff training in Russia and Europe is considered. A comparative analysis of the Russian, British and German models of postgraduate training is carried out. The main approaches to searching and selecting management practices for organization of the third stage of higher education are explored using the experience of the United Kingdom and Germany. The paper discusses the possibility to adapt European experience to the Russian system of postgraduate and doctoral training in order to implement the provisions of the Federal law "On industrial policy in the Russian Federation". The directions for reforming the institution of postgraduate study in the educational system in Russia are suggested. The novelty of the research lies in the analysis of trends towards integration and in the study of national peculiarities in the training of specialists with higher academic qualifications.

Marina B. VIDREVICH

Cand. Sc. (Chemistry), Associate Professor of State and Municipal Governance Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-36 E-mail: mbv@usue.ru

работаны слабо и практически не реализуются.

По данным социологического исследования, проведенного среди преподавателей и экспертного сообщества государственных вузов Москвы, Воронежа, Саранска, Тюмени, Казани, Иванова, Пензы, средний возраст преподавателей в 2016 г. составил 48,7 года [8; 9]. При этом преподавателей до 35 лет - 19%, 35-54 лет - 43%, а пенсионеров в возрасте 55 лет и старше - 38%. Пятая часть ППС - старше 60 лет. Большой возраст и стаж работы (в среднем 18 лет) может говорить не только о значительном опыте педагогической деятельности, но и о некоторой консервативности в выборе методов и средств обучения, слабой готовности к разработке и внедрению инноваций в учебный процесс. Треть респондентов по базовому образованию инженеры, еще треть - экономисты и менеджеры. Получивших образование по педагогическим специальностям -16%. Это свидетельствует о том, что в основном у преподавателей вузов нет педагогической подготовки, они могут хорошо владеть предметным содержанием учебных дисциплин, но не имеют достаточных знаний по организации образовательного процесса, не обучались методикам преподавания, вынуждены приобретать эти навыки лишь опытным путем. Это означает, что менее 20% педагогов высшей школы соответствуют профессиональному стандарту [8; 9].

Таким образом, приоритетами деятельности преподавателя, кроме про-

фессиональных знаний, становятся: владение педагогическим мастерством; ориентация на инновационные подходы к обучению студентов; постоянное повышение результатов своей научной работы; соотнесение учебного процесса с интересами работодателей, потребностями рынка труда. Следовательно, подготовка вузовских преподавателей с целью обеспечения соответствия профессиональному стандарту должна включать освоение передового педагогического опыта, новых педагогических технологий, психологии обучения и воспитания, а также изучение европейского опыта преподавания и обучения именно в аспирантуре как необходимом базовом звене для подготовки преподавателя вуза.

В России практически нет специальной системы подготовки педагогов для вузов. С этих позиций внедрение европейского опыта [5], а также давно существующей практики применения профессиональных стандартов и европейской системы обеспечения качества образования [4] с учетом российского законодательства и традиций в области высшего образования представляется наиболее эффективным.

Целью настоящей работы является рассмотрение возможных путей дальнейшего реформирования аспирантуры в Российской Федерации для внедрения положений Закона о промышленной политике и Профессионального стандарта подготовки педагога высшей школы с позиций использования международного опыта.

Marina I. ZAVIRYUKHA

Intern of State and Municipal Governance Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-36 E-mail: mzaviryukha70@gmail.com

Keywords

POSTGRADUATE STUDY MODEL OF POSTGRADUATE STUDY POSTGRADUATE SCHOOL MANAGEMENT INDICATORS OF POSTGRADUATE STUDY THIRD STAGE OF HIGHER EDUCATION REFORMING POSTGRADUATE SCHOOL IN RUSSIA

JEL classification

I23, I28

г

Таблица 1 - Сравнение программ PhD и EdD

Программы PhD in education Программы EdD

«Сложные задачи, стоящие перед образованием XXI века, требуют исследователей, которые могут собирать и анализировать информацию из различных академических дисциплин - экономики, биологии, психологии, искусства, истории, многих других - и преобразовывать свои выводы в идеи для политики, реформирования образования и практики образования» (Гарвардский университет, США). «Цель программы PhD - подготовить следующее поколение ведущих исследователей в сфере образования»(Стэнфордский университет, США). «Целью программы PhD является практическое обучение в манере, которая способствует развитию независимых исследовательских навыков у участников программы» (Университет Квинсланда, Австралия) Цель программы заключается в том, «чтобы расширить понимание (участников программы) и усовершенствовать практику в своих школах и образовательных системах на основе исследования и теоретического осмысления политики и практики в сфере образования» (Кембриджский университет, Великобритания). «Программа EdD предназначена для обеспечения возможности более углубленного исследования для тех, кто уже реализует карьеру, связанную с образованием» (Университет Торонто, Канада). «Цели программы - помочь опытным профессионалам (в сфере образования) развить глубокое понимание выбранной ими области изучения и поощрить их к поиску инновационных подходов к осуществлению исследований в сфере образования, а также к практическим инсай-там, чтобы в конечном итоге помочь им переосмыслить проблемы образования» (Китайский университет Гонконга, Китай)

Составлено по: [1].

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть варианты реализации третьего уровня высшего образования за рубежом;

2) рассмотреть возможности использования зарубежного опыта в практике реформирования аспирантуры в России.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Возможности получения последипломных квалификаций в разных странах определяются их национальными законодательствами, различаются по срокам и требованиям. Во многих странах, включая США и Великобританию, к последипломной степени ведет организованный цикл учебных спецкурсов, который дополняется подготовкой диссертации. В других странах (Германия, Нидерланды) основной акцент при получении докторской степени делается на работу над диссертацией. Для французской системы образования характерно относительно уравновешенное сочетание обеих составляющих: учебной и исследовательской. Последипломный уровень в зарубежных странах включает не только докторскую степень, но также промежуточные квалификации и степени (магистр, диплом углубленной подготовки и т.п.), которые различаются не только в связи со спецификой систем образования отдельных стран, но и с самим назначением последипломных квалификаций.

Как правило, аспирантура за рубежом - это только докторантура. Понятия «кандидат наук» в большинстве стран не существует. По окончании постдипломного образования выпускнику присваивается ученая степень «доктор философии» в какой-либо области (PhD). Несмотря на название, к философии степень не имеет никакого отношения, это просто дань традиции: в XII-XIII веках в Великобритании в университетах существовало всего четыре факультета -медицины, юриспруденции, теологии и философии, и степени присваивались согласно специализации. В наше время они также сохранились (доктор медицины, доктор права, доктор богословия), однако специальностей стало больше, а ученую степень для всех областей оставили одну. К примеру, существует степень доктора философии по химии или доктора философии по литературе [1].

Еще один тип послевузовского образования за рубежом - степень доктора педагогики - EdD.

PhD vs. EdD в большинстве университетов мира реализуются параллельно и различаются по целевой установке, по содержанию, по организационной модели (табл. 1).

Программы бывают структурированные и неструктурированные. Первый тип распространен в Северной Америке - США и Канаде. Структурированная докторантура состоит из трех последовательных этапов:

• углубленное изучение профильных дисциплин;

• квалификационные экзамены;

• защита диссертации.

Первый этап длится около двух лет. Студенты не только получают фундаментальные знания, но и определяются с выбором научного руководителя, готовят план своей будущей диссертации (dissertation proposal). В этот период у обучающегося есть возможность, хотя и не всегда реализуемая, получить и практические знания, работая в качестве ассистента профессора (Research Assistant).

Второй этап начинается на третьем году обучения или позже, если докторантура рассчитана на 5-6 лет. Докторанты сдают квалификационные экзамены (Comprehensive Exams), после чего могут приступать к написанию диссертации. В этот период студенты посещают значительно меньше теоретических лекций, занятия могут отсутствовать вовсе. Докторанту дается время для работы над исследованием, возможность более плотно взаимодействовать со своим научным руководителем.

И третий этап - защита диссертации перед специальной комиссией.

В европейских университетах обычно реализуется неструктурированная программа докторантуры. Она является более традиционной и предполагает работу студента над диссертацией под непосредственным руководством профессора.

Докторанту предоставляется больше свободы и времени, но одновременно это требует от него повышенного уровня ответственности. Докторант может проводить свое исследование как индивидуально, так и в составе научной группы вместе с другими студентами.

Во многих странах завершение обучения в аспирантуре регистрируется по дате положительного заключения о результатах защиты диссертации, в то время как в других (например, согласно рекомендации HEFCE - Higher Education Funding Council for England) только после того, как все требования, предъявляемые к кандидату, будут им выполнены.

При сопоставлении доступных статистических данных видно, что при прочих равных условиях разница по времени, необходимому для получения докторской степени, между первым и вторым подходом может достигать года [6; 10].

Что касается поиска и начала карьерной траектории обладателя докторской

А

Таблица 2 - Основные формы третьей ступени высшего образования за рубежом

Наименование степени Описание формы аспирантуры

Традиционная степень PhD Обучение в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит по итогам защиты диссертации

PhD по публикациям Обучение в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит по итогам зачета серии научных публикаций, опубликованных или принятых к публикации в научных изданиях, соответствующих установленным требованиям. Присуждение степени обычно сопровождается рассмотрением реферата, в котором представлены постановка проблемы и общие выводы по результатам исследования

PhD нового курса (New Route PhD) New Route PhD представляет собой имплементацию американской модели аспирантуры (иногда обозначается как the taught doctorate). Обучение реализовано в форме прохождения аспирантом объемного лекционного курса по соответствующей тематике с акцентом на приобретение специализированных навыков и компетенций. Диссертация может быть короче и проще, чем в традиционной аспирантуре. Степень присуждается после обязательной сдачи экзаменов и защиты диссертации. Данный вид аспирантской программы используется некоторыми вузами Великобритании с 2001 г. с целью гармонизации программ и привлечения аспирантов из стран с аналогичной моделью аспирантуры

Научная степень по профессии (DEng; DEd; DBA и др.) Обучение включает в себя курсы лекций по определенным дисциплинам. Обучение нацелено на получение специфических прикладных знаний в узкой профессиональной области. Аспиранты, как правило, уже имеют опыт работы. Также предусматривается выполнение индивидуального проекта под руководством научного руководителя. Диссертация часто короче, чем в традиционной модели, и исследование в ней носит прикладной, ориентированный на решение рабочих задач, характер. Чаще всего присваиваются степени в образовании - Doctor of Education (DEd), в технических науках - Doctor of engineering (DEng), в бизнес-администрировании - Doctor of Business Administration (DBA), в клинической психологии - Doctor of Clinical Psychology (DClinPsy). Наибольшее распространение научные степени по профессии получили в США, Великобритании, Австралии

Практически ориентированная научная степень Аспирантура по данной степени, как правило, предусмотрена в области искусства. В модели предусматривается выполнение индивидуального проекта под руководством научного руководителя. Результаты проекта состоят из двух частей. Первая - собственно диссертация, которая, как правило, короче, чем в традиционной модели, но также содержит значительную теоретическую часть и рефлексию. Вторая часть состоит из одной или более форм практических, творческих результатов, таких как новелла, пьеса, постановка (для театральных студий), портфолио работ (искусство и дизайн) и т.д. По каждой части проводится экзамен

Составлено по: [3].

степени, то они постепенно трансформировались в апологию тех или иных форм аспирантуры (табл. 2, 3).

Современной тенденцией развития докторантуры в большинстве европейских стран и в США является достаточно формализованная структура докторской подготовки, вытесняющая традиционную «модель ученичества» в пользу более структурированной научной и исследовательской работы в дисциплинарных или междисциплинарных программах.

Разрабатываемые программы направлены на уменьшение длительности докторской подготовки, снижение процента отсева и обеспечение более целенаправленной научно-исследовательской работы. Как правило, они включают курсовую работу, сопровождаемую планом предполагаемого обязательного научного исследования. Иногда обе системы докторантуры - старая и новая - существуют параллельно (например, в Германии, Австрии, Польше, Италии и Норвегии).

В новой российской модели имеются следующие особенности:

• на этапе поступления абитуриенты сдают три вступительных экзамена: по специальной дисциплине, философии и иностранному языку. Программы вступительных испытаний формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специ-алитета или магистратуры, а результаты обучения в магистратуре при поступлении не учитываются;

• итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать государственные экзамены, «ориентированные на педагогические компетенции», и сделать научный доклад по своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается;

• в существующей системе подготовки кадров высшей научной квалификации сложно понять, для чего выпускнику аспирантуры, не защитившему и не представившему по окончании обучения в аспирантуре диссертацию, документ о высшем образовании третьего уровня.

Все эти проблемы Минобрнауки планирует решить с помощью принятия нового нормативного документа «Комплексные изменения в системе аспирантуры». Главное нововведение - сделать защиту диссертации по окончании аспирантуры обязательной [6].

На основе анализа реализации третьего уровня высшего образования за рубежом и в России можно предложить следующие пути реформирования аспирантуры в нашей стране В первую очередь, представляется целесообразным направить усилия на прояснение позиции по основополагающим вопросам аспирантуры по примеру британской общенациональной дискуссии. Является ли целью обучения научный результат или освоение исследовательских навыков? Является ли это образованием или повышением квалификации? Является ли аспирант студентом или работником? О чем говорит численность и отсев аспирантов и т.д.? Обоснованные ответы на эти вопросы позволят сформировать оптимальную конфигурацию современной российской модели аспирантуры.

г« Таблица 3 - Сравнительный анализ российской, британской и немецкой модели аспирантуры

Параметры Российская модель Британская модель Немецкая модель

Документы для поступления (образование) В аспирантуру принимаются граждане РФ, имеющие высшее образование (специалитет, магистратура) Для поступления на программу PhD необходим диплом магистра (Master) британского или зарубежного вуза Для поступления на программу PhD необходим диплом магистра

Способы поступления Все поступающие в аспирантуру по бюджету сдают конкурсные вступительные экзамены по: специальной дисциплине; философии (истории науки); иностранному языку В настоящее время существует несколько способов стать студентом PhD в английском вузе: 1) найти вакансию научного работника - это открытые оплачиваемые должности, обычно информация публикуется на сайте университета; 2) получить грант или стипендию - это наиболее распространенный и реальный способ поступить на уровень PhD бесплатно; 3) поступить на платный курс. Плата за год обучения может колебаться в пределах 3 000-30 000 евро Поступить в немецкую аспирантуру можно двумя способами: 1) самостоятельно заняться поисками подходящего вуза и договориться с научным руководителем; 2) принять участие в какой-нибудь аспирантской программе, проводимой руководителями университетов

Необходимые документы Копия диплома о высшем профессиональном образовании с приложением; личный листок по учету кадров; автобиография; характеристика - рекомендация с места работы или выписка из протокола заседания Ученого совета учебного заведения для лиц, рекомендованных в аспирантуру непосредственно после окончания вуза; копия трудовой книжки (при наличии); медицинская справка; свидетельство о сдаче кандидатских экзаменов (при наличии); список опубликованных научных работ по специальности (при наличии); реферат по предполагаемой теме исследований 1. Исследовательский проект -должен соответствовать специфике и направленности выбранного вуза. 2. Рекомендации - также один из критически важных элементов. По ним и Curriculum Vitae у приемной комиссии будет формироваться общее представление. 3. Диплом с оценками. 4. Curriculum Vitae - своеобразный аналог резюме, где в более свободной форме описываются все этапы обучения, работы и личные качества и стремления. 5. Мотивационное письмо (personal statement или research proposal) - здесь нужно отразить все свои стремления и обосновать, почему именно вы достойны получить место. 6. Результат IELTS - тест на уровень знания английского языка. Результат должен быть не ниже 6,5 баллов Мотивационное письмо, резюме, рекомендации и научные статьи (если есть)

Период обучения 3 года 3-5 лет 3-4 года

Способы написания и защиты диссертации Образовательная программа аспирантуры включает: 1) учебные дисциплины: дисциплины кандидатского минимума; обязательные дисциплины; дисциплины по выбору; 2) практики: научно-исследовательская практика; научно-педагогическая практика; 3) научно-исследовательскую работу по тематике диссертации: подготовка и публикация научных статей; подготовка текста диссертации; защита диссертации на диссертационном совете В Великобритании doctorate представляет собой трехлетнюю программу, в ходе которой студент сконцентрирован на своем научном проекте. Докторская подготовка в таких условиях очень сильно зависит от взаимоотношений между студентом и его научным руководителем. Докторант должен сдать один экзамен по теме диссертации, который принимают два профессора — из университета докторанта (но не научный руководитель) и из другого университета. Работа над диссертацией предполагает регулярные встречи профессора и PhD студента, на которых последний получает консультации по плану работы, теоретической модели, положенной в основу исследования, библиографии и архивам, а также рецензии на готовые фрагменты текста диссертации Основной упор здесь делается на самостоятельную работу над диссертацией. В Германии требования, предъявляемые к PhD студентам и докторантам на экзаменах и при защите диссертации, весьма высоки

Составлено по: [1; 7].

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационную базу реформы аспирантуры обеспечит внедрение механизмов сбора первичных данных на всех этапах процесса обучения, а также отслеживание карьерных траекторий как выпускников, так и лиц, не завершивших обучение [2. С. 154].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Западная система образования значительно отличается от российской. В этой системе нет прямого аналога привычной для нас «аспирантуры». Докторантура в европейском научном пространстве предполагает преимуществен-

но исследования, обучение при этом достаточно независимо и гибко.

Перенимать какую-либо одну модель представляется нерациональным по многим причинам. Нужно реорганизовать отечественную аспирантуру, сохранив, насколько это возможно, индивидуальность и достижения советской системы образования. Важнейшими элементами российской аспирантуры должны стать внимательный отбор будущих аспирантов, их двухлетнее обучение по образовательной программе согласно ФГОС для подготовки соответствующего профессиональному стандарту препо-

давателя вуза, регулярная совместная P

работа аспиранта и научного руководи- g

теля. При этом было бы целесообразно N

рассмотреть возможность использо- S

вания опыта организации подготовки j

студентов PhD на постсоветском про- ^

странстве, в частности в Казахстане, где A

одновременно с научным руководите- R

лем у студента есть научный консультант, z

например специалист из другой области 6

науки. Z

7

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы благодарят В. П. Иваницкого за помощь при подготовке статьи.

Источники

1. Аспирантура за рубежом. URL: http://global-edu.ru/foreign-education/post-graduate-study-abroad/.

2. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 133-155.

3. Вершинин И.В. Проблемы высшей школы и воспроизводства научных кадров. URL: http://riep.ru/upload/iblock/227/22773fd4bcc42 3a96f1aadedce011ec4.pdf.

4. Видревич М.Б., Марамыгин М.С., Пахальчак Г.Ю. Об опыте использования британской системы качества образования в практике магистерской подготовки Уральского государственного экономического университета // Гарантии качества профессионального образования: сб. метод. материалов, ст. и тез. участников форума / под общ. ред. М.Ф. Королева. М.: РАГС, 2010. Т. 2. С. 35-41.

5. Видревич М.Б., Первухина И.В. Методическое руководство по подготовке к валидации российско-британских учебных программ / Британский Совет. М., 2008.

6. Минобрнауки готовит масштабную реформу аспирантуры. URL: http://vz.ru/news/2016/9/22/833988.html.

7. Нечаев В. Российская аспирантура. Вызовы модернизации и интернационализации. URL: http://мпгу.рф/wp-content/ uploads/2016/06/Rossiyskaya-spirantura_NECHAEV_28_06_IT0G0.pdf.

8. Резник С.Д. Научиться учить. Преподавателям вузов не хватает педагогической подготовки. URL: www.poisknews.ru/theme/ edu/18116/.

9. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография. М.: ИНФРА-М, 2016.

10. Eggins H. Trends and Issues in Post Graduate Education: A Global Review // The UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge (March 5-7, 2008). Dublin, 2008.

Reference

1. Aspirantura za rubezhom [Postgraduate study abroad]. Available at: http://global-edu.ru/foreign-education/post-graduate-study-abroad/ (in Russ.).

2. Vershinin I.V. Diskussiya ob aspiranture za rubezhom: osnovnye prob-lemy i tendentsii [The debate about postgraduate study abroad: key issues and trends]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie - Science. Innovation. Education, 2016, no. 2, pp. 133-155.

3. Vershinin I.V. Problemy vysshey shkoly i vosproizvodstva nauchnykh kadrov [The problems of high school and reproduction of academic staff]. Available at: http://riep.ru/upload/iblock/227/22773fd4bcc423a96f1aade dce011ec4.pdf (in Russ.).

4. Vidrevich M.B., Maramygin M.S., Pakhal'chak G.Yu. [On the experience of using the British system of education quality in the practice of master's training of the Ural State Economic University]. Garantii kachestva professional'nogoobrazovaniya: sb. metod. materialov, st. i tez. uchastnikov foruma. Pod red. M.F. Koroleva [Korolev M.F. (ed.) Proc. of the forum "Guarantees of vocational education quality"]. Moscow, RAGS Publ., 2010. Vol. 2. Pp. 35-41.

5. Vidrevich M.B., Pervukhina I.V. Metodicheskoe rukovodstvo po podgo-tovke k validatsii rossiysko-britanskikh uchebnykh programm. Britanskiy Sovet [Methodological guidelines for the preparation for the validation of Russian-British training programs. British Council]. Moscow, 2008.

6. Minobrnauki gotovit masshtabnuyu reformu aspirantury [Ministry of Education is preparing a large-scale reform of postgraduate study]. Available at: http://vz.ru/news/2016/9/22/833988.html (in Russ.).

7. Nechaev V. Rossiyskaya aspirantura. Vyzovy modernizatsii i internat-sionalizatsii [Postgraduate study in Russia. Challenges of modernization and internationalization]. Available at: http://mpgu.rf/wp-content/up-loads/2016/06/Rossiyskaya-spirantura_NECHAEV_28_06_IT0G0.pdf.

8. Reznik S.D. Nauchit'sya uchit'. Prepodavatelyam vuzovnekhvataetped-agogicheskoy podgotovki [Learn to teach. University lecturers lack pedagogical training]. Available at: www.poisknews.ru/theme/edu/18116/.

9. Reznik S.D., Vdovina O.A. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i raz-vitie professional'nykh kompetentsiy [Lecturers in Russian universities: forming and developing vocational competences]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016.

10. Eggins H. Trends and Issues in Post Graduate Education: A Global Review. The UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge (March 5-7, 2008). Dublin, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.